Проект "Волшебный песок"
проект (младшая группа)

Сысолова Наталья Валерьевна

Проект "Волшебный песок"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proek_volshebnyy_pesok.docx26.62 КБ

Предварительный просмотр:

Новые информационные технологии в

педагогическом процессе ДОУ

(проект «Волшебный песок»)

Исполнитель:

Сысолова Наталья Валерьевна,

Воспитатель МАУДО «Детский сад № 10»        

Ялуторовск-2020г.

Актуальность

 Песок - состоит из мельчайших крупинок – символически отражает автономность человека, воплощает Жизнь во Вселенной. Песок пропускает воду, а также поглощает негативную психическую энергию. Взаимодействие с песком очищает энергетику человека и стабилизирует его эмоциональное состояние. Игры с песком позитивно влияют на «эмоциональное самочувствие, и это делает его уникальным средством для  развития ребенка.

  Именно в песочнице создается дополнительный акцент на тактильную чувствительность, на коррекцию зрения, развивается «мануальный интеллект ребенка».  На улучшение здоровья малышей, их благоприятное физическое и психическое развитие влияет весь уклад жизни ребенка в детском саду, заботливое и внимательное отношение к нему взрослых. В целях реализации индивидуальных интересов, склонностей и потребностей дошкольников предметно-пространственная среда обеспечивает право и свободу выбора каждого ребенка на любимое занятие. Наблюдения показывают, что социально-психологические особенности дошкольников предполагают стремление детей участвовать в совместной деятельности со сверстниками и взрослыми, а также время от времени возникающую потребность в уединении. При этом обеспечивается оптимальный баланс совместных и самостоятельных действий детей. Однако в последние десятилетия все большее внимание привлекают детские стрессы, которые влекут за собой различные нервные расстройства и повышенную заболеваемость. Детские стрессы – это следствие дефицита положительных эмоций у ребенка и отрицательной психологической обстановки в семье, излишнего шума и нервозности в детском учреждении из-за насыщенности воспитательно-образовательного процесса.

     Как же мы, взрослые, можем помочь ребенку? И здесь нам может помочь игра в песочнице. Даже самые незатейливые упражнения на самом деле обладают колоссальным значением для развития психики ребенка.

      Во-первых, такого рода взаимодействие с песком стабилизирует эмоциональное состояние, вовлекают детей в интереснейший процесс познания окружающей среды.

       Во-вторых, наряду с развитием тактильно-кинестетической чувствительности и мелкой моторики, мы учим ребенка прислушиваться, к себе и проговаривать свои ощущения. А это, в свою очередь, способствует развитию речи, произвольного внимания и памяти. Но главное - ребенок получает первый опыт рефлексии (самоанализа). Учится понимать себя и других. Так закладывается база для дальнейшего формирования навыков позитивной коммуникации.

      Данный проект предполагает возможность познакомить детей с одной из арттерапевтических техник для снятия нервного напряжения – игра с песком, пережить в совместных мероприятиях, радость от живого общения друг с другом, с природой. Проект поможет заинтересовать родителей совместными играми и установлению психологического комфорта детей, а также способствовать развитию у детей познавательного интереса к неживой природе.

 Проблема: Реализация данного проекта направлена на формирование у детей навыков безопасного поведения, способности предвидеть опасные ситуации и умения по возможности избегать их, а при необходимости действовать очень актуально.

Цель: знакомство со свойствами песка, формирование умений экспериментирования с предметами, развитие мелкой моторики, обогащение словарного запаса слов.

Задачи:

  • Расширять опыт ориентировки в окружающем, обогащать детей разнообразными сенсорными впечатлениям;
  • Развивать творчество и креативность участников проекта;
  • Формировать коммуникативные навыки детей, способствовать успешной адаптации в коллективе;
  • Развивать тактильную «чувствительность» как основу развития «ручного» интеллекта ребенка.
  • Формировать познавательные функции (восприятие, внимание, память, мышление).
  • Развивать мелкую моторику рук, а также и речь; обогащать и активизировать словарь детей

Тип проекта: познавательно-исследовательский.

Срок реализации: краткосрочный  3 недели.

Участники проекта: дети младшей группы и их родители, воспитатели, музыкальный работник, младший воспитатель.

Ожидаемые результаты проекта:  развитие у детей познавательной активности, творческих способностей, коммуникативных навыков.

  • Вывести детей на более высокий уровень познавательной активности;
  • Обогатить представление детей об объектах неживой природы;
  • Обогатить предметно – развивающую среду в группе.
  • Развитие высших психических функций (внимания, памяти, мышления, восприятия, воображения);
  • Стабилизация эмоционального состояния детей и их психофизическое оздоровление;
  • Способствует развитию познавательных способностей, тактильной чувствительности, мелкой моторики дошкольников;
  • Личностное развитие ребенка и развитие его индивидуальных особенностей;
  • Формирование коммуникативных навыков сотрудничества в общении со сверстниками, необходимых для успешного протекания процесса обучения;
  • Формирование самосознания и адекватной самооценки;
  • Совершенствование предметно – игровой деятельности, что способствует развитию сюжетно-ролевой игры;

Планируемые результаты по этапам и методы их оценки.

