«Возможности использования интеллектуальных карт Т. Бьюзена в работе с детьми старшего дошкольного возраста»
учебно-методический материал (старшая, подготовительная группа)

Флах Наталия Владимировна
Мыслительная карта (от анг.сл.MindMap) на русский это название можно перевести как умственные или мозговые карты. Встречается также название карты ума, ментальные, интеллектуальные карты - это техника представления любого процесса или события, мысли или идеи в комплексной, систематизируемой графической форме. Карты мышления представляют собой визуальный, целостный образ рассматриваемой проблемы. Этот удивительный и увлекательный инструмент вошел в моду и в массовое использование не так давно. Автором-изобретателем интеллект-карт является Тони Бьюзен, известный деятель в области психологии обучения и развитии интеллекта

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vozmozhnosti_ispolzovaniya_intellektualnyh_kart_t.docx22.93 КБ

Предварительный просмотр:

«Возможности использования интеллектуальных карт Т. Бьюзена в работе с детьми старшего дошкольного возраста»

 

С введением Федеральных государственных образовательных стандартов в дошкольном образовании возникает необходимость поиска новых средств, различных образовательных технологий и методик, которые способствуют приобретению дошкольниками таких качеств личности как, любознательность, самостоятельность, активность, инициативность. Одним из активных методов обучения является метод интеллект-карт.[1]

Интеллектуальная карта – это уникальный и простой метод запоминания информации, с помощью которого, развиваются как творческие, так и речевые способности детей и активизируется мышление.

Метод интеллект-карт был предложен и разработан английским психологом Тони  Бьюзеном.

В мир дошкольных технологий, интеллект – карты пришли благодаря кандидату педагогических наук, логопеда Валентины Михайловны Акименко, которая предложила использовать этот метод в развитии связной речи у детей.

Отличительным свойством методики является привлечение в процессе усвоения информации обоих полушарий головного мозга. Левополушарное мышление считается абстрактнологическим, прогнозируемым, рациональным и двухмерным (плоскостным). Оно как бы дробит картину мира на детали, поэтому спецификой левого полушария является аналитическая функция восприятия мира, способность к логическому, последовательному, ступенчатому познанию.

Правополушарное мышление является нагляднообразным, спонтанным, интуитивным, эмоциональным и трехмерным (пространственным). Правое полушарие охватывает картину мира целостно, синтезируя единый образ во всей совокупности проявлений, улавливая множество деталей и связей между ними.

Очевидно, что необходимо одновременное развитие обоих полушарий, ведь каждое из них обеспечивает различные стороны единого психического процесса. Известно, что примерно до десяти лет у детей доминирует преимущественно правое полушарие, поэтому большинство дошкольников относится не к мыслительному, а к художественному типу. Именно поэтому применение метода интеллектуальных карт особенно эффективно в процессе обучения дошкольников. 

Существуют общие требования к составлению любой интеллект – карты. [7]

В центре страницы помещается и графически акцентируется главная идея (например, название новой темы). С помощью разноцветного выделения из «главной идеи» выводятся линии (ветви), каждая из которых соответствует определённому фрагменту рассматриваемой темы. Каждая ветвь подписывается. Для названия ветви подбирается ключевое слово, наиболее полно соответствующее теме данной ветви. На крупных ветвях помещаются более мелкие, соответствующие рассматриваемым в теме ветви деталям, для их именования также подбираются ключевые слова. Карта может детализироваться настолько, насколько это необходимо для понимания темы. Для этого нужно просто добавлять всё более мелкие веточки к общему «дереву» карты. Именно в этом и заключается движение от общего к частному.

Мы создавали  интеллект – карты в ходе  обсуждения предмета или темы.

Выполняя данное задание, пополняется активный и пассивный словарь, развиваются процессы мышления – анализ, синтез, аналогия, обобщение.  Работа проводится, как индивидуально, так и фронтально.

Создание обобщенной интеллект - карты было итоговой работой по изученным темам.

