Методическое пособие по детскому экспериментированию для развития познавательного интереса детей дошкольного возраста
опыты и эксперименты

Дарья Олеговна Щемелёва

Разработка опытов и экспериментов для детей дошкольного возраста

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskoe_posobie.docx258.58 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение  

Детский сад №25 с\п «Золотой ключик»

Методическое пособие по детскому экспериментированию направленных на развитие познавательного интереса детей дошкольного возраста

vector-teacher-and-students-experiment.jpg

Выполнила:

Щемелёва Дарья Олеговна

воспитатель

г. Верхотурье 2019

Оглавление

Пояснительная записка        2

Технологическая карта по детскому экспериментированию в старшей группе «Путешествие в мир камней»        4

Технологическая карта по детскому экспериментированию в старшей группе «Песок. Что мы знаем о песке?»        11

Технологическая карта по детскому экспериментированию в старшей группе «Свойства воды: уровень воды»        18

Технологическая карта по детскому экспериментированию в старшей группе «Какие тайны хранит воздух?»        24

Технологическая карта по детскому экспериментированию в старшей группе«Секреты огня»        31

Пояснительная записка

Современные дети живут в эпоху информатизации и компьютеризации. В условиях быстро меняющейся жизни от человека требуется не только и владение знаниями, но и в первую очередь умение добывать эти знания самому и оперировать ими, мыслить самостоятельно и творчески. Все исследователи экспериментирования выделяют основную особенность познавательной деятельности детей: ребенок познает объект в ходе практической и деятельности с ним, осуществляемые ребенком практические действия выполняют познавательную, ориентировочно-исследовательскую функцию, создавая условия, в которых раскрывается содержание данного объекта.

Сборник, представленный вашему вниманию, предназначен для работы воспитателей дошкольных образовательных организаций. Его целью является создание содержательных и методических условий для развития познавательного интереса детей  дошкольного возраста посредствам детского экспериментирование. Основными его задачами являются: формирование способности видеть многообразие мира в системе взаимосвязей, включение детей в мыслительные, моделирующие и преобразующие действия; расширение перспектив развития поисково-познавательной деятельности; развивать способность анализировать, сравнивать, выделять характерные, существенные признаки предметов и явлений в процессе ознакомления с природой; развитие восприятия, логического мышления, внимания и памяти; развивать желание исследовать и экспериментировать с объектами неживой природы.

Практическая значимость сборника состоит в том, что технологические карты направлены на детей дошкольного возраста и предназначены для воспитателей ДОО.

Новизна данного пособия заключается в создании технологических карт по развитию познавательного интереса на основе детского экспериментирования. Технологические карты являются актуальной разработкой в современном мире. Табличная форма записи позволяет не просто прописывает цель и все задачи, реализуемые на протяжении деятельности, она также даёт возможность спланировать всю речь и деятельность воспитателя и предположить ответы и деятельность детей, подробно раскрыть задачи, подбирать для беседы более точные вопросы, чтобы представлять, насколько лёгким или сложным будет материал для детей.

Данное пособие предоставляет воспитателям возможность развития познавательного интереса у детей: отличаться широтой кругозора, с увлечением делится впечатлениями, организовать и осуществлять познавательно- исследовательскую деятельность в соответствии с собственными замыслами; проявлять интерес к предметам окружающего мира символам, знакам, моделям пытается устанавливать различные взаимосвязи.

Сборник состоит из технологических карт по организации непрерывно-образовательной деятельности, направленной на формирование у дошкольников элементарных представлений о живой и неживой природе; создание условий для овладения навыками экспериментирования; развитие познавательно-исследовательской деятельности детей  дошкольного возраста: «Путешествие в мир камней», «Песок. Что мы знаем о песке?», «Свойства воды: уровень воды», «Какие тайны хранит воздух?», «Секреты огня».

МИНИСТЕРСТВО ОБЩЕГО И ПРОФЕССИНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Свердловской области

«Свердловский областной педагогический колледж» Кафедра дошкольного образования

Технологическая карта по детскому экспериментированию в старшей группе «Путешествие в мир камней»

Выполнила:

Щемелёва Дарья Олеговна воспитатель

2019

Тема или № занятия «Путешествие в мир камней»

Цель: формировать у дошкольников элементарные представления о неживой природе.

Задачи:

Образовательные:

  • познакомить детей со свойствами камней (крепкий, твердый, гладкий, тяжелый, морской); дать понятие, чем полезны камни для человека
  • активизировать поисковую и творческую деятельность детей через проблемные ситуации

Развивающие:

  • развивать наглядно-образное мышление, речь, произвольную память в процессе образовательной деятельности

Воспитательные:

  • Воспитывать желание достигать цели в проблемной ситуации.
  • Воспитывать желание помогать друг другу в процессе игрового упражнения «Найди свой камешек»

Интеграция образовательных областей: познавательное развитие (развивать познавательные интересы детей; свойства и отношения объектов окружающего мира (форме, цвете и тд) + развитие речи (развивать умение поддерживать беседу, умение объяснять свой выбор).

