Квест как эффективная современная образовательная технология
методическая разработка

Теоретическая часть "Квест как эффективная современная образовательная технология", включает в себя общие сведения о квест-технологии в образовании, об актуальности в контексте требований ФГОС ДО, о возможностях и задачах для педагога-психолога в рамках реализации квест-технологии, об основных ее принципах, этапах, непосредственно квест-конструктор.

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

МБДОУ «ДЕТСКИЙ САД КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА №26» ПЕДАГОГ- ПСИХОЛОГ КОРОЛЕВА Н.А. МБДОУ «ДЕТСКИЙ САД №27 ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕГО ВИДА С ПРИОРИТЕТНЫМ ОСУЩЕСТВЛЕНИЕМ ФИЗИЧЕСКОГО НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ ВОСПИТАННИКОВ» ПЕДАГОГ- ПСИХОЛОГ ДЕМИНА Ю.И. Озерск 2021

Слайд 2

КВЕСТ КАК ЭФФЕКТИВНАЯ СОВРЕМЕННАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ТЕХНОЛОГИЯ Дети любят искать и сами находить. В этом их сила Альберт Эйнштейн

Слайд 3

ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ МОТИВАЦИЯ – частный вид мотивации, внутренняя направленность человека на познание нового, получения удовлетворения от самого процесса и затраченных на это усилий Показатели выраженности познавательной мотивации у детей Эмоциональная вовлеченность ребенка в деятельность (сосредоточенность на задании; экспрессивно-мимические проявления интереса; положительный эмоциональный фон) Целенаправленность деятельности, ее завершенность (способность не отвлекаться на посторонние раздражители и доводить деятельность до конца) Степень инициативности ребенка (наличие вопросов, реплик относительно выполнения задания, собственных предложений, замечаний, просьб о помощи, диалога с партнером о содержании деятельности)

Слайд 4

МОТИВАЦИОННАЯ СФЕРА Проявляет интерес к новым видам деятельности Проявляет познавательные интересы Устанавливает и сохраняет положительные взаимоотношения со взрослыми и сверстниками Проявляет стремление к получению знаний, положительной мотивации к дальнейшему обучению в школе

Слайд 5

ДОСТОИНСТВА ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ПРОБЛЕМНОЙ СИТУАЦИИ Формирование познавательной мотивации Развитие способности рассуждать, анализировать, решать практические и теоретические задачи Развитие познавательных психических процессов (памяти, мышления, воображения, восприятия, внимания) Формирование внутреннего плана действий Усвоение познавательного и практического опыта Формирование алгоритма поискового поведения Возникновение заинтересованности к процессу познания

Слайд 7

Любят учиться Креативные Владеют интернет-ресурсами Ценят персонализацию и индивидуальный подход Свободолюбивые Ценят время и стараются тратить его эффективно Движущая сила прогресса Проблемы с коммуникацией Несамостоятельные Неуверенные Склонность к капризам, истерикам, эгоизму Кругозор поверхностный Не разделяют реальный и виртуальный миры Не могут долго концентрироваться на одном ХАРАКТЕРНЫЕ ОСОБЕННОСТИ НОВОГО ПОКОЛЕНИЯ ДЕТЕЙ

Слайд 8

Квест (англ. Quest «целенаправленный поиск») образовательная технология, имеющая четко поставленную дидактическую задачу, правила, руководителя (наставника), реализуется с целью повышения у детей уровня знаний, умений, развития познавательной мотивации на основе компетентного выбора альтернативных вариантов через реализацию определенного игрового сюжета

Слайд 9

КВЕСТ-ТЕХНОЛОГИЯ В ОБРАЗОВАНИИ Способствует активизации познавательных и мыслительных процессов участников Помогает реализовать проектную и игровую деятельность Помогает познакомить с новой информацией и закрепить имеющиеся знания Способствует отработке умений детей на практике Направлена на самовоспитание и саморазвитие детей Эффективна в современных условиях Способствует достижению целевых ориентиров ФГОС ДО на этапе завершения дошкольного образования

