Моделирование в экологическом воспитании. Консультация и мастер класс для педагогов.
консультация (средняя группа)

Фарвазетдинова Ружана Раиловна

В настоящее время, экологическая проблема взаимодействия человека и природы, а также взаимодействия человеческого общества на окружающую среду стало очень острой и приняла огромные масштабы. Экологическое воспитание включает в себя знакомство с бесконечно разнообразным миром природы. Очень важны следующие виды познавательной деятельности: наблюдение; экологическое моделирование; поисковая деятельность. Основным из наиболее перспективных методов реализации экологического развития является моделирование, поскольку мышление дошкольника отличается предметной образностью и наглядной конкретностью. Цель: повысить профессиональный уровень педагогов о значимости метода моделирования в экологическом воспитании и в развитии креативных способностей у дошкольников.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад № 21

Приморского района Санкт-Петербурга

Консультация для педагогов на тему: «Моделирование в экологическом воспитании»

Подготовила и провела:

воспитатель I кв. категории

Фарвазетдинова Ружана Раиловна

Санкт-Петербург

2021

Человек и природа – одно целое, неделимое. Природа оказывает огромное влияние на нас, а проблема взаимосвязи человека с природой не нова, она имела место всегда. Но сейчас, в настоящее время, экологическая проблема взаимодействия человека и природы, а также взаимодействия человеческого общества на окружающую среду стало очень острой и приняла огромные масштабы. И поэтому каждый человек должен иметь определённый уровень экологической культуры, экологического сознания, формирование которых начинается с детства и продолжается всю жизнь. В настоящее время большое значение приобретает экологическое воспитание, которое является важнейшим условием гармонично развитой личности. А начинать это воспитание надо с дошкольного возраста, так как именно на этапе дошкольного детства ребенок получает эмоциональные впечатления о природе, накапливает представления о разных формах жизни, то есть у него формируются первоосновы экологического мышления, сознания, закладываются начальные элементы экологической культуры. Экология – это наука, изучающая закономерности взаимодействия организмов друг с другом и окружающей средой. Экологическое воспитание включает в себя знакомство с бесконечно разнообразным миром природы. Основные задачи такого воспитания заключаются в формировании у дошкольников элементов экологического сознания. Жизненный путь человека с самого первого шага немыслим вне мира живого. Однако проблема взаимоотношений ребёнка с природой ещё полностью не исследована. Вот почему изучение экологического сознания и установления закономерностей его формирования уже в дошкольные годы так важны для воспитания развивающейся личности. Общеизвестна ведущая роль знаний в структуре сознания. Они в значительной мере определяют свойства и качества личности дошкольника, разнообразие его познавательных процессов. Так, знания о живом организме позволяют ребёнку в дальнейшем осознать себя Человеком, частью природы.

В процессе освоения экологических знаний, умений и навыков ребёнок начинает осознавать себя мерой всех вещей, нравственным критерием природоохранного отношения; причиной всех возможных неблагоприятных последствий взаимодействия с природой и образующей силой мироздания. Природа на Земле представляет собой огромную сложную систему, что отражено идеей системного строения природы. Каждый живой организм показан как система, в которой взаимосвязаны органы и их функции; представлены сообщества (системы) организмов одного вида (например, сообщества растений, сообщества животных) и установлено, что организм является их составной, связанной с другими, частью. В свою очередь, сообщества живых организмов включены, в процессе жизнедеятельности, в ещё более широкие системы (например, экосистема леса, луга и др.), где они также взаимосвязаны между собой. Процесс познания окружающего мира непрост для ребёнка. Познавая, ребёнок осваивает представления о связях и социуме, о многообразии ценностей природы Земли. При этом его знания, как показали научные исследования, приобретают качество системности. Тем самым возрастают возможности операциональной стороны интеллекта: совершенствуются познавательные умения, наблюдательность и познавательный интерес, способность понимать последствия поступков и осознавать важность соблюдения правил и норм поведения в природе. Всё это позволяет детям творчески применять полученные знания и умения в повседневном общении с природой.

Очень важны следующие виды познавательной деятельности: наблюдение; экологическое моделирование; поисковая деятельность. Основным из наиболее перспективных методов реализации экологического развития является моделирование, поскольку мышление дошкольника отличается предметной образностью и наглядной конкретностью. Метод моделирования имеет развивающее значение, так как открывает у ребёнка ряд дополнительных возможностей для развития его умственной активности, в том числе и при ознакомлении с окружающим миром. Для становления ребёнка как субъекта деятельности важно предоставить ему возможность самостоятельно находить информацию адекватно цели, познавать и использовать освоенные способы действий. Одним из эффективных средств, обеспечивающих успешность познания, является использование детьми моделей и активное участие, в процессе моделирования.

