Использование ТРИЗ-технологии для познавательного развития детей дошкольного возраста
презентация

Нагимова Алия Зарифовна

Презентация подготовлена для выступления на педагогическом посвете для воспитателей. В ней рассмотрены разнообразные дидактические игры и методы ТРИЗ-технологии. А также, указано, в какой возрастной группе можно их использовать

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon pedsovet_05.11.2020.doc44.5 КБ
Office presentation icon triz_tehnologiya_original.ppt1.57 МБ

Предварительный просмотр:

Использование технологии ТРИЗ

в познавательном развитии детей дошкольного возраста

Современное общество предъявляет новые требования к системе образования подрастающего поколения и в том числе к первой его ступени – дошкольному образованию. Одна из первостепенных задач воспитания и обучения в дошкольных учреждениях,  согласно вступившему в силу ФГОС - воспитание нового поколения детей,  обладающих высоким творческим потенциалом.

В настоящее время на занятиях с детьми старшего дошкольного возраста применяются различные технологии, позволяющие эффективно воздействовать на различные аспекты познавательной сферы.

Одной из эффективных педагогических технологий для развития творчества у детей является ТРИЗ - Теория решения изобретательских задач. Она возникла в нашей стране в  80-х  годах  усилиями выдающегося российского учёного, изобретателя, писателя – фантаста Генриха Альтшуллера. ТРИЗ представляет собой уникальный инструмент для поиска оригинальных идей, развития творческой личности, доказательством того, что творчеству можно и нужно обучать.

Главное отличие технологии ТРИЗ от классического подхода к дошкольному развитию – это дать детям  возможность самостоятельно находить ответы на вопросы, решать задачи, анализировать, а не повторять сказанное взрослыми.

Приемы ТРИЗ - технологии стимулируют познавательную, творческую и речевую активность детей, учат мыслить системно, понимая суть происходящих процессов, их единство и противоречия, самостоятельно видеть вопрос и уметь находить решение.

Обучение решению творческих изобретательных задач осуществляется в несколько этапов.

На первом этапе, с помощью метода противоречий,  дети учатся  находить и различать противоречия, которые окружают нас повсюду. Например, игра «Хорошо – плохо». Дети отвечают  что хорошо, а что плохо на примере природных явлений «Дождь – это хорошо, потому что растения буду лучше расти. Дождь - это плохо, потому – что можно промочить ноги, нельзя долго гулять, можно заболеть и т.д.»

На втором этапе –  дети учатся  фантазировать, изобретать, используя такие игры, как «На что это похоже?», «Дорисуй», «Что было бы если…». Также, можно использовать  прием эмпатии. В основе этого метода лежит отождествление самого себя с кем - либо или чем - либо. Варианты игр: «Изобрази животное», «Перевоплощение», «Подзорная труба». Малыши перевоплощаются в птичек или зайчиков, дети старшего дошкольного возраста могут представить себя в роли цветка, которого забыли полить. Эти игры развивают творческое воображение детей, активизируют мыслительную деятельность. Отождествляя себя с кем - либо дети учатся умению сопереживать этому объекту.

Метод фокальных объектов – прием фантазирования, при котором исходному объекту приписывают свойства, ему изначально не присущие

Рассматривая или изменяя какой-либо объект, например, яблоко, произвольно выбираем другой предмет, не имеющий отношения к яблоку., но для удобства в работе лучше отобрать 2 – 3 объекта.

Как выбрать другой предмет? Это может быть любое слово из любой книги (его могут выбрать дети, умеющие читать). Можно предложить карточки с картинками, разложенные изображениями вниз, можно расставить игрушки или яркие предметы и попросить быстро назвать любой (любые) из них.

Предмет (предметы) найден. Предлагаем детям описать его, подбирая 5-10 определений. Например, выбрано слово «пингвин». Записываем (или обозначаем рисунком, символом, игрушкой) на доске подобранные определения: прыгающий, бегущий, летающий (в прыжке), плавающий, смеющийся, заботливый.

Подобранные определения подставляем к слову в фокусе, рассматривая полученные словосочетания: прыгающее яблоко, летающее яблоко, смеющееся яблоко, бегущее яблоко, плавающее яблоко, заботливое яблоко. Можно обговорить все словосочетания, а можно взять самое интересное.

После того, как нужное (или интересное) словосочетание найдено, необходимо придать яблоку нужные качества. Для этого надо «ввести» в него те элементы, которые ему не свойственны, что изменит рассматриваемый детьми объект.

«Летающее яблоко» — нужны крылья, надуть, как шар, и завязать

веревочкой; яблоко внутри пустое, осталась одна кожура – оно легкое.

