Программа работа с родителями (законными представителями).
рабочая программа

Егорченкова Наталья Николаевна

Формировать сотрудничества между семьями и педагогами дошкольного образования, создание атмосферы доверия иличностного успеха в совместной деятельности, не ущемляя интересов друг друга и объединяя усилия для достижения высоких результатов.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад № 1 г.Вязьмы Смоленской области

Принята на заседании  

педагогического совета

МБДОУ д/с № 1 г.Вязьмы Смоленской области

Протокол «№1 от 30.08.2017

Согласована с Советом родителей (законных представителей) воспитанников (протокол

№ 1 от 26.08.2017

УТВЕРЖДЕНО

приказом

заведующего от 30.08.2017

№ 78/01-09




ПРОГРАММА

работы с родителями

(законными представителями)

МБДОУ д/с № 1

г.Вязьмы Смоленской области

«Воспитываем вместе»





Воспитатель: Егорченкова Н.Н.






Содержание программы:

Паспорт программы

Пояснительная записка

Актуальность

Цели, задачи программы

Этапы реализации программы

Ожидаемые результаты

Механизмы реализации программы

Результативность

Выводы

Список литературы















Паспорт программы

Наименование учреждения

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №1 г.Вязьмы Смоленской области

Наименование

программы

«Воспитываем вместе» по взаимодействию  с родителями(законными представителями)воспитанников.

Автор

программы

Егорченкова Наталья Николаевна, воспитатель

Нормативно-правовые документы для разработки

Программы

1.Конвенция ООН о правах ребенка;

2.Закон РФ «Об образовании»;

3.Национальная доктрина образования Российской Федерации;

4.Федеральный Государственный Образовательный Стандарт     дошкольного образования;

5.Семейный кодекс Российской Федерации;

6.Устав МБДОУ детского сада №1

7.Основная образовательная программа дошкольного образования ДОУ, приведенная в соответствии с ФГОС ДО.

1. Пояснительная записка

Сегодня, как никогда прежде, сопряжены государственные, представленные деятельностью образовательных учреждений, и семейные стороны воспитания. Социальное партнёрство педагоги – дети – родители есть стратегическая связь, обусловленная равностью миссии (ст. 58 Конституции РФ) и равностью ответственности (Закон РФ «Об образовании) перед государством за воспитание будущего поколения. В Федеральном государственном образовательном стандарте СЕМЬЯ обозначена как базовая национальная ценность.

Важнейшим требованием развития общества к воспитанию подрастающего поколения в современной социокультурной ситуации является повышение роли семьи в воспитании и в снижении социальной напряжённости в обществе. Социокультурная обусловленность воспитания предполагает признание права родителей стать полноправными партнёрами педагогов в воспитании детей и их права на специальные психолого-педагогические знания.

В современных социальных условиях, когда родители отчуждены от своих детей и полностью поглощены социально-бытовыми проблемами, когда дети предоставлены самим себе, приобретает особую актуальность проблема приобщения родителей к формированию личности ребёнка.

Проблема приобщения родителей к формированию личности ребёнка приобретает особую актуальность в современных условиях и подчеркивается Концепцией духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. Семья – одна из необходимых и основных ступеней бытия человека. Именно в семье происходит первичная социализация ребёнка, приобретаются навыки взаимодействия и общения с людьми, формируются образ «Я» и самооценка, самостоятельность и ответственность, а также многое другое, что закладывает фундамент полноценного развития личности.

Таким образом, необходимость  просвещения родителей обусловлена рядом причин:

  • потребностями современного общества, характерной особенностью которого является изменение социокультурной ситуации (необходимость обеспечения взаимодействий семьи, дошкольного учрждения и  школы в процессе формирования ценностных ориентиров у подрастающего поколения);
  • инновационным отечественным и зарубежным опытом обновления воспитания подрастающего поколения нового столетия;
  • открытостью современного педагогического сообщества (родительского в том числе) обществу, прошлому опыту, инновациям.
  • Современная ситуация в обществе требует создания новой, более эффективной системы социально-педагогического сопровождения семьи. Организация такого процесса требует глубокого осмысления сущности происходящих изменений, согласования позиций, выработки концепции, принимаемой педагогическим и родительским сообществом. Для этого необходима соответствующая система условий, стимулирующая родителей к собственному психолого-педагогическому образованию, повышению педагогической культуры, связанной:
  • с запросами и потребностями развивающейся личности ребёнка (дошкольника);
  • со спецификой процесса его личностного становления и профессионального самоопределения;
  • с опорой на предшествующий опыт родителей и процесс их психолого-педагогического просвещения.
  • Программа «Воспитываем вместе» направлена на активизацию родителей к совместной работе в группе, обогащение педагогического опыта по воспитанию детей.
  • Для успешной реализации программы «Воспитываем вместе» детский сад располагает необходимыми ресурсами, такими как:
  • - квалифицированные воспитатели и специалисты;
  • - оборудованная группа;
  • - музыкально-спортивный зал;
  • -методические и дидактические материалы для организации совместной деятельности;
  • - современные технические средства (проектор, экран, компьютер, видеотека, DVD-плеер, телевизор).

Ценность программы состоит в наличии теоретического и практического материала, направленного на повышение педагогической культуры родителей и установление доверительных контактов между семьей и детским садом через внедрение нетрадиционных форм организации общения.

