Песочная терапия: "Вред или польза?"
занимательные факты

Халявина Мария Александровна

Игры с песком

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pesochnaya_terapiya.docx602.7 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное

образовательное учреждение детский сад № 29 «Рябинка»

(МБДОУ «Детский сад № 29»)

Песочная терапия: «Вред или польза?»

https://familypass.ru/_upload/blog/83/image2-455.jpg

                                              Подготовила: воспитатель Халявина М.А.

2021г.

   Каждый малыш обожает возиться с песком. Это простое занятие способно повлиять на психологическое состояние ребёнка, что очень важно в период адаптации, когда ребенок переживает сильные эмоции. Это снимает нервное напряжение, стресс, повышенную тревожность, эмоциональную нестабильность, снимает мышечное напряжение, малыш отвлекается. Игры с песком способствуют установлению контакта со взрослым и другими детьми. Игра с песком помогает детям придумывать разные сюжеты, преобразуя их в песочные фигуры или рисунки на песке. Такая игра является важной для детей, благодаря ей они общаются. Игрушки, которые используют в ней, помогают их самовыражению. Песок прекрасный природный материал, который способен принимать формы различных предметов, он обладает сыпучестью и хорошо пропускает воду. Дети перебирают его руками, строят замки, роют тоннели или лепят «куличики». Игра в песок помогает ребенку узнавать его  свойства и учится устанавливать причинно-следственную связь. В процессе развиваются и творческие способности – ребенок придумывает новые образы и делает их из песка.

   Песочная терапия — позволяет развить фантазию ребёнка, нормализовать психоэмоциональное состояние, активировать адаптационные функции в любом возрасте. Песочная терапия развивает психомоторные навыки, пространственное мышление, речь, воображение и творческие способности малыша, кроме того, пробуждает интерес к познанию самого себя и окружающего мира природы. 

Действие песочной терапии комплексное:

   Во – первых, ребенок трогает песок рукамиЭто приятно и полезно, ведь мелкие песчинки стимулируют нервные окончания ладоней, подушечек пальцев. Развивается моторика, головной мозг получает устойчивые сигналы нервных рецепторов в зонах, отвечающих за познание, воспоминания, анализ.

   Во – вторых, песок – сыпучий материал, а потому ребенок творит из него практически подсознательно, рассыпая и собирая его именно так, как «берет рука». Этот факт считается важным для диагностики внутреннего состояния малыша. Доказано, что систематические занятия песочной терапией позволяют ребенку поверить в себя, избавиться от негативных переживаний и воспоминаний, яснее осознать собственную личность, стать более спокойным и уравновешенным, более самостоятельным.

https://www.maam.ru/upload/blogs/detsad-308722-1440170180.jpg

Благодаря играм с песком можно развивать у ребенка следующие навыки:

  1. Двигательные. Ребенок учится насыпать песок в ведерко, банку или бутылку с узким горлышком.
  2. Развивать речевые функции и фонематический слух. Развитие умственных способностей, памяти и внимания.
  3. Развитие мелкой моторики рук. В игре участвует каждый пальчик, что благоприятно скажется на общем развитии ребенка.
  4. Для коррекции дыхания. Песок выступает в качестве средства для упражнений по развитию дыхания.
  5. Коммуникативные.

https://i0.wp.com/detki.guru/wp-content/uploads/2017/01/igry-s-peskom.jpg

Игровые упражнения:

«Дождик» – в этой игре малыш хорошо снимает стресс. Ребёнок пересыпает песок с одной руки на тыльную сторону другой руки.

«Догадайся» – закопать фигурку в песок и попросить малыша угадать, кого именно спрятали в песок. Для облегчения задачи, задавайте наводящие вопросы.

«Морской мир»

Ребенок играет с песком в коробке, создает «морской мир». Педагог дает игрушки на морскую тематику, а также камешки, ракушки, бусинки. С их помощью ребенок выкладывает рыбок, кораблики и придумывает истории.

«Рисование»

Ребенок пальчиками или палочкой рисует различные формы, дорожку. 

