Методическая разработка "Семейное фото"
методическая разработка (старшая, подготовительная группа)

Разработала:
 воспитатель МДОУ  ЦРР «Кристаллик» - детский сад № 30
города Железногорска Курской области
Снегирева Татьяна Ивановна

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл snegireva_-_semeynoe_foto.docx25.47 КБ

Предварительный просмотр:

Методическая разработка по развитию социального опыта, развитию речи и логико-математических способностей детей

Семейное фото

                                          Подготовила:

                                              Снегирева Т.И.

МДОУ «ЦРР «Кристаллик» - д/с №30»

Семейное фото

Один из подходов к созданию детско-взрослого сообщества связан с работой с семейными фотографиями. Такую работу я провожу в начале учебного года - в период адаптации детей к детскому саду - в рамках темы «Mы в детском саду и дома», которая позволяет мне лучше познакомиться со своими воспитанниками и их родителями, с условиями, в которых живут дети, с ИХ склонностями и привязанностями, отношениями и правилами, существующими дома. С другой стороны, эта тема дает возможность познакомить детей и их родителей с тем, что их окружает в детском саду, что и как там происходит, ввести определенные правила поведения. чрезвычайно важно заложить традиции жизни детей в детском саду, выяснить, какие традиции существуют в семьях воспитанников.

Рассмотрим, что дает в этом плане работа с семейными фотографиями, как ее лучше организовать.

Прежде всего, попросите родителей доверить вам на время семейные фотографии.

Заверьте, что вы вернете фотографии в том же виде, в котором получили (для сохранности фотографий попросите вложить их в альбом или в полиэтиленовые папки).

Рассортируйте фотографии - отберите те из них, которые можно использовать для:

- показа возрастного развития человека;

- составления описательных рассказов о членах семьи, о домашних питомцах;

- составления сюжетных рассказов;

- выявления эмоциональных состояний разных людей;

- знакомства с родным городом, районом, микрорайоном, с другими городами, с деревней;

- знакомства с трудом взрослых;

- знакомства с природой;

- развития логико-математического опыта детей.

C:\Users\сервис88\Desktop\f3ociqNLkg.jpg

Фотографии помогают В РАБОТЕ ПО РАЗВИТИЮ СОЦИАЛЬНОГО ОПЫТА И РЕЧИ детей

Во второй МЛАДШЕЙ группе для развития социального опыта и речи я предлагаю детям, глядя на свои семейные фотографии, ответить на вопросы:

- Кто изображен на фотографии (имена, семейные роли по отношению к ребенку)?

- Кто это - мужчина или женщина? Мальчик или девочка?

- Какое настроение у изображаемого человека?

- Кто во что одет?

- Кто чем занят?

С помощью фотографий развиваются представления ребенка о самом себе - он узнает себя на  разных фотоснимках, называет  свое имя, фамилию, пол, возраст.

Рассматривая фотографии, мы говорим с детьми о том, что они умеют делать, об  их желаниях. На занятиях по развитию речи дети могут составлять рассказы из 2- 3 предложений о том, что они видят на фотографии.

В СРЕДНЕЙ группе дети не только отвечают, но и задают друг другу вопросы о родственных связях, именах и фамилиях членов семьи, изображенных на фотографии, их профессии, занятиях, привычках, обязанностях.

В этом возрасте ребенок не только называет  эмоциональное состояние членов семьи, отраженное на фотографии, но и поясняет причины этого состояния, рассказывает о вызвавших его событиях. Ребенок описывает и собственные чувства, устанавливает связь между своим действием и настроением, рассказывает о своих интересах.

Сравнивая фотографии одних и тех же людей, сделанные в разное время, дети выясняют, что изменяется со временем, а что - нет, выделяют мужчин и женщин, и определяют, кто из них моложе, кто старше, кто - самый молодой и т.д.

Для повышения интереса детей к своим сверстникам и их семьям мы проводим дидактическую игру "Угадай, где чья семья", используя фотографии.

В СТАРШЕМ дошкольном возрасте дети называют имена и отчества членов семьи на фотографии, их родственные связи.

Ребенок описывает эпизод из жизни своей семьи, строя свой рассказ по следующему плану:

- экспозиция (обрисовка действующих лиц, времени и места действия);

- завязка (причина события);

- развитие событий и кульминация (переломный момент, точка наивысшего напряжения);

- развязка (окончание).

Дети берут друг у друга интервью, задавая, например, такие вопросы:

- Каким ты был раньше?

- Когда и где ты родился? Как рос? Каким стал?

- Где жил? Где живешь сейчас?

- Когда ты пойдешь в школу? Хочешь ли ты пойти в школу? Почему?

- Кем ты хочешь стать, когда вырастешь?

- С кем ты дружишь?

- Что ты любишь? и т. п.

