Тренинговое занятие для педагогов-психологов по профилактике эмоционального выгорания через актуализацию ресурсного состояния.
материал

Шмелева Ирина Васильевна

Педагог-психолог в дошкольном учреждении – важная и нужная профессия, где мы оказываем психологическую поддержку участникам воспитательного процесса (детям, родителям, педагогам). И очень важно самому педагогу-психологу быть в ресурсном состоянии, чтобы помогать другим. Мною разработан тренинг, целью которого является профилактика эмоционального выгорания у педагогов-психологов через актуализацию ресурсного состояния, а также развитие и формирование профессиональной компетенции педагогов-психологов ДОУ, направленной на профилактику эмоционального выгорания педагогов образовательной организации. Ресурсы - это наша опора, наша основа. С минимальными ресурсами человек гораздо менее эффективен. Отсутствие ресурсов влияет на наше здоровье и отношение с окружающим миром. Именно поэтому я считаю, что эта тема очень важна.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл treningovoe_zanyatie_dlya_pedagogov_po_resursam.docx291.84 КБ

Предварительный просмотр:

Тренинговое занятие для педагогов-психологов по профилактике эмоционального выгорания через актуализацию ресурсного состояния.

Педагог-психолог в дошкольном учреждении – важная и нужная профессия, где мы оказываем психологическую поддержку участникам воспитательного процесса (детям, родителям, педагогам). И очень важно самому педагогу-психологу быть в ресурсном состоянии, чтобы помогать другим. Мною разработан тренинг, целью которого является профилактика эмоционального выгорания у педагогов-психологов через актуализацию ресурсного состояния, а также развитие и формирование профессиональной компетенции педагогов-психологов ДОУ, направленной на профилактику эмоционального выгорания педагогов образовательной организации. Ресурсы - это наша опора, наша основа. С минимальными ресурсами человек гораздо менее эффективен. Отсутствие ресурсов влияет на наше здоровье и отношение с окружающим миром. Именно поэтому я считаю, что эта тема очень важна.

Категории участников тренинга: педагоги-психологи ДОУ

Цель: Развитие и формирование профессиональной компетенции педагогов-психологов ДОУ, направленные на профилактику эмоционального выгорания педагогов образовательной организации.

Задачи:

1. Развивитие умения понимать и дифференцировать эмоциональное состояние

2. Отреагирование и сублимация деструктивных чувств, подавленного напряжения

3. Коррекция эмоционально-волевой регуляции

4. Актуализация ресурса жизненной силы

Содержание тренинга:

1. Приветствие

Психогимнастическое упражнение «Плохо, что…, но хорошо,что…». (10 мин.)

Цель: развитие умения позитивно мыслить.

Участники по кругу, придумывают фразу, которая начинается со слов: «Плохо, что…», а следующий участник должен перефразировать предложение предыдущего участника, начав со слов: «Это хорошо, что…(и далее аргументирует предложение). И так друг за другом каждый участник по одному разу говорит о том, что плохо и что хорошо.

2. Колесо жизненного баланса

Колесо жизненного баланса – это замечательная методика, которую следует проделывать несколько раз в год, чтобы трезво оценить свою ситуацию. Оно четко показывает, где вы находитесь в данный момент, чего вы добились в прошлом и какие цели у вас в будущем. Колесо демонстрирует, куда утекает ваша энергия, и почему вам не хватает сил на совершенствование в другой сфере.

Нашу жизнь в целом можно разделить на 8 основных сфер (в других вариантах 12 сфер). Каждая из них имеет под собой определенную подсферу. Все сферы нужно поделить на 10 делений. Начиная от центра круга, надо оценить каждую сферу в вашей жизни по своим личным ощущениям и закрасить шкалу.

Не стоит долго думать над пунктами. Первая цифра, которая пришла на ум, и будет верной.

В идеале колесо должно быть ровным, чтобы оно смогло крутится вперед и продвигать человека по жизни. Но более 90% людей находятся в сильном жизненном дисбалансе, если рассматривать их по этому колесу.

https://kikimoraki.ru/wp-content/uploads/2018/04/koleso-zhiznennogo-balansa-1-700x700.png

Как улучшить

Какое колесо жизненного баланса получилось у вас? Если оно ровное и может крутиться, тогда вы – сверхчеловек! А вот если оно получилось недостаточно ровным, то вам нужно поработать над своей жизнью.

Как улучшить колесо баланса? Для начала нужно выявить причину дисбаланса и подумать над своими проблемами. Далее необходимо ставить перед собой цели.

Это очень важный критерий для достижения дальнейших успехов. При правильной постановке целей в жизни человека многое начнет меняться и налаживаться.

Проработайте каждую сферу, поставив себе по 2-3 цели на 3 ближайших месяца.

Путь к себе

Составить колесо жизненного баланса довольно просто. Выделите 20-30 минут на проработку своих проблем. Пускай это колесо поможет увидеть вам, над чем стоит работать в своей жизни. Как только вы начнете улучшать свою жизнь, колесо жизненного баланса закрутиться с особой силой, принося вам изобилие.

3. Сказкотерапевтическая техника «Волшебные краски»

Цель: актуализация ресурса жизненной силы, формирование нравственного иммунитета, отреагирование и сублимация деструктивных чувств, подавленного напряжения; командообразование.

Задачи: развитие воображения, творческого мышления, коррекция эмоционально-волевой регуляции: способности конструктивно договариваться, сотрудничать, находить компромисс. Диагностика доминирующей стратегии поведения в нестандартной ситуации: избегание, компромисс, конфронтация, сотрудничество, конкуренция.

