Семинар на тему "Использование современных технологий в познавательном развитии детей дошкольного возраста"
материал

Антонова Наталья Николаевна

Семинар на тему "Использование современных технологий в познавательном развитии детей дошкольного возраста"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Презентация133.24 КБ
Microsoft Office document icon Описание к презентации98.5 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Использование современных технологий в познавательном развитии детей дошкольного возраста

Слайд 2

Технология - это совокупность приемов, применяемых в каком-либо деле, мастерстве, искусстве.

Слайд 3

Виды технологий: Технология проектной деятельности Игровая технология Технология исследовательской деятельности Технология исследовательской деятельности Здоровьесберегающие технологии Технология развивающего обучения

Слайд 4

Технология личностно – ориентированного взаимодействия педагога с детьми Технология проблемного обучения Информационно – коммуникационные технологии Технология разноуровневого обучения Технология интегрированного обучения Музейная педагогика Технология SMART

Слайд 5

Технология личностно – ориентированного взаимодействия педагога с детьми Личностно – ориентированные технологии представляют собой направление гуманистической философии, психологии и педагогики. В центре внимания педагога — уникальная целостная личность ребенка, стремящаяся к максимальной реализации своих возможностей, открытая для восприятия нового опыта, способная на осознанный и ответственный выбор в разнообразных жизненных ситуациях .

Слайд 6

Формы организации : 1. Игры, занятия, спортивные досуги. 2. Упражнения, наблюдения, экспериментальная деятельность. 3. Упражнения, игры, гимнастика, массаж. 4. Тренинги, этюды, образно-ролевые игры.

Слайд 7

Технология проблемного обучения Проблемное обучение в детском саду - это такая форма организации взаимодействия с воспитанниками, которая предполагает создание под руководством педагога проблемных вопросов, задач, ситуаций и активную самостоятельную деятельность детей по их разрешению.

Слайд 8

Существуют четыре уровня проблемности в обучении: 1. Воспитатель сам ставит проблему (задачу) и сам её решает. 2. Воспитатель ставит проблему, дети самостоятельно или под его руководством находят решение (частично-поисковый метод). 3. Ребёнок ставит проблему, воспитатель помогает её решить. 4. Ребёнок сам ставит проблему и сам её решает. (Исследовательский метод)

Слайд 9

Информационно – коммуникационные технологии (ИКТ) - Под ИКТ подразумевается использование компьютера, Интернета, телевизора, видео, DVD, CD, мультимедиа, аудиовизуального оборудования, то есть всего того, что может представлять широкие возможности для коммуникации.

Слайд 10

Технология разноуровневого обучения Технология разноуровневого обучения – это педагогическая технология организации процесса, в рамках которого предполагается разный уровень усвоения учебного материала . Основу технологии разноуровневого обучения составляют : психолого-педагогическая диагностика воспитанника; сетевое планирование ; разноуровневый дидактический материал.

Слайд 11

Данная технология основывается на следующих научных идеях: разноуровневое обучение; уровневая дифференциация : -минимальный (базовый), -программный -усложненный

Слайд 12

Технология интегрированного обучения Интеграция - в переводе с латинского - это восстановление до целого, т. е. из частностей складывается целое. В педагогике такой подход способствует формированию целостного понимания ребенком окружающего мира и себя в этом мире.

Слайд 13

Примерная структура интегрированного занятия: 1. Вводная часть. Создается проблемная ситуация, стимулирующая активность детей к поиску ее решения. 2. Основная часть. Детям даются новые знания, необходимые для решения проблемного вопроса . 3. Заключительная часть . Детям предлагается любая практическая работа на закрепление полученной информации или актуализации ранее усвоенной .

Слайд 14

Музейная педагогика Музейная педагогика – это симбиоз творческой деятельности всего педагогического коллектива, который знакомит дошкольников с феноменами окружающего мира, приобщает к системе общечеловеческих ценностей, к истории, обогащает патриотические чувства и развивает художественный вкус . Носит иное название – образовательное направление - «мини-музей» .

