Игры-речевки как средство речевого развития и поддержки физической активности
материал

Лекомцева Татьяна Сергеевна

Игры-речевки как средство речевого развития и поддержки физической активности

Скачать:


Предварительный просмотр:

Игры- речевки как средство речевого развития

 и поддержки физической активности

1 слайд.  Главная цель физического воспитания в детском саду состоит в том, чтобы удовлетворять естественную биологическую потребность детей дошкольного возраста в движении, добиться хорошего уровня здоровья и всестороннего физического развития детей. На занятиях физкультурой ставятся задачи не только развития физических качеств детей, но и развития крупной и мелкой моторики, внимания, памяти, мышления, которые в дальнейшем способствуют развитию речи ребенка. Поэтому на занятиях по физической культуре целесообразно уделять внимание и такой важной образовательной области, как речевое развитие. С каждым годом число детей с нарушениями речи возрастает, у детей преобладает пассивный словарь, они не стремятся к речевому общению, часто заменяют речь мимикой и жестами.

 2 слайд.  Во время занятия инструктор должен повышать эффективность образовательного процесса с включением подвижных игр со словами, которые способствуют развитию речи дошкольников, стремиться к побуждению у детей подражательной речевой деятельности, учить действовать в соответствии с правилами, овладевать пространственной терминологией, осознанно действовать в изменившейся игровой ситуации и познавать окружающий мир, активизировать память, развивать мышление и воображение, способствовать овладению детьми поэтической образной речью. Все это благоприятно сказывается на развитии речи детей, служит и профилактикой возможных отклонений в речевом развитии.

На своих занятиях по физической культуре использую формы и методы, способствующие развитию речевой активности детей.

3 слайд.

1. Речь инструктора и объяснение правил игры.

Как известно дети стараются подражать поведению взрослых. Речь детей формируется под влиянием речи воспитателя. Поэтому, если родители или воспитатель четко, логично и правильно излагают свои мысли, ребенок будет неосознанно стремиться делать также. Особое внимание следует уделить правильности произношения слов:

Например: звонИт, но не звОнит.

Объяснение правил игры.

У любой игры есть определенные правила, которые водящий должен объяснить играющим. Сначала  о правилах рассказываю я, затем предлогаю это делать и самим детям. Объяснение правил игры способствует развитию логичности, четкости речи, повышению самооценки.

4 слайд.

2. Пальчиковые игры.

Пальчиковые игры - это мощная целенаправленная тренировка для мозга ребенка, стимулирующая его развитие. Многие исследователи, занимающиеся проблемой воспитания детей младшего школьного возраста, указывают на взаимосвязь и взаимозависимость становления моторной и речевой функции. Доказано наличие связи между совершенствованием тонких движений пальцев рук и активной речи ребенка.

Пальчиковые игры, как короткие, так и длинные:

«Муха».

На паркете восемь мух

Польку танцевали, (дети сгибают руки в локтях и быстро шевелят пальчиками)

Увидали паука – в обморок упали! (роняют руки на колени ладошками вверх).

«Лепешки».

Тошки- тошки- тошки! (дети хлопают ладошками, то одна рука сверху, то другая)

Дрожжи, сахар, сол, яйцо (загибают пальцы одной руки)

И парное молоко,

Муку положили, тесто замесили («посыпают», мелко перебирают пальцами, сжимают и разжимают кулачки).

Тошки – тошки – тошки!

Напекли лепешки! («пекут» лепешки, протягивают руки вперед).

Примеры считалок.

Шел утенок по дорожке,

Видит он лежат сапожки

Стал сапожки он носить, выходи тебе водить.

Примеры зазывалок.

Таю, таю, налетаю

Вас в игру всех приглашаю!

А в какую не скажу!

Зазывалку расскажу.

5 слайд

3. При проведении соревнований использую приветствия, речевки, девизы (Например: команде напротив: Физкульт- ура!);

 Речевка- небольшой ритмически организованный текст различного содержания, исполняемый группой детей. Благодаря речевкам на занятиях, дети становятся сплоченными, а обстановка радостнее. Игры речевки являются некими девизами для подбадривания детей, создания положительной обстановки, их объединения в команду и шуточной формы игры. Желательно подбирать текст без употребления сложных, непонятных слов. Предпочтительно, если игра речевка будет максимум на 4 строки, коротко, звонко и четко.

Девиз – короткая и емкая фраза, заменяющая приветствие и характеризующая ту или иную деятельность участников. Командные девизы всегда уместны во время подвижных игр, совместных прогулок.

 ***

Мы готовы, как всегда,

Победить вас без труда. 

***

Мы как дольки апельсина.

Мы дружны и неделимы.

6 слайд

4. Считалочки, зазывалки.