Слайд 10

ЗАДАЧИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ КВЕСТОВ Воспитательные – формируются навыки взаимодействия со сверстниками, доброжелательность, взаимопомощь и другие Обучающие – участники усваивают новые знания и закрепляют имеющиеся Развивающие – в процессе игры происходит повышение образовательной мотивации, развитие творческих способностей и индивидуальных положительных психологических качеств, формирование исследовательских навыков, самореализация детей Коррекционные – интересный сюжет, нестандартный подход к проведению мотивируют ребенка думать, решать проблемную ситуацию, что, в свою очередь, развивает логику, сообразительность, учит детей взаимодействовать, конструктивно общаться

Слайд 11

КВЕСТ-ИГРА ПОЗВОЛЯЕТ Осуществлять интеграцию образовательных областей Комбинировать различные виды детской деятельности Использовать различные формы работы с детьми

Слайд 12

ВОЗМОЖНОСТИ И ЗАДАЧИ ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА Помочь ребенку осознать и преодолеть собственные психологические барьеры, препятствующие быстрому нахождению решений в сложных ситуациях Создать условия для формирования открытости к освоению новых знаний через эксперименты Моделировать ситуации для развития способности креативно мыслить в решении нестандартных задач Предоставить возможности для развития навыков командного взаимодействия в массовых соревновательных играх Способствовать установлению положительных эмоциональных связей: «ребенок-ребенок», «ребенок-педагог», «ребенок-родитель» Отслеживать эмоциональное состояние ребенка, его поведение в коллективе, реакцию на трудности и т.д. Закреплять у детей навык управления своим эмоциональным состоянием в различных ситуациях

Слайд 13

ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ Доступность (задания соответствуют возрасту и уровню развития ребёнка) Системность (задания логически связаны друг с другом) Безопасность (игры безопасные, споры и конфликты решаются конструктивным путем) Эмоциональная окрашенность заданий Разумность по времени Использование разных видов детской деятельности Наличие видимого конечного результата и обратной связи Принцип научности (содержание квеста должно соответствовать научным фактам, кроме героев и игровой легенды)

Слайд 14

ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ КВЕСТА Поиск эффективных форм образовательной деятельности детей Апробация и диагностика квест-технологии в ДОО Приспособление квест-технологии к условиям ДОО, непосредственно проведение этапов квеста

Слайд 15

ПОДГОТОВКА К ПРОВЕДЕНИЮ Постановка целей и задач предполагаемой игры Выбор сюжета Разработка сценария и этапов игры Наполнение этапов игры содержанием Выбор места проведения квеста Подготовка методических материалов Формирование команды помощников Организацию и контроль за ходом игры осуществляет ведущий

Слайд 16

ТЕМА И СЦЕНАРИЙ КВЕСТА По художественным произведениям (книгам, фильмам, мультфильмам) По любимым играм детей и их увлечениям Познавательные С многообразием опытов и экспериментов Повод проведения квеста - любой

Слайд 17

НАПРАВЛЕНИЕ КВЕСТА Карта Стрелки Знаки Ответы к загадкам и головоломкам ИСПЫТАНИЯ Задания от героев (тематические, по возрасту) Головоломки Опыты Викторины Загадки Подвижные игры Творческие задания

Слайд 18

АКТИВНОСТИ, ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ В КВЕСТАХ Игры: На познавательные процессы На пространственное ориентирование Опыты: Эксперименты Фокусы Творчество: Поделки Создание реквизита для героя Разрядки: Спорт-минутки Регулирующие игры

Слайд 19

РЕЗУЛЬТАТ ПРОХОЖДЕНИЯ КВЕСТА Расширение кругозора детей Выработка командных решений Получение новых впечатлений, эмоции Открытие нового, удивительного Преодоление неуверенности в себе Проявление смекалки и логики Поиск верных решений Взаимопомощь в выполнении заданий Улучшение взаимоотношений в коллективе, с родителями и педагогами

Слайд 20

РОЛЬ ПЕДАГОГА-НАСТАВНИКА Определяет цель образовательные задачи, составляет сюжетную линию игры, оценивает процесс деятельности детей и конечный результат, организует поисково-исследовательскую образовательную деятельность Во внимание берутся одаренные, креативные, гиперактивные, тревожные дети

Слайд 21

КВЕСТ-КОНСТРУКТОР Подробности сказки, имена персонажей, новый сюжет Ключевые слова, яркие понятия и образы, важные герои, эпитеты Игры, задания, вопросы, поделки

