Обеспечение высокого качества организации образовательного (воспитательного) процесса на основе эффективного использования современных образовательных технологий
статья

Вахрушева Юлия Александровна

Использование инновационных (проектных, исследовательских и др.) педагогических технологий в образовательном процессе:

- на уровне методических приемов или отдельных компонентов системы;

- на уровне целостной системы

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Использованиие современных технологий в образовательном процессе и связанных с этим результатов

 Внедрение ФГОС ставит задачу достижения нового качества дошкольного образования, связанного с созданием условий для развития личности ребенка, способной реализовать себя как часть социума. В связи с этим, предполагается новое содержание профессионально – педагогической деятельности педагогов ДОУ, их готовность осваивать и внедрять новые программы и технологии.

В нашем детском саду взаимодействие всех субъектов образовательного пространства (дети, педагоги, родители) осуществляется не только в рамках традиционных методов и форм методической работы (тематические выставки, семинары-практикумы, открытые показы и т.д.), но и на основе современных педагогических технологий (таблица 1).

Таблица 1. Современные образовательные технологии, реализуемые в ДОУ

Технология проектного обучения. Основная цель использования метода проектов в детско саду – развитие свободной творческой личности ребёнка, которое определяется задачами развития и задачами исследовательской деятельности детей.

В течении  учебного года нами были разработаны и реализованы следующие проекты:

- «Наш лес полон сказок и чудес», цель: формирование экологической воспитанности дошкольников и активизация мыслительно-поисковой деятельности детей.

- «Культура татарского народа», цель: сформировать представления детей о татарском народе: его культуре  и традициях.

- «Птичкина столовая», цель: развитие нравственных качеств детей через совместную, познавательную, продуктивную и трудовую деятельность.

- «Взаимодействие с родителями в ДОУ», цель: привлечь родителей к активному участию в жизни группы и детского сада через организацию нетрадиционных форм работы.

Реализуя данную технологию, мы направляем самостоятельную деятельность детей (исследовательскую, познавательную, продуктивную), в процессе которой ребенок познает окружающий мир и воплощает новые знания в реальные продукты: творческие работы.

Применение данного метода в работе с детьми способствовует  стимулированию их исследовательской активности,  развитию способности выдвигать гипотезы, самостоятельно находить ответ в решении проблемных задач; в работе с родителями - позполяет структурировать работу и придать ей комплексный характер.

Технология «ТРИЗ». Цель – развитие у дошкольников творческого воображения, изобретательской смекалки, сообразительности, мышления.

В своей работе мы используем такие приемы технологии ТРИЗ как «Мозговой штурм», игры «Наоборот», «Хорошо-плохо», в рамках которых усваивается прием – противоположные значения.

Используя данную технологии в речевом развити мы с детьми составляем сказки, придумываем небылицы. В познавательной деятельности включаем работу с предметно-схематическими и графическими моделями.

Использование технологии ТРИЗ позволяет  преподносить детям знания в увлекательной и интересной форме, обеспечивает их прочное усвоение и систематизацию.

Технология игрового обучения. Игра является ведущим видом деятельности дошеольников, поэтому технлогия игрового обучения используется нами постоянно в разных видах деятельности: в учебной, трудовой, повседневной, связанной с выполнением режима дня.

Формы реализации технологии:

- игровые ситуации;

- дидактические игры;

- сенсорное развитие;

- подвижные игры;

- консруирование;

- компьютерные дидактические игры;

- сюжетные игры.

Личностно-ориентированные технологии. В соответствии с ФГОС ДО образовательная деятельность должна строиться на основе индивидуальных и возрастных особенностях каждого ребёнка с учетом его индивидуальных потребностей и возможностей.

Реализуемая в нашем детском саду образовательная программа «Радуга» построена на основе гуманизции и демократизации педагогических отношений. Поэтому в своей работе особое внимание мы уделяем индивидуальному подходу. Организуя образователную деятельность мы стараемся применять дидактический материал, различающийся по содержанию, объему, сложности выполнения заданий. Так для детей с высоким уровнем развития при организации НОД формируем вопросы и задания более сложные, а для детей со средним уровнем - более упрощенные, с целью удержать интерес и дать возможность почувствовать успех своих достижений.

