проект по экологии "Дикие животные Алтайского края"
проект (старшая группа)

Боркунова Галина Александровна

проект по экологии"Дикие живротные Алтайского края"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon prekt_po_ekologii_dikie_zhivotnye.doc239.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад №10 комбинированного вида 2 категории

 города Алейска Алтайского края

Проект по экологическому воспитанию

«Дикие животные Алтайского края»

коррекционная группа

           

 

                                                                                                                      Разработали:

                                                                                                                      воспитатели

                                                                                                                     

Боркунова Г.А.

г. Алейск

 

«Берегите, ребята природу

И цветы, и деревья, и луг,

И животных, и почву и воду

Ведь природа – надежный наш друг»

Актуальность темы

Дети в недостаточной степени имеют представления об образе жизни, повадках, питании диких животных нашего края. Дети недостаточно владеют обобщающими понятиями, не умеют описывать предметы, у них мал словарный запас по теме, низкий уровень грамматического строя речи. Родители уделяют мало внимания на развитие кругозора детей и некоторые родители имеют низкий уровень экологической культуры. А экологическое воспитание является одним из важнейших направлений дошкольной педагогики. Ведь живая природа – это удивительный, сложный и многогранный мир. Особое место в этом мире отведено животным: они составляют 2 % от всего живого на Земле, но роль их в биосфере Земли огромна. Первые элементарные представления об окружающем мире, в том числе о животных ребенок получает в детском саду, где воспитывают гуманное отношение к природе к миру животных. Дети дошкольного возраста эмоциональны, отзывчивы и впечатлительны – это помогает формировать у них гуманное отношение к природе, сострадать и сопереживать живым существам, проявлять заботу о них, защищать, беречь. Экологическое образование детей – это огромный потенциал их всестороннего развития.

Цель проекта

Сформировать целостное представление о диких животных Алтайского края. Развивать устойчивый познавательный интерес. Создать в группе условия для расширения представления детей о животных родного края. Привлечь родителей к совместной деятельности по реализации проекта.

Задачи проекта

  1. Формировать представления  детей о диких животных родного края, об их характерных отличительных признаках, приспособлении к своей среде обитания: как передвигается, спасается от врагов, чем питается, о жилище.
  2. Развивать интерес к живой природе, творческие способности, память, мышление, связную речь.
  3. Совершенствовать грамматический строй речи, обогащать словарный запас детей.
  4. Воспитывать интерес, любовь, заботливое отношение к животному миру Алтайского края.

Предполагаемый результат

  1. Активизировать познавательный интерес детей по теме проекта.
  2. Сформировать представления детей о диких животных родного края, о причинно – следственных связях между образом жизни и средой обитания.
  3. Обогатить словарный запас детей, способствовать совершенствованию грамматического строя речи детей.
  4. Способствовать развитию продуктивной деятельности детей.
  5. Повышение педагогической компетенции родителей по экологическому воспитанию.
  6. Создание предметно-развивающей среды в группе.

Направление проектной деятельности

- Информационный блок: переработка теоретических материалов

- Технологический блок: ознакомление дошкольников с животными родного края выстраивается на основе базовой программы

- Организационный блок: Создание предметно-развивающей среды

Вид проекта: групповой, информационно- творческий

Участники: дети, воспитатели, родители.

Сроки реализации: 3 месяца

Этапы проведения и реализация проекта:

  1. Подготовительный

– изучение интереса детей для определения целей проекта;

– сбор и анализ литературы для взрослых и детей

       

            2 . Основной  

- Проведение познавательных занятий по теме проекта

- Совместная работа с родителями: изготовление книжек- самоделок «Дикие животные леса»

- Экскурсия в городской музей тема: «Животный мир Алтая»

-Рисование «Белка грызет орешки»

- Лепка: «Лисичка мышкует»

- Пересказ сказки «Лиса и козел»

- Чтение русских народных сказок

3. Презентационно - завершающий,

- Выставка продуктов детской деятельности

- Открытое занятие: «Лесные спасатели»

Содержание проектной деятельности

Время проведения

Тема

Цель

Форма проведения

Сентябрь

«Что я знаю о диких животных родного края»

Определение уровня знаний детей по теме: «Дикие животные»

Беседа, опрос детей

Чтение сказок: «Зимовье зверей », «Рукавичка», «Лиса и медведь»

Проявить у детей интерес к диким животным через русские народные сказки

Чтение художественной литературы

«Колобок», «Теремок», «Три медведя»

Вспомнить с детьми русские народные сказки. Вызвать у детей эмоционально – положительное отношение к персонажам сказки.