Слайд 15

Этапы создания мини-музея: - постановка целей и задач перед родителями воспитанников детского сада (проведение консультации); - выбор помещения (количество посетителей и экспонатов); - сбор экспонатов ; - оформление мини-музея (учёт эстетических норм; соблюдение правил безопасности); - разработка тематики и содержания экскурсий и занятий для ознакомления детей с экспонатами; - разработка перспективно-тематического плана работы , в котором предусматривались не только занятии с детьми, но и мероприятия для родителей, а также конкурсы и выставки, выбор экскурсоводов (педагоги и сами дошкольники); - открытие мини-музея с приглашением детей, родителей.

Слайд 16

мини – музей Работа по созданию мини-музея делится на три этапа: 1.Подготовительный этап 2. Практический этап 3. Подведение итогов

Слайд 17

Технология SMART В переводе с английского « smart » означает «умный ». Концепция Smart-образования – гибкость, предполагающая наличие большого количества источников, максимальное разнообразие мультимедиа, способность быстро и просто настраивается под уровень и потребности ребёнка.



Предварительный просмотр:

Использование современных технологий в познавательном развитии детей дошкольного возраста

Слайд 2

Педагогическая (образовательная) технология – это совокупность психолого-педагогических установок, определяющих специальный набор и компоновку форм, методов, способов, приёмов обучения, воспитательных средств; она есть организационно - методический инструментарий педагогического процесса.

Слайд- 3

На прошлой встрече вам уже были представлены след технологии….. Сегодня мы с Вами познакомимся со след технологиями…..

Слайд- 4

  • Технология личностно – ориентированного взаимодействия педагога с детьми
  • Технология проблемного обучения
  • Информационно – коммуникационные технологии
  • Технология разноуровневого обучения
  • Технология интегрированного обучения
  • Музейная педагогика
  • Технология SMART

Слайд- 5

Технология личностно – ориентированного взаимодействия педагога с детьми

В традиционных дидактических системах основой любой педагогической технологии является объяснение, а в личностно-ориентированном образовании — понимание и взаимопонимание.

Объяснение – всегда взгляд «сверху – вниз», всегда назидание. Понимание – это общение, сотрудничество, равенство во взаимопонимании. Фундаментальная идея состоит в переходе от объяснения к пониманию.

Ребенку нужны педагогическая помощь и поддержка. Это ключевые слова в характеристике технологий личностно-ориентированного образования.

Слайд- 6   формы организации:

Личностно- ориентированная технология предполагает тесное взаимодействие педагога и ребенка:

-необходимо общаться с детьми ласково, с улыбкой, поглаживать, приобнимать.

- стремиться установить доверительные отношения, проявляя внимание к их настроению, желаниям, достижениям и неудачам;

- поощрять самостоятельность в выполнении режимных процедур, учитывая их индивидуальные особенности (привычки, темперамент, предпочтение к той или иной пище);

- чутко реагировать на инициативу в общении, потребность в поддержке;

- слушать детей внимательно и уважением;

- вежливо и доброжелательно отвечать на вопросы и просьбы, обсуждать проблемы;

- в течение дня общаться не только с группой в целом, но и каждым ребенком индивидуально.

Находясь рядом с детьми, создавать условия для формирования положительных взаимоотношений со сверстниками:

- собственным поведением демонстрировать уважительное отношение ко всем детям;

- знакомя детей друг с другом, называю их имена, стимулирую взгляды в глаза, проявление положительных эмоций, в то же время, не навязывая детям контакты, если они уклоняются от них;

- привлекать внимание к эмоциональным состояниям друг друга, собственным примером и предложениями побуждая детей к проявлениям сочувствия, жалости, чувства радости за другого;

- при организации совместных эмоциональных, подвижных, предметных игр помогать координировать свои действия, учитывать желания друг друга, выступаю в качестве доброжелательного участника игр;

- стремиться разрешать конфликты между детьми в мягкой форме, без насилия и криков, путем перевода их в позитивные формы взаимодействия или переключения внимания на другие виды деятельности или предметы;

- помогать овладевать речевыми способами общения: называть друг друга по имени, формулировать свои желания, просьбы, договариваться об очередности действий, благодарить за помощь и т. д.

