"Основные возрастные кризисы" буклет 1
материал

Коваль Елена Валерьевна

Материал для педагогов ДОУ и родителей, где описываются кризисы дошкольного периода.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon osnovnye_vozrastnye_krizisy_2.doc409 КБ

Предварительный просмотр:

Основные возрастные кризисы развития ребенка.

КРИЗИС 3-х ЛЕТ

Кризис 3-х лет относится к числу острых. Ребенок неуправляем, впадает в ярость. Поведение почти не поддается коррекции. Кризис протекает как кризис социальных отношений и связан со становлением самосознания ребенка. Появляется позиция "Я сам". Ребенок познает различие между "должен" и "хочу".

        У детей начинает формироваться воля, автономия (независимость, самостоятельность). Дети перестают нуждаться в опеке со стороны взрослых и стремятся сами делать выбор.

        Чувство стыда и неуверенности возникают тогда, когда родители ограничивают проявления независимости ребенка, наказывают или высмеивают всякие попытки самостоятельности.

        Задача возраста состоит в обретении "могу": ребенок должен научиться соотносить свое "хочу" с "должен" и "нельзя" и на этой основе определить свое "могу".

Кризис затягивается, если взрослый стоит на позиции "хочу" (вседозволенность) или "нельзя" (запреты). Следует предоставить ребенку сферу деятельности, где бы он мог проявлять самостоятельность.

        Эта сфера деятельности – в игре!

        Игра служит для ребенка тем "безопасным островом, где он может развивать и апробировать свою независимость, самостоятельность".

 ДОШКОЛЬНОЕ ДЕТСТВО (3 – 7 лет)

        Ведущая деятельность – игра. Характер игры меняется вместе с развитием ребенка, она тоже проходит этапы.

        Первый этап - сюжетная игра. В центре внимания не роль, к примеру, врача, а действия, имитирующие действия врача. В среднем дошкольном возрасте – ролевая игра, она преобладает вплоть до 6-7 лет. В игре он имеет возможность прожить то, что является для него недоступным в жизни взрослых. В старшем дошкольном возрасте появляется игра по правилам. По тому, во что и как ребенок играет, о нем можно многое узнать.

        Игра имеет важное значение и для эмоционального развития детей. Она помогает справиться со страхами, порожденными травмирующими ситуациями (ночные кошмары, ужасные истории, долгое пребывание в больнице).

        Главное, что ребенок получает в игре, – возможность взять на себя роль. В ходе проигрывания этой роли преобразуются действия ребенка и его отношение к действительности. Дети всегда играют в то, что им недоступно.

        Новообразования дошкольного возраста

Комплексы готовности к школьному обучению:

  коммуникативная готовность;

  когнитивная готовность;

  уровень эмоционального развития;

  технологическая оснащенность;

  личностная готовность.

        Базовая потребность–УВАЖЕНИЕ.

        Любой младший школьник высказывает претензию на уважение, на отношение к нему как ко взрослому, на признание его суверенитета. Если потребность в уважении не будет удовлетворена, то невозможно будет строить отношения с этим человеком на основе понимания. "Я открыт для понимания, если уверен, что меня уважают».

КРИЗИС 7-ми ЛЕТ

        Это кризис саморегуляции, напоминающий кризис 1 года. Ребенок начинает регулировать свое поведение правилами.

        Для ребенка распадается единство аффекта и интеллекта. Ребенок не владеет своими чувствами (не может сдерживать и не умеет управлять ими). Дело в том, что, утратив одни формы поведения, он не приобрел еще другие.

        Суть конфликта выражена формулой "инициатива против чувства вины". Поощрение самостоятельности детей способствует развитию их интеллекта и инициативы.

        Если же проявлениям независимости часто сопутствуют неудачи или детей излишне строго наказывают за какие-то проступки, это может привести к тому, что чувство вины возобладает над стремлением к самостоятельности и ответственности.

 МЛАДШИЙ ШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ (7-13 лет)

        Ведущая деятельность – учение. Обучение в школе и учение при этом могут не совпадать. Чтобы учение стало ведущей деятельностью, оно должно быть организовано особым образом. Оно должно быть сродни игре: ведь ребенок играет потому, что ему хочется, это деятельность ради нее самой, просто так. Продукт учебной деятельности – сам человек.

        Новообразования:

 личностная рефлексия;

 интеллектуальная рефлексия.

        Базовая потребность – ОБУЧЕНИЕ.

КГКУ «Центр содействия семейному устройству пос. Мысовой»

Адрес: 692824, Приморский край, Шкотовский район, пос. Мысовой, ул. 1 Мая, д. 17.

Телефон: 8 (42335) 36-6-24

Краевое государственное казенное учреждение «Центр содействия семейному устройству детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей пос. Мысовой»

Социально – психологическая служба

Разъяснения для взрослых, которые любят своих детей и стремятся их понять

Основные возрастные кризисы развития ребенка:

КРИЗИС 3-х ЛЕТ

 ДОШКОЛЬНОЕ ДЕТСТВО

КРИЗИС 7-ми ЛЕТ

МЛАДШИЙ ШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей на тему: «Возрастные особенности восприятия детьми дорожных ситуаций и основные мотивы их поведения на дороге» (для оформления родительского уголка).

Возможо использование данного материала на индивидуальных консультациях, родительских собраниях и просто для оформления родителького уголкм в группе детского сада, либо в начальных классах (но с некот...

Конспект НОД Область (направление) основной общеобразовательной программы дошкольного образования: «Художественное творчество» Тема: «Подарок другу» Возрастная группа: подготовительная группа Ф.И.О. педагогического работника, должность: Груздева Ната

Конспектнепосредственно образовательной деятельности Интегрированное занятие  Область (направление) основной общеобразовательной программыдошкольного образования: «Художественное творче...

Конспект НОД Область (направление) основной общеобразовательной программы дошкольного образования: «Художественное творчество» Тема: «Подарок другу» Возрастная группа: подготовительная группа Ф.И.О. педагогического работника, должность: Груздева Ната

Конспектнепосредственно образовательной деятельности Интегрированное занятие  Область (направление) основной общеобразовательной программыдошкольного образования: «Художественное творче...

ОСНОВНЫЕ ВИДЫ МУЗЫКАЛЬНЫХ ИГРУШЕК В РАЗНЫХ ВОЗРАСТНЫХ ГРУППАХ

ЭТОТ МАТЕРИАЛ ПОМОЖЕТ ПЕДАГОГАМ СОЗДАТЬ В СВОИХ ГРУППАХ МУЗЫКАЛЬНЫЕ УГОЛКИ....

Консультация для родителей "основные возрастные показатели развития речи ребенка четвертого года жизни

В своей работе "Основные возрастные показатели развития речи у ребенка четвертого года жизни" я расскажу об основных этапах развития речи ребенка к четырем годам....

"Основные возрастные кризисы" буклет 3

В буклете описываются особенности младенческого возраста (2 мес. - 1 год)...

Основные возрастные страхи дошкольника По В.В. Лебединскому

Детские страхи - это обычное явление для развития ребенка, имеющие для него важное значение. Так, В.В. Лебединский подчеркивает, что каждый страх или вид страхов появляется только в определенном возра...