Так что же такое модель и моделирование? Моделирование в детском саду – это совместная деятельность воспитателя и дошкольника, направленная на создание и использование моделей. Моделирование основано на принципе замещения реальных объектов предметами, схематическими изображениями, знаками. Цель моделирования в детском саду – обеспечение успешного усвоения детьми знаний об особенностях объектов природы, их структуре, связях и отношениях, существующих между ними. Модель – система объектов или знаков, воспроизводящая некоторые существенные свойства системы-оригинала. Модель используется в качестве заместителя изучаемой системы. Модель упрощает структуру оригинала, отвлекается от несущественного. Она служит обобщённым отражением явления. Модели могут представлять собой материальные предметы или быть математическими, графическими, действенными, информационными (наглядно-образные, логико-символические), а процесс создания и использования этих моделей и есть моделирующая деятельность.

В процессе экологического воспитания дошкольнику предстоит усвоить много информации, и именно моделирование помогает ему в этом. В исследованиях многих психологов (Л.А. Венгер, Д.Б. Эльконин и др.) отмечается доступность метода моделирования детям дошкольного возраста. Она определяется тем, что в основе моделирования лежит принцип замещения – реальный предмет может быть замещен в деятельности детей другим знаком, предметом, изображением. В детском саду в качестве условных заместителей (элементов модели) могут выступать символы разнообразного характера: создаваемые детьми конструкции, аппликации, рисунки, геометрические фигуры, символические изображения предметов (условные обозначения, силуэты, контуры, пиктограммы), планы и многое другое. Цель моделирования в экологическом воспитании – обеспечение успешного усвоения детьми знаний об особенностях объектов природы, их структуре, связях и отношениях существующих между ними. Использование метода моделирования в работе с детьми дошкольного возраста позволяет решить следующие задачи: - развивает у детей умственную активность, сообразительность, наблюдательность, умение сравнивать; - учит вычленять главные признаки предметов, классифицировать обьекты, выделять противоречивые свойства объекта; - наглядно увидеть, понять связи и зависимость в окружающем мире; - способствует развитию речевых навыков, психических процессов и в целом интеллектуальному развитию дошкольника.

В дошкольном обучении можно применять разные виды моделей, например:

1. Предметные – в них воспроизводятся конструктивные особенности, пропорции, взаимосвязь частей каких-либо объектов. Это могут быть технические игрушки, в которых отражен принцип устройства механизма; модели построек. Например: с детьми старшего возраста можно сделать глобус (из папье-маше на мече или воздушном шаре, либо другим способом). Такой глобус позволяет давать информацию о Земле постепенно и небольшими порциями: в течение учебного года приклеивать материки, обозначать государства, города, моря, которые так или иначе оказались в поле зрения детей, наносить печатными буквами их названия.

 2. Предметно-схематические модели. В них существенные признаки, связи и отношения представлены в виде предметов-макетов. Например: полоски бумаги разных оттенков зеленого цвета можно использовать при абстрагировании цвета листьев растений; изображение геометрических фигур на карточке – при абстрагировании и замещении формы листьев; полоски бумаги разной фигуры (гладкая, бугристая, шероховатая) – при абстрагировании и замещении характера поверхности частей растений – листьев, стеблей и т. д.

3. Графические модели

(графики, схемы и т. д.) передают обобщённо (условно) признаки, связи и отношения явлений. Примером такой модели может быть календарь погоды, который ведут дети, используя специальные значки-символы для обозначения явлений в неживой и живой природе. Например: при формировании понятия «рыбы» в старшей группе используется модель, в которой отражены существенные, наглядно воспринимаемые признаки данной систематической группы животных: среда обитания, своеобразное строение конечностей (плавники), форма тела, покров тела, жаберный способ дыхания, в которых проявляется приспособление рыб к водной среде обитания. Особое место в работе с детьми занимает также использование в качестве дидактического материала мнемотаблиц. Мнемотаблица – это схема, в которую заложена определенная информация. Овладение приемами работы с мнемотаблицами значительно сокращает время обучения и одновременно решает задачи, направленные на: - развитие основных психических процессов – памяти, внимания, образного мышления; - перекодирование информации, т.е. преобразования из абстрактных символов в образы; - развитие мелкой моторики рук при частичном или полном графическом воспроизведении. Работа состоит из нескольких этапов: Этап 1: Рассматривание таблицы и разбор, что в ней изображено. Этап 2: Осуществляется так называемое перекодирование информации, т.е. преобразование из абстрактных символов в образы. Этап 3: После перекодировки осуществляется пересказ, т.е. происходит отработка метода заполнения. Этап 4: Графическая зарисовка мнемотаблицы. Этап 5: Каждая таблица может быть воспроизведена ребенком при ее показе ему. Эти и другие виды моделей значительно улучшают процесс усвоения экологических знаний.

