Педагогический проект "Шахматы - успех для всех"
проект (подготовительная группа)

Бучинская Татьяна Васильевна

В данном проекте описывается работа по шахматному направлению.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_shahmaty-uspeh_dlya_vseh.docx42.65 КБ
Файл proekt_shahmaty_-_uspeh_dlya_vseh.pptx1.59 МБ

Предварительный просмотр:

Добрый день. Представляю вашему вниманию педагогический проект «Шахматы – успех для всех»

Дошкольное детство – небольшой период в жизни человека. Но именно в это время ребёнок овладевает речью, мышлением, воображением. В детском саду закладывается прочный фундамент для обучения в школе. Придя в школу, многие дети имеют проблемы: не могут сосредоточиться, усидеть на одном месте, не способны действовать в уме, то есть не могут сформировать внутренний план действий.

Я уверена, что помочь решить данную проблему может обучение детей игре в шахматы в детском саду.

Шахматы — очень увлекательная игра, помогающая в развитии памяти и логического мышления. Это отличная возможность расширения кругозора ребенка, прекрасное средство внесения разнообразия в его досуг, ускорения развития малыша. Шахматы дают возможность развития интеллекта в игровой форме, умение обобщать и сравнивать, делать выводы. Шахматы положительно влияют на развитие у детей многих психических процессов и таких качеств, как восприятие, внимание, воображение, начальные формы волевого управления поведением.

Решая проблему развития познавательной активности у детей, я поставила перед собой следующую цель:

Цель проекта: организовать систему работы по шахматному образованию в детском саду «Сказка».

Далее определила для себя следующие задачи:

1. принять участие в организации дополнительного образования в детском саду по физкультурно-спортивномунаправлению;

2. разнообразить формы сотрудничества с семьями воспитанников связанных с шахматным образованием;

3. разработать методические рекомендации для педагогов по использованию интеллектуальных игр шахматной направленности в работе с детьми старшего дошкольного возраста;

4. обеспечить методическое сопровождение деятельности по обучению игре в шахматыв ДОУ: трансляцию и тиражирование инновационного опыта.

Ожидаемые результаты:

В ходе реализации проекта предполагается достижение определенных результатов всеми участниками образовательных отношений: детей, педагогов, родителей.

Воспитанники: Я ожидаю, что с помощью внедрения шахматного образования у старших дошкольников будут улучшены важные компоненты школьной готовности, такие как: развитие логического мышления, развитие пространственной ориентации на плоскости, развитие коммуникативных навыков, повышение интереса к игре в шахматы.

Для родителей будет:

  1. Создано единое образовательное пространство дошкольного учреждения и семьи по шахматному образованию дошкольников.
  2. Увеличится количество родителей, вовлеченных в совместные мероприятия по шахматной деятельности, имеется понимание необходимости в шахматном образовании дошкольников.

Педагоги:

1.Педагоги же приобретут новый опыт работы по организации шахматной деятельности дошкольника, произойдет рост профессионального мастерства;

2. У них повысится мастерство в организации активных форм сотрудничества с семьей. 

Практической значимостью моего проекта являются материалы, которые могут быть использованы при разработке содержания обучения шахматной деятельности в дошкольных учреждениях, учреждениях дополнительного образования, а также приобщение к шахматному образованию педагогических работников дошкольного образования и родителей.

Технологии

При проектировании образовательного процесса по интеллектуальному развитию дошкольников средствами шахматной деятельности, я всегда учитываю возрастные, индивидуальные, психологические особенности воспитанников. Для этого использую технологии, позволяющие выстраивать образовательный процесс с учетом всех требований к организации процесса развития ребенка в условиях детского сада:

Личностно-ориентированная технология. Взаимодействие в непосредственно образовательной деятельности строится на личностно-ориентированной основе, используя дифференцированный подход к каждому ребенку. Учитываются его возможности, способности.

Личностно-ориентированная технология предполагает создание отношений сотрудничества и партнерства между взрослыми и детьми.

Здоровьесберегающая технология. Полноценное развитие и здоровье ребенка – это основа формирования личности.

Для воспитания здорового ребенка создаются следующие условия:

 взаимодействие с воспитанниками по шахматной деятельности выстраивается в увлекательной, доброжелательной атмосфере, что создает положительный настрой на обучение;

 обеспечение смены деятельности, которое благотворно влияет на физическое и эмоциональное состояние дошкольников;

 непосредственно образовательная деятельность проводится в удобном, хорошо проветриваемом помещении с достаточным освещением;

 в теплое время года образовательная деятельность проводится на свежем воздухе.

Игровая технология это ведущий вид деятельности детей дошкольного возраста. Игровые методы, используемые в программе достаточно разнообразны. Наиболее предпочтительна дидактическая игра, а так же использование загадок, элементов соревнования, создание игровых ситуаций, все это вызывает интерес, положительные эмоции, помогает концентрировать внимание на учебной задаче.

