Здоровьесберегающие игры с песком в работе с детьми дошкольного возраста
статья

Татьяна Ивановна Буракова

Здоровьесберегающие игры с песком в работе с детьми дошкольного возраста

Скачать:


Предварительный просмотр:

Здоровьесберегающие игры с песком в работе с детьми дошкольного возраста

Перед Вами песок. Естественное желание – погрузить в него руки, ощутив прохладу; пропустить его между пальцев, чувствуя при этом тепло собственных рук. Всем нам хорошо знакомый песок кажется абсолютно простым и понятным. Однако на самом деле это удивительный и таинственный материал. И дети, и взрослые могут часами возиться в песке, строить песчаные замки или же просто наблюдать, как он пересыпается с ладони на ладонь. Песок может быть таким разным. Сухой и легкий или тяжелый и влажный он с легкостью способен принять любую форму. В тоже время он такой непостоянный, фигурки из него способны рассыпаться в один миг. Все эти замечательные свойства песка, дающие такой простор для творчества и фантазии, как оказалось можно успешно использовать в терапевтических целях. В России песочные игры получили распространение сравнительно недавно, и имеют несколько имён: «игра в песок», «песочные игры», «пескотерапия», «пескокоррекция». Использование игр с песком в педагогической практике чаще всего рассматривается, как комплексный образовательно – терапевтический подход не только по отношению к нормально развивающимся детям, но и их сверстникам с особенностями развития, такими как нарушение звукопроизношения и др.

Одной из задач ФГОС дошкольного образования является создание благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развития способностей и творческого потенциала каждого ребёнка как субъекта отношений с самим и собой, другими детьми, взрослыми и миром. Песочная игротерапия ценна и тем, что здесь для ребенка создается стимулирующая среда, в которой он чувствует себя комфортно и защищено, именно здесь, в песочнице, дети раскрываются, проявляют свою творческую активность. Игра с песком — это естественная и доступная для каждого ребенка форма деятельности. Ребенок часто словами не может выразить свои переживания, страхи, и тут ему на помощь приходят игры с песком. Проигрывая взволновавшие его ситуации с помощью игрушечных фигурок, создавая картину собственного мира из песка, ребенок освобождается от напряжения. А самое главное — он приобретает бесценный опыт символического разрешения множества жизненных ситуаций, ведь в настоящей сказке все заканчивается хорошо! Перенос традиционных педагогических занятий в песочницу дает больший воспитательный и образовательный эффект, нежели стандартные формы обучения. Описанные в литературе данные и собственные наблюдения доказывают, что незатейливые песочные игры на самом деле обладают колоссальным, оздоравливающим значением для развития психики ребёнка, т.к. песок – природный материал. Именно «диалог» с песком создаёт дополнительный акцент на тактильно-кинестетическую чувствительность и «моторный интеллект» у ребёнка. Существенно повышается мотивация, более интенсивно и гармонично происходит развитие познавательных процессов. А если учесть, что песок обладает замечательными свойствами «заземлять» негативную психическую энергию, то в процессе образовательной работы с детьми гармонизируется их моторное и психо-эмоциональное состояние. Песок – природный материал, который оказывает оздоравливающее влияние на эмоциональное состояние детей и организма в целом.

Влияние песочных игр на развитие детей:

-активизируется познавательный интерес и исследовательская деятельность детей (желание узнать что – то новое, экспериментировать);

-более успешно развивается тактильная чувтвительность как основа «ручного интелекта»;

-гармоничнее и интенсивнее развиваются все познавательные процессы (восприятие, внимание, память, мышление), а также речь и моторика.

Данная концепция песочной терапии даёт возможность творческого поиска. Так, в своей практике я попыталась изучить здоровьесберегающие возможности игр с песком. Цель игр с песком: способствовать развитию познавательно - исследовательской деятельности, творческого потенциала, тактильно-кинестетической чувствительности и мелкой моторики рук детей дошкольного возраста. Что нужно для игры в песок? Песочница – водонепроницаемый деревянный ящик (дерево-природный материал) размером 50×70см., глубиной 8см. Такой размер ящика соответствует полю зрительного восприятия детей, что позволяет визуально охватить его целиком.

