Методическая разработка для детей старшего дошкольного возраста по патриотическому воспитанию «Родной свой край люби и знай!»
методическая разработка (старшая, подготовительная группа)

Кузнецова Галина Алексеевна

Патриотизм – любовь к Родине, преданность ей, ответственность и гордость за неё, желание трудиться на её благо, беречь и умножать её богатства – начинает формироваться уже в дошкольном возрасте. Невозможно воспитать чувство собственного достоинства, уверенность в себе, а, следовательно, полноценную личность, без уважения к истории и культуре своего Отечества, к его государственной символике.

Воспитывать патриотизм нужно с раннего детства, не забывая о том, что патриотизм у каждого ребёнка формируется индивидуально. Он связан с духовным миром человека. И задача педагогов сделать так, чтобы эти переживания были яркими, незабываемыми. Начиная работу, педагог должен сам знать природные, культурные, экономические и социальные особенности региона, где он живёт. А самое главное, необходимо, чтобы педагог любил свою Родину, свой край, город и всегда помнил слова академика Д. С. Лихачева: «Чувство любви к Родине нужно заботливо выращивать, прививая духовную осёдлость, так как без корней в родной местности, стороне человек похож на иссушенное растение, перекати – поле».

В последнее время в нашей жизни произошли сложные, противоречивые события: отошли в сторону хорошо известные праздники, появились новые. Молодое поколение забывает русскую народную культуру, народные игры, все чаще с «помощью телевидения» в детские души вторгаются рекламы пивных банок, нормой жизни становится уклонение от службы в армии, открытие детских домов при живых родителях. Произошла смена кумиров молодёжи, в качестве образца предлагаются не вечные истины и доблести, а криминальная, силовая символика. Объективными показателями нравственного неблагополучия в сфере детства являются: проявление табачной, алкогольной, наркотической и других зависимостей, включая все виды «экранной зависимости» - телеманию, виртаманию, Интернет-манию. Наблюдается взаимоотчуждение детей и родителей, разрыв тёплых, эмоциональных связей между старшим и подрастающим поколением. На второй план отходят доброта, милосердие, стремление к духовности. А ведь дети – будущий «человеческий капитал», ценный ресурс страны, залог её будущего развития, в каждой семье под руководством родителей растёт будущий гражданин. В молодых семьях вопросы воспитание патриотизма не считаются важными, зачастую вызывают лишь недоумение. Патриотическое воспитание можно назвать одним из самых сложных направлений.

Сегодня наше общество переживает переоценку идеалов, иногда ставятся под сомнение общечеловеческие ценности, что может привести к необратимым последствиям. Содержание образования должно быть направлено на воспитание культурного человека, любящего свой город, край, свою Родину. Семья выступает как образец моделей поведения и оказывает большое влияние на развитие личности. Многие взрослые, даже коренные жители, имеют недостаточно знаний о своей станице.

Цель моей работы по самообразованию: расширить и углубить знания детей о родном крае, о малой родине, о самых красивых местах края, его достопримечательностях; повысить общекультурный уровень.

            Начало работы над темой: сентябрь 2017 года

            Окончание работы: май 2018 года

            Этапы работы по ознакомлению с родным краем:

1)информационный этап

-изучение научно-методической литературы об истории и культуре Ставропольского края; отбор соответствующего материала, который позволит сформировать у дошкольников представление о том, чем славен родной край;

2)внедрение в практику

-подбор материала, включающего как сведения об историческом прошлом, так и о современном облике края, содержание которого отражено фотографиями, альбомами, макетами; подбор материала о заповедных местах Ставропольского края, о взаимосвязи особенностей ландшафта и деятельности человека;

- создание микрозоны краеведения «С чего начинается Родина», где размещены  предметы и элементы быта народа, населяющие Ставропольский край;

-работа с родителями (привлечение родителей по ознакомлению детей с родным краем (организация экскурсий, совместных праздников);

-размещение информации на сайте ДОУ;

3)итоговый

-представление опыта работы: участие в педагогических советах; разработка конспектов занятий с детьми; оформление информационного уголка для родителей;

            Работа по знакомству детей  с родным краем проводилась в разнообразных видах детской деятельности: познавательной, продуктивной, игровой.