Компьютерная технология. Общение детей дошкольного возраста с компьютером начинается с компьютерных игр, тщательно подобранных с учетом возраста и учебной направленности. Одной из важнейших функций компьютерных игр является обучающая. Специально созданные для старших дошкольников компьютерные игры спроектированы так, что ребенок может представить себе не только единичное понятие или конкретную ситуацию, но и получить обобщённое представление о всех похожих предметах или ситуациях. Таким образом, у него развиваются такие важные операции мышления как обобщение и классификация. Играя на компьютере, ребенок рано начинает понимать, что предметы на экране – это не реальные вещи, а только знаки этих реальных вещей. Таким образом, у детей начинает развиваться так называемая знаковая функция сознания, то есть понимание того, что есть несколько уровней окружающего нас мира – это и реальные вещи, и картинки, схемы, слова или числа и т.д. Благодаря компьютеру становится эффективным обучение планированию, контролю и оценки игровых результатов самостоятельной деятельности ребенка, через сочетание игровых методов и неигровых.

Методы и приемы

При знакомстве детей с увлекательной и занимательной игрой в шахматы я подбираю те методы, которые позволяют повысить эмоциональную активность детей, а также создать такие условия, в которых бы им приходилось самостоятельно или с помощью педагога или родителей действовать, находить решения.

Реализация проекта

Во исполнение национального проекта «Образование», федерального проекта «Успех каждого ребенка» ясоставила общеобразовательнуюобщеразвивающуюпрограмму дополнительного образования «Шахматная школа». Свою деятельность по организации обучению детей игре в шахматы начала с создания специально организованной предметно – развивающей среды, которая включает в себя методическое сопровождение и игровое оборудование.

К методическому сопровождению относятся:

- занимательное пособие для воспитателей «Увлекательный мир шахматенка» авторов Елены Карповой и Любови Громыко.

  • дидактические игры для обучения игре в шахматы;
  • наглядные пособия (альбомы, портреты выдающихся шахматистов, иллюстрации, рабочие тетради, методические пособия);
  • учебный комплект на каждого обучающегося (рабочая тетрадь и карандаш).

Игровые пособия:

  • демонстрационная настенная магнитная доска с комплектом шахматных фигур;
  • интерактивный стол с обучающими компьютерными играми;
  • напольное шахматное панно;
  • настольные шахматы разных видов;
  • шахматные столы.

Программа «Шахматная школа» максимально просто и доступно обучает дошкольников игре в шахматы.  

Начинать обучение следует с игры. То есть сначала через игру я знакомлю детей с шахматными фигурами. Начать играть можно, например, в «ладью». Рассказать о ней сказку, выучить стихотворение, показать на шахматной доске где ее «домик», начинать за ней охотиться – и тогда ребенок быстро овладеет правилами передвижения ладьи. («Видимо ладья упряма, потому что ходит прямо», «Слон по линии косой побежал за стрекозой», «У коня особый скок, раз, второй и сразу вбок», «Ферзь в шахматах чемпион – ходит как ладья и как слон», «Пешка – маленький солдат, лишь команду ждет, чтоб с квадрата на квадрат двинутся вперед»). И так со всеми фигурами.

Не все дети сразу же способны запомнить названия конкретных шахматных фигур, поэтому узнать, какие из фигур он запомнил, и закрепить пройденный материал лучше всего через дидактические игры. («Непослушные фигуры», «Такси»)

Важное значение имеет специально организованная игровая деятельность, создание игровых ситуаций. Именно в игровой форме предлагаем вводить детей в мир шахмат: знакомить с историей появления шахмат. В простой доходчивой форме рассказать о шахматных фигурах и «волшебных» свойствах доски.Эффект игрового метода знакомства с шахматами велик.

Ребенок в игре не замечает, что его обучают, и постепенно заинтересуется шахматами и в обучении наступит уже новый этап – основы теории. Постепенно интерес возникает, и мы начинаем двигаться к более сложным заданиям: ребята осваивают правила игры, шахматные термины, учатся защищаться от шаха, определять силу шахматных фигур, знакомятся с первой стадией шахматной игры-дебютом (началом шахматной партии), её главными принципами, учатся играть до конца шахматную партию всеми фигурами.

Занимаясь на большой шахматной доске, на которой демонстрируются различные ходы, положения шахматных фигур, их передвижения по шахматному полю, каждый ребенок имеет возможность выступить, показать свои знания.

Наблюдая за детьми в процессе игры, я заметила, что у них развивается внимание, память, логическое мышление, пространственнаяориентация, воспитывается уверенность в себе, в своих силах, доброжелательное отношение к своим товарищам, взаимопомощь.

Это подтверждается результатами проводимого мною мониторинга.        

Для изучения уровней развития познавательного интересау детей старшего дошкольного возраста были подобраны следующие методики.

  • «Мотивы умственной деятельности», автор Е.Э. Кригер.
  • Наблюдение за проявлением учебно-познавательной активности, авторВ.С. Юркевич

Взаимодействие с родителями

Общепризнанно, что семья, где воспитывается ребенок, является одним из наиболее существенных факторов, влияющих на интеллектуальное и личностное развитие ребенка, поэтому очень важно выстраивать с семьями партнерские отношения, основанные на доверии и взаимной информации о ребенке.

