Консультация для воспитателей "Сюжетно - ролевая игра, как средство экологического воспитания".
консультация (старшая группа)


Предварительный просмотр:

             Консультация для воспитателей по теме:

«Сюжетно - ролевая игра,  как средство экологического воспитания».

C:\Documents and Settings\Admin\Мои документы\Мои рисунки\Изображение\Изображение 184.jpg

     

                             Воспитатель: Гуляева Л.В.                                                                   

Особую роль в экологическом образовании и воспитании занимает период дошкольного детства, когда закладываются основы мировоззрения человека, формируется его отношение к окружающему миру. В дошкольном возрасте происходят значимые изменения в познавательной сфере ребёнка. Образный характер мышления, специфичный для дошкольного возраста, определяется тем, что ребёнок устанавливает связи и отношения между предметами, прежде всего, на основе непосредственных впечатлений.

Само по себе наличие экологических представлений не гарантирует экологически целесообразного поведения личности. Для этого необходимо ещё и соответствующее отношение к природе. Оно определяет характер целей взаимодействия с природой, его мотивов, готовность поступать с точки зрения экологической целесообразности. Уже в процессе освоения экологических представлений у детей происходит формирование эмоционального отношения к растительному и животному миру.

Мне кажется, что важнейшим показателем экологической воспитанности старших дошкольников является их участие в деятельности, имеющей экологически ориентированный характер, в процессе которой углубляются и закрепляются экологические представления и проявляется активное гуманное отношение к природе. При этом необходимо объяснить детям, что дикая природа прекрасно обходится без деятельности человека, она живёт по своим собственным законам.

Достаточно серьёзную проблему для детей дошкольного возраста представляет усвоение правил поведения в природе, а также таких нравственных норм, как ответственность, бескорыстная помощь, сострадание, и усваиваются эти нормы и правила лучше всего в игровой деятельности. Ребёнок не только играет сам, но и наблюдает за играми других детей. Так возникают предпосылки для формирования сознательного поведения в природе и социуме, самоконтроля за действиями и поступками, то есть происходит практическое освоение нравственных норм и правил поведения.

Использование сюжетно-ролевой игры как средства экологического воспитания детей важно по целому ряду причин: она даёт возможность развивать познавательные способности и речь ребёнка. Способствует становлению личности, сохранению здоровья, а кроме того, соответствует потребностям детей в общении, познании и движении. Поэтому она должна быть так же широко использована в экологическом воспитании. Сюжетно-ролевая игра доставляет радость ребёнку, поэтому познание природы и общение с ней, проходящие на фоне игры, будут особенно эффективны; такие игры создают оптимальные условия для воспитания и обучения и ставит взрослого и ребёнка в партнёрские отношения.

Усвоение знаний о природе при помощи сюжетно-ролевой игры, вызывающей эмоциональный отклик, оказывает влияние на формирование правильного отношения к объектам растительного и животного мира. Экологические знания, вызвавшие эмоциональную реакцию у детей, скорей войдут в их самостоятельную игровую деятельность, станут её содержанием, чем знания, воздействие которых затрагивает лишь интеллектуальную сторону личности ребёнка.

Однако надо иметь в виду, что далеко не всякая сюжетно-ролевая игра является экологической по своим целям и содержанию. Вот ряд требований, в соответствии с которыми можно осуществлять отбор игр для экологического воспитания:

-Игры необходимо подбирать с учётом закономерностей развития детей и тех задач экологического образования, которые решаются на данном возрастном этапе.

-Игра должна давать ребёнку возможность применять на практике уже полученные экологические знания и стимулировать к усвоению новых.

-Содержание сюжетно-ролевой игры не должно противоречить экологическим знаниям, формируемым в процессе других видов деятельности.

-Игровые действия должны производиться в соответствии с правилами и нормами поведения в природе.

-Для того чтобы сюжетно-ролевая игра выступала эффектным средством экологического образования дошкольников, необходимо прослеживать внутреннюю связь каждой игры с предыдущими и последующими играми. Это позволит прогнозировать, на какой имеющийся опыт ребёнок будет опираться, какой новый шаг произойдёт в его развитии.

Основной особенностью сюжетно-ролевой игры является наличие в ней воображаемой ситуации. Воображаемая ситуация складывается из сюжета и ролей, которые принимают на себя дети в ходе игры, включает своеобразное использование вещей и предметов.