Экологические модели можно классифицировать по разным основаниям:

 - по характеру моделирования – модели объектов, процессов;

- по внешнему виду – плоскостные и объёмные;

- по месту расположения – настенные, настольные и напольные;

 - по способу использования – статические и динамические и т. д. Например, для использования моделей для обогащения представлений детей о животных необходимо:

+ систематически вариативно использовать экологические модели в совместной деятельности с детьми;

+ включение используемых моделей строить на основе учёта особенностей представлений детей о животных;

+ последовательность осваиваемых моделей должна отражать усложнение представлений об объектах природы;

 + предполагать вариативные задания по применению приобретённых дошкольниками представлений в разнообразной деятельности, стимулировать детей к активному самостоятельному созданию моделей;

+ размещать в предметно-развивающей среде разнообразные виды моделей экологического содержания. Придумывая разнообразные модели вместе с детьми, необходимо придерживаться следующих требований: модель должна отображать обобщённый образ и подходить к группе объектов; раскрыть существенное в объекте; замысел по созданию модели следует обсудить с детьми, чтобы она была им понятна. Модели многофункциональны. Они могут использоваться на занятиях, в совместной и самостоятельной деятельности. На основе моделей можно создать разнообразные дидактические игры.

Итак, в результате освоения детьми дошкольного возраста моделирования значительно повышается уровень их экологической воспитанности, которая выражается, прежде всего, в качественно новом отношении к природе. Моделирование позволяет дошкольникам овладеть умением экологически целесообразно вести себя в природе. Ребенок накапливает нравственно-ценностный опыт отношения к миру, что придает его деятельности гуманный характер. Ведущим личностным достижением ребёнка становится подлинно гуманное отношение к величайшей ценности – Жизни.

Мастер-класс «Моделирование в экологическом воспитание детей»

Цель: повысить профессиональный уровень педагогов о значимости метода моделирования в экологическом воспитании и в развитии креативных способностей у дошкольников.

Задачи:

1. Повысить педагогическое мастерство педагогов;

2. Развивать творческие способности, воображение;

3. Продолжать знакомить педагогов с методом моделирования;

4. Формировать самостоятельность.

Материалы и оборудование: набор фломастеров, листы бумаги, модели.

План:

1. Теоритическая часть.

2. Практическая часть.

3. Заключительная часть.

Ход мастер-класса:

Организационный момент:

Здравствуйте уважаемые коллеги!

Чтобы в ногу с современностью идти Ты найди., изучи, примени…

Вы сегодня предстанете в роли детей старшего дошкольного возраста. Проводится упражнение «Приветствие» - основное назначение этого упражнения – создание эмоционального настроя, включения в общий процесс. Ведущий встает в центр круга и предлагает назвать свое имя и словом на эту же букву охарактеризовать себя (Елена - я активная, Светлана – я смелая и т. д.)

. Я предлагаю вам повысить свой профессиональный уровень и пополнить свою педагогическую копилку знаниями о роли моделировании в экологическом воспитании дошкольников. Участники располагаются за столами

1. Теоритическая часть.

Дошкольное детство является благоприятным периодом для развития знаний в области экологического воспитания, начиная с элементарных знаний о природе и заканчивая осознанием себя как части природы.

В ФГОС ДО отмечается важность в формировании у дошкольников первичных представлений о себе, окружающем мире, отношении объектов окружающего мира, о планете Земля как общем доме людей и природы.

Для формирования знаний у детей в области экологического воспитания я использую моделирование. Модели – это материальные заместители реальных предметов, явлений природы, отражающие их признаки, структуру, взаимосвязи между структурными частями или между отдельными компонентами. Демонстрация моделей в экологическом воспитании занимает особое место, так как помогает лучше, чем другие средства наглядности, выявить существенные признаки объектов, связи и отношения разной степени сложности. Модель дает возможность создать образ наиболее существенных сторон объекта и отвлечься от несущественных. Моделирование рассматривается как совместная деятельность воспитателя и детей по построению (выбору или конструированию) моделей. Придумывая разнообразные модели вместе с детьми, необходимо придерживаться следующих требований:

1. Модель должна отражать обобщенный образ и подходить к группе объектов;

2. Раскрывать существенное в объекте;

3. Замысел по созданию модели следует обсудить с детьми, чтобы она была им понятна.

