Семинар-практикум для педагогов "Логические блоки Дьенеша"
методическая разработка (средняя группа)

Баландина Вера Юрьевна

1. Сформировать у педагогов – участников семинара-практикума представление об игровой технологии.

2. Познакомить участников семинара-практикума  с  дидактическими альбомами развивающих игр с логическими блоками Дьенеша.

3. Обучить участников семинара-практикума навыкам, составляющим основу игровой технологии.

4. Активизировать познавательную деятельность педагогов, повысить уровень их профессиональной компетенции в технологии «Логические блоки Дьенеша»

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл seminar-praktikum.docx27.23 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное  дошкольное образовательное учреждение детский сад «Тополек» г. Бабушкин

муниципального образования «Кабанский район» Республики Бурятия

Семинар-практикум для воспитателей

Подготовила

воспитатель

Баландина Вера Юрьевна

        

г. Бабушкин

2021г.

Задачи мастер–класса:

1. Сформировать у педагогов – участников семинара-практикума представление об игровой технологии.

2. Познакомить участников семинара-практикума с  дидактическими альбомами развивающих игр с логическими блоками Дьенеша.

3. Обучить участников семинара-практикума навыкам, составляющим основу игровой технологии.

4. Активизировать познавательную деятельность педагогов, повысить уровень их профессиональной компетенции в технологии «Логические блоки Дьенеша»

        Слайд 2

        Хочется начать наш семинар с таких слов

«Я слышу — и забываю,

я вижу — и я запоминаю,

я делаю — и я понимаю».

Китайская народная мудрость

        Слайд 3

        Венгерский математик, психолог, педагог – Золтан Дьенеш был настолько влюблен в свою науку, что задал себе вопрос, почему многие люди считают математику трудной? Не из детства ли растут корни этих трудностей? Многие годы Золтан посвятил исследованиям, преподаванию математики детям в разных странах и в итоге выяснил – только задействуя творческий потенциал ребенка, можно привить любовь к математике и добиться реальных успехов в изучении этой науки.

        Слайд 4

        Золтан Дьенеш предлагает использовать для игр «логические блоки» (иногда их называют кубиками Дьенеша). Логические блоки Дьенеша - это набор из 48 геометрических фигур, причем в наборе нет ни одной одинаковой, все они различаются свойствами: формой (круглые, квадратные, треугольные, прямоугольные), цветом (красные, желтые, синие), размером (большие и маленькие) и толщиной (толстые и тонкие).

        К набору с блоками прилагается  инструкция, которая знакомит с методикой Дьенеша и играми достаточно подробно. Во многих странах мира успешно используется дидактический материал   для развития логического мышления у детей. Последнее десятилетие этот материал завоевывает все большее признание у педагогов и родителей.

                 Слайд 5

        «Логические блоки Дьенеша – универсальный дидактический материал»

      Его универсальность в том, что он дает возможность  формировать в комплексе все важные для умственного развития мыслительные умения на протяжении всего дошкольного детства. И прежде всего для подготовки мышления детей к усвоению математики. И вот задачи, которые решаются благодаря играм с блоками Дьенеша. (прочитать)

                Слайд 6.

Формы организации работы с логическими блоками Дьенеша. (прочитать)

          Слайд 7 

Для детей 2-4 лет предлагается

        1) Плоскостной вариант блоков «Удивляйка-1, -2, -3, -4» – это игровой развивающий материал для подготовки к занятиям с логическими блоками Дьенеша.

              Слайд 8.

Прежде чем приступить к играм и упражнениям, надо предоставить детям возможность самостоятельно познакомиться с логическими блоками. В процессе разнообразных манипуляций с блоками дети установят, что они имеют различную форму, цвет, размер, толщину.   Дети сначала осваивают умения выявлять в предметах :

-одно свойство (цвет, форму, размер, толщину), сравнивать, классифицировать и обобщать предметы по каждому из этих свойств.

- по двум свойствам (цвету и форме, форме и размеру, размеру и толщине и т. д.),

-по трем (цвету, форме и размеру; форме, размеру и толщине; цвету, размеру и толщине)

-по четырем свойствам (цвету, форме, размеру и толщине).

 При этом в одном и том же упражнении легко можно менять степень сложности задания с учетом возможностей детей.

             Слайд 9.

1) «Блоки Дьенеша для самых маленьких» – красочный альбом-приложение к логическим блокам Дьенеша. Малыш выбирает подходящие фигуры и накладывает их на изображение, которое в итоге получается объемным.

2) «Маленькие логики» – это тоже альбом, идущий в дополнение к блокам.

3) С 4 лет «Лепим нелепицы»  и «Вместе весело играть» – альбом-дополнение к блокам Дьенеша.

               Слайд10.

Знакомство ребенка с символами свойств важная ступенька в освоении всей знаковой культуры, грамоты математических символов, программирования.

Использование карточек позволяет развивать у детей способность к замещению и моделированию свойств, умение кодировать и декодировать информацию о них. Эти способности и умения развиваются в процессе выполнения разнообразных предметно-игровых действий.