Работая с детьми нужно знать следующие правила:

- не ограничивать естественный шум в группе (оживленную деятельность, игру, смех, свободный разговор);

- приучать разговаривать спокойно, чтобы не мешать другим детям играть и общаться.

- служить примером спокойного общения: разговаривать с детьми спокойным, но не монотонным голосом.

Личностно-ориентированные технологии ставят в центр всей системы образования и воспитания личность ребенка, обеспечение ему комфортных условий в учреждении, в котором он находится, бесконфликтных и безопасных условий ее развития, реализации имеющихся природных потенциалов. Личность ребенка в данной технологии не только субъект, но и субъект приоритетный: она является целью образовательной системы, а не средством достижения какой-либо цели.

-Как вы думаете чем ценна эта технология?( умеют договариваться, распределяют обязанности и.т.д.)

Слайд- 7

Технология проблемного обучения

В жизни наши дети часто встречаются с теми или иными трудностями, но мы – взрослые –ограждаем детей от них, не давая им возможности самостоятельно подумать, поэкспериментировать, и, наконец, самостоятельно справиться с проблемами.

Почему так происходит? Чаще всего из-за нехватки нашего времени, из-за возможности возникновения опасности в некоторых ситуациях для ребенка. Мы считаем наших детей недостаточно компетентными во многих вопросах, неспособными разобраться в проблемах и найти выход из них. Дети привыкают просить помощи, подсказки у взрослых, вырастают неготовыми к реалиям жизни. Но проблемная ситуация не всегда становится проблемой для ребенка. Об этом явлении можно говорить лишь в том случае, если к этой проблеме дети проявили интерес. От мастерства воспитателя зависит, заинтересует ли детей новый материал, преподнесённый в виде проблемы, или нет.

Основная задача детского сада – наполнить повседневную жизнь ребенка в группе интересными делами, идеями, проблемами, включить каждого малыша в содержательную деятельность. Цель воспитателя – побудить у ребенка интерес к проблемным ситуациям и желание творчески решить их.

При проблемном обучении деятельность педагога изменяется коренным образом: он не преподносит детям знания и истины в готовом виде, а учит их видеть и решать новые проблемы, открывать новые знания.

Слайд- 8

Основные условия для успешного применения проблемного обучения

1. Проблемные ситуации должны отвечать целям формирования системы знаний.

2. Быть доступным для обучающихся.

3. Должны вызывать собственную познавательную деятельность и активность.

4. Задания должны быть таковыми, чтобы обучающийся  мог выполнить их опираясь на уже имеющиеся знания, но достаточными для самостоятельного анализа проблемы и нахождения неизвестного.

В итоге воспитывается способность самостоятельно анализировать проблемную ситуацию, самостоятельно находить правильный ответ.

Используете ли вы эту технологию в  своей работе?

Слайд- 9

Информационно – коммуникационные технологии

Во ФГОСах главное - не результат, а условия. Условия - это социальная ситуация развития ребенка. А так как мы живем в веке новых технологий, когда компьютер прочно входит в нашу жизнь, становясь необходимым и важным атрибутом не только жизнедеятельности взрослых, но и средством обучения детей, вопрос об использовании информационно - коммуникационных технологий (ИКТ) в образовательном процессе в рамках введения ФГОС является очень актуальным.

НОД в детском саду имеет свою специфику, должна быть эмоциональной, яркой, с привлечением большого иллюстративного материала, с использованием звуковых и видеозаписей. Все это может обеспечить нам компьютерная техника с ее возможностями.

Развитие ребенка должно осуществляться всесторонне. Демонстрация видеофильмов дают возможность не только увидеть, но и услышать звуки природы, общественной жизни, животного и предметного мира, а также совершить «путешествие» в прошлое, посетить другую страну, музей и пр.

