Отчет работы кружка "Юный исследователь"
опыты и эксперименты

Елена Сергеевна Синичкина

Психологами доказано, что мышление детей дошкольного возраста является наглядно-действенным и наглядно-образным. Следовательно, процесс обучения и воспитания в детском саду в основном должен строиться на методах наглядных и практических. Этот принцип особенно важно соблюдать при осуществлении естественнонаучного и экологического образования.

Понимая значение экспериментирования для развития ребенка, был разработан план кружка «Юный исследователь». Ведущая идея кружка заключается в организации посильной, интересной и адекватной возрасту экспериментально-исследовательской деятельности для формирования естественно-научных представлений дошкольников.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otchet.docx20.23 КБ

Предварительный просмотр:

Отчет работы кружка "Юный исследователь"

в МБДОУ «Инсарский детский сад «Солнышко»

за 2020-2021 учебный год

Подготовил: воспитатель Синичкина Е.С.

Ребёнок – дошкольник  является исследователем, «проявляя живой интерес к разного рода исследовательской деятельности, в частности к элементарному экспериментированию».

Детская экспериментальная деятельность направлена на выработку самостоятельных исследовательских умений, способствует развитию творческих способностей и логического мышления, объединяет знания, полученные в ходе учебно-воспитательного процесса,  и приобщает к конкретным жизненно важным проблемам.

В 2020-2021 учебном году с детьми старшей группы я начала работу по экспериментально-исследовательской деятельности «Юный исследователь».

Прежде, чем начать свою работу я подобрала и изучила необходимую литературу: О.В. Дыбина  « Ознакомление с предметным и социальным окружением», О.А. Соломенникова « Ознакомление с природой». Организация опытно-экспериментальной работы в ДОУ, Организация экспериментальной деятельности дошкольников: Методические рекомендации / под редакцией Л. Н. Прохоровой.

Цель: это способствовать развитию у детей познавательной активности, любознательности, стремления к самостоятельному познанию и размышлению.

Основные задачи, которые я поставила в учебном году заключались в следующем:

•        Сформировать у детей познавательную инициативу, умение сравнивать (различать и объединять) вещи и явления; устанавливать простые связи и отношения между ними, то есть упорядочивать свои представления о мире.

•        Развитие у детей умственных способностей: - развитие мыслительных способностей: анализ, классификация, сравнение, обобщение;

- формирование способов познания путём сенсорного анализа.

•        Социально-личностное развитие каждого ребёнка: развитие коммуникативности, самостоятельности, наблюдательности, элементарного самоконтроля и саморегуляции своих действий.

•        Развитие у детей умений пользоваться приборами - помощниками при проведении игр-экспериментов.

Для реализации опытно-экспериментальной деятельности детей в нашем  детском саду создана мини-лабораторию « Юный исследователь», в которой имеются необходимые инструменты для экспериментирования.

С детьми проводились беседы на тему: « Необходимости и интереса к исследовательской деятельности», об экспериментировании с целью поддержки и развития интереса у ребенка к исследованиям, открытиям. Дети были ознакомлены с необходимым оборудованием и материалами для исследовательской деятельности.

На протяжении всего учебного времени проводила занятия и опыты-эксперименты по темам:

« Можно ли пить талую воду»

« Хитрые семена»

« Ходит капелька по кругу»

« Узнай все о себе, воздушный шарик»

« В мире стекла»

« В мире пластмассы»

« Дерево умеет плавать»

« Сравнение стекла и пластмассы»

« Волшебная вода»

« Воздух невидимка»

В своей работе создавала образовательные ситуации, такие как

 « Спор игрушек»

« На чём полетят человечки»

На протяжении своей исследовательской деятельности использовала дидактические игры:

« Подбери материал для названного предмета»

« Оглянись вокруг»

« Расскажи о предмете»

« Отгадай материал»

« Где спрятался воздух»

« Что из чего будет»

Хочу отметить положительные результаты проведенной работы в этом учебном году.

  •  ребята овладели элементарными сведениями о живой и неживой природе и ее значении в жизни живых существ;
  • познакомились с явлениями природы;
  • получили представление о круговороте воды в природе;
  • уточнили знания о воде, о ее состояниях;
  • познакомились со  свойствами воздуха и его ролью в жизни человека, животных и растений, выяснили способы его обнаружения;
  • познакомились со стеклянной посудой, с процессом ее изготовления;
  • ребята  с удовольствием высказывали предположения и вместе со мной учились делать выводы.

Добиться положительных результатов помогло тесное взаимодействие с родителями воспитанников. Было проведено анкетирование родителей. Целью, которого было: выявить отношение родителей к экспериментальной деятельности детей. Качественный анализ полученных ответов показал, что родители положительно относятся к интересу детей заниматься экспериментированием, и понимают, что роль детского экспериментирования занимает в развитии ребёнка не последнее место.

В течение года с родителями было проведено:

- Консультация на тему: «Развитие познавательных способностей через опытно – экспериментальную деятельность при ознакомлении с окружающим миром».

- Тематическая беседа: «Роль семьи в развитии поисково – исследовательской активности ребёнка».

- Памятка: «Как поддержать интерес детей к познавательному экспериментированию».

- Анкетирование.

Так же проводилась работа с педагогами нашего детского сада:

- Выступление на педсовете на тему: «Развитие познавательной активности дошкольников в процессе экспериментирования».

Считаю, что использование детского экспериментирования в дошкольном возрасте является эффективным и необходимым методом развития у детей навыков исследовательской деятельности, познавательного интереса, увеличения объёма знаний, умений и навыков.

Для себя я поставила цель на будущее продолжать работу и изучить следующую литературу: Е.А.Мартынова, И.М.Сучкова « Организация опытно-экспериментальной деятельности детей 2-7 лет», О.В.Дыбина, Е.А.Сидякина, А.Ю.Кузина, С.Е.Анфисова, Л.В.Бадул « Познавательное развитие детей в дошкольной образовательной организации ( по ФГОС)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа кружковой работы "Мы исследователи"

Формирование у детей старшего дошкольного возраста навыков исследовательской деятельности в процессе кружковой работы....

Перспективное планирование кружковой работы "Юные исследователи"

План работы экспериментальной деятельности....

Перспективный план кружковой работы «Юные исследователи»

Дети очень любопытны, им всегда надо что - то исследовать, поэтому они любят посещать мой кружок "Юные исследователи"...

Конкурс исследовательских работ «Я – исследователь!». Исследовательская работа «Яйцо в солёной воде»

[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"18574053","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"341","width":"480"}}]]Исследовательская работа   «Яйцо в солёной вод...

Из опыта работы «Подготовка детей к конкурсу исследовательских работ «Маленькие исследователи»

Организация исследоватенльской деятельности старших дошкольников. Подготовка детей к участию в детских научно - практических конференциях....

Отчет кружковой работы "Я - исследователь" в подготовительной группе

Ребёнок – дошкольник является исследователем, проявляя живой интерес к разного рода исследовательской деятельности, в частности к элементарному экспериментированию....

Отчет работы кружка «Маленькие исследователи»

 Ребёнок – исследователь по своей природе. Наша задача – помочь детям сохранить исследовательскую активность как основу для таких важных процессов как самообучение, самовоспита...