Современные технологии использования сказок в психолого-педагогической работе с детьми
учебно-методический материал

Классификация сказок. Примеры психологической работы со сказкой, занятия с применением сказок. Влияние сказки на психологическое развитие ребенка. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Современные технологии использования сказок  в психолого-педагогической работе с детьми

Методы коррекции и психопрофилактики с применением современных технологий разнообразны, но наиболее активно, на наш взгляд воздействует метод сказкотерапии. Коррекция психического и личностного развития дошкольника сказкотерапевтическими приемами решает ряд задач: создание положительного эмоционального настроя, формирование ценностных ориентаций; развитие навыков социального взаимодействия.

Сказка для ребенка, как и сновидения для взрослого, - мост между сознанием и бессознательным и помогает ему строить свое «Я», свою сознательную часть в гармонии с бессознательным.

Сказкотерапия – «это терапия средой, особой сказочной обстановкой». (Зинкевич-Евстигнеева Т.Д.). Ребенка дошкольного возраста отличает высокая эмоциональность, вера в чудеса.

Т.Д. Зинкевич-Евстигнеева выделяет шесть видов сказок: художественные, народные, авторские , дидактические, психокоррекционные сказки и психотерапевтические сказки.

Система игровых и сказочных задач позволяет научить детей разрешению противоречий. Ставятся задачи, например, «Как помочь лисе стать добрее и внимательнее» (по русской народной сказке «Заюшкина избушка»); «Как не обидеть друзей и не остаться одному» (по сказке В.Сутеева «Кораблик»).

Пример психологической работы с народной сказкой

«Курочка Ряба»

Интересно, что чем короче сказка, тем более концентрированным

смыслом она обладает. Попробуем размышлять вместе с нашими

воспитанниками:

1. О чем эта сказка?

- о подарке судьбы («золотое яйцо») и о том, что делают с ним

неподготовленные люди;

- о случайностях, которые обычно случаются закономерно («мышка

бежала, хвостиком махнула, яичко упало и разбилось»);

- любви к ближнему («не плачь дед, не плачь баба, я снесу вам другое

яичко, не золотое, а простое»);

2. Чему нас сказка учит? - конечно, содержать свой дом в чистоте, не

доводить до появления мышей.

3. Объясните, пожалуйста, почему Дед и Баба плачут, когда яичко

разбилось, ведь они сами хотели, чтобы это произошло, когда били по нему.

При обсуждении сказки наша основная задача - подвести ребенка к тому, что все явления нашей жизни неоднозначны. Для этого мы «поворачиваем» сказочную ситуацию как кристалл, и рассматриваем ее грани.

Дидактические сказки

В форме дидактических сказок подаются учебные задания. В этих историях решение примера - это прохождение испытания, ряд решенных примеров приводит героя к успеху.

Психокоррекционные сказки создаются для мягкого влияния на поведение ребенка. Под коррекцией здесь понимается «замещение» неэффективного стиля поведения на более продуктивный, а также объяснение ребенку смысла происходящего.

Психотерапевтические сказки

Психотерапевтические сказки создаются в процессе поиска смысла происходящих событий и проблемных ситуаций. Психотерапевтические  сказки часто оставляют человека с вопросом. Это, в свою очередь, стимулирует процесс личностного роста. Эти сказки могут быть адресованы детям, которые боятся темноты, адаптируются к ДОО, имеют тревожность или агрессию. То есть в тех случаях, когда необходимо объяснить смысл происходящего и помочь изменить к нему отношение.

 Опыт работы с дошкольниками привели к выводу, что сказка имеет огромный психотерапевтический потенциал, оказывает влияние и на эмоциональную и на познавательную сферу детей. Работа по психотерапевтическим сказкам О.Хухлаевой: «Случай в лесу» - повышает уверенность ребенка в себе, стремление его к самостоятельным действиям; «Сказка про ежика Витю» - предупреждает возникновение трудностей в общении со сверстниками; Сказка «Про Бобра, лисичку и волка» (как бобер лисичку спас) – способствует развитию эмпатии и дружелюбия; Сказка «Про детей, которые папу спасали» - развивает у детей стремление проявлять заботу, способствует формированию адекватной самооценки, повышает уверенность в своих силах: «я смогу». Можно также познакомиться с такими книгами, как  «Практикум по сказкотерапии» и  «Игры в сказкотерапии» Т. Д. Зинкевич-Евстигнеева, «Сказкотерапия детских проблем» Ткач Р. М.

Медитативные сказки

Создаются для накопления положительного образного опыта, снятия психоэмоционального напряжения, создания лучших моделей взаимоотношений, развития личностных потенциалов.

