Методическая разработка «Развитие познавательного интереса детей дошкольного возраста посредством проектной деятельности»
методическая разработка по окружающему миру (старшая группа)
рекомендации и план работы с детьми
Скачать:
Предварительный просмотр:
Филиала МАДОУ «Детский сад «Теремок «Северное сияние»
Методическая разработка
«Развитие познавательного интереса детей
дошкольного возраста посредством
проектной деятельности»
Авторы: Бутаева Д.Р., Кабардаева М.М.
г. Новый Уренгой, 2024
Содержание
Введение ………………………………………………………….............. ..... 2
Актуальность ................................................................................................... 4
Глава 1. Теоретическое обоснование опыта работы по развитию познавательного интереса детей дошкольного возраста посредством проектной деятельности……………………………………………................ 6
Глава 2. Содержание системы работ
Цели и задачи опыта работы........................................................... 8
Формы, методы и средства организации проектной деятельности
.................................................................................................................................................... 11
Формы взаимодействия воспитателя с родителями в процессе развития познавательного интереса детей дошкольного возраста……........ 13
Заключение………………………………………………………………........ 16
Список литературы………………………………………………................. 19
Приложение ……………………………........................................................ 20
Введение
Современные педагогические исследования показывают, что главная проблема дошкольного образования – потеря живости, притягательности процесса познания. Увеличивается число дошкольников, не желающих идти в школу; снизилась положительная мотивация к занятиям, успеваемость детей падает. Как же поправить ситуацию? Наблюдая за детьми в различных видах деятельности, я пришла к выводу, что развитие познавательной активности в дошкольном детстве – это самостоятельная, инициативная деятельность ребёнка, направленная на познание окружающей действительности и определяющая необходимость решать задания, которые ставятся перед ним в конкретных жизненных ситуациях. На современном этапе в связи с введением в действие ФГОС ДО, возникла необходимость обновления и повышения качества дошкольного образования, необходимость в дошкольном образовании нового поколения, направленного на выявление и развитие творческих способностей и познавательной активности дошкольников. Очевидным явился поиск эффективных методических приёмов и необходимость создания оптимальных условий для развития познавательных процессов у детей дошкольного возраста. Опираясь на важность и необходимость работы по развитию познавательной активности дошкольников, проблему способа решения данного вопроса, я обратилась к методу проектной деятельности как средству познавательной активности детей дошкольного возраста. Началом работы по теме опыта стали итоги наблюдений в процессе непосредственной образовательной и совместной с педагогом деятельности с воспитанниками младшего дошкольного возраста. В результате выяснилось, что лишь небольшое количество детей умеют анализировать явления и объекты окружающего мира, выделяют существенные признаки и стороны, умеют рассуждать, проявляют познавательную активность, любознательность в форме вопросов, умении находить необычное в обычном. Анкетирование родителей показало, что не всегда в современных семьях уделяется должное внимание развитию у детей познавательных способностей. Родители не могут уделять должного внимания детям в силу каких-то обстоятельств, либо в силу своей непросвещённости. Самостоятельно постичь суть окружающего мира – задача непосильная для ребёнка. Перед педагогами ДОУ встала необходимость работы над данной проблемой. Поэтому одним из перспективных методов, способствующих решению этой проблемы, является метод проектной деятельности, позволяющий педагогам расширить образовательное пространство, придать ему новые формы, дать возможность развития творческого, познавательного мышления ребенка.
Актуальность
Избранная тема является актуальной, поскольку невозможно переоценить значения познавательной деятельности для общего развития дошкольника и формирования его личности. Функциональное назначение познавательной деятельности состоит в том, чтобы вооружить дошкольников знаниями умениями и навыками, содействовать воспитанию мировоззрения, нравственных, эстетических качеств малышей, развивать их познавательные силы, личностные образования (активность, самостоятельность, познавательный интерес), выявлять и реализовать потенциальные возможности детей, приобщать их к поисковой и творческой деятельности. В последнее время образовательная работа с детьми старшего дошкольного возраста в детских садах становится, все больше похожа на обучение в школе. Традиционно отведенные обществом для дошкольников культурные практикумы (игровая, продуктивная, познавательно-исследовательская деятельность), признанные формировать ребенка, как инициативного и самостоятельного субъекта активности, вытесняются занятиями, уроками, которые даются по школьной технологии. К сожалению, кроме ухудшения здоровья и потери учебной мотивации, это ни к чему, как правило, не приводит. Как помочь ребенку преодолеть неуверенность в себе, научить общаться с взрослыми и сверстниками, как помочь детям устранять появляющиеся трудности? Как стимулировать природную потребность ребенка к новизне? Как научить видеть проблемы, выдвигать гипотезы, задавать вопросы, наблюдать, экспериментировать, делать умозаключения и выводы. Эти вопросы очень актуальны в рамках подготовки дошкольников к обучению в начальной школе. Изменения системы дошкольного образования предполагает изменение подходов к организации воспитательно -образовательного процесса: не через систему НОД, а через другие, адекватные формы образовательной работы с детьми дошкольного возраста. Таким образом, возникают противоречия:¬между необходимостью повышать уровень способности к познавательной и исследовательской деятельности дошкольника и недостаточной технологической проработкой этого процесса в условиях традиционного обучения в детском саду;¬между сформированностью у дошкольников определённой системы фактических знаний и недостаточным развитием способности к познавательной деятельности. Поэтому актуальность опыта заключается в реализации в условиях ДОУ системы образования, воспитания и развития детей, проектной деятельности дошкольников. Она дает возможность развития наблюдения и анализа явлений, проведения сравнения, обобщения и умения делать выводы, творческого мышления, логики и познания, пытливости ума, совместной познавательно –поисковой и исследовательской деятельности, коммуникативных и рефлексивных навыков и многое другое, что является составляющими успешной личности. Ведущая идея опыта состоит в активизации интереса, формировании навыков и умений детей познавательной деятельности на основе проектного подхода в системе работы детского сада. Проектная деятельность сможет объединить детей, родителей и педагогов ДОУ в совместную творческую, продуктивную деятельность и сформировать настоящее сообщество детей и взрослых. Метод проектов рассматривается как один из вариантов интеграции. Детям даются знания не в готовом виде, им дается возможность размышлять, исследовать, делать выводы. При поддержке взрослых ребята могут стать авторами своих собственных творческих, а также исследовательских, приключенческих, игровых, практико-ориентированных проектов. Участвуя в педагогическом процессе наравне со взрослыми, дети проектируют свою жизнь в пространстве детского сада, проявляя изобретательность и оригинальность.
Теоретическое обоснование опыта работы по развитию познавательного интереса детей дошкольного возраста посредством проектной деятельности
Метод проектов не является принципиально новым в мировой педагогической практике. Он возник еще в начале XX столетия в Америке. Его называли также методом проблем, и связывался он с идеями гуманистического направления в философии и образовании, разработанными американским философом и педагогом Дж. Дьюи, а также его учеником В.Х. Килпатриком. Учеными было дано определение метода проектов как процесса планирования целесообразной (устремленной) деятельности в связи с разрешением какого-либо задания в реальной жизненной обстановке. Метод проектов - одно из инновационных направлений в современной дидактике, которому в последнее время уделяется все большее внимание. Проектная деятельность – форма продуктивной деятельности. Под проектом понимается самостоятельная и коллективная творческая завершенная работа, имеющая социально значимый результат. В основе проекта лежит проблема, для ее решения необходим исследовательский поиск в различных направлениях, результаты которого обобщаются и объединяются в одно целое. Педагог организует проблемную ситуацию для детей, но не предлагает свои варианты решения, т.е. уходит от традиционного и привычного действия по заранее заданному образцу. Ведь проектная деятельность способствует развитию мышления, воображения и речи детей только тогда, когда педагог стремится удерживать проблемную ситуацию. Именно этим проектная деятельность отличается от продуктивных видов деятельности, в которых проблемная ситуация снимается максимально быстро. По мнению американского педагога У.Х. Кильпатрика (основоположника метода проектов) – проект предполагает «энергичную, от всего сердца деятельность». У.Х. Кильпатрик полагал, что весь воспитательный процесс в детском саду должен представлять собой ряд опытов, связанных таким образом, чтобы знания, приобретаемые в результате одного опыта, служили развитию и обогащению ряда последующих опытов. Обучение поэтому должно осуществляться через организацию целевых актов, включающих в себя:¬постановку проблемы;¬составление плана её реализации;¬оценку её выполнения. Использование этих условий, по мнению У.Х. Кильпатрика, не только подготавливает ребёнка к школьной жизни, но и помогает ему организовать жизнь по окончании школы в настоящем. В работе над опытом идет опора на педагогические взгляды современных педагогов–новаторов: Л.А.Венгера, Б.П.Никитина, А.В.Запорожца, Т.И.Ерофеевой, Н.Е. Веракса, Джон Дьюи и др.Современному ребенку необходимо не столько много знать, сколько последовательно и доказательно мыслить, проявлять умственное напряжение. Именно поэтому как составную часть готовности к школе исследователи–педагоги выделяют интеллектуальную готовность, которая включает достаточно высокий уровень развития познавательной, исследовательской деятельности и мыслительных операций. Проблема познавательной активности издавна привлекала внимание философов, психологов, педагогов от Сократа до ученых наших дней(Л. С.Выготский, А. Н. Леонтьев, С. Л. Рубинштейн, А. Н. Поддьяков и др.).В основу практико-методологической стороны данного опыта положены методические пособия: Л.С. Киселёвой «Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения»; Н.Е. Веракса, А.Н. Веракса «Проектная деятельность дошкольников».