Ожидаемый результат: систематизация и закрепление знаний детей об истории Ставропольского края, станице Новомарьевской - малой Родины, традициях и образе жизни человека, живущего на  Ставрополье; возникновение интереса детей к истории Ставропольского края; совместная творческая деятельность с родителями, развитие познавательных способностей ребенка, формирование их жизненных ориентиров.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Методическая разработка для детей старшего дошкольного возраста по патриотическому воспитанию

«Родной свой край люби и знай!»

Кузнецова Галина Алексеевна

воспитатель, муниципальное казенное

дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №11», ст.Новомарьевская

Шпаковский район Ставропольский край

E-mail: anna6823@yandex.ru

«Формирование представлений о малой Родине у старших дошкольников»

Любовь к своему краю, родной культуре, родной речи начинается с малого – любви к своей семье, к своему жилищу, к своему детскому саду. Постепенно расширяясь, эта любовь переходит к родной стране, к ее истории, прошлому и настоящему, ко всему человечеству.

                                                                                                                  Д.С. Лихачев

В прошлом учебном году (2017-2018) темой своего самообразования я выбрала «Формирование представлений о малой Родине у дошкольников». Тема была выбрана неслучайно, у своих воспитанников я видела большой интерес, когда мы говорили о малой Родине – нашей станице Новомарьевской. Дети подросли, мы стали подготовительной группой, и настало время углубить знания детей по данной теме.

Патриотизм – любовь к Родине, преданность ей, ответственность и гордость за неё, желание трудиться на её благо, беречь и умножать её богатства – начинает формироваться уже в дошкольном возрасте. Невозможно воспитать чувство собственного достоинства, уверенность в себе, а, следовательно, полноценную личность, без уважения к истории и культуре своего Отечества, к его государственной символике.

Воспитывать патриотизм нужно с раннего детства, не забывая о том, что патриотизм у каждого ребёнка формируется индивидуально. Он связан с духовным миром человека. И задача педагогов сделать так, чтобы эти переживания были яркими, незабываемыми. Начиная работу, педагог должен сам знать природные, культурные, экономические и социальные особенности региона, где он живёт. А самое главное, необходимо, чтобы педагог любил свою Родину, свой край, город и всегда помнил слова академика Д. С. Лихачева: «Чувство любви к Родине нужно заботливо выращивать, прививая духовную осёдлость, так как без корней в родной местности, стороне человек похож на иссушенное растение, перекати – поле».

В последнее время в нашей жизни произошли сложные, противоречивые события: отошли в сторону хорошо известные праздники, появились новые. Молодое поколение забывает русскую народную культуру, народные игры, все чаще с «помощью телевидения» в детские души вторгаются рекламы пивных банок, нормой жизни становится уклонение от службы в армии, открытие детских домов при живых родителях. Произошла смена кумиров молодёжи, в качестве образца предлагаются не вечные истины и доблести, а криминальная, силовая символика. Объективными показателями нравственного неблагополучия в сфере детства являются: проявление табачной, алкогольной, наркотической и других зависимостей, включая все виды «экранной зависимости» - телеманию, виртаманию, Интернет-манию. Наблюдается взаимоотчуждение детей и родителей, разрыв тёплых, эмоциональных связей между старшим и подрастающим поколением. На второй план отходят доброта, милосердие, стремление к духовности. А ведь дети – будущий «человеческий капитал», ценный ресурс страны, залог её будущего развития, в каждой семье под руководством родителей растёт будущий гражданин. В молодых семьях вопросы воспитание патриотизма не считаются важными, зачастую вызывают лишь недоумение. Патриотическое воспитание можно назвать одним из самых сложных направлений.

Сегодня наше общество переживает переоценку идеалов, иногда ставятся под сомнение общечеловеческие ценности, что может привести к необратимым последствиям. Содержание образования должно быть направлено на воспитание культурного человека, любящего свой город, край, свою Родину. Семья выступает как образец моделей поведения и оказывает большое влияние на развитие личности. Многие взрослые, даже коренные жители, имеют недостаточно знаний о своей станице.

Цель моей работы по самообразованию: расширить и углубить знания детей о родном крае, о малой родине, о самых красивых местах края, его достопримечательностях; повысить общекультурный уровень.