Выполняя данное задание, дети развивают умение выделить главную мысль, припомнить изученное, выявить выявление уровень знаний, у ребенка пополняется активный и пассивный словарь по изученной лексической теме, развиваются умения составлять и распространять предложения, развиваются процессы мышления – анализ, синтез, аналогия, обобщение, сравнение, сериация, классификация.

Работа проводится, как индивидуально, так и фронтально. Например, составляя интеллект карту фрукты мы повторяли какие фрукты мы знаем, какие они по вкусу (цвету, форме),что можно приготовить из них. Такая интеллект-карта стала продуктом проектной деятельности.

При работе по развитию связной речи  мыслительная карта выступает в качестве вербальной основы высказывания, была планом пересказа текста.

Ребенок видит перед собой зрительные образы, помогающие воспроизведению словаря, план высказывания, отраженный в каждой ветви дерева карты, и желание сказать о том, что наглядно и понятно. [2]

 В результате обозначился следующий порядок работы по развитию связной речи с применением интеллектуальных карт:

1. Выделение основных ключевых понятий по теме.

2. Называние картинок, изображенных на карте.

3. Составление предложений по каждой ветке.

4. Воспроизведение рассказа по интеллектуальной карте.

Наглядность при данном виде работы представлена максимально: в виде предметов, объектов, рисунков и порядка действий с ними. План рассказывания обеспечивается порядком картинок, последовательно выстроенных на каждой ветке.  Таким образом, наглядность и план высказывания, а также образец рассказа, данный педагогом, обеспечивают составление рассказа детьми. [3]

Для развития связной речи метод интеллект-карт мы использовали в разных вариантах, в зависимости от сложности работы с интеллект-картами и уровня развития детей.

1 вариант – дети воспроизводили рассказ по схеме интеллект-карты, составленной педагогом.

Читаелся рассказ. Разбираюлись непонятные слова для детей. Задались вопросы по тексту, дети с помощью интеллект-карты отвечали на вопросы полными предложениями. Повторно читался рассказ. Пересказ.

 2 вариант - дети с помощью педагога составляли интеллект-карту по заданному рассказу и пересказывали его.

Читался  рассказ. Разбирались непонятные слова для детей. Брался большой чистый лист, расположенный горизонтально и в центре обозначался заголовок текста в виде напечатанного слова или картинки. Затем рассказ разбирался по частям и моделировался с помощью графических изображений, схем, рисунков, картинок (подготовленных заранее).  Рассказ моделировался полностью, и дети    самостоятельно воспроизводили рассказ по интеллектуальной карте. 

3 вариант - дети самостоятельно составляли интеллект-карты по заданному рассказу с элементами сочинения, а затем пересказывали его.

Покажу на примере, рассказа «Хитрый огурчик». Сначала читаем рассказ.

Далее уточняем значение слов. Что такое лагерь? Кто такой хитрец? Почему его так называют? Затем задаем вопросы по тексту. Что делали ребята в огороде у бабушки? Какие овощи они поливали? И т.д. Дети отвечают на вопросы по тексту с помощью интеллект-карты и пересказывают.

Как вариант использовали интеллект – карты, основанные на информационно-коммуникационных технологиях.

 Педагог составлял интеллектуальную карту по теме занятия, при этом ребенок в ходе исследования-беседы по ней запоминает лексику, составляет предложения, рассказ;

- педагог в совместном взаимодействии с воспитанниками составлял интеллект- карту, как иллюстрирование рассматриваемой в занятии темы, как закрепление материала по определенной теме или в ходе проектной деятельности;

- Предлагали родителям вместе с детьми составить интеллект карты-это помогает привлечь родителей к образовательному процессу и сформировать у детей умение в процессе учебы в школе находить эффективные способы для усвоенияния учебного материала.

Во всех случаях ребёнок является активным участником процесса осмысления и создания интеллект-карт. То, что ребенок проделывает самостоятельно, запоминается лучше готового материала.