Цели и задачи опыта работы
В этимологическом словаре слово «проект» заимствовано из латыни и означает «выброшенный вперёд», «выступающий», «бросающийся в глаза». Под проектом также понимается самостоятельная и коллективная творческая завершённая работа, имеющая социально значимый результат. В основе проекта лежит проблема, для её решения необходим исследовательский поиск в различных направлениях, результаты которого обобщаются и объединяются в одно целое. Стержнем технологии проектной деятельности является самостоятельная деятельность детей – исследовательская, познавательная, продуктивная, в процессе которой ребёнок познаёт окружающий мир и воплощает новые знания в реальные продукты.
Целью моей работы является создание системы по развитию познавательной деятельности и творческой активности дошкольников на основе проектного метода.
Гипотеза. Система формирования основ проектной деятельности будет эффективной если:
-она включает изучение и анализ степени обучения проектной деятельности;
-направлена на формирование мотивации к занятиям проектной деятельностью;
-характеризуется наличием системности в образовательном процессе.
Для достижения поставленной цели были выдвинуты следующие задачи:
Для детей: Образовательные:
-формировать познавательный интерес дошкольников;
- формировать творческое мышление и воображение дошкольников.
Развивающие:
-развивать коммуникативные навыки детей;
-способствовать развитию творческой инициативы и поисковой деятельности дошкольников.
Воспитательные:
-воспитывать культуру отношения к другому и самому себе
-воспитывать уважительное отношение к старшим.
Для педагогов:
-повысить уровень творческой инициативы педагогов;
-развивать готовность к применению современных методик и технологий для обеспечения качества учебно-воспитательного процесса;
-создать условия для конструктивного взаимодействия с семьями воспитанников в целях дальнейшего сотрудничества.
Для родителей:
-углубить психолого-педагогическую компетенцию родителей;
-повысить уровень вовлечённости родителей воспитанников в
деятельность ДОУ как активных субъектов.
Предполагаемые результаты.
Для детей:
-расширение кругозора детей;
-привитие исследовательских навыков;
-сплочение детского коллектива;
-развитие интереса к коллективной, командной работе со всеми участниками образовательного процесса.
Для педагогов:
-самореализация, повышение творческого потенциала;
-повышение компетентности по использованию в образовательном процессе современных педагогических технологий.
Для родителей:
-оптимизация детско-родительских отношений;
-создание атмосферы доверия, взаимопонимания и сотрудничества со всеми участниками образовательного процесса;
-повышение уровня информированности родителей о деятельности ДОУ.
Формы, методы и средства организации проектной деятельности
В соответствии с поставленными целями и задачами педагогической деятельности в рамках представляемого опыта используются разнообразные формы, методы и средства учебно-воспитательной работы, активизирующие развитие познавательно-исследовательской, поисковой деятельности дошкольников. Проектная деятельность способствует развитию творчества и исследовательских навыков, позволяет развивать познавательные способности, личность дошкольника, а также взаимодействие со сверстниками. В детском саду применение метода проектной деятельности позволяет максимально вовлечь родителей в продуктивную деятельность детей и лучше узнать внутренний мир своего ребенка, взрослые и дети становятся ближе друг другу. К особенностям организации проектной деятельности относятся:
-личностно-ориентированный подход к каждому ребенку;
-тесная взаимосвязь и сотрудничество с семьей ребенка;
-повышение педагогического мастерства.
Основанный на личностно-ориентированном подходе к обучению и воспитанию метод проектов развивает познавательный интерес к различным областям знаний, формирует навыки сотрудничества. Как педагогическая технология он ориентирован на:
-осознание детьми своих интересов и формирование умений их реализовывать;
-приобретение, детьми опыта собственной исследовательской деятельности, включая умение их планировать;
-формирование таких качеств, как умение договариваться.
Изучив и проанализировав труды учёных, психолого-педагогическую литературу, я отобрала методы и приёмы, используемые при работе с детьми, учитывая возрастные и индивидуальные особенности:
-наглядный;
-словесный;
-практический;
-проблемно-поисковый;
-исследовательский;
-сюрпризный момент;
-элемент загадочности;
-создание воображаемой ситуации;
-использование музыки.
В учебной деятельности – это занятия-путешествия, занятия в форме дидактических игр, в повседневной деятельности - наблюдения, целевые прогулки и экскурсии, дидактические и сюжетно-ролевые игры, практические упражнения, опыты (экспериментирования) с предметами и их свойствами, совместное творчество детей и родителей, презентация. Для развития познавательной, исследовательской активности у детей, используются также активные методы и приемы: ТРИЗ, методика предметно-схематических моделей, технология экспериментирования, игровые технологии. Организовывая детское проектирование, соблюдались следующие принципы:
-учёт интересов ребёнка;
-деятельность без принуждения;
-тематика (проблема) из близкого окружения и адекватна возрасту;
-предоставление самостоятельности и поддержка детской инициативы;
-совместное с взрослыми поэтапное достижение цели.
Формы взаимодействия воспитателя с родителями в процессе развития познавательного интереса детей дошкольного возраста
Большую роль в реализации проектов играет привлечение родителей. Вовлечение родителей в этот процесс имеет очень большую ценность:
-становясь активными участниками процесса обучения своих детей, мамы и папы чувствуют себя «хорошими родителями», поскольку вносят свой вклад в обучение и приобретают всё новые умения;
-у родителей формируется более высокая оценка достижений своих детей и гордость за них;
-развивается более глубокое понимание процесса обучения детей дошкольного возраста;
-возможность закрепления знаний, получаемых в детском саду с помощью занятий дома.
Благодаря участию родителей в проектах у детей формируется чувство гордости, повышается самооценка, а у детей, родители которых чаще выполняют роль ассистентов, наблюдается значительное продвижение в развитии. У педагогов появляется возможность понять, как родители мотивируют своих детей, увидеть, как мамы и папы помогают своим малышам решать задачи; возможность использования знаний и интересов родителей в процессе занятий с детьми. В процессе совместного обучения детей возникает доверие к воспитателям и другим сотрудникам детского сада; родители обучаются видам деятельности, которыми можно с удовольствием заниматься с детьми дома. Привлекая родителей к работе над проектом, я создаю в группе дополнительные возможности для раскрытия индивидуальных способностей их детей, выявления творческого потенциала всех участников проекта, расширения возможностей реализации проекта. Участие взрослых в детских проектах способствует социально-личностному развитию каждого ребёнка. Привлечение родителей к осуществлению проектов просто необходимо. Родителям предоставляется разная степень участия в проектах: руководитель, участие на всех или отдельных этапах, консультант, материально – техническая поддержка и др.
Таким образом, у родителей сформируются представления о методе проектов как эффективном условии развития творчества детей. Привлечение родителей к участию в жизни детского сада позволило объединить усилия для развития и воспитания детей и осуществить взаимопомощь при решении возникающих проблем. Родителям при этом полнее открылась жизнь ребенка в детском саду, а мы смогли вовлечь их в педагогический процесс и сделать участниками всех проводимых мероприятий, дальнейших проектов. Сотрудничество с родителями включает три основных направления:
-психолого-педагогическое просвещение родителей;
-вовлечение родителей в деятельность дошкольного образовательного учреждения;
-участие семей воспитанников в управлении воспитательно-образовательным процессом ДОУ.
Для привлечения родителей к совместной с детьми деятельности проводились открытые занятия, беседы и консультации, родительское собрание, оформлялись стенды, папки передвижки, разработан буклет «Технологии проектной деятельности». При организации проектной деятельности я использовала в образовательной деятельности принцип интеграции, который направлен на развитие личности ребёнка, его познавательных и творческих способностей. Были разработаны и реализованы различные проекты: «Я - мальчик, я – девочка», «Посуда», «Трудно птицам зимовать, надо птицам помогать!», «Как выжить животным в тундре зимой»», «Транспорт», «Наши питомцы», «Как хлеб на стол пришел?» (приложение 1) .
