практическая работа
картотека

Субботина Олеся Анатольевна

практическая работа

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл prakticheskaya_rabota_no23.docx703.92 КБ

Предварительный просмотр:

государственное бюджетное учреждение

Калининградской области

профессиональная образовательная организация

«Педагогический колледж»

Практическая работа № 23.

«Игры с правилами, направленные на интеллектуальное развитие детей».

Выполнила студентка

4-го курса гр. 43-дошк. о/з

Субботина Олеся Анатольевна

                                           

г. Черняховск 2021 г.

Тема: Психолого-педагогическая интерпретация становления и развития игр с правилами на разных возрастных этапах. 5ч

Цель: рассмотреть игры с правилами, направленные на интеллектуальное развитие детей.

План

-актуализировать знания об особенностях интеллектуального развития дошкольников

-подобрать примеры игр для разного детского возраста, сделать методический анализ

Самостоятельная работа: подберите самостоятельно игровой материал к теме, оформите в методической копилке или в виде презентации в электронном варианте.

Дошкольное детство – это период интеллектуального развития всех психических процессов, которые обеспечивают ребенку возможность ознакомления с окружающей действительностью. Ребенок учится воспринимать, думать, говорить; он овладевает многими способами действия с предметами, усваивает определенные правила и начинает управлять собой. Все это предполагает работу памяти. Роль памяти в развитии ребенка огромна. Усвоение знаний об окружающем мире и о самом себе, приобретение умений и навыков, привычек – все это связано с работой памяти. Особенно большие требования к памяти ребенка предъявляет школьное обучение.

Современная психология утверждает, что интеллектуальный потенциал детей генетически обусловлен и что многие люди имеют шансы на достижение лишь среднего уровня интеллекта. Конечно, наши возможности в развитии не безграничны. Но практика показывает, что, если использовать даже «средние» интеллектуальные способности хотя бы немного эффективнее, результаты превосходят все ожидания.

Интеллектуальные игры способствуют развитию памяти детей, переключению с одного вида деятельности на другой, развитию умения слушать и слышать других, понимать и воспринимать другие точки зрения.

Игры с правилами, направленные на интеллектуальное развитие детей.

«Угадай, что спрятано»

В этой игре, от ребенка потребуется умение представлять предметы по их словесному описанию, и самому давать описание разных предметов. Спрячьте какую - нибудь  игрушку и опишите ребенку её внешний вид, например: «Желтого цвета, туловище круглое, голова круглая, клюв острый» (цыпленок). Если ребенок догадывается, вы отдаете ему спрятанный предмет. Следующий прятать и описывать предмет будет ребенок. Игру можно разнообразить, пряча предметы в «чудесный мешочек» и предлагая ребенку, после того как он отгадает, найти загаданный предмет на ощупь.

«Пары картинок»

Подберите 7 – 8 пар картинок, связанных друг с другом по смыслу. Разложите их попарно перед ребенком. Например, картинка, на которой нарисовано дерево, кладется рядом с изображением леса, а изображение дома рядом с изображением окна. В принципе возможны любые взаимосвязи предметов.

   Предложите ребенку внимательно рассмотреть все рисунки и постараться запомнить как можно больше картинок из правого ряда. Через 1-2 минуты уберите картинки из правого ряда, оставив нетронутым левый ряд. Попросите ребенка, чтобы он, глядя на оставшиеся картинки, назвал те, которые убраны.

   Если малыш затрудняется установить смысловые связи  между картинками, помогите ему на 1-2 примерах. Игру можно усложнить, постепенно увеличивая количество пар картинок, сокращая время их рассматривания,  или, отдаляя связи между ними  (например, если сначала для запоминания картинки с изображением девочки предлагается картинка с бантиком, то затем для запоминания этой же картинки можно предложить картинку с изображением леса). Так постепенно ребенок будет учиться устанавливать все более сложные смысловые связи и таким образом развивать свою память.

 

«Четвертый лишний»

Прочитайте ребенку серию слов. Каждая серия состоит из четырех слов. Три слова объединены по общему для них признаку, а одно слово отличается от них и должно быть исключено.

Предложите определить слово, которое является «лишним».

Яблоко, слива, огурец, груша.

Ложка, тарелка, кастрюля, сумка.

Платье, свитер, рубашка, шапка.

Береза, дуб, земляника, сосна.

Мыло, зубная паста, метла, шампунь.

Хлеб, молоко, творог, сметана.

Час, минута, лето, секунда.

Ласточка, ворона, курица, сорока.

«Закончи слово»

Вы будете начинать слово, произнося первый слог, а ребенок – его заканчивать.

