Перспективный план работы по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста (5 - 6 лет) с историко - культурным наследием малой Родины на 2019 - 2020 учебный год.
методическая разработка (старшая группа)

План работы с воспитанниками старшего возраста по ознакомленияю с историко - культурным наследием малой Родины

Скачать:


Предварительный просмотр:

МДОУ "Детский сад №8 "Сказка"

Перспективный план работы по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста (5 - 6 лет) с историко - культурным наследием малой Родины

на 2019 - 2020 учебный год.

Подготовила:

Н. П. Толокнова, воспитатель

г.Семенов

Дата

Тема

Содержание деятельности

Формы работы с детьми

Обогащение РППС

Взаимодействие с родителями.

Блок: "Мой город - Семенов"

Сентябрь

1 -2  неделя

"Семья и семейные традиции"

Способствовать формированию представлений детей о семье, ближайших родственниках, вызвать желание узнать о членах семьи, их занятиях, интересах, семейных традициях; побуждать проявлять заботу о близких .

1.Составление рассказов на тему "Где мы отдыхали летом" (рассматривание фотоколлажа).

2.Рисование на тему «Моя семья». 3.Сюжетно-ролевая игра «Моя семья»

4.Ситуативная беседа на тему "Из жизни семьи".

Оформление выставки "Где мы отдыхали летом"

Анкетирование родителей

"Нравственно -патриотическое воспитание ребенка". Оформление альбомов "Семейные традиции", "Генеалогическое древо семьи"

"Герб семьи"

Родительское собрание  на тему:"Моя семья"

Сентябрь

3 - 4 неделя

"История возникновения города "

Дать знания об истории возникновения города Семенов ; содействовать развитию интереса к истории родного города

1.Познавательная беседа: "История возникновения";  "Чем славен Семеновский край".  2.Рассматривание альбома "Семенов - прошлое и настоящее".

3.Рисование по теме: "Семенов в прошлом".

4.Экскурсия с детьми в историко - художественный музей.

 5.ООД "Путешествие в прошлое". Цель: приобщение к истории родного края через расширение и углубление знаний детей о культуре русского быта, предметов обихода и домашней утвари изб, жителей города Семенов XVIII века.

Изготовление "Колеса истории " -"Прошлое и настоящее".

Изготовление лэпбука  "Моя малая Родина – город Семёнов".

Оформить альбом "Семенов - прошлое и настоящее".

Привлечь родителей к оформлению альбома "Семенов - прошлое и настоящее" , лэпбука  "Моя малая Родина – город Семёнов".

Октябрь

1 - 2 неделя

"Мой родной город".

Способствовать формированию первичных представлений детей о родном городе: названии города, символах, содействовать развитию чувства восхищения красотой родного города

1. Обзорная экскурсия по городу.

2.Просмотр презентации о городе –расширять знания о городе, его достопримечательностях.

3 Рассматривание альбома: " Мой город –Семенов" - формировать интерес к малой Родине, воспитывать любовь к родному городу.

4.ООД "С днем рождения город любимый".

Цель: совершенствование представлений детей о родном городе; развитие патриотических и гражданских чувств.

Изготовление дидактической игры "Экскурсовод", "Собери герб города Семенов".

Предложить родителям совершить пешую прогулку по городу.

Октябрь

3 - 4 неделя

Герб Семеновского района

Способствовать формированию представлений о гербе малой Родины

1.Рассматривание герба  города.

2.Беседа "Символика нашего города" 3.ООД по художественному  - эстетическому развитию «Герб нашего города» (рисование), (лепка).

Изготовление дидактической игры "Собери герб нашего города"

Совместное творчество детей и родителей "Герб нашего города".

Ноябрь

1 - 2 неделя

Знакомство с русской избой

Познакомить детей с жилищем русского человека - избой,  традициями строительства избы.

1.Рассматриваниеальбома "Народный быт".