В реализации проектов использую ИКТ, широкий спектр цифровых образовательных ресурсов: компьютер, музыкальный центр, цифровой фотоаппарат, видеокамеру. Для повышения качества педагогического процесса использую мультимедийные презентации, т.к. материал, представленный различными информационными средами (звук, видео, графика, анимация) легче усваивается дошкольниками. Мультимедийное оборудование активно использую на родительских собраниях.
Заключение
Дидактический смысл проектной деятельности заключается в том, что он помогает связать обучение с жизнью, формирует навыки исследовательской деятельности, развивает познавательную активность, самостоятельность, творчество, умение планировать, работать в коллективе. Такие качества способствуют успешному обучению детей в школе. Но самые главные участники проектной деятельности – это наши воспитанники, на развитие которых направлены все наши усилия. Кем станут наши дети, когда вырастут, покажет время. Для нас главное – обеспечить каждому ребенку максимальные условия для развития его способностей, самостоятельности и творчества. Какое же значение имеет использование проектного метода в дошкольном образовательном учреждении:
-метод проектов как один из методов интегрированного обучения дошкольников, основывается на интересах детей. Метод предполагает самостоятельную активность воспитанников детского сада. Только действуя самостоятельно, дети учатся разными способами находить информацию об интересующем их предмете или явлении и использовать эти знания для создания новых объектов деятельности. Такое понимание сущности метода проектов способствует формированию самостоятельности, глубоко мотивированной, целесообразной познавательной деятельности у детей дошкольного возраста.
-использование метода проектов в работе с дошкольниками способствует повышению самооценки ребенка. Участвуя в проекте, ребенок ощущает себя значимым в группе сверстников, видит свой вклад в общее дело, радуется своим успехам. Метод проекта способствует развитию благоприятных межличностных отношений в группе детей.
-происходит смена стиля общения взрослого с ребенком.
-родители становятся активными участниками образовательного процесса. Взаимодействие с семьей позволит добиться наибольших результатов в работе с дошкольниками.
Итак, использование метода проекта в образовательном процессе ДОУ помогает научиться работать в единой команде педагогам и воспитанникам, вырабатывается собственный алгоритм действий для достижения поставленной цели, педагоги свободны в выборе способов и видов деятельности. Дети, участвующие в проектной деятельности:
-проявляют творческую активность в познании окружающего мира;
-самостоятельны в принятии решений;
-сознательно применяют сенсорные ощущения в решении практических задач;
-осознают себя субъектом понимающим (что известно, что нет, каким образом можно узнать);
-способны обсуждать в детском коллективе совместный план действий;
-воспринимают мир природы не только с утилитарной точки зрения, но и осознают его уникальность, красоту, универсальность.
Воспитатели, использующие в своей деятельности проектный метод:
-проявляют способность к самостоятельному творческому планированию всего воспитательно-образовательного процесса;
-обладают умением гибко подходить к планированию с учётом интересов и запросов детей;
-осуществляют поисковую педагогическую деятельность;
-реализуют свои творческие умения (в изобразительной, литературной, музыкальной деятельности). Проектирование изменяет роль воспитателей в управлении педагогическим процессом ДОУ, они выступают активными участниками, а не исполнителями воли определенных специалистов. Деятельность в творческих группах помогает научиться работать в команде, вырабатывается собственный аналитический взгляд на практику воспитания и обучения детей. Воспитатели свободны в выборе способов и видов деятельности для достижения поставленной цели, им никто не навязывает свою точку зрения. Даже не удачно выполненный проект, способствует развитию профессионализма. Понимание ошибок создает мотивацию к повторной деятельности, побуждает к самообразованию. Умение пользоваться проектным методом – показатель высокой квалификации педагога, овладение им прогрессивной методикой обучения и развития детей. Родители, принимающие участие в проектной деятельности дошкольного учреждения:
-налаживают тесный контакт не только со своим ребёнком, но и с коллективом родителей и детей группы;
-получают возможность не только узнать о том, чем занимается ребёнок в детском саду, но и принять активное участие в жизни группы;
-могут реализовать свои творческие способности.
Результаты реализации проектной деятельности радуют, но всегда есть что совершенствовать. Думаю, что совместно с родителями мы будем изучать и внедрять в практику индивидуальные детско-родительские и детские проекты. Результаты работы показывают, что проектная деятельность создаёт необходимые условия для того, чтобы каждый ребёнок вырос талантливым, умным, добрым, мог жить и трудиться в новом обществе. Участие в проектной деятельности даёт возможность развивать у дошкольников внутреннюю активность, способность выделять проблемы, ставить цели, добывать знания, приходить к результату.
Заключая вышесказанное, можно сделать вывод о том, что на современном этапе развития дошкольного образования проектная деятельность даёт возможность видеть пути дальнейшего развития творческой личности дошкольника. И закончить хочется словами детского писателя, автора серии детских книг «Книга знаний» Александра Борисовича Шапиро: «...Ребёнок, почувствовавший себя исследователем, овладевший искусством эксперимента, побеждает нерешительность и неуверенность в себе. У него просыпаются инициатива, способность бодро преодолевать трудности, переживать неудачи и достигать успеха, умение оценивать и восхищаться достижением товарища и готовность прийти ему на помощь. Вообще опыт собственных открытий – одна из лучших школ характера".
Список литературы
1. А.И. Савенков. Материалы курса «Детское исследование как метод обучения старших дошкольников»: Лекции 5-8. – М.: педагогический университет «Первое сентября» 2019. – 92с.
2. В. А. Деркунская «Проектная деятельность дошкольников».
3. Е.А. Румянцева «Проекты в ДОУ. Практика обучения детей 3-7 лет» -Волгоград: Учитель, 2015.
4. Е. Веракса, А.Н. Веракса «Проектная деятельность дошкольников».
5. И.В. Штанько «Проектная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста».
6. Н. Л.С. Киселёва, Т.А. Данилина, Т.С. Лагода, М.Б. Зуйкова Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения: Пособие для руководителей и практических работников ДОУ – М.: АРКТИ, 2017.
7. Н.М. Сертакова, Н.В. Кулдашова Патриотическое воспитание детей 4-7лет не основе проектно-исследовательской деятельности.: Волгоград: Учитель,2015.
8. Н.В. Нищева. Проектный метод в организации познавательно-исследовательской деятельности в детском саду – СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2018.
9. Т.А. Иваничкина Развитие личности ребёнка в проектной деятельности –Волгоград: Учитель.
Приложение 1
Проект «Посуда» во 2 младшей группе.
Цель: создать условия для развития познавательных и творческих способностей в процессе разработки детско-взрослого образовательного проекта «Посуда».
Задачи: расширять запас слов по теме «Посуда»; обогатить и уточнить представления об истории возникновения посуды; совершенствовать умение сравнивать и выделять нарядную посуду (цвет, узор); развивать творческие способности, эстетическое восприятие.
Совместная деятельность детей и родителей: привлечь родителей к участию в проекте.
Реализация проекта: создание альбома «Посуда»
Представление творческих работ детей.
Актуальность: Замысел интересен и прост, предметы посуды окружают ребенка повсеместно. С точки зрения возрастных, индивидуальных возможностей дошкольников младшей группы, совместная деятельность детей и родителей доступна для исполнения, изготовления того или иного предмета, что способствует более углубленному знакомству с предметом, а также прочному усвоению речевого материала.
Наблюдая за детьми и беседуя с ними, я увидела, что дети:
- в недостаточной степени умеют классифицировать предметы посуды;
- не достаточно хорошо сравнивают предметы посуды;
- не называют составные части, не достаточно хорошо описывают предмет.
Этапы реализации проекта:
1-й этап: подготовительный:
-подбор методической литературы по данной теме;
-подбор настольно-печатных и дидактических игр;
-подбор художественной литературы (рассказы и стихотворения о посуде; загадки и пословицы на данную тему;
-подбор аудиозаписей по данной теме.
-совместная продуктивная деятельность взрослого и детей.
-свободная самостоятельная изобразительная деятельность детей.
-презентация альбома
2-й этап: основной. Мероприятия по работе с детьми:
-чтение художественной литературы «Три медведя», стихи и загадки о посуде, О. Капица «Лиса и кувшин».
-просмотр м\ф «Федорино горе», «Три медведя».
-беседы, -НОД, -наблюдения, -рисование, -аппликация, -дидактические игры
3-й этап: заключительный. Презентация альбома.
Содержание проекта:
Подготовительный: Задачи: пробудить интерес родителей к взаимодействию с педагогами в вопросах познавательного развития детей младшего дошкольного возраста.
Введение в тему проекта:
- размещение информации о предстоящей выставке «Самая красивая тарелка» на информационном стенде детского сада.
II этап основной:
Задачи: познакомить детей с историей возникновения посуды. Формировать умение детей находить отличительные признаки посуды (чайная, столовая, кухонная). Способствовать сплочению семьи ребенка посредством развития интереса к общему делу. Помощь в изготовлении альбома «Посуда». Обогащение детско-родительских отношений к творческой деятельности над проектом.