Демонстрационный материал: посылка, письмо «От хозяйки Медной горы», карта-схема

Оборудование: поднос с различными камнями, таз с водой

Активизация словаря: гладкий, шершавый; эксперимент

Технологическая карта

Этап, задача, методы,

приёмы

Деятельность, речь воспитателя,

Деятельность, речь детей

Планируемый результат

I Вводно- организационный

Задача: смотивировать детей

Методы: беседа Приём: вопросы к

детям, чтение письма.

- Ребята, сегодня почтальон передал мне посылку, на ней написано «От Хозяйки Медной горы». Давайте откроем еѐ и посмотрим, что

внутри.

Слушают воспитателя

Мотивация детей на предстоящую деятельность

II Мотивационно- побудительный

Задача: мотивация к предстоящей деятельности Создание проблемной (игровой) ситуации Методы: словесный Прием: загадывание загадки, вопросы

«Здравствуйте дорогие ребята! Отправляю вам посылку и надеюсь, что вам понравится мой подарок. Но прежде отгадайте загадку:

В серѐжках у мамы огнем он горит,

В пыли на дорогах ненужным лежит.

Меняет он форму, меняет он цвет,

А в стройке годится он тысячу лет.

Он может быть мелким, в ладошке лежать,

Тяжелый, большой - одному не поднять.

Слушают воспитателя

Дети смотивированы на деятельность.

Познавательное развитие: узнали, откуда берутся камни, и для чего они нужны человеку.

Продолжили развивать наглядно-образное

мышление, речь, внимание в процессе образовательной деятельности.

Кто дети, загадку мою отгадал? Кто этот предмет по приметам узнал?

-Давайте поговорим о камнях. Как вы думаете откуда появляются камни? Для чего

нужны камни человеку?

  • Это камень, разные камни

  • Камни находятся в горах, они нужны для строительства

домов, дорог.

III Информационно- аналитический

Задача: обсуждение ситуации, поиск путей решения, актуализация имеющихся знаний Методы: демонстрация разных камней, беседа Прием: вопросы

  • Я предлагаю сесть за стол и провести некоторые эксперименты.

-Кто из вас знает, что же такое эксперимент?

  • Сейчас я включу музыку, а вы закроете глаза и будете слушать ее и представлять себе картину, которую вам подскажет музыка.
  • Что вы слышите? Расскажите свое представление.
  • Найдите на подносе морские камешки и положите перед собой. Посмотрите на них и скажите, какие они, какого цвета, какая у них поверхность?
  • Они гладкие, красивые, разного цвета.
  • Почему они такие?
  • А теперь возьмите и рассмотрите обычный камень.

Слушают воспитателя.

-Ответы детей

  • Шумит море, волны, берег, камешки на берегу перекатываются с места

на место, стучат друг о друга.

  • Гладкими их делает вода. Нахлынувшие волны бьют камни друг о друга,

вода со временем оттачивает у них края.

Речевое развитие: активизация словаря (эксперимент)

Активизировать поисковую деятельность детей через проблемные ситуации

Дети научились поддерживать беседу

Дети познакомились со

Что можно сказать об этом камне?

  • Возьмите камень в руки, сожмите крепко-крепко. Изменил он форму? Верно, нет. Почему?
  • Постучите камень о камень, что происходит?
  • Приложите камешек к щеке, какой он? Можно ли согреть его? Как это сделать?
  • Они шершавые, неровные, с острыми углами, разной формы

  • Он очень твердый.

  • Мы слышим звук

  • Положить на солнышко, согреть в ладонях.

свойствами камней

IV Практический

Задача: практически применить свои знания Метод: беседа.

А, теперь предлагаю немного отдохнуть

– Физкультминутка. По дорожке мы идем,

Много камешек найдем. Присели, собрали, Дальше пошли.

Вот на право мы пошли, Серых камешков нашли. Присели, собрали- Дальше пошли.

Вот мы в гору пошли,

Пестрых камешков нашли,

Выполняют физминутку, повторяют за воспитателем

- Шагают

-Подымаются на носочки

Физическое развитие: сняли эмоционально- психического

напряжения

Присели, собрали,

С собою в садик принесли.

- А сейчас давайте поговорим с камешком. Представьте, что у камешка есть УХО, пофантазируйте и найдите его. Камни могут хранить секреты. Скажите камню тихонько, как вас зовут, кто ваш лучший друг, поделитесь с ним своей тайной. Закройте «УХО» камня пальцем

– теперь он сохранит все в секрете.

- Подойдите к тазику с водой, опустите камни в воду, что с ними стало?

.

-Дети делятся своим секретом

-Они утонули, изменили цвет, они тяжелые.

