«Лучший инновационный образовательный проект»
статья

Богомолова  Танзиля Тимербулатовна

«Шаг за шагом»

(Описание опыта работы реализации

здоровьесберегающих технологий

в воспитательно-образовательном процессе).«Шаг за шагом»

(Описание опыта работы реализации

здоровьесберегающих технологий

в воспитательно-образовательном процессе).

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл opisanie_opyta_raboty_shag_za_shagom.docx206.04 КБ

Предварительный просмотр:

Нефтеюганское районное муниципальное образовательное бюджетное учреждение «Усть – Юганская СОШ» (дошкольные группы)

«Лучший инновационный образовательный проект»

 

«Шаг за шагом»

(Описание опыта работы реализации

здоровьесберегающих технологий

в воспитательно-образовательном процессе).

                                         

История темы педагогического опыта в педагогике и в данном образовательном учреждении.

Одной из подпрограмм Программы развития нашего дошкольного учреждения является программа «Здоровьесберегающие технологии», соответственно вся деятельность  детского сада направлена на реализацию здоровьесбережения детей. Сегодня очень актуальна проблема здоровья детей и реальное ухудшение их физического, психического, нравственного и духовного состояния. Особенно это ощущают те, кто работает с ними, то есть мы, педагоги. Но с другой стороны все мы несем историческую ответственность за здоровье будущих поколений и только все вместе можем изменить ситуацию.

Начиная работать по данной проблеме, мною была изучена методическая литература по физическому воспитанию дошкольников. А так же рассмотрены основные задачи, средства и пути решения, которые предлагаются разработчиками методических пособий по проблеме укрепления и сохранения здоровья детей дошкольного возраста.

Опыт работы над темой: «Шаг за шагом» сложился постепенно. В течение нескольких лет физкультурно-оздоровительное направление являлось основным направлением нашего образовательного учреждения. Система работы не ставит целью достижения высоких результатов за короткий отрезок времени. Главное в  работе помочь детям проявить их собственные потенциальные возможности, приобщить к здоровому образу жизни, привить любовь к физической культуре и спорту.

В учреждении для изучения этой темы были созданы необходимые условия: создана здоровьесохраняющая среда, разработана картотека различных видов двигательной активности, программа по сохранению и укреплению здоровья детей в условиях ДОУ «Здоровьесберегающие технологии» которая стала одной из целевых программ «Программы развития» нашего учреждения.

 Изучение темы педагогического опыта в дошкольном  учреждении

В 2019 году собранный материал по внедрению в образовательный процесс здоровьесберегающих технологий я систематизировала в опыт работы, поставив перед собой ряд задач:

1. Сохранение и укрепление здоровья детей на основе комплексного и системного использования доступных для детского сада средств физического воспитания, оптимизации двигательной деятельности на свежем воздухе.

2. Обеспечение активной позиции детей в процессе получения знаний о здоровом образе жизни.

3. Конструктивное партнерство семьи, педагогического коллектива и самих детей в укреплении их здоровья, развитии творческого потенциала.

Для реализации поставленных задач, был составлен перспективный план работы по данной проблеме:

1. Система планирования и организации работы по использованию здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе.

2. Изучение проблемы в научно-методической литературе.

Психолого-педагогический портрет воспитанников, являющихся базой для формирования представляемого педагогического опыта.

Базой для формирования опыта работы являются воспитанники НРМОБУ «Усть-Югаская СОШ» (дошкольные группы). Основная проблема – это слабое физическое развитие детей при поступлении в детский сад. В ходе мониторинга выяснилось, что дети испытывают «двигательный дефицит», в связи с чем задерживается возрастное развитие всех физических качеств. Дети имеют излишний вес, нарушения осанки, вследствие чего визуально у них наблюдается неуклюжесть, мешковатость, жестикуляция и мимика вялая, при ходьбе волочат за собой ноги, чувствуется скованность, неуверенность, голова опущена, нет гордости в осанке. Поэтому мы пришли к выводу, что для полноценного физического развития детей необходимо использование здоровье сохраняющих технологий и здоровье укрепляющих приемов, которые должны способствовать коррекции физического, психомоторного, речевого, эмоционального и общего психического развития.

Анкетирование родителей детей, посещающих детский сад, выявило следующую проблему, оказалось, что родители имеют недостаточные знания о том, как укрепить здоровье ребенка с помощью физических упражнений, закаливания, подвижных игр. Они зачастую оберегают своих малышей от физических усилий («не бегай, не прыгай, не лазай, а то упадешь, посиди»), даже от здорового соперничества в подвижных играх.

Актуальность педагогического опыта.