Однако в литературе описываются разные и прямоугольные, и квадратные, и даже круглые формы песочниц. Песочные терапевты называют ящик с песком «подносом», для удобства транспортировки могут быть ручки. Чтобы песочница не промокала, на дно кладут орг. – стекло, а стыки промазывают клеем. Внутренняя поверхность окрашивается в синий или голубой цвет. Борта могут быть и другого цвета (зелёного, красного, золотистого и др.). Можно использовать отдельные дощечки – борта, которые легко вставляются в песочницу.

Песочный планшет – специальный стол в виде ящика с подсветкой (сверху - оргстекло, снизу – подсветка).Настольные мини – песочницыиз пластиковых контейнеров. Песок чистый, просеянный, прокалённый, пролитый кипятком. Лучше использовать речной песок. Рекомендуется один раз в месяц, в зависимости от интенсивности использования, просеивать, промывать, прокаливать на солнце или в духовке. Считается, что песок – уникальный природный материал. Если рассматривать песчинки в микроскоп, можно увидеть горсть драгоценных камней. Учитывая, что в песочнице песок энергетически «загрязняется» и в зависимости от интенсивности занятий проводится его гигиеническая обработка – 1раз в 2-3 месяца. Коллекция «песочных игрушек»высотой желательно не более 8-10см. Чем богаче и разнообразнее коллекция, тем лучше.

Содержание её делится на группы:

- люди, куклы – человечки;

-животные: домашние, дикие, доисторические;

-растения: деревья, кусты, цветы;

-здания, дома;

-транспортные средства;

-природный материал: камушки, шишки, стёклышки, ракушки, а также бусы, пуговицы и др.;

-объекты обучающего характера: геометрические фигуры, цифры, буквы, палочки.

Правила для познавательно – исследовательской деятельности с песком:

-у детей не должно быть аллергии на пыль от сухого песка, кожных заболеваний и порезов на руках,

-запрещается намеренно выбрасывать песок из песочницы,

-запрещается бросать песок в других или брать его в рот,

-после игр с песком следует обязательно помыть руки тёплой водой с мылом.

Как Вы уже знаете, тактильная форма ощущений является наиболее древней для человека. Это ощущение, которое мы получаем через кожу: горячее-холодное, сухое - мокрое и др. Кинестетические ощущения возникают у нас, когда мы двигаемся. Они помогают нам узнать насколько удобно мы стоим, сидим и др. Тактильно – кинестетические ощущения непосредственным образом связаны с мыслительными операциями, с их помощью познаётся мир. Поэтому игровые занятия начинаются с развития именно этого вида чувствительности. Дифференциация свойств и качеств песка предполагает зрительно-тактильное обследование и экспериментально – поисковую деятельность с песком, опыты. Сыпучесть песка - «сыпучий – не сыпучий»:

-погладить, определить из чего состоит и рассмотреть под лупой,

-сделать большие и маленькие горки, высокие дорожки и др.,

-сделать из ладошек и формочек песочные часы,

-«сыпучий – не сыпучий»: посыпать сухой и влажный песок,

-рассмотреть и сравнить песчинки сухого и влажного песка,

-сделать постройки из обоих видов песка, какая получилась выше и ровней,

-узнать, почему постройка из сухого песка рассыпалась.

Водопроницаемость песка - «сухой – мокрый»:

-рассмотреть сухой песок, какого он цвета, из чего состоит,

-намочить песок водой, что с ним стало (цвет, состав),

-куда делась вода, как она просочилась в песок, насколько глубоко,

 - сделать постройку из сухого и сырого песка, какая прочнее и почему,

-намочить песок одной каплей воды,

-накапать воду на песок, куда делась вода,

-собрать с песка сырые капли в ладошки,

-намочить песок немножко и много

-опустить песок в прозрачную баночку с водой, размешать, посмотреть, что с ним происходит, растворяется ли, как оседает, какой становится вода,

-нарисовать на сухом песке струёй воды фигуры.

Теплопроводимость песка - «тёплый - холодный»:

-потрогать песок, какой он на ощупь, тёплый или холодный,

-подержать песок долго в зажатой ладошке или ладошку на песке, что с ним произошло и почему,

-положить на песок пластиковую бутылку с горячей и холодной водой, нагрелся ли песок,

-спрятать ручки в холодный и тёплый песок,

-спрятать металлические предметы в тёплый и холодный песок, нагрелись ли охладились ли они,

-намочить песок холодной и горячей водой.