2.Актуальность

Федеральный закон «Об утверждении федеральной программы развития образования» (2000г) обязывает работников дошкольного образования развивать разнообразные формы взаимодействия с семьями воспитанников, так как система образования должна быть ориентирована не только на задания со стороны государства, но и на общественный образовательный спрос, на реальные потребности потребителей образовательных услуг («Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года).

Настоящая программа разработана для того, чтобы повысить педагогический статус семьи в воспитании ребенка. В процессе формирования у родителей активной позиции в воспитании ребенка, важное значение отводится обучению разнообразным формам взаимодействия с ним, наблюдению и оценки его реакции и поведения.

Взаимодействие с родителями строится на личностно-ориентированном подходе, т.е. с учетом их жизненного опыта (не только опыта познания, но и общения). Чтобы позитивно влиять на желания той или иной семьи, участвовать в педагогическом процессе, педагог должен хорошо знать всех родителей своей группы и учитывать индивидуальные особенности не только разных семей, но и членов каждой семьи.

Расчет на положительные качества родителей и их сильные стороны предопределяет успех в работе. По мере развития взаимоотношений крепнет доверие, и родители приобретают определенные полномочия, используя те возможности и средства, которые необходимы для воспитания ребенка.

Отношения «воспитатель-родитель» основаны на принципах сотрудничества и свободы выбора. Сотрудничество с родителями не должно быть ограничено только педагогической пропагандой, при которой семья рассматривается лишь объектом воздействия, а возможности семейного воспитания не используются в полной мере. Принципиально важными являются привлечение родителей к участию в деятельности образовательного учреждения, активизации их педагогического самообразования, консультативная поддержка семьи, содействие гармонизации детско-родительских отношений.

Новая философия взаимодействия семьи и ДОУ требует иных линий отношений, направленных на признание приоритета семейного воспитания. Новизна этих отношений определяется понятиями «сотрудничество» и «взаимодействие». Сотрудничество – это общее «на равных», где никому не принадлежит привилегия указывать, оценивать.

Поэтому каждый педагогический коллектив, работая по той или иной программе, ищет новые формы и методы работы с семьей.

При тесном контакте со взрослыми, в первую очередь ответственными за жизнь и здоровье своих детей, выявляется, что многие из них занимают деструктивную позицию во взаимоотношениях с ребенком, поэтому их воспитательные методы не приводят к эффективному завершению. Причинами подобного родительского поведения, на мой  взгляд, являются:

  • неумение взрослых слушать и быть внимательными друг к другу;
  • педагогическая и психологическая неграмотность;
  •        нежелание менять свои эгоистические позиции в актуальных вопросах воспитания;
  • нерешенные личные проблемы, мешающие полноценному развитию ребенка.

Дискуссии, ролевые игры, творческие задания помогают понять, насколько важно помимо безусловной любви к ребенку иметь знания:

  • основных возрастных особенностей детей и тех проблем, с которыми чаще сталкиваются родители, общаясь с ребенком;
  • правил основных игр для родителей и детей, имеющих в своей основе психокоррекционные принципы;
  • как поступать в критических ситуациях.

Так была создана программа «Воспитываем вместе».

3.Цель работы с родителями

Формирование сотрудничества между семьей и педагогами дошкольного образования, создание атмосферы доверия и личностного успеха в совместной деятельности, не ущемляя  интересов друг друга и объединяя усилия для достижения высоких результатов. Совместный поиск положительных опор в качествах личности ребенка.

4.Задачи программы

  • Создание условий для благоприятного климата взаимодействия с родителями.
  • Достижение необходимого уровня взаимодействия детского сада и семьи.
  • Переход родителей от роли пассивных наблюдателей к активному участию в сотрудничестве с ДОУ.
  • Практическая работа по использованию традиционных и новых форм взаимодействия с семьей с целью вовлечения родителей в педагогический процесс, обучение их методам и приемам взаимодействия с ребенком в домашних условиях.
  • Активизация и обогащение воспитательных умений родителей
  • Формирование  позитивных  форм общения.
  • Установление сотруднических отношений с родителями. Совместный поиск положительных опор в качествах личности ребенка.

5.Срок реализации программы

Сентябрь 2017 г. по май 2020 г.

6.Этапы

1 этап – Организационный (2017)

2 этап – Основной (2018-2019 )

3 этап – Аналитический (2020)

7.Принципы программы

  • -Принцип открытости и понимания целей и задач воспитательно-образовательного процесса;
  • -Принцип партнерской позиции воспитателей по отношению к семье и ее членам;
  • -Принцип установки на развитие позитивного воспитательного потенциала семьи, ее способности к самопомощи и самоорганизации;
  • -Принцип доброжелательного и безоценочного отношения к каждому члену семьи, создание спокойной и комфортной обстановки во время встреч;
  • -Принцип разграничения личных и профессиональных отношений;
  • -Принцип научности;
  • -Принцип конфиденциальности.

8.Участники программы

Воспитанники, педагоги, родители, семьи детей посещающих ДОУ

9.Ожидаемые результаты

Результатами реализации программы могут стать: 

  • -повышение родительской компетентности в вопросах благополучного воспитания и развития своего ребенка;
  • -осознание родителями значимости своей педагогической деятельности, актуализация позиции родителей, которая способна оказать влияние на формирование личности ребенка предшкольного возраста;
  • -объединение интересов семьи и ДОУ в вопросах обучения, воспитания и развития детей дошкольного возраста;
  • -создание условий для успешной социализации детей в школе; повышение педагогической культуры родителей и воспитателей;
  • -рост посещаемости родителями, другими членами семьи, участвующими в воспитании ребёнка, мероприятий по педагогическому просвещению;
  • -выражение родителями обоснованного мнения о развитии ребёнка в детском саду, наличие конструктивных предложений к педагогам и администрации ДОУ.
  • - активизация традиционных и внедрение новых форм взаимодействия с семьей;
  • - повышение уровня родительской мотивации к участию в воспитательно-образовательном процессе; 
  • -умение моделировать взаимодействие с семьей, через использование разнообразных форм и методов работы.