«Бегущее яблоко» — у яблока выросли ножки.

«Смеющееся яблоко» — у него должны быть рот и глаза.

И «летающие», и «смеющиеся», и «бегущие» яблоки растут на дереве. Их надо собирать. Как? Только притронешься к «смеющемуся яблоку» — оно так расхохочется, что может лопнуть от смеха. Ему сначала нужно рассказать что–нибудь грустное, а потом срывать. Или «срывалка» должна быть темной: яблоко решит, что наступила ночь, и заснет. С «летающими» и «прыгающими» яблоками труднее. Хочешь сорвать, а оно на другую ветку прыгнуло или улетело. Как быть? Схватить за хвост (черенок), набросить сетку, заранее привязать тонкую нитку и держать за нее…

Третий этап – решение сказочных задач и придумывание сказок. На это этапе предлагается  использование  метод Мозгового штурма. Это оперативный метод решения проблемы на основе стимулирования творческой активности, при котором участникам обсуждения предлагают высказать как можно большее количество вариантов решений, в том числе самых фантастичных. Также можно использовать метод «Каталога» (нанизывания на нитку) разработан профессором Берлинского университета Э. Кунце в 1932 году. Цель метода: построение связного текста сказочного содержания с помощью наугад выбранных носителей (героев, предметов, действий…) в единую сюжетную линию, формирование умения составлять сказочный текст по модели. Этот метод можно использовать с детьми начиная с 3 лет. С детьми этого возраста работа проводится с помощью «Волшебной шкатулки». В ней находятся картинки и игрушки для составления 2-3 предложений связного текста с помощью вопросов. Для составления текста с детьми старшего возраста использую незнакомые им тексты. Например: «Жил-был кто?» Я открывает книгу на любой странице, предлагаю ребенку указать пальцем на слово: «Жил-был… стол!». Значит, история будет про стол.» Следующий «ответ» на вопрос ищется на любой другой странице. Ответы, «найденные» в книге, постепенно собираются в единую сюжетную линию. Когда сказка составлена, дети придумывают ей название, пересказывают и рисуют иллюстрации.

Морфологический анализ

Морфологический анализ — пример системного подхода в области изобретательства

Обычно для морфологического анализа строят морфологический ящик, то есть многомерную таблицу. Так, например, при работе по развитию творческого воображения дошкольников используют игру «Фантастическое животное. Строится таблица, где по вертикали расположены части тела одного животного (голова, туловище, конечности, хвост), а по горизонтали выстраиваются одноименные части тела разных птиц, рыб и зверей. Например: на первой горизонтальной строке будут располагаться голова попугая, лошади, рыбы, обезьяны. На второй – туловище попугая, лошади, рыбы, обезьяны. На третьей – конечности всех 15 этих животных. А на четвертой – их хвосты. Части тела не рисуются, а уже готовые выставляются на большой фланелеграф в заданном порядке. Детям предлагается выбрать сначала голову животного, затем туловище … (Две части тела от одного животного брать нельзя).

«Фантастическое» животное выстраивается на отдельном маленьком фланелеграфе. После того, как животное «построено», нужно дать ему название, подумать, какова будет среда его обитания, как оно будет питаться, двигаться, растить детей и т.д. Закончив занятие по развитию речи, можно предложить детям данное животное нарисовать, слепить, поиграть в него.

В качестве варианта можно использовать, помимо таблиц и «морфологических ящиков», так называемые «Круги Луллия» (кольца Луллия). Данный метод используется в работе с дошкольниками и является очень эффективным.

Эти круги очень несложно сделать самим. Из картона или плотной бумаги вырезаются несколько кругов разного диаметра, например, четыре. Все круги делятся на 6 секторов (количество секторов может меняться, но на всех кругах их количество должно быть одинаковым). В соответствии с поставленной задачей, например, придумать новые виды курток, заполняются сектора на каждом круге. На самом большом круге каждый сектор обозначает определенный цвет: белый, черный, зеленый, розовый, синий, желтый. На втором круге, поменьше, также по секторам обозначается назначение куртки: рабочая, спортивная, для прогулок, выходная, девичья, мальчиковая. На третьем круге, еще меньшем, проставляется в каждом секторе величина, размер, форма куртки: широкая, длинная, узкая, короткая, тонкая, толстая. На четвертом круге, самом маленьком, обозначается материал, из которого можно сшить куртку: хлопок, мех, болонья, клеенка, брезент, капрон. Круги нанизываются на стержень (булавку, гвоздик). Для удобства пользования на эту же ось наглухо крепится стрелка – указатель. Круги поворачиваются вокруг оси поочередно, начиная либо с самого большого, либо с самого маленького. Стрелка указывает на возможные варианты.