Развивать наглядно- образное мышление, речь, память в процессе образовательной деятельности

V Заключительный Задача: подведение итогов, обобщение и систематизация полученных знаний. Методы:

заключительная беседа, игровое упражнение Приёмы: педагогическая оценка.

- Ребята, сейчас я вам предлагаю, поиграть.

Игровое упражнение «Найди свой камешек»

-Каждый из вас должен запомнить свой камешек, после этого вы положите его в тазик с водой. Перемешаем. Далее

каждый из вас должен найти свой камешек. Если вы не можете найти свой камешек

попросите помощи друг у друга.

- Кладут в тазик, запоминают, ищут свой.

Дети обобщили полученные знания, актуализировали полученный опыт.

Научились объяснять свой выбор

  • Ребята, что мы сегодня делали на занятии?
  • С какими свойствами вы познакомились?
  • Что вам понравилось?
  • Мы узнали много нового о камнях
  • Камни бывают гладкие, шершавые, твердые.

-Ответы детей

МИНИСТЕРСТВО ОБЩЕГО И ПРОФЕССИНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Свердловской области

«Свердловский областной педагогический колледж» Кафедра дошкольного образования

Технологическая карта по детскому экспериментированию в средней группе

«Песок. Что мы знаем о песке?»

Выполнила:

Щемелёва Дарья Олеговна воспитатель

2019

Тема или № занятия «Песок. Что мы знаем о песке?»

Цель: создать условия для развития познавательно-исследовательских интересов у детей, посредством ознакомления с песком, как с природным компонентом.

Задачи:

Образовательные:

  • учить детей различать и называть свойства песка: сухой, влажный, очень мокрый, состоит из мелких песчинок, сыплется, лепится, желтый (светло-или темно-коричневый, хорошо пропускает сквозь себя воду (вода уходит в песок)).
  • показать, что песок состоит из отдельных песчинок, они мелкие, твердые, неровные, разного цвета.

Развивающие:

  • развивать познавательный интерес, речь, логическое мышление, произвольное внимание, память.
  • развивать фантазию детей через игровое упражнение «Необычные следы»

Воспитательные:

  • Воспитывать аккуратность, умение соблюдать правила безопасного поведения во время проведения опытов. Интеграция областей: познавательное развитие (развитие восприятия, внимания, памяти, наблюдательности,

способности анализировать, сравнивать); развитие речи (развивать умение поддерживать беседу. Совершенствовать диалогическую форму речи. Поощрять попытки высказывать свою точку зрения)

Демонстрационный материал: карта-схема

Оборудование: тарелочка с песком для каждого ребёнка, лупа, стакан с водой, салфетка.

Активизация словаря: песчинки

Технологическая карта

Этап, задача, методы,

приёмы

Деятельность и речь

воспитателя

Деятельность и речь детей

Планируемый результат

I Вводно- организационный

Задача: смотивировать детей на предстоящую деятельность

Метод: словесный Прием: загадывание загадки

(Предлагаю детям встать в круг)

  • Учёный кот прислал из своей лаборатории материал для исследования, а чтоб узнать, что это надо отгадать загадку:
  • Из меня кулич испечь удобно,

Только есть его нельзя, дружок,

Я сыпучий, жѐлтый, несъедобный, Догадался, кто я? Я-?

- Слушают воспитателя Отгадывают загадку

-Песок

Дети смотивированы на предстоящую деятельность.

II Мотивационно- побудительный

Задача: мотивация к предстоящей деятельности Создание проблемной (игровой) ситуации Методы: беседа,

Приемы: вопросы.

  • Предлагаю детям пройти в центр науки, сесть за столы для исследования песка.
  • Нам с вами необходимо сегодня разобраться, что же такое песок, и какими свойствами он обладает?

-Как вы думаете, что такое

Рассматривают иллюстрацию.

- Песок-это полезное

Развивали наглядно- образное мышление, произвольную память и внимание в процессе образовательной деятельности.

песок?

- Ребята, как узнать из чего состоит песок?

ископаемое

- Нужно рассмотреть песок через лупу

III Информационно- аналитический

Задача: обсуждение ситуации, поиск путей решения, актуализация имеющихся знаний Метод: беседа

Прием: вопросы, объяснение

- Игровое упражнение

«Необыкновенные следы»

-Ребята, сейчас я предлагаю вам немного познакомиться и пофантазировать с песком. Сейчас, мы с вами немного поиграем. Я вам буду говорить животных, а вы должны изобразить пальчиком или рукой их след. Попробуем?

«Идут медвежата»

«Прыгают зайцы»

«Ползут змейки»

-Слушают воспитателя

-Да

-ребенок кулачками и ладонями с силой надавливает на песок.

  • кончиками пальцев ребенок ударяет по поверхности песка, двигаясь в разных направлениях.
  • ребенок расслабленными/напряженными пальцами рук делает поверхность песка волнистой (в

разных направлениях).