10.Этапы реализации программы

Организация и проведение мероприятий по программе осуществляется в три этапа:

Этап I «Организационный» (1 месяц)

Цель: создание условий и подбор средств, ресурсов для эффективной реализации программы.

На данном этапе:

  • подбор и изучение методической литературы по теме;
  • планируется и подбирается тематика мероприятий с детьми и родителями на основе анкетирования;
  • разрабатываются конспекты мероприятий, индивидуальных консультаций на актуальную тематику;
  • подбираются видеоматериалы, презентации, фотоматериалы;
  • определяются места проведения мероприятий;
  • продумывается техническое оснащение мероприятий;
  • изготавливаются наглядный и раздаточный материалы информационно - просветительской направленности (памятки, буклеты).

Этап II «Основной» (19 месяцев)

Цель: реализация программных мероприятий.

Этап III «Аналитический» (2 месяца)

Цель: анализ деятельности специалистов, осуществляющих реализацию программных мероприятий; определение эффективности реализации программы посредством анализа; планирование и корректирование плана мероприятий на следующий год с учетом выявленных проблем и пожеланий участников.

                                     11. Структура программы

Содержание программы реализуется через перспективное планирование, место реализации программы – детский сад. Общеизвестно, что взаимодействие педагога с родителями — достаточно сложный процесс, и он требует специальной подготовки воспитателей по нескольким направлениям.

Для того чтобы спланировать работу с родителями, необходим социально-педагогический мониторинг семьи. Научно обоснованная система периодического сбора, обобщения и анализа социально-педагогической информации о процессах, протекающих в ДОУ и семье, и принятие на этой основе стратегических и тактических решений.

Основные принципы мониторинга: достоверность, полнота, системность информации; оперативность получения сведений и их систематическая актуализация; сопоставимость получаемых данных. Сущность социально-педагогического мониторинга семьи состоит в комплексном использовании всех источников данных о процессах и событиях семейной жизни, как носящих естественный характер (информация, предлагаемая членами семьи по собственной инициативе; непосредственное и опосредованное наблюдение, так и полученных в ходе специально организованного исследования, опрос, анкетирование, метод экспертных оценок, биографический метод, психологические методики на выявление показателей внутрисемейных отношений и т.д.). И на основе систематизированного сбора информации и полученных результатов выстроить работу с родителями, сделать ее эффективной, подобрать интересные формы взаимодействия с семьей.

В группах знакомство с семьей, с ее традициями проходят через оформляемые стенды, где вывешиваются фотографии членов семей воспитанников. Дети очень гордятся своей семьей и с удовольствием рассказывают о своих родителях   Знакомство родителей с детским садом проходит с помощью визитных карточек групп и детского сада. Все это позволяет вызвать у родителей доверительное отношение к детскому саду, воспитателям правильно планировать беседы с родителями, выявлять проблемы семейного воспитания, узнать родословную, а также целенаправленно оказывать необходимую педагогическую помощь.

12.Характеристика родителей воспитанников, посещающих детский сад

Первая группа — родители, которые занимаются построением своей карьеры, имеющие полный рабочий день, некоторые из них не нормированный рабочий день, очень занятые на работе, как мать, так и отец. Этим родителям - детский сад просто жизненно необходим. Но, несмотря на это, они ждут от детского сада не только хорошего присмотра и ухода за ребенком, но и полноценного развития, оздоровления, обучения и воспитания, организации интересного досуга. Эта родительская группа вряд ли сможет в силу занятости активно посещать консультации, семинары, тренинги. Но при правильной организации взаимодействия они с удовольствием дома изготовят вместе с ребенком семейную работу на конкурс, подберут фотографии на выставку, в удобное для них время примут участие в заранее объявленных мероприятиях, например, в веселых стартах или субботнике.

Вторая группа — это родители с удобным рабочим графиком, неработающими бабушками и дедушками. Дети из таких семей могли бы не посещать детский сад, но родители не хотят лишать ребенка полноценного общения, игр со сверстниками, развития и обучения. Задача педагогов — не допустить, чтобы эта родительская группа оставалась на позиции пассивного наблюдателя, активизировать их педагогические умения, вовлечь в работу детского сада.

Третья группа — это семьи с неработающими мамами. Эти родители тоже ждут от детского сада интересного общения со сверстниками, получения навыков поведения в коллективе, соблюдения правильного режима дня, обучения и развития. Задача воспитателя - выделить из этой родительской группы энергичных мам, которые станут членами родительских комитетов и активными помощниками воспитателей. На эту родительскую группу воспитателю необходимо опираться в подготовке родительских собраний, проведении праздников, конкурсов, выставок и т.п.

13.Направления работы по вовлечению родителей в совместную деятельность ДОУ

Формы общения педагога  с родителями воспитанников.

В основу программы положена модель взаимодействия воспитателя с семьей на равных. Содержание работы с родителями реализуется через разнообразные формы. Главное – донести до родителей знания. Существуют традиционные и нетрадиционные формы общения педагогов с родителями дошкольников, суть которых – обогатить их педагогические знания.