        Начало работы над темой: сентябрь 2017 года

        Окончание работы: май 2018 года

        Этапы работы по ознакомлению с родным краем:

1)информационный этап

-изучение научно-методической литературы об истории и культуре Ставропольского края; отбор соответствующего материала, который позволит сформировать у дошкольников представление о том, чем славен родной край;

2)внедрение в практику

-подбор материала, включающего как сведения об историческом прошлом, так и о современном облике края, содержание которого отражено фотографиями, альбомами, макетами; подбор материала о заповедных местах Ставропольского края, о взаимосвязи особенностей ландшафта и деятельности человека;

- создание микрозоны краеведения «С чего начинается Родина», где размещены  предметы и элементы быта народа, населяющие Ставропольский край;

-работа с родителями (привлечение родителей по ознакомлению детей с родным краем (организация экскурсий, совместных праздников);

-размещение информации на сайте ДОУ;

3)итоговый

-представление опыта работы: участие в педагогических советах; разработка конспектов занятий с детьми; оформление информационного уголка для родителей;

        Работа по знакомству детей  с родным краем проводилась в разнообразных видах детской деятельности: познавательной, продуктивной, игровой.

Ожидаемый результат: систематизация и закрепление знаний детей об истории Ставропольского края, станице Новомарьевской - малой Родины, традициях и образе жизни человека, живущего на  Ставрополье; возникновение интереса детей к истории Ставропольского края; совместная творческая деятельность с родителями, развитие познавательных способностей ребенка, формирование их жизненных ориентиров.

Тематическое планирование        

«Формирование представлений о малой Родине у старших дошкольников» (подготовительная группа, 36ч.)

Месяц

Формы работы с детьми

Сентябрь

1. Беседа «Мы живем в России»

2. Беседа «Мы живем в России» (продолжение)

3. Беседа «Край родной мой, Ставропольский»

4. Беседа «Край родной мой, Ставропольский» (продолжение)

Октябрь

1. Беседа «Наша станица Новомарьевская» Экскурсия по улицам станицы Фотографирование

2. Рассказ воспитателя «Интересные факты из истории станицы Новомарьевской»

3. Беседа «Традиции и быт Кубанского казачества»

4. Беседа «История возникновения Ставропольского края»

Ноябрь

1. Рассказ воспитателя «Престольный праздник»

2. Рассказ воспитателя «Храм святого великомученика Димитрия Солунского в нашей станице»

3. Рассказ воспитателя «История Терского казачества»

4. Беседа «Население Ставрополья»

Декабрь

1. Беседа «Культура и обычаи народов Ставрополья»

2. Беседа «История возникновения Ставропольского края»

3. Рассказ воспитателя «Ставропольский край — легендарные достопримечательности»

4. Беседа «Знакомство с творчеством Ставропольских художников»

5. Чтение стихотворений ставропольских поэтов

Январь

1.Рассказ воспитателя «Русские народные праздники»

2. Рассказ воспитателя «Крещение Господне»

3. Беседа «Легенды Ставропольского края»

Февраль

1.Рассказ воспитателя «Масленица»

2. Рассказ воспитателя «Легенды Кавказа»

3. Беседа «Мой край родной»

4. Беседа «Легенды о Ставропольском крае»

Март

1.Рассказ воспитателя «Казачьи праздники»

2. Беседа «Православные традиции казаков»

3. Беседа «Воспитание детей в казачьих семьях»

4. Беседа «Культура и традиции Терского казачества»

5. Беседа «Национальная одежда кубанского казака и казачки»

Апрель

1. Рассказ воспитателя «Пасха»

2. Беседа «Природа: растения и животные Ставропольского края»

3. Беседа «Фауна Ставропольского края»

4. Беседа «Растительный мир Ставропольского края»

Май

1.Беседа «Великая Отечественная Война»

2. Беседа «Ставрополье в годы Великой Отечественной Войны»

3. Беседа «Дети и воина»

4. Беседа «Красная книга Ставрополья»

Работа проводилась регулярно и в системе. В течение первого полугодия с детьми проводились беседы о родной станице, крае. Рассматривали иллюстрации, фотографии, читали художественную литературу. В группе была создана микрозона краеведения «С чего начинается Родина», картотека дидактических игр по краеведению. Была проведена викторина «Моя любовь – Россия», проведен музыкальный праздник «Родной свой край люби и знай».