2.Экскурсия в музей народного быта "Дом Семена ложкаря".

3.Рисование на тему  "Русские избы".

4. Конструирование из деревянного конструктора и конструктора LECO русской избы..

5.ООД "Как живут в деревне? Добрые избы".

Создание фотоальбома "Русские избы"

Привлечь родителей к созданию фотоальбома "Русские избы". Привлечь родителей к организации экскурсий.

Ноябрь

3 - 4 неделя

Русская печь, её устройство

Познакомить с особенностями русской печи, ее роли в жизни крестьян.

1. Показ презентации "Роль печи в жизни крестьян".

2. Рисование на тему "Матушка печка".

3.ООД" В гости к тётушке Матрёне".

Создание макета "Русский быт".

Привлечь родителей к созданию макета "Русский быт".

Декабрь

1 - 2 неделя

Природа родного города

Совершенствовать представления детей о природе родного города.

1.Ситуативная беседа "Природа в разное время года".

2.Экологическая акция "Покормим птиц зимой" .

3.Рассматривание альбома"Керженский заповедник".

4.Акция "Подари кормушку".

4. Коллективная аппликация "Мы кормушку смастерили, мы столовую открыли" .

5.Выставка рисунков "Зимний пейзаж".

 6.Экскурсия в зимний парк.

Оформление выставки "Зимний пейзаж".

Организовать конкурс

 "Мастерская кормушек"

Декабрь

3 - 4 неделя

Архитектура города

Развивать у детей познавательный интерес   к архитектуре современных зданий, к памятникам архитектуры. Вызвать желание сравнить архитектуру прошлого и настоящего родного города.

1.Просмотр презентации "Архитектура города: прошлое и настоящее".

 2.ООД по конструированию "Здания города".

3.Творческая мастерская (рисование) "Мой любимый уголок ". 4.Составление творческого рассказа

"Каким я вижу родной город в будущем".

Макеты для группы "Каким я вижу родной город в будущем".

Совместное участие детей и родителей  в дне города по созданию макетов будущего города.

Январь

1 - 2 неделя

Достопримечательности родного города

Расширять и систематизировать знания о  достопримечательностях родного города; содействовать развитию, желанию сделать его еще красивее.

1.Беседы: "Достопримечательности нашего города".

2.Рассматривание альбома "Достопримечательности города Семенов".

4. Конструирование «Город, в котором я живу"

4. Дидактические игры "Экскурсовод", "Узнай по описанию"

5.Фотовыставка «Памятные места города»

6.Сюжетно - ролевая игра "Экскурсовод".

Фотоальбом "Мой город Семенов"

Предложить родителям совершить экскурсию по памятным местам города: памятник трем коммунистам; площадь В. И. Ленина; памятник Бориса Корнилова, Памятник Неизвестному солдату.

Январь

3 - 4 неделя

Вот моя улица

        

Пополнить знания о названии улиц города Семенов,  познакомить детей с историей их возникновения

1.Познавательная беседа "Улицы города".

2.Словесная игра «Мой адрес». 3.Конструирование «Улица родная» 4.Экскурсия по улице Садовой , где расположен детский сад.

5.Аппликация "Моя улица"

 6.ООД по речевому развитию "Прогулка по городу".

Изготовление макета "Микрорайон детского сада"

Оформление альбома "Маршрут от дома до детского сада"

Участие в проекте на  тему: "История моей улицы".

Блок: "Наши традиции"

Февраль

 1 - 2 неделя

Традиции русского  гостеприимства

Познакомить с традицией чаепития из самовара

1.Рассматривание иллюстраций.

2.Беседы по теме.

3.ООД по художественно - эстетическому развитию "Самовар - главное украшение стола".

4.Развлечение "Милости просим чайку откушать, да песенку послушать".

Выполнить самовар в технике папье - маше.

Привлечь родителей к организации и совместном проведении чаепития из самовара.

