Сравнительный анализ кризисов возраста 3-х и 7-ми лет
статья

Шапошникова Надежда Борисовна

Сравнительный анализ кризисов возраста 3-х и 7-ми лет

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Сравнительный анализ кризисов возраста 3-х и 7-ми лет

Критерии

3 года

7 лет

Причины возникновения

Причины возникновения объясняются тем, что ребёнок начинает осознавать себя самостоятельной личностью и проявлять собственную волю. Обострение взаимоотношений со взрослыми может быть следствием авторитарной модели взаимодействия в семье, ограничения самостоятельности и личной инициативы ребёнка, частого и неадекватного применения запретов и наказаний, а также наличия гиперопеки в воспитании, несогласованности и непоследовательности в требованиях к ребёнку окружающих людей.

Причина кризиса состоит в том, что ребенок перерос ту систему отношений, в которую он включен. Теперь он приходит к осознанию своего места в мире общественных отношений. Он открывает для себя значение новой социальной позиции — позиции школьника, связанной с выполнением высоко ценимой взрослыми учебной работы.  Это период рождения социального «Я» ребенка.

Формы проявления

Кризис трёх лет может выражаться в проявлении таких симптомов, как негативизм, упрямство, строптивость, своеволие, протест-бунт, обесценивание, стремление к деспотизму. 

Кризис 7 лет проявляется в:

-  потере непосредственности: ребенок начинает понимать, что может стоить лично для него то или иное желаемое им действие. Если ранее поведение строилось и реализовывалось согласно желаниям, то теперь, прежде чем что-то сделать ребенок думает, чего оно может стоить ему;
-манерничание: его душа становится закрытой и он начинает играть роль, чего-то из себя изображая и что-то при этом скрывая;
- симптом «горькой конфеты»: когда ребенку плохо, то в этом возрасте он старается это скрыть от окружающих.

 Интенсивность протекания

Продолжительность и интенсивность протекания кризиса зависит преимущественно от реакции окружения. Однако иногда кризис трёх лет может протекать без каких-либо явных негативных проявлений. Мнение о том, что это может как-то негативно сказаться на психическом развитии или становлении личности, ошибочно. В кризисе развития главное не то, как он протекает, а то, к чему он приводит. 

 7 лет - это изменения не только личностно-психологические. Это еще и смена зубов и физическое "вытягивание". Изменяются черты лица, ребенок быстро растет, повышаются его выносливость, мышечная сила, совершенствуется координация движений. Все это не только дает ребенку новые возможности, но и ставит перед ним новые задачи, и не все дети справляются с ними одинаково легко.

Течение кризиса и его интенсивность зависит от родителей. Прямо таки коренным образом. Не зависит только то, что кризис случится – это произойдёт в любом случае, интенсивность у разных детей разная, но так или иначе это происходит у всех. А вот будет ли этот период тяжелым и затяжным или относительно простым и кратким – зависит от семьи. И в основном не от поведения родителя во время кризиса, а от его родительских установок и стиля воспитания в спокойные периоды между кризисами.

Основные новообразования

Центральным психологическим новообразованием личности ребенка 3-х лет является возникновение самосознания, формирование «системы Я». Важным новообразованием, связанным с развитием самосознания, является своеобразный поведенческий комплекс,

который назван «гордостью за достижения». Он охватывает одновременно три главные сферы отношений ребенка — к предметному миру, к другим людям и к самому себе. Ребенок начинает видеть себя через призму своих достижений, признанных и оцененных другими людьми. Он сам начинает смотреть на себя глазами другого — взрослого.

Становление такой системы Я, где точкой отсчета является достижение, оцененное окружающими, знаменует собой переход к дошкольному детству.

Формируется произвольное внимание, которое ребенок может удерживать столько, сколько он хочет, на том, на чем он хочет. До этого внимание было более неподвластным ребенку.

Формируется  ученическая позиция, которая состоит из возможности адекватно реагировать на порицание, связанное с успехами, и умение принимать авторитет учителя. До прохождения кризиса 7 лет ребенок на любой упрек обижается и расстраивается. После этого кризиса ребенок понимает, что мама так говорит не для того чтобы обидеть, а чтобы умение ребенка стало лучше (т.е. буква «А» стала более красивой).

 Ребенок хочет, может и стремится к тому, чтобы перенимать образцы поведения, образцы мысли, образцы действия от другого взрослого, т.е. от учителя. И тут ребенку гораздо проще, если этот учитель не является родителем, потому что один из признаков кризиса 7 лет – это противопоставление себя родителям, негативизм и мысли о том, что родители понимают что-то хуже, чем новый авторитет.

Последствия для развития личности ребёнка

Ребёнок становится самостоятельнее. Изменяются социальные отношения ребёнка с окружающими людьми. Происходят изменения аффективно-волевой сферы. Изменяется отношение ребёнка к себе и людям. Ребёнок начинает мотивировать свои поступки не содержанием самой ситуации, а отношениями с другими людьми

Перестраивается социальная позиция ребёнка к авторитету матери и отца.