В рамках личностно-ориентированной технологии реализуем технологию сотрудничества, равенство в отношениях «взрослый-ребенок». Совместно с детьми изготавливаем различные пособия, игрушки, подарки к праздникам и для малышей, определяем разнообразную творческую деятельность (игры, труд, концерты, праздники, развлечения).

В результате применения данной технологии у детей формируются такие качества личности как: самостоятельность, активность, инициативность, креативность.

Здоровьесберегающие технологии. Применение данной технологии помогает детям овладеть набором форм и способов поведения, способствующих сохранению и укреплению здоровья детей.

В НОД используются следующие здоровьесберегающие технологии:

- динамические паузы;

- гимнастика для глаз;

- физкультминутки;

- пальчиковые игры;

- релаксационные упражнения.

В ходе рижимных моментов мы ежедневно проводим утреннюю гимнастику, прогулки с включением подвижных игр, оздоровительную гимнастику после дневного сна, закаливающие мероприятия (ходьба по «дорожкам здоровья», обтирание водой), прививаем культурно-гигиенические навыки.

В работе с родителями организуем беседы, создаем паки-передвижки, памятки.

Совмсетно с родителями организуем спортивные праздники, участвуем в спротивных соревнованиях на муниципальном и республиканском уровне,  организуем походы.

Информационно-коммуникационные технологии.

Современные средства ИКТ нам помогают в:

  1. Подборе иллюстративного материала к НОД,  обогащение предметно-развивающей среды группы, оформление стендов для родителей.
  2. Подборе дополнительного познавательного материала.
  3. Обмене опытом, знакомстве с наработками других педагогов.
  4. Оформление и ведение групповой документации, отчётов.
  5. Создание и использование презентаций в программе Рower Рoint в процессе проведения родительских собраний и НОД.
  6. Общении с родителями: «Электронная родительская почта», как средство дистанционного общения.
  7. Создание компьютерных дидактических игр.
  8. Создание видеосюжетов.
  9. Мультимедийном сопровождение утренников и концертов.

В непосредственной образовательной деятельности мы применяем три основные формы работы с ИКТ:

  1. Познавательные игры.
  2. Демонстрационные: мультипликационные фильмы.
  3. Мультимедиа-учебники: электронные учебники с иллюстрациями к сказкам и рассказам.

В НОД мы используем мультимедийные презентации, которые эмоционально окрашивают, вызывают  у детей интерес к изучению нового материала. Они являются прекрасным наглядным пособием и демонстрационным материалом, что способствует хорошей результативности знаний.

В результате апробирования интерактивных мультимедийных дидактических игр мы пришли к выводу что, данные игры в наиболее доступной и привлекательной для детей, игровой форме, способствовали повышению уровня усвоения образовательной программы.

Таким образом, применение компьютерной техники позволяет оптимизировать педагогический процесс, индивидуализировать обучение детей и значительно повысить эффективность любой деятельности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Эффективное использование современных образовательных технологий в образовательном процессе.

  В современном мире всестороннее развитие детей невозможно без использования современных образовательных технологий. С целью достижения высоких результатов в своей работе я использую след...

Повышение уровня качества образования детей дошкольного возраста с ОВЗ через использование современных педагогических технологий в образовательном процессе.

Предлагаю просмотреть выступление с приложением презентации (участие в районном смотре - конкурсе учебно-методических объединений)...

Игровая образовательная ситуация "Именины книжки-малышки" с использованием современной образовательной технологии - мнемотехника.

Использование картинно-графического плана в формировании связной монологической речи у дошкольников....

Конспект образовательной деятельности по познавательному развитию с использованием современных образовательных технологий в средней группе на тему: «Домашние птицы»

Программные задачи:1.Продолжать знакомить детей с домашними птицами и их детёнышами. 2.Учить правильно обращаться с домашними животными.3.Формировать заботливое отношения к ним.4. Развивать ...