Содержание работы:
Чтение сказок: «Жихарка», «Федорино горе», «Три медведя»; стихов и загадок о посуде, О. Капица «Лиса и кувшин».
Познавательно-исследовательская деятельность: Беседа с детьми на тему: «Из чего сделана посуда?».
Познание: История посуды. Беседа с детьми на тему: «Что мы знаем о посуде?».
Рассказ воспитателя «Какая бывает посуда». (чайная, столовая, кухонная)
Игра дид. «Накормим куклу Катю»
Цель: закреплять знание детей о посуде: из чего пьем, из чего едим.
Худ. творчество. (Рисование) «Тарелки и блюдца с полосами».
Худ. творчество. (Лепка) «Ложка для зайчика».
Худ. творчество. (Аппликация) «Узор на чашке».
Цель: - учить создавать в воображении образы на основе схематического изображения предметов;
Дидактические игры и упражнения: «Принимайся за обед», «Накрываем на стол», «Один – много», «Обведи и раскрась», «Что лишнее», «Угостим гостей чаем», «Четвертый лишний», «Кукла Катя обедает», «Для чего и почему?», «Угадай предмет по детали», «Назови правильно», «Какая посуда спряталась?», «Назови, какая посуда», «Чего не стало?», «Описание посуды», «Собери предмет посуды».
Сюжетно – ролевая игра «Магазин посуды».
Разучивание стихотворение «Вилка с ложечкой гремели...».
Итоговое интегрированное развлечение «Поможем Федоре».
Презентация альбома «Посуда».
Понедельник
1. Беседа «Посуда». Рассматривание картинок, фотографий посуды.
2. Рекомендовать родителям рассмотреть с детьми предметы посуды, которая имеется дома.
3. Настольные игры: «Четвёртый-лишний», «Парочки». Дети закрепляют названия посуды, самостоятельно играют, соблюдая правила игры, выбирая ведущего считалкой.
4. Знакомство с автором К. И. Чуковским и его произведением «Федорино горе». Дети рассматривают иллюстрации книги.
Вторник
1. Раскрашивание картинок из серии «Посуда». Дети обводят шаблон и закрепляют умение закрашивать в одном направлении.
2. Дать задание родителям: принести из дома предмет посуды и составить рассказ о нём.
3. НОД Рисование. Тарелка и блюдца с полосками.
5. Сюжетно-ролевая игра «Магазин посуды».
Среда
1. Инд. работа в уголке изодеятельности. Дети упражняются в рисовании элементарных узоров.
2. Вместе с родителями дома закрепить умение детей разукрашивать посуду.
3. НОД Лепка из глины "Ложка для зайчика"
4. Просмотр мультфильма «Федорино горе».
5. Беседа «Как я помогаю дома маме». Рекомендовать родителям подключать детей к процессу мытья посуды дома.
Четверг
1. Исследовательско-поисковая деятельность «предметы и материалы». Дети рассматривают, сравнивают, исследуют материалы, из которых сделана посуда (керамика, стекло, пластмасса, бумага, проводят эксперимент).
2. Вместе с родителями дома рассматривают посуду из стекла, металла, фарфора, бумаги, пластика.
Пятница
1. Чтение сказки «Три медведя»
2. Беседа «Коллекция посуды». Подведение итогов.
3. Аппликация «Узор на чашке».
III этап заключительный. Представление альбома
Поставленные задачи выполнены, т.к. у детей сформировано обобщающее понятия «посуда», ее назначение, существенные признаки (форма, цвет, размер, из чего сделано); получили первое представление об истории возникновения посуды; разучили ряд стишков, песенок, загадок на данную тему; Создали совместно с родителями альбом "Посуда" для обогащения предметной среды, развития речи и для более глубокого знания материала; получили опыт творческого общения в процессе сотрудничества с родителями и педагогами; у детей возникло чувства гордости за результат своего труда.
Однодневный проект по гендерному воспитанию детей во второй младшей группе на тему: «Я — мальчик, я — девочка».
Актуальность проекта: Как известно в детстве происходит становление образа Я-мальчик (девочка) и приобретения им (ею) поло ролевого опыта как пространства, где ребенок открывает для себя свой пол (физический, социальный, поведенческий, ролевой и т. д.). Ведущей деятельностью дошкольного возраста является игровая деятельность. Благодаря игре формируется система потребностей, интересов, ценностных ориентаций и определенных способов поведения характерных для того или иного пола, который протекает под влиянием окружающих взрослых и сверстников. Мальчик и девочка – два разных мира. Если воспитатели и родители заинтересованы в воспитании детей с учетом их гендерных особенностей, то они могут с успехом решить эти задачи.
Срок реализации: однодневный.
Вид проекта: информационный.
Тип проекта: познавательно-исследовательский.
Состав участников: фронтальный.
Взаимодействие: воспитатель, дети 3-4 лет.
Результат проекта: лэпбук.
Цель проекта: создать условия для благоприятного протекания процесса поло ролевой социализации мальчиков и девочек младшего дошкольного возраста.
Задачи проекта:
• Организовать специальную предметно-развивающую среду для детей младшего дошкольного возраста с учетом гендерных аспектов.
• Способствовать развитию нравственно-волевых качеств, характерных для мальчиков и девочек.
• Воспитывать дружеское, толерантное отношение к противоположному полу.
Этапы проекта:
Первый этап: целеполагание.
Второй этап: разработка и реализация проекта (Конспект занятия по гендерному воспитанию на тему: «Девочки и мальчики).
Третий этап: заключительный (Создание лэпбука).
Ожидаемый результат:
• определение гендерной позиции по отношению к окружающему миру и людям через игровую деятельность;
• осознание собственного Я – мальчика (девочки) , развитие ребенка как личности в социуме и семье, и пробуждение чувства мужественности (женственности):
• проявление благодарности, заботливости и внимания по отношению к родителям, повышение значимости семьи в своей жизни.
Конспект НОД : "Мальчики и девочки"
Задачи:
- Учить детей быть внимательными друг к другу.
- Развивать классификационные умения на примере предметов одежды.
- Воспитывать доброжелательные отношения между мальчиками и девочками.
Активизация словаря: одежда для мальчиков: рубашка, брюки, носки, ботинки; одежда для девочек: платье, бант, туфли.
Оборудование: карточки с именами детей, мужская и женская одежда, маски (зайчики, бабочки, пчёлки), музыкальный центр.
Предварительная работа:
• беседа с мальчиками «Мальчики - защитники слабых»;
• беседа с девочками: «Девочки – мамины помощницы»;
• чтение русской народной сказки «Маша и три медведя»;
• повторение и разучивание потешек «Ладушки», «Весёлая семейка».
Методы и приемы: беседа, дидактическая игра.
Ход деятельности:
Воспитатель:
1. Здравствуйте, ребята, здравствуйте девочки и мальчики! Давайте с вами знакомиться! Посмотрите, какой у меня красивый пакет. Он необычный, можно сказать волшебный, потому что помогает мне совершать превращения и делать сюрпризы для детей. Я возьму свое имя и положу в этот пакет – Галина Витальевна. Положите и вы свои имена в пакет (собирает имена) .
-Ой, что это, подул ветер, и все наши имена разлетелись… Что же нам теперь делать? Как же я буду теперь без имени? (Если дети не предложат, продолжает радостно). Я поймала имя Настя. Это девочка или мальчик? Где у нас Настя? Возьми свое имя, Настя. (Отдавая, говорит: «Очень приятно с тобой познакомиться, Настя! ») и т. д. В конце: «Вот мы и познакомились: у нас здесь собрались замечательные ребята мальчики и девочки - дружные и приветливые.
2. Д/И: «Кто во что одет». Цель: Развить умение различать одежду мальчиков и девочек.
Ход игры: Вызываем девочку и рассматриваем, во что она одета. Вызываем мальчика и рассматриваем, во что он одет.
На столе лежит одежда, вызываем мальчика и девочку , просим разложить на два стульчика одежду принадлежащую мальчику, на другой - одежду, принадлежащую девочке.
Подводим итог: Вот мы с вами какие красивые! Давайте поиграем.
Игра: «Весёлая семейка», «Ладушки». Цель: учить сочетать слова с действиями.
- А сейчас я хочу превратить девочек в бабочек, а мальчиков в зайчиков (девочки летают как бабочки, а мальчики прыгают как зайчики под музыку). Девочки – бабочки и мальчики – зайчики добрые, вежливые. Бабочки – девочки летают спокойно, не наталкиваются друг на друга. Мальчики – зайчики будут прыгать высоко и весело. Девочки – бабочки и мальчики – зайчики очень дружные. Какие вы все молодцы! Посмотрите, а в нашем красивом пакете лежит подарок для вас (показываем лэпбук) и сладкие угощения – это бабочки и зайчики нам передали, потому, что мы с вами очень хорошо сегодня позанимались. далее дети рассматривают лэпбук.