МЕТОДИКА РАБОТЫ СО СКАЗКОЙ

Для начала работы нужно провести отбор литературного материла. Или это будут сказки народные, или сказки литературные (русских или зарубежных авторов).

Далее выбираем направление в работе со сказкой (Познавательное, социальное, физическое развитие и развитие творческого воображения). Позже определяем форму организации работы (экскурсии, встречи, праздники и тд.) И, последнее, используем определенные методы и приемы (творческие задания, игры и т.д).

Работа со сказками в  нашем саду проводится  как в групповом формате, так и индивидуально. Рассмотрим, как и где можно использовать сказки и сказкотерапию.

  1. ГРУППОВАЯ РАБОТА

Занятия психолога в ДОО  проводятся 1 раз в неделю. И в некоторые из них мы включаем работу со сказкой.

Примеры занятий:

  • Занятие с детьми с использованием сказки «колобок». Колобок с нами поздоровался, передал добрые пожелания каждому ребенку, а потом  поиграл  с ребятами в сказкотерапевтические игры: «камень и  веревка» - для снятия мышечного напряжения и «Обыкновенное чудо». Затем мы все вместе отправились в путешествие по сказке. Ребята помогали вспомнить сюжет, подсказывали, кто встречался на пути у колобка. Все помогали прокатиться колобку по дорожке. Соответствующего героя сказки мы выкладывали на стол. По завершению сказку мы  обсудили и выяснили, чему учит нас данная сказка, а также обобщили, какие животные встречались на пути у колобка (дикие). Таким образом,  на данном занятии мы развивали у детей мышление и речь, снимали психоэмоциональное и мышечное напряжение.
  • Занятие с использованием сказки К.И.Чуковского «Федорино горе». Здесь также ребята помогали вспомнить сюжет сказки. Каждый ребенок пытался изобразить какой-либо сюжет (вывалился стол, самоварище сидит, блюдца бьются и т.д.). После мы помогли Федоре разобрать посуду: что нужно ей для чаепития, что для приготовления обеда.  В конце занятия все подвели итог: почему так произошло в сказке? Что нужно делать, чтобы посуда больше не убегала от Федоры?
  • Занятие с сочинением сказки про слоненка. Ребята встретили слоненка и начали думать, как его зовут. Как только дети придумали ему имя, он сразу вспомнил, как очутился у них в группе. А пришел он с особым заданием (применение дидактической сказки): необходимо помочь слоненку его выполнить. После все вместе придумали, куда нашему слоненку двигаться дальше.

Использование сказки в групповой работе развивает у детей речь, мышление, воображение, фантазию (если мы сочиняем сказку, или придумываем ее продолжение), а также помогает снять психоэмоциональное напряжение.

  1. ДИАГНОСТИКА

При психодиагностики с помощью сказки погружаем ребенка в сказку, вводим в состояние, подобное легкому трансу - «В некотором царстве, в некотором государстве…». Психолог должен наблюдать, как ребенок реагирует на те или иные поступки героев; отследить позы ребенка, движения, мимику.

  1. СОЧИНЕНИЕ СКАЗКИ (индивидуально)

При проведении индивидуальной работы мы с ребенком применяем метод сочинения сказки. Просим его придумать и рассказать историю, сказку, волшебный рассказ, используя предложенные карточки с разными героями или предметами: кто куда пошел, что делал, кого встретил,  какое у него было настроение, его желания и т.д.  Именно этот способ работы со сказкой дает самый богатый материал для диагностики. Тут психологу следует не только отслеживать реакции ребенка, но и сделать полный анализ продукта творчества ребенка. Этот способ диагностики, как и другие, основан на принципе проекции.

Работа с ребенком легче для психолога потому, что его психологические защиты не стали еще «закостенелыми».

  1. ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКИЕ ОТНОШЕНИЯ

Процесс рассказывания сказки сам по себе более реален и более захватывающий, чем уже рассказанная сказка. Что происходит между ребенком и матерью после сказанных ею слов: «А когда почистишь зубы, я расскажу тебе сказку» - и моментом, когда, закончив сказку и улыбнувшись со словами: «Ну, вот и все…», она плотно подтыкает под него одеяло? Каков его последний вопрос и как она подоткнет одеяло после каждой рассказанной сказки?

