Рабочая программа по патриотическому воспитанию в средней группе "Маленькие патриоты".
методическая разработка (средняя группа)

Игонина Светлана Сергеевна

Рабочакя программа по патриотическому воспитанию "Маленькие патриоты"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kruzhok_po_patrioticheskomu_vospitaniyu.docx50.4 КБ

Предварительный просмотр:

государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Самарской области

средняя общеобразовательная школа с. Сырейка

муниципального района Кинельский Самарской области

структурное подразделение детский сад «Теремок»

Рабочая программа

по патриотическому воспитанию

в средней группе

«Маленькие патриоты»

                               

Воспитатель: Игонина Светлана Сергеевна

                                                                                  2019

Содержание

1.

 Пояснительная записка

3

2.

Актуальность программы

5

3.

Основные педагогические принципы программы

6

4.

Цель и задачи программы

8

5.

Планируемые результаты

9

6.

Календарно – тематическое планирование

10

7.

Перспективное планирование

12

8.

Список литературы

17

                                           1.  Пояснительная записка.

Одной из главных задач дошкольных образовательных учреждений, заложенных в Программе «От рождения до школы» под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой;   независимо от его профиля, является патриотическое воспитание детей.

Дошкольный возраст, по утверждению психологов – лучший период для формирования любви к малой родине. Мы очень гордимся своей малой родиной и нашими земляками, знакомим детей с историей и культурой своего края, воспитываем к нему любовь и уважение.

Чувство Родины… оно начинается у ребенка с отношения к семье, к самым близким людям - к матери, отцу, бабушке, дедушке. Это корни, связывающие его с родным домом и ближайшим окружением.

Чувство Родины начинается с восхищения тем, что видит перед собой малыш, чему он изумляется и что вызывает отклик в его душе… И хотя многие впечатления еще не осознаны им глубоко, но, пропущенные через детское восприятие, они играют огромную роль, в становлении личности патриота.

В Концепции патриотического воспитания граждан Российской Федерации (Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016 - 2020 годы», Постановление Правительства РФ от 01.01.01 г. № 000) говорится: «Патриотизм проявляется в поступках и в деятельности человека. Зарождаясь из любви к своей "малой Родине", патриотические чувства, пройдя через целый ряд, этапов на пути к своей зрелости, поднимаются до общегосударственного патриотического самосознания, до осознанной любви к своему Отечеству».  О важности приобщения ребенка к культуре своего народа написано много, поскольку обращение к отечеству, наследию, воспитывает уважение, гордость за землю, на которой живешь. Поэтому детям необходимо знать и изучать культуру своих предков. Именно акцент на знание истории народа, его культуры поможет в дальнейшем с уважением и интересом относиться к культурным традициям других народов.

Немалое значение для воспитания у детей интереса и любви к родному краю имеет ближайшее окружение. Постепенно ребенок знакомиться с детским садом, своей семьей, своей улицей, городом, а затем и со страной, ее столицей и символами.

Родной город… Надо показать ребенку , что родной город славен своей историей, традициями, достопримечательностями, памятниками, лучшими людьми.

Быть гражданином, патриотом - это  непременно быть интернационалистом. Поэтому воспитание любви к своему отечеству, гордости за свою страну, должно сочетаться с формированием доброжелательного отношения к культуре других народов, к каждому человеку в отдельности, независимо от цвета кожи и вероисповедания.

Законодательно-нормативное обеспечение программы:

- Федеральный закон от 29.12.2012  № 273-ФЗ  «Об образовании в Российской Федерации»;

- Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. N 1155) (далее – ФГОС ДО);

- Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2019 – 2020 г.»

- «Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программа – образовательным программа дошкольного образования» (приказ Министерства образования и науки РФ от 30 августа 2013 года №1014 г. Москва);

-Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы  дошкольных образовательных организаций» (Утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача Российской  от 15 мая 2013 года №26  «Об утверждении СанПиН» 2.4.3049-13);

-Устава ГБОУ СОШ с. Сырейка утвержденного от 03.06.2015 г. № 1169

-Лицензии на право ведения образовательной деятельности. Регистрационный номер лицензии: № 00717 от 14 апреля 2014 г., серия 63Л01 № 5268, выдана Министерством образования и науки Самарской области. Срок действия лицензии: бессрочно

- Основной общеобразовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой,                    М.А. Васильевой;  

                                       2. Актуальность программы.