Ноябрь, Январь, Февраль, Март,

Июнь

Знакомство с обычаями и традициями народных праздников

Познакомить с традициями русского народа - обрядовыми праздниками:

"Посиделки на Кузьминки",

"Святки",

" Госпожа широкая Масленица", "Жаворонки прилетают - весну красну зазывают", "Русская березонька"

1. Презентация на тему "Масленичная неделя ". "Встречаем птиц".

2.ООД по художественному эстетическому развитию (рисование) "Проводы зимы"        , "Жаворонки" (лепка из соленого теста), "Белоствольная березка"(аппликация)

3.Беседа на тему "Святочные гадания".

4. Разучивание народных игр "Жаворонки прилетали", "Гори ясно", "Золотые ворота", "Баба - Яга"

4. Развлечение "Масленица", "Жаворонки"., "Посиделки на Кузьминки", "Русская березонька".

Оформление выставок поделок к праздникам

Привлечь детей к участию в праздниках, подготовки костюмов для детей.

Блок "Народные промыслы"

Март

 1 - 2 неделя

Народная игрушка родного города

Расширять знания о художественном промысле Семеновского края, ознакомление с процессом создания семеновской матрёшки, Федосеевской игрушки, развитие интереса  изделиям народно - прикладного искусства.

1.Рассматривание альбома "Декоративно-прикладное творчество Семеновского края".

2. Экскурсия  в музей матрешки.

 3.Просмотр презентации "История возникновения матрешки на Руси"

4.ООД  по художественно эстетическому развитию "Роспись матрешки".

5. ООД "Народная игрушка - Федосеевская  игрушка".

Оформление выставки народных игрушкек Семеновского края.

Организация и участие в экскурсиях. Помощь в подборе материалов для выставки.

Март

 3 - 4 неделя

История возникновения Хохломы

Ознакомление с историей возникновения Хохломы, хохломским узором, с народными умельцами.

1. Рассматривание альбома "Золотая Хохлома".

2..Экскурсия в музейно - туристический центр "Золотая Хохлома".

3. Экскурсия на фабрику "Хохломская роспись".

4.Просмотр   мастер - класса художницей фабрики "Хохломская роспись".

5. ООД  по художественно эстетическому развитию "Чудо лебедь" (рисование).

Оформление выставки

Организация встречи с художницей  фабрики "Хохломская роспись" -Некукаевой Т. А.

 

Блок "Люди прославившие город"

Апрель

1 - 2 неделя

С. В. Афоньшин - сказочник семеновского края

Познакомить детей с творчеством писателя - сказочника С. В. Афоньшина. Вызвать интерес к его творчеству.

1.Чтение сказок С. В. Афоньшина.

2.Участие в  конкурсе театрализованных представлений по сказкам С. В. Афоньшина "Заичьи шубки"

3.Драматизация сказок  С. В. Афоньшиная с использование различных театров.

Оформление книги сборника по сказкам С.В Афоньшина.

Участие в конкурсе "Книжки самоделки по творчеству  С. В. Афоньшина"

Апрель

3 - 4 неделя

«Детские поэты и писатели города Семенов»

Познакомить детей с творчеством поэтов и писателей Семеновского края; содействовать развитию интереса к их творчеству.

1.Чтение художественных произведений поэтов и писателей края (Б. Корнилов, Н. В. Остафийчук).

2.Тематическая встреча с поэтессой города Семенов - Н. В. Остафийчук.

3.ООД"Родной земле  мы посвящаем строки эти..."

4. Разучивание стихов на конкурс с воспитанниками группы на стихи Н. В. Остафийчук "Моя мечта"

,https://www.youtube.com/watch?v=2OTr2N1a1fc

 "Я родилась Семенове".

https://www.youtube.com/watch?v=Ceej6Qpde1c

5.Экскурсия в детскую городскую библиотеку им. им. Б. П. Корнилова.

