Современные технологии используемые в комплексной психолого-педагогической реабилитации детей с ОВЗ.
консультация по коррекционной педагогике на тему

Лейман Оксана Николаевна

Воспитанники домов ребенка отличаются от своих сверстников из семьи дисгармоничностью, интеллектуальной сферы, неразвитостью произвольных форм поведения, повышенной конфликтностью, агрессивностью.   

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon seminar-2010g.doc50 КБ

Предварительный просмотр:

 СОВРЕМЕННЫЕ ТЕХНОЛОГИ,  ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ В КОМПЛЕКСНОЙ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ РЕАБИЛИТАЦИИ ДЕТЕЙ  с ОВЗ.

      Воспитанники домов ребенка отличаются от своих сверстников из семьи дисгармоничностью, интеллектуальной сферы, неразвитостью произвольных форм поведения, повышенной конфликтностью, агрессивностью.   Специфические особенности интеллектуальной сферы ребенка, воспитывающегося вне семье, а также его поведение не могут быть расценены как отставание в психо-речевом развитии. Они могут носить качественно иной характер. Он состоит в несформированности внутреннего мира ребенка, в несвязанности поведения  с конкретной ситуацией, недоразвитием внутренних механизмов регулирования. У воспитанников домов ребенка отмечается слабая ориентация на будущее, обедненность и уплощенность эмоциональных проявлений, упрощенное и обедненное содержание образа самого себя, снижение самооценки, несформированность избирательности в общении.

     Дети, находящиеся в домах ребенка, из-за отсутствия необходимого эмоционального общения отстают не только в интеллектуальном, но и в речевом развитии. Такое же отставание часто является следствием поражения центральной нервной системы различного генеза.

      Для создания полной картины ребенка необходимо провести психолого-педагогическое и логопедическое обследование с целью выявления проблемных моментов в психо-речевом развитии.

       Карта психолого-педагогического обследования детей первых лет жизни позволит наиболее полно составить картину развития ребенка на данном возрастном этапе. При проведении обследования логопед и психолог опираются на возрастные нормы развития ребенка первых лет жизни.

     Очень большое значение для будущей речи имеет связь анализаторов, которые формируются и складываются к концу первого полугодия жизни. Возникновение зрительно-тактильно-двигательной координации существенно меняет отношение ребенка к окружающему миру, так как на этой основе появляется манипулятивно-предметная деятельность. А затем и предметно-игровая.

    Неполноценное доречевое общение, отсутствие предметных действий, недоразвитие мелкой моторики, к концу 1-го года жизни оказываются тесно связанными с чрезвычайной скудностью начальных речевых проявлений.

   Для развития моторики рук хорошо использовать различные графические упражнения, которые помогут ребенку совместить обучающие занятия с игровыми моментами.

    Мелкую моторику можно развивать в специально оборудованной комнате, в которой дети с помощью ложек и совочков учатся пересыпать различные предметы  (крупа, камушки, орехи), сортировать пуговицы, собирать мелкие предметы в бутылку.    

      Коррекционно-педагогическая работа в первые годы жизни ребенка имеет три основные цели:

  • полностью провести диагностическое обследование и определить этапы ближайшего развития на конкретный период времени;
  • создать оптимальные условия для компенсации дефекта (интегрированная работа с ребенком всех специалистов: логопедов, психологов, дефектологов и врачей);
  • формировать правильное отношение детей к окружающему миру (развивать навыки общения и понимания между детьми, между ребенком и взрослым).

    Компенсаторные возможности организма ребенка очень велики, но для того чтобы их использовать в полной мере, необходимо четко спланировать работу всех специалистов. Карта психолого-педагогического обследования с отклонением в развитии детей в возрасте до трех лет позволит наиболее полно создать картину объективного статуса ребенка (приложение № 6).

     При проведении обследования следует соблюдать принципы кондуктивной педагогики, которые обеспечивают более объективную последующую оценку состояния ребенка:

  • создание в ходе всего обследования комфортности, установление эмоционального контакта между педагогом и ребенком;
  • предъявление заданий начинают с легкого материала для создания ситуации успеха, вызывающей желание у ребенка дальнейшей работы;
  • игровой характер задания;
  • сигналы следует подавать от более тихого к более громкому голосу;
  • после каждого выполнения задания обязательно следует похвала ребенка для стимуляции дальнейшего интереса к занятиям.

