Главные вкладки

    Предметно-развивающая среда как средство гражданско-патриотического воспитания детей дошкольного возраста
    консультация на тему

    Сапрыкина Лилия Евгеньевна

    Педагогический совет

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл predmetno-razvivayushchaya_sreda.docx22.04 КБ

    Предварительный просмотр:

       Проблема патриотического воспитания детей и молодежи - одна из наиболее актуальных. Большую роль в ее решении могут сыграть образовательные учреждения, детские и молодежные организации, в рамках деятельности которых обеспечивается ду-ховно-нравственное становление подрастающего поколения.

    На каждом возрастном этапе патриотическое воспитание имеет свои особенности. Патриотизм ребенка дошкольного возраста выражается в его потребности участвовать во всех делах на благо окружающих людей, представителей живой природы, наличии у него таких качеств, как сострадание, сочувствие, чувство собственного достоинства, осознание себя частью окружающего мира.

    С целью воспитания патриотизма у дошкольников наша работа предусматривает решение комплекса задач:

    - воспитание у детей любви и привязанности к своей семье, дому, детскому саду, улице, селу;

    - формирование бережного отношения к природе и всему живому;

    - воспитание уважения к труду;

    - развитие интереса к народным традициям и промыслам;

    - усвоение элементарных знаний о правах человека;

    - расширение представлений о своей стране;

    - знакомство детей с символами  России (гербом, флагом, гимном) ;

    - развитие чувства ответственности и гордости за достижения своей Родины;

    - формирование толерантности, чувства уважения к другим народам, их традициям.

    Данные задачи решаются в процессе осуществления всех видов детской деятельности: в ходе непосредственно образовательной деятельности, режимных моментов, игр, труда. Каждый педагог строит свою работу в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями воспитанников. Большое значение имеют поиск и разработка инновационных подходов к решению задач патриотического воспитания дошкольников. Так, одним из них в ДОУ стала работа по созданию предметно-развивающей среды.

    В процессе создания предметно-развивающей среды учитывались следующие принципы:

    интеграции – среда должна учитывать содержание образовательной программы ДОУ и помогать в реализации ее общих задач и задач отдельных образовательных областей, в частности, "Социализация", по воспитанию у детей патриотических чувств;

    деятельности и интерактивности –среда должна предоставлять воспитанникам возможность реализовать себя в разных видах детской деятельности;

    природосообразности–среда должна быть создана с учетом психофизиологических особенностей детей разного возраста и предусматривать условия для раскрытия творческого потенциала каждого ребенка;

    гуманизации и партнерства - должна предлагать условия для всестороннего развития ребенка, поощрения его инициативности, творческой деятельности в рамках субъект-субъектных отношений в системе "взрослый - ребенок", "ребенок - ребенок";

    культуросообразности –среда ДОУ должна быть ориентирована на приобщение детей к мировой культуре, общечеловеческим ценностям через освоение ценностей и норм национальной культуры в ходе непосредственно образовательной деятельности в той или иной развивающей среде;

    регионального компонента - должна предусматривать организацию работы с детьми по ознакомлению их с культурным наследием региона, а также культурой других народов, что способствует развитию толерантности и формированию чувства патриотизма.

    В нашем детском саду педагоги стараются создать все условия для патриотического воспитания детей. Так у нас выработана система целостного образовательного пространства на основе организации предметно-развивающей среды по формированию у детей с малых лет гражданско-патриотических чувств. Имеется перспективное планирование по патриотическому воспитанию, конспекты занятий и развлечений, подборка стихов о России, природе нашей страны, познавательная детская литература о природе родного края, подборка народных игрушек для демонстрации, альбомы с образцами народного художественного творчества, материалы о быте и жизни населения.

    На занятиях по физической культуре широко используются народные считалки, загадки, подвижные игры, в достаточном количестве атрибуты для организации народных игр. Работа проводится с учетом календарных праздников. Создана картотека подвижных игр, направленных на формирование гражданско-патриотических чувств.

    В группах имеется уголок по патриотическому воспитанию, где дети могут самостоятельно рассмотреть книги, иллюстрации по теме, найти на глобусе или карте свою страну, ознакомиться с символикой родного города, района, страны.

    Любовь к родной природе – одна из основ патриотического воспитания. Формирование любви к Родине через любовь к природе родного края – одно из средств воспитания патриота. Чувство патриотизма так многогранно по своему содержанию, что не может быть определено несколькими словами. Оно формируется постепенно в процессе накопления знаний и представлений об окружающем мире, вырастает из любви к близким, родным местам.

    Уделяется внимание организации работы на участках детского сада. Педагоги вместе с детьми проводят наблюдения за растениями и изменениями в природе на тематических прогулках. Каждый год работники детского сада, родители и дети проводят озеленение участка детского сада. Работа по воспитанию патриотизма более эффективна, если установлена тесная связь с родителями детей. Родители активно участвуют во всех мероприятиях, проводимых в нашем детском саду: в экологических акциях, проектах, экскурсиях, развлечениях, викторинах. В работе с родителями используются домашние задания. Родители совместно с детьми изготавливают кормушки и скворечники.

    Таким образом, предметно-развивающая среда, созданные руками педагогов, воспитанников и их родителей, становятся интерактивными, а значит близкими и понятными каждому ребенку. Все это позволяет воспитывать в дошкольниках чувство гордости за общее дело, свою группу, детский сад, семью и малую Родину.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Неделя музыки как средство музыкально-эстетического воспитания детей дошкольного возраста

    В связи с развитием вариативных форм дошкольного образования особенно актуальным стало тематическое планирование. При разработке тематической недели возникает необходимость пересмотреть большое ...

    «Коллективное прикладное творчество детей как средство художественно-эстетического воспитания детей дошкольного возраста»

    Взрослые и дети постоянно сталкиваются с художественными и эстетическими явлениями. В сфере духовной жизни, повседневного труда, общения с искусством и природой, в быту, в межличностном общении ...

    Предметно-развивающая среда как средство развития речи у детей дошкольного возраста.

    Предметно-развивающая среда как средство развития речи у детей дошкольного возраста. Речь - удивительно сильное средство,но нужно иметь много ума, чтобыпользоваться им.Г. ГегельАктуальность:...

    Конспект занятия по формированию гражданско-патриотической позиции у детей дошкольного возраста (6-7 лет)

    Конспект занятия по формированию гражданско-патриотической позиции у детей дошкольного возраста (6-7 лет)Тема: «День народного единства»Описание материала: познавательное занятие по о...

    Роль музейной педагогики в воспитании гражданско-патриотических чувств у детей дошкольного возраста через приобщение к истории малой родины»

    Сегодня в нашу педагогическую практику прочно вошли различные музейно – образовательные программы для воспитанников дошкольных образовательных учреждений. Музейная педагогика, как научная дисцип...

    Создание оптимальной предметно-пространственной развивающей среды как средство успешного развития речи детей дошкольного возраста.

    В пустых стенах ребенок не заговорит… Е. И. Тихеева[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"16890255","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"417","width":"480"}}]]...