Проект: «Трудно птицам зимовать, надо птицам помогать!» в средней группе.
Тип проекта: краткосрочный.
Участники проекта: дети, родители, воспитатели.
Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие».
Актуальность: задача взрослых - воспитывать интерес у детей к нашим соседям по планете – птицам, желание узнать новые факты их жизни, заботиться о них, радоваться от сознания того, что делясь крохами, можно спасти птиц зимой от гибели. В совместной работе с родителями мы должны создать условия для общения детей с миром природы и посильной помощи нашим пернатым друзьям.
Проблема: зимующие птицы нуждаются в помощи людей в холодный период времени, нужно узнать, чем их можно покормить.
Цель: формирование начальных форм экологической культуры у детей дошкольного возраста, через развитие заботливого отношения к зимующим птицам, их подкормку.
Задачи:
#1059;точнить и расширить представления детей о зимующих птицах.
#1060;ормировать умения и навыки наблюдения за птицами.
#1057;оздать благоприятные условия для углубления и систематизации знаний о зимующих птицах.
#1056;азвивать у детей потребность общения с природой, ответственность за «братьев наших меньших».
5. Воспитывать и развивать доброжелательное отношение к птицам, сочувствовать и помогать им в зимнее время года.
6. Способствовать включению семьи в процесс реализации проекта по формированию экологической культуры.
7. Привлечь внимание родителей, педагогов к проблеме подкормки птиц в зимнее время.
Выполнение проекта:
Работа с детьми:
1. Беседа «О зимующих и перелетных птицах».
2. Занятия:
Познавательное развитие. Мир природы и человека. «Птицы зимой».
Художественно-эстетическое развитие. Лепка «К нам на ветку, посмотри, прилетели снегири».
Художественно-эстетическое развитие. Аппликация «Синица». Раскрашивание зимующих птиц в свободной деятельности.
3. Игры:
Подвижные игры: «Птички в гнёздышках», «Собачка и воробьи», «Воробышки и автомобиль».
Дидактические игры: «Птицы» (развитие внимания), «Разбери птиц» (классификация птиц на перелетных и зимующих), «Четвертый лишний» (какая птица лишняя?), «Угадай по описанию» (составление описательного рассказа о предложенной птице, не показывая ее), «Кто чем питается?» (подобрать корм), «Собери птицу» (разрезные картинки).
4. Рассматривание иллюстраций «Зимующие птицы», «Покормите птиц зимой».
5. Чтение художественной литературы о зимующих птицах.
6. Разучивание стихотворений.
7. Выставка рисунков выходного дня «Птицы зимой».
8. Загадывание загадок.
9. Развлечение «Покормите птиц зимой!».
Работа с родителями:
1. Подбор и распечатывание иллюстрированного материала «Зимующие птицы», «Покормите птиц зимой».
2. Консультация «Как сделать кормушку для птиц своими руками».
3. Природоохранная акция: «Покормите птиц зимой!».
4. Выпуск буклета «Покормите птиц зимой!».
5. Выпуск памятки «Как кормить птиц».
6. Конкурс кормушек.
Предполагаемый результат:
#1056;азвитие у детей ответственности за «братьев наших меньших».
2. Активное включение родителей в педагогический процесс ДОУ, укрепление заинтересованности в сотрудничестве с детским садом.
Итоги реализации проекта:
Данный проект был реализован в январе месяце. Дети узнали, какие птицы остаются зимовать в наших северных краях, стали доброжелательнее относиться к «братьям нашим меньшим», помогать им в зимнее время года. В группе силами родителей организован конкурс кормушек. Дети приняли участие в акции «Покормите птиц зимой!» (развесили кормушки на участке сада).
Краткосрочный проект по экологическому воспитанию "Как выжить животным в тундре зимой?" в средней группе
Цель: формирование познавательного интереса к окружающей среде, воспитание эмоционально - положительного отношения к природе родного края.
Задачи: 1. углубить и конкретизировать представления о животном мире нашего края. продолжить знакомить с дикими животными и их повадками, приспособлением к среде обитания. Формировать представление об оседлых и перелетных птицах. Познакомить с Красной книгой Ямала.
#1055;оддерживать интерес к деятельности сверстников.
Обсуждение проблемы "Как выжить животным в тундре зимой?":
Воспитатель: что такое тундра?
Дети: тундра - это суша.
Воспитатель: Какое лето и зима в тундре?
Дети: Зима длинная и холодная. Зимой - полярная ночь. Все лето длится день. Лето короткое и не жаркое.
Воспитатель: Что такое мерзлота?
Дети: Лето очень короткое. Земля не успевает прогреться, поэтому земля остается замороженной.
Воспитатель: Хотя тундра суровый край, здесь обитает множество животных и птиц, насекомых, а в холодных озерах и реках водится рыба. Что нужно животным, чтобы выжить в холоде?
Дети: нужно быть незаметными, иметь плотную и пушистую шерсть, находить пищу.
Дидактическая игра "Животные тундры"
На столе разложены карточки с изображением животных и птиц. Карточки подобраны так, что среди животных есть те, которые живут в тундре (песец, белый медведь, олень, полярный волк, и т.д.) и те, что живут в средней полосе (бурый медведь, лиса, заяц, лось и т.д.). Точно так же составлен набор карточек с птицами. По условному сигналу дети должны выбрать те карточки, на которых изображены животные и птицы, обитающие в тундре.
Воспитатель: Как вы догадались, что именно эти животные и птицы обитают в тундре?
Дети: Цвет шерсти и перьев птиц белый или с большим количеством белых пятен.
Воспитатель: Почему животные и птицы, обитающие в тундре имеют преимущественно белую окраску?
Дети: белый цвет - маскировочный. Так легче прятаться в заснеженной тундре.
Воспитатель: Для чего прячется белый медведь, полярная куропатка?
Дети: Что бы быть незаметными.
Опыт "Как маскируются животные"
Цель: выяснить, как маскируются животные.
Материалы: светло-желтый мелок, белая бумага, красная прозрачная пластиковая папка.
Процесс: желтым мелком нарисовать птичку на белой бумаге, накрыть картинку красным пластиком.
Итог: желтая птичка исчезла.
Пояснение детям: желтая птичка и красный цвет пластика отражают цвет, который затем попадает в глаза. Красный цвет содержит в себе желтый. Этот желтый цвет сливается с желтым на картинке и глаз не в состоянии отделить один цвет от другого. животные часто имеют окраску, сливающуюся с цветом окружающего пейзажа, что помогает им прятаться от хищников. Глаза хищника не могут отличить цвет животного от цвета снега зимой и цвета листвы осенью.
Практическая работа: "Найди зверя или птицу"
Материалы: половинка белого листа бумаги, половинка - рыжеватого; картинки на бумаге различных цветов с изображением животных и птиц, обитающих в тундре.
Задача: "замаскируйся так, чтобы тебя не заметили"
Ход работы: дети вырезают картинки и наклеивают на соответствующий лист.
Решение логической задачи.
Воспитатель предлагает рассмотреть две сюжетные картины на которых изображен полярный волк зимой и летом и ответить на вопросы:
- Кто изображен на картинах?
- Когда это бывает?
- Почему волк кажется летом более худым, даже стройным, чем зимой? (зимой мех у волка пушистый, длинный, густой, хорошо сохраняет тепло, а летом - короткий, более редкий).
- Зачем полярному волку такой мех зимой?
Воспитатель читает детям ненецкую загадку:
"Неизвестный в три погибели согнувшись лежит.
Позовешь на охоту - впереди побежит.
Зверя почует - на весь лес запоет". (Собака)
Пояснение детям: Северные ездовые псы хорошо ходят в упряжках. Мороз им нипочем- шуба у них теплая. Выносливости не занимать. Спят псы на снегу, месяцами и годами едят одну вяленую рыбу - юколу. Согнувшись калачиком на земле, они обязательно прячут свой нос в хвост. Почему? Воздух, находящийся между волосками хвоста, нагревается и в легкие собаки попадает уже теплым.
Предложить детям нарисовать на контурном изображении волка длинный, густой, пушистый мех.
Дидактическая игра "Угадай, чей след"
Воспитатель: Выставить на фланелеграфе (доске) фигурки животных и птиц: белого медведя, оленя, песца, волка, куропатки, и предложить подобрать след животного и птицы
Дети: выполнят задание и сравнивают следы животных.
Воспитатель: Чем след волка отличается от следа оленя? Зачем оленю широкие и плоские копыта?
Дети: Чтобы добывать пищу.
Воспитатель: Удивительное животное - северный олень. Крупное, сильное, неутомимое. День - деньской работает, а распрягут - сам себе еду добывает. Разгребает копытами снег, а там кустистый лишайник - ягель. Им олени и питаются.