Традиционные формы подразделяются на коллективные, индивидуальные и наглядно-информационные.

К коллективным формам относятся родительские собрания, конференции, «Круглые столы» и др. Групповые родительские собрания – это действенная форма работы воспитателей с коллективом родителей, форма организованного ознакомления их с задачами, содержанием и методами воспитания детей в условиях детского сада и семьи.

К индивидуальным формам относятся педагогические беседы с родителями; это одна из наиболее доступных форм установления связи с семьей. Беседа может быть как самостоятельной формой, так и применяться в сочетании с другими, например посещение семьи. Особенность беседы – активное участие и воспитателя и родителей.

Наглядно – информационные методы знакомят родителей с условиями, задачами, содержанием и методами воспитания детей, способствуют преодолению поверхностного суждения о роли детского сада, оказывают практическую помощь семье. К ним относятся видеофрагменты организации различных видов деятельности, режимных моментов, занятий; фотографии, выставки детских работ, стенды, ширмы, папки-передвижки.

В настоящее время особой популярностью как у педагогов, так и у родителей пользуются нетрадиционные формы общения с родителями. Они построены по типу развлекательных программ и игр и направлены на установление неформальных контактов с родителями, привлечение их внимания к детскому саду. Родители лучше узнают своего ребенка, поскольку видят его в другой, новой для себя обстановке, сближаются с педагогами.

В настоящее время практикой накоплено многообразие нетрадиционных форм, но они еще недостаточно изучены и обобщены. Можно выделить четыре направления по вовлечению родителей в совместную педагогическую деятельность по воспитанию детей.

а. Информационно – аналитическое направление.

Цель: изучение семьи ребенка, выяснение образовательных потребностей родителей, установление контакта с ее членами для согласования воспитательного воздействия на ребенка.

Формы работы:

- анкетирование, опрос

Цель: изучение статуса семьи, выяснение условий воспитания и воспитательно-педагогических потребностей родителей.

- Беседа

Цель: оказать родителям своевременную помощь по тому или иному вопросу воспитания, способствовать достижению единой точки зрения по этим вопросам, создавать доверительные отношения с родителями.

Методы работы:

- обсуждение общего состояния развития ребенка;

- разъяснение конкретных мер оказания родителям помощи и объяснение необходимости участия их в общей системе педагогической работы;

- обсуждение проблем родителей, их отношение к трудностям ребенка.

В ходе беседы и опроса исключается прямая или косвенная критика действий родителей, сомнения в их педагогической компетентности.

Содержание беседы должно быть лаконичное, значимое для родителей, преподноситься таким образом, чтобы побудить собеседников к высказываниям.

Педагог должен уметь не только говорить, но и слушать родителей, выражать свою заинтересованность, доброжелательность. Получив реальную картину, на основе собранных данных, происходит анализ особенностей структуры родственных связей каждого ребенка, специфика семьи и семейного воспитания дошкольника, вырабатывается тактика общения с каждым родителем. Это поможет лучше ориентироваться в педагогических потребностях каждой семьи, учесть ее индивидуальные особенности. 

Рекомендуется при проведении беседы выбирать наиболее подходящие условия, начинать ее с нейтральных вопросов, затем переходить к непосредственно главным темам.

1. Сбор информации о семьях

2.Распространение информации о работе детского сада:

- сайт;

- публикации в печати;

-родительские собрания.

3. Анализ информации.

1. Сбор информации:

о ребенке:

- состояние здоровья: анамнез (медицинская карта);

- индивидуальные особенности ребёнка (личностные, поведенческие, общения);

- ежегодное выявление и развитие способностей детей, усвоение программы;

- выявление одаренных детей;

- выявление детей, требующих повышенного внимания (дети находящиеся в социально – неблагополучных семьях).

о семье:

- состав семьи;

- определение социального статуса семьи (социальная анкета);

- выявление семей группы «риска»;

- материально-бытовые условия;

- психологический микроклимат, стиль воспитания;

- семейные традиции, увлечения членов семьи;

- заказ на образовательные и оздоровительные услуги.

о потребностях педагогических кадров:

- проблемы и потребности в работе с семьями воспитанников;

выявление стратегии взаимодействия с семьями.

2. Анализ информации.

б.  Просветительская деятельность

Целью этого направления является повышение педагогической культуры родителей, а также повышение профессионализма педагогических кадров. Познавательное направление – это обогащение родителей знаниями в вопросах воспитания детей дошкольного возраста. Для этого в детском саду необходимо обеспечить педагогическое сопровождение семьи необходимой информацией, сопровождать семьи на всех этапах дошкольного детства. Работа по реализации образовательной программы должна вестись совместно со всеми специалистами ДОУ (педагог – психолог, воспитатель, музыкальный руководитель, медицинская сестра). 

1. Просветительская деятельность:

- вопросы возрастных психологических и индивидуальных особенностей детей;

- вопросы воспитания детей дошкольного возраста;

-формы, методы, содержание работы с семьей в современных условиях.

2. Организационно-педагогическая деятельность:

- обмен опытом по вопросам работы с семьей (формы, методы, проведение родительских собраний и т.д.);

- тренинги по обучению родителей общению.

Формы: консультации, педагогические советы, тренинги, самообразование, семинары, творческие группы

3.Ознакомление родителей вновь принятых детей с нормативно-правовыми документами ДОУ.

4.Просветительская деятельность через наглядную информацию:

информационные стенды;

родительские уголки;

методическая литература.