Развили фантазию через игровое упражнение

«Необычные следы»

«Бегут жучки-паучки»

«Кроказябла»

  • ребенок двигает всеми пальцами, имитируя движение насекомых
  • дети оставляют на песке самые разнообразные следы,

придумывают название для фантастического животного, которое оставило такие следы

IV Практический

Задача: практически применить свои знания Метод: беседа

Прием: вопросы, показ, объяснение

Физминутка

Сели — встали, сели — встали.

Ванькой-встанькой словно стали.

Руки к телу все прижали И подскоки делать стали. Рассматривают песок на тарелочке при

помощи лупы.

- Сейчас мы вами проведем несколько опытов.

Опыт 1: Из чего состоит песок.

-Из чего состоит песок?

-Как выглядят песчинки?

-Похожи ли песчинки одна на другую?

-Чем похожи, и чем

Выполняют физминутку

  • Из песчинок
  • Маленькие крупинки

  • Ответы детей

Сняли эмоциональное напряжения.

Дети имеют представления о том, что песок состоит из отдельных песчинок, они мелкие, твердые, неровные, разного цвета.

отличаются песчинки?

  • «Как вы думаете, как появились эти песчинки? » ( Рассказываю о происхождении песка)

Ветер, вода разрушают камни, в результате чего

и появляется песок. Когда мы рассматривали песок через лупу, то видели много маленьких песчинок. Эти маленькие песчинки похожи на частички

мелких камешек.

  • Опыт 2
  • А, теперь наберите в кулачок горсть песка и выпустите его маленькой струйкой. Что происходит с сухим песком?

Попробуем поставить в стаканчик с песком трубочку от сока.

  • Что происходит? Почему трубочка не падает?

Опыт 3

-Ответы детей

-Он сыплется.

- Трубочка расталкивает песчинки и поэтому ее легко воткнуть.

Дети научились различать и называть свойства песка: сухой, влажный, очень мокрый, состоит из мелких песчинок,

сыплется, лепится, желтый (светло-или темно- коричневый, хорошо пропускает сквозь себя воду (вода уходит в

песок)).

- Предлагает взять формочку набрать в него сухого песка и построить

-Получилась ли формочка? Почему? Что нужно сделать с песком чтобы из него можно было строить?

-Верно, давайте, попробуем.

- Нет

Необходимо добавить воду

V Заключительный Задача: подведение итогов, обобщение и систематизация полученных знаний. Рефлексия

  • Ребята, что мы узнали о песке?

  • Из чего состоит песок?
  • Какой бывает песок?

-Молодцы!

- Он состоит из

песчинок, когда сухой сыпучий, когда влажный, то из него можно строить. С помощью воды песчинки слипаются и крепко держатся

друг за друга, мокрый песок плотный и из него легко сооружать постройки.

-Песок состоит из мелких песчинок, которые не прилипают друг к

другу. Песчинки бывают разного цвета и имеют разную форму - маленьких

камешек.

Итоги подведены, результаты обобщены и систематизированы.

МИНИСТЕРСТВО ОБЩЕГО И ПРОФЕССИНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Свердловской области

«Свердловский областной педагогический колледж» Кафедра дошкольного образования

Технологическая карта по детскому экспериментированию в средней группе

«Свойства воды: уровень воды»

Выполнила:

Щемелёва Дарья Олеговна воспитатель

2019

Тема или № занятия «Свойства воды: уровень воды»

Цель: создание условий для овладения навыками экспериментирования.

Задачи:

Образовательные:

  • способствовать усвоению понимания алгоритма действий по карте-схеме;
  • формировать представления о свойстве тяжелых предметов « увеличивать» количество воды;
  • уточнять значение воды для всего живого на земле.

Развивающие:

  • развивать произвольное внимание, логическое мышление, речь;

-развивать        познавательный        интерес        через        ознакомление        с        техникой        проведения        опытов        с        водой, наблюдательность, умения сравнивать, сопоставлять, делать выводы.

Воспитательные:

  • Воспитывать навыки самоконтроля, умение общаться со сверстниками во время проведения опытов

Интеграция областей: познавательное развитие (познакомить с планом, схемой, маршрутом, картой; развивать умение детей действовать в соответствии с предлагаемым алгоритмом); развитие речи (поощрять попытки ребенка делиться с педагогом и другими детьми разнообразными впечатлениями)

Демонстрационный материал: карты-схемы опыта

Оборудование: сосуд с водой для каждого ребенка; камни и железные предмет; интерактивная доска

Активизация словаря: схема

Технологическая карта

Этап, задача, методы,

приёмы

Деятельность и речь воспитателя

Деятельность и речь детей

Планируемый результат

I Вводно- организационный Задача: создание атмосферы психологической комфортности, эмоциональной поддержки детей Метод: беседа Прием: загадывание загадки

Приветствую детей,

устанавливаю зрительный контакт.