Показ настольных театров воспитателем и  детьми.

«Лиса и козел»

Развивать связную речь детей, память, передавать свое отношение  к хитрой лисе и глупому козлу, обобщать: домашние и дикие животные

Пересказ сказки

Октябрь

«Животный мир России»  учебник для малышей В. Степанов

Знакомить детей с дикими животными с их повадками, образом жизни

Рассматривание и чтение детской энциклопедии.

«Белка грызет орешки»

Учить передавать в рисунке отличительные особенности  животных

Рисование

«Дикие животные леса» (книжки - малышки)

Повышение педагогической активности родителей по экологическому воспитанию

Совместная работа с родителями

Рассказы о диких животных «Лиса», «Заяц», «Волк» (М. Пришвин)

Продолжать знакомить детей с характерными особенностями и образом жизни диких животных

Чтение художественной литературы

Ноябрь

«Животный мир Алтая»

Познакомить детей с дикими животными Алтайского края с «Красной книгой»

 Экскурсия в музей

«Расскажи о животном»

Формировать умения составлять рассказ о животном по опорным картинкам. Развивать связную речь, совершенствовать грамматический строй речи.

Составление рассказов

«Лисичка мышкует»

Закрепить знания детей о жизни животных зимой.

Лепка

«Расскажи о животном»

Формировать умения составлять рассказ о животном по опорным картинкам. Развивать связную речь, совершенствовать грамматический строй речи.

Составление рассказов

«Лесные спасатели»

Закрепление словаря по теме, развитие мышления, памяти  через дидактические и словесные игры, загадки, стихи.

Занятие – путешествие

Методическое обеспечение проекта

  1. Ресурс интернет.
  2. С.Н. Николаева. Экологическое воспитание младших дошкольников –                    М.: Мозаика – Синтез, 2004г.
  3. И.А. Морозова, М.А. Пушкарева. Ознакомление с окружающим миром – М.: Мозаика – Синтез, 2006г.
  4. О.А. Скоролупова. Домашние животные и дикие животные средней полосы России – М.: ООО «Издательство Скрипторий 2003г.»
  5. Л.Г. Горькова. Сценарии занятий по экологическому воспитанию .
  6. Т.А. Шорыгина «Какие звери в лесу»

Приложение 1

Занятие по экологическому воспитанию в коррекционной группе

«Лесные спасатели»

Воспитатель: Боркунова Г.А.

                                                                                     

Цель: Заложить основы экологического воспитания. Формирования  осознанно правильного отношения детей к живой природе.

Задачи:

1. Познакомить с жизнью диких животных зимой.

2. Сформировать умение выделить и охарактеризовать особенности внешнего вида.

3. Закрепить умение образовывать существительные в уменьшительно-ласкательной форме

4. Развивать память, логическое мышление, слуховое и зрительное внимание, творческое воображение.

5.Воспитывать бережное отношение к природе, чувство доброты, сопричастности и сопереживания ко всему живому и прекрасному, что нас окружает.

Ход занятия

 -Дети, посмотрите у меня в руках необычная шкатулка. Она музыкальная, послушайте.

-вам нравится музыка? Какая мелодия?

-шкатулка у нас необычная, значит и с нами что-то произойдет необычное.(стук в дверь. Входит лесник)

- здравствуйте дети. Попробуйте узнать кто я. Я человек который работает в лесу. Догадались?