5.Просветительская деятельность через обучающую деятельность:

- беседы;

- консультации;

- недели активных родителей;

- родительские собрания;

-мастер-классы;

-конференции;

- демонстрация фрагментов занятий, комментирование их содержания;

- совместная деятельность с детьми;

- игры-тренинги.

Темы семинара-практикума определяют сами родители.

- Конференции, круглые столы.

6.Социально-нравственное и познавательное развитие:

- семья;

- родословная;

- семейные традиции;

- гендерное воспитание;

- формирование духовных ценностей. 

в. Организационно-методическая деятельность

В результате повышения уровня воспитательно-образовательной деятельности родителей необходимо способствовать развитию их творческой инициативы, создавать в саду все условия для организации единого пространства развития и воспитания ребенка, делать родителей действительно равноответственными участниками образовательного процесса.

г. Досуговое направление.

Цель: укрепление чувства взаимопомощи, уважения и поддержки друг друга, как между детьми, так между родителями и воспитателями.

Досуговое направление в работе с родителями самое привлекательное, востребованное, полезное, но и самое трудное в организации. Любое совместное мероприятие позволяет родителям: увидеть изнутри проблемы своего ребенка, трудности во взаимоотношениях; апробировать разные подходы; посмотреть, как это делают другие, то есть приобрести опыт взаимодействия не только со своим ребенком, но и с родительской общественностью в целом.

Формы проведения мероприятий:

- праздники;

- спортивные досуги;

- совместные проекты;

- выставки;

-деловые игры

д. Разработка критериев оценки конкурсов, оформление наградного материала.

1.Вовлечение родителей в педагогический процесс:

- участие в культурно-массовых мероприятиях;

- совместное проведение спортивных праздников «Наша дружная семья»;

- планирование и совместная работа на родительских собраниях;

- помощь в организации досуговой деятельности;

- совместная деятельность с детьми (игры, экскурсии, конкурсы, досуги);

- оформление групп детского сада;

- участие в творческих выставках детско-родительских работ («Осенняя фантазия», «Моя милая мама», «Новогодние фантазии».акция «Зеленая улица» и т.д.);

- благоустройство прогулочных площадок (высадка цветов, кустарников, деревьев; изготовление фигур из снега;

2.Вовлечение детей в творческий процесс:

- участие в культурно-массовых мероприятиях;

- участие в выставках детско - родительских творческих работ (рисунки, поделки, коллажи);

- совместное участие с родителями в семейных концертах;

- акции, проекты.

 д. Реализация образовательного процесса детского сада

Целью этого направления является проявление у родителей осознанного отношения к воспитанию и развитию ребёнка (понимание потребностей ребёнка); готовность родителей к сотрудничеству с педагогами, повышение их помощи по хозяйственным вопросам.

1.Привлечение родителей к пополнению предметно-развивающей среды в группах с учетом возрастных особенностей детей.

2.Организация работы родительских комитетов по группам.

3.Создание общего родительского комитета.

4.Использование профессиональных умений и возможностей родителей в осуществлении  воспитательно-образовательногопроцесса.

 

14.Формы работы при реализации программы

        

Традиционные:     

Анкетирование родителей

Памятки

Буклеты

Родительское собрание.

День открытых дверей.

Консультации (тематические и индивидуальные).

 Семейные праздники.

Занятия с участием родителей («День открытых дверей»).

Папки – передвижки.

Выставки совместного творчества.

 Опрос, диагностика родителей на предмет социального заказа.  

Нетрадиционные формы –инновационные.

  Они построены по типу развлекательных программ и игр и направлены на установление неформальных контактов с родителями, привлечение их внимания к детскому саду. Родители лучше узнают своего ребенка, поскольку видят его в другой, новой для себя обстановке, сближаются с педагогами.

Сайт детского сада.

Проектная и исследовательская деятельность.

Участие во Всероссийских, Республиканских конкурсах детского творчества.

15.Реализации программы

  • Перспективный план работы с родителями
  • План родительских собраний
  • Протоколы родительских собраний

Формы работы, предлагаемые программой для родителей, помогут решению ряда воспитательных и социальных проблем, как в масштабе семьи, образовательной организации, так и в масштабе окружающего социума. Прежде всего, это касается повышения родительской компетентности в вопросах семейного воспитания, укрепления партнерских отношений между родителями, педагогами и общественностью в воспитании детей. Реализация программы  также будет способствовать преодолению таких негативных явлений в жизни ребенка как одиночество, непонимание и неприятие со стороны взрослых, непослушание родителям.


Об эффективности, проводимой в дошкольном учреждении работы с родителями, свидетельствуют:

  • проявление у родителей интереса к содержанию образовательного процесса с детьми;
  • увеличение количества вопросов к педагогу, касающихся личности ребенка, его интересах, способностях и потребностях;
  • стремление взрослых к индивидуальным контактам с воспитателем и специалистами;  
  • совместная деятельность родителей, педагогов и детей положительно влияет на воспитанников.
  • размышление родителей о тех или иных методах воспитания;
  • повышение их активности в совместных мероприятиях.

Однако пока еще инициатива больше исходит от педагогов, но уже хорошо, что родители с удовольствием поддерживают нас. Работа продолжается.

