Статья "Использование современных технологий в физическом развитии детей дошкольного возраста"
статья по физкультуре

Хорохорина Юлия Николаевна

В статье раскрываются основные понятия: физическое развитие,  образовательные технологии. Авторы делятся  мыслями о проблемах физического развития детей и возможными «вариантами» их решения

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx22.14 КБ

Предварительный просмотр:

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СОВРЕМЕННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ФИЗИЧЕСКОМ РАЗВИТИИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Хорохорина Ю.Н.- педагог-психолог,   Ворона В.В.,заместитель заведующего

Чтобы раскрыть тему, обратим внимание на основные ключевые понятия: физическое развитие, технология, современные образовательные технологии. Что такое физическое развитие? В узком смысле физическое развитие ребенка - процесс формирования и последующего изменения морфофункциональных свойств его организма, антропометрические и биометрические показателями (рост, вес, окружность грудной клетки, жизненная емкость легких; состояние осанки, изгибов позвоночника, динамометрия, изменение сводов стопы и д). В широком смысле физическое развитие предполагает развитие психофизических качеств и двигательных способностей (силы, выносливости, быстроты, гибкости, ловкости, координации, глазомера). В настоящее время в педагогическую лексику прочно вошло понятие технология. Однако, в его понимании и употреблении существуют большие разночтения.  В современных публикациях очень часто формы организации педагогического процесса, отдельные методические приёмы, техники, а иногда и просто отдельные красивые названия выдаются за технологию. Понятие технологии трактуется авторами по - разному, но наиболее полным, на наш взгляд, является определение, данное  Б.Т. Лихачёвым. Педагогическая технология это совокупность психолого-педагогических установок, определяющих специальный набор и компоновку форм, методов, способов, приемов обучения, воспитательных средств; она есть организационно-методический инструментарий педагогического процесса.

 Следует обратить внимание и на термины «образовательные технологии» и «педагогические». Образовательные технологии по системе ФГОС направлены на формирование знаний, умений и навыков. Данные технологии предполагают решение не только педагогических, но и медицинских, психологических  и управленческих задач. Образовательные технологии, которые рекомендованы к использованию в системе дошкольного образования в соответствии с ФГОС: здоровьесберегающие; личностно-ориентированные; проектной деятельности; информационно-коммуникативные; исследовательской деятельности. В программе «От рождения до школы», по которой работает наше учреждение, определены главные цели физического развития детей дошкольного возраста:

а) формирование начальных представлений о здоровом образе жизни (овладение элементарными нормами и правилами в питании, двигательном режиме, закаливании, формирование полезных привычек);

б) формирование физической культуры (интереса к движению, обеспечение физического развития в узком и широком понимании).

 В соответствии с темой разговора следует перейти к современным технологиям, которые мы используем для решения вышеуказанных задач. В физическом воспитании ведущими для нас являются технология здоровьесбережения. Технологию здоровьесбережения в физическом развитии и воспитании мы понимаем как совокупность форм организации и средств: материально-технических, методических и психолого-педагогических. Мы рассматриваем данную технологию в нескольких аспектах. Для нас очень важен организационно-педагогический аспект здоровьесберегающих технологий - всё, что касается среды и структуры воспитательно-образовательного процесса для предотвращения переутомления, гиподинамии и других дезадаптационных состояний. Особое значение придаём образовательному (дидактико-методическому) аспекту здоровьесбережения в процессе проведения педагогами различных организационных форм физического воспитания.

 При использовании здоровьесберегающих технологий мы выполняем как минимум 3 принципа-требования: учёт индивидуальных особенностей и возможностей детей; дозирование физических нагрузок; поддержание эмоционально – положительного отношения к движению (физкультуре). Здоровьесберегающие технологии предполагают использование «встроенных» (включённых) технологий: личностно-ориентированного и  развивающего обучения, индивидуализации и дифференциации обучения. Следует заметить, что в современном дошкольном образовании наметилась опасная тенденция копирования способов организации образовательного процесса характерного для начальной школы. Педагоги добиваются от воспитанников механических умений, а не осознанных знаний, забывая и о ведущем виде деятельности, и об особенностях возраста. Данный факт подтверждается тем, что в перечень рекомендуемых технологий не включены игровые технологии. Учитывая, что ведущим видом деятельности дошкольного периода детства является игра, мы используем игровые технологии для достижения решения основных целей и решения задач физического развития: формирования начальных представлений о здоровом образе жизни, двигательной подготовленности и формирования физических качеств детей.  Каким образом можно мотивировать и развивать у детей интерес к активной двигательной деятельности? Наблюдения за детьми в процессе двигательной деятельности свидетельствуют, что наибольший интерес у детей вызывают: занятия с использованием нестандартных форм организации, разнообразных видов гимнастики, игр большой подвижности, интересных форм организации досуга (развлечения, соревнования, викторины, спортивные игры и т.п.). Снятие проблемы гиподинамии обеспечивается нами за счёт достаточной двигательной активности в процессе использования современных средств (материально-технических, организационных), комбинирования различных методик, методов и приёмов, путём введения модуля «Всё в движении», основной идеей которого является проведение непосредственной образовательной  деятельности, преимущественно, в движении, например:

 социально-коммуникативная физкультура направлена на развитие социально-культурного опыта ребенка в процессе выполнения двигательных заданий, спортивных эстафет, командных игр-соревнований;

 речевая физкультура нацелена на развитие связной речи дошкольников, активизацию словаря, побуждение к свободному мышлению. Занятия проводятся в форме подвижных игр, с использованием стихотворных форм, загадок, пословиц, поговорок; 

 художественно-эстетическая физкультура направлена на формирование эстетического отношения к движению во время динамических пауз (выполнение комплексов упражнений под музыку: аэробика, ритмика, логоритмика);

математическая физкультура ориентирована на формирование элементарных математических представлений в движении; 
 физкультурная физкультура направлена на развитие основных движений, физических качеств личности, знакомство с  видами спорта через проведение спортивных игр, познавательных викторин.

На наш взгляд, из множества технологий следует выбирать только то, что отвечает определённым требованиям: наличие научной основы (концептуальность); управляемость - простота прогнозирования и  проверки результатов; системность - наличие признаков целостности, логики; преемственность - возможность широкого (массового) использования в педагогической практике; эффективность - гарантированное достижение установленных стандартом целей физического развития и воспитания детей дошкольного возраста.