«Отгадай, что я хочу сказать»

Предлагается 10 слогов: по-, за-, на-, ми-, му-, до-, че-, пры-, ку-, зо-.

Если ребенок легко и быстро справляется с заданием, то предложите ему придумывать не одно слово, а столько, сколько сможет.

Например: по-лет, по-лотенце, по-душка

«Назови слово»

(способствует развитию гибкости ума)

Предложите ребенку называть как можно больше слов, обозначающих какое-либо понятие.

Назови слова, обозначающие деревья (береза, сосна, ель, рябина, осина…)

Назови слова, обозначающие домашних животных.

Назови слова, обозначающие зверей.

Назови слова, обозначающие овощи.

Назови слова, обозначающие фрукты.

Назови слова, обозначающие транспорт.

Назови слова, относящиеся к спорту.

Назови слова, обозначающие наземный транспорт.

Варианты заданий вы можете подбирать по своему усмотрению. Если ребенок ошибся и неправильно назвал слово, то необходимо обсудить его ошибку и исправить ее.

«Как это можно использовать»

Предложите ребенку: «Я буду говорить слова, ты тоже говори, но только наоборот. Например: большой – маленький».

Можно использовать следующие пары слов:

Веселый – грустныйhello_html_m486eb7fc.png

Быстрый – медленный

Пустой – полный

Худой – толстый

Умный – глупый

Тяжелый – легкий

Храбрый – трусливый

Твердый – мягкий

Шершавый – гладкий

«Бывает – не бывает»

Для игры вам понадобится мяч.

Вы называете какую-нибудь ситуацию и бросаете ребенку мяч. Ребенок должен поймать мяч в том случае, если названная ситуация бывает, а если нет, то ловить мяч не нужно.

Ситуации можно предлагать разные:

Папа ушел на работу.

Поезд летит по небу.

Человек вьет гнездо.

Почтальон принес письмо.

Яблоко соленое.

Дом пошел гулять.

Волк бродит по лесу.

На дереве выросли шишки.

Кошка гуляет по крыше.

Собака гуляет по крыше.

Девочка рисует домик.

Лодка плавает по небу.

Ночью светит солнце.

Зимой идет снег.

Зимой гремит гром.

Рыба поет песни.

Ветер качает деревья

«Угадай по описанию»

Взрослый предлагает угадать, о чем (о каком овоще, животном, игрушке) он говорит и дает описание этого предмета.

Например: это овощ, он красный, сочный.(Помидор)

Если ребенок затрудняется с ответом, перед ним выкладывают картинки с различными овощами. Ребенок находит нужное изображение.

«Кто кем будет»

Взрослый показывает или называет предметы и явления, а ребенок должен ответить на вопрос: «Как они изменятся, кем будут?»

Кем (чем) будет: яйцо, цыпленок, семечко, гусеница, мука, деревянная доска, кирпич, ткань.

Может существовать несколько ответов на один вопрос. Необходимо поощрять ребенка за несколько правильных ответов

«Что внутри?»

Ведущий этой игры называет предмет или место, а ребенок в ответ называет что-то или кого-то, что может быть внутри названного предмета или места.

Например:

дом – стол;

шкаф – свитер;

холодильник – кефир;

тумбочка – книжка

кастрюля – суп;

дупло – белка;

улей – пчелы;

нора – лиса;

автобус – пассажиры;

корабль – матросы;

больница – врачи,

магазин – покупатели.

Собираясь на прогулку, возьмите с собой мяч. Он вам понадобится для проведения игры

«Отвечай быстро»

Взрослый бросает ребенку мяч, называет цвет. Ребенок, возвращая мяч, должен постараться быстро назвать предмет этого цвета.

Можно называть не только цвет, но и любое качество (вкус, форму) предмета.

Вечером, в спокойной домашней остановке проведите игру

«Придумай название»

Для нее необходимо подготовить несколько небольших детских стихотворений. Прочитайте ребенку стихотворение, не называя заголовка. Предложите ему самому придумать каждому стихотворению какое-то название. Эта игра научит ребенка обобщать и выделять главную мысль в стихотворении. Часто дети придумывают даже более удачные названия, чем авторские.

Методический анализ.

Для ребят дошкольного возраста игра имеет исключительное значение: игра для них - учеба, труд, серьезная форма воспитания, способ познания окружающего мира.

Руководя игрой, организуя жизнь  детей в игре, воспитатель воздействует на все стороны развития личности ребенка: на чувства, на сознание, на волю.

Игры, способствующие развитию восприятия, внимания, памяти, мышления, творческих способностей, направлены на умственное  

развитие дошкольника в целом.