Основной приём – спонтанное рисование: наносится множество слоёв краски, пока художника не удовлетворит результат. Краску можно выливать из горшочка прямо на картон, создавая разнообразные движения, можно капать «цвет на цвет», можно поднимать края картона, давая краскам растекаться. Но не стоит размазывать краску по картону – в этом случае она потеряет свою «объёмность».

Материалы:

  1. Лист фанеры или плотного картона (для совместного рисования большой лист, для индивидуального – для каждого участника).
  2. Клеёнка, тряпки, салфетки, фартуки или халаты (средства защиты).
  3. Миски 0,5 – литровые (будущие «волшебные горшочки»).
  4. Мука (из расчёта чуть меньше половины миски на одного человека).
  5. Соль крупная (одна горсть или 2-3 столовые ложки на одного человека).
  6. Масло подсолнечное или иное растительное из расчёта половина чайной ложки на одного человека.
  7. Клей ПВА (минимум 4 столовые ложки на одного человека, можно больше).
  8. Краски ГУАШЬ (желательно свежая, 12 цветов).
  9. Вода (лучше, если у каждого участника будет своя мисочка или бутылочка; тесто постепенно разбавляется водой до густоты теста на оладьи или густые блины).

Символическое значение «волшебных ингредиентов»

Мука – хлеб, достаток, достаточное количество материальных возможностей для реализации задуманного, удовлетворённость, покой, гармония.

Соль – процесс поиска, познания сути вещей и явлений, кристаллы знаний, жизненного опыта.

Масло растительное – сок растения, синхронизация с происходящим, и, как следствие, удачное стечение обстоятельств. (Масло добавляется немного, чтобы «не поскользнуться»).

Вода – энергия жизни во всех её многоаспектных проявлениях.

Клей – восстановление целого из частей.

Краски – многообразие жизненных проявлений и опыта.

«Волшебные горшочки» - символическая Чаша, вместилище нового опыта.

Интеграция. Обсуждение.

Примерные вопросы для обсуждения:

  1. Дорогие друзья, каково быть волшебником, создавать новый мир, новую страну?
  2. Что было легко, а что трудно?
  3. Как опыт приготовления волшебных красок и совместного создания сказочной страны будет полезен нам в реальной жизни?
  4. Какой опыт заберём с собой в реальную жизнь, а что оставим?

Оказалось, что волшебником быть очень нелегко и особенно создавать новый мир: «замесить однородную основу для красок без комочков», которая всё равно получилась у многих с комочками, а как все старались их размешать и растереть! В результате после высыхания во многих местах потрескалась.

 На вопрос ведущего: «А в реальной жизни, когда вы над чем-то трудитесь всё и всегда получается «без комочков»? И какие качества людям помогают, что бы в их жизни было как можно меньше комочков?  В ответе прозвучали ключевые слова: «трудиться», «быть терпеливым», «не кричать и уметь слушать», «быть внимательным», «наблюдательным», «уметь договориться», «найти компромисс», «сдержать бурю эмоций».

Легко, весело и увлекательно для большинства участников прошёл совместный процесс создания,  увлекал конечный результат, интрига: «А что же получится!?»

На третий вопрос ребята ответили: «точно научимся делать оладьи», «быть наблюдательными», «внимательными».

На четвёртый вопрос. Заберём детство, творчество, хорошее настроение, компромисс,  чувство команды, а оставим конфликт, обиду, плохое настроение, ссору, непонимание.

4. Релаксационное упражнение «Сотвори в себе солнце»

5. Рефлексия


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс:«Работа педагога-психолога ДОУ по профилактике синдрома эмоционального выгорания педагогов»

Сценарий мастер-класса демонстрирует приемы и формы работы с педагогическим коллективом ДОУ  по профилактике синдрома эмоционального выгорания (разработан и проведен для студентов-психологов ВИЭП...

Тренинговое занятие для педагогов по профилактике эмоционального выгорания

Занятие содержит упражнения для педагогов для снятия эмоционального напряжения. Проводится педагогом-психологом....

Тренинговое занятие по профилактике эмоционального выгорания педагогов

Цель: профилактика эмоционального выгорания педагогов.Задачи:способствовать снятию эмоционального напряжения;обучить педагогов диафрагмально-релаксационному типу дыхания с помощью рукознакомить с псих...

Мастер – класс совместно с педагогом-психологом по профилактике эмоционального выгорания педагогов «Страна Волшебных красок»

Цель:Содействие сохранению физического, психологи­ческого, социального здоровья педагогов, формированию позитив­ного мышления.Задачи:1.     Создание благоприятных условий д...

Мастер-класс: «Работа педагога-психолога ДОУ по профилактике синдрома эмоционального выгорания педагогов»

Мастер-класс: «Работа педагога-психолога ДОУ по профилактике синдрома эмоционального выгорания педагогов»...

План самообразования педагога-психолога на тему: Профилактика профессионального выгорания педагогов

Цель: повысить уровень собственной компетентности в работе с педагогами по профилактике эмоционального выгорания. Задачи: 1. Проанализировать психологическую, методическую литературу по данной теме. И...

Конспект занятия педагога-психолога по профилактике эмоционального выгорания у педагогов ДОУ

Во вложении представлен вариант встречи, которую можно провести с педагогами ДОУ. Встреча рассчитана на 1ч. На занятии у психолога педагоги могут познакомиться с тем, что же такое выгорание и узнать, ...