Конспект организованно образовательной деятельности по познавательному развитию в старшей группе. Тема: «Народные праздники на Руси»
методическая разработка

Ерофеева Анна Михайловна

Наши предки – русские люди,они жили на Руси – всегда почитали праздники, но праздновали их иначе, не как мы, современные люди. А хотите узнать, как?

Скачать:


Предварительный просмотр:

Филиал «Улыбка» МБДОУ «Детский сад №1 «Чебурашка»

в пос. Жемчужный

Конспект организованно образовательной деятельности по познавательному развитию в старшей группе.

Тема: «Народные праздники на Руси»

Подготовила воспитатель

филиала «Улыбка» МБДОУ

«Детский сад №1 «Чебурашка» п.Жемчужный

Ерофеева Анна Михайловна

Здоровье сберегающие технологии:

Технологии сохранения и стимулирования здоровья

• Технологии эстетической направленности

• Подвижные и спортивные игры

• Технологии музыкального воздействия

Образовательные области:

• социально-коммуникативное развитие,

• познавательное развитие,

• речевое развитие,

• художественно-эстетическое развитие

Цель:

Приобщение детей к традиционной культуре, создание условий для формирования интереса к традициям, обычаям родного народа.

Задачи:

Образовательные

Познакомить детей с традициями празднования Дня Покрова Пресвятой Богородицы, Рождества, Масленицы, Ивана Купала, с народными приметами, обрядами.

Развивающие

Развивать память, мышление, воссоздающее воображение (умение мысленно представить себе времена и условия жизни общества в древней Руси,интерес к народной культуре, потребность в получении информации.

Формирование навыков общения с культурным наследием.

Воспитательные

Воспитание нравственных качеств, любви к родному краю, народному искусству, к народным играм.

Предварительная работа:

изучение наизусть колядок, стихов о народных праздниках, пословиц,частушек, народных примет.

Возраст: дети подготовительной группы 5-6 лет

Содержание организованной деятельности детей

1. Организазационный момент.

Воспитатель:

Здравствуйте,гости дорогие. Рады видеть Вас у себя в гостях.

"Для дорогого гостя и ворота настеж".

Дети входят за друг другом под рус. нар. мелодию( Бегунок). Выстраиваются полукругом.

Воспитатель: Ребята у нас сегодня гости,давайте их попреветствуем как в древности с поклоном.

Вступительное слово.

Воспитатель: Наши предки любили и умели веселиться. Русские люди любили и любят праздники. Любили угостить гостей сытно и вкусно. Говорили: «Угощайтесь, чем Бог послал», «Не красна изба углами, а красна пирогами»,

Пели песни, плясали. А вы, ребята, любите праздники? А какие вы знаете праздники?

Воспитатель: Молодцы, вы знаете много праздников, которые известны со времен наших предков. Как вы думаете, кто такие предки?

Дети: Предки – это те люди, которые жили до нас.

Воспитатель: Наши предки – русские люди,они жили на Руси – всегда почитали праздники, но праздновали их иначе, не как мы, современные люди. А хотите узнать, как?

Дети: Да.

Воспитатель: Тогда давайте отправимся с вами на экскурсию в прошлое. Вы спросите, как? На волшебной карете. Садитесь,отправляемся назад в прошлое. Поехали! (рус.нар.мелодия “Бегунок”)

1..........                    

 Беседа о Рождестве.Атрибуты (дерево,дом,звезда)

И вот ребята мы с Вами и с нашими гостями оказались в Древней Руси. Русские люди всегда умели хорошо работать и хорошо веселится. Много разных праздников у них было и делились они на великие, средние и малые. Одни отмечались ежегодно и в одни и те же дни, другие – ежегодно, но в разные числа месяца. Среди этих праздников народ выделял самые великие и любимые. А чтобы мы в них не запутались,создадим свой календарь древних праздников.

Воспитатель: Скажите,а с какого времени года у нас  начинается год (Зимы).Правильно. И наши предки год начинали зимой. И самый любимый и известный праздник зимы это Рождество.

Воспитатель: Ребята а рождество - это религиозный праздник. Само слово Рождество говорит о том, что кто - то родился. Рождение ребенка – это всегда благая весть. По библейской легенде 7 января у Пресвятой Девы Марии в городе Вифлееме родился Иисус Христос – Сын Божий.(показ иллюстраций)

Весть о рождении Иисуса разнесли небесные ангелы. На небе появилась Вифлеемская звезда. Рождество - праздник верующих в Христа. Это ожидание счастья, мира, домашнего тепла и семейного согласия.

Воспитатель: Наши дедушки и бабушки очень любят этот праздник - Рождество Христово. Называют его еще зимние святки. Святки - это от слова «святой». В этот праздник славили, хвалили, прославляли Христа, Новый год, будущий урожай. Парни и девушки рядились в животных: козу, медведя, в нечистую силу: Бабу-Ягу, кикимору и др. Группами они ходили по домам, поздравляли с праздником, желали наилучшего специальными песенками - колядками.

Воспитатель:(Стук в дверь. Дети старшей группы поют колядки).

Коляда, коляда!
А бывает коляда
На кануне Рождества
Коляда пришла
Рождество принесла.

Воспитатель: Колядующие непременно получают что-то съедобное: сладости, орехи и особые обрядовые печенья, их называли козули – их обязательно готовили в каждом доме на этот случай. Эти фигурки из теста надо съесть тут же, загадав желание.

Воспитатель: Итак,ребята, какой праздник на Руси праздновали зимой? Как его праздновали?

Вот как весело праздновали Рождество. Давайте отметим на нашем календаре зимний праздник Рождество.

