Предметно развивающая среда как средство развития игровой деятельности младшего дошкольного возраста
статья (младшая группа)

Медведева Анна Викторовна

В статье уточнено понятие игровой деятельности, описаны ее виды и этапы ее развития у дошкольников, выделены особенности развития игровой деятельности у детей младшего дошкольного возраста, описаны способы организации развивающей предметно-пространственной среды в группах младшего дошкольного возраста с целью повышения ее эффективности как средства развития игровой деятельности детей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Научная статья24.26 КБ

Предварительный просмотр:

А. В. Медведева,

Студентка 1 курса СИ(филиала) БашГУ, г.Сибай;

Научный рук. – Л.Р.Файзуллина,

к. пед.наук, доцент СИ(филиала) БашГУ, г.Сибай

Развивающая предметно-пространственная среда как средство развития игровой деятельности детей младшего дошкольного возраста

Аннотация. В статье уточнено понятие игровой деятельности, описаны ее виды и этапы ее развития у дошкольников, выделены особенности развития игровой деятельности у детей младшего дошкольного возраста, описаны способы организации развивающей предметно-пространственной среды в группах младшего дошкольного возраста с целью повышения ее эффективности как средства развития игровой деятельности детей.

Ключевые слова. Игровая деятельность, развивающая предметно-пространственная среда дошкольной образовательной организации, дети дошкольного возраста.

Актуальность темы статьи обусловлена тем, что обучение и воспитание дошкольников трудно представить себе без игры. В игре дети знакомятся с окружающим миром, активно действуют в общении со сверстниками, участвуют в жизни взрослых, осуществляют свои мечты.

В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования отмечено, что игровая деятельность – это ведущая деятельность и основная форма работы с детьми дошкольного возраста» [6]. Одним из целевых ориентиров на этапе завершения дошкольного образования является «овладение ребенком разными формами и видами игры» [6]. О недостаточном уровне развития игровой деятельности у дошкольников свидетельствует то, что сюжеты игр современных детей отражают преимущественно бытовую сторону жизни и телевизионную тематику, а профессиональные и социально-общественные сюжеты представлены минимально. Часто игра у некоторых детей не достигает своей развитой формы, что отрицательно сказывается на развитии познавательных процессов  и готовности к школьному обучению.

Игровая деятельность может развиваться только в правильно и гармонично организованной развивающей предметно-пространственной среде.

Игровая деятельность – это деятельность в игре. Игра – это «исторически возникший вид деятельности детей, заключающийся в  воспроизведении действий взрослых и отношений между  ними в условных ситуациях, направленная на усвоение общественного опыта» [7, с. 35].

По мнению Д.Б. Эльконина, первым этапом формирования игровой деятельности является ознакомительная игра. Ее содержание составляют манипулятивные действия, осуществляемые в процессе обследования игрушки-предмета. Вторым этапом является отобразительная игра. Ее содержанием является выявление специфических функций предмета и использование его по назначению и в качестве игрового атрибута. Третьим этапом является сюжетно-отобразительная игра. Ее содержанием является «цепочка действий с предметами, составляющая игровой сюжет. Роль еще не названа, но в игровом поведении ребенок уже имитирует ее основные черты» [7, с. 159]. Сюжетно-ролевая игра – четвертый этап развития игровой деятельности дошкольников. Содержание такой игры представлено ролевым поведением в конкретной игровой ситуации: ребенок осознает, что он исполняет определенную роль и называет ее («Я – водитель машины», «Я – мама», «Я – продавец»  и т.п.).

С.Л. Новоселова разработала классификацию игр детей дошкольного возраста, в которой разделила все игры на три вида.

1. Игры, возникающие по инициативе ребенка (детей) – самостоятельные игры, куда входят: сюжетные игры (сюжетно-отобразительные, сюжетно-ролевые, режиссерские игры) и театрализованные игры (игры-драматизации и режиссерские).

2. Игры, возникающие по инициативе взрослого, который организует их с образовательной и воспитательной целями:  дидактические (обучающие игры с предметами или игрушками, настольно-печатные и словесные игры), подвижные и досуговые игры (игры-забавы, игры-развлечения, интеллектуальные, празднично-карнавальные, театрально-постановочные).

3. Игры, идущие от исторически сложившихся традиций этноса (народные), которые могут возникать по инициативе как взрослого, так и более старших детей: традиционные или народные игры (относятся к обучающим и досуговым играм) [3, с. 183].

В программе «От рождения до школы» указано, что главной особенностью игровой деятельности детей 3-4 лет является «ее условность: выполнение одних действий с одними предметами предполагает их отнесенность к другим действиям и с другими предметами. Основным содержанием игры  являются действия с игрушками и предметами-заместителями. Продолжительность игры небольшая. Младшие дошкольники ограничиваются игрой с одной-двумя ролями и простым, неразвернутым сюжетом» [5, с. 95].

По наблюдениям Л.А. Абрамян, в 3-4 года этом «дети очень щепетильно подражают взрослому и стараются передать все его действия. Чтобы ребенок повторил действия взрослого, его необходимо обеспечить многообразием игровых атрибутов» [1, с. 195]. Главным содержанием игры младших дошкольников является выполнение определённых действий с игрушками. Они многократно повторяют одни и те же действия с одними игрушками: трут морковку, режут хлеб, моют посуду и т.п. Как правило, дети не называют себя именами лиц, роли которых они на себя взяли. Эти роли существуют скорее в действиях, чем в сознании ребенка. Детей 3-4 лет интересуют и увлекают разнообразные игры «экспериментирования» со специально предназначенными для этого игрушками, дети начинают активно пользоваться предметами-заместителями.