                 Построение обучающих ситуаций с игрушками - аналогами

         Это, прежде всего, игровые обучающие ситуации, построенные с привлечением игрушек-аналогов, изображающих различные объекты природы - растений и животных. Такие игры используются для формирования у детей представления об отличии живого существа от предмета (игрушки), о специфике живого и неживого мира и возможных действий с ним. Построение игровых обучающих ситуаций с игрушками-аналогами сводится к сопоставлению живого объекта с игрушечным изображением по самым разным критериям: внешнему облику, условиям жизни, способу поведения и способу взаимодействия с ним.

 В своей работе я использую различные игровые ситуации, например, игрушечный заяц (медведь и т. д.) хочет узнать у детей, как звери в лесу готовятся к зиме. Детям раздают игрушки разных диких животных (лисы, волка, медведя и т. д.), от лица которых они рассказывают, как те готовятся к зиме.

 Такие игры помогают закрепить представления детей о том, что лес - это сообщество разных растений и животных, о приспособленности жизни зверей в лесу, создается игровая ситуация, в ходе которой игрушки решают уйти жить в лес и просят детей рассказать про лес и условия жизни в нем.

 С целью расширить представления детей о лесе, о том, как дикие животные проводят зиму в лесу, я использую игровую ситуацию как "Школа мудрой совы". Для расширения представлений детей о водном мире применяю игровую ситуацию "Школа морского царя", "Поможем дельфинёнку вернуться домой" и др.

Использование литературных персонажей в игровых ситуациях

       Интересны игровые обучающие ситуации с использованием литературных персонажей и вымышленных героев. В данном случае использую персонажей хорошо известных детям сказок и рассказов (Буратино, Незнайка, Карлсон, Винни-Пух и др.). При создании игровых ситуаций я опираюсь на типичное поведение персонажей, как бы продолжая их жизнь в привычных условиях:

Красная Шапочка идет через лес к бабушке, по дороге она встречает разных зверей, собирает лекарственные растения, находит неизвестную ей ягоду и приносит детям, что позволяет развернуть беседу о ягодах;

  • Айболит - доктор, который лечит зверей, но может лечить и растения, проводит их профилактические осмотры.

       Лучше, если в роли доктора выступает взроcлый. Тогда дети охотнее вступают в диалог с доктором Айболитом, приехавшим, чтобы сделать профилактический осмотр обитателей уголка природы. Айболит учит детей внимательно осматривать paстения  находить признаки их нездорового состояния, делать вывод о недостатке каких-либо условий, находить способ оздоровления; воспитывать бережное отношение к растениям, понимать, что они - живые оргaнизмы, которым необходимы хорошие условия жизни. Доктор осматривает каждое растение по очереди, оценивает почву, степень защищенности, указывает на признаки нездоровья. Выясняет, как часто и какой водой цветы поливают, делается ли опрыскивание, рыхление. Доктор выписывает рецепты для ослабленных растений, угощает  детей витаминным напитком, осматривает грядку лука в ящике на окне и хвалит ребят за то, что они его выращивают и едят.

        Таким образом, в рамках игровых действий «врача – специалиста» Айболит выполняет очень важную для экологического воспитания функцию - дает образец правильного осмотра своих пациентов (обитателей природного уголка), постановки диагноза (то естъ, лечение состояния живых существ на основе различных внешних признаков) и способов лечения, выписывая рецепты с разного рода рекомендациями.

 Данные герои являются средством, обеспечивающим решение дидактических задач, способствуют активизации познавательной деятельности детей. Например, герои попадают в ходе игры в такие ситуации, когда им необходимы знания и помощь детей. Они строят нелепые предположения, задают глупые вопросы, проявляя полную неосведомленность в событиях. Такие приемы особенно хороши тем, что дети меняют свою позицию в обучении и превращаются из обучаемых в обучающих, становясь "над" этими героями. Такое соотношение заметно придает детям уверенности в ответах. Они приобретают авторитет в своих собственных глазах.

Вымышленные герои в обучающих ситуациях

               Большой интерес у детей вызывают сюжетно-ролевые игры, в которых происходят встречи с Лесовичком (переодетый воспитатель), хорошо знающим лес, всех его обитателей. Встречи с Лесовичком могут проходить в разное время года и способствуют расширению у детей знаний и представлений об особенностях разных видов деревьев, о первых весенних цветax (садовых и полевых), взаимосвязи растений с окружающей средой (вода, почва, животные, солнце), зависимости их жизни от окружающей среды; расширению знаний о многообразии насекомых, роли окраски в их жизни; формированию эмоционально-положительного, бережного отношения к растениям, насекомым, животным, умению видеть их красоту и неповторимость; знать их роль в природе и в жизни человека.