   Проблема патриотического воспитания подрастающего поколения сегодня одна из наиболее актуальных. Принята государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации», ориентированная на все социальные слои и возрастные группы граждан России.

   Ребенок не рождается патриотом, он им становится. Патриотизм – это любовь к своей семье, родному краю, своей стране, чувство гордости и ответственности за родную страну, желание быть частью великой страны.

                3. Основные педагогические принципы программы.

- Доступность. Принцип доступности предполагает соотношение содержания, характера и объема учебного материала с уровнем развития, подготовленности детей.

- Непрерывность. На нынешнем этапе образование призвано сформировать у подрастающего поколения устойчивый интерес к постоянному пополнению своего интеллектуального багажа и совершенствованию нравственных чувств.

- Научность. Одним из важных принципов программы является её научность. На основе сведений об истории и культуре родного края.

- Системность. Принцип системного подхода, который предполагает анализ взаимодействия различных направлений патриотического воспитания. Этот принцип реализуется в процессе взаимосвязанного формирования представлений ребёнка о патриотических чувствах в разных видах деятельности и действенного отношения к окружающему миру.

- Преемственность. Патриотическое воспитание дошкольников продолжается в начальной школе.

- Культуросообразность.  Этот принцип выстраивает содержание программы как последовательное усвоение и выработка на этой основе ценностных ориентаций.

Направления программы:

- Познавательное развитие

- Социально-коммуникативное развитие

- Художественно-эстетическое развитие

- Речевое развитие

- Физкультурное развитие

 Объекты программы:

-  Дети 4-5 лет

- Родители (законные представители)

- Воспитатели

 Формы работы:

 - Непосредственно образовательная деятельность

- Экскурсии

- Викторины

 -  Беседы

- Художественное творчество

- Наблюдение, прогулки

- Развлечения

- Мультимедийные презентации

 Принципы комплектования группы и организации работы:

 - Учёт интересов и способностей детей

- Желание родителей

- Добровольное участие

- Учёт психофизических особенностей детей

 

Продолжительность реализации программы:

 Занятия проводятся 1 раз в неделю, 20 минут каждое с сентября по май.

Срок реализации программы 1 год. 

                                    4. Цель и задачи программы.

Цель: Формировать у детей дошкольного возраста патриотические отношения и чувства к своей семье, родному селу, к природе, культуре на основе исторических и природных особенностей родного края. Воспитание собственного достоинства как представителя своего народа, уважения к прошлому, настоящему, будущему родного края  толерантного отношения к представителям других национальностей.

Задачи:

1.Формирование гражданской позиции и патриотических чувств к прошлому, настоящему и будущему, родного края, чувства гордости за свою Родину.

2.Воспитание у ребенка любви и привязанности к своей семье, родному дому, земле, где он родился.

3.Воспитание любви и уважения к своему народу, его обычаям, традициям.

4.Формирование основ экологической культуры, гуманного отношения ко всему живому.

5.Воспитание у дошкольников чувств уважения и заботы к Защитникам Отечества.

6.Воспитание здорового образа жизни.

7.Воспитание чувства уважения к профессиям и труду взрослых.

8.Развивать интерес к русским традициям и промыслам.

9.Знакомить детей с символами государства (герб, флаг, гимн).

10.Развивать чувство ответственности и гордости за достижения страны.

                            5. Планируемые результаты  программы.

 Наличие у детей знаний об истории возникновения города, его достопримечательностях, природных богатствах, социально-экономической значимости, символике родного края; возникновение стойкого интереса к прошлому, настоящему и будущему родного города, чувства ответственности, гордости, любви и патриотизма. Привлечение семьи к патриотическому воспитанию детей.

Дети должны знать:

4-5 лет

С удовольствием рассказывать о семье, семейном быте, традициях; активно участвовать в мероприятиях, готовящихся в группе, в ДОУ, в частности, направленных на что, чтобы порадовать взрослых, детей.