Наиболее успешными в здоровьесберегающем значении оказались следующие игры: «Песочные секретики» - по словесной инструкции пальчиками или ладошкой откапываются картинки, предметы, диски. «Песочные трафареты» – на твёрдую основу в отверстия обычных трафаретов и фигурных линеек засыпается песок. «Песочные штампы» - песок засыпается на твёрдую основу, сверху него кладётся штамп или ладонь и обводится по контуру пальцем.

«Игры с расчёсками» - рисовать расчёской по сухому или сырому песку; сухой песок можно засыпать через зубья расчёски на какой-либо предмет. «Ниткография» - узоры выкладываются на поверхности песка из объёмных ниток, шнурков. «Песочная мозайка» - узоры выкладываются на песке из пуговиц, пластиковых пробок, макарон, камушков, ракушек и др. «Рисование мячиками» - мяч (гладкий или колючий) катать пальчиками или ладошкой по сырому песку. «Песочные часы» - песок засыпается в ёмкости с отверстиями разного диаметра (бутылочки, трубочки).

Ожидаемый результат:

-формирование познавательной активности детей (желание узнать что – то новое, экспериментировать);

-более высокий уровень развития познавательно – исследовательской деятельности, умения экспериментировать и анализировать полученные результаты, сосредотачиваться и доводить начатое дело до конца,

-активизация мелкой моторики и тактильной чувствительности.

Практика работы показывает, что найденные мною приёмы не требуют большой подготовки, удобны, мобильны и дают положительную динамику в реализации поставленной цели. Песочные игры могут быть успешно использованы педагогами в работе с детьми дошкольного возраста.

Используемые источники:

1. Афонькин С.Ю., Рузина М.С. Страна пальчиковых игр. – Москва: Линка – пресс, 1998г.

2. Брязгунов И.П., Касатикова Е.В. Непоседливый ребёнок. – Москва: Издательство института Психотерапии, 2001г.

3. Гаврина С.Е., Кутявина Н.Л. Развиваем руки – чтоб учиться и писать, и красиво рисовать. – Ярославль: Академия развития, 2007г.

4. Дыбина О.В., Рахманова Н.П. Неизведанное рядом. – Москва: Творческий центр «Сфера», 2002г.

5. Зинкевич-Евстигнеева Т.Д., Грабенко Т.М. – Практикум по песочной терапии. – Спб. Издательство «Речь», 2002г.

6. Зинкевич-Евстигнеева Т.Д., Грабенко Т.М. Коррекционные, развивающие и адаптирующие игры. – Спб: «Детство – Пресс», 2002г.

7. Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. Артикуляционная, пальчиковая гимнастика и дыхательно - голосовые упражнения. – Москва: «Издательство ГНОМ и Д», 2001г.

8. Сиротюк А.Л. Синдром дефицита внимания с гиперактивностью. – Москва: Творческий центр «Сфера», 2002г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игры с песком и водой с детьми дошкольного возраста.

Игры с песком и водой в детском саду могут стать неотъемлемой частью воспитательного процесса.  Когда дети играют с песком или другими материалами, то они активно используют руки, что помогает по...

опыт работы на тему: « Использование здоровьесберегающих технологий в физкультурно-оздоровительной работе с детьми дошкольного возраста».

Исходная ситуацияКонцепция модернизации российского образования предусматривает создание условий для повышения качества общего образования и в этих целях, наряду с другими мероприятиями, предполагает ...

"Такая разная игра" использование игр с песком в работе с детьми дошкольного возраста

материал для консультаций и выступления на педагогическом совете...

Консультация "Опыты с водой и песком в работе с детьми дошкольного возраста"

Консультация для педагогов "Опыты с водой и песком в работе с детьми дошкольного возраста". Можно добавить слайды с  обзором уголков экспериментирования по группам, это интересно....

Выступление на тему: "Использование кинетического песка в работе с детьми дошкольного возраста"

Выступление на семенаре с докладом на тему: "Использование кинетического песка в работе с детьми дошкольного возраста"...

«Использование кинетического песка в работе с детьми дошкольного возраста»

Кинетический песок является идеальным материалом, который может воплотить любые образы и замыслы. Все дети любят играть с песком. Для таких игр имеется специальное оборудование: ведерки, лопатки, форм...

Консультация для педагогов «Использование кинетического песка в работе с детьми дошкольного возраста»

Консультация для педагогов«Использование кинетического песка в работе с детьми дошкольного возраста» В последнее время мы часто говорим и слышим об инновационных технологиях в ра...