Организация выставки книжек самоделок по творчеству поэтессы Семеновского края Н. В. Остафийчук.

Помощь в организации экскурсии в детскую городскую библиотеку им. им. Б. П. Корнилова.  

Сочинение частушек о родном городе.

Май

1 - 2 неделя

«Боевая слава города»

Способствовать формированию представлений детей о прошлом родного края, героях-земляках; содействовать развитию уважения к старшему поколению, любви к малой Родине.

1.Беседы о подвигах людей во время Великой Отечественной войны.  2.Знакомство с героями земляками ВОВ.

3. Посещение мини музея боевой славы.

4.Целевая прогулка к  памятнику Неизвестного солдата .

5.Выставка творческих работ "Спасибо вам за тишину".

6.Конкурс чтецов "День Победы".

7. Экскурсия в историко - художественный музей на тематическую беседу "Мы помним героев"

8. Участие в конкурсе чтецов "День Победы"

Оформление тематической выставки работ «Спасибо вам за тишину».

Экскурсия выходного дня к вечному огню. Возложение цветов.

Совместное творчество детей и родителей "Спасибо вам за тишину».

Помощь в подготовке к конкурсу чтецов "День Победы" Веселов Лев  стихотворение "Дедушкин портрет"

https://www.youtube.com/watch?v=fcM80BTQleY&feature=youtu.be 

Веселова Евгения с песней "В землянке"https://ok.ru/video/2075593607815 

Май

3 - 4 неделя

"Моя Родина - город Семенов"

Способствовать обобщению и систематизации знаний детей о родном городе;  его традициях и обычаях, содействовать развитию уважительного отношения к старшему поколению, к людям прославившим наш город.

1.КВН «Как ты знаешь любимый город».

2.Составление творческого рассказа «Мой родной Семенов»

3.Разгадывание кроссворда по теме «Город».

4.Викторина «Знатоки родного города»

Оформление выставки: "Моя малая Родина - город Семенов"

Совместное творчество детей и родителей "Мой родной край"


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Перспективный план работы по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с родным краем ( подготовительная к школе группа).

Мною разработан перспективный план, в который вошел цикл познавательных занятий по кубановедению, а также занятия продуктивными видами деятельности ( рисование, аппликация, лепка, ручной труд) и развл...

Перспективный план работы по ознакомлению детей младшего дошкольного возраста с блоками Дьенеша

В материале представлен перспективный план игр с блоками Дьенеша с детьми младшего дошкольного возраста и  конспекты игр- путешествий....

перспективный план работы по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с городецкой росписью

данный материал поможет воспитателям групп старшего дошкольного возраста  планомерному ознакомлению с приемами рисования элементов городецкой росписи...

Перспективно- тематический план работы по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с культурой и традициями родного края «Культура и традиции родного края»

В программе воспитания дошкольников России основная позиция отводится знакомству с Отечеством, его традициями, героями. Основа патриотизма закладывается, прежде всего, в любви к своему родному краю....

Перспективный план работы по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста по изобразительному искусству «Красивый Полх-Майдан».

Цель:Познакомить  детей с росписью «Полх-Майдан»;Задачи:Познакомить детей с историей промысла, его ассортиментом через рассматривание картин, игрушек;Развивать умение детей создавать ...

Рабочая программа «Развитие детей старшего дошкольного возраста с целью профилактики школьной дезадаптации» 6-7 лет на 2019- 2020 учебный год.

Цель: психологическая готовность детей к обучению в школе, формирование основ элементарных математических представлений, развитие психических процессов (памяти, внимания, мышления) в соответствии с во...

Мониторинг уровня развития мелкой моторики рук у детей старшего дошкольного возраста по итогам диагностики на середину (промежуточная диагностика) и конец 2019-2020 учебного года

Мониторинг уровня развития мелкой моторики рук у детей старшего дошкольного возраста по итогам диагностики на середину (промежуточная диагностика) и конец 2019-2020 учебного года...