Развитие интеллекта - это целенаправленный и организованный процесс передачи и усвоения знаний, приемов, и способов умственной деятельности. Интеллектуальное развитие рассматривается в качестве главного условия сохранения индивидуального в детях, так как именно разум и воображение позволяют им строить осмысленную картину мира и осознавать свое  место в нем.  Специфика содержания образования позволяет детям в образной форме воспринимать общие связи и отношения, объективно существующие в окружающем мире : качество - количество, пространство - время, целое - часть, последовательность.

Важное значение отводится моделированию скрытых отношений и связей форме наглядных образов, отражающих общее в единичном.

Формированию у детей интеллектуальных умений и навыков предоставляют возможность использование разнообразных игр, способствующие развитию восприятия, внимания, памяти, мышления.

Многообразие занимательного материала - игр, задач, головоломок - дает основание для их классификации, классифицировать можно по разным признакам: по содержанию и значению, характеру мыслительных операций, а также по направленности на развитие тех или иных умений.

Условно выделяют три основные группы: развлечения, математические игры и задачи, развивающие (дидактические) игры и упражнения. Основанием для выделения таких групп является характер и назначение материала того или иного вида.

Развлечения: загадки, задачи-шутки, ребусы, кроссворды, головоломки, математические квадраты, математические фокусы.

Математические игры и задачи: игры на плоскостное моделирование («Танграм», «Волшебный круг», «Колумбово яйцо», «Листик», «Сложи узор», «Сложи квадрат», «Пентамино»);

Игры на моделирование из объемных фигур: «Кубики и цвет», «Кирпичики», «Кубики - Рубики »;

Игры на перестройку фигур и передвижение их: «Поменяй местами», «Сделай так же», «15», «Составь картинку»;

Игры на построение фигур с использованием спичек, счетных палочек, шнуров, ниток;

Развивающие упражнения: игры с блоками на включение и нахождение, шашки, шахматы, словесные игры, с наглядным материалом, «Логические кубики», «Лото», «Домино»;

Исходя из классификации занимательного материала, можно выделить следующие необходимые средства реализации:

-игры шашечного хода

-шашки, шахматы

-головоломки

-разнообразное лото

-рамки вкладыши

-Блоки Дьенеша

-Палочки Кьюзенера

-игры на классификацию

-мозаики

-строительные наборы

-игры на составление узоров

-лабиринты

-игры на составления целого из частей, на воссоздание фигур

-игры для ориентировки на листе бумаги

-игры на передвижение

-настольно-печатные игры

-занимательные вопросы, загадки, считалки, стихи - шутки, задачи- шутки, головоломки

-математические сказки.

Игровой материал для игр.

Блоки Деньеша своими руками.

Игровой квадрат Воскобовича.

Игра по математике.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей старших групп с элементами практической работы «Как преодолеть детские страхи»

Цель консультации: Предоставить информацию родителям о причинах, возрастных особенностях проявления страхов и простых способах коррекции детских страхов....

Лекция с элементами практической работы для родителей воспитанников средних групп «Деструктивное поведение ребёнка: способы коррекции в семье».

Цель: Психологическое просвещение, помощь в определении дальнейших стратегий воспитания в семье.План лекции:Вводая часть1.     Проявление и причины деструктивизма в младшем и...

Практическая работа педагога-дефектолога по формированию познавательной активности у детей с задержкой психического развития посредством исследовательской деятельности

Познавательная активность является залогом успешной деятельности детей. Она способствует развитию самостоятельных действий, направленных на поиски адекватных способов решения, подбора материалов и сре...

Статья "Использование компьютерных игр в практической работе логопеда на примере МБДОУ «Детский сад № 85» г. Бийска"

В статье описано практическое применение обучающих компьютерных игр в работе учителя-логопеда с детьми старшего возраста с ОНР.   Статья  опубликована с сборнике материалы Всеросс...

Традиционные музыкальные (народные) игры (для практической работы воспитателей)

Игра оказывает на ребенка эмоциональное воздействие, увлекает его, вызывает интерес к деятельности. Это обстоятельство усиливается воздействием на ребенка различных видов искусства – слова, музыки, та...

Эксперементально - практическая работа с детьми раннего возраста по формированию культурно – гигиенических навыков.

Выпускная квалификационная работа, выполнена на тему "Общение педагога с детьми как условие развития культурно-гигиенических навыков у детей раннего возраста". Данная тема является актуально...

Научно-практическая работа "Священная роща Агинского дацана"

В данной работе проведены исследования, с целью выявить видовой состав и оценить степень загрязнения воздуха по состоянию хвои и лишайников, растущих на деревьях соснового бора «Священная роща» Агинск...