ХОРОШАЯ РАБОТА ПЕДАГОГИЧЕСКОГО КОЛЛЕКТИВА - УСПЕХ РУКОВОДИТЕЛЯ.
статья на тему

Попова Изольда Михайловна

В последние годы идет серьезное реформирование образования в стране, не составляет исключение и дошкольное воспитание. Определены его концептуальные основы, приняты важные решения, расширяющие права руководителей, воспитателей, родителей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл uspekh_raboty_pedagogicheskogo_kollektiva.docx20.24 КБ

Предварительный просмотр:

ХОРОШАЯ РАБОТА ПЕДАГОГИЧЕСКОГО КОЛЛЕКТИВА - УСПЕХ РУКОВОДИТЕЛЯ.

В последние годы идет серьезное реформирование образования в стране, не составляет исключение и дошкольное воспитание. Определены его концептуальные основы, приняты важные решения, расширяющие права руководителей, воспитателей, родителей.

Стало очевидным, что проблемы воспитания и развития детей  могут быть успешно решены только при условии хорошей организации педагогического процесса.

В своей работе, как известно  заведующая руководствуется основными документами Министерства образования РФ, Закона об образовании, Устава дошкольного образовательного учреждения и других нормативных актов. На основании этих документов руководитель организует работу коллектива педагогов и обслуживающего персонала, добивается научной организации труда, осуществляя контроль и руководство методической работой.

Одним из основных направлений деятельности руководителя дошкольным учреждением является работа с педагогическими кадрами,  с коллегами.

Поэтому  каждый заведующий ДОУ должен  стремится гибко и рационально применять систему средств и методов руководства, обеспечивающих успешное воспитание и обучение дошкольников. В основе взаимоотношений заведующего и коллектива лежат единые цели, стремление воспитывать и развивать детей, готовить их к обучению в школе.

Заведующий должен уметь воодушевлять людей, увлекать их, формировать у подчиненных высокое чувство ответственности за порученное дело, развивать самостоятельность и активность, заботиться о правильном применении и совершенствовании способностей каждого сотрудника.

Специфика работы руководителя состоит в том, что он добивается наилучших результатов, сплачивая коллектив, развивая и умело используя его богатые возможности. Как бы не был компетентен руководитель, он не сумеет решить стоящие перед учреждением задачи, если не владеет искусством вдохновлять людей, вселять в них уверенность, воспитывать ответственность за порученное дело.

В настоящее время современному администратору необходимы глубокие знания основных положений науки управления, социально-психологических аспектов руководства коллективом, научной организацией труда.

Перед современным руководителем стоит вопрос – как организовать дело так, чтобы между сотрудниками сложились доброжелательные, деловые отношения?

Одним из процессов, который направляет людей – сотрудников к общим целям – является менеджмент.

А так же в этот процесс, в ходе которого используемые ресурсы (материальные, кадровые, финансовые, временные), оказывают влияние на действие людей и создают условия для достижения поставленных задач.

Основными компонентами системы управления являются заведующая и ее заместители, педагоги, родители.

Доминирующая роль в системе управления принадлежит руководителю. Авторитет современного руководителя представлен тремя формами:

Формальная - характеризуется набором властных полномочий и прав занимаемого поста.

Функциональная – компетентность человека, его деловые качества, отношение к своей профессии.

Моральная – мировоззренческие и нравственные качества личности.

Разумное сочетание этих форм обеспечивает успешное влияние на коллектив. Современные условия предусматривают и демократический стиль руководства.

Формальная сторона демократического стиля руководства:

-  Инструкция в форме предложения.

- Не сухая речь, а товарищеский тон.

- Похвала и порицание с советами.

-Распоряжения и советы с дискуссиями.

-Позиция руководства – внутри группы коллектива

Содержательная сторона демократического стиля руководства:

- мероприятия планируются не заранее, а совместно с коллегами

-за реализацию предложений отвечают все и каждый в частности.

-  все разделы работы не только предлагаются, но и обсуждаются

Демократический стиль управления формируется при умелом сочетании трёх  групп методов:

1.метод экономического стимулирования (качество работы, профессионализм педагогов, результат аттестации, доплата за активное участие в конкурсах педагогического мастерства)

2.административные или организационно-распорядительные методы ( их основная цель обеспечить рациональную расстановку кадров, воспитание членов коллектива. Их реализация осуществляется в форме указаний, распоряжений и приказов, требований. Данные методы важны и нужны, но управлять только с их помощью нерационально: это способствует формированию авторитарного стиля управления и мешает развитию творческих способностей членов педагогического коллектива)

3.метод психолого-педагогического воздействия (Регулируется в форме совета, просьбы, пожелания, требовательного распоряжения, поощрения и т. п. именно благодаря группе методов устанавливается благоприятный психологический микроклимат, обеспечиваются творческая активность и инициативность работников, воспитываются групповое самосознание и чувство коллективной ответственности)

 Таким образом, руководитель ДОУ обеспечивает не только контроль и руководство методической работой на основе нормативных документов и требований, но выполняет определенную социальную роль. Следовательно, под руководством заведующей осуществляется правильное воспитание детей, реализуется задача единства педагогического коллектива, согласованность и слаженность в работе всех его членов.