Список литературы

  1. Андриеш В. А. Аспекты взаимодействия ДОУ и семьи. – СПб.: ООО «Издательство «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2010.
  2. Арнаутова Е.П. Планируем работу ДОУ с семьей.//Управление дошкольным образованием № 4,2002.
  3. Вераксы Н. Е., Комарова Т. С., Васильева М. А. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования – М. : Мозаика – Синтез, 2010.
  4. Доронова Т. Н. Вместе с семьей : пособие по взаимодействию дошкольных образовательных учреждений и родителей. –М.: Просвещение, 2005.
  5. Дошкольное воспитание: журн.2011 - № 1, 3, 10.
  6. Зверева О. Л., Кротова Т. В. Общение педагога с родителями в ДОУ: Методический аспект. – М.: ТЦ Сфера, 2007.
  7. Зверева О.Л., Кротова Т.В. Родительские собрания в ДОУ: Методическое пособие. - М.: АРКТИ, 2003.
  8. История дошкольной педагогики: Учебное пособие для студентов пед. институтов/ Под ред. Л.Н. Литвина. – М.: Просвещение, 1989.
  9. Киселева Л.С. и др. Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения: – М.: АРКТИ, 2003.
  10. Колодяжная Т.П. Управление современным дошкольным образовательным учреждением: Концептуальное, программное и методическое обеспечение. Практическое пособие. Часть 2., М.: УЦ Перспектива, 2008.
  11. Микляева Н. В. Создание условий эффективного взаимодействия с семьей: метод. пособие для воспитателей ДОУ – М.: Айрис-пресс, 2006.
  12. Мудрость воспитания: Книга для родителей/ Составители Б.М. Бим-Бад. Э.Д. Днепров, Г.Б. Корнетов. – М.: Педагогика,1987.
  13. Никитина Л.А. Мама и детский сад.- М.: Просвещение, 1990.
  14. О внесении изменений и дополнений в Закон РФ «Об образовании». – М.: Новая школа, 1995.
  15. Осипова Л.Е. Родительские собрания в детском саду. Подготовительная группа. – М.: «Издательство Скрипторий 2003», 2008.
  16. Осипова Л.Е. Работа детского сада с семьей. – М.: «Издательство Скрипторий 2003», 2008.
  17. Островская Л.Ф. Педагогические ситуации в семейном воспитании дошкольников. – М.: Просвещение, 1990.
  18. Отечественная социальная педагогика: Хрестоматия/Сост. и авт. предисл. Л.В. Мардахаев. – М.: Издательский центр «Академия», 2003.
  19. Ребенок в детском саду: журн. 2010 - № 1, 3, 6.


ПРИЛОЖЕНИЕ

Тематический план работы (5-6 лет)

Месяцы

Название мероприятия

Цель

Сентябрь

1. Групповое родительское собрание: «Особенности детей старшего возраста, задачи воспитания и обучения на новый учебный год.

Знакомство родителей с требованиями программы воспитания и обучения в детском саду детей 5 – 6 лет.

2. Фотовыставка «Вот и лето прошло».

Привлечь родителей поделиться опытом общения с ребенком в летнее время.

3. Анкетирование родителей. Тема: «Какой вы родитель?».

Выявить уровень заинтересованности родителей в воспитании и обучении детей.

3. Консультация «Всё о развитии детской речи».

Просвещение родителей по вопросам речевого развития ребёнка.

4. Папка-передвижка для родителей «Мы работаем по ФГОС».

Познакомить с новым направлением в ДОУ.

5. Беседа с родителями «Одежда детей в разные сезоны».

Дать понятие о том, что кутать ребенка вредно.

6. Мастер – класс «Изготовление нетрадиционного оборудования в спортивный уголок».

Дать практические рекомендации по изготовлению нетрадиционного спортивного оборудования, для спортивного уголка в детском саду и дома.

Октябрь

1. Консультация «Игра, как средство воспитания дошкольников».

Распространение педагогических знаний среди родителей, теоретическая помощь родителям в вопросах воспитания детей.

2. Педагогический всеобуч «Что надо знать о своём ребёнке».

Анализ информации о воспитанниках и их семьях.

3. Семинар - практикум

«Витаминный календарь».  

Рассказать родителям о правильном питании дома. Познакомить с рецептами приготовление различных блюд из овощей и фруктов.

4. Коллаж для родителей «Произведения К.И Чуковского». Рисунки родителей и детей.

Привлекать к совместной деятельности родителей и детей, развивать творческие способности.

5.  Выставка поделок из овощей и фруктов «Дары осени».

Продолжать привлекать родителей к совместной деятельности (дети, родители). Развивать интерес в общении детей и родителей.

Ноябрь

1. Консультация «Как провести выходной день с ребёнком?».

Предложить разные варианты совместного отдыха родителей и детей.

2. Круглый стол «Воспитание девочек и мальчиков в современной семье».

Реализация в детском саду и дома единых методов воспитания детей с учетом их гендерных особенностей.

3.Папка-передвижка для родителей. Тема: «Помогите детям запомнить правила пожарной безопасности».

Знакомство родителей с методикой ознакомления дошкольников с правилами пожарной безопасности.

4.Папкапередвижка «День матери».

Демонстрация уважительного отношения детского сада к семейным ценностям. Воспитание любви к матери.

5. Семинар – практикум «Семья глазами ребенка».

Распространение педагогических знаний среди родителей.

Практическая помощь семье в вопросах воспитания детей.

Декабрь

1. Консультация «Грипп. Меры профилактики. Симптомы данного заболевания».

Ознакомление родителей воспитанников с основными факторами, способствующими укреплению и сохранению здоровья дошкольников в домашних условиях и условиях детского сада.

2. Родительское собрание. Тема: «Здоровый образ жизни. Советы доброго доктора».