- правильно я лесник, пришел вам рассказать, что случилось в лесу. Однажды в лес приходили дети, отдыхая на полянке, они читали сказку Чуковского «Путаница». И вот когда дети ушли медведь не захотел быть медведем, лиса- лисой, заяц- зайцем, белка – белкой, волк – волком. И они бедняги так запутались, что не знают как зимовать, все забыли. И что теперь с ними делать я не знаю. Вот пришел к вам посоветоваться.

Воспитатель: - дети давайте подумаем, что можно сделать, как помочь леснику(дети предлагают, если затрудняются, воспитатель помогает). Лесник, наши дети знают о животных и могут помочь им.

- правда? А каких животных вы знаете?

- почему их называют дикими?

- молодцы, правильно. Дети, у меня много дел в лесу, ведь до зимы осталось несколько деньков, еще так много нужно сделать. Я пойду, а вы когда справитесь с задачей, оставьте пожалуйста, под самой высокой елкой письмо, чтобы я знал каким животным вы помогли. Скорей идите в лес, вот по той тропинке.(дети идут по тропинке)

- дети посмотрите на тропинке сухая ветка, что же нам делать?(перепрыгнуть, перешагнуть, обойти)

- давайте мы  ее лучше уберем, чтоб она не мешала другим прохожим.

- дети, скажите как называется тропинка в лесу?(лесная)

- посмотрите на тропинке лежит конверт, и здесь загадки

1. Кто с высоких сосен в ребятишек шишку бросил?(белка)

2. Любит груши и мед, сладкоежкою слывет, а еще могу сказать очень любит он поспать.(медведь)

3. Рыжая с пушистым хвостом живет в лесу под кустом.(лиса)

4. Кто зимой холодной ходит злой, голодный.(волк)

- молодцы дети, правильно отгадали загадки. А теперь давайте поиграем с пальчиками и вспомним какие животные нам могут встретится в лесу.

Пальчиковая игра:

Еж, медведь барсук, енот.

Спят зимою каждый год.

Волка, зайца, рысь, лису.

И зимой найдешь в лесу.

- теперь можно и животным помочь. (подходят к дереву)

- кто у нас здесь спрятался (показывает картинку, на картинке заячьи уши)

- правильно заяц, где сидит заяц? (под елкой)

- теперь давайте вспомним, как заяц готовится к зиме? (воспитатель задает наводящие вопросы)

- где живет?

- есть ли у него жилье?

- чем питается? (летом заяц питается ягодой, травой, зимой раскапывает снег и достает траву, ест кору деревьев и молодые веточки)

- зачем зайцу белая шубка?

- назовите зайца ласково (заинька)

- назовите детенышей зайца?

- молодцы, заяц все вспомнил и сам хочет про себя рассказать (ребенок берет игрушку зайца и рассказывает стихотворение)

Я заяц, расскажу, как живется мне в лесу.

К зиме ребята побелел, шубку новую одел.

Под кусточком присяду, спрячусь под сосной.

Не увидит, не узнает зверь меня любой.

Я хотя и не трус, но всегда я боюсь.

Очень трудно зимой бывает,

Когда сильный мороз и еды не хватает.

А питаюсь я корой, ягодой замерзшей.

Что под снегом заяц найдет – все ему в прок пойдет.

Вы ж зайчат не обижайте, вы им лучше помогайте.

Где еды приберегите, не пугайте, не гоните!

- зайцу помогли ,пойдемте дальше. Кто у нас здесь спрятался? (на картинке беличий хвост)

- правильно белка. Расскажите, что вы знаете о белке?

- где живет?

- чем питается?

- как готовится к зиме? (шубка у нее становится теплая, заготавливает грибы, ягоды, утепляет дупло).

- назовите белку ласково

- назовите детенышей белки

- мы надеемся, что белка все вспомнила и расскажет сама еще раз (ребенок берет игрушку белки и рассказывает стихотворение)

Я белка, веселый зверек, по деревьям скок да скок.

Но зимой я меняюсь, в шубку серую переодеваюсь.

Меньше приходится прыгать, скакать,

Силы надо беречь, сохранять!

Всю осень дупло утепляла,

Пуха, соломки туда натаскала.

К зиме готовила запасы: грибы, ягоды, орехи.