В современной системе образования много проблем. Одна из них – это ориентация всей системы образования на здоровье сохраняющее обучение и воспитание. Перед дошкольным образованием в настоящее время остро стоит вопрос о путях совершенствования работы по укреплению здоровья, развитию движений и физическому развитию детей.  ФГОС к структуре основной образовательной программы дошкольного образования определяют как одну из важнейших задач: охрану и укрепление здоровья воспитанников через интеграцию образовательных областей, создание условий безопасной образовательной среды, осуществление комплекса психолого – педагогической, профилактической и оздоровительной работы. В соответствии с этим особую актуальность приобретает поиск новых  средств  и методов повышения эффективности физкультурно-оздоровительной работы в дошкольных учреждениях, создание оптимальных условий для всестороннего гармоничного развития личности ребёнка.

Актуальность опыта состоит в решении проблемы сохранения и укрепления здоровья дошкольников. Одним из путей решения является комплексный подход к оздоровлению детей через использование здоровье сохраняющих технологий, без которых немыслим педагогический процесс современного детского сада. Их внедрение строится на формировании осознанного отношения ребёнка к своему здоровью, которое, в свою очередь, должно стать системообразующим фактором модернизации физкультурно-оздоровительной деятельности современного детского сада.

Педагогический опыт. Описание основных методов и методик, используемых в представляемом педагогическом опыте.

Здоровьесберегающие технологии в дошкольном образовании – технологии, направленные на решение приоритетной задачи современного дошкольного образования - задачи сохранения, поддержания и обогащения здоровья субъектов педагогического процесса в детском саду: детей, педагогов и родителей.

Современные здоровьесберегающие технологии, используемые в системе дошкольного образования, отражают две линии оздоровительно-развивающей работы:

1. Приобщение детей к физической культуре.

2. Использование развивающих форм оздоровительной работы.

Здоровьесберегающая деятельность  осуществляется с использованием следующих технологий:

Физкультурно-оздоровительная технология

        Направлена на физическое развитие и укрепление здоровья ребенка.

Задачи этой деятельности:

  • - развитие физических качеств;
  • - контроль за двигательной активностью и становление физической культуры дошкольников,
  • - формирование правильной осанки, профилактика нарушений опорно-двигательного аппарата;
  • - воспитание привычки повседневной физической активности;
  • - оздоровление средствами закаливания.

         Физкультурно-оздоровительная деятельность осуществляется воспитателем по физической культуре в совместной образовательной деятельности по физическому воспитанию, а также педагогами - в виде различных гимнастик, физкультминуток, динамических пауз и пр.

Технология обеспечения социально-психологического благополучия ребенка.

        Задача этой деятельности – обеспечение эмоционального комфорта и позитивного психологического самочувствия ребенка в процессе общения со сверстниками и взрослыми в детском саду, семье. К ней относится технология психологического или психолого-педагогического сопровождения развития ребенка в педагогическом процессе ДОУ.

Технология здоровьесбережения и здоровьеобогащения педагогов 

         Которая направлена на улучшение здоровья малышей, их благоприятное физическое развитие, на развитие культуры здоровья педагогов, в том числе культуры профессионального здоровья, развитие потребности к здоровому образу жизни. Поэтому большое внимание в нашем ДОУ уделяется подбору и расстановке кадров на группы с учётом их деловых качеств, опыта и психологической совместимости. Помня о том, что результаты физического развития зависят, прежде всего, от профессиональной подготовки педагогов, их педагогических знаний, продумана система всесторонней методической работы по совершенствованию мастерства педагогов.

Я считаю, что на сегодняшний день ведущее место должно быть отведено использованию технологий сохранения и стимулирования здоровья, а так же технологиям обучению здоровому образу жизни и коррекционным технологиям.

Технологии сохранения и стимулирования здоровья.

Педагог, стоящий на страже здоровья ребенка, воспитывающий культуру здоровья ребенка и родителей, прежде всего сам должен быть здоров, иметь валеологические знания, не переутомлен работой, должен уметь объективно оценивать свои достоинства и недостатки, связанные с профессиональной деятельностью, составить план необходимой самокоррекции и приступить к его реализации.

К основным формам и методам технологии сохранения и стимулирования здоровья детей относятся:

Динамические паузы – во время образовательной деятельности, 2-3 мин., по мере утомляемости детей. Рекомендуется для всех детей в качестве профилактики утомления. Могут включать в себя элементы гимнастики для глаз, дыхательной гимнастики и других в зависимости от вида образовательной деятельности.