Этапы проекта:

1. Подготовительный:

Цель: формирование экологической грамотности ребенка.

Задачи:

1) Развитие ребенка как личности, экологического мышления и творческого воображения детей в процессе опытнической и исследовательской деятельности.

2) Охрана и укрепление здоровья детей.

3) Воспитание дружеских взаимоотношений, эстетических чувств, желания отражать впечатления, полученные в процессе познавательно-исследовательской деятельности.

Методы исследования: наблюдения во время экскурсий, исследования на прогулках, рисование, аппликация, ручной труд, игра, беседа, сочинение рассказов и сказок, знакомство с литературными произведениями и произведениями живописи.

2. Основной этап

Поиск ответов на поставленные вопросы. Работа с детьми: беседа о свойствах песка.

Цель: заинтересовать проблемой, выяснить представления  детей о свойствах песка - сыпучий, сухой, лепиться, может менять цвет от воды. Совершенствовать связную речь, обогатить словарный запас детей словами: влажный, сыпучий, сухой, рыхлый и др.

Вопросы:

1. Что такое песок? (это природный материал, из него можно построить замки, башни и мосты, а ещё на песке можно отпечатать следы.)

2. Из чего состоит песок?

3. Как выглядят песчинки?

4. Какие свойства песка  вы знаете?

5.  Из какого песка можно лепить? Почему вы так считаете?

6. Какой песок тяжелее?

7. Какой бывает песок?

8. Кому нужен песок для жизни?

9. Где используют песок? Для чего он нужен? Приведите примеры.

10.Нужен ли песок художникам?

           3. Заключительный:

Обобщение результатов работы, их анализ, формулировка выводов.

Этапы проекта

 1 этап - подготовительный (предварительная работа с детьми и родителями) –  6.04 -7.04

1) Подбор Аудиозаписей «Звуки ветра в пустыне», «Звуки природы и музыка».

2)  Подбор стихов, загадок о песке.

3)  Предметные картинки, иллюстрирующие использование песка  в деятельности человека:  альбомы, открытки, иллюстрации на темы «Песок в природе», «Использование песка человеком».

4) Подбор методической литературы.
5) Составление плана проектной деятельности.
3) Оформление картотеки опытов с водой, воздухом, песком, светом
7) Привлечение родителей к пополнению оборудованием «центра экспериментирования».
Работа с родителями:

1 Подбор художественной литературы;

2. Изготовление макета;

3.Выполнение творческих заданий;

4. Совместная опытно – экспериментальная деятельность;

5. Консультации

2 этап – творческий (практическая работа: беседы, консультации, занятия) –  8.04-22.04.

1. Постройка из песка домика  для зайчика.

Цель: дать представление о сухом и влажном песке: сухой - сыплется, влажный - лепится.

2. Игры - опыты с  песком.

Цель: показать, что песок сухой, сыпучий, его можно полить , он станет грязный и мокрый.

3. Подготовка консультации для родителей: «Играем с  песком».

4. Игра «Печём – печенье».

Цель: Закрепить свойства песка, развивать моторику, координацию движений.

5. Подготовка оборудования для лепки из песка (формочки, лопатки, ведерки, баночки).

6. Игра с песком: «Пирожки для куклы Кати».

Цель: закрепить знание свойств песок: сухой песок пропускаем через трубочки: сыплется, шуршит. Из мокрого песка можно испечь пирожки для куклы Кати.

7. Создание картотеки «Игры с песком»

-  Беседа «Для чего нужен песок?»

-  Манипуляции с песком, самомассаж песком (развитие мелкой моторики рук).

-  Занятие в песочных коробках «На берегу озера».

- Психогимнастика - занятие «Загораем на песке» с музыкальным сопровождением.  

- Занятия по изобразительной деятельности: конструирование из различных предметов (сооружение природных ландшафтов в «песочнице»), конструирование на песке из счетных палочек, «Замки из песка» (лепка), «Море с рыбками», «Песчаные шедевры» (аппликация, рисование).  

- Серия игр - экспериментов по ознакомлению со свойствами песка.

-  Игра–инсценировка «Песочные часы», «Наблюдаем и играем».

- Диафильм «Обитатели пустыни».  

- Старые сказки на новый лад в песочных коробках «Теремок», «Как Ниф-Ниф, Наф-Наф и Нуф-Нуф строили себе дом».

- Видеозапись -  «Желтый песок – лучший лекарь».

-  заучивание наизусть стихов, загадок о песке.