Использование ИКТ позволяет объяснить ребенку в доступной форме некоторые моменты, которые

• не понятны ему «на словах» (например, такое явление, как круговорот воды в природе, становится доступным после просмотра презентации,

• нет возможности наблюдать в реальной действительности, т. к. не позволяют климатические условия (ледоход, перелет птиц, северное сияние и пр.)

Активное пользование Интернетом дает нам возможность принимать участие с детьми в заочных конкурсах различного уровня по различным направлениям развития.

Уважаемые коллеги есть ли у вас, возможность использовать данную технологию?

Слайд- 10

Технология разноуровневого обучения

Глубина и сложность одного и того же учебного материала различна в группах уровня А, Б, C, что дает возможность каждому воспитаннику овладевать учебным материалом на разном уровне, но не ниже базового, в зависимости от способностей и индивидуальных особенностей личности каждого воспитанника. Основу технологии разноуровневого обучения составляют:

  1. психолого-педагогическая диагностика воспитанника;
  2. сетевое планирование;
  3. разноуровневый дидактический материал.

Цель технологии разноуровневого обучения: обеспечить усвоение учебного материала каждым воспитанником в зоне его ближайшего развития на основе особенностей его субъектного опыта.

Слайд- 11

Данная технология основывается на следующих научных идеях:

  • разуровневое обучение предоставляет шанс каждому ребенку организовать свое обучение таким образом, чтобы максимально использовать свои возможности;
  • уровневая дифференциация позволяет акцентировать внимание педагога на работе с различными категориями детей;

в структуре уровневой дифференциации по обученности (а именно она чаще всего и лежит в основе уровневого обучения) выделяют, как правило, три уровня: минимальный (базовый), программный и усложненный (продвинутый в формулировке некоторых авторов).

Таким образом, технология разноуровневого обучения позволяет разделить группу детей на подгруппы, в которых и содержание образования, и методы обучения, и организационные формы различаются, также состав подгрупп может меняться в зависимости от поставленной учебной задачи. Дифференцированный подход в традиционной системе обучения организационно состоит в сочетании индивидуальной, групповой и фронтальной работы.

Вопрос: Используете ли вы эту технологию? На какой возрастной группе?

Слайд- 12

Технология интегрированного обучения

Интегрированная НОД отличается от традиционной с использованием межпредметных связей, предусматривающих лишь эпизодическое включение материала других предметов.

Интегрирование - соединяет знания из разных образовательных областей на равноправной основе, дополняя друг друга. При этом решается несколько задач развития. В форме интегрированной НОД лучше проводить обобщение материала, презентации тем, итоговые мероприятия.

 Слайд- 13

Примерная структура интегрированного занятия:

1. Вводная часть. Создается проблемная ситуация, стимулирующая активность детей к поиску ее решения (Например, задается вопрос«Ребята, что произойдет, если на Земле не будет воды?»).

2. Основная часть. Детям даются новые знания, необходимые для решения проблемного вопроса (например, значение воды в природе и жизни человека и т. д.). Параллельно идет работа по обогащению и активизации словаря, обучению связной речи.

3. Заключительная часть. Детям предлагается любая практическая работа (дидактическая игра, рисование и др.) на закрепление полученной информации или актуализации ранее усвоенной.

Вопрос: Как вы считаете удобна эта технология в организации НОД?

Слайд- 14

Музейная педагогика

Музейная педагогика является инновационной технологией в сфере личностного воспитания детей в специально организованной предметно-пространственной среде. В условиях детского сада настоящий музей организовать невозможно, а вот экспозиции «мини-музеи» вполне реально. В ДОУ решаются задачи по приобщению детей к народной культуре, познанию прошлого, проявляется всё больший интерес к традициям, истории, культуре своей малой родины.