Ознакомление родителей с задачами по сохранению и укреплению здоровья детей. Повышение педагогической культуры родителей.

3. Памятка для родителей «Как отвечать на детские вопросы?».

Распространение педагогических знаний среди родителей. Активизация родительского внимания к вопросам воспитания, жизни ребенка.

4. Семинар – практикум «Игрушки на елку своими руками».

Дать практические рекомендации по изготовлению поделок к Новому году.

5. Участие в конкурсе «Новогодний серпантин».

Продолжать привлекать родителей к совместной деятельности (дети, родители). Развивать творческие способности.

Январь

1. Консультация «Гиперактивные дети».

Познакомить родителей с особенностями воспитания гиперактивных детей.

Дать рекомендации по воспитанию гиперактивных детей.

2. Круглый стол «Укрепление и сохранение здоровья дошкольников».

Привлечение родительского интереса к здоровому образу жизни. Демонстрация внимания коллектива детского сада к вопросам сохранения и укрепления здоровья детей        

3. Проведение акции для родителей и детей «Помогите птицам зимой!»

Создание условия для организации взаимосвязанной нравственной, эстетической и практической деятельности родителей и детей, направленной на изучение и  улучшение отношений между природой и человеком.

4. Конкурс фотоальбомов «Здоровый образ жизни в семье».

Формировать у родителей представление о здоровом образе жизни, привить навыки осознанного выполнения правил здоровьесбережения и ответственного отношения, как к собственному здоровью, так и здоровью своих детей.

5. Беседа: «Чем и как занять ребенка дома?»

Активизация педагогических умений родителей в интеллектуальном развитии ребенка в семье.

Февраль

1. Выставка детских рисунков, тема: «Портрет моего папы».

Повысить роль папы в воспитании детей.   Воспитывать чувство патриотизма.

2. Спортивный досуг «Вместе с папой, я герой».

Демонстрация уважительного отношения детского сада к роли отца в воспитании ребенка. Формирование атмосферы общности интересов детей, родителей и коллектива сада

3. Энциклопедия здоровья.  «Рекомендации родителям по укреплению здоровья детей»

Дать практические рекомендации по укреплению здоровья детей.

4. Конкурс построек из снега «Город мечты».

Содействие укреплению связей между родителями, детьми и детским садом. Развитие творческих способностей.

5.Консультация «Зимние забавы. Активный отдых в семье».

Развивать творческие способности и воображение взрослых и детей в процессе игрового общения.

Март

1. Выставка творческих работ детей к 8 марта «Мама, моё солнышко».

Укрепление взаимодействия семьи и детского сада, приоритет семейного воспитания детей.

2. Тематическая выставка «Внимание улица!» книги, дидактические пособия, игры.

Реализация единого воспитательного подхода по обучению детей правилам дорожного движения в детском саду и дома.

3. Родительская гостиная «Семейные традиции».

Знакомство родителей с традициями детского сада. Целенаправленное формирование позитивного имиджа ДОУ в сознании родителей.

Родители расскажут о семейных традициях.

4.Анкетирование «Воспитание у детей интереса и любви к книге».

Развивать интерес у семьи к книге.

5.Консультация «Всё о компьютерных играх».

Распространение среди родителей знаний о правильной организации работы ребенка на компьютере.

6. Семинар – практикум «Изготовление поделок из природного материала».

Дать практические советы по изготовлению поделок из природного материала. Развивать творческие способности детей и родителей.

Апрель

1. Педагогический всеобуч «Музыка и дети».

Распространение педагогических знаний среди родителей, теоретическая помощь родителям в вопросах музыкального воспитания детей.

2. День земли. Папка передвижка «Посмотри и удивись!» (загадки, пословицы о труде, земледелии). Дневник наблюдений за рассадой.

Оформление огорода на окне.

Углублять экологические знания родителей, воспитывать у них гуманное отношение к природе, чувство ответственности за все живое на Земле. Доставить детям и родителям радость от общения с природой.

3. Физкультурный досуг «Полет в космос».

Сплочение родителей детей.

 Совершенствование уровня включенности родителей в работу детского сада.

Пропаганда активных форм отдыха.

4.Консультация «Веселая скакалочка».

Дать практические советы, как правильно выбрать длину скакалки. Предложить упражнения и игры со скакалкой.

5. Акция «Пусть цветёт наш детский сад! ».

Раскрыть личное отношение каждого к проблеме, проявить творческое трудолюбие; способствовать выполнению посильных «добрых дел»; воспитывать экологическую культуру; бережное, заботливое отношение к природе. Дать возможность каждому проявить внимание к благоустройству участка.

Май

1. Итоговое родительское собрание по теме: «Растём, играя» с просмотром открытого НОД по математики для родителей.

Распространение педагогических знаний среди родителей, теоретическая помощь родителям в вопросах воспитания детей.

2.Консультация: «Как выбрать место для летнего отдыха».

Обучение родителей методам взаимодействия детей и родителей в летний период.

3.Папка передвижка «День Победы».

Развитие чувство патриотизма в семье.

4. Выставка рисунков «Мир в рисунках детей».

Внедрение в практику семейного воспитания форм и методов работы по творческому взаимодействию взрослого с ребенком.

Тематический план работы (6-7 лет)

Месяц

Название мероприятия

Цель

Сентябрь

1.Оформление родительского уголка (режим, сетка занятий, меню).