Слайд 22

ВИДЫ АКТИВНОСТЕЙ Связанные с персонажами Задания, связанные с местом обитания героя Задания, связанные с прошлым героя (возможно, из других сказок) Задания, связанные с обычным для героя занятием (помогать, делать добро, творить волшебство) Задания, возникающие при взаимодействии со злыми героями (убегать, бороться – работа с эмоциями) Связанные с препятствиями Перелезть, перепрыгнуть, пройти по туннелю, пролезть в паутину – физическая активность Смастерить средство передвижения, мост

Слайд 23

ВИДЫ АКТИВНОСТЕЙ На развитие мышления 4-й лишний Последовательности Классификации Съедобное-не съедобное Загадки Нелепицы/Викторины Скажи наоборот и другие На развитие памяти Что пропало? Повтори движение Что изменилось? Запомни предметы Запомни порядок и другие

Слайд 24

ВИДЫ АКТИВНОСТЕЙ На внимание Запрещенные движения (подвижная игра) Съедобное-несъедобное Летает-не летает Найди такое же Лабиринты Найди отличия Найди два одинаковых рисунка Игры для сплочения детского коллектива, для гиперактивных детей, регулирующие игры Связанные с пространственным представлением «Вверх-вниз-вправо-влево» Шагать по заданным направлениям Найти по карте, по схеме (участка, группы) Соединить части карты

Слайд 25

ВИДЫ АКТИВНОСТЕЙ На развитие речи Большой-маленький Скажи наоборот Квазипространственные отношения Игры на бумаге Узнать по первым буквам Восстановить слова с пропущенными гласными Из букв одного слова придумать другое Найти слово по буквам, с помощью шифра На развитие эмоций Удиви Покажи Создай Нарисуй Напугай Задобри

Слайд 26

ВИДЫ АКТИВНОСТЕЙ На ловкость Любые подвижные игры (Игры из коллекций дядюшки Фоппеля, Мониной, Лютовой Робертс) Пройти через паутину из бечевки Прыгать высоко или далеко Кого-то (что-то) сбивать с дерева Догнать героя Игровой парашют

Слайд 27

КОЛИЧЕСТВО АКТИВНОСТЕЙ До 3 лет - 3-4 крупных активности и 2-3 простых действия От 3 до 5 лет - 5 активностей и несколько простых действий От 5 до 7 лет - 7-10 активностей разной сложности От 7 лет - около 12 активностей разной сложности

Слайд 28

ПРАВИЛА КВЕСТА Чередовать активности: - активные и пассивные - легкие и трудные - творческие и интеллектуальные - быстрые и затянутые Начинать и заканчивать самым интересным

Слайд 29

КВЕСТ – ТЕХНОЛОГИЯ АКТИВИЗАЦИИ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Интрига, несущая за собой вопрос, проблему. Основана на интересе детей Формирование мотивов для решения проблемы или ответа на вопрос Средства решения проблемы Выдвижение детских гипотез Отбор наиболее оптимальных путей решения проблемы Определение практической значимости результата

Слайд 30

Сокол И.Н.: «При применении квест-технологии дети проходят полный цикл мотивации: от внимания до удовлетворения, знакомятся с аутентичным материалом, который позволяет им исследовать, обсуждать и осознанно строить новые концепции и отношения в контексте проблем реального мира, создавая проекты, имеющие практическую значимость»

Слайд 31

ЛИТЕРАТУРА ИСТОЧНИКИ 1. Гришаева Н.П., Белая Л.Н., Брынцева Е.В. и др. «Технологии эффективной социализации детей 3-7 лет: система реализации, формы, сценарии», методическое пособие - Москва, Вентана-Граф, 2017 2. Комарова Т.С., Зацепина М.Б. «Интеграция в системе воспитательно-образовательной работы детского сада», Мозаика – Синтез Москва, 2010 3. Игумнова Е.А., Радецкая И.В. Квест-технология в контексте требований ФГОС общего образования// Современные проблемы науки и образования. – 2016. – № 6 URL: http://www.science-education.ru/ru/article/view?id=25517 ( дата обращения: 01.02.2021) 4. Панфилова М. А. Игротерапия общения. Тесты и коррекционные игры. - М., 2018 5. Игра-квест как форма образовательной деятельности со старшими дошкольниками (Электронный ресурс) – http://cyberleninka.ru - Режим доступа: http://cyberleninka.ru/article/n/igra-kvest-kak-forma-obrazovatelnoy-deyatelnosti-so-starshimi-doshkolnikami