  • Здравствуйте, ребята. Я очень рада вас видеть вас такими веселыми.
  • Ребята, отгадайте мою загадку: Мы говорим: она течет,

Мы говорим: она играет. Она бежит всегда вперед, Но никуда не убегает

Встают в круг.

-Здравствуйте

-Вода

Дети смотивированы на предстоящую деятельность.

II Мотивационно- побудительный

Задача: мотивация к предстоящей деятельности Создание проблемной (игровой) ситуации

- Ребята во время прогулок мы с вами наблюдали за природными явлениями.

Дома мы видим каждый день, как вода течет из крана. Как вы думаете, могут ли выжить человек и все живое на планете без воды? Для чего нам нужна

вода?

- Размышляют для чего нужна вода. Выказывают предположения, как об этом можно узнать (спросить у взрослых, посмотреть в энциклопедиях, самим подумать).

Уточнять значение воды для всего живого на земле

III Информационно- аналитический

Задача: обсуждение

  • Дидактическая игра «Кому нужна вода?»
  • Ребята, посмотрите на доску,

- Продолжают развивать

произвольное внимание, наглядно-образное

ситуации, поиск путей решения, актуализация имеющихся знаний Метод: практический Прием: дидактическая игра

здесь изображены различные

животные, растения и рыбы, вы должны назвать кому, и для чего нужна вода.

- Ребята, какой мы можем сделать вывод?

- Вода нужна для жизни и людям, и животным, и растениям

мышление

IV Практический

Задача: формирование речевых умений,

навыков, необходимых для

«открытия» нового знания. Побуждение детей к «открытию» нового знания в совместной с педагогом деятельности

Физминутка

Очень всем нужна вода Делай раз и делай два. Звери из ручья попили,

Влево, вправо поклонились, Вместе на носочки встали, Тучку лапками достали.

Дождик вдруг полил с утра, За работу нам пора.

- Ребята, вы хотите узнать много нового о воде? Тогда приглашаю вас в лабораторию «маленьких ученых» и предлагаю заняться исследованием воды. Вы согласны?

-Сейчас мы пойдем в лабораторию и приступим к исследованиям, но прежде вспомним правила безопасности

во время работы с водой.

Снятие эмоционального напряжения.

Повторяют за воспитателем

  • Да, хотим

  • Да

Расширили усвоение понимания алгоритма действий по карте-схеме;

  • Не брызгаемся, в воду руками не лезем.
  • Какие свойства воды вы уже знаете?
  • А, сегодня я предлагаю вам открыть еще одно ее свойство.

-Как вы думаете, сможете ли вы увеличить количество воды в стакане, не наливая туда еще воду?

  • Как вы думаете, что такое схема?
  • Посмотрите, на карту схему и скажите, что на ней изображено?

-Кто из вас знает, что такое схема?

  • Давайте, теперь последуем нашей карте схеме и проведем опыт. Для начала возьмите стакан с водой, запомните на каком уровне находилась вода. Запомнили?
  • Теперь положите в воду камень и железные предметы.
  • У всех получился опыт? Может кому-то нужно помочь?
  • Что изменилось ребята?

  • Жидкое, газообразное, твердое
  • Дети проводят опыт. Определяют по карте схеме, какое оборудование им нужно, для проведения эксперимента.

Высказывают предположения

  • Ответы детей

  • Стакан с водой и различные предметы ( камни и железные предметы)

-определенная последовательность

  • Да

-Уровень воды стал больше

Сформировали представления о свойстве тяжелых предметов

«увеличивать» количество воды

  • Правильно, а почему воды стало больше?

-Увеличилось ли количество воды?

  • Нет. Но уровень воды стал

выше. Почему? От чего зависит уровень подъема воды?

  • Какой вывод мы можем сделать?

-Молодцы, все верно назвали!

-Ответы детей

  • Уровень воды повышается за счет веса предметов,

вытесняющих воду

  • Чем тяжелее предмет, тем больше поднимается уровень воды

Сформировали познавательный интерес через ознакомление с техникой проведения опытов с водой, наблюдательность, умения сравнивать, сопоставлять, делать выводы

V Заключительный Задача: подведение итогов, обобщение и систематизация полученных знаний.

  • Ребята, мне интересно сегодня с вами было повышать уровень воды в стакане. А Вам?
  • Вы хотели бы узнать другие свойства воды?

Я предлагаю вам подумать, и в следующий раз кто-нибудь сможет показать свой опыт с водой

  • Ответы детей

  • Да

Итоги подведены, результаты обобщены и систематизированы.

МИНИСТЕРСТВО ОБЩЕГО И ПРОФЕССИНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Свердловской области

«Свердловский областной педагогический колледж» Кафедра дошкольного образования

Технологическая карта по детскому экспериментированию в старшей группе

«Какие тайны хранит воздух?»

Выполнила:

Щемелёва Дарья Олеговна воспитатель

2019

Тема или № занятия «Какие тайны хранит воздух?»