 Также большую  роль в создании спаянного, работоспособного коллектива, благоприятного психологического климата, в повышении эффективности управления дошкольным учреждением играет роль стиль руководства заведующей, т. е. устойчивая система средств, методов и приемов общения руководителя с членами коллектива, направленных на выполнение одной задачи - воспитание и развитие дошкольников.

Психологи выделяют 3 основных стиля руководства:

Авторитарный - руководитель сам определяет направление деятельности коллектива и издает приказы, не обсуждая их и не считаясь с мнением своих сотрудников. Это создает напряженную атмосферу, препятствует проявлению творчества и инициативы.

Либеральный - характерен для руководителей, которые не вмешиваются в работу сотрудников. Они представляют последним выполнять свои обязанности так, как те считают нужным. Руководители в этом случае не требуют ответственности за невыполнение задач и пускают работу на самотек.

Демократический – наиболее отвечает задачам, стоящим перед дошкольным учреждением. При этом стиле руководства всем членам коллектива предоставляется возможность проявить творческую активность. Разновидностью демократического стиля является деловой стиль. Интересы дела для такого руководителя важнее всего. Он стремится выбрать кратчайший путь для достижения цели и выполнить работу наилучшим образом, проявляя самостоятельность мышления и новаторский подход к делу. Его отличает оперативность, способность к гибкой распорядительной деятельности, вплоть до отмены принятых решений. Такой руководитель ориентируется на широкий кругозор и всестороннюю компетентность подчиненных.

Особую роль в работе Заведующей ДОУ должна занимать  культура руководства (авторитет),в это понятие входит личная культура процесса управления и документации.

Культура руководства – это, прежде всего, умение правильно, глубоко и всесторонне оценивать результаты деятельности всего дошкольного учреждения и каждого воспитателя в отдельности, умение понимать и делать практические выводы из практики.

Заведующий, пользующийся авторитетом, располагает к себе людей, его влияние на них оказывается очень сильным. Когда сотрудники уважают заведующего, то верят в его честность, справедливость, в общий успех дела. А эта вера побуждает каждого сотрудника поддерживать и активно исполнять распоряжения руководителя, принимать без критики его рекомендации.

Заведующий, пользующийся авторитетом, служит примером для подражания, поведение его является фактором воспитания каждого сотрудника детского сада.

Приобрести авторитет можно только в практической работе. Для этого заведующий должен быть, прежде всего, объективным и справедливым в суждениях и действиях, очень важно установить правильное отношение с сотрудниками, также руководителю необходимо знать и учитывать психологические особенности воспитателей( уровень общекультурного развития, профессиональной подготовки),многим воспитателям свойственна духовная утонченность, нередко болезненная чувствительность к замечаниям, склонность к грубости и бестактности.

Руководитель дошкольного учреждения должен держаться просто и естественно, быть последовательным в своих требованиях, справедливым в оценке работы и тогда коллектив почувствует, что решения заведующего разумны, основаны на глубоком знании педагогики.

Настоящее руководство предполагает умение строго спрашивать за порученное дело, но в корректной форме, не унижая человека и его достоинство. Требовательность является фундаментом сознательной дисциплины. Она не будет вызывать недовольство, если заведующий контролирует работу всех сотрудников систематически и без исключения, подходит к оценке деятельности воспитателей с одинаковыми критериями, поощряет каждого за достигнутые результаты и критикует за недостатки, дает подчиненному конкретные предложения по исправлению недостатков.

Выполняя функцию организатора, руководитель создает условия, необходимые для совместного труда, для целенаправленных и скоординированных действий подчиненных. Он не только обеспечивает хорошую организацию воспитательно-образовательной работы с детьми, но и сплачивать педагогический коллектив, утверждает в нем дисциплину труда, благоприятный морально-психологический климат, является выразителем интересов коллектива сотрудников дошкольного учреждения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Эффективность работы педагогического коллектива как единой команды и качество образования в дошкольном образовательном учреждении связаны друг с другом

Совершенствование качества образования было бы беспочвенным без его целенаправленного управления, рассматриваемого как процесс установления всеми субъектами образования приоритетов качества: условий р...

Результаты работы педагогического коллектива МДОУ «Детский сад № 202» Ленинского района г. Саратова по реализации экологообразовательного проекта «Растем вместе с комнатными растениями» в рамках участия в опытно-экспериментальной деятельности.

С начала 2010 учебного года на базе МДОУ «Детский сад № 202» «Колобок» совместно с педагогическим институтом СГУ им. Н.Г.Чернышевского» успешно реализуется программа эксперимента «Формирование э...

Из опыта работы педагогического коллектива по оздоровлению детей ДОУ.

В статье обобщен опыт работы педагогов  по оздоровлению детей, посещающих ДОУ.  Укрепление и сохранение здоровья дошкольников  -  одна из важнейших задач физкультурно-оздоровительн...

Успех работы педагогического коллектива

Раскрываю секреты успешности работы своего коллектива...

Обобщённый опыт работы педагогического коллектива по организации физкультурно-оздоровительной работы с дошкольниками детского сада

Обобщённый опыт работы педагогического коллектива по организации физкультурно-оздоровительной работы с дошкольниками детского сада...

Подведение итогов работы педагогического коллектива за 2019/2020 учебный год/ итоговый педагогический совет.

Сценарий педагогического совета содержит полный анализ работы за учебный год....