Предварительный просмотр:

МБДОУ «Детский сад комбинированного вида №26»

МБДОУ «Детский сад №27 общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением физического направления развития воспитанников»

КОНСПЕКТ ВЫСТУПЛЕНИЯ

НА ТЕМУ: «КВЕСТ КАК ЭФФЕКТИВНАЯ СОВРЕМЕННАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ТЕХНОЛОГИЯ»

Королева Наталья Александровна, педагог-психолог

Демина Юлия Ивановна, педагог-психолог

Озерск 2021

Квест как эффективная современная образовательная технология

На сегодняшний день стоит острая необходимость в развитии познавательной мотивации дошкольника как критерия успешности подготовки к его дальнейшему обучению, в т.ч. подготовке к школе, а значит, и в необходимости оптимизации образовательной деятельности, определения эффективных средств развития.

Мотивация представляет собой систему факторов, которая детерминирует (обуславливает, определяет) поведение человека, к ним относятся: потребности, мотивы, цели, намерения, стремления и др.

Познавательная мотивация – это частный вид мотивации, внутренняя направленность человека на познание нового, получения удовлетворения от самого процесса и затраченных на это усилий.

Выделяют три показателя выраженности познавательной  мотивации детей:

1. эмоциональная вовлеченность ребенка в деятельность

(сосредоточенность на задании; экспрессивно-мимические проявления интереса;

положительный эмоциональный фон; эмоциональные «всплески»);

2. целенаправленность деятельности, ее завершенность (способность не отвлекаться на посторонние раздражители и доводить деятельность до конца);

3. степень инициативности ребенка (наличие вопросов, реплик относительно выполнения задания, собственных предложений, замечаний, просьб о помощи, а также диалога с партнером о содержании деятельности).

Дошкольный возраст является наиболее сензитивным для формирования мотивационной сферы, соответственно, познавательной мотивации, которая  начинает выдвигаться на первый план, идет постепенная смена ведущего вида деятельности ребёнка. В дошкольном возрасте мотивы начинают приобретать разную силу и значимость. Среди мотивов выделяют доминирующие мотивы, преобладающие в мотивационной иерархии: это могут быть мотивы достижения, общения, самоутверждения и т.д.

Познавательная мотивация старших дошкольников более ярко проявляется в деятельности с действенным способом познания. В игре – ведущем виде деятельности дошкольника идет активное формирование мотивационной сферы ребёнка, в том числе познания. А значит, использование проблемной ситуации в игровой форме будет благоприятно и эффективно влиять на формирование познавательной мотивации. Это такая форма деятельности, при которой синтезируются игровые элементы вместе с познавательными. В процессе чего перед ребёнком возникает противоречие, для решения которого ему необходимо найти новые способы действия. Такой вид деятельности активизирует его мыслительную деятельность, побуждает к познанию нового, создает эмоциональный настрой.

Достоинствами использования проблемной ситуации в игровой форме являются:

 формирование познавательной мотивации;

 развитие способности рассуждать, решать практические и теоретические

задачи, способности анализировать;

 развитие познавательных психических процессов: памяти, мышления,

воображения, восприятия, внимания;

 формирование образного мышления и внутреннего плана действий;

 усвоение познавательного и практического опыта;

формирование алгоритма поискового поведения;

 возникновение заинтересованности к процессу познания и другое.

Насыщенная информационная среда окружает современного ребенка с самого его рождения. Все большее место в жизни дошкольника занимают компьютер, игровые приставки, электронные игрушки. Современных детей все сложнее чем-либо удивить. Это, безусловно, накладывает определенный отпечаток на развитие личности ребенка и на формирование его психики. На слайде представлены характерные особенности современного поколения детей.