Для участия в интервью я приглашаю членов семей воспитанников. А если интервью проводится как театрализованное действие, игра-драматизация, можно пригласить в качестве участников и зрителей других детей - как старших (школьников - бывших выпускников детского сада), так и младших.

C:\Users\сервис88\Desktop\schastlivaya-semia.jpg

Семейные фотографии дают широкий простор и ДЛЯ РАЗВИТИЯ ЛОГИКО-МАТЕМАТИЧЕСКОГО ОПЫТА

В МЛАДШЕМ дошкольном возрасте, рассматривая семейные фотографии, дети постигают:

- пространственные отношения - кто где сидит (стоит) - кто с кем рядом, кто от кого дальше, кто к кому ближе;

 - количественные отношения - кто  на фотографии один, кого - много;

- временные отношения - в какое время года, суток происходит то, что изображено на фотографии, дети указывают признаки, по которым определили это; раскладывают по порядку свои фотографии (маленький - больше - еще больше); обсуждают, кто самый старший (младший) в семье, приводят признаки, по которым установили это (возраст, рост, роль в семье и т. д.).

В СРЕДНЕЙ группе в беседы с детьми по семейным фотографиям я включаю вопросы, ориентирующие детей в количественных отношениях:

- Сколько людей на фотографии?         

- Сколько взрослых? Сколько детей?

- Кого больше - взрослых или детей? Кого меньше? На сколько больше (меньше)?

Определив количество, дети выражают его числом.

Дети классифицируют изображения на фотографиях: «люди», «взрослые», «дети», «родственники», «мальчики», «девочки», «мужчины», «женщины» и др., обозначая эти категории условными знаками (придуманными совместно), дети объединяют их в группы-множества, ориентируясь на те или иные признаки.

Выясняя. кто на фотографии первый слева (справа), кто – второй, как люди на фотографии расположены относительно друг друга, кто – в середине и т.д., дети моделируют расположение фигур в пространстве с помощью игрушек, предметов-символов, условных изображений.

На основе фотоматериалов я составляю и логические задачи, например:

1. Кто в этой семье выше тебя ростом, но ниже твоей мамы?

2. У двух братьев по одной сестре. Сколько детей в семье?

3.  Павлику больше одного года, но меньше трех. Сколько лет Павлику?

Интересна и такая задача, являющаяся не только (и не столько) логической, сколько творческой: Что будет, когда тебе исполнится 5 лет?

В СТАРШЕМ дошкольном возрасте логические задачи усложняются:

1. Кого как зовут (на фотографии), если известно, что:

- Петя выше Саши, а Саша выше Алены?

- Таня старше Кати, а Катя старше Вани? и т.д.

2. На этой фотографии - 3 человека, но они утверждают, что они - два сына и два отца? Правду ли они говорят? Использую и логические концовки (дополнительный интерес при этом у детей вызовет игра с мячом - говоря начало фразы, взрослый кидает ребенку мяч, возвращая его, ребенок заканчивает фразу):

- Если сестра старше брата, то брат ... (младше сестры).

- Если мама младше бабушки, то бабушка ... (старше мамы).

- Если человек родился раньше, то он ... (старше) и др.

Прослеживая родственные связи, дети с помощью взрослых (к этой работе привлекаю родителей воспитанников) получают возможность составить родословное древо своей семьи.

Широкие возможности фотографии открывают и для упражнений детей в счете, в сравнении по количеству, в решении и составлении арифметических задач.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мои фото

Мои фотографии и фотографии моих воспитанников....

Фото-отчет о подготовке и проведении 23 февраля. Знакомство с традициями и культурой народов Севера-ханты и манси (фото). Экскурсия в библиотеку (фото)

1. Фото-отчет о подготовке и проведении 23 февраля2. Знакомство с традициями и культурой народов Севера-ханты и манси3. Экскурсия в библиотеку...

ВЫПИСКИ из протоколов городского методического объединения специалистов физкультурно-оздоровительного направления 2016, 2017-2018, 2018-2019, 2019-2020гг.+ФОТО.

Выписки из протоколов городского методического объединения специалистов физкультурно-оздоровительногонаправления 2016-2020гг....

Методическая разработка "Итоговое общее родительское собрание "Наши достижения и успехи" (конспект), презентация с демонстрацией фото, результатов и достижений, анализ анкетирования, отчет по финансированию, анкета для родителей "Оценка качества ДОО"

Цель собрания: Подведение итогов совместного воспитательно-образовательного процесса  как средства всестронеего развития ребенка.задачи: -проанализировать результаты  образовательной и ...

Методическая разработка "Фото-сафари"

Методическая разработка освещает актуальную тему взаимодействия с семьями воспитанников, и описывает одну из интересных форм организации семейного досуга с участием педагогов ДОУ ....