Подвижные и спортивные игры – как часть специально организованной образовательной деятельности по физическому развитию, на прогулке, в групповой комнате - малой, средней и высокой степени подвижности. Ежедневно для всех возрастных групп. Игры подбираются в соответствии с возрастом ребенка, местом и временем ее проведения. В детском саду мы используем лишь элементы спортивных игр.

Релаксация – в любом подходящем помещении, в зависимости от состояния детей и целей, педагог определяет интенсивность технологии. Для всех возрастных групп. Можно использовать спокойную классическую музыку (Чайковский, Рахманинов), звуки природы.

Гимнастика пальчиковая – с младшего возраста индивидуально либо с подгруппой ежедневно. Рекомендуется всем детям, особенно с речевыми проблемами. Проводится в любой удобный отрезок времени (в любое удобное время).

Гимнастика для глаз  ежедневно по 3-5 мин. в любое свободное время в зависимости от интенсивности зрительной нагрузки со среднего возраста. Рекомендуется использовать наглядный материал, показ педагога.

Гимнастика дыхательная – в различных формах физкультурно-оздоровительной работы. Обеспечить проветривание помещения, педагогу дать детям инструкции об обязательной гигиене полости носа перед проведением процедуры. Используется как основной элемент при проведении образовательной деятельности с детьми по физическому развитию.

Гимнастика корригирующая – в различных формах физкультурно-оздоровительной работы. Форма проведения зависит от поставленной задачи и контингента детей.

Гимнастика ортопедическая – в различных формах физкультурно-оздоровительной работы. Рекомендуется детям с плоскостопием и в качестве профилактики болезней опорного свода стопы.

Технология обучения здоровому образу жизни.

Основные формы и методы данной технологии:

Специально организованная образовательная деятельность по физической культуре – 3 раза в неделю в групповых помещениях сада или на улице. Вторая младшая группа – 15 мин., средняя группа – 20 мин., старшая группа – 25 мин. и подготовительная к школе группа – 30 мин.

Проблемно-игровая (игротерапия) – в свободное время, можно во второй половине дня. Время строго не фиксировано, в зависимости от задач, поставленных педагогом. Совместная деятельность  может быть организована не заметно для ребенка, посредством включения в процесс игровой деятельности.

Коммуникативные игры – 1-2 раза в неделю по 30 мин. со старшего возраста. Строятся по определенной схеме и состоят из нескольких частей. В них входят беседы, этюды и игры разной степени подвижности, совместная деятельность с педагогом рисованием, лепкой и др.

Коррекционные технологии:

Музыкотерапия – в различных формах физкультурно-оздоровительной работы. Используется в качестве вспомогательного средства как часть других технологий для снятия напряжения, повышения эмоционального настроя и пр.

Сказкотерапия – по 25 - 30 мин. со старшего возраста. Использую для психологической, терапевтической и развивающей работы. Сказку может рассказывать взрослый, либо это может быть групповое рассказывание, где рассказчиком является не один человек, а группа детей, а остальные дети повторяют за рассказчиками необходимые движения.

Технологии валеологического просвещения родителей:

Информационно-просветительская деятельность выражается в формировании у родителей здорового образа жизни, как ценности, а так же в знакомстве родителей с различными формами работы по физическому воспитанию в детском саду. Информировании о состоянии здоровья и физическом развитии, об уровне двигательной подготовленности их ребёнка, привлечении родителей к участию в различных формах совместной деятельности: физкультурных досугах и праздниках.

В целях сотрудничества с родителями по формированию здорового образа жизни у детей разработана система мероприятий, к которым относятся: родительские собрания, консультации, конкурсы, спортивные праздники, праздники здоровья, дни открытых дверей, папки-передвижки, беседы, личный пример педагогов, нетрадиционные формы работы с родителями, практические показы (практикумы)

Здоровьесберегающие образовательные технологии:

       Этот вид деятельности предполагает воспитание валеологической культуры, или культуры здоровья, дошкольников. Цель ее – сформировать у детей осознанное отношение ребенка к здоровью и жизни, накопление знаний о здоровье и развитие умений оберегать его.

Здоровьесберегающие образовательные технологии наиболее значимы среди всех известных технологий по степени влияния на здоровье детей. Главный их признак – использование психолого-педагогических приемов, методов, подходов к решению возникающих проблем.

Подготовка к здоровому образу жизни ребенка на основе здоровьесберегающих технологий должна стать приоритетным направлением в деятельности каждого образовательного учреждения для детей дошкольного возраста.

 Результативность педагогического опыта.

Система методического обеспечения позволила достичь повышения качества работы , которое выразилось в следующих результатах:

            Уровень заболеваемости снизился на 3,7 %, значительно снижено количество пропусков по болезни.

