Развитие и поддержка детской активности в конструировании и строительстве в различных формах образовательной деятельности у детей старшего дошкольного возраста
материал (старшая группа)

Механизмы повышения качества дошкольного образования, из опыта работы "Развитие и поддержка детской активности в конструировании и строительстве в различных формах образовательной деятельности у детей старшего дошкольного возраста"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл mehanizmy_pov._kach._doshk._obr._konstruirovanie.docx19.15 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Сказка» г. Тайшета

Муниципальная стажировочная площадка

по теме: «Механизмы повышения качества дошкольного образования»

Доклад

Презентация из опыта работы по теме: «Развитие и поддержка детской активности в конструировании и строительстве в различных формах образовательной деятельности у детей старшего дошкольного возраста»

Подготовила: воспитатель первой квалификационной категории

Миронова Валентина Анатольевна  

Цель: Развивать и поддерживать детскую игровую активность по средствам конструирования и строительства у детей старшего дошкольного возраста.

Задачи:

  • Научить широко использовать разнообразные конструкторы и строительный материал по готовым чертежам, и вносить в конструкции свои изменения, используя названия конструируемых объектов, геометрических фигур, названия материалов и инструментов;
  • Развивать у детей старшего дошкольного возраста устойчивый интерес к конструкторской деятельности, желание экспериментировать, творить, изобретать, развивать пространственное и логическое мышление, трудовые индивидуальные и коллективные навыки, творческие способности;
  • Воспитывать желание работать и завершать начатое, интерес к коллективному и индивидуальному творчеству, любознательность и аккуратность.

Здравствуйте, уважаемые коллеги. Сегодня я хочу поделиться с вами опытом работы по развитию и поддержки детской активности в конструировании и строительстве в различных формах образовательной деятельности у детей старшего дошкольного возраста.

В настоящее время специалисты в области педагогики и психологии уделяют особое внимание детскому конструированию. В современных программах по дошкольному воспитанию эта деятельность рассматривается как одна из ведущих, так как разнообразное конструктивное творчество дает возможность детям не только познавать окружающий мир, но и всесторонне развивать свои способности. Под детским конструированием понимается деятельность, в которой дети создают из различных материалов (бумаги, картона, дерева, специальных строительных наборов и конструкторов) разнообразные игровые поделки (игрушки, постройки).

Конструирование и строительство в детском саду - это превосходный инструмент, который наполняет мир детей радостью общения с различными строительными, конструктивными материалами и поддерживает в них стремление к знаниям, повышает мотивацию к изучению нового. Все полученные знания и умения в конструктивном развитии, старшие дошкольники закрепляют с помощью предметно пространственной среды группы, материалы для строительства и конструирования используются в совместной деятельности с педагогом, в микро-подгруппах  и самостоятельно.

Ребенок — прирожденный конструктор, изобретатель и исследователь. Эти заложенные природой задатки особенно быстро реализуются и совершенствуются в конструировании, ведь ребенок имеет неограниченную возможность придумывать и создавать свои постройки, конструкции, проявляя при этом любознательность, сообразительность, смекалку и творчество. В зависимости от того, из какого материала дети создают свои постройки и конструкции, различают следующие виды конструирования в детском саду: конструирование из строительного материала; конструирование из бумаги, картона, коробок, катушек и других материалов; конструирование из природного материала (шишки, желуди, спилы и др.). В соответствии с этим выделяют два вида конструирования — техническое (из строительного материала, деталей конструкторов, имеющих разные способы крепления, крупногабаритных модульных блоков) и художественное (из бумаги и природного материала). Конструирование из игровых строительных материалов является наиболее доступным и легким видом конструирования для дошкольников. В моей группе имеется несколько наборов строительного материала и конструктора: настольных, для игр на полу. Основная идея конструкторских наборов — развитие интеллекта у детей: моделирования, логического мышления, сенсорного развития, любознательности, творческих способностей, воображения, математического мышления и исследовательских навыков. Конструирование является обязательным компонентом развития базовых творческих способностей ребенка, важнейшим средством умственного, художественно-эстетического и нравственного воспитания.