Уметь рассказывать о желании приобрести в будущем определенную профессию( стать военным, пожарным, милиционером и т. д.)

Участвовать в наблюдениях за растениями, животными, птицами, рыбами и посильном труде по уходу за ними; делиться своими познаниями о живом и не живом: не рвать, не ломать растения, бережно относиться к живым существам, не вредить им.

Родители (законные представители):

Родители (законные представители) стали понимать важность воспитания патриотических чувств в дошкольном возрасте.

Педагоги:

Повышение уровня компетенции педагогов в вопросах патриотического воспитания детей дошкольного возраста.

Итоговый анализ:

Изучение результатов  диагностирования детей( текущий мониторинг).

Диагностирование развития детей ( промежуточный мониторинг).

Оформление результатов работы.

Совместная выработка рекомендаций по совершенствованию педагогического процесса в рамках программы.

                               6.  Календарно – тематическое планирование.

Раздел

Задачи патриотического воспитания

Содержание

1.

«Моя семья»

 Поддерживать интерес  к истории своей семьи, закреплять знание родственных связей; воспитывать любовь к близким, осознание важности семьи для человека

Семья и родной дом.

Моя семья.

Генеологическое древо моей семьи.

Старшое поколение в нашей семье.

2.

«Мой любимый детский сад»

   Формировать у детей желание ходить в детский сад с удовольствием; закрепить знание адреса детского сада; воспитывать уважительное отношение к людям, работающим в детском саду

Кто заботится о нас в детском саду.

Игра-путешествие по территории детского сада.

Мой детский сад.

Будем дружно мы играть.

3.

«Моё родное село»

   Формировать у детей интерес и любовь к родному посёлку; закреплять знания о родном посёлке, достопримечательностях

Родной край.

Экскурсия к обелиску.

Экскурсия в библиотеку.

Экскурсия на стадион.

4.

«Природа родного края»

   Воспитывать у детей интерес и любовь к родной природе, желание беречь и защищать её

 Чем щедра и богата природа России?

Беседы о животных и растениях родного края.

Презентация «Путешествие по красивым местам родного края».

Родная природа.

5.

«Наша Родина – Россия»

   Формировать представления детей о стране; воспитывать чувство признательности и любви к своей стране

Государственные символы России.

Широка страна моя родная.

Москва – главный город нашей Родины.

Россия – Родина моя.

6.

«Будущие защитники»

   Формировать чувство уважения к защитникам Отечества, развивать патриотические чувства

Наша родная армия.

Сильные, смелые, ловкие.

Изготовление подарков для пап и дедушек.

Буду Родине служить.

7.

«Культура и традиции России»

   Формировать представление детей об особенностях жизни русского народа: традиции, обычаи, обряды

Русская матрёшка.

Слушание народных песен, закличек, колядок.

Выставка русского прикладного творчества.

Укрась русский народный костюм.

8.

«Мы гордимся»

Познакомить детей с детскими поэтами и писателями; формировать у детей запас литературы, художественных впечатлений

Волшебный мир поэзии.

Детские писатели.

Умники и умницы.

Выставка детских рисунков.

9.

«День Победы»

   Расширять и уточнять представления детей о празднике «День Победы»; воспитывать уважение к памяти павших воинам

9 мая – День Победы.

Изготовление подарков для ветерана.

Целевая прогулка к ветеранам

Рассматривание иллюстраций о родах войск, о ВОВ.

 

                                      7.  Перспективное планирование.

Тема занятия

Цель занятия

Сентябрь

1.

Беседа «Мама, папа, я»

Формировать представление о значении семьи в жизни ребёнка и о семейных традициях; знакомить детей с особенностями и трудностями детей, живущих вне семьи

2.

Составление рассказа «Моя семья»

Вызвать у детей желание отражать в рассказе свои впечатления; воспитывать любовь и уважение к родителям

3.

Рисование дома для своей семьи

Вызвать у детей желание отражать в рисунке свою любовь к родителям; воспитывать любовь и уважение к членам их семей

4.