Таким образом, вариативность использования интеллектуальных карт определяется в зависимости от:

- участников процесса создания интеллект-карт;

- поставленных задач;

- индивидуальных способностей детей;

- типа занятия

- формы организации детей.

Ребенок, работая с интеллектуальными картами, идет в своем развитии от простых логических операций: сравнение, сопоставление предметов, расположенных в пространстве к умению анализировать, дифференцировать, осуществлять классификацию предметов. Работа по карте способствует развитию у ребенка коммуникативных свойств, умению слушать педагога, товарища по группе, формирует желание быть активным, проявлять инициативу, воспитывает лидерские качества и вместе с тем уважение к другим.

  В результате применения интеллектуальных карт ребенок   не только учится усваивать информацию, но и оперативно с ней работать. Постоянное использование методики позволит сделать мышление более организованным, четким, логичным.

 Многовариативность использования интеллект-карт позволяет нам применять этот метод в разных областях педагогической  деятельности.

Данная тема была представлена городскому сообществу в ходе семинара, где педагогам был не только представлен практический опыт работы с детьми, но и было предложено самим создать интеллектуальные карты на темы: «Торговый центр «Столичный», «Портфель», «Полезные ссылки», «К. Ушинского «Сила не право».

Рекомендуемая литература:

            1.  Федеральных государственных образовательных стандартов в дошкольном образовании.

2. Акименко В.М. Развивающие технологии в логопедии.- Ростов-на-Дону, 2011.

3. Акименко В.М. Применение интеллектуальных карт в процессе обучения    дошкольников. /Журнал Начальная школа, вып.7/12.

4. Бьюзен Т. Супермышление /Тони и Барри Бьюзен. Минск, 2008.

5. Жукова Н. С., Преодоление общего недоразвития речи /Жукова Н.С., Мастюкова Е.М., Филичева Т.Б. – Москва «Просвещение» ,1990.

6. Колчина Н.И. Использование ментальных карт в образовательном процессе в детском саду / Н.И. Колчина // Дошкольная педагогика. – 2016. - №10.

7. Попик С. Г. Познавательно-речевое развитие детей дошкольного возраста с использованием интеллектуальных карт// Аспекты и тенденции педагогической науки: материалы I междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, декабрь 2016 г.). — СПб: Свое издательство, 2016. — С. 63-65.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование игр и упражнений в логопедической работе с детьми старшего дошкольного возраста Выпускная работа Программа профессиональной переподготовки «Логопедия»

Использование игр и упражнений в логопедической работе с детьми старшего дошкольного возраста Выпускная работа Программа профессиональной переподготовки«Логопедия»...

доклад "Использование настольно-печатной дидактической игры в работе с детьми старшего дошкольного возраста".

Доклад об использовании настольно-печатных дидактических игр в старшей группе детского сада...

«Использование дидактических игр о спорте в работе с детьми старшего дошкольного возраста».

Спортивные дидактические игры являются источником знаний о  спорте и физической культуре. По сравнению с другими видами игр дидактические игры имеют одну характерную особенность: способствуют фор...

Использование фитнес-технологий в физкультурно-оздоровительной работе с детьми старшего дошкольного возраста

Опыт работы по использованию фитнес-технологий в физкультурно-оздоровительной работе....

Использование арт-терапевтических технологий в коррекционной работе с детьми старшего дошкольного возраста

Артерапия-это лечение искусством. в своей работе с детьми, родителями и педагогами стараюсь использовать арт-терапевтические технологии. Презантауия демонстрирует мои наработки по данной теме. арт-тер...

Тема: «Взаимодействие учителя-логопеда и специалистов ДОУ с использованием игровых и театрализованных приемов в работе с детьми старшего дошкольного возраста с нарушениями речи».

В статье  «Взаимодействие  учителя-логопеда и специалистов ДОУ  с использованием игровых и театрализованных приемов в работе с детьми старшего дошкольного возраста с нарушениями речи» р...