         Проведение вышеназванных игровых обучающих ситуаций показывает, что дети легко включаются в игровые диалоги с персонажами сказок, вымышленными героям, что положительно влияет на их личностные проявления. Развивает способность принимать позицию другого, вести диалог, сочувствовать и сопереживать.

Игры в путешествие

     Традиционным для детей является сюжет игры в путешествия. В каждом конкретном случае сюжет игры продумывается таким образом, что дети посещают новые места, знакомятся с новыми явлениями и объектами в роли путешественников, экскурсантов, туристов, посетителей и т. д. В рамках ролевого поведения дети слушают пояснения, "фотографируют", рассуждают. Важным является то, что игры путешествия - это единственный вид игры, сюжет и роли которой допускают прямое обучение детей, передачу им новых знаний.

С целью сформировать у детей интерес к жизни лесных животных и растений, особенностям их приспособленности к лесному образу обитания, воспитать у детей умение правильно вести себя в лесу и бережно относиться к природе можно провести игру-путешествие "Прогулка в лес". В ходе игры дети встречают разных животных, насекомых, рассматривают растения, помогают убрать мусор на лесной полянке. В течение всего занятия обращают особое внимание на необходимость быть осторожными, чтобы не наступить на муравьев и не помять цветы, быть внимательными, чтобы услышать голоса обитателей леса (пение птиц, жужжание пчелы). Аналогично этому путешествию можно провести игру-путешествие "Посещение музея", в процессе  которой  дети учатся воспринимать произведения искусства, видеть красоту отраженной природы, понимать, что это впечатления художника о природе, полученные через наблюдения и общение с ней.

         Самое активное участие дети принимают в подготовке игры-путешествия "Посещение зоопарка". В данном случае дети могут принести в группу игрушки, изображающие различных животных, построить из конструкторов и пластилина клетки и загоны для них, соорудить пруд с оградой для водоплавающих птиц. Вместе с родителями дома дети могут подготовить небольшие рассказы - каждый о своем животном (что животные едят, какие у них повадки, характер). В ходе игры дети узнают о животных, которые помещены в Красную книгу и охраняются государством.

                 Таким образом, на фоне положительных эмоций, вызванных игровыми мотивами, дети получают новые знания о природе, и происходит формирование осознанно-положительного отношения к ней.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Инновационный проект  по экологическому воспитанию «Дидактическая игра как средство экологического воспитания дошкольника»

Проект   по экологическому воспитанию «Дидактическая игра как средство экологического воспитания дошкольника»...

Консультация для родителей «Дидактическая игра как средство экологического воспитания»

Дошкольный возраст является важнейшим этапом в экологическом воспитании детей. Именно в это время формируются экологические представления, являющиеся основой систематических знаний о природной среде и...

Инновационный проект самообразования по экологическому воспитанию «Дидактическая игра как средство экологического воспитания дошкольника»

Цель проекта: Определить эффективность влияния дидактических игр на процесс экологического воспитания детей дошкольного возраста. Задачи: 1. Изучить и проанализировать психолого-педагогическую лите...

Консультация для воспитателей. « Дидактические игры как средство экологического воспитания для детей дошкольного возраста»

Консультация для воспитателей.« Дидактические игры как средство экологического воспитания для детей дошкольного возраста»...

консультация для родителей "Дидактическая игра как средство экологического воспитания"

Консультация для родителей «Дидактическая игра как средство экологического воспитания»Дошкольный возраст является важнейшим этапом в экологическом воспитании детей. Именно в это время форм...

Консультация «Сюжетно – ролевая игра как средство патриотического воспитания детей дошкольного возраста в условиях детского сада»

      Важное место в патриотическом воспитании дошкольников занимают игровые формы (имитации, соревнования, ролевые и деловые игры, игровые ситуации), поскольку игра – явля...

Консультация для родителей «Дидактическая игра как средство экологического воспитания»

Дошкольный возраст является важнейшим этапом в экологическом воспитании детей. Именно в это время формируются экологические представления, являющиеся основой систематических знаний о природной среде и...