Моим воспитанникам очень интересно было узнавать новое о своей маленькой Родине. Они с удовольствием принимали участие в беседах, очень внимательно слушали  рассказы о нашем Ставропольском крае, станице Новомарьевской, о казаках.  Видя такой живой интерес детей к данной теме, и найдя много интересной информации, я решила разработать сценарий к празднику, приуроченному к празднованию Дня станицы Новомарьевской, который мы отмечаем в октябре.

Разрабатывая сценарий праздника «Родной свой край люби и знай!» я создала презентации: «Станица», «Новомарьевская», «Кавказ», «Народы Ставрополья». Так как Ставропольский край – край многонациональный, большое внимание уделяю воспитанию толерантности у детей, и в сценарии это также нашло свое отражение.

Подготовка к празднику началась задолго до назначенного дня. Ребята разучивали стихи о родном крае, веселые песни и танцы, родители и педагоги готовили костюмы, украшали зал. На празднике все получилось! Медленный девичий хоровод, казачий перепляс, красивые песни и зажигательная лезгинка! С удовольствием смотрели гости и участники и на экран. Много нового и интересного узнали они о природе, культуре, народах и традициях нашего края. Играя, дети показали навыки казачьей джигитовки и разобрались с тонкостями приготовления ухи, ответили на вопросы викторины. Праздник удался, зрители и дети остались  довольны.

Родители выражали благодарность за проведенную работу, ведь формирование патриотических чувств проходит эффективнее, если детский сад устанавливает тесную связь с семьёй. Необходимость подключения семьи к процессу ознакомления дошкольников с социальным окружением объясняется особыми педагогическими возможностями, которыми обладает семья и которые не может заменить дошкольное учреждение: любовь и привязанность к детям, эмоционально-нравственная насыщенность отношений, их общественная, а не эгоистическая направленность и др. Всё это создаёт благоприятные условия для воспитания высших нравственных чувств. Детский сад в своей работе с семьёй должен опираться на родителей не только как на помощников детского учреждения, а как на равноправных участников формирования детской личности.

Для педагогов был проведен семинар на тему «Формирование представлений о малой Родине у дошкольников в соответствии с ФГОС ДО».

Детей заинтересовало изучение родного края, нашей станицы, поэтому во втором полугодии я уделила больше вниманию подбору фотографий с изображением: казаков, людей, населяющих наш многонациональный край, красивых мест края, растений, животных, птиц.

Большой интерес воспитанники проявили при ознакомлении с русскими народными праздниками; было проведено развлечение «Рождество», музыкально-спортивный праздник «Широкая Масленица» (совместно с родителями), при подготовке к которым дети узнали много нового и интересного и  в ходе, которых дети с удовольствием участвовали в забавах, исполняли народные песни.

Большое внимание в своей работе уделяла воспитанию толерантности у детей, ведь наш край многонациональный. Приняли участие в VIII всероссийском конкурсе рисунков по патриотическому воспитанию, название работ «Мы будем в дружбе жить, и нашей крепкой дружбой дорожить» и «Дружба народов – не просто слова, дружба народов навеки жива». Номинация: рисунки и работы детей дошкольного возраста, посвященные патриотическому воспитанию (Диплом I степени).

Весной мы решили принять участие в традиционных ежегодных акциях «Каждой пичужке – кормушка!» и «Покормите птиц!».  Был разработан «Экологический проект  «Покормите  птиц зимой!» (II место в районном конкурсе методических материалов «Я выбираю экологию …»).  Многие семьи воспитанников изготовили кормушки для птиц, в которые дети с удовольствием насыпали корм для птиц.

18 марта наша группа принимала участие в праздничном концерте, посвященном годовщине объединения Крыма и России, который проходил  в доме культуры ст. Новомарьевской. Дети рассказали стихотворения о Родине, о Ставропольском крае, о станице Новомарьевской, исполнили казачьи песни, танцы: «Девичий хоровод» и зажигательную «Лезгинку». Всем станичникам очень понравилось выступление казачат.

В апреле мы совершили экскурсию в храм станицы, который носит имя великомученика Димитрия Солунского. Детям очень понравилась экскурсия, которая прошла после празднования Великой Пасхи, и все смогли  позвонить в колокола.