Беседа «Пожилые люди»

Воспитывать у детей доброе, внимательное, уважительное отношение к старшим, стремление помогать им

Октябрь

1.

Игра-беседа «Детский сад – моя вторая семья».

Вызвать положительные эмоции в беседе о семье, о детском саде; развивать умение выражать свои чувства; способствовать развитию воображения

2.

Беседа о профессиях детского сада.

Углубить знания детей о том. Что в детском саду работает много людей, которые заботятся о нас

3.

Экскурсия по территории детского сада.

Продолжать знакомить детей с помещениями и сотрудниками детского сада

4.

Конструирование здания детского сада

Закрепить навыки конструирования

Ноябрь

1.

Экскурсия в магазин

Познакомить детей с общественными местами посёлка, из назначением; расширить знания о профессиях .

2.

Экскурсия в библиотеку

Познакомить детей с общественными местами посёлка, из назначением; расширить знания о профессиях работников социальной сферы; воспитывать правила культуры поведения на улице и в общественных местах

3.

НОД «Моя малая родина – с. Сырейка»

Знакомить детей с историей возникновения села Сырейка, его достопримечательностями; воспитывать интерес к истории, чувство любви и патриотизма

4.

Викторина «Что мы узнали о родном селе?»

Уточнить знания детей о родном селе; воспитывать любовь и уважение к нашей малой Родине

Декабрь

1.

Презентация «Водоёмы нашего села».

Уточнить представления детей о водоёмах нашего села; познакомить с особенностями растительного и животного мира рек и озёр; воспитывать бережное отношение к родной природе

2.

Развлечение-беседа «Животный и растительный мир нашего края»

Закрепить знания детей о животных и растения.

3.

Презентация «Путешествие по красивым местам родного края».

Уточнить и расширить представления детей о природе Самарской области

4.

Коллективное рисование «Природа моей малой родины»

Формировать у детей представления  о красоте природы России, воспитывать чувство гордости за то, что они живут в такой прекрасной стране

Январь

1.

Беседа «Наша Родина – Россия»

Формировать представления у детей о России; воспитывать любовь к родному селу, краю, Родине; чувство гордости, уважение к государственной символике

2.

Игра-путешествие «Символы России»

Продолжать знакомить детей с понятиями «Родина», «Отечество»; воспитывать интерес к обычаям русского народа

3.

Аппликация  «Флаг России»

Продолжать знакомить детей с флагом Российской Федерации, назначением, символикой цветов их взаиморасположением

4.

Интеллектуальная игра «Я – патриот и этим горжусь»

Продолжать формировать представление о государственных символах России – флаге, гербе, гимне; главном городе России; воспитывать у детей чувства гордости за Родину и любви к Родине

Февраль

1.

Беседа «Русские богатыри»

Дать понятие «былина», познакомить с героями былин – Ильёй Муромцем, Добрыней Никитичем, Алешей Поповичем; воспитывать чувство гордости за богатырскую силу России

2.

Беседа « Великие воины»

Воспитывать любовь и уважение к защитникам Отечества

3.

Рисование «Защитники Родины»

Воспитывать чувство гордости за свою Родину, уважение к воинам, защищавшим нашу Родину, развивать творческое воображение

4.

Спортивное развлечение «Будущие защитники»

Формировать патриотические чувства; воспитывать любовь и уважение к защитникам Родины

Март

1.

Рисование «Народная игрушка»

Развитие эмоциональной стороны детей. Приобщение к истокам народной культуры в процессе знакомства с народными играми, забавами, обычаями

 Формировать понятие о русской народной игрушке.  Вызвать интерес к русским традициям. Воспитывать доброту и любовь друг к другу, окружающему миру

2.

Развлечение «В гостях у Любавы и Забавы»

Развитие эмоциональной стороны детей. Приобщение к истокам народной культуры в процессе знакомства с народными играми, забавами, обычаями

3.

НОД «Традиции и быт русского народа»

Формирование интереса к русской народной культуре и любви к традициям русского народа

4.