Задачи работы психолога:

  1. Психологическое изучение и составление индивидуальных коррекционных программ.
  2. Изучение уровня мотивации, поведенческих реакций и коррекционное воздействие на эмоционально-волевую сферу.
  3. Решение проблем межличностных отношений во всех сферах взаимодействия.
  4. Просветительская и консультативная работа с персоналом.

    В процесс реабилитации должны быть вовлечены все специалисты

 (психолог,  дефектолог, логопед, педагоги, мед. работники). Каждый из специалистов может отрабатывать ту или иную задачу, поставленную на данном этапе развития ребенка с включением элементов своих методик.

  Например:

Маленький ребенок обучается различать два разных    цвета. На занятиях с воспитателем малыш раскладывает в одну коробку красные шарики, а в другую – синие шарики.

   Это же упражнение он может отрабатывать и на логопедическом занятии. Помимо основных логопедических методик красные шарики можно бросать и говорить слово « бах », отрабатывать при этом выдох, а синий шарик подбрасывать вверх и ловить вместе со взрослым и говорить « оп », отрабатывая выдох.

  Такие примеры может привести каждый специалист в своей области.

    Для достижения наилучших результатов необходимо опираться на ряд принципов:

 - принцип динамичности восприятия ( все задания идут по степени нарастания сложности; в ходе одного занятия задания со сменой доминантного анализатора);

-  принцип продуктивности обработки информации ( это задания для самостоятельной обработки- перенос показываемого способа на свое задания; необходимо развивать механизмы, которые помогут ребенку самостоятельно реагировать на задания);

-  принцип коррекции и развития высших психических функций.

  Применение некоторых технологий для коррекционно-педагогической работы требует специально оборудованных комнат, другие можно проводить в игровой комнате или даже в кабинете логопеда или психолога. При использовании одних методов могут быть противопоказания или ограничения, при применении других - нет никаких ограничений.

    Например, мягкие комнаты, специально оборудованные, состоят из разноцветных мягких игровых блоков. Эти комнаты безопасны и уменьшают у детей чувство страха при падении. Мягкие комнаты стимулируют подвижность и свободу движений, развивают эмоции. Противопоказаний к использованию мягкой комнаты или ограничений не выявлено.    

 Самым сильным воздействием на ребенка обладает  «сенсорная»  комната.  Проводить работу в этой комнате, можно как с группой детей, так и с одним ребенком. В сенсорной комнате ребенок не подвергается никаким давлениям извне и ощущает себя в полной безопасности, что способствует развитию психических процессов: памяти, мышления, восприятия,   развитие произвольного внимания, эмоций, речевого и невербального общения. Сенсорная комната позволяет решить жизненный опыт детей, обогатить мир и обрести уверенность в себе. Занятие в сенсорной комнате помогают совершенствованию активных самостоятельных двигательных навыков, манипулятивной деятельности, овладению схемой тела, зрительно-моторной координации.

   Следующий метод современной реабилитации это использование компьютерных игр.  

    Применение компьютеров соотносительно к реабилитационному процессу может быть весьма многогранным и обширным. Прежде всего, это развивающие и обучающие компьютерные игры, ставшие одним из методов коррекции интеллектуальных  двигательных и речевых дефектов.

    Основной целью применения развивающих компьютерных игр является стимуляция интеллектуальной деятельности ребенка, формирования и совершенствования его высших психических функций: внимания, памяти, пространственных и конструктивных представлений, речи, логического мышления. Кроме того, компьютерные игры развивают концентрацию внимания, наблюдательность, образное мышления, умение быстро принимать решения, обучают ребенка различению и составлению цветов, элементарному счету, чтению, развитию манипулятивной деятельности, способствуют ознакомлению с окружающим миром, расширению словарного запаса.

    Каждая компьютерная игра является также дополнительным диагностическим средством познания эмоционально-волевого, личностного развития ребенка.

     Компьютерные игры применяются для работы с детьми, начиная с 3-х летнего возраста.

     Еще один метод- это музыкотерапия. Но занятия с детьми в домах ребенка отличаются от традиционных занятий, проводимых с детьми в школах и детских садах. Эти занятия проводятся только с группой детей.

     Музыкотерапии  позволяет развивать мелкую моторику, чувство ритма, эмоциональность, способность  различать звуки. У детей расширяется кругозор.