Предложить детям изобразить следы оленя, волка , песца на общем листе ватмана с изображением зимней тундры.
Обсуждение итогов работы с детьми.
Помочь детям вспомнить и сформулировать проблему, которую они разбирали (Как выжить животным в тундре зимой? Что для это нужно? (нужно быть незаметными, иметь плотную и пушистую шерсть, находить пищу). Подвести детей к постановке новой проблемы: например, придумыванию стихов, сказок о животных тундры.
Данный конспект НОД рассчитан на два занятия.
Динамические паузы воспитатель включает в НОД по мере уставания и потери интереса детей.
Можно предложить детям изготовить альбом из полученных рисунков; книжки - из сочиненных стихов и сказок.
Краткосрочный проект «Транспорт» в старшей группе
Актуальность проекта:
Все дети любят кататься на транспорте, знают названия многих видов транспорта, но в речи не наблюдалось слов, обобщающих названия этого транспорта. В течение недели были запланированы мероприятия на закрепление и уточнение представлений детей о видах транспорта с конкретной классификацией названий транспорта (водный, воздушный, наземный).
Участники:
-дети старшей группы, -воспитатели, -родители.
Тип проекта: краткосрочный, творческий.
Цель проекта: Расширить и систематизировать знания детей о транспорте и создать условия для развития познавательных и творческих способностей детей по ознакомлению с видами транспорта.
Задачи:
Обучающие: - Раскрыть значение транспорта для людей.
Развивающие: - Развивать познавательную активность детей, обогащая представления о транспорте.
- Развивать коммуникативные умения и навыки.
Воспитательные: - Воспитывать доброжелательные взаимоотношения в коллективе детей, умение дискутировать, уважать мнение друг друга.
Задачи по работе с родителями:
- Привлечь семьи к участию в изготовлении информационного листка о каком - либо транспортном средстве.
Этапы проекта:
- Подготовительный.
- Постановка цели и задач, приемов, - предварительная работа с детьми и родителями, - выбор и подготовка оборудования и материалов.
- Поисково-познавательный
- Поиск ответов на поставленные задачи, вопросы разными способами.
- Обобщающий (заключительный).
- Обобщение результатов работы, их анализ, закрепление полученных знаний; - Оформление книги о транспорте
План реализации проекта:
I этап- подготовительный
Цель: Формирование мотива к предстоящей деятельности, постановка цели, задач, подбор необходимого материала по теме проекта. Подбор методической и детской литературы. Сбор информации о различных видах транспорта, информации истории его происхождения. Подбор фотоматериалов, иллюстраций, стихов, загадок, пальчиковых игр. Изготовление атрибутов, пособий.
Подбор методической и художественной литературы:
Н.Носов «Автомобиль», В. Берестов «Про машину», С. Михалков «Должен помнить пешеход: перекресток-переход. В.В. Маяковский "Это книжечка моя про моря и про маяк”, "Кем быть?”; В. Орлов "Электричка”;Э. Успенский "Троллейбус”; Д. Хармс "Кораблик”; Карл Арон "Человек поднялся в небо”; Карл Арон «Едем, плаваем, летаем»
Подбор дидактических игр:
- «Собери знак». - «Мы летим, плывем, едем». - «Назови вид транспорта».
- «Подбери запасную часть».
Подбор сюжетно-ролевых игр:
- «Путешествие» - «Пожарные» -Режиссерские игры с модельными машинками с использованием макета улиц.
Подбор подвижных игр:
- «Самолеты». - «Водители». - «Красный, желтый, зеленый». - «Грузовики и легковушки».
Н О Д:
-Развитие речи. «Транспорт». (лексика-грамматика).
-Социальное развитие. «Транспорт и его развитие».
-Чтение художественной литературы Н. Носов «Автомобиль».
- Аппликация «Парусник», ИЗО «Машина моей мечты»,
- Конструирование "Ангар".
Определение тематики проблемных вопросов и ситуаций:
-Если бы на свете не было машин?
-Зачем нужны дорожные знаки?
-Что бы ты придумал, если был бы знаменитым конструктором?
Работа с родителями по взаимодействию в рамках проекта:
- подборка материала к оформлению информационного листка,
-составление рассказа о транспорте.
-подборка стихов, загадок о транспорте.
II этап- основной, практический.
Цель: Обогащение и закрепление у детей представлений о транспорте.
Задачи: Уточнение и активизация словаря по теме «Транспорт», Уточнение понятия видов транспорта и его назначения. Развитие умений детей в продуктивной и других видах детской деятельности. Вовлечение родителей в активное сотрудничество Познавательно-продуктивно-речевое развитие.
Совместная деятельность педагога с детьми
ПОНЕДЕЛЬНИК:
Беседы: «Какой бывает транспорт и зачем он нужен?»
П/и «Займи место в автобусе»
Д/и «Собери знак», «Назови вид транспорта».
Наблюдение за проезжающими машинами. (грузовые, легковые).
Аппликация «парусник».
Работа с родителями: привлечь родителей к совместному составлению творческих рассказов «Как мы летели в отпуск».
ВТОРНИК:
Беседа «На чем передвигались наши предки».
Чтение художественной литературы Н. Носов «Автомобиль».
Беседа о прочитанном.
Д/и «Выложи из палочек», «Построй машину из «Пифагора»
Наблюдение за светофором.
П/и «Красный, желтый, зеленый»,
С/р игра «Путешествие на...»
СРЕДА:
Беседа о прошлом воздушного транспорта. Познакомить с воздушным шаром.
Пальчиковые игры о транспорте.
Д/и «Назови одним словом», «Подбери запасную часть».
ИЗО. «Машина моей мечты»
П/и «Самолеты», «Грузовики и легковушки».
Решение проблемных вопросов: «Если бы на свете не было машин?»
ТРИЗ «Транспорт - это хорошо или плохо?»
Работа с родителями: порекомендовать родителям узнать вместе с детьми: «Можно ли сейчас полететь на воздушном шаре?»
ЧЕТВЕРГ:
Д/и «Летает – не летает»
Проблемные вопросы :«Зачем нужны дорожные знаки?»
Рассматривание альбома-книги о транспорте.
Создать условий для рисования «Служебный транспорт».
Чтение художественной литературы: В. Берестов «Про машину»
Работа с родителями: привлечь родителей к подборке стихов о транспорте.
ПЯТНИЦА:
Проблемные ситуации: Что бы ты придумал, если был бы знаменитым конструктором?
Конструирование "Ангар"
Д/и «Назови вид транспорта». «Подбери запасную часть».
Игровые упражнения по теме «Транспорт»
Презентация информационных листков и изготовление книжки "Транспорт"
Беседа о правилах поведения в транспорте.
Вечер загадок
III этап- заключительный.
Цель: Обобщение знаний и представлений детей о различных видах транспорта, его классификации и назначении.
Продукт проекта:
- Оформление книги на основе информационных листков.
- Составление связных рассказов.
- Изготовление поделок: «Парусник».
Прогнозируемые результаты:
-Дети научатся различать и называть виды транспорта.
- Рассказывать об отдельных видах транспорта, составлять рассказы с опорой на предметные картинки и схемы.
-Научатся классифицировать наземный, водный, воздушный транспорт.
-Дети будут иметь представление о разнообразии одного вида транспорта, получат знания об эволюции транспорта.
-На основе проблемных ситуаций и вопросов будут иметь возможность проявить свое воображение, творчество, с опорой на полученные знания.
-Родители активно примут участие в педагогическом процессе и повысят свою компетенцию по данной теме.
Перспектива дальнейшего развития: На основе полученных знаний в дальнейшем расширить представления
- о транспорте специального назначения (снегоуборочные, комбайн, поливальная машина, трактор, пожарная, полицейская), - расширить и внедрить в активный словарь названия профессий, связанных с работой на спецтранспорте; - Изучить более подробно подводный транспорт (желание детей)
Творческий проект " Наши питомцы" в старшей группе
Цель проекта: расширить знание детей о домашних животных, сформировать у детей такие положительные качества как доброта, сочувствие, ответственность, формировать предпосылки поисковой деятельности, интеллектуальной инициативы.