       На карточках условно обозначены свойства блоков (цвет, форма, размер, толщина) Всего 11 карточек. И 11 карточек с отрицанием свойств, например: Не красный, не тонкий и т.д. Карточки-свойства помогают детям перейти от наглядно-образного к наглядно-схематическому мышлению, а карточки с отрицанием свойств становятся мостиком к словесно-логическому мышлению. Для проведения некоторых игр и упражнений можно дополнительно использовать вспомогательный материал  -  игрушки-персонажи, обручи, веревочки и пр.

                 Слайд 11

               С  5-8 лет «Альбом с заданиями № 1: Поиск затонувшего клада» – отличное пособие для начинающих изучать сложение и вычитание. Цель игры – найти волшебные драгоценные камни.

        «Альбом с заданиями № 2: Праздник в стране блоков» содержит 4 основные игры и несколько тренировочных. Основное отличие от предыдущего варианта – альбом направлен на социально-нравственное развитие ребенка: дети учатся играть в коллективе, следовать правилам, соревнуются. Игры из этого альбома подойдут для семейных праздников, конкурсов.

        «Альбом с заданиями № 3: Спасатели приходят на помощь» состоит из задач разного уровня сложности: есть игры, схемы, интеллектуальные загадки, лабиринты.

                

Практическая часть семинара.

        Слайд 13

        Переходим к практическим действиям коллеги. Предлагаю вашему вниманию игры для детей младшего дошкольного возраста. Разумеется, все игры невозможно показать в одном мастер-классе.

Игры для детей младшего возраста

        Слайд 17

1. «Поиск одинаковых фигур». Откройте коробки с блоками. Рассмотрите их. Что можно с ними сделать? Молодцы! Дети делают также.

Ну а теперь, разложите блоки по цвету: красные,  желтые, синие. Выберите все квадратные, а теперь все треугольные. Верните блоки на свои места.

2. «Угости игрушку». Разложите фигуры таким образом, чтобы у мишки были фигуры только одинаковой толщины, у львенка только одинакового размера, а у собачки  только одинаковой формы. Верните блоки на свои места.

3. «Что лишнее». Раскладываю перед вами 5 блоков (1 стол – 4 крас.+1 син.; 2 стол – 4 кв.+1 прям.; 3 стол – 4 б. прям.+1 м. прям). В ряду один лишний. Объясните, какая фигура лишняя и почему вы так думаете. Верните блоки на свои места.

4. «Игра с кругом». (Раздаю нарисованные круги). Расположите все фигуры красные внутри круга, а все синие – снаружи.

5. «Дорожки». Выложите полоску из  5 блоков, (выкладывают)

сверху над каждой фигурой разложите фигуры  1 стол - другого цвета, 2 стол - другой формы, 3 стол другого - размера.

6. «Покажи».   Покажите – не круг и не квадрат, не синий и не толстый блок, не круглый и не красный и т. п.

        Слайд 18

7. «Цепочка». Постройте цепочку из заданных блоков в определённой последовательности по  иллюстрации на слайде. Каким вышел 1ряд? (цветовой: желтый-красный-желтый- ) А каким вышел 2ряд? (ряд из форм).

8. «Угадай-ка». Я спрятала одну фигуру. Вы должны угадать, какой именно блок спрятан. Задайте наводящие вопросы, ответ на которые только «да» или «нет». Например, Вы спрашиваете – эта фигура квадратная? Нет. Вместе убираете все квадратные формы. – Она красная? Нет. Убираете красные. А теперь вы задавайте мне вопросы.

Верните блоки на свои места.

Игры для детей старшего возраста

        1. «Группы» (Раздаю нарисованных два пересекающихся круга). Разложите все синие фигуры   в левом круге, а все треугольники в правом. В середину нужно положить фигуры, которые подходят и к первому и ко второму кругу. (Проблема возникнет, когда ребенок возьмет синий треугольник, куда его положить? Отлично, если ребенок сам догадается, что фигура принадлежит обоим множествам). Это задание только кажется простым, но очень важно для формирования умения разделить множества предметов на разные группы. Обратите внимание на Слайд 19.

        Слайд 20

        А теперь попробуем заполнить карточки с символами свойств. Кому не понятно, посмотрите на слайд.

        2. «Разгадывание фигуры». Поиграем с кубиками в игру разгадай фигуру. Я бросаю кубики. А Вы, по знаково-символическим изображениям, ищете походящую фигуру.

        3. «Заселим в домики» (Раздаю таблицы) Перед Вами таблицы.  Нужно помочь каждой фигуре попасть в свой домик, ориентируясь на знаки-указатели. Молодцы! А вот что получилось у меня. Слайд 21

        4. Игра «Украсим елку бусами» (Раздаю елки, таблицы к ней)

А теперь будем украшать елку бусами. На елке 5 рядов бус. В каждом ряду три бусинки. Цифра на карточке указывает порядковый номер нитки бус (счет начинаем с верхушки елки). Повесим первый ряд бус (карточки с цифрой 1). Закрашенный кружок показывает нам место бусинки на ниточке. Первая бусинка маленький желтый круг, вторая большой желтый квадрат, третья маленький желтый треугольник. Аналогично развешиваем остальные бусы. Проверьте себя.