Количество детей, имеющих высокий уровень физического развития повысилось на 11 % и составляет 46 %.

Количество детей, имеющих высокий уровень представлений о здоровом образе жизни, увеличилось на 42% и составляет 81%.

Усовершенствована предметно-развивающая среда в группе (приобретается новое физультурно - спортивное оборудование и атрибуты, изготовлено много нетрадиционных пособий для повышения двигательной активности: массажные дорожки здоровья, пособия для выполнения дыхательной, пальчиковой гимнастики, коррекции плоскостопия).

Для успешной работы по приобщению родителей и педагогов к ЗОЖ, разработана программа по сохранению и укреплению здоровья детей в условиях ДОУ «Здоровьесберегающие технологии», в которой отражена перспектива здоровьесохраняюющей деятельности на пять лет.

 Новизна (инновационность) представляемого педагогического опыта.

Новизна опыта заключается в реализации инновационных здоровьесохраняющих технологий в физкультурно – оздоровительной деятельности:

- внедрение новых здоровьесохраняющих технологий в деятельность ДОУ (реализация программы по сохранению и укреплению здоровья детей в условиях ДОУ «Здоровьесберегающие технологии»).

-использование валеологических приемов для мотивации к здоровому образу жизни;

-использование ИКТ для более наглядной демонстрации преимущества здорового образа жизни.

Технологичность представляемого педагогического опыта.

В процессе работы собран материал по использованию здоровьесохраняющих технологий, создана здоровьесохраняющая среда в ДОУ, разработана картотека различных видов двигательной активности, разработана программа по сохранению и укреплению здоровья детей в условиях ДОУ «Здоровьесберегающие технологии».

Весь процесс внедрения здоровьесохраняющих технологий  строился в три этапа:

Чтобы обеспечить воспитание здорового ребёнка, работа на  первом этапе в нашем детском саду велась по нескольким направлениям:

Материально-техническое обеспечение. 

         Для обеспечения полноценного своевременного развития детей, сохранения и укрепления физического и психического здоровья, профилактики простудных заболеваний, физического развития и оздоровления воспитанников в группе имеется физкультурный уголок, который создан с учётом возрастных особенностей детей. Также в группе созданы зона двигательной активности и зона уединения, в приёмной оборудованы уголки здоровья с информацией для родителей.  На игровом участке детского сада имеется спортивное и игровое оборудование, где дети имеют возможность развития двигательных навыков в любое время года.

Итак, условия, созданные в группе, позволяют обеспечить физическую активность детей и организацию оздоровительной работы.

Проанализировав данные социально-гигиенического скрининга условий и образа жизни семей воспитанников полученных в ДОУ, мы пришли к выводу, что хотя родители имеют высшее и среднее образование, уровень знаний в области воспитания привычки к здоровому образу жизни большинства из них не высокий. Был разработан план работы с семьей по приобщению родителей к ЗОЖ.

Для коллег-воспитателей был разработан и представлен цикл валеологических занятий,  мультимедийных презентаций, памятка по планированию физкультурно - оздоровительной работы. На педагогических советах и семинарах представила опт работы по темам: «Формирование привычки к ЗОЖ – важная задача воспитания», «Здоровьесберегаюшие технологии в образовательно - воспитательном процессе», «Обеспечение эффективной системы физкультурно – оздоровительной работы в ДОУ» педагоги знакомились с опытом по оздоровлению детей, с эффективными методиками и технологиями, принимали участие в деловых играх, тренингах «Урок Здоровья», «Валеологическая викторина», «Витаминиада», «Путешествие в Страну Здоровья». Открытые просмотры и взаимопосещения помогали освоить методы и формы оздоровительной работы с дошкольниками.

Работа по реализации второго этапа велась по блокам.

Блок 1. Содержание работы с детьми определяется в соответствии с «ФГОС    к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования».

Система физкультурно-оздоровительной работы включает в себя:

  • Проведение комплекса утренней гимнастики с элементами дыхательной гимнастики;
  • НОД по физическому развитию;
  • Проведение динамических пауз между НОД;
  • Организация подвижных игр и физических упражнений на прогулке;
  • Организация оздоровительного бега в конце прогулки;
  • Гимнастика после дневного сна;
  • Коррекционная работа с детьми по развитию движений;
  • Организация занимательной двигательной деятельности различного типа; пальчиковые игры и упражнения;
  • Самостоятельная, двигательная деятельность детей;
  • Организация досугов, праздников;
  • Проведение «Дня здоровья», в летнее время «Недели здоровья»;
  • Организация работы с семьёй.