2.Консультация для родителей «Все о развитии детской речи»

3.Родительское собрание: «Возрастные особенности детей. Подготовка их к школе», «Готовимся к школе по ФГОС».

4.Оформление папки передвижки:

«наступил сентябрь - наблюдаем, играем, читаем».

5.Фотовыставка: «Мой город, мой край».

Информирование родителей

Повышение педагогической грамотности родителей.

Знакомство родителей с требованиями программы воспитания детей в д/саду 6-7 лет

Информирование родителей, чем дети занимаются осенью на прогулке.

Октябрь

1.Консультация для родителей «Нужно ли ребёнка учить считать и писать?»

2.Консультация для родителей «Правила поведения детей на улице и в транспорте»

3.Оформление папки передвижки: «Октябрь – наблюдаем, играем, читаем»

4.Памятка для родителей по обучению детей правилам дорожного движения.

5.Выставка творческих работ «Осенние краски».

Просветительская работа с родителями, активизация взаимодействия с социальными партнерами.

Распространение педагогических знаний среди родителей.

Обмен опытом между родителями

Ноябрь

1.Консультация для родителей «Декларация прав ребёнка»

2.Консультация для родителей: «Дети наше повторение»

3.Родительское собрание: «7-я что для вас значит?»

4.Оформление папки передвижки «Ноябрь – наблюдаем, играем, читаем».

5. «День матери» - фотовыставка «Ах, какая мамочка!»

Повышение педагогической культуры родителей

Подведение итогов родительского собрания

Оказание помощи в организации и проведении мероприятия

Декабрь

1.Консультация для родителей «Что и как дарить малышу на Новый год»

2.Консультация для родителей: «Что такое Новый год?»

3.Конкурс «Ах, какая ёлочка!».

Новогодний утренник

4.Оформление папки передвижки «Декабрь – наблюдаем, играем, читаем».

5.Родительское собрание: «Профилактика детского дорожного транспортного травматизма».

Формирование единого подхода в методах воспитания и обучения детей.

Активация родителей совместно с детьми продемонстрировать семейное творчество.

Привлечь родителей к организации новогодних подарков детям, а так же принять участие в проведении Новогоднего праздника.

Январь

1.Консультация для родителей: «Внимание, наступила зима».

2.Оформление фото - выставки: «Мой волшебный Новый год!»

3.Оформление папки передвижки «Январь – наблюдаем, играем, читаем».

4.Памятка для родителей «Учим ребёнка общаться»

Создание условий для совместного творчества родителей, детей и педагогов.

Поделиться семейными традициями проведения Нового года в кругу семьи.

Повышение педагогической грамотности родителей.

Формирование единого подхода к методам знакомства детей с художественной литературой.

Февраль

1.Консультация для родителей «Почему дети разные?»

2.Выставка детских рисунков «Папочка мой!»

3.Оформление папки передвижки «Февраль – наблюдаем, играем, читаем».

4.Спортивный праздник «Папа -  ты самый ловкий»

Формирование комплекса знаний по методам обучения и воспитания детей.

Доставить удовольствие родителям от тематической выставки.

Привлечение родителей в творческий процесс работы группы.

Март

1.Консультации для родителей: «Счастье - это когда тебя понимают»

2.Фотовыставка «Мамочка милая моя»

3.Праздник «8 Марта»

4.Оформление папки передвижки «Март – наблюдаем, играем, читаем».

Повышение педагогической грамотности родителей.

Формирование этических чувств и эмоций к самому близкому и родному человеку-маме.

Привлечь родителей к организации подарков девочкам, а также принять участие в проведении праздника.

Апрель

1.Консультация: «Здоровье всему голова».

2.Папка передвижка «Пасха», «Фольклор в жизни ребенка»

3.Оформление папки передвижки «Апрель – наблюдаем, играем, читаем».

Повышение педагогической культуры родителей

Обогащение педагогических знаний родителей.

 Информирование родителей о том, что должен знать ребенок в подготовительной к школе группе на конец года.

Май

1.Консультация для родителей: «Профилактика детского травматизма».

2.Итоговое родительское собрание «На пороге школы»

 3.Консультация для родителей «Совместный семейный отдых».

4.Оформление папки передвижки «Май – наблюдаем, играем, читаем».

5.Фотовыставка «Не забудем День Победы»

6.Акция «Помним, гордимся!»

Предварительная

      работа к собранию.

Выявить знания родителей по вопросам воспитания, организовать дискуссию по данной теме.

Оказание педагогической помощи в общении с ребенком в летний период.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа работы с родителями (законными представителями) инструктора по физической культуре на 2016 – 2017 учебный год

Программаработы с родителями (законными представителями)инструктора по физической культуредошкольного образованиямуниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад № ...

Программа работы с родителями (законными представителями) инструктора по физической культуре на 2018 – 2019 учебный

Программаработы с родителями (законными представителями)инструктора по физической культуредошкольного образованиямуниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад № ...

Программа работы с родителями (законными представителями) инструктора по физической культуре на 2017-2018 учебный год

Программаработы с родителями (законными представителями)инструктора по физической культуредошкольного образованиямуниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский ...

Программа работы с родителями (законными представителями) воспитателя группе

Программа работы с родителями (законными представителями) воспитателя в группе...

Программа работы с родителями (законными представителями)в подготовительной к школе группе№5"Колокольчики"на 2019-2020 учебный год

Цель программы – формирование сотрудничества между семьейи педагогами дошкольного образования, создание атмосферы доверия иличностного успеха в совместной деятельности, объединяя усилия длядости...