Все эти особенности необходимо учитывать в процессе развития игровой деятельности у детей младшего дошкольного возраста и при организации развивающей предметно-пространственной среды для этой деятельности.

В основной образовательной программе «От рождения до школы» дано определение развивающей предметно-пространственной среды. Это «часть образовательной среды, представляющая собой специально организованное пространство (помещения, участок и т.п.), материалы, оборудование и инвентарь для развития детей дошкольного возраста в соответствии с особенностями каждого возрастного этапа, охраны и укрепления их здоровья» [5, с. 330]. Авторы этой программы рекомендуют организовывать предметно-пространственную среду в виде центров (познания, творчества, игры и т.п.) – это такие микропространства, которые удобны для игр подгруппами в 3-5 человек. Все материалы и игрушки располагаются так, чтобы не мешать свободному перемещению детей, создать условия для общения со сверстниками. Необходимо также предусмотреть «уголки уединения», где ребенок может подумать, помечтать. Их можно создать, перегородив пространство ширмой, стеллажами.

Анализ собственного педагогического опыта показал, что воспитателям следует пользоваться несколькими способами для организации развивающей предметно-пространственной среды группы детского сада для того, чтобы она стала эффективным средством для развития игровой деятельности младших дошкольников.

Первый способ – приведение среды в соответствие принципам, указанным в ФГОС ДО, а именно: принципам содержательной насыщенности, трансформируемости, полифункциональности, вариативности, доступноности, безопасности, здоровьесберегательности и эстетической привлекательности [6].

Второй способ – наполнение или содержание среды. Структура и содержание игровой предметно-пространственной среды во второй младшей группе, которая была нами организована для развития игровой деятельности детей,  представлена мини-центрами и их оснащением (таблица ).

Таблица

Структура и содержание игровой предметно-пространственной среды во второй младшей группе

Мини-центры

Оснащение, основное оборудование

Уголок игры

• Предметы одежды людей разных профессий (головные уборы, юбки, брюки, кофты и т.д.).

• Атрибуты, оборудование, игрушки, предметы-заместители  для сюжетно-ролевых игр.

Уголок «ряжения»

• Театральные костюмы (разных персонажей сказок, животных, растений и т.д.) для театрализованных игр, игр-драматизаций, игр-имитаций и режиссерских игр.

Уголок сказки

• Шапочки «Персонажи сказок».

• Атрибуты для разыгрывания сказок.

• Пальчиковый и настольный театры.

• Фигуры, игрушки персонажей сказок (мелкие резиновые, деревянные)

• Предметы декораций (деревья, домики, машинки, мебель и т.д.).

После проведенной нами работы можно утверждать, что созданная выше названными способами во второй младшей группе развивающая предметно-пространственная среда является эффективной для развития игровой деятельности детей 3-4 лет, потому что она:

- дает возможность ребенку приобрести элементарные игровые умения;

- развивает игровое навыки, эстетические чувства, способности творчески относиться к любому делу;

- дает возможность осуществлять общение для конструктивного взаимодействия со сверстниками и взрослыми в игровой деятельности.

Список литературы

  1. Абрамян, Л. А. Игра дошкольника / Л. А. Абрамян; под ред. С. Л. Новоселовой. – М.: Детство-Пресс, 2011. – 285 с.
  2. Володина, А. И. Предметно-развивающая среда в ДОУ в условиях реализации ФГОС ДО / И. А. Володина // Молодой ученый. – 2015. – №11. – С.1301-1304. 
  3. Игра дошкольника: под ред. Л.С. Новоселовой. – М.: Детство-пресс, 2012. – 292 с.
  4. Новоселова, С. Л. Система «Модуль – игра». Новая развивающая предметно-игровая среда для дошкольников и педагогическая технология ее использования / С. Л. Новоселова. – М.: ООФ «Социальное развитие России», 2004. – 40 с.
  5. От рождения до школы: основ. общеобразоват. программа дошк. образования / под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. – М.: Мозаика-Синтез, 2017. – 304 с.
  6. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования, утв. приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. № 1155. – М.: Просвещение, 2017. – 42 с.
  7. Эльконин, Д. Б. Психология игры / Д. Б Эльконин. – М.: Академический проект, 2013. – 368 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Создание современной предметно-развивающей среды как средство патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста

«Создание современной предметно-развивающей среды как средство патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста».  Тараскина. Я.С МДОУ «Детский сад №32комбинированог...

Предметно-развивающая среда как средство развития речи у детей дошкольного возраста.

Предметно-развивающая среда как средство развития речи у детей дошкольного возраста. Речь - удивительно сильное средство,но нужно иметь много ума, чтобыпользоваться им.Г. ГегельАктуальность:...

Консультация для педагогов:«Развивающая предметно-пространственная среда как средство развития речи у детей дошкольного возраста»

Хорошая речь - важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей. Чем богаче и правильнее у ребенка речь, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающей...

Предметно-развивающая среда как средство формирования самостоятельности у детей дошкольного возраста

В данной статье раскрывается понятие предметно-развивающей среды как средства формирования самостоятельности у детей дошкольного возраста.Предметно-развивающая среда рассматривается как более узкая ха...

Методическое пособие «Предметно-развивающая среда как условие развития игровой деятельности детей старшего дошкольного возраста»

Создавая предметно-игровую среду в ДОУ, воспитатели тем самым могут способствовать игровой деятельности ребенка, а значит, и влиять на развитие его личности. Эффективность влияния предметно-игровой ср...