Мини-музей – это особое, специальное организованное пространство ДОУ, способствующее расширению кругозора и ребёнка, и взрослого, повышению образованности, воспитанности, приобщению к вечным ценностям;

1.«Мини» напоминает о том, что музей в детском саду занимает очень небольшое пространство. Это может быть часть группового помещения, холла, спальни, раздевалки, коридора;

2. Он создан для самых маленьких посетителей и открыт для них постоянно;

3. Мини-музей не отвечает многим строгим требованиям, которые предъявляются к настоящим музеям;

4. Мини-музей может быть как результатом или частью какого-либо проекта,, так и самостоятельным проектом.

Включение музеев в образовательный процесс - дело не такое простое, как может показаться на первый взгляд.

Слайд- 15

Создание мини-музея - трудоёмкая работа, которая состоит из нескольких этапов….

При использовании музейной педагогики как инновационной технологии в системе формирования культуры дошкольников учитываются принципы наглядности, доступности, содержательности. Материал должен иметь образовательно-воспитательное значение для детей, вызывать в детях любознательность. Обязательное сочетание предметного мира музея с программой, ориентированной на проявление активности детей; последовательность ознакомления детей с музейными коллекциями (в соответствии с задачами воспитания дошкольников на каждом возрастном этапе

Слайд- 16

Работа по созданию мини - музея

Работу по созданию мини-музея можно разделить на три этапа:

1. Подготовительный этап  В начале работы коллектив группы (дети, воспитатели) вместе с родителями определяют тему и название мини-музея, разрабатывают его модель, выбирают место для размещения.

2. Практический этап  Взрослые и дети, следуя своим моделям, создают мини-музеи в группах. Большую роль в этом процессе играют родители, которые приносят экспонаты, помогают в оформлении. На последней стадии этого этапа воспитатели вместе с детьми разрабатывают содержание экскурсий по своему музею, причем сами дошкольники могут предложить, что именно они считают нужным рассказать о своих мини-музеях. Желающие становятся экскурсоводами.

3. Подведение итогов   Тематика мини-музев может быть различной («Чудо-дерево», «Город мастеров», «Лучший друг», «Игрушки-забавы», «Мой родной город», «Театральные куклы», «Воинской доблести и славы» и т. д.). Результатом деятельности в рамках подобного проекта может быть альбом с фотографиями, рисунками, рассказами детей; большой тематический праздник, выездное мероприятие совместно с родителями и т. п.

Вопрос: Имеете ли вы на опыт по созданию «Мини-музея»? С какими трудностями вы столкнулись?

Слайд- 17

Технология SMART

Интерактивное оборудование активно входит в нашу жизнь, становясь необходимым и важным атрибутом не только жизнедеятельности взрослых, но и средством обучения детей. Существуют различные интерактивные средства, направленные на развитие различных психических функций детей, таких как зрительное и слуховое восприятие, внимание, память, словесно-логическое мышление и др., которые можно с успехом применять при обучении детей дошкольного возраста.

Сейчас в дошкольных образовательных учреждениях идет активная практика внедрения интерактивного оборудования в образовательный процесс, которое специально адаптировано под занятия с детьми.

Использование интерактивных технологий позволяет перейти от объяснительно-иллюстрированного способа обучения к деятельностному, при котором ребенок принимает активное участие в данной деятельности. Внедрение компьютерных технологий в новой и занимательной для дошкольников форме, помогает решать задачи речевого, математического, экологического, эстетического развития, а также помогает развивать память, воображение, творческие способности, навыки ориентации в пространстве, логическое и абстрактное мышление.

Использование интерактивных технологий в воспитательно-образовательном процессе ДОУ предполагает наличие интерактивного оборудования. Это компьютеры, интерактивные доски, мультимедийное оборудование, smart стол.