Развлечение «В гостях у Любавы и Забавы»

Развитие эмоциональной стороны детей. Приобщение к истокам народной культуры в процессе знакомства с народными играми, забавами, обычаями

Апрель

1.

Беседа «А.С. Пушкин и его творчество»

Расширить знания детей о Пушкине, как поэте и о человеке

2.

Беседа «Н.Н. Носов и его творчество»

Познакомить детей с творчеством Н.Н. Носова

3.

Беседа «К. Чуковский, его биография и творчество»

Расширить знания детей о К. Чуковском, его биографии и творчестве

4.

Викторина «Сказка - сказочка»

Закрепить и систематизировать в игровой форме знания детей о произведениях детских писателей

Май

1.

Беседа «Праздник Победы»

 Формировать у детей патриотические чувства.

2.

Высаживание цветов в память о погибших солдатах

Формировать у детей патриотические чувства; прививать бережное отношение к окружающей природе

3.

Целевая прогулка к обелиску, к ветеранам

Напомнить детям о том, что спустя много лет люди помнят о событиях ВОВ, чтят память погибших

4.

НОД «Помним. Гордимся. Чтим»

Продолжать знакомить детей с подвигами солдат во время ВОВ; формировать патриотические чувства

   Работа с родителями (законными представителями):

- Анкетирование «Ваше отношение к патриотическому воспитанию дошкольников»

- Консультация «Моя семья»

- Консультация «С чего начинается Родина?»

- Оформление альбома «Село Сырейка - моя малая Родина»

- Викторина «Что? Где? Когда?»

                                        8. Список литературы.

1. Вераксы Н.Е., Комарова Т.С., Васильева М.А., Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы»  - М.: Мозаика-Синтез, 2014 г.

а», 2007 г

2.Виноградова, Л.А.Соколова.-2-е изд.- М.: Просвещение, 2007 г.

3.Матова В.Н. Краеведение в детском саду.- СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ПРЕСС-ДЕТСТВО», 2014 г.

4.Наша Родина – Россия. Научно-популярное издание для детей дошкольного возраста. Серия «Лучшая энциклопедия в картинках». – ЗАО «РОСМЭН», 2014 г.

5.Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольников возраста. Планирование и конспекты занятий. Методическое пособие для педагогов.- СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2010 г.

6.Осипова Л.Е. Работа детского сада с семьей. – М.: «Издательство Скрипторий 2003, 2009 г.

  7.Дерягина Л.Б. Моя родина Россия. Серия «Малышам о родине». СПБ,    издательский ДоМ «Литера », 2007 г.

  8.Дыбина О.Б.Ребенок и окружающий мир. М: Мозайка-Синтез,2005.

  9.Татаринкова Л.Ю. Права маленького гражданина. Серия «Малышам о Родине» СПБ: Издательство Дом «Литера 2007 г.».

 10.Татаринкова Л.Ю. Я и моя семья. Серия «Малышам о Родине» СПБ: Издательство Дом «Литер


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по патриотическому воспитанию "С чего начинается Родина?"

Данная программа предназначена для работы с детьми старшего дошкольного возраста по патриотическому воспитанию в детском саду....

Рабочая программа по патриотическому воспитанию детей подготовительной группы (6-7 лет)

Проблема патриотического воспитания подрастающего поколения сегодня одна из наиболее актуальных. Принята государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации», ориентирова...

Программа по патриотическому воспитанию старших дошкольников "Маленькие патриоты Югры"

В программе раскрываются организационные и содержательные подходы к организации работы с дошкольниками по патриотическому воспитанию. Содержательными компонентами программы является создание современн...

Рабочая программа по патриотическому воспитанию "Моя малая Родина - село Кабаково"

Рабочая программа по патриотическому воспитанию "Моя малая Родина - село Кабаково"...

Рабочая программа по патриотическому воспитанию в средней группе «Маленькие патриоты»

                                   Воспитатель: Титова Ольга Игоревна...

Рабочая программа по патриотическому воспитанию " Растим настоящих патриотов"

Воспитание патриотических чувств у детей дошкольного возраста – одна из задач нравственного воспитания, включающая в себя воспитание любви к близким людям, к детскому саду, к родному дому, к род...