Моделирование маленькими человечками.

Цель метода: знакомство с внутренним строением вещества

Именно ТРИЗ помогает разобраться детям, что происходит в мире неживой природы: почему камень — твердый, а вода — жидкая, почему снег в тепле тает, а вода при нагревании превращается в пар. Маленькие человечки, в понимании нас взрослых — это молекулы (вы, конечно, все помните это из курса школьной химии). Помня о том, что все вокруг состоит из молекул — мельчайших частиц, которые определенным образом связаны между собой, легко объяснить детям почему вещества бывают твердыми, жидкими, газообразными;

Методы и приемы ТРИЗ – технологии помогают развивать у детей эмоциональную отзывчивость, познавательный интерес, любознательность, творческую активность, т.е. личностные качества ребенка, которые представлены, как целевые ориентиры ФГОС ДО.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Использование ТРИЗ-технологии в познавательном развитии детей дошкольного возраста Подготовил воспитатель Нагимова А.З. Уфа 2020г

Слайд 2

– теория решения изобретательских задач Технология возникла в России в 80-х годах ХХв. Основатель – Г.С. Альтшуллер – российский ученый, изобретатель, писатель-фантаст ТРИЗ

Слайд 3

– дать детям возможность самостоятельно находить ответы на вопросы, решать задачи, анализировать Особенность технологии ТРИЗ

Слайд 4

Этапы и приемы ТРИЗ-технологии

Слайд 5

I этап – младшая группа Метод противоречий – дети учатся находить противоречия, которые окружают нас повсюду Д / игра «Хорошо-плохо» Д / игра «Скажи наоборот», «Нравится-не нравится»

Слайд 6

II этап – средняя группа Метод фантазирования – дети учатся фантазировать, изобретать Д / игры«На что похоже?», «Дорисуй», «Что было бы, если…» Метод фокальных объектов – исходному объекту приписывают свойства, ему изначально неприсущие

Слайд 7

II этап – средняя группа Прием эмпатии – ребенок отождествляет самого себя с кем-либо, чем либо

Слайд 8

III этап – старшая и подготовительная к школе группа Решение сказочных задач и придумывание сказок Метод символической аналогии Составление загадок о животных по схеме Что делает? Какой? Но не?

Слайд 9

III этап – старшая и подготовительная к школе группа Метод Мозгового штурма – оперативный метод решения проблемы на основе стимулирования творческой активности

Слайд 10

Морфологический анализ — пример системного подхода Круги Луллия (кольца Луллия) Морфологический ящик

Слайд 11

помогает развивать личностные качества ребенка, как целевые ориентиры ФГОС ДО ТРИЗ – технология


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование моделей-схем в познавательном развитии детей дошкольного возраста

Выдающийся психолог и педагог Давыдов В.В. считал, что важнейшим критерием развития ребёнка является его способности к познанию окружающего мира и самого себя. К семи годам у дошкольника должны быть с...

Использование моделей-схем в познавательном развитии детей дошкольного возраста

Выдающийся психолог и педагог Давыдов В.В. считал, что важнейшим критерием развития ребёнка является его способности к познанию окружающего мира и самого себя. К семи годам у дошкольника должны быть с...

Использование моделей-схем в познавательном развитии детей дошкольного возраста

Выдающийся психолог и педагог Давыдов В.В. считал, что важнейшим критерием развития ребёнка является его способности к познанию окружающего мира и самого себя. К семи годам у дошкольника должны быть с...

Мастер - класс для воспитателей "Познавательное развитие детей дошкольного возраста посредством использования палочек Кюизенера".

Знакомство педагогов с эффективными методами и развивающими технологиями в работе с детьми по познавательному развитию (реализация задач ОО "Познавательное развтие" ФГОС ДО....

«Использование моделей-схем в познавательном развитии детей дошкольного возраста»

          Развитие познавательных (интеллектуальных) способностей ребёнка одна из самых важных задач в детском саду. Дошкольник должен уметь рассуждать, анализировать: ...

Семинар на тему "Использование современных технологий в познавательном развитии детей дошкольного возраста"

Семинар на тему "Использование современных технологий в познавательном развитии детей дошкольного возраста"...

Использование проектного метода в познавательном развитии детей дошкольного возраста

В текущих условиях реформирования образовательного процесса дошкольного учреждения становится актуальным вопрос выбора перед педагогом или специалистом наиболее выгодных методов, приемов, педагогическ...