Педагог, учитывая возрастающую конкуренцию со стороны гаджетов, современных информационных технологий, вынужден идти в ногу со временем и применять в своей работе современные средства обучения и развития, новые педагогические методики и технологии, оригинальные формы проведения образовательной деятельности. Одной из эффективных форм в практике дошкольного образования можно считать квест.

Квест (заимствование англ. Quest - «целенаправленный поиск») – это технология, которая имеет четко поставленную дидактическую задачу, четкие правила, руководителя (наставника), реализуется с целью повышения у детей уровня знаний, умений, развития познавательной мотивации на основе компетентного выбора альтернативных вариантов через реализацию определенного игрового сюжета. 

Немного истории 
         Предшественниками квестов в реальной жизни были квесты виртуальные. Свое распространение в мире, как один из самых популярных жанров, виртуальные квесты или по-другому приключенческие игры (adventure game), получили в 90-х годах прошлого столетия.
Обычно это интересная история, в которой игрок управляет персонажем – главным героем. Задача заключается в исследовании мира, поиске разного рода предметов, артефактов, помогающих в решении замысловатых головоломок и задач.

            Квест – технология в образовании 
         Главное преимущество квеста в том, что такая форма организации образовательной деятельности ненавязчиво в игровом, занимательном виде способствует активизации познавательных и мыслительных процессов участников.

С помощью этой игры можно достичь образовательных целей: реализовать проектную и  игровую деятельность, познакомить с новой информацией, закрепить имеющиеся знания, отработать  на  практике  умения  детей.

         Использование ИК-технологий в современных условиях негативного влияния пандемии коронавируса (COVID-19) могут стать действенным инструментом для педагога в плане организации образовательного пространства с дошкольниками и родителями. Работа воспитанников в формате веб-квеста делает более разнообразным учебно-воспитательный процесс, делает его живым и интересным, создает комфортные условия образовательной деятельности, способствует переключению внимания, смене форм деятельности, способствует развитию творческого мышления и навыков решения проблем. Детский интерес – это именно тот регулятор активности, на который стоит ориентироваться взрослому при сопровождении прохождения квеста ребенком. Применение веб-квестов как образовательной технологии различно: это может быть фрагмент организованной детской деятельности, занятие-исследование, домашнее задание, которое нужно выполнить либо самостоятельно, либо вместе с родителями и т.д.

ФГОС ДО 
         Квест-игры одно из интересных средств, направленных на самовоспитание и саморазвитие ребёнка как личности творческой, физически здоровой, с активной познавательной позицией. Что и является одним из целевых ориентиров ФГОС ДО на этапе  завершения  дошкольного  образования.
Во многом опираясь на труды Л.С. Выготского, в особенности на его учения об интериоризации и «зоне ближайшего развития», можно смело утверждать, что этот вид поисковой деятельности нуждается в «опорах», которые должен предоставить педагог.
Под опорами мы понимаем такие виды деятельности, которые помогают участникам квеста правильно строить план исследования, вовлекают их в решение проблемы, направляют внимание на самые существенные аспекты изучения. По мере продвижения обучаемых к достижению поставленных задач, уровень «поддержки» снижается, так как умения претерпевают процесс интериоризации.

Образовательные квесты помогают реализовать следующие задачи:

 воспитательные - формируются навыки взаимодействия со сверстниками, доброжелательность, взаимопомощь и другие.

 обучающие - участники усваивают новые знания и закрепляют имеющиеся;

 развивающие - в процессе игры происходит повышение образовательной мотивации, развитие творческих способностей и индивидуальных положительных психологических качеств, формирование исследовательских навыков, самореализация детей;

 коррекционные - интересный сюжет, нестандартный подход к проведению мотивируют ребенка думать, решать проблемную ситуацию, а это, в свою очередь, развивает логику, сообразительность, учит детей взаимодействовать и конструктивно общаться.

В ходе реализации квест-игры можно естественным образом осуществлять интеграцию образовательных областей, комбинировать разные виды детской деятельности и формы работы с детьми.

Возможности для педагога-психолога

Во время проведения квест-игр педагогу-психологу предоставляется возможность в естественной игровой среде получить информацию об особенностях личностного развития детей (интеллектуального, психического, физического и эмоционального), их интересах, склонностях и способностях, как ребенок себя проявляет, как добивается своих целей, как работает в команде, как поступает в критической ситуации. Анализ наблюдений позволяет специалисту спланировать коррекционную работу, обеспечить необходимые условия для полноценного и правильного формирования личности ребенка.

