«Развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста с использованием 3D-ручки" (из опыта работы)
материал (подготовительная группа)

Осляк Анастасия Валерьевна

3D-ручка - это совершенно новый вид творческой деятельности, который позволяет по-новому взглянуть на процесс рисования.

Рисование с помощью 3D-ручки стимулирует развитие креативных способностей дошкольников, заставляя малыша изучать объекты для изображения и открывать в них новые качества, которых он раньше не замечал. Во время таких занятий тренируется умение наблюдать и анализировать объект, что очень полезно для развития наглядно-образного мышления.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл opyt_raboty_s_3d_ruchkoy_oslyak_a.v.docx25.39 КБ

Предварительный просмотр:

муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Пышминского городского округа

«Пышминский детский сад № 6»

Районные педагогические чтения:

«Формирование функциональной грамотности обучающихся – стратегическая задача современного образования»

Направление – «Креативное мышление»

Тема работы: «Развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста с использованием 3D-ручки»

ФИО участника:

Осляк Анастасия Валерьевна,

воспитатель, ВКК

пгт. Пышма, 2021

Вашему вниманию предоставляетсяопыт практической деятельности по теме  «Развитию творческих способностей детей старшего дошкольного возраста с использованием 3D-ручки» (Слайд 1).

Дошкольный возраст часто называют «золотым периодом творчества». Детская непосредственность и повышенная эмоциональность, наивность и любознательность, постоянные «открытия» себя и окружающего мира – все эти особенности дошкольников обуславливают и способствуют пробуждению и развитию ростков творчества.

У  дошкольников в первую очередь должно формироваться наглядно-образное мышление. Развитиюнаглядно-образного мышления способствуетсистема образов, запечатленных в памяти. Особенно ярко навык использования образа проявляется в продуктивной деятельности – в рисовании, лепке.

3D-ручка - это совершенно новый вид творческой деятельности, который позволяет по-новому взглянуть на процесс рисования.

Рисование с помощью 3D-ручки стимулирует развитие креативных способностей дошкольников, заставляя малыша изучать объекты для изображения и открывать в них новые качества, которых он раньше не замечал. Во время таких занятий тренируется умение наблюдать и анализировать объект, что очень полезно для развития наглядно-образного мышления.

Эта ручка несравнимо полезнее для развития ребёнка, чем игровая приставка, компьютер и другие гаджеты. Такой вид деятельности позволяет учиться мыслить объёмными образами, формировать понятие о центре объекта, его углах, высоте, ширине, симметрии и пропорциях. Ребёнок имеет возможность увидеть своими глазами, как из плоских объектов путём некоторых преобразований получаются объёмные фигуры. У детей происходит развитие аналитической стороны мышления. В перспективе – развитие навыков трехмерного мышления, которое способствует составлению композиции.

В настоящее время вопрос о развитии основ креативного мышления является актуальным, так как этот вид деятельности значим для художественно-эстетического и интеллектуального развития детей. Креатив, как явление современной жизни, как вид искусства, как часть культуры, не может не присутствовать в системе дошкольного образования.

Перед тем, как начать работать с данным гаджетом, я изучила методическую литературу, опыт других коллег, на основании чего разработала программупо развитию творческих способностей детей старшего дошкольного возраста с использованием 3D-ручки (Слайд 2).

Данная программа рассчитана для детей дошкольного возраста 5 – 6 лет, форма занятий – в парах, предполагает проведение одного занятия в неделю во второй половине дня, продолжительностью 25 минут. Данная программа представлена на моем  сайте (ns portal.ru).

Вначале работы провела мониторинг, основная задача которого заключалась в том, чтобы определить степень освоения ребенком данной программы.

Форма проведения мониторинга преимущественно представляет собой наблюдение за активностью ребенка и анализ продуктов детской деятельности. В ходе мониторинга заполняются сводные таблицы (входная, промежуточная, итоговая).

Показатели:

  • Умеет правильно держать 3D ручку;
  • Узнает и называет предмет по контуру (силуэту);
  • Правильно подбирает цвета для создания модели;
  • Рисует предметы различной формы;
  • Может нарисовать плоскостную композицию по замыслу;
  • Составляет композицию из готовых моделей;
  • Аккуратно работает, убирает рабочее место.