Задачи проекта: - дать знания об особенностях и повадках домашних животных; - учить делиться со сверстниками полученной информации; - воспитывать ответственное отношение к домашним питомцам; -провести беседу, организовать мероприятия и образовательную деятельность по теме; -организовать выставку детских рисунков по теме "Мое любимое домашнее животное"; -ознакомить детей с литературными, художественными и музыкальными произведениями по тематике; -разработать информационные листы для родителей с рекомендациями по ознакомлению детей с повадками домашних животных; -подготовить совместными усилиями детей и родителей о домашнем животном; -систематизировать литературный и иллюстрированный материал по теме "Домашние животные"; -провести итоговое мероприятие- защита индивидуальных презентаций"Мой домашний питомец".Создать книжку на основе представленных листков
Актуальность: В дошкольном возрасте начинается целенаправленная работа по развитию всех компонентов связной речи, совершенствованию умений при помощи речи выражать свои мысли, строить диалог, говорить монологом. У многих моих детей есть домашние животные, и дети с воодушевлением рассказывают о них. Этот интерес я решила использовать для развития познавательных способностей и развития положительных качеств личности ребенка. Детям нравятся домашние животные, они любят играть с ними, они любят рассматривать иллюстрации с их изображением. Пообщавшись с родителями воспитанников, я увидела проблему: дети не очень любят за ними ухаживать. Таким образом, появилось необходимость ознакомления с понятием ответственности за тех, кого приручили, формирования у детей чувства ответственности за братьев наших меньших. Воспитание любви к животным , ответственного отношения к тем, кого приручили. является важнейшей составляющей нравственного воспитания дошкольников. Чтобы воспитать у детей такие качества, как сострадание, сочувствие, доброта нужно хорошо знать повадки и нужды своих животных.
Тип проекта: познавательный. краткосрочный.
Участники проекта: воспитанники старшей группы, воспитатели, родители.
Предполагаемый продукт проекта: выставка творческих работ детей; презентация "Мой домашний питомец" ; систематизированный литературный материал по теме: "Домашние питомцы". книжка "Наши питомцы"
Подготовительный этап: Знакомство участников с содержанием проекта. Обозначение , определение цели проекта и его мотивация. Беседа о домашних питомцах. Воспитатель предлагает детям сфотографироваться дома со своими животными и подготовить интересные рассказы о них.
Основной этап: Привлечение детей и родителей к участию в планировании деятельности и реализации намеченного плана.
Направления проектной деятельности:
1. Речевое развитие: - речевые игры: "Путаница"; " Кто где живет?", "Сосчитайка". Прослушивание рассказов: Г. Остер "Котенок по имени Гав", Н. Носов "Живая шляпа", сказок: Сказка о верности, "Голубая кошка", стихот: М. Скребцова "Верный друг- лучше сотни слуг", Кискино горе" Б. Заходер, потешки "Пошел котик на Торжок", "Козонька рогатая"; загадки о домащних животных; - заучивание стихотворения Б. Заходер "Кискино горе" - рассматривание картин с изображением домашних животных и беседы по их содержанию; - прослушивание и обсуждение музыкальных произведений: "Черный кот", "Песенка о котенке", "Песня о любознательном щенке"; - упражнение в описательном рассказывании (рассказ о своих домашних питомцах)
2. Познавательное развитие:
- беседа о диких и домашних животных;
- беседа об особенностях и повадках домашних животных.
3. Художественно- эстетическое развитие:
- выставка рисунков и фотографий в группе "Мой домашний питомец"
4. Социально- коммуникативное развитие:
- игра "Зеркало", "Разговор через стекло","Кошки и мышки";
- сюжетно- ролевая игра"Ветеринарская клиника".
Работа с семьей:
- беседы родителей с детьми о домашних животных;
- показ детям мультфильма "Кошка, которая гуляла сама по себе"
- чтение рассказов Е. Чарушина "Кошка", сказок В. Г. Суеева "Три котенка, "Кот- рыболов";
- предоставление фотографий для презентации;
- предоставление картин для организации выставки "Мой любимый питомец"
- изготовление информационного листка по теме.
Заключительный этап: Обработка полученной в ходе проектной деятельности информации и ее оформление на основе детских фотографий с домашними животными и его озвучивание детьми (дети читают стихи или рассказывают о питомцах из альбома). Показ презентаций в группе детского сада.
Подготовительный этап:
Понедельник: 1. Постановка целей, определение актуальности и значимости проекта.
2. Подбор методической литературы для реализации проекта (журналы, статьи, рефераты)
Вторник: 1. Подбор наглядно- дидактического материала; художественной литературы о животных; дидактических игр, разработка бесед о домашних животных.
Среда: 3. Разработка рекомендаций для родителей: "Решили завести домашнего питомца", "Повадки домашнего питомца".
4. Подбор репродукций художественных картин на тематику "Животные и их детеныши"
Четверг и пятница:
1. Организация развивающей среды в группе старших дошкольников
Основной этап:
Понедельник: Первая половина дня:
1. Беседа о диких и домашних животных;
2. Рисование детьми щенка;
3. Организация выставки работ детей "Щенок по имени Шарик"
Вторая половина дня:
1. Рассмотрение книг, картин и плакатов на тематику "Домащние питомцы";
Вторник: Первая половина дня
1. Разучивание Б. Заходер "Кискино горе";
2. Разгадывание загадок о домашних питомцах
Вторая половина дня:
1. Проведение дидактических игр "Отгадай, кто к нам пришел", "Изобрази домашнее животное";
Среда: Первая половина дня:
1. Закрепление счета до 10. Аппликация дома для собаки из геометрических фигур;
2. Конструирование из деревянного и пластмассового конструктора дома для любимого животного и его друзей (коллективная работа)
Вторая половина дня:
1. Чтение потешек и прослушивание песен, обсуждение
Четверг: Первая половина дня:
1. Оформление стендовой консультации для родителей: "Решили завести домашнее животное", "Повадки домашних питомцев"
2. Чтение и обсуждение японской сказки "Плотник и кошка", стих М. Скребцова "Верный друг- лучше сотни слуг".
#1063;тение Н. Носова "Живая шляпа" и лепка котенка.
Вторая половина дня:
1. Рисование детьми любимого животного;
#1054;рганизация выставки работ детей "Любимое животное"
Пятница: : Первая половина дня:
1. Оригами кошки.
Вторая половина дня:
1. Итоговое мероприятие- прослушивание рассказов детей о своих домашних питомцах.
2. Организация выставки о своих домашних питомцах.
3. Изготовление книжки
Заключительный: продукт проекта- презентация. Книжка "Наши питомцы"
Проект
«Как хлеб на стол пришел?»
Вид проекта: информационно-исследовательский.
Продолжительность проекта: краткосрочный.
Сроки реализации проекта: с 11 по 20 марта.
Участники проекта: дети старшей группы, воспитатели, родители.
Актуальность проекта: Хлеб-это продукт человеческого труда, это символ благополучия и достатка. Именно хлебу отведено самое главное место на столе и в будни, и в праздники. Без него не обходится ни один приём пищи.
Ценность хлеба ничем нельзя измерить. Но почему одни дети любят хлеб и с удовольствием его едят, а другие отказываются от него?
Многие дети не знают о труде людей, выращивающих хлеб. Проект призван обратить внимание детей, какими усилиями появляется хлеб на нашем столе, воспитывать бережное отношение к хлебу.
Проблема проекта: дети дошкольного возраста не всегда бережно относятся к хлебу и хлебобулочным изделиям (бросают его, крошат, играют хлебом, лепят из него шарики). Следует больше обращать внимание детей на то, какой трудный путь проходит хлеб, прежде, чем появиться на нашем столе.
Цель проекта:
Сформировать у детей представления о ценности хлеба.
Задачи проекта:
- расширить знания у детей о значении хлеба в жизни человека;
- показать, каким трудом добывается хлеб для народа и каждого из нас;
- воспитывать бережное отношение к хлебу, чувство благодарности и уважения к людям сельскохозяйственного труда.
Гипотеза:
Если дать детям более подробные и расширенные знания о значении хлеба в жизни человека, то дети будут бережнее относиться к хлебу.
Ожидаемые результаты:
- У детей появятся более расширенные знания о значении хлеба в жизни человека.
- Дети увидят, с каким трудом добывается хлеб.
- У детей должно появиться желание беречь хлеб.
- У детей возникнет чувство благодарности к людям, выращивающим хлеб.
Образовательные области: Социально-коммуникативное развитие; Речевое развитие; Художественно-эстетическое развитие; Познавательное развитие; Физическое развитие.
Этапы реализации проекта:
Подготовительный этап:
-подбор литературы, наглядных и дидактических материалов: настольно-дидактические игры, иллюстрации, презентации и видеоматериалы по теме проекта;
-подготовка материалов для организации творческой и познавательно-исследовательской деятельности: материалы и оборудование для изготовления проведения исследовательской деятельности.
-сбор иллюстраций и фотографий для изготовления альбома «Хлеб всему голова».
-подготовка справочно-информационного материала для педагогов и родителей.
Первый этап: мотивационный. Проблемная ситуация
На этом этапе был проведен опрос детей с использованием «Модели трёх вопросов».