Задачи педагога-психолога

 Помочь ребенку осознать и преодолеть собственные психологические барьеры, мешающие ему быстро находить решение в сложных ситуациях.

 Создать условия для формирования открытости к освоению новых знаний через эксперименты.

 Моделировать ситуации для развития способности креативно мыслить в решении нестандартных задач.

 Предоставить возможности для развития навыков командного взаимодействия в массовых соревновательных играх.

 Способствовать установлению положительных эмоциональных связей в парах: «ребёнок-педагог», «ребёнок-родитель», «ребёнок-ребёнок».

 Отслеживать эмоциональное состояние ребенка, его поведение в коллективе, реакцию на трудности и т.д.

 Закреплять у детей навык управления своим эмоциональным состоянием в различных ситуациях.

При разработке квеста необходимо следовать следующим принципам:
 Доступность - задания должны соответствовать возрасту и уровню развития ребёнка.
  Системность - задания должны быть логически связаны друг с другом.                             Безопасность. Игры должны быть безопасными. Споры и конфликты надо решать конструктивным путем.                                                                                                                         Эмоциональная окрашенность заданий (помогает удерживать познавательный интерес, активность).
  Разумность по времени. Необходимо рассчитать время на выполнение заданий таким образом, чтобы ребёнок не устал и сохранил интерес.
  Использование  разных видов детской деятельности.
  Наличие  видимого конечного результата и обратной связи.                                                         Принцип научности (содержание квеста должно соответствовать научным фактам; это не касается героев и игровой легенды (игрового мотивационного сюжета).

Основные этапы квест-игры: подготовительный, аналитико-диагностический, практический.

Цель подготовительного этапа - поиск эффективных форм образовательной деятельности детей - осуществляется через создание рабочей группы из числа педагогов, работающих в творческом режиме, разработку документации и самого квест-мероприятия.

На втором этапе - аналитико-диагностическом - проходит апробация и диагностика квест-технологии в детском саду (насколько доступны, содержательны будут задания, в целом эффективна квест-технология для определенной целевой группы детей).

Практический этап предусматривает приспособление квест-технологии к условиям детского сада, непосредственно проведение всех этапов.

Подготовка к проведению квеста

• Постановка целей и задач предполагаемой игры

• Выбор сюжета

• Разработка сценария и разработка этапов игры

• Наполнение этапов игры содержанием, позволяющим достигать поставленных                                    целей

• Выбор места проведения квеста

• Подготовка методических материалов

• Формирование команды помощников

Организация

Организацию и контроль за ходом игры осуществляет ведущий, который объясняет правила, поддерживает игроков, а иногда становится тайным посредником между персонажами. Иногда это несколько ведущих, в зависимости от количества участников.

Тема, сценарий квеста

• По художественным произведениям - книгам, фильмам, мультфильмам. Это может быть сценарий с сохранением сюжета произведения, или с другим сюжетом, использующим мир произведения, а также новая история с теми же героями. Некоторые произведения просто созданы для превращения их в квесты.

• По любимым играм детей и их увлечениям.

• Познавательные. Квесты по временам года, изучению и закреплению знаний о животных, растениях, птицах, рыбах. Например, «Путешествие в лесную/морскую школу», «Клад подводного царства», «В гостях у сказки», «Мастерград» и т.д.

• С многообразием опытов и экспериментов. Это могут быть квесты «Лаборатория воздуха», «Лаборатория воды», «Лаборатория песка», «Волшебная лаборатория».

Поводом проведения квеста может быть любым. Это может быть окончание детского сада, приход весны, День космонавтики, Новый год, физкультурные праздники и музыкальные развлечения.