        Слайд 22

        Слайд 23

        Игра с блоками плавно перетекает в моделирование русской народной сказки нашей любимой - «Теремок»

        (Воспитатель вместе с участниками мастер-класса вспоминает русскую народную сказку «Теремок»).

        Воспитатель:

- Стоял в поле теремок. Кто первый подошел к теремку? (мышка-норушка)

А мышка была такой: круглая, маленькая, желтая (четвертое свойство «тонкий-толстый» можно пока не вводить)

- Что спросила мышка? (Терем-теремок! Кто в тереме живет)

- Что произошло дальше? (Никто не отозвался, и стала мышка в нем жить).

- Кто пришел дальше? (лягушка)

(Остальные герои рассматриваются по этому принципу; блоки дети выкладывают перед собой слева направо; воспитатель выполняет те же действия, что и дети).

Лягушка – квакушка будет какой: треугольная, маленькая, красная.

Зайчик - попрыгайчик: треугольный, большой, синий.

Лисичка - сестричка: треугольная, большая, красная.

Волчок – серый бочок: квадратный, большой, желтый.

        Воспитатель:

- Вот они все в теремочке живут, песни поют. Вдруг идет мимо медведь косолапый.

Медведь какой: прямоугольный, большой, синий.

- Увидел медведь теремок, услыхал песни, остановился и заревел.

- Что заревел медведь?

          Воспитатель:

- Медведь полез в теремок. Лез-лез – никак не мог влезть. На крышу полез, теремок под ним и развалился.

        Когда работаем с детьми, у каждого ребенка своя коробка с блоками, и при рассказе сказки мы не навязываем, какими будут герои сказки

Эти игры придумала не я. Я всего лишь помогла в них разобраться и показала, как можно их использовать в своей работе. Благодарю за внимание. Желаю удачи.

В завершение нашего семинара-практикума предлагаю сочинить «Синквейн» по определенному алгоритму:

1 строчка – 1 существительное. Это и есть тема синквейна.

2 строчка – 2 прилагательных.

3 строчка – 3 глагола

4 строчка – на четвертой строчке размещается целая фраза, предложение, с помощью которой вы дадите оценку нашей деятельности. Это может быть крылатое выражение, цитата. И мы определим, что произошло с вами в течение нашей встречи. Может быть вы чему - то научились, может быть кому - то было интересно. Может быть наш мастер – класс вас вдохновил на новые дела.

Пример:

«Семинар-практикум

Волнующий, интересный

Манит, Учит. Вдохновляет.

Мысли будоражит, уверенность будит!»

Литература:

1. Современные педагогические технологии образования детей дошкольного возраста: методическое пособие / авт. -сост. О. В. Толстикова. О. В. Савельева. Т. В. Иванова и др. – Екатеринбург: ГАОУ ДПО СО «ИРО». 2014

2. Михайлова З. А. Носова Е. А. Логико – математическое развитие дошкольников. – СПб «Детство - Пресс», 2015

3. Николаева Е. П. Формирование предпосылок к учебной деятельности у старших дошкольников. – СПб «Детство - Пресс», 2014

4. Давайте вместе поиграем. Игры с логическими блоками Дьенеша. - СПб«Детство - Пресс»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Семинар-практикум на тему: "Применение блоков Дьенеша для формирования математических представлений у дошкольников".

Цель  семинара: способствовать повышению интереса педагогов к поиску интересных методов и технологий в работе с детьми по развитию математических представлений....

Семинар-практикум. Конспект занятия: Интеграция НОД с использованием логических блоков Дьенеша «Помощь Лунтику»

формирования элементарных математических представлений, логического мышления и психических функций...

Семинар-практикум для педагогов "Логические блоки Дьенеша"

Цель семинара: повышение профессионального уровня педагогов – участников в процессе активного педагогического общения по освоении опыта  работы  педагога.Задачи: Познакомить педагогов ...

Семинар-практикум «Использование блоков Дьенеша и палочек Кюизенера в работе с детьми дошкольного возраста»

Семинар-практикум  для педагогов «Использование   блоков  Дьенеша и палочек Кюизенера  в работе с детьми дошкольного возраста»...

Презентация к семинару-практикуму «Использование блоков Дьенеша и палочек Кюизенера в работе с детьми дошкольного возраста»

Презентация к семинару-практикуму для педагогов «Использование   блоков  Дьенеша и палочек Кюизенера  в работе с детьми дошкольного возраста»...

Семинар-практикум для воспитателей: «Методика работы с Блоками Дьенеша и палочками Кюизенера».

Семинар-практикум для воспитателей: «Методика работы с Блоками Дьенеша и палочками Кюизенера».«Я слышу и забываю, я вижу и я запоминаю, я делаю и я понимаю». Пусть эти слова ст...