Для того, чтобы увидеть, как использование сказки в работе с семьей влияет на развитие детско-родительских отношений и помогает в решении проблемы воспитания и агрессивного поведения ребенка, был составлен комплекс занятий в системе мама-ребенок. Применялись различные методы: игры с песком, совместное рисование, подвижные игры, беседы. В основу занятий легла работа со сказками и сказкотерапевтическими играми. По итогу каждого занятия давалось задание на дом. На занятии мы вместе рассказывали сказку, обсуждали ее, рисовали, делали выводы. Маме было  рекомендовано читать сказки на ночь ребенку, а также учить ребенка правильному выражению чувств и эмоций через сказки. Для работы с агрессией ребенка использовались игры: «обзывашки», «катаем мяч», «фейерверк», «повелитель ветра», «упрямый ослик».   По итогу комплекса занятий  был сделан плакат настроения.

Сказка сближает ребенка с мамой, делает их отношения доверительными и спокойными, учит правильному выражению чувств и эмоций.

Метод сказкотерапии способствует расширению поведенческого репертуара, развитию навыка налаживания дружеских отношений со сверстниками, коррекции поведения дошкольника.

Таким образом, мы ненавязчиво формируем неприятие у дошкольника отрицательных качеств в себе и развиваем положительные нравственные качества, стремление к «правильным поступкам», к позитивным межличностным отношениям.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Современные технологии использования сказок в психолого-педагогической работе с детьми Подготовила педагог-психолог: Трактирова Анна Александровна

Слайд 2

Сказкотерапия – «это терапия средой, особой сказочной обстановкой». Зинкевич-Евстигнеева Т.Д.

Слайд 3

Т.Д. Зинкевич-Евстигнеева выделяет шесть видов сказок: художественные; народные; авторские; дидактические; психокоррекционные сказки; психотерапевтические сказки.

Слайд 4

Пример психологической работы с народной сказкой «Курочка Ряба» 1. О чем эта сказка? 2. Чему нас сказка учит? 3. Объясните, пожалуйста, почему Дед и Баба плачут, когда яичко разбилось, ведь они сами хотели, чтобы это произошло, когда били по нему.

Слайд 5

Дидактические сказки В форме дидактических сказок подаются учебные задания

Слайд 6

Психокоррекционные сказки

Слайд 7

Психотерапевтические сказки

Слайд 8

Медитативные сказки « Усыплялки », «Гномик» Вера Спиранская «Волшебный лес» Мария Шкурина «Золотой шар». Татьяна Зинкевич-Евстигнеева

Слайд 9

КНИГИ по СКАЗКОТЕРАПИИ «Практикум по сказкотерапии » Т. Д. Зинкевич-Евстигнеева «Игры в сказкотерапии » Т. Д. Зинкевич-Евстигнеева , Т.М. Грабенко . « Сказкотерапия детских проблем» Ткач Р. М. Лабиринт души: терапевтические сказки Хухлаева О.В., Хухлаев О.Е.

Слайд 10

МЕТОДИКА РАБОТЫ СО СКАЗКОЙ Отбор литературного материала. Выбираем направление в работе со сказкой. Определяем форму организации работы. Используем определенные методы и приемы.

Слайд 11

Метод сказкотерапии способствует расширению поведенческого репертуара, развитию навыка налаживания дружеских отношений со сверстниками, коррекции поведения дошкольника.

Слайд 12

за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Современные технологии используемые в комплексной психолого-педагогической реабилитации детей с ОВЗ.

Воспитанники домов ребенка отличаются от своих сверстников из семьи дисгармоничностью, интеллектуальной сферы, неразвитостью произвольных форм поведения, повышенной конфликтностью, агрессивностью. ...

Совместное мероприятие с родителями и детьми средней группы с использованием здоровьесберегающей тактильной психолого-педагогической технологии в танцевально-игровой гимнастике.

Предлагаю вашему вниманию свой небольшой опыт. Это мероприятие, проводимое совместно с родителями и детьми в средней группе по танцевально - игровой гимнастике с использованием здоровьесберегающей так...

Психолого-педагогические методы работы в ДОУ с детьми с синдромом Дауна

Презентация к выступлению на заседании круглого стола "Создание условий, способствующих развитию и социализации детей с синдромом Дауна в процессе межведомственного взаимодействия в Республике Ад...

Психолого-педагогические основы работы с детьми, имеющими ЗПР

Настоящее время проблеме воспитания и обучения дошкольников с задержкой психического развития (ЗПР) уделяется значительное внимание, как в сфере науки, так и практики. Это обусловлено тем, что увеличи...

Психолого- педагогические аспекты работы с детьми с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью

Что такое гиперактивность, что такое СДВГ? У кого чаще наблюдается гиперактивное поведение: мальчиков или девочек? Причины. Приемы работы....