Ведущее место в организации двигательного режима в работе с детьми дошкольного возраста отводится непосредственно образовательной деятельности по физическому развитию. Необходимое условие – доброжелательное отношение к детям со стороны педагога. Соответственно я помогаю преодолевать трудности и неудачи, радуюсь вместе с ними успехам, стараюсь, чтобы все упражнения выполнялись на фоне позитивных ответных реакций ребёнка, доставляя ему не только мышечную, но и эмоциональную радость. Использую я при этом как традиционные, так и нетрадиционные виды образовательной деятельности:

Игровая НОД (с использованием игр: народные подвижные игры, игры-эстафеты, игры-аттракционы и т.д.).

Сюжетные формы НОД – комплексные (объединенные определенным сюжетом, спортивное ориентирование, с викторинами и т.д.).

Самостоятельная двигательная деятельность (самостоятельная  по выбору, затем проверка задания педагогом).

Утренняя гимнастика является одним из важных компонентов двигательного режима, ее организация направлена на поднятие эмоционального и мышечного тонуса детей.

Наряду с традиционной утренней гимнастикой в практику нашего дошкольного учреждения мы включаем разные типы и варианты, как в содержательном плане, так и в методике проведения. Варианты проведения утренней гимнастики:

Утренняя гимнастика игрового характера включает 2–3 подвижные игры или 5–7 игровых упражнений имитационного характера, а также разной степени интенсивности, которые выполняются как комплекс упражнений общеразвивающего воздействия.

Упражнения на полосе препятствий – детям предлагаем упражнения с постепенным увеличением нагрузки: усложнение двигательных заданий с включением разных основных видов движений увеличение числа повторов, усиление темпа движений, смена чередования физкультурных пособий.

Ежедневно, в процессе непосредственно образовательной деятельности детей и по мере необходимости,  проводится физкультминутка (в течение 2–5 мин.) в зависимости от вида и содержания деятельности по развитию речи, рисованию, формированию элементарных математических представлений, главным образом в момент появления признаков утомляемости детей. В тот момент, когда у детей снижается внимание и появляется двигательное беспокойство (как правило, на 12–15 мин.), наступает утомление, я предлагаю несколько физкультурных упражнений стоя у своих столов или на свободном месте в группе. Это упражнения общеразвивающие: наклоны туловища, движение рук вверх, в стороны, полуприседания и приседания, подпрыгивание, подскоки, ходьба.

      В работе использую разные виды физкультминуток: с текстом, с музыкальным сопровождением, в форме подвижной игры и др.

      Введение динамической паузы во время перерыва между НОД позволяет детям активно отдохнуть после умственной нагрузки и вынужденной позы. Она состоит из 3–4 упражнений, а также произвольных движений детей с использованием разнообразных физкультурных пособий. В конце рационально провести упражнение на расслабление 1–2 мин.

       После дневного сна важно поднять настроение и мышечный тонус у каждого ребенка, а также позаботиться о профилактике нарушений осанки и стопы. Этому способствует комплекс гимнастики после дневного сна, который носит вариативный характер, в зависимости от этого будет меняться и её продолжительность (от 7–15 минут).

       Разминка в постели и комплекс упражнений. Дети постепенно просыпаются под звуки мелодичной музыки, лёжа в постели, в течение 3–4 минут, выполняют 4–5 общеразвивающих упражнений.

     В группе дети выполняют произвольные танцевальные музыкально-ритмические движения под музыку, после этого переходят к упражнениям на дыхание, затем одеваются.

Наряду с физкультурными развлечениями в нашем ДОУ широко используются физкультурные досуги, которые не требует специальной подготовки, строятся на хорошо знакомом детям материале и проводятся несколькими группами, близкими по возрастному составу (старшая и подготовительная группы). Такое мероприятие организуются 1–2 раза в месяц, длительностью по 30–50 минут. Мы с воспитателями используем различные по содержанию и организации формы физкультурного досуга.

1 Раз в месяц во всех группах в течение учебного года проводится День здоровья. В проведении этого дня принимает участие весь коллектив ДОУ. В этот день с детьми проводятся экскурсии, спортивные досуги, спортивные соревнования и др.

Блок 2. Организация работы с детьми по формированию ЗОЖ.

В рамках образовательной области «Здоровье» для успешного формирования представлений у дошкольников о ЗОЖ необходима целенаправленная, систематическая воспитательно - образовательная работа в ДОУ и семье.