"Песочныеструйки"
Цель опыта:вспомнить с детьми свойство песка - сыпучесть.
Материалы,оборудования:пластиковые бутылочки, сухой песок, воронки.
"Чудесные фигурки"
Цель опыта:продолжать знакомить со свойствами песка: влажный песок можно формировать.
Материалы,оборудования:песок, вода;лопаточки, совочки, ведерки, емкости.

3 этап- заключительный (обобщение результатов работы) – 23.04-24.04.

Конкурс песочных построек - развитие творческого потенциала дошкольников через совершенствование их конструктивных навыков построек из песка; продемонстрировать возможности природного, бросового материала при создании оригинальных песочных построек; повысить интерес родителей к занятиям с ребенком.

1.  Экологический стенд «Путешествие Песчинки» (разноцветный песок).  

2.  Выставка рисунков «Песчаные шедевры».

  Необходимые ресурсы: 

1. емкости с сухим и мокрым песком;

2.  ручные лупы, одноразовые стаканчики, бумажные салфетки, чистые листы бумаги, стеклянные стаканчики, воронки,  мерные стаканчики;

3. совки, различные сита, ведерки, миски;

4. емкость с водой, палочки, листы плотной цветной бумаги, клеевые карандаши;

5. большая детская песочница, в которой оставлены следы от пластмассовых животных, игрушки-животные,  детские грабли, лейки;

6. пустые пластиковые бутылки и пластиковые бутылки с отрезанным дном, губка или вата;

7.  пластиковая бутылка с песком, ёмкость с грязной водой (с примесью глины), банка.

8. стаканчики (из-под йогурта), трехлитровая банка, закрытая крышкой с отверстием и одноразовые трубочки для коктейля.

Возможность продолжения проекта и распространения результатов:

  • Презентация проекта на родительском собрании (педагоги-родители), педагогическом совете;
  • Презентация проекта на муниципальном уровне;
  • Создание слайд – шоу.

Литература

 1.     Аромштам,М. «Игры на влажном песке»/М.Аромштам./ /Дошкольное образование: издательского дома «Перое сентября».2006.№ 12.С.6.Дошкольное образование – игры – психология – психотерапия-  песочная психотерапия- занятия

2.     Бережная,Н.Ф. «Использование песочницы в коррекции эмоционально-волевой и социальной сфер детей раннего и младшего дошкольного возраста» /Н.Ф.Бережная./ /Дошкольная педагогика.-2007.-№1.-С.50-52           

Детская психология – дошкольники  - эмоционально-волевая (коррекция)- игры с песком –песочная терапия – занятия с песком – познавательные игры – занятия

3.     Бондарцева,С.Н. «Домик развития можно строить на песке» /С.Н. Бондарцева / / Педагогический вестник.-2006.-№3.-С.5.

Детская психология – моторика рук (развитие) – песок (игры)

4.     Васильченко,Л. «Песочная терапия как средство развития деятельности ребёнка» /Л.Васильченко /Развитие и коррекция-2001.-вып.10.-С.42-47.

Коррекционные учреждения (8вид) – цвет (восприятие) – песочная терапия – занятия (конспекты)

5.     Грабенко,Т.М. «Игры с песком, или песочная терапия» /Т.М.Грабенко/ /Дошкольная педагогика.-2004.№5.-С.26-29

Детская психология – психотерапия –песочная терапия (организация) – игры с песком

6.     Жителева,С.С. «Песочная терапия» /С.С,Жителева/ /Ребёнок в детском саду.-2006.-№4.-С.65-68

Психология – детская психология – дошкольное воспитание – песочная терапия – занятия.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Материалы для родителей - "Сыпь песок"

  Не секрет, что имя Марии Монтессори давно на слуху у молодых мам и продвинутых педагогов. Вот уже почти век имя М. Монтессори (1870 - 1952) - психиатра и психолога, детского врача ...

Перспективный план кружка "Чудесный песок"

В работе с песком у детей развивается творчество и фантазия, умение доводить начатое дело до конца, видеть результат своего труда и  получать от этого удовольствие и чувство удовлетворения, что с...

Методическая разработка: мастер-класс – кинетический песок или «Живой песок»

Познакомить со способом изготовления  и внедрить использование кинетического песка в свою практику....

Н. А. САКОВИЧ Технология игры в песок н. А. САКОВИЧ Технология игры в песок Игры на мосту.

 Концептуальные источники песочной терапии• История и современные тенденции песочной терапии • Психотерапевтические достоинства песочной терапии • Роль психолога в...

Презентация "Природный материал - песок, глина, песок"

Закреплять представления детей о свойствах песка, глины и камня.Формировать умение исследовать свойства природных материалов.Уточнять знание о том, что песок, глина, камень – неживая природа....

Экспериментальная деятельность «Песок. Сухой и влажный песок. Их свойства»

[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"25229583","attributes":{"alt":"","class":"media-image"}}]]...

Мастер-класс "Кинетический песок - удивительный песок"

Мастер-класс для педагогов и родителей...