Все занятия выстроены от простого к сложному в соответствии с тематическим планированием программы и индивидуальным подходом к каждому ребёнку. Перед тем, как начать рисовать 3D-ручкой, я систематически провожу с детьми инструктаж по соблюдению техники безопасности при работе с данным гаджетом.   На первых занятиях мы знакомились с детьми с ее строением и назначением, научилисьправильнодержать, заправлять и извлекать пластик, увеличивать и уменьшать скорость его подачи(Слайд 3).

Дети испытывают затруднение в овладении ручкой, потому что, во-первых, сама ручка широка в диаметре, и детскими пальчиками по началу достаточно сложно ее удержать, еще и нажимая при этом на кнопку подачи пластика. Сначала мы с ребятами работали вместе, я помогала держать и направлять ручку, чтобы ребенок привык, понял принцип и не боялся. Во-вторых, пластик поступает на разной скорости и необходимо выбрать самую медленную подачу.

Занятия проводились в совместной деятельности, малыми подгруппами, во второй половине дня. На гладком, ламинированном картоне, т.к. с него очень удобно снимать готовое изделие, с помощью трафарета дети рисовали то, что хотели создать с помощью 3D-ручки. Сначала это было рисование простых округлых предметов, создание контурных рисунков, где дети учились замыкать линии в кольцо (мяч, воздушный шарик, колечко).

Многие ребята быстро приобрели первоначальные навыки, и мы перешли к плоскостному рисованию, используя шаблоны.  Шаблоны для рисования были подобраны в соответствии с тематическими неделями и праздниками («Сердечко» ко Дню Матери, «Елочка» к Новому году, «Танк» к 23 Февраля и т.д.). Детям, которые достаточно хорошо справлялись с такими работами, предлагала шаблоны на выбор, а также созданную поделку закрасить в одном направлении. К концу учебного года почти все дети освоили технику плоскостного рисования 3D-ручкой (Слайды 4,5,6,7).

Использование 3D-ручки становится похожим на моделирование, как реально существующих, так и придуманных детьми объектов. В процессе использования ручки ребенок овладевает навыками моделирования пространства, знакомится с отношениями, существующими между находящимися в нем нарисованными предметами, учится преобразовывать предметные отношения различными способами — надстраиванием, пристраиванием, дорисовываниемпо собственному замыслу. Дети начинают делать множество открытий и создают интересный, порой оригинальный продукт в виде рисунка или конструкции.

В рамках реализации проекта «Защитим белого медведя», мы с ребятами создали макет «Арктики» с животными, созданных 3D-ручкой, что способствовало развитию умений соединять отдельные части в одну сюжетную композицию. В этом учебном году, мы с ребятами работаем над проектом «Волшебный мир театра», в ходе которого планируем создать
героев сказки и элементов декорации с помощью 3D-ручки(
Слайды 8-9).

Также мы начинаем рисовать двумерные рисунки методом «паутинки». Данный метод приемлем для детей, так как он прост: от нижней стороны изготавливаемой поделки ведут к верхней стороне, а затем обратно так, чтобы между линиями был виден просвет, при необходимости меняют цветовую гамму. Этот приём рисования помогает выглядеть изделию воздушно, легко, эстетично. И планируем освоить метод рисования – «наслаивание», где один за другим 3D-ручка плотно наслаивает слои на трафарет так, чтобы они слеплялись между собой и не было видно просвета.

Свои изделия из 3D-ручкимы используем в оформлении предметно-пространственнойразвивающей среды, например, украшение группы листочками или снежинками; создание атрибутов для настольных игр- фишки для игр-ходилок; маленькие фигурки животных для игр с мелким конструктором; персонажей для театра и многое другое(Слайд 10, 11).

Сложность в освоении 3D ручки прослеживалась у детей, у которых     ведущая рука – левая, либо у детей, которые редко посещают детский сад. Эти дети на низком уровне, 8, 7 % (2 ребенка). На среднем уровне 65 % (15 детей). На высоком уровне 26, 3 % (6 детей), эти дети свободно и уверенно пользуются 3D ручкой, могут самостоятельно заправить ручку, поменять цвет пластика, регулируют скорость, могут нарисовать плоскостную композицию по замыслу, украсить свою работу (например, добавить бантик для котенка) (Слайд 12).

Сравнительный анализ показал положительную динамику освоения детьми старшей группы дополнительной программы по развитию творческих способностей с использованием 3D ручки.