Ребёнок проявляет свою личность. Многие поступки мотивируются не мгновенным желанием, а связаны с проявлением личности ребёнка.

С одной стороны ребёнок хочет признания своей самостоятельности и независимости, а с другой – к такой форме поведения он ещё не готов.

Кризис семи лет влечет за собой переход к новой социальной ситуации, которая требует нового содержания отношений. Ребенку необходимо вступить в отношения с людьми, осуществляющими новую для него, обязательную, общественно необходимую и общественно полезную деятельность. Прежние социальные отношения (детский сад и др.) уже исчерпали себя, поэтому он стремится скорее пойти в школу и вступить в новые социальные отношения. Но, несмотря на желание идти в школу, не все дети готовы к обучению. В целом, кризис 7 лет подвигает ребенка к освоению новых социальных ролей. Учитель – ученик – вертикальные отношения. Подчиняться и уметь подчинять себе младших – горизонтальные отношения.

Рекомендации родителям

1. Замечайте позитивные изменения, которые происходят в ребенке, и в соответствии с этим меняйте прежний стиль взаимоотношений.

2. Вырабатывайте правильную линию своего поведения.

3. Не ругайте и не наказывайте ребенка за все неприятные для вас проявления им самостоятельности, активности.

4. В доме создайте такие условия, в которых ребенок в пределах разумного ощущал бы, что он взрослый, а не малыш; расширяйте его права и обязанности.

5. Учитывайте потребности малыша, организуя общение с ним.

6. Уважайте ребенка, но и учите его при этом уважать других.

7. Упрямство, непослушание и негативизм ребенка воспринимайте как временные, преходящие проявления, которые неизбежны в период кризиса.

8. Не говорите «да», когда необходимо твердое «нет».

9. Поощрения и наказания должны быть правильно сбалансированы.

10. В любой ситуации следует проявлять терпимость. Не нужно подчеркивать свою силу и превосходство над ребенком, противодействуя ему во всем – необходимо быть «рядом» с ним.

1. В первую очередь нужно понять то, что ваш ребенок подрос, вести себя как «маленький» он уже не собирается, потому что он наконец-то стал «большим». 2. Если ваш малыш проявляет инициативу, либо самостоятельность в чем-то, то вы, в свою очередь проявляйте немного терпения, не реагируйте сразу на все свысока и негативно. Помните, малыш старается, даже если в результате испорчена ваша любимая скатерть, ваза или что-то другое – не спешите ругать его.

3. Строгий контроль всех действий и поступков вашего «солнышка» или же наоборот их игнорирование и вседозволенность – это не верный подход. Вам, обязательно нужно приучать ребенка к ответственности, нельзя все «спускать с рук», иначе это может привести вас к нервному срыву.

4. Главное найти взаимопонимание, т.к. в этом возрасте ваш малыш особенно остро нуждается в поддержке, любви и нежности. Делитесь с ним своими трудностями и переживаниями, он услышит и проникнется (не хочет ложиться спать, скажите ему, что вы так устали и очень хотите спать, а его компания была бы кстати, конечно может быть он и не сразу пойдет спать, но кричать уж на него не придется).

5. Дайте, возможность ему заботиться о вас, проявлять чуткость и внимательность, пусть даже совсем маленькую долю, но со временем, эта забота воспитает в вашем ребенке самые лучшие качества (доброта, сострадание, отзывчивость, чуткость, нежность и т.д.).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сравнительный анализ развития высших психических функций у детей с ЗПР, ЗРР и нормой развития в возрасте 3-4 лет

Сравнительный анализ развития ВПФ у детей с ЗПР, ЗРР и нормой развития в возрасте 3-4 лет...

Анализ педагогической деятельности и заболеваемости группы "Росинка" в сравнительном анализе.

Вашему вниманию представлен материал по педагогической деятельности и заболеваемости группы "Росинка"....

Сравнительная характеристика кризисов 3 и 7 лет

Представлена краткая сравнительная характеристика возрастных кризисов - 3 и 7 лет...

Сравнительный анализ особенностей речевого развития детей дошкольного возраста при использовании дидактических игр

В дошкольном возрасте у детей необходимо развивать активный познавательный интерес к родному языку, повышать уровень речевого развития, подготовить к началу обучения в школе. Основой общения взрослого...

Сравнительный анализ авторских схем обследования детей младенческого и раннего возраста

Сравнительный анализ авторских схем обследования детей младенческого и раннего возраста позволит педагогу выбрать методику обследования для конкретного ребенка с учетом его особенностей....

Сравнительный анализ планируемых результатов реализации ФОП на начало и конец учебного года среднего дошкольного возраста

Планируемые результаты реализации Федеральной Программы среднего дошкольного возраста...