Я приняла участие в VIII Всероссийском конкурсе мероприятий, уроков и игровых программ по патриотическому воспитанию, название работы: «Родной свой край, люби и знай!» (Диплом I степени).

В мае дети узнали о жизни Ставрополья в годы Великой Отечественной Войны. Ребята с трепетом и волнением слушали  рассказы о том, как наши земляки противостояли немецким захватчикам. Приняли участие в VIII всероссийском конкурсе рисунков по патриотическому воспитанию на тему «Великая Победа» (Дипломы Диплом I степени).

Также в мае мы совершили экскурсию в музей МКОУ «СОШ №17». Перед посещением музея с детьми была проведена беседа, в ходе которой ребята получили представление, что такое музейный предмет, экспонат, экспозиция, вспомнили правила поведения в музее.  Ребята увидели много экспонатов, узнали много нового и интересного. Для детей это было значимое событие, они с интересом восприняли новую информацию и прониклись новыми впечатлениями. В доступной форме им рассказали об истории и культуре станицы Новомарьевской. После посещения музея, была проведена беседа о том, что больше всего понравилось ребятам. Дети неустанно рассказывали о своих впечатлениях.

В ходе, проделанной  за учебный год работы дети с интересом узнали много нового об истории Ставропольского края, станице Новомарьевской, о традициях и образе жизни людей, живущих на Ставрополье, у них возник интерес к истории родного края – ведь именно культура родного народа должна быть неотъемлемой частью души ребенка, лечь в основу его воспитания, как полноценной гармоничной личности и гражданина своей Родины.    

Литература:

1. Барыбина П.С. Земля моя – судьба моя. История станицы Новомарьевской.- Ставрополь: Издательство «Ванг», 2000, 112с.

2. Волобуев Н.А.История станицы Новомарьевской, ООО «Искра», Ставрополь, 2009г., 44 стр.

3.Колесников В.А. Станицы Ставрополья. Историко-статистический и топонимический справочник (последняя треть ХVIII в.- 1917г.). Москва: Изд. Надыршин А.Г., 2012, 352 стр.

4.Таратухин М.А. Сыны красавицы Кубани. Историческая повесть/составление, научная редакция, предисловие, приложение, подбор иллюстраций П.С. Федосова: Ставропольское книжное издательство «Мысль».- Ставрополь, 2008.-152с.

5.Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста» Ветохина А.Д., издательство «Детство-Пресс, 2011, Санкт-Петербург.

6.Патриотическое воспитание детей 4 – 7 лет Н.Г. Комратова, издательство «Творческий центр», Москва, 2007 г.

7.Сведения из материалов музея МКОУ «СОШ№17» ст.Новомарьевской Шпаковского района Ставропольского края

8. Интернет-ресурсы


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект - презинтация по нравственно патриотическому воспитанию. Родной свой край люби и знай!

Основные Задачи проекта: -обеспечить историческую преемственность поколений, сохранение, распространение и развитие национальной культуры, воспитание бережного отношения к историческому и к...

Долгосрочный проект по нравственно - патриотическому воспитанию"Родной свой край, люби и знай".

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №24 Аленький цветочек»  Проект по нравственно-патриотическому воспитанию «Родной свой край люби и знай!» Бубно...

Презентация "Проект по нравственно-патриотическому воспитанию "Родной свой край люби и знай!"

Тематическое планирование по нравственно-патриотическому воспитанию для детей старшего дошкольного возраста...

Презентация "Проект по нравственно-патриотическому воспитанию "Родной свой край люби и знай!"

Тематическое планирование по нравственно-патриотическому воспитанию для детей старшего дошкольного возраста...

Проект по нравственно-патриотическому воспитанию «Родной свой край люби и знай!»

Актуальность:Родина, Отечество. … В корнях этих слов близкие каждому образы: мать и отец, родители, те, кто дает жизнь новому существу. Воспитание чувства патриотизма у дошкольников – процесс сложный ...

Проект по нравственно-патриотическому воспитанию «Родной свой край люби и знай!»

Родина, Отечество. … В корнях этих слов близкие каждому образы: мать и отец, родители, те, кто дает жизнь новому существу. Воспитание чувства патриотизма у дошкольников – процесс сложный и длительный....