В процессе реализации программы с целью обобщения и распространения работы  приняла участие (Слайд 13):

- в муниципальном конкурсе «Фестиваль образовательных практик», где подготовила методическую разработку по теме: «Использование 3D  ручки по развитию творческих способностей детей старшего дошкольного возраста», 2 место, 2020 г;

- в региональном проекте по развитию наставничества  в Свердловской области «Старт в будущее», являющихся одним из подпроектов  проекта «Диагностико-аналитического консалтинга и развивающих практик как условие  непрерывного профессионального развития педагогов» (ГАОУ ДПО СО «ИРО» в рамках Федеральной инновационной площадки на период 2019-2023 г.г.)

- в окружном конкурсе  проектов по конструированию детей дошкольного возраста:  «Защитим природу  -  сохраним полярного медведя». Проект по конструированию для детей старшего дошкольного возраста «Где-то на белом свете…», ГБПОУ СО «Камышловский педагогический колледж». Итоги: участники заочного этапа (по результатам экспертной оценки не вошли в рейтинг первых десяти позиций, 2019 г.

Для  повышения профессиональный компетенций в области применения 3D-ручки прошла курсовую подготовку и просмотрела серию информационных вебинаров:

- вебинар «НОВАЯ МЕТОДИКА – игровая технология 3D моделирования LigroGame в практике  дошкольного и дополнительного образования детей», Всероссийский форум «Педагоги России». Педагоги.онлайн, 30.03.2020

- Алгоритмизация и программирование в дошкольном образовании, ООО «УМЦИО», 24 часа, 2019 г.

- Основы обеспечения информационной безопасности детей, Единый урок, 22 часа, 2020 г.

- Формирование инициативы и самостоятельности дошкольников в контексте ФГОС ДО, АНО ДПО «СИПППИСР», 72 часа, 2020 г.

Развитие навыков владения детьми 3D-ручкой способствовало  участию в конкурсной деятельности воспитанников (Слайд 14):

- в детской научно-практической конференции воспитанников ДОО ПГО «Мой первый шаг в науку», МКУ ПГО «Управление образования», «Искусственный снег своими руками», 3 место, 2020 г;

- в экологическая кейс-игре для детей дошкольного и младшего школьного возраста GreenTeam, МБУДО ПГО «ЦДОД», проект «Защитим белого медведя», направление: «Они защищают  нас до последнего вздоха, а кто защитит их?», 3  место, 2020 г..

Таким образом, 3D-ручка может быть очень полезным для детей, развивает  у детей художественно-творческие, конструктивные способности, способствует развитию наглядно-образного и креативного мышления, ориентироваться в пространственно-плоскостном моделировании. Также способствуют  воспитанию умений работать в сотрудничестве с воспитателем и другими детьми при создании коллективных композиций. (Слайд 12).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

презентация "Развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста с использованием нетрадиционных техник рисования"

Методическая разработка программы по художественно-эстетическому развитию. Образовательная область "Художественное творчество"...

Методическая разработка Развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста с использованием нетрадиционных техник рисования.

АннотацияВ данной  методической  разработке рассмотрены подходы к содержанию художественно - творческой деятельности дошкольников, рекомендации по развитию творческих способностей дете...

Опыт работы «Развитие художественно - творческих способностей детей старшего дошкольного возраста через использование изобразительных средств пластилинографии»

В соответствии с требованиями ФГОС дошкольного образования одним из направлений образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» является развитие детского творчества.Намечаются новые пут...

Консультация для воспитателей «Развитие речи детей младшего дошкольного возраста с использованием русского фольклора» (из опыта работы).

Дошкольный возраст - это период активного усвоения ребёнком разговорного языка, становления и развития всех сторон речи: фонетической, лексической, грамматической. Полноценное владение родным языком в...

Программа по развитию творческих способностей детей старшего дошкольного возраста с использованием 3D ручки

       В нашу жизнь, практически каждый день, врываются новые современные гаджеты, одним из них и является – 3Д ручка, которую постепенно осваивают педагоги ДОУ. Данна...

Система работы «Развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста через использование нетрадиционных техник в сюжетном рисовании»

Нетрадиционные техники рисования - это способы создания нового, оригинального произведения искусства, в котором гармонирует все: и цвет, и линия, и сюжет. Это огромная возможность для детей думать, пр...

Коллективный творческий проект «Развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста через использование нетрадиционных форм продуктивной деятельности (аппликации, рисования и лепки)» для детей разновозрастной группы от 5 до 7 лет

Коллективный творческий проект предназначен для детей 5-7 лет. Он направлен на развитие творческих способностей старших дошкольников и разработан на материале нетрадиционных форм продуктивной деятельн...