Воспитатель: А какое время года наступает после зимы (Весна)

2.............

Кто знает какой праздник праздновали в конце зимы и в начале весны (Масленица). Атрибуты(солнце, платок)

Масленицу называли широкой, веселой. (Просмотр презентации)

А вы любите веселится?

Тогда давайте сыграем в русскую народную игру "Гори,гори ясно"

Правила игры

Количество игроков: четное

Играющие выстраиваются парами друг за другом — в колонку. Игроки берутся за руки и поднимают их вверх, образуя «ворота». Последняя пара проходит «под воротами» и становится впереди, за ней идет следующая пара. «Горящий» становится впереди, шагов на 5—6 от первой пары, спиной к ним. Все участники поют или приговаривают:

Гори, гори ясно,

Чтобы не погасло!

Глянь на небо,

Птички летят,

Колокольчики звенят:

— Дин-дон, дин-дон,

Выбегай скорее вон!

По окончании песенки двое играющих, оказавшись впереди, разбегаются в разные стороны, остальные хором кричат:

Раз, два, не воронь,

А беги, как огонь!

«Горящий» старается догнать бегущих. Если игрокам удается взять друг друга за руки, прежде чем одного из них поймает «горящий»,то они встают впереди колонны, а «горящий» опять ловит, т. е. «горит». А если «горящий» поймает одного из бегающих, то он встает с ним, а водит игрок, оставшийся без пары.

Воспитатель: Итак,ребята, какой праздник на Руси праздновали весной?

Воспитатель:А на календаре отметим еще один народный праздник "Масленицу"

игра на инструментах (аудио, мелодия без слов “Ой блины, мои блины”)

Воспитатель: Становится теплее и мы с Вами выходим из саней на зеленую полянку. После весны наступило какое время года (Лето)

3...................

Воспитатель:Летом наши предки почетали праздник Ивана-Купала. (Просмотр презентации) (Атрибуты-папортник)

 Ребятки давайте встанем в Хоровод «Ивана Купала» 

Воспитатель: Итак,ребята, какой праздник на Руси праздновали летом?

Воспитатель: Продолжаем составлять наш календарь народных праздников. Лето-Ивана Купала.

Воспитатель. После лета наступает осень.

4........................ Атрибуты(рисунок)

Осенью на Руси отмечали праздник Покрова Пресвятой Богородицы,14 октября. Это очень почитаемый праздник на Руси. Ведь Богородицу считают покровительницей земли русской, нашей заступницей и помощницей. В народе этот день считали встречей осени с зимой. Назвали этот праздник Покрова от слова "Покрывать",потому что в этот период земля покрывалась с первым снегом, как покрывалом. Примерно с этих дней начинали топить в избах, скот больше не выгоняли на пастбище, завершали все полевые и огородные работы, начинали работать пряхи и ткачихи.

На Руси праздник Покрова издавна связывали с началом зимы и посвящали ему поговорки: «На Покров земля снегом покрывается, морозом одевается», «На Покров до обеда осень, а после обеда зимушка-зима»

С 14 октября начинались осенние покровские ярмарки, веселые, обильные, яркие. Здесь можно было увидеть все, чем земля отблагодарила людей за тяжелый труд. Шла бойкая торговля овощами, фруктами, хлебом, медом и другими товарами. Свое мастерство показывали народные умельцы

На Покров в деревнях до утра играла гармошка, а парни и девушки ходили гурьбой по улице и распевали веселые разудалые частушки.

И мы споём весёлые частушки.

Частушки.

вместе
Разрешите поплясать, 
Разрешите топнуть, 
Неужели в этом доме 
Половицы лопнут?
Ангелина

Девочки, вы девочки, 
Где берете денежки? 
Летом ягодки сдаем, 
А зимою все прядем.
Маша
Гармонисту – за игру, 
Ну, а мне – за пляску, 
Гармонисту – калачей, 
Мне – баранок связку!
Вместе

Как по осени ломала 
Красную калинушку, 
Во полях снопы вязала 
Надломила спинушку.

Воспитатель: Итак,ребята, какой праздник на Руси праздновали осенью?

11. Итог.

Воспитатель:Вот и завершается наш календарь. Что вам понравилось больше всего на нашем занятии?  И вот нам пора прощаться. А календарь праздников мы обязательно будем пополнять новыми праздниками, с которыми дальше будем знакомится на занятиях.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект организованной образовательной деятельности по познавательному развитию в старшей группе

конспект организованной образовательной деятельности по теме: "Экскурсия в лес" в старшей группе...

Конспект организованной образовательной деятельности по познавательному развитию в старшей группе «Экскурсия в зоопарк».

Предлагаю конспект организованной образовательной деятельности по познавательному развитию в старшей группе «Экскурсия в зоопарк» для развития познавательного интереса, любознательности, эмоциона...

Конспект организованной образовательной деятельности по познавательному развитию в старшей группе на тему «Космическое открытие»

Конспект организованной образовательной деятельности по познавательному развитию в старшей группе на тему «Космическое открытие»....

Конспект организованной образовательной деятельности по познавательному развитию в старшей группе на тему: "Народная игрушка"

Продолжать знакомить детей с творением народных рук – народной игрушкой. Показать ее разнообразие через материал, роспись, характер. Дать представление о том, что в разных уголках России живут и...

Конспект организованной образовательной деятельности по познавательному развитию в старшей группе на тему: "Мыло-фокусник"

Познакомить детей со свойствами мыла и его разновидностями (туалетное, хозяйственное, жидкое мыло). Уточнить и закрепить знания о том, для чего люди используют мыло в своей жизни....