Цель: формировать представления о воздухе через познавательно-исследовательскую деятельность

Задачи:

Образовательные:

  • учить обнаруживать воздух
  • формировать представления о том, что внутри человека есть воздух, и его можно обнаружить.
  • показать, что воздух обладает силой

Развивающие:

  • развивать наглядно-образное мышление, речь, словесно-логическое мышление

Воспитательные:

  • воспитывать желание познавать окружающий мир через дидактическую игру «Если бы я был ветром»
  • воспитывать аккуратность при использовании необходимого оборудования

Интеграция областей: познавательное развитие (способствовать самостоятельному использованию действий экспериментального характера для выявления скрытых свойств. Закреплять умение получать информацию о новом объекте в процессе его исследования); развитие речи (расширять представления детей о многообразии окружающего мира; продолжать совершенствовать диалогическую и монологическую формы речи)

Демонстрационный материал: карты-схемы

Оборудование: полиэтиленовые пакеты, трубочки, емкость с водой, таз с водой, лодочка, карты-схемы.

Активизация словаря: воздух-невидимка, лаборатория, упругий

Технологическая карта

Этап, задача, методы,

приёмы

Деятельность и речь

воспитателя

Деятельность и речь детей

Планируемый результат

I Вводно- организационный

Задача: смотивировать детей на предстоящую деятельность

Метод: словесный

Прием: загадывание загадки

  • Здравствуйте, ребята. Сегодня у нас с вами необычное занятие. Но прежде чем мы его начнем, отгадайте мою загадку:
  • Через нос проходит в грудь

И обратный держит путь. Он невидимый, и всё же, Без него мы жить не можем.

  • Молодцы.
  • Здравствуйте

  • Воздух

Дети смотивированы на предстоящую деятельность.

II Мотивационно- побудительный

Задача: мотивация к предстоящей деятельности Создание проблемной (игровой) ситуации

  • Сегодня мы с вами узнаем

«Какие тайны хранит воздух».

  • Как вы думаете, что такое воздух?
  • Воздух окружает нашу

Землю. Воздух есть везде: и в группе, и у нас дома, и на улице. Воздух – удивительная оболочка вокруг Земли.

  • А кому нужен воздух?

  • Ответы детей

  • Растениям, животным,

Дети имеют представление о воздухе

- Совершенно верно.

людям

III Информационно- аналитический

Задача: обсуждение ситуации, поиск путей решения, актуализация имеющихся знаний

  • Ребята, давайте сейчас с вами сядем в круг и поиграем в игру. Я вам буду кидать мячик с такими словами «Ели бы я была ветром, то…», а вы должны продолжить.
  • Например, если я была бы ветром, то я путешествовала по разным городам и странам.
  • Молодцы. Сейчас мы с вами отправимся в лабораторию, чтобы узнать, какие же секреты хранит воздух.

-Как вы думаете, что такое лаборатория?

-Правильно.

- Ответы детей

-Это помещение где проводят опыты

Дети стараются отвечать на вопросы полными предложениями.

Воспитали желание познавать окружающий мир через дидактическую игру

«Если бы я был ветром»

IV Практический

Задача: практически применить свои знания Метод: наглядный, практический

Физминутка

Мы весело и дружно Надуем шар воздушный.

-дети маршируют

-делают глубокий вдох носом, при этом надувают живот, словно это

воздушный шарик

Сняли эмоциональное напряжение.

Дети стараются отвечать на

Шарик красный, шарик синий

Надуваем сильно-сильно. Вдох-выдох, выдох-вдох Улетел наш шарик – «ОХ»!

  • Посмотрите, что есть в нашей лаборатории?
  • Ребята, к данным предметам мы относимся аккуратно, не ломаем, не рвем.
  • Первый наш опыт называется «Что в пакете?»
  • Посмотрите, что находится в пакете?
  • А, теперь попробуем надуть пакет. Закрутите его, чтобы он стал упругим, т.е твердым.
  • А, сейчас, что в пакете?
  • Почему казалось, что пакет пустой?

-Какой мы с вами можно сделать вывод?

  • Молодцы!
  • Следующий опыт называется « Игры с

-делают выдох ртом

  • делают глубокий вдох, короткий выдох, еще короткий выдох и опять вдох носом

-Вода, трубочки, пакеты, лодочка

-Там пусто

-Выполняют действия воспитателя

-Воздух

  • Потому что воздух невидимый
  • Воздух прозрачный, невидимый легкий.

вопросы полными предложениями.

Воспитали аккуратность при использовании необходимого оборудования

Продолжили учить обнаруживать воздух Сформировали представления о том, что внутри человека есть воздух, и его можно обнаружить.