  • Мы определили для себя следующие направления осуществления этой проблемы:
    - привитие стойких культурно-гигиенических навыков;
  • - развитие представлений о строении собственного тела, назначении органов;
  • - обучение уходу за своим телом, навыкам оказания элементарной помощи;
  • - формирование представлений о том, что полезно и что вредно для организма;
  • - формирование привычки ежедневных физкультурных упражнений;
  • - формирование элементарных представлений об окружающей среде.

Совместно с коллективом разработана система мероприятий под названием «Я здоровым быть хочу», работа в которых ведётся в 3-х направлениях:

Реализация содержания каждого направления проводится нами в несколько этапов:

  1. Подготовительный этап - это изучение представлений детей о здоровье и ЗОЖ; планирование видов работы и организационных форм.
  2. Основной этап - это сообщение детям новых сведений о ЗОЖ и расширение их кругозора с опорой на различные виды деятельности. Основной формой работы являются НОД по ознакомлению с окружающим миром.
  3. Закрепляющий этап - закрепление и систематизация представлений о ЗОЖ через НОД, беседы, прогулки, опыты, игры, оздоровительные и закаливающие мероприятия, чтение литературы.

Система работы с детьми предполагает различные формы, средства и методы формирования представлений о ЗОЖ. Основными формами нашей работы являются организованная занимательная деятельность, режимные моменты, спортивные соревнования, досуги, в процессе которых сообщаем детям новые сведения и закрепляем ранее полученные представления. Закреплять представления лучше в продуктивной и предметно- практической деятельности, поэтому мы используем интегративный подход к организации занимательной деятельности детей.

В процессе ознакомления с образовательной областью «Познание» ознакомление с окружающим миром формирует представления о человеке, как живом существе, его организме и здоровье; об образе жизни и зависимости здоровья от образа жизни.

На НОД экологической направленности формируем представления детей об условиях необходимых человеку для жизни; о взаимосвязи здоровья человека и окружающей среды.

 При воспитании культурно-гигиенических навыков формируем привычку правильно: умываться, вытираться, пользоваться носовым платком, правильно вести себя при кашле и чихании. Расширяем представления о ЗОЖ  через: с/ ролевые игры «Больница», «Аптека», «Семья», чтение художественной литературы: «Сказка про ногти», «Грязнуля Витя» И.Губина, «Птичка Тари», «Зубик-Зазнайка», « Сказка про трёх поросят на новый лад», разучивание загадок о частях тела, пословиц о здоровье. Продолжаем знакомить детей с правилами сохранения своего здоровья и заботе о нём. Для расширения кругозора детей и закрепления, ранее полученных навыков используем настольные и дидактические игры («Аскорбинка и её друзья», «Части тела», «Сложи картинку», «Что сначала что потом и т.д.)

Формируя привычки потребности в ЗОЖ, которые мы пытаемся привить детям, стараемся выработать такие навыки у детей: - полоскать рот после каждого приёма пищи, чистить зубы утром и вечером; спать в облегчённой одежде; - разминаться после пробуждения; - уметь избегать опасных ситуаций; - мыть руки перед едой и после посещения туалета; - есть больше овощей и фруктов; - ежедневно менять нижнее белье, носовые платки.

            Считаем, что к моменту выпуска детей в школу они получат необходимые представления о ЗОЖ и будут иметь стойкие навыки и привычки сохранения своего здоровья.

В процессе НОД нами используются различные музыкальные произведения, записи звуков леса, моря, птиц и т.д. Музыкальный фон даётся в начале НОД, активизируя положительные эмоции и служит для настройки детей на последующие движения: во время разминки подвижная музыка облегчает детям выполнение упражнений. Подвижные игры мы часто проводим с музыкальным сопровождением — оно особенно желательно для детей с неврозами и более серьёзными нарушениями нервной системы. Зная, что музыка организует ребёнка на выполнение упражнений, помогает ему свободно самовыразиться, часто проводим комплекс общеразвивающих упражнений под музыку.

         Пальчиковая гимнастика служит для развития у детей ручной умелости, мелкой моторики и координации движений рук. Упражнения, превращают образовательный процесс в увлекательную игру, не только обогащают внутренний мир ребенка, но и оказывают положительное воздействие на улучшение памяти, мышления, развивает фантазию.

        Организация системы закаливания важнейшая часть физического воспитания детей дошкольного возраста. Закаливающие мероприятия проводятся в течение всего дня. Лучшими средствами закаливания являются естественные силы природы: воздух, солнце и вода.

         Закаливание воздухом – наиболее доступное средство закаливания в любое время года. Систематическое пребывание ребенка на воздухе способствует более быстрой адаптации организма к смене температурных условий. Положительное воздействие воздушных ванн повышается, если сочетается с физическими упражнениями.