Для развития и поддержки детской активности в конструировании и строительстве в различных формах образовательной деятельности у детей старшего дошкольного возраста, я создала соответствующую предметно пространственную развивающую среду в группе. Дети ежедневно могут играть в строительные игры и конструировать, при необходимости они могут получить помощь педагога. Предусмотрено постоянное совершенствование образовательной среды, способствующей разворачиванию детского конструирования и строительства как в ходе самостоятельной, так и совместной со взрослым деятельности. Строительство и конструирование поддерживаю в различных формах образовательной деятельности: в свободной игре, игре по правилам, в ходе математической деятельности, освоения истории и культуры окружающего мира. Детям доступны различные материалы для строительства и конструирования: набор деревянных кубиков; деревянный игровой набор для строительства из 68 геометрических фигур «Поликарпова»; пластиковый набор для строительства из геометрических фигур; игровой набор «Фребеля»; мозаичные кубики; цветные счетные палочки Кюизенера; мозаика из геометрических фигур; магнитный конструктор; различные виды «Лего» конструктора и оборудование для их хранения; материалы для строительства и конструирования: бумага, пластелин, бросовый материал.  Место для строительства и конструирования пространственно отделено от других игровых зон, что позволяет достаточно долго играть, выстраивая сложные конструкции.

При организации конструирования по образцу с целью поддержки детской самостоятельности и инициативы я предлагаю детям построить дополнительные постройки по желанию. Дети самостоятельно придумывают постройки, выбирают для них необходимые детали конструктора, без участия взрослого воплощают замысел. Такие постройки используются детьми в дальнейшей игре. Также предлагаю детям строить по предложенному образцу, но из других деталей или из другого конструктора. Этот приём активизирует мыслительные процессы дошкольников, творчество, инициативу. Использую образцы, частично соответствующие замыслу. Такие образцы побуждают детей вносить изменения в постройку, самостоятельно решать конструктивные задачи. Таким образом, решаются задачи, которые обеспечивают переход к самостоятельной поисковой деятельности, носящей творческий характер. Знакомство с чертежами и схемами начинается с простейших чертежей. Дети рассматривают нарисованные детали чертежа, сравнивают и соотносят их с оригинальными деталями, возводят постройку в соответствии с чертежом. Конструирование в парах побуждает детей совместно обдумывать план постройки, договариваться, кто какие части будет строить, проявлять инициативу при распределении обязанностей. Я подвожу детей к возможности самостоятельно и творчески использовать навыки, полученные ранее.

Дети моей группы очень любят конструировать разнообразные постройки из различных видов конструктора, умеют договариваться друг с другом об этапах возведения построек, намечают последовательность возведения построек. Обыгрывают свои постройки в сюжетно-ролевой игре, во время игры постройки преображаются, достраиваются, перестраиваются. Для лучшего достижения замысла игры дети начинают использовать в постройках дополнительный материал: бумагу, картон, бросовый, природный материал. Грамотно созданная развивающая среда группы, полученный ранее опыт конструирования, помогают детям в полной мере проявлять самостоятельность и инициативу в строительных играх.

В заключении хочу отметить, что в соответствии с показателями качества МКДО для групп ДОО в области качества «ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС» по показателю качества «Строительство и конструирование» в группе созданы необходимые условия, соответствующие третьему базовому уровню качества.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированная организованная образовательная деятельность для детей старшего дошкольного возраста в форме презентации на тему: «Цвета радуги».

Конспект интегрированной организованной образовательной деятельности для детей старшего дошкольного возраста "Цвета радуги"...

Консультация для педагогов и воспитателей ДОУ "Разработка образовательной деятельности для детей старшего дошкольного возраста с использованием интерактивных форм, методов, технологий и мультимедиа оборудования"

В помощь педагогам и воспитателям, которые пока обращаются к мультимедиа технике на "Вы", но очень хотели бы узнать ее поближе, и чаще использовать при подготовке к проведению НОД и различных мероприя...

Конспект непосредственно образовательной деятельности для детей старшего дошкольного возраста «Развитие познавательной активности дошкольников в процессе детского экспериментирования»

В непосредственно образовательной деятельности дети познакомятся  с нетрадиционной техникой рисования  с помощью манной крупы, губной помады, уголька, песка.Научатся отгадывать загадки,...

Путешествие по карте – вариативная форма образовательной деятельности для детей старшего дошкольного возраста

Совместная деятельность взрослых (педагогов, родителей) и детей – основная модель организации образовательного процесса, отличающаяся наличием партнерской (равноправной) позиции взрослого и парт...