С целью популяризации шахматного образования при выстраивании взаимодействия с семьями воспитанников используются как традиционные формы взаимодействия: родительские собрания, консультации, информационные стенды, так и инновационные (запись видеоуроков, совместная работа на сайте ChessKid.com, ссылки на интерактивные шахматные игры для смартфонов). Вся информация для родителей и педагогов размещена на моем персональном сайте, доступ к которому имеет каждый желающий.

Взаимодействие с педагогами

Не остаются в стороне и мои коллеги. Для педагогов детского сада, студентов педагогического колледжа я провожу мастер-классы, выступаю на методических объединениях, совещаниях, провожу открытые просмотры образовательной деятельности по обучению детей игре в шахматы.

Для педагогов, реализующих программу дошкольного образования мною были составлены методические копилки, сборник дидактических игр, альбомы, консультации, памятки.

Для дальнейшего развития проекта я вижуследующие перспективы:

 Организация системы работыпо шахматному образованию дошкольников, может быть применено, воспроизведено и творчески дополнено любым образовательным учреждением в практической деятельности в том случае, если эта педагогическая технология представляет профессиональный интерес.

 Собранный материал дает возможность педагогам выделить интересные фрагменты и включиться в работу по их переносу в условия своего коллектива, обновляя образовательную практику.

 Полученный в ходе реализации проекта теоретический и практический материал опубликовать и продолжать распространять среди педагогической общественности, через участие в методических объединениях, семинарах, мастер- классах, конкурсов различного уровня.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА «СКАЗКА» Г. БОЛОТНОЕ БОЛОТНИНСКОГО РАЙОНА НОВОСИБИРСКОЙ ОБЛАСТИ Автор: Бучинская Т.В., воспитатель первой квалификационной категории Педагогический проект «Шахматы – успех для всех»

Слайд 2

«Без шахмат нельзя себе представить воспитание умственных способностей и памяти» В.А.Сухомлинский

Слайд 3

Без ошибок не может быть блестящих побед. Эмануил Ласкер

Слайд 4

Цель : организовать систему работы по шахматному образованию в детском саду «Сказка»

Слайд 5

Ожидаемые результаты

Слайд 7

Ожидаемые результаты Методы и приемы

Слайд 8

Общеобразовательная общеразвивающая программа дополнительного образования «Шахматная школа»

Слайд 12

Программа «Шахматная школа»

Слайд 14

Игровой метод обучения

Слайд 17

Работа с демонстрационной доской

Слайд 18

Уровень усвоения программы «Шахматная школа» – 86%

Слайд 19

Формы работы с родителями

Слайд 21

Взаимодействие с педагогами

Слайд 25

Спасибо за внимание!!!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ХОРОШАЯ РАБОТА ПЕДАГОГИЧЕСКОГО КОЛЛЕКТИВА - УСПЕХ РУКОВОДИТЕЛЯ.

В последние годы идет серьезное реформирование образования в стране, не составляет исключение и дошкольное воспитание. Определены его концептуальные основы, приняты важные решения, расширяющие права р...

Итоговый педагогический совет "Успехи и достижения педагогического коллектива за прошедший 2014-2015 учебный год"

В презентации отражена работа педагогического коллектива за учебный год....

Памятка «СЕКРЕТЫ УСПЕХА для всех, кто желает вырастить ТАЛАНТЛИВЫХ ХУДОЖНИКОВ».

v Великолепно! Правильно! Хорошо! Необыкновенно! Прекрас­но! Совершенно! Отлично! Замечательно! Превосходно! Чудно!v Ты делаешь это очень хорошо. Ты делаешь это красиво! Ты делаешь это сегодня зна...

Система социально-педагогической деятельности по взаимодействию всех субъектов образовательного процесса в ДОУ

Предметом взаимодействия и сотрудничества является ребенок, его интересы, заботы о том, чтобы каждое педагогическое воздействие, оказанное на него, было грамотным, профессиональным и безопасным....

«Современные образовательные технологии – успех развития всех участников образовательных отношений» (доклад из опыта работы).

Основная задача педагогов дошкольного учреждения – выбрать методы и формы организации работы с детьми, инновационные педагогические технологии, которые оптимально соответствуют поставленной цели...

Педагогический долгосрочный проект для всех групп детского сада « ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ »

В дошкольном образовании педагоги ДОУ, в том числе и музыкальные руководители, должны комплексно решать задачи физического, интеллектуального, эмоционального и личностного развития ребенка, подг...

Педагогический долгосрочный проект для всех групп детского сада « Безопасность жизнедеятельности детей в современных условиях »

Безопасность жизни и деятельности – насущная потребность человека.Поэтому необходимо научить ребенка-дошкольника адекватно, осознаннодействовать в той или иной обстановке, помочь дошкольникам ов...