Эффективным средством закаливания является хождение босиком в летнее время по хорошо очищенному грунту (трава, гравий, песок). Начинать ходить босиком следует в жаркие, солнечные дни, постепенно увеличивая время хождения с 2–3 минут до 10–12 минут и более. Минимальная температура воздуха, при которой детям разрешается ходить босиком, – 20–22 Сº. Затем детей приучали ходить босиком и в помещении: так, перед дневным сном разрешали босиком дойти до кроватки по ковровой дорожке. Оздоровляющее воздействие воздуха используем при организации дневного сна и прогулок.

В результате закаливания дети стали менее восприимчивым к резким изменениям температуры и простудным и инфекционным заболеваниям. Дети обладают хорошим здоровьем и аппетитом, спокойны, уравновешенны, отличаются бодростью, жизнерадостностью, высокой работоспособностью. Таких результатов можно добиться лишь при правильном выполнении закаливающих процедур.

Блок 3. Работа с семьёй и школой

Понятие “Здоровье” коллектив ДОУ рассматривает в широком социальном аспекте, который включает в себя физическое, психологическое и социальное здоровье ребенка. Одним из обязательных условий воспитания культуры здоровья ребенка становится культура здоровья семьи. В работе с семьей по формированию потребности в здоровом образе жизни у детей используются как традиционные, так нетрадиционные формы работы с родителями, такие как информационные памятки, буклеты, тематические выставки, оформляются информационные уголки здоровья, проводятся консультации, встречи «за круглым столом», родительские собрания с привлечением физкультурных и медицинских работников, спортивные семейные эстафеты. Родители - постоянные участники всех конкурсов, проводимых в ДОУ.

Совместная работа с семьёй строится на следующих основных положениях, определяющих её содержание, организацию и методику:

  1. Единство целей и задач в воспитании ребёнка.
  2. Систематичность и последовательность работы в течение всего года и всего периода пребывания детей в ДОУ.
  3. Индивидуальный подход к каждой семье.
  4. Взаимное доверие и взаимная помощь педагогов и родителей на основе доброжелательной критики и самокритики.

В соответствии с этими основными положениями система работы с семьёй включает:

  • ознакомление родителей с результатами состояния здоровья ребёнка и его психологического развития;
  • целенаправленную санпросвет работу, пропагандирующую необходимость рационального, полного сбалансированного питания, закаливания, оптимального воздушного и теплового режима и т.д.
  • ознакомление родителей с содержанием физкультурно-оздоровительной работы;
  • обучение конкретным методам и приёмам оздоровления (массаж, самомассаж);
  • ознакомление с лечебно-профилактическими мероприятиями, проводимыми в ДОУ;
  • обучение отдельным нетрадиционным методам оздоровления (пальчиковым играм);

Физкультурно-оздоровительные мероприятия совместно со школой направлены на развитие у дошкольников и младших школьников элементарных представлений о полезности, целесообразности физической активности и личной гигиены. В играх-соревнованиях: «Зов джунглей», «Олимпийские игры», «Веселые старты» воспитатель и инструктор по физической культуре развивают такие качества физического развития детей как: координированность, ловкость, гибкость, сила, выносливость. Совместные физкультурно-оздоровительные мероприятия детского сада и школы способствуют формированию у детей творческого самовыражения в двигательной активности. И в дальнейшем планируется систематизировать работу по преемственности детского сада со школой и другими общественными организациями в вопросах воспитания здорового поколения.

Таким образом, созданная единая система "детский сад - дети - родители - школа" на данный момент достаточно успешно функционирует.

Анализ за последние три года показал, что динамика заболеваемости в детском саду снизилась, о чем свидетельствует сравнительный анализ.

Выводы:

             Создание здоровьесохраняющей среды и воспитание навыков здорового образа жизни у детей является одним из основных направлений деятельности всего педагогического коллектива, нами успешно решается задача снижения эмоционально-волевого напряжения и укрепления иммунитета дошкольников посредством комплексного подхода к формированию здоровья воспитанников.

          Познавательные моменты органично соединяются с оздоровительными, образовательная деятельность сочетается с выполнением дыхательных упражнений, гимнастики для глаз, релаксацией, самомассажем и другими здоровьесохраняющими технологиями.

Таким образом, можно сказать, что только круглогодичный, системный подход к организации физкультурно – оздоровительных и профилактических мероприятий позволит эффективно способствовать укреплению и сохранению здоровья воспитанников, даст позитивную динамику оздоровления детского организма, позволит достичь положительных результатов: повышения уровня физической подготовленности, повышения индекса здоровья детей, положительную динамику в распределении по группам здоровья, профилактику и коррекцию отклонений физического развития воспитанников. Грамотная организация здоровьесохраняющей среды, а также использование здоровьесохраняющих технологий, введение системы оздоровления детей, помогли нам максимально снизить статический компонент в режиме дня наших воспитанников, а также способствовали повышению двигательной активности каждого ребенка, его всестороннему психофизическому развитию.