Чтоб зимой не голодать, где ж еду зимой достать?

Трудно белки зимовать, когда снежная она,

Когда сильные морозы.

К людям я тогда скачу, помощи у них ищу.

- ну вот белки помогли. А что здесь за мешок (поднимает и рассыпает орехи). Это наверно лесник приготовил для белки, помогите собрать.

- пойдемте дальше. Кто здесь спрятался? (на картинке медвежьи уши)

- правильно медведь, а как к зиме готовится медведь?

(он устраивает берлогу из веток и мха. Все лето и осень он наедает жир, ест ягоду, мед, травку. Поздней осенью он ложится в берлогу и спит всю зиму)

- знаете дети, если медведь наедает мало жиру, то он в середине зимы поднимается из берлоги и начинает бродить по лесу в поисках пищи. Такого медведя называют шатуном.

- назовите детенышей медведя?

- вот медведь все вспомнил (ребенок берет игрушку медведя и рассказывает стихотворение)

Я медведь, живу в лесу.

И хозяином хожу.

Летом ем: малину, мед.

А на речке рыба ждет.

Раскопаю корешок,

Съем его, все будет в прок.

Много жира накоплю,

А зимой в берлоге сплю.

- с медведем разобрались, пойдемте дальше. Кто здесь спрятался?

(картинка лисьего хвоста)

- правильно лиса, вспомните как лиса готовится к зиме?

- чем питается лиса и делает ли она запасы на зиму?

- где живет лиса?

- назовите ласково лису

- назовите детенышей лисы

- вот и лисонька вспомнила (ребенок берет игрушку лисы и рассказывает стихотворение)

Я зимы не боюсь, в шубу новую ряжусь.

Хвост красивый какой, мне он нравится самой!

Живу в норе. Там сплю, отдыхаю,

А затем охотится начинаю.

Ищу мышку полевую или живность какую.

Хочу зайца поймать, но мне его не догнать.

Об этом наверно мало кто знает,

Но и мне зимой трудно бывает.

 Иногда бегаю целый день, а еды нет совсем.

- молодец  лиса, беги готовься к зиме. Я вам дети хочу сказать:

 а еще есть зверь лесной, он ребята очень злой.

 Вы с ним даже не встречались!

Вы б его испугались!

Угадайте – это волк!

Я сама расскажу, как зимует он в лесу .

Волк зимой очень злой.

В одиночку не ходит, волки стаями бродят.

Серые, худые, голодные и злые.

Воют сильно по ночам, даже страшно зверям!

Лучше им не попадаться, надо их остерегаться.

Но и волку трудно зимой.

Еды не хватает и он голодает.

- вот дети мы и помогли животным. Теперь нужно сообщить леснику. У меня есть разрезные картинки животных. Мы их сложим и лесник поймет кому мы помогли (раскладывают).

- дети, как вы думаете, хорошо что мы помогли животным?

1. Птиц, зверей оберегайте и всегда им помогайте.

2.Кто природу губит, тот свой край не любит.

3. Кто умеет добрым быть, тот сможет природу беречь и любить.

- дети, вы не просто помогли животным, вы их спасли. Вас смело можно назвать «Лесные спасатели».

Приложение 2

   

   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Животный Алтайского края

В данной презентаций представлены животные Алтайского края!...

Проект " Домашние животные Алтайского края"

Проект для средней группы "Домашние животные Алтайского края"...

Проект "Животные Алтайского края"

Проект "Животные Алтайского края" разработан для детей старшего дошкольного возраста с целью расширения кругозора о мире природы родного края....

Проект "Животные Алтайского края"

Проект направлен на знакомство детей с животными родного края, помогает выявить отличительные особенности диких животных, знакомит со средой их обитания....

Педагогический проект Тема: «Развитие экологических представлений у детей младшего дошкольного возраста через ознакомление с дикими животными Алтайского края»

Педагогический проект Тема: «Развитие экологических представлений у  детей младшего дошкольного возраста через ознакомление с дикими животными Алтайского края»...

Проект "Животные Алтайского края"

Проект "Животные Алтайского края"...