Считалки и зазывалки – это вид детского творчества, небольшие стихотворения с четкой рифмой, структурой с шутливым характером, предназначенные для случайного выбора участника игры из множества или для привлечения к игре. Считалки и зазывалки способствуют развитию четкой артикуляции и дикции у детей дошкольного возраста.

С помощью считалок выбираем водящего и играем в такие игры-зазывалки, как Гуси-гуси, га-га-га

Гуси- гуси («Га-га-га»),

Есть хотите («Да-да-да»),

Ну летите («Нам нельзя»),

«Серый волк под горой не пускает нас домой!»

Ну летите как хотите, только крылья берегите!

7 слайд

Игры с мячом, обручами, дугами и скакалкой: Дети очень любят игры с мячом скакалкой или обручами, но помимо просто игр с ним, я использую следующие приемы: отхлопывание ритмического рисунка, отхлопывание и отстукивание количества слогов в слове, наращивание слогов, например:

Игра с мячом «Брось-добавь!»

Цель: формирование умения ловить мяч и складывать слоги в слова.

Например: жа-ра, зи-ма, мо-ре, гру-ша и др.

Пояснение: первый слог называет инструктор и бросает мяч, ребёнок «складывает» слово Игра «Скачет мячик».

Цель: формирование умение отбивать мяч об пол с проговариванием ритмического рисунка.

Скачет мячик как живой,

Мячик, мячик, что с тобой?

Ничего он не сказал.

Лишь быстрее ускакал.

и возвращает мяч обратно

  Скакалка тоже может послужить хорошим помощником в развитии речи на занятиях физкультуры в дошкольном учреждении. Прыгая и проговаривая ритмический рисунок, ребенок так же будет совершенствовать свой речевой аппарат в игровой форме.

На скакалке я скакала

И ни капли не устала

1,2, 3, 4, 5

Буду дальше я скакать!

Много интересных игр со скакалкой такие как «Змейка», «Волны», «Рыбаки и рыбки» и много других

Периодически проводим игры с обручами и дугами «Ловкие прыгун», «Цветок», «Тоннель»

 8 слайд

5. Различные виды игр с речевым сопровождением.

Дети очень любят играть в такие подвижные игры, как «Хромая лиса», народные игры такие как «Горелки с платочком», «У медведя во бору», «Мороз и волк», игры с цветом  «Мороз Красный нос».

Игры речевки отличаются от обычной словесной инструкции педагога тем, что они проходят в стихотворной, шуточной форме или  под музыкальное сопровождение.

Подвижная игра «Вышли зайцы погулять».

Цель: развивать двигательную, творческую и речевую активность детей.

Ход игры: выбирается водящий волк, остальные зайцы встают вокруг волка, проговаривают текст, сопровождая его движениями:

Вышли зайцы погулять, на полянке поскакать.

Вдруг за лесом на пригорке

Увидали зайцы волка

Волк проснулся, потянулся, на зайчаток облизнулся и сказал:

«Ну, я наспался, а теперь я проголодался! (зайцы убегают от волка).

Вывод.Таким образом, интеграция физического и речевого развития детей дошкольного возраста не только позволяет сделать мои занятия физической культурой полезными и увлекательными, но и играет большую роль в речевом развитии детей, становлении их личности, в гармоничном развитии как физических, так и психических качеств.

9 слайд.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект организованной образовательной деятельности по речевому развитию «Путешествие в сказку» ООД по речевому развитию в подготовительной группе «Моделирование как средство речевого развития дошкольников»

Конспект  организованной образовательной деятельности по речевому развитию «Путешествие в сказку» ООД по речевому развитию в подготовительной группе «Моделирование как средство ...

Описание образовательной практики «Интеграция познавательно – исследовательской и продуктивной видов деятельности, как эффективное средство для развития и поддержки детской игры»

На занятиях, в совместной и самостоятельной деятельности успешно развиваются инициативность, творчество, умственные способности, познавательные интересы, что содействует процессу активного овладения з...

Консультация для педагогов «Игры - речёвки, как средство речевого развития и поддержки физической активности дошкольников».

         В жизни детей дошкольного возраста, игра является ведущей деятельностью.      Игра - это эмоциональная деятельность: играющий ребенок ...

Театрализованная деятельность, как средство речевого развития детей. Основы речевого развития детей.

Именно в игре ребёнок свободно владеет речью, говорит то, что думает, а не то, что надо. Не поучать и обучать, а играть с ним, фантазировать, сочинять, придумывать – вот, что необходимо ребёнку...

Развитие и поддержка детской активности в конструировании и строительстве в различных формах образовательной деятельности у детей старшего дошкольного возраста

Механизмы повышения качества дошкольного образования, из опыта работы "Развитие и поддержка детской активности в конструировании и строительстве в различных формах образовательной деятельности у ...