Обеспечение высокого качества организации образовательного (воспитательного) процесса на основе эффективного использования современных образовательных технологий
статья
Использование инновационных (проектных, исследовательских и др.) педагогических технологий в образовательном процессе:
- на уровне методических приемов или отдельных компонентов системы;
- на уровне целостной системы
Скачать:
Предварительный просмотр:
Использованиие современных технологий в образовательном процессе и связанных с этим результатов
Внедрение ФГОС ставит задачу достижения нового качества дошкольного образования, связанного с созданием условий для развития личности ребенка, способной реализовать себя как часть социума. В связи с этим, предполагается новое содержание профессионально – педагогической деятельности педагогов ДОУ, их готовность осваивать и внедрять новые программы и технологии.
В нашем детском саду взаимодействие всех субъектов образовательного пространства (дети, педагоги, родители) осуществляется не только в рамках традиционных методов и форм методической работы (тематические выставки, семинары-практикумы, открытые показы и т.д.), но и на основе современных педагогических технологий (таблица 1).
Таблица 1. Современные образовательные технологии, реализуемые в ДОУ
Технология проектного обучения. Основная цель использования метода проектов в детско саду – развитие свободной творческой личности ребёнка, которое определяется задачами развития и задачами исследовательской деятельности детей.
В течении учебного года нами были разработаны и реализованы следующие проекты:
- «Наш лес полон сказок и чудес», цель: формирование экологической воспитанности дошкольников и активизация мыслительно-поисковой деятельности детей.
- «Культура татарского народа», цель: сформировать представления детей о татарском народе: его культуре и традициях.
- «Птичкина столовая», цель: развитие нравственных качеств детей через совместную, познавательную, продуктивную и трудовую деятельность.
- «Взаимодействие с родителями в ДОУ», цель: привлечь родителей к активному участию в жизни группы и детского сада через организацию нетрадиционных форм работы.
Реализуя данную технологию, мы направляем самостоятельную деятельность детей (исследовательскую, познавательную, продуктивную), в процессе которой ребенок познает окружающий мир и воплощает новые знания в реальные продукты: творческие работы.
Применение данного метода в работе с детьми способствовует стимулированию их исследовательской активности, развитию способности выдвигать гипотезы, самостоятельно находить ответ в решении проблемных задач; в работе с родителями - позполяет структурировать работу и придать ей комплексный характер.
Технология «ТРИЗ». Цель – развитие у дошкольников творческого воображения, изобретательской смекалки, сообразительности, мышления.
В своей работе мы используем такие приемы технологии ТРИЗ как «Мозговой штурм», игры «Наоборот», «Хорошо-плохо», в рамках которых усваивается прием – противоположные значения.
Используя данную технологии в речевом развити мы с детьми составляем сказки, придумываем небылицы. В познавательной деятельности включаем работу с предметно-схематическими и графическими моделями.
Использование технологии ТРИЗ позволяет преподносить детям знания в увлекательной и интересной форме, обеспечивает их прочное усвоение и систематизацию.
Технология игрового обучения. Игра является ведущим видом деятельности дошеольников, поэтому технлогия игрового обучения используется нами постоянно в разных видах деятельности: в учебной, трудовой, повседневной, связанной с выполнением режима дня.
Формы реализации технологии:
- игровые ситуации;
- дидактические игры;
- сенсорное развитие;
- подвижные игры;
- консруирование;
- компьютерные дидактические игры;
- сюжетные игры.
Личностно-ориентированные технологии. В соответствии с ФГОС ДО образовательная деятельность должна строиться на основе индивидуальных и возрастных особенностях каждого ребёнка с учетом его индивидуальных потребностей и возможностей.
Реализуемая в нашем детском саду образовательная программа «Радуга» построена на основе гуманизции и демократизации педагогических отношений. Поэтому в своей работе особое внимание мы уделяем индивидуальному подходу. Организуя образователную деятельность мы стараемся применять дидактический материал, различающийся по содержанию, объему, сложности выполнения заданий. Так для детей с высоким уровнем развития при организации НОД формируем вопросы и задания более сложные, а для детей со средним уровнем - более упрощенные, с целью удержать интерес и дать возможность почувствовать успех своих достижений.