Что мы знаем? | Что хотим узнать? | Откуда можем узнать? |
Хлеб продают в магазине. Хлеб бывает черный и серый. Хлеб пекут из муки. Мука получается из зерен. Тесто получается из муки. | Кто выращивает хлеб? Как зерно превращается в муку? Почему бывает хлеб белый и серый? Как еще называют черный и белый хлеб, и почему? Как пекут хлеб и хлебобулочные изделия? | Узнать у взрослых. Поискать в интернете. Прочесть в книге. Сходить на экскурсию в пекарню (столовую) |
Второй этап: разработка (планирование) проекта
- обсуждение вариантов получения информации на поставленные вопросы (Что? Где? Когда?)
- определение участников проекта (дети, воспитатели, родители).
-обсуждение продуктов деятельности, которые должны получиться после окончания проекта (создание выставки работ по изобразительной деятельности по теме проекта, создание книги «Хлеб всему голова», коллажа «Путь от зерна к хлебу», испеченные детьми и взрослыми хлеб, кексы, сухари).
Третий этап: исследовательский (на основе интеграции образовательных областей).
Образовательная область «Познавательное развитие»
#1054;знакомление с окружающим: интегрированное занятие «Как хлеб на стол пришел?»
#1041;еседа «Рост зерна», «Как испечь хлеб» с привлечением мамы.
#1069;кспериментирование: проращивание зерен пшеницы в воде, рассматривание что внутри зерна, испробовать на вкус, перемолоть зерна в кофемолке.
#1057;равнение пшеничной и ржаной муки, зерен пшеницы и ржи, замешивание теста для выпечки.
#1050;онструирование: «Колосок» - из тыквенных семечек.
Образовательная область «Социально – коммуникативное развитие»:
#1044;идактические игры: «Что сделано из муки», «Откуда хлеб пришел?», «Собери колосок», «Доскажи словечко», «Из какой муки испекли».
#1057;южетно – ролевая игра «Хлебный магазин», «Кафе»
#1057;итуативные беседы: «Как надо беречь хлеб?», «Что можно сделать из остатков хлеба?»
Образовательная область«Речевое развитие»
1.Речевые игры: «Скажи какой», «назови хлеб ласково», «Какой бывает хлеб», «Кто работает в поле?»
#1057;оставление рассказа по картине «Уборка хлеба на полях»
#1055;роговаривание скороговорок, загадывание загадок о хлебе.
Образовательные область «Художественно – эстетическое развитие»:
#1056;исование «Колосится в поле рожь», «Мельница»
#1040;ппликация «Колоски в вазе»,
#1051;епка «Хлебобулочные изделия» - соленое тесто.
#1063;тение художественной литературы: Сказки: «Легкий хлеб», «Крупеничка», «Крылатый, мохнатый, да масляный», «Колосок»; В. Дацкевич «От зерна до каравая», К. Чуковский «Чудо – дерево», «Булка», В. Ремизов «Хлебный голос», Я. Т. Шорыгина «Ломоть хлеба», Д. Хармс «Очень-очень вкусный пирог», И. Токмакова «Что такое хлеб», Н. Самкова «О хлебе»,П. Коганов «Хлеб – наше богатство».
Заучивание: Я. Аким «Хлеб»
Прослушивание аудиозаписи «Звуки природы- шелест хлебной нивы»
Образовательная область «Физическое развитие»
#1057;портивное групповое развлечение «Как потопаешь, так и полопаешь»; «Как зерно растет»
#1055;альчиковые игры- «Замесили тесто», «Вот как сыпется зерно».
#1059;пражнение на релаксации «Посадила я зерно»
Взаимодействие с родителями:
-подбор информационного и наглядного материалов о хлебе.
- помощь в сборе картинок для составления альбома «Хлеб всему голова», коллажа «Путь от зерна до хлеба»
-привлечение родителей к итоговому мероприятию – интегрированное занятие «Хлебобулочная ярмарка»
Четвертый этап: продукты деятельности и презентация проекта.
Выставка детских работ по теме проекта.
Презентация альбома «Хлеб всему голова», коллажа «Путь от зерна до хлеба»
Интегрированное занятие «Хлебобулочная ярмарка».
Список использованной литературы
- Голицина Н.С. Экологическое воспитание дошкольников. - М.: Мозаика- Синтез», 2017. - 40с.
- Коломина Н.В. Занятия по экологии в детском саду. - М.: ТЦ Сфера, 2018. - 144с.
- От осени до лета (детям о природе и временах года в стихах, загадках, пословицах, рассказах): Для воспитателей детских садов и музыкальных руководителей/ Сост. Л.А. Владимирская. - Волгоград: учитель, 2016. - 160с.
- Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения: Пособие для руководителей и практических работников ДОУ / Авт.-состав.: Л.С. Киселева, Т.А. Данилина, Т.С. Лагода,
- Шорыгина Т.А. Беседы о хлебе. Методические рекомендации. - м.: ТЦ Сфера, 2018. - 80с.
Приложение:
Дидактические игры:
1. «Что сделано из муки?»
Задачи: развивать познавательный интерес, мышление, зрительное внимание.
Ход игры: дети отмечают фишками только те продукты питания, в состав которых входит мука.
2. «Что из какой муки испекли»
Задачи: закреплять знания детей о злаковых культурах, о типах муки, хлебобулочных изделиях, которые из них делают; развивать зрительные функции; способствовать накоплению зрительных образов.
Ход игры: дети соединяют линиями изображения колосков пшеницы и ржи с хлебобулочными изделиями из ржаной и пшеничной муки.
3. Игра с мячом «Подбери признак» (Хлеб какой? Мука какая?)
Задачи: обогащать словарный запас детей, развивать речь.
Ход игры: дети встают в круг, передают друг другу мяч и подбирают слова-признаки к заданным словам.
Загадки о хлебе:
Вот на мельнице пшеница,
Здесь такое с ней творится,
В оборот её берут,
В порошок её сотрут.
(Мука)
Маленькое, сдобное
Колесо съедобное.
(Бублик)
Сидит на ложке
Свесив ножки?
(Лапша)
Бьют меня палками,
Жмут меня камнями,
Держат меня в огненной пещере,
Режут меня ножами.
За что меня так губят?
За то, что любят. (Хлеб.)
Пословицы и поговорки о хлебе:
Будет хлеб, будет и обед
Пот на спине, так и хлеб на столе
Без соли невкусно, а без хлеба несытно
Хлеб- дар божий, отец, кормилец.
Не удобришь рожь, соберешь хлеба на грош
Покуда есть хлеб, да вода- все не беда
Без хлеба всё приестся
Дожили до клюки, что ни хлеба, ни муки
Разговором сыт не будешь, если хлеба не добудешь
Без хлеба и мёдом сыт не будешь
Без хлеба и у воды жить худо.
Приметы о хлебе:
Не разрешалось, чтобы один человек доедал хлеб за другим – заберешь его счастье и силу.
Нельзя есть за спиной другого человека – тоже съешь его силу.
Самым большим грехом считалось уронить хотя бы одну крошку хлеба, еще большим – растоптать эту крошку ногами.
Люди, преломившие хлеб, становятся друзьями на всю жизнь.
Скороговорки о хлебе:
Бублик, баранку, батон и буханку пекарь из теста испек спозаранку.
Петр в печке пек печенье, да перепек всю выпечку.
Хорош пирожок - внутри творожок
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка «Развитие познавательного интереса у детей подготовительной группы компенсирующей направленности (с ТНР) посредством экологического проекта»
в методической разработке представлен материал по развитию познавательного интереса у дошкольников через экологическое воспитание...

Методическая разработка «Развитие познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста в разных видах детской деятельности посредством использования камешков»
При формировании познавательного интереса просто необходимо использовать игровой занимательный материал, который сможет увлечь, активизировать умственную деятельность, способствует организации общения...

Методическая разработка « Развитие познавательного интереса у воспитанников дошкольного возраста в научно – исследовательской работе с элементами химии»
Тема по самообразованию Потребность в самообразовании является характерным качеством развитой личности, необходимым элементом её духовной жизни. Считаясь высшей формой удовлетворения п...

Методическая разработка Развитие познавательного интереса у детей среднего дошкольного возраста через экспериментирование с водой
Данный материал преднозначен для родителей дошкольников. Позволит получить информацию о развитии познавательного интереса у ребенка через экспериментирование....

Методическая разработка. Развитие познавательного интереса детей подготовительной группы ЗПР в процессе экспериментальной деятельности. Лаборатория «Любознайка»
Опытно-экспериментальная деятельность позволяет объеденить все виды деятельности и все стороны воспитания, развивает наблюдательность, пытливость ума, развивает стремление к познанию мира, все познава...

Методическая разработка «Развитие познавательного интереса и технического творчества у детей старшего дошкольного возраста в процессе проектной деятельности на основе STEAM – подхода»
Основу методической разработки составляют STEAM - проекты (инженерные книги), реализованные в рамках деятельности региональной инновационной площадки по теме: «Обновление содержания образо...