«Камень и песок»

Дети высыпают камушки в первую ёмкость с водой (стаканчик, детское ведёрко), а песок во вторую ёмкость и приходят к выводу, что камень тяжелее песка, поскольку он быстрее опускается на дно.

«Сухой песок»

Дети прикасаются ладошками к песку и делятся своими ощущениями (ласковый, тёплый, нежный, мягкий, сыпучий). Педагог предлагает отыскать спрятанные в песочнице игрушки. Вывод: песок легко копается, поэтому в нём удобно что-либо прятать и закапывать сокровища.

Ребята пытаются сформировать пирожки из сухого песка и убеждаются в том, что это сделать очень сложно, поскольку песок рассыпается и не держит форму. Вывод: сухой песок не лепится.

Для коррекции дыхания:

«Ровная дорога»

Взрослый машинкой проводит дорожку по песку. Ребенок должен струей воздуха ее разровнять.

«Картинка под песком»

На стол нужно положить цветную картинку, сверху насыпать песок. Ребенок должен сдуть его с изображения.

Упражнения для знакомства с песком для самых маленьких.

  • Плавные линейные, волнообразные, круговые скольжения ладонями по поверхности песка, как на саночках, коньках, лыжах, машинке.
  • Показать пальчиками, как бегают паучки, скользят и сворачиваются в клубок змейки.
  • Повторить те же скользящие движения рёбрами ладошек и попросить малыша отметить разницу в оттисках, рассказать о своих ощущениях.

Взрослый может задавать наводящие вопросы, например: Какой песок? Тёплый? Сухой? Приятный? Мягкий? и т. д.

  • Набрать песок в кулачки, медленно разжать и высыпать, рассказать, на что это похоже (ручеёк, дождик, ливень и т. д.).
  • «Спрятать» ладошки малыша в песок, а затем с вопросом «где же наши ручки?» радостно «найти» и откопать.
  • Проиграть кончиками пальцев по песку, как по клавиатуре музыкального инструмента.
  • Положить открытую ладошку ребёнка на песок. Взрослый высыпает песок, а малыш с закрытыми глазками прислушивается к своим тактильным ощущениям и указывает, на какой пальчик льётся дождик из песка.

http://cdn2.imgbb.ru/user/69/697945/201408/4b6920444076aee98b1a187561f47787.jpg


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План - конспект занятия в младшей группе "Путешествие к Песочной фее" ( песочная игротерапия)

Игры на песке — одна из форм естественной деятельности ребенка. Именно поэтому мы, взрослые, можем использовать песочницу в развивающих и обучающих занятиях. Строя картины из песка, придумывая р...

«Путешествию в «песочную» сказку. Интеграция песочной терапии и сказкотерапии в работе педагога-психолога.

«Путешествию в «песочную» сказку.Интеграция песочной терапии и сказкотерапии в работе педагога-психолога.Сказка на песке – это прекрасная возможность выразить свое отношение к окружающему миру, справи...

Занятие по песочной терапии для детей раннего возраста на тему "Песочная поляна".

учить детей определять на ощупь свойства песка, активизировать в речи слова шершавый,твёрдый,мягкий....

Конспект непосредственно образовательной деятельности с использованием песочной игротерпии (социализация) в средней группе на тему: «В гостях у Песочной Феи»

Обучающие задачи:Обогащать сенсорный опыт детей, продолжая знакомить со свойствами песка;Совершенствовать умения и навыки практического общения, используя вербальные и невербальные средства.Развивающи...

Программа по песочной терапии "Песочная фантазия"

Песок - загадочный материал. Он обладает способностью завораживать человека – своей податливостью, способностью принимать любые формы, быть сухим и легким, или ускользающим и влажным, или плотным и пл...

КРУГЛЫЙ СТОЛ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ (старшая группа) «Песочная терапия уникальный метод в решении психологических проблем дошкольника. Развитие моторных навыков через песочные сеансы».

КРУГЛЫЙ СТОЛ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ(старшая группа) «Песочная терапия уникальный метод в решении психологических проблем дошкольника. Развитие моторных навыков через песочные сеансы». ФОРМА ПРОВЕДЕНИ...