В рамках личностно-ориентированной технологии реализуем технологию сотрудничества, равенство в отношениях «взрослый-ребенок». Совместно с детьми изготавливаем различные пособия, игрушки, подарки к праздникам и для малышей, определяем разнообразную творческую деятельность (игры, труд, концерты, праздники, развлечения).
В результате применения данной технологии у детей формируются такие качества личности как: самостоятельность, активность, инициативность, креативность.
Здоровьесберегающие технологии. Применение данной технологии помогает детям овладеть набором форм и способов поведения, способствующих сохранению и укреплению здоровья детей.
В НОД используются следующие здоровьесберегающие технологии:
- динамические паузы;
- гимнастика для глаз;
- физкультминутки;
- пальчиковые игры;
- релаксационные упражнения.
В ходе рижимных моментов мы ежедневно проводим утреннюю гимнастику, прогулки с включением подвижных игр, оздоровительную гимнастику после дневного сна, закаливающие мероприятия (ходьба по «дорожкам здоровья», обтирание водой), прививаем культурно-гигиенические навыки.
В работе с родителями организуем беседы, создаем паки-передвижки, памятки.
Совмсетно с родителями организуем спортивные праздники, участвуем в спротивных соревнованиях на муниципальном и республиканском уровне, организуем походы.
Информационно-коммуникационные технологии.
Современные средства ИКТ нам помогают в:
- Подборе иллюстративного материала к НОД, обогащение предметно-развивающей среды группы, оформление стендов для родителей.
- Подборе дополнительного познавательного материала.
- Обмене опытом, знакомстве с наработками других педагогов.
- Оформление и ведение групповой документации, отчётов.
- Создание и использование презентаций в программе Рower Рoint в процессе проведения родительских собраний и НОД.
- Общении с родителями: «Электронная родительская почта», как средство дистанционного общения.
- Создание компьютерных дидактических игр.
- Создание видеосюжетов.
- Мультимедийном сопровождение утренников и концертов.
В непосредственной образовательной деятельности мы применяем три основные формы работы с ИКТ:
- Познавательные игры.
- Демонстрационные: мультипликационные фильмы.
- Мультимедиа-учебники: электронные учебники с иллюстрациями к сказкам и рассказам.
В НОД мы используем мультимедийные презентации, которые эмоционально окрашивают, вызывают у детей интерес к изучению нового материала. Они являются прекрасным наглядным пособием и демонстрационным материалом, что способствует хорошей результативности знаний.
В результате апробирования интерактивных мультимедийных дидактических игр мы пришли к выводу что, данные игры в наиболее доступной и привлекательной для детей, игровой форме, способствовали повышению уровня усвоения образовательной программы.
Таким образом, применение компьютерной техники позволяет оптимизировать педагогический процесс, индивидуализировать обучение детей и значительно повысить эффективность любой деятельности.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Образовательная деятельность по речевому развитию с использованием современных образовательных технологий.Тема: «Путешествие в лес»
ОД для младшего возраста с использованием СОТ в рамках реализации программы"Развитие"....
Эффективное использование современных образовательных технологий в образовательном процессе.
В современном мире всестороннее развитие детей невозможно без использования современных образовательных технологий. С целью достижения высоких результатов в своей работе я использую след...
Повышение уровня качества образования детей дошкольного возраста с ОВЗ через использование современных педагогических технологий в образовательном процессе.
Предлагаю просмотреть выступление с приложением презентации (участие в районном смотре - конкурсе учебно-методических объединений)...
Игровая образовательная ситуация "Именины книжки-малышки" с использованием современной образовательной технологии - мнемотехника.
Использование картинно-графического плана в формировании связной монологической речи у дошкольников....
Модернизация учебно – воспитательного процесса дошкольного образования через использование современных педагогических технологий, как первого уровня системы общего образования
Презентация к выступлению на педсовете...
Конспект образовательной деятельности по познавательному развитию с использованием современных образовательных технологий в средней группе на тему: «Домашние птицы»
Программные задачи:1.Продолжать знакомить детей с домашними птицами и их детёнышами. 2.Учить правильно обращаться с домашними животными.3.Формировать заботливое отношения к ним.4. Развивать ...
Использование различных образовательных технологий для обеспечения высокого качества организации образовательного процесса
Педагоги не могут успешно кого-то учить,если в это же время усердно не учатся сами.В 2022-2023 учебном году основная методическая цель:«Изучение и внедрение проектной деятельности, к...