методическая разработка: презентация для педагогов"Основные тезисы организации партнёрской деятельности взрослого с детьми "
методическая разработка

Оршанская Елена Михайловна

Основные принципы взаимодействия 

В соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования одним из необходимых условий реализации дошкольного образования является принцип содействия и сотрудничества детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений. Оптимальной формой организации сотрудничества является совместная партнерская деятельность взрослого и ребенка.

Признаки совместной деятельности

Выделяются существенные признаки совместной деятельности взрослых и детей – наличие партнерской позиции взрослого и партнерской формы организации деятельности, под которыми мы понимаем такие факторы как

 сотрудничество взрослого и детей и  возможность свободного размещения, перемещения и общения детей.

 

Партнерская позиция воспитателя

Чтобы организовать совuПартнерские отношения взрослого и ребенка в детском саду и в семье являются разумной альтернативой двум диаметрально противоположным подходам: прямому обучению, и образованию, основанному на идеях «свободного воспитания».ременное взаимодействие c воспитанниками, педагогу необходимо перестроить стиль поведения.  Партнерская позиция воспитателя предполагает принятие демократического стиля отношений, а не авторитарного, сопряженного с учительской позицией.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл partnyorskaya_deyatelnost_pedagoga_s_vospitannikami.pptx130.28 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Основные тезисы организации партнёрской деятельности взрослого с детьми Учитель-логопед Оршанская Е.М.

Слайд 2

Нормативная документация Модернизация российского дошкольного образования осуществляется с современных научных позиций с опорой на положения научной концепции «Дошкольное образование как ступень системы общего образования» ( В.И. Слободчиков , Н.А. Короткова и др.).

Слайд 3

Основные принципы взаимодействия В соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования одним из необходимых условий реализации дошкольного образования является принцип содействия и сотрудничества детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений. Оптимальной формой организации сотрудничества является совместная партнерская деятельность взрослого и ребенка.

Слайд 4

Признаки совместной деятельности Выделяются существенные признаки совместной деятельности взрослых и детей – наличие партнерской позиции взрослого и партнерской формы организации деятельности , под которыми мы понимаем такие факторы как сотрудничество взрослого и детей и возможность свободного размещения , перемещения и общения детей.

Слайд 5

Партнерская позиция воспитателя Чтобы организовать современное взаимодействие c воспитанниками, педагогу необходимо перестроить стиль поведения. Партнерская позиция воспитателя предполагает принятие демократического стиля отношений, а не авторитарного, сопряженного с учительской позицией.

Слайд 6

Партнерская позиция воспитателя Партнер - всегда равноправный участник дела и как таковой связан с другими взаимным уважением. Взрослый – партнер, рядом с детьми (вместе), в едином пространстве (например, сидящий в круге с детьми за общим столом)

Слайд 7

Организация партнерской деятельности взрослого с детьми (тезисы Н.А. Коротковой): Включенность воспитателя в деятельность наравне с детьми.

Слайд 8

Добровольное присоединение детей к деятельности (без психического и дисциплинарного принуждения.) ? ? ? ? В Р Р

Слайд 9

Свободное общение и перемещение детей во время деятельности (при соответствии организации рабочего пространства.) Р

Слайд 10

Открытый временной конец занятия (каждый работает в своем темпе.)

Слайд 11

При организации непосредственно образовательной деятельности в форме совместной партнерской деятельности меняется и положение детей. Дети могут сами решать, участвовать или нет в общей работе. Но это не введение вседозволенности и анархии. У ребенка появляется возможность выбора – участвовать в этой работе или организовать что-то другое, заняться чем-то другим. Это свобода выбора между деятельностями и их содержанием, а не между деятельностью и ничегонеделанием. Вырабатываются порядок и организация совместной деятельности: свободное размещение детей за общим столом, их общение с другими детьми по ходу работы и перемещение по мере необходимости. По ходу работы дети могут обратиться к педагогу, подойти к нему, обсудить с ним интересующие их вопросы, связанные с выполнением работы, получить необходимую помощь, совет и т.п. Дети могут работать в разном темпе. Объем работы каждый ребенок может определить для себя сам: что он сделает, но сделает хорошо и доведет начатое дело до конца. Дети, которые закончили работу раньше, могут заниматься тем, что их интересует. В том случае, если ребенок не справился с работой, он может продолжить ее в последующие дни

Слайд 12

Партнерская позиция воспитателя Партнерская позиция способствует развитию у ребенка активности, самостоятельности, умения принять решение, пробовать делать что-то, не боясь, что получиться неправильно, вызывает стремление к достижению, благоприятствует эмоциональному комфорту. На разных этапах партнерская позиция воспитателя проявляется особым образом .

Слайд 13

Проявление партнерской позиции воспитателя на разных этапах деятельности Первый этап - целеполагание и мотивация детей на деятельность: воспитатель акцентирует внимание детей на фактах. Стимулируя детские высказывания, активизируя имеющийся опыт детей, педагог направляет обсуждение на постановку проблемы. Рассматривается вариативность её решения. В результате совместного обсуждения выдвигается гипотеза, которую воспитатель предлагает детям подтвердить в процессе поисковой деятельности. Воспитатель приглашает к деятельности – необязательной, непринужденной: «Давайте сегодня…, Кто хочет, устраивайтесь по удобнее…» (или: «Я буду…Кто хочет, присоединяйтесь …»). Наметив задачу для совместного выполнения, воспитатель, как равноправный участник, предлагает возможные способы ее реализации.