Показали, что воздух обладает силой

соломинкой»

  • Возьмите в руки трубочку, подуйте в неё, а теперь подставьте ладонь под струю воздуха. Что почувствовали?
  • Откуда появился ветерок?
  • А, теперь отпустите трубочку в стакан с водой, подуйте в нее.
  • Что появляется? Откуда они появились, куда исчезли?
  • Какой вывод мы можем с вами сделать
  • Человек дышит воздухом. Он попадает внутрь человека при вдохе. Его можно не только увидеть, но и почувствовать. Для этого нужно опустить трубочку в воду и подуть.
  • Последний наш опыт называется «Лодочка»
  • Давайте с вами попробуем подуть на лодочку.
  • Почему она плывет? Что ее толкает?

  • Воздух

  • ответы детей

  • Пузырьки. Они появились из воды. Из трубочки выходит воздух, он легкий, поднимается        через воду вверх пузырьками и лопается

-Ответы детей

-Потому что мы дуем на

  • Откуда появляется ветерок?
  • Чем ветер сильнее дует, тем быстрее плывет лодочка.

-Молодцы, ребята.

нее

-Человек выдувает воздух, он толкает лодочку

V Заключительный

Задача: подведение итогов, обобщение и систематизация полученных знаний.

  • Ребята, на этом наше экспериментирование заканчивается.

-Чем мы сегодня с вами занимались?

-Какой опыт вам больше всего понравился?

  • На этом наша чудесная лаборатория закрывается. И нам пора возвращаться

  • проводили опыты

  • ответы детей

Итоги подведены, результаты обобщены и систематизированы.

МИНИСТЕРСТВО ОБЩЕГО И ПРОФЕССИНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Свердловской области

«Свердловский областной педагогический колледж» Кафедра дошкольного образования

Технологическая карта по детскому экспериментированию в подготовительной группе

«Секреты огня»

Выполнила:

Щемелёва Дарья Олеговна воспитатель

2019

Тема или № занятия «Секреты огня»

Цель: создание условий для формирования осознанного отношения детей к огню через изучение свойств огня.

Образовательные:

  • показать на опыте, что при горении изменяется состав воздуха кислорода становится меньше, а для горения нужен кислород; ознакомить со способами тушения пожара.
  • показать, что пламя свечи всегда направлено вверх, но может менять направление при воздействии потока воздуха;
  • узнать имеет ли цвет огонь, и может ли он меняться

Развивающие:

  • развивать познавательный интерес, логическое мышление, произвольное внимание и память,        дидактическую игру «Добрый и злой огонь»
  • развивать способность самостоятельно наблюдать, исследовать, давать правильную оценку явлениям

Воспитательные:

  • Воспитывать бережное отношение к природе

Интеграция областей: познавательное развитие (развивать умение детей действовать в соответствии с предлагаемым алгоритмом; развивать восприятие, умение выделять разнообразные свойства и отношения предметов (цвет, форма, величина, расположение в пространстве и т. п.), включая органы чувств: зрение, слух, осязание, обоняние, вкус); социально-коммуникативное развитие (формировать основы экологической культуры и безопасного поведения в природе, уточнять знания детей о причинах пожара)

Демонстрационный материал: карта-схема

Оборудование: свеча, банка, зубочистка, железный поднос, спички, вода.

Активизация словаря: пожар

Технологическая карта

Этап, задача, методы,

приёмы

Деятельность и речь

воспитателя

Деятельность и речь детей

Планируемый результат

I Вводно- организационный

Задача: смотивировать детей на предстоящую деятельность

Метод: словесный Прием: чтение стихотворения

  • Ребята, сейчас я прочитаю стихотворение, а вы мне скажете, о чем мы сегодня поговорим.
  • Нам без доброго огня, Обойтись нельзя ни дня. Он надежно дружит с нами Гонит холод, гонит мрак. Он приветливое пламя, Поднимает словно флаг. Нам огонь хороший нужен. И за то ему почет,

Что ребятам греет ужин, Режет сталь и хлеб печет!

Слушают стихотворение

Дети смотивированы на предстоящую деятельность.

II Мотивационно- побудительный

Задача: мотивация к предстоящей деятельности Создание проблемной (игровой) ситуации Метод: словесный

Прием: вопросы

  • О чем это стихотворение?
  • О каком огне рассказывается в стихотворении?
  • Скажите, огонь бывает только добрый?

Может ли огонь быть опасным?

  • Ребята, кто из вас разводил костер?

Об огне

  • о добром огне
  • Нет, он бывает еще и злым

  • Да

  • Ответы детей

Воспитывать бережное отношение к природе

  • Скажите, а вы были у костра одни или с взрослыми?
  • А можно разводить костер без взрослых?
  • Почему?
  • Можно оставлять костер без присмотра?
  • Что вы делали у горящего костра?
  • Вам понравилось смотреть на пламя костра?
  • Что вы сделали с костром перед уходом?
  • Зачем вы это сделали?