Направление

• Карта

• Стрелки

• Знаки

• Ответы к загадкам и головоломкам и другое

Испытания

• Задания от героев (тематические, по возрасту)

• Головоломки

• Опыты

• Викторины

• Загадки

• Подвижные игры

• Творческие задания и другие

Активности, используемые в квестах

 Игры:

• На познавательные процессы

• На пространственное ориентирование

Опыты:

• Эксперименты

• Фокусы

Творчество:

• Поделки

• Создание реквизита для героя

Разрядки:

• Спорт-минутки

• Регулирующие игры

Результат

• Расширение кругозора детей

• Выработка командных решений

• Получение новых впечатлений, эмоции

• Открытие нового, удивительного

• Преодоление неуверенности в себе

• Проявление смекалки и логики

• Поиск верных решений

• Взаимопомощь в выполнении заданий

• Улучшение взаимоотношений в коллективе, с родителями и педагогами

Роль педагога-наставника в квест-игре организационная, то есть педагог определяет цель, образовательные задачи квеста, составляет сюжетную линию игры, оценивает процесс деятельности детей и конечный результат, организует поисково-исследовательскую образовательную деятельность. Также важная задача, стоящая перед педагогом – правильно и максимально эффективно распределить детский коллектив на команды (как правило, это 2-3 команды). Во внимание берутся дети одаренные, креативные, с достаточно высокими интеллектуальными показателями, также гиперактивные и тревожные дети.

Квест-конструктор

  1. Погружение. Варианты сюжетов

Необходимо не только придумать тему, название квеста, но и погрузиться в него: вспомнить все подробности сказки, имена персонажей (если используется готовый сюжет), либо придумать новый сюжет.

Игровой сюжет необходимо придумать в соответствии с возрастом детей, чтобы он был интересен детям, обязательно подводил к решению поставленных задач. Общая игровая цель известна участникам с самого начала и определяет игровую «легенду», особенности и правила заданий. Независимо от того, заложен элемент соревнования в игру или нет, конечная игровая цель - общая для всех команд. Общая цель является главным «внутренним мотиватором программы».

  1. Подбор ассоциаций

Составляется список ассоциаций. Для этого нужно выбрать соответствующие теме ключевые слова, наиболее яркие понятия и образы, важных героев, эпитеты, свойства.

  1. Подбор активностей

На данном этапе составляется список активностей, то есть игр, заданий, вопросов, поделок.

Активности, связанные с персонажами:

  • Задания, связанные с местом обитания героя
  • Задания, связанные с прошлым героя (возможно, из других сказок)
  • Задания, связанные с обычным для героя занятием (помогать, делать добро, творить волшебство)
  • Задания, возникающие при взаимодействии со злыми героями (убегать, бороться – работа с эмоциями)

Активности, связанные с препятствиями:

  • Перелезть, перепрыгнуть, пройти по туннелю, пролезть в паутину – физическая активность
  • Смастерить средство передвижения, мост

Задания на

Мышление:

  • 4-й лишний
  • Последовательности
  • Классификации
  • Съедобное-не съедобное
  • Загадки
  • Нелепицы/Викторины
  • Скажи наоборот и другие

Память:

  • Что пропало?
  • Повтори движение
  • Что изменилось?
  • Запомни предметы
  • Запомни порядок и другие

Внимание:

  • Запрещенные движения (подвижная игра)
  • Съедобное-несъедобное
  • Летает-не летает
  • Найди такое же
  • Лабиринты
  • Найди отличия
  • Найди два одинаковых рисунка
  • Игры для сплочения детского коллектива, игры для гиперактивных детей, регулирующие игры

Пространство:

  • «Вверх-вниз-вправо-влево»
  • Шагать по заданным направлениям
  • Найти по карте, по схеме (участка, группы)
  • Соединить части карты

Речь:

  • Большой-маленький
  • Скажи наоборот
  • Квазипространственные отношения
  • Игры на бумаге
  • Узнать по первым буквам
  • Восстановить слова с пропущенными гласными
  • Из букв одного слова придумать другое
  • Найти слово по буквам, с помощью шифра

Эмоции:

  • Удиви
  • Покажи
  • Создай
  • Нарисуй
  • Напугай
  • Задобри

Ловкость:

  • Любые подвижные игры (Игры из коллекций дядюшки Фоппеля, Мониной, Лютовой Робертс)
  • Пройти через паутину из бечевки
  • Прыгать высоко или далеко
  • Кого-то (что-то) сбивать с дерева
  • Догнать героя
  • Игровой парашют

Количество активностей:

  • до 3 лет - 3-4 крупных активности, 2-3 простых действия;
  • от 3 до 5 лет - 5 активностей, несколько простых действий;
  • от 5 до 7 лет - 7-10 активностей разной сложности;
  • старше 7 лет - около 12 активностей разной сложности.