    Противопоказаний к музыкальным занятия нет, но для расторможенных детей следует сократить  занятие по времени.

    Следующий не мало важный метод реабилитации сказка - терапия.  Сказка-терапия направлена на совместную деятельность детей. Использование существующих сказок оказывает  различное терапевтическое воздействие на ребенка.

    Для тревожных детей можно предложить новую версию « Колобка » со счастливым концом.

  Для возбудимых детей лучше использовать сказки с действием, такие как  « Цветик-семицветик», « Гадкий утенок». Для таких детей сказки или сценки должны быть маленькими.

    Для детей с заниженной самооценкой  лучше давать роль ведущую, положительную, где он может отождествить себя с выбранной ролью. Ограничений к использованию терапии сказок нет.

      Коррекция изотерапией направлена на развитие мелкой моторики, восприятия цвета, формы, на воображения. На занятиях ребенок может рисовать пальцами, если ему трудно держать карандаш или кисточку. Рисование он передает свое настроение свое отношение к жизни. С помощью рисунка можно корригировать поведение ребенка.

    Изотерапия, кроме рисования, включает также лепку из пластилина, глины, или тест.

    Общеизвестно, что без развития моторики плохо развивается речь и познавательная деятельность.

Противопоказаний к изотерапии нет.

      В качестве коррекционного  метода в педагогике с 3-х летнего возраста используется метод Марии Монтессори. Все учение Монтессори можно представить в виде нескольких крупных разделов:

    - упражнение в повседневной жизни;

    -развитие чувств;

    - развитие математических способностей;

    - развитие речи

Занятия проводятся  индивидуально и в группах. Монтессори - педагогика использует многие упражнения, взятые из обыденной жизни, Это позволяет ребенку стать независимым, обрести чувство собственного достоинства, самостоятельность, уверенность в себе. Ребенка учат подробно анализировать различные сложные действия. Ребенок усваивает правильные, социально приемлемые способы поведения.

   Мантессори- материал помогает ребенку освоить весьма сложные для многих детей абстракции, лежащие в основе изучения математики.

    Особое значение Монтессори придавала развитию речи ребенка. Для детей очень важно, чтобы окружающие их слушали, сопереживали и постоянно помогали им.  

Этот вид коррекционной работы рекомендован всем детям.

  Все выше описанные методы коррекционной работы воздействую на ребенка с разных сторон, Трудно разделить логопедические, психологические методы, развитие движений, мелкой моторики, так как в любом задании должна присутствовать мотивация к работе, заинтересованность в наилучшем выполнении упражнений, решение каких-либо задач. Перечисленные методики вместе с традиционными дают наибольший результат в реабилитации ребенка.  

         

     

         

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Психолого - педагогический аспект реабилитации детей после кохлеарной имплантации

После медико-технологического вмешательства ребенку требуется система реабилитационных мероприятий, которая должна осуществляться комплексно. В работу должны включаться разные специалисты : сурдопедаг...

Комплексное психолого-педагогическое обследование детей с нарушением слуха

Методики обследоввания, адресованные детям с нормой развития, не могут быть использованны при обследовании ребенка с нарушением слуха. В настоящее время одной из методик комплексного психолого-педагог...

Обеспечение комплексного психолого-педагогического сопровождения детей с нарушениями слуха и тяжелыми множественными нарушениями речи в дошкольном образовательном учреждении

В дошкольном образовательном учреждении с функционирующими комбинированными группами для детей с ОВЗ  осуществляется формирование службы психолого-педагогического сопровождения. Задачами специали...

Современные технологии, используемые при освоении пространственных отношений через игровые технологии

В работе по развитию у детей ориентировки в пространстве (на основе формирующихся у них знаний о направлениях, расстояниях и пространственных отношениях между предметами) широко используются специальн...

Современные технологии использования сказок в психолого-педагогической работе с детьми

Классификация сказок. Примеры психологической работы со сказкой, занятия с применением сказок. Влияние сказки на психологическое развитие ребенка....

"Современные технологии, используемые в решении задач сохранения и укрепления здоровья воспитанников в группах компенсирующей направленности для детей с ТНР"

Статья, которая поможет выбрать технологию для  использования  в работе по укреплению здоровья воспитанников в ДОУ....