Слайд 14

Проявление партнерской позиции воспитателя на разных этапах деятельности Второй этап представляет собой разработку совместного плана действий по достижению цели. Сначала проводится общее обсуждение, чтобы дети выяснили, что они уже знают об определённом предмете или явлении. Воспитатель обсуждает с детьми возможные пути решения проблемы. Ответы детей можно фиксировать наглядно (лист ватмана, интерактивная доска), используя условные обозначения, понятные детям. Чтение книг, энциклопедий, обращение к родителям, специалистам, проведение экспериментов, тематических экскурсий - все эти действия могут стать решением поставленного вопроса. Таким образом, составляется план совместных действий, интегрирующий готовый проект педагога и предложения детей. Умение проявить гибкость в планировании, способность подчинить свой план интересам и мнениям детей, включая детские мероприятия в учебный план, пожертвовав некоторыми запланированными формами работы - является показателем высокого профессионального мастерства воспитателя, его готовности работать в проектном режиме. Индивид становится субъектом, когда начинает осознавать себя, свои цели, интересы, идеалы и на этой основе вырабатывает программы действий, занимает определенную позицию Главные задачи данного этапа - обучение детей планированию и формирование навыков взаимодействия.

Слайд 15

Проявление партнерской позиции воспитателя на разных этапах деятельности Третий этап - практическая часть, в ходе которой дети исследуют, экспериментируют, творят. Воспитатели на равных правах с ребенком участвуют в процессе достижения цели, осуществляя постоянный обмен информацией и действиями, являются соучастником деятельности ребенка, распределяя права, обязанности, ответственность. Функция педагога по отношению к детям заключается не трансляция информации, а организация исследовательской деятельности по её усвоению, решению выявленных проблем на данном этапе осуществляется обучение ребёнка действиям контроля и самоконтроля .

Слайд 16

Проявление партнерской позиции воспитателя на разных этапах деятельности Четвёртым этапом партнёрской деятельности является презентация. В зависимости от возраста детей и темы проекта презентация может проходить в различных формах: итоговые игры-занятия, тематические развлечения, игры - викторины, оформление фотовыставок, альбомов, мини-музеев, творческих газет и т. п.

Слайд 17

Когда педагог становится партнером ребенка, а значит равноправным участником общей работы, в результате меняются: стиль поведения взрослого (от административно-регламентирующего к непринужденно-доверительному); рабочее пространство, на котором разворачивается совместная работа (от отдельного места за «учительским» столом к месту за общим столом рядом с детьми); отношение педагога к выполнению общей работы: от общего руководства к участию в выполнении определенной части работы и т.п.

Слайд 18

Партнерство взрослого с детьми предполагает: Развитие потребности ребенка в соответствии с его возрастными возможностями в общении с взрослыми и сверстниками. Развитие умения вступать в процесс общения Развитие умения ориентироваться в партнерах и ситуациях общения. Развитие умения соотносить средства вербального и невербального общения

Слайд 19

Партнерские отношения взрослого и ребенка в детском саду и в семье являются разумной альтернативой двум диаметрально противоположным подходам: прямому обучению, и образованию, основанному на идеях «свободного воспитания» .

Слайд 20

Таким образом, сотрудничество взрослых и детей на фоне совместной деятельности, их содружество в реальных и живых контактах друг с другом - это та среда, где возникают качества развивающейся личности ребенка.

Слайд 21

Библиографический список 1.Антология гуманной педагогике. Вып . 1. Выготский Л.С. / Сост. и вступ. ст. А.А. Леонтьева. М., 1996. 2. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. – М: УЦ Перспектива, 2014. – 32 с. 3. Короткова Н.А. Образовательный процесс в группах детей старшего дошкольного возраста. - М.:ЛИНКА-ПРЕСС, 2007. 4. Слепцова И.Ф. Алгоритм введения ФГОСДО в детском саду: учебно-методическое пособие / И.Ф.Слепцова.М .: Обруч, 2015. 5. Комарова О.А. Взаимодействие педагога и детей в развивающей среде // Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения.2014 №8.

Слайд 22

Спасибо за внимание


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Особенности организации занятий в форме совместной партнёрской деятельности взрослого с детьми

Организация занятий в форме совместной партнёрской деятельности взрослого с детьми связана со значительной перестройкой стиля поведения педагога. Говоря о партнёрской позиции педагога, подразумевается...

"Особенности организации занятий в форме совместной партнёрской деятельности взрослого с детьми"

Структура НОД в форме партнерской деятельности взрослого с детьми.Особенности работы по созданию игровой мотивации на разных возрастных этапах....

«Методические требования к правильной организации чтения больших произведений в форме партнёрской деятельности взрослого с детьми»

Как правильно организовать чтение больших произведений с детьми старшего дошкольного возраста. Материал для педагогов....

"Организация партнёрской деятельности взрослого и детей как одно из главных условий развития способностей и творческого потенциала каждого ребёнка"

В данном пособии содержится описание опыта организации партнёрской деятельности. Представлены конспекты по разным направлениям развития  дошкольников. Пособие адресовано воспитателям дошкольных у...

Методическая разработка для педсовета на тему: «Особенности организации образовательной деятельности в форме совместной партнёрской деятельности взрослого с детьми».

Цель: повысить уровень компетентности педагогов в организации партнерской деятельности с детьми. Задачи: - обобщить теоретические знания педагогов об организации партнерской деятельности с д...

«Основные тезисы организации партнерской деятельности взрослого с детьми»

laquo;Основные тезисы организации партнерской деятельности взрослого с детьми»...