Правила:

Чередовать

  • активные и пассивные задания
  • легкие и трудные
  • творческие и интеллектуальные
  • быстрые и затянутые;                    
  • начинать и заканчивать самым интересным

Опыт проведения образовательного квеста показывает, что квест-технология соответствует технологии активизации познавательной деятельности, является актуальной в контексте требований ФГОС ДО, обладает развивающим потенциалом, так как нацелена на развитие индивидуальности ребенка, его самостоятельности, инициативности, поисковой активности. а использование проблемной ситуации в игровой форме благоприятно и эффективно влияет на формирование познавательной мотивации, развитие познавательных процессов.

Сокол И.Н.: «При применении квест-технологии дети проходят полный цикл мотивации: от внимания до удовлетворения, знакомятся с аутентичным (исходящий из первоисточника, подлинный) материалом, который позволяет им исследовать, обсуждать и осознанно строить новые концепции и отношения в контексте проблем реального мира, создавая проекты, имеющие практическую значимость».

http://festival.1september.ru/articles/617043/Image7429.gif

Литература, источники:

1. Гришаева Н.П., Белая Л.Н., Брынцева Е.В. и др.  «Технологии эффективной социализации детей 3-7 лет: система реализации, формы, сценарии», методическое пособие - Москва, Вентана-Граф, 2017

2. Комарова Т.С., Зацепина М.Б. «Интеграция в системе воспитательно-образовательной работы детского сада», Мозаика – Синтез Москва, 2010

3. Игумнова Е.А., Радецкая И.В. КВЕСТ-ТЕХНОЛОГИЯ В КОНТЕКСТЕ ТРЕБОВАНИЙ ФГОС ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ // Современные проблемы науки и образования. – 2016. – № 6.;
URL: http://www.science-education.ru/ru/article/view?id=25517 (дата обращения: 01.02.2021)

4. Панфилова М. А. Игротерапия общения. Тесты и коррекционные игры. —М., 2018

5. Игра-квест как форма образовательной деятельности со старшими дошкольниками (Электронный ресурс) – http://cyberleninka.ru - Режим доступа:  http://cyberleninka.ru/article/n/igra-kvest-kak-forma-obrazovatelnoy-deyatelnosti-so-starshimi-doshkolnikami


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Аналитический отчет (самоанализ) об эффективности использования в практической деятельности современных образовательных технологий.

p { margin-bottom: 0.21cm; } Перед современным педагогом дошкольного образовательного учреждения стоят задачи, связанные с повышением уровня развития ребенка; формированием нравственных качеств л...

Эффективное использование современных образовательных технологий в образовательном процессе.

  В современном мире всестороннее развитие детей невозможно без использования современных образовательных технологий. С целью достижения высоких результатов в своей работе я использую след...

Конспект открытого образовательного мероприятия – образовательной деятельности по познавательному развитию в средней группе демонстрирующий обоснованное и эффективное использование на практике современных образовательных технологий

Конспект открытого образовательного мероприятия – образовательной  деятельности по познавательному развитию в средней группевоспитателя МБДОУ ЦРР ДС № 33 Арслановой Зайнаб Шихмагомедовны, д...

Обеспечение высокого качества организации образовательного (воспитательного) процесса на основе эффективного использования современных образовательных технологий

Использование инновационных (проектных, исследовательских и др.) педагогических технологий в образовательном процессе:- на уровне методических приемов или отдельных компонентов системы;- на уровне цел...

Использование современных образовательных технологий в ДОУ. Эффективность применения ИКТ-технологий

В данный период жизни, в условиях ФГОС ДО, предлагающего нам модернизировать и оптимизировать процесс обучения воспитанников, использование ИКТ стало неотъемлемой частью воспитательно-о...

«Современные образовательные технологии в области физического воспитания дошкольников как средство повышения эффективности образовательной деятельности в ДОО»

laquo;Современные образовательные технологии в области физического воспитания дошкольников как средство повышения эффективности образовательной деятельности в ДОО»...