-Нельзя

  • Потому что может образоваться пожар

  • ответы детей

-Потушили

  • чтобы не было пожара

III Информационно- аналитический

Задача: обсуждение ситуации, поиск путей решения, актуализация имеющихся знаний Метод: наглядный, беседа

Прием: дидактическая игра

  • Все вы назвали верно. Сейчас я предлагаю вам, закрепить ваши знания. У вас на столе лежат разные карточки. С правой стороны лежит добрый огонь, а с левой злой. Вам нужно отнести картинки, которые подходят к данному огню. Давайте попробуем.
  • Что такое пожар?
  • Если он произошел, кого нужно вызывать?

- Выполняют задание воспитателя

Продолжили развивать логическое мышление, произвольную память и внимание с помощью закрепления

IV Практический

Задача: практически применить свои знания Метод: практический, беседа

  • И сейчас я предлагаю вам узнать секреты огня. Вы готовы?
  • Но прежде, вспомним правила безопасности:

-руками к огню не лезем, близко не подходим, руками не машем.

  • Первый наш опыт называется «Свечка в банке»
  • Как вы думаете, как можно погасить свечу, не прикасаясь к свече, ни к пламени и не задувая ее?
  • Сейчас я зажгу свечу и закрою ее банкой. Что произошло?
  • А, почему это произошло?
  • Для горения ребята, нужен кислород, банка не дает доступа к кислороду, и огонь гаснет.
  • Ребята, а что еще используют для тушения огня?
  • Переходим к следующему опыту. Сейчас, мы узнаем,

  • Ответы детей

  • Свеча погасла

  • Ответы детей

-Воду, огнетушитель, песок

показали на опыте, что при горении изменяется состав воздуха кислорода становится меньше, а для горения нужен кислород; ознакомить со способами тушения пожара.

всегда ли пламя свечи направлено вверх?

  • Посмотрите на свечу, куда направлено пламя?
  • Теперь подуйте на нее тихонько. Пламя отклоняется. Но если перестать дуть, пламя вновь направлено вверх.
  • Теперь, я эту свечу медленно наклоню. Что произошло?

-Вывод: При любом наклоне язычок пламени постоянно держится вертикально, будто кто-то невидимый удерживает пламя. Поток воздуха изменяет направление огня.

  • И последний наш опыт. Попробуем с вами узнать, имеет ли огонь цвет, и может ли он меняться.
  • Ребята, посмотрите на пламя огня и скажите одинаковый ли цвет пламени?
  • Пламя имеет слои

  • Вверх.

-Ответы детей

  • слушают воспитателя

  • Нет

показать, что пламя свечи всегда направлено вверх, но может менять направление при воздействии потока воздуха;

узнали имеет ли цвет огонь, и может ли он меняться

  • Какие вы видите?

  • Теперь к пламени, я поднесу зубочистку.
  • Посмотрите, меняется цвет пламени. Какой он стал?

Вывод: разные вещества и материалы горят с разным цветом пламени. Вот таким

образом получаются красивые фейерверки

- самый нижний слой голубоватого оттенка; затем светло-желтый слой, после него-самый верхний- красновато-оранжевый

-Желто-оранжевый

V Заключительный

Задача: подведение итогов, обобщение и систематизация полученных знаний.

  • Наше занятие подходит к концу. Чем мы сегодня занимались?
  • Какие свойства огня вы запомнили?
  • Какой опыт вам понравился больше?

- слушают воспитателя, отвечают на вопросы

Итоги подведены, результаты обобщены и систематизированы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дидактическая игра как средство развития познавательного интереса детей дошкольного возраста

Стремление познавать окружающий мир присуще человеку, есть оно и в каждом ребенке. Однако познание - функция не только интеллекта человека. Познание- функция его личности. Оно невозможно без таких кач...

Использование дидактических игр в развитии познавательных интересов детей дошкольного возраста

Игра пронизывает всю жизнь ребенка, она способствует физическому и духовному здоровью, является источником обширной информации, методом обучения и воспитания ребят. С ее помощью создаются условия для ...

Консультация для родителей.«Развитие познавательных интересов детей дошкольного возраста»

Основа познавательного интереса -активная мыслительная деятельность ребёнка. Познавательный интерес связан с память и мышлением ребёнка, желание узнать что то новое , неизведанное....

Статья "Метод проектов в ДОУ, как способ развития познавательного интереса детей дошкольного возраста"

Статья "Метод проектов в ДОУ, как способ развития познавательного интереса детей дошкольного возраста"...

Тема по самообразованию: "Развитие познавательного интереса детей дошкольного возраста дошкольников через использование мультимедийных презентаций в работе с детьми в СРЦН"

Тема по самообразованию: "Развитие познавательного интереса  детей дошкольного возраста дошкольников через использование мультимедийных презентаций в работе с детьми в СРЦН"...

Статья Использование дидактических игр в развитии познавательных интересов детей дошкольного возраста

Игра пронизывает всю жизнь ребенка, она способствует физическому и духовному здоровью, является источником обширной информации, методом обучения и воспитания ребят. С ее помощью создаются условия для ...