Результаты убеждают в правильности и действенности выбранных нами мер в совершенствовании физкультурно-оздоровительной работы. Однако мы не останавливаемся на достигнутом уровне. Наш творческий поиск продолжается и сегодня.

Список литературы:

  1. Алябьева Е.А. Психогимнастика в детском саду М.: Сфера, 2003 – 88 с.
  2. Белая К.Ю., Зимонина В.А. «Как обеспечить безопасность дошкольников: конспекты занятий по основам безопасности детей дошкольного возраста» М.: Просвещение, 2000 – 94 с.
  3. Зимонина В.А. Воспитание ребёнка – дошкольника. Расту здоровым. М.;ВЛАДОС,2003-304 с
  4. Каштанова Т.В, Организация оздоровительного центра в образовательном учреждении: практическое пособие М.:2002
  5. Колабанов В.В. Валеология – СПб: Деан, 2001
  6. Кузнецова М.Н. Система комплексных мероприятий по оздоровлению детей в дошкольных образовательных учреждениях. М.: АРКТИ, 2002 – 64 с.
  7. Моргунова О.Н. Физкультурно-оздоровительная работа в ДОУ. Воронеж, 2005 – 127 с.
  8.  Пензулаева Л.И. Оздоровительная гимнастика для детей дошкольного возраста М.: 2004
  9. Рунова М.А. Двигательная активность ребёнка в детском саду М.: 2000 – 256 с.
  10. Синкевич Е.А. Физкультура для малышей СПб: 2003 – 48 с.
  11. Семёнова Н. Дыхательная гимнастика Стрельниковой в школе здоровья. СПб.2004 – 87 с.
  12. Чупаха И.В. Здоровьесберегающие технологии в образовательном процессе. М: 2003 - 143 с.
  13. Юдина Е.Г. Педагогическая диагностика в детском саду. М.: 2003 – 114 с.
  14. Емельянова В.Н., из опыта работы на тему «Повышение качества физкультурно-оздоровительной работы через методическое сопровождение использования здоровьесберегающих технологий».
  15. Гаврючина Л.В. Здоровьесберегающие технологии в ДОУ Методическое пособие. — М.: ТЦ Сфера, 2008
  16. Рунова М.А. Двигательная активность ребёнка в детском саду. – М.: Мозаика – Синтез, 2002.

Богомолова Танзиля Тимербулатовна, НРМОБУ «Усть-Юганская СОШ», п.Усть-Юган


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Инновационный образовательный проект «Вместе дружная семья»

Инновационно-образовательный проект о построение единой линии взаимодействиямеджду семьей, детским садом и школой. Материал включает в себя: концепцию проекта,ресурсное обеспечение, этапы работы....

инновационный образовательный проект "Папа,мама,я-споривная семья"

реализация  долгосрочного  образовательного  проекта инструктором ....

Обучение детей связной речи в условиях единого образовательного пространства дошкольного учреждения и семьи в реализации инновационных образовательных проектов.

Речь - это универсальное средство воспитания культурного человека и развития личности. Главная задача развития речи детей - это совершенствование монологической речи. В своей работе я использую обще...

Инновационный образовательный проект "Развитие артистических способностей посредством театрализованной деятельности с использованием ЦОР"

Участвуя в театрализованной деятельности, дети знакомятся с окружающим миром через образы, краски, звуки, а умело поставленные вопросы, заставляют их думать, анализировать, делать выводы и обобщения....

Инновационный образовательный проект "Внедрение технологии проектной деятельности по созданию анимационной мультипликации в условиях реализации ФГОС ДО"

Инновационный образовательный проект"Внедрение технологии проектной деятельности по созданию анимационной мультипликации в условиях реализации ФГОС ДО"...

Инновационный образовательный проект «Использование игрового набора «Дары Фрёбеля» в образовательной деятельности с дошкольниками»

Показать, что  игровые материалы «ДАРЫ ФРЕБЕЛЯ»,  наиболее эффективны в начальном воспитании детей и в то же время развивают их внутренние потребности....

Проект: Инновационный образовательный проект: «Страна Анимация»

Данный проект направлен на формирование всех компонентов речевой системы через создание мультипликационных фильмов. Развитие познавательной активности, коммуникативных умений, самостоятельности, любоз...