Наиболее эффективным в ДОУ является использование следующего интерактивного оборудования:

1) Интерактивная доска — универсальный инструмент, позволяющий любому педагогу организовать образовательный процесс так, чтобы у детей повысился интерес к занятиям, устойчивость внимания, скорость мыслительных операций. Опыт применения интерактивной доски показывает, что обучение и воспитание дошкольников с ОВЗ стало более привлекательным и захватывающим. Используется доска практически на всех занятиях — Ознакомлении с окружающим миром, Математике, Развитии речи, Подготовке к обучению грамоте, интегрированных занятиях. Игровые компоненты, включённые в мультимедийные программы, активизируют познавательную активность детей и усиливают эффективность усвоения материала.

2) Smart стол. Интерактивный стол — представляет собой интерактивныйучебный центр с сенсорной поверхностью управление которой происходит с помощью прикосновений рук человека или других предметов. Это первый многофункциональный сенсорный стол, позволяющий эффективно вовлекать детей в процесс обучения. SMART стол был специально разработан для детей дошкольного возраста и дает им возможность совместно выполнять интерактивные задания и участвовать в обучающих и развивающих играх. Этот стол может выполнять роль компьютера так как в нем уже встроен процессор, камера и проектор. Стол совместим с ноутбуком, проектором, экраном, интернетом. Работа на интерактивном столе способствует развитию у детей когнитивных, социальных и моторных навыков. И это первый плюс использования данного оборудования с точки зрения педагога-психолога: развивается положительная мотивация обучения. А мотивация – это залог успеха любой деятельности.

3) Сенсорная комната — волшебное помещение для релаксации, снятия стресса и расслабления. В этой комнате размещено уникальное оборудование — или специальное, или сделанное собственными руками — позволяющее психологу мягко работать со своими подопечными, проводить профилактику и даже лечение нервной системы и органов чувств. Сенсорные комнаты бывают разных типов, но все они имеют одну единственную цель — помочь обрести личную гармонию и гармонию с окружающим миром, восстановить душевное равновесие, укрепить нервную систему. В зависимости от задачи и методики проведения сеансов, сенсорная комната оборудуется бескаркасными мебельными модулями и светомузыкальным сопровождением, ароматическими сенсорами, массажным и интерактивным оборудованием

Вопрос: Много ли у нас детских садов могут позволить себе использовать SMART технлогии? Является ли актуальной эта технология?

Слайд- 18

Заключение:

Каждый педагог – творец технологии, даже если мы их заимствуем. Для педагога, научившегося работать на технологическом уровне, всегда будет главным ориентиром познавательный процесс в его развивающемся состоянии.

Так что уважаемые коллеги все в наших руках, поэтому их нельзя опускать.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Современные технологии контроля за развитием детей дошкольного возраста (из опыта работы)

Современные технологии контроля  за развитием детей дошкольного возраста представляют собой систему мониторинговых, диагностических исследований физических, интеллектуальных и ...

Современные технологии логико-математического развития детей дошкольного возраста"

консультация ля воспитателей "Современные технологии логико-математического воспитания детей дошкольного возраста"...

«Современные технологии в физическом развитии детей дошкольного возраста»

laquo;Современные технологии в физическом развитии детей дошкольного возраста»В настоящее время одной из наиболее важных и глобальных проблем является состояние здоровья детей. Вырастить здоров...

Презентация к статье "Использование современных технологий в физическом развитии детей дошкольного возраста"

В статье раскрываются основные понятия: физическое развитие,  образовательные технологии. Авторы делятся  мыслями о проблемах физического развития детей и возможными «вариантами»...

Статья "Использование современных технологий в физическом развитии детей дошкольного возраста"

В статье раскрываются основные понятия: физическое развитие,  образовательные технологии. Авторы делятся  мыслями о проблемах физического развития детей и возможными «вариантами»...

Всеобуч мастер-класс «Современные технологии в познавательном развитии детей дошкольного возраста» январь 2022

Всеобуч мастер-класс «Современные технологии в познавательном развитии детей дошкольного возраста»Одна из самых актуальных проблем в обучении — развития познавательной активности дош...

Выступление на семинаре по теме "Моделирование - как средство познавательного развития детей дошкольного возраста"

Использование моделирования в детской деятельности и во всех образовательных областях....