Мастер-класс для педагогов

«Использование моделирования в экологическом воспитании дошкольников»

Цель: Познакомить педагогов с использованием моделирования в экологическом воспитании дошкольников.

Задачи:

1.Передавать опыт путем прямого и комментированного показа, методов, приемов и форм педагогической деятельности в сфере экологического воспитания.

2.Развивать творческий потенциал педагогов.

Оборудование: конспект, ветка с бумажными листочками, конверты на каждого с карточками: 1 –  разноцветные для времен года, 2 – с моделями основных признаков животных, 3 - картинки с изображением животных(на прищепках) и их мест обитания, картинки с изображением животных.

Ведущий показывает ветку с разноцветными (осенними), бумажными листьями. Листья двойные, чтобы заранее не было видно, что там нарисовано. Педагоги отрывают по одному листочку, у кого на листике наклейка приглашается для участия.

Основная часть:

1.Проводится игра «Когда это бывает». Участники сидят за столами. (У участников цветные карточки: белые – зима, зеленые – весна, красные – лето, желтые – осень). Свои ответы участники сопровождают поднятием карточек. Ведущий предлагает отгадать, когда это бывает.

Дел у меня немало –         Солнце печет,

 Я белым одеялом         Липа цветет.

Всю землю укрываю,        Рожь колосится,

В лед реки убираю,        Золотится пшеница.

Белю поля, дома,        Кто скажет, кто знает,

Зовут меня…(Зима)         Когда это бывает? (Летом)

Зазвенели ручьи,        Дни стали короче,

Прилетели грачи.        Длиннее стали ночи.

В дом свой – улей – пчела        Кто скажет, кто знает,

Первый мёд принесла.        Когда это бывает? (Осень)

Кто скажет, кто знает,

Когда это бывает? (Весной)

Природой мы любуемся в любое время года

Животными любуется красавица природа.

2.Вспомним сейчас о зверях, птицах и рыбах. Показ картинок с их изображением.

«Моделирование»  (выделить существенные признаки определенной группы животных).

Сначала рассматривают представителей млекопитающих (например медведь, белка) и показывают соответствующие карточки. Затем рассматривают представителей птиц и выделяют их существенные признаки (показывают соответствующие карточки). После этого то же самое про рыб.

Физкультурная минутка. «Звериная зарядка».

Раз – присядка, два – прыжок.

Это заячья зарядка.

А лисята как проснуться (кулачками потереть глаза)

Любят долго потянуться (потянуться)

Обязательно зевнуть (зевнуть, прикрывая рот ладошкой)

Ну и хвостиком вильнуть

(движение бедрами в стороны)

А волчата спинку выгнуть (прогнуться в спине вперед)

И легонечко подпрыгнуть (легкий прыжок вверх)

Ну, а мишка косолапый (руки полусогнуты в локтях, ладошки соединены ниже пояса)

Широко расставив лапы (ноги на ширине плеч)

То одну, то обе вместе (переступание с ноги на ногу)

Долго топчется на месте (раскачивание туловища в стороны)

А кому зарядки мало – начинает все сначала.

Все хороши и птицы и рыбы и звери. Только очень они устали, пришло время отправить их по домам.

3. «Кто где живёт?»

Цель:  Правильно определять  какое животное где живет.

Игровые действия: у участников – карточки – домики с изображениями мест обитания различных животных (нора, дупло, берлога, вода, гнездо). И карточки на прищепках, с изображением животных(медведь, лиса, белка, птица, рыба). Каждый участник, при помощи прищепки прикрепляет животное к своему домику. Ведущий проверяет правильность выполнения задания.

Заключение: Про время года вспомнили, животным свой дом найти помогли, пора и нам отдохнуть.  На этом всё. Спасибо за участие.

Рефлексия


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс для педагогов «Использование моделирования в экологическом воспитании дошкольников»

Такой  мастер-класс можно провети с педагогами дошкольных учреждений...

Мастер -класс для педагогов ДОО "Моделирование в экологическом воспитании дошкольников”

laquo;Использование моделирования в экологическом воспитании дошкольников»...

Консультация и мастер -класс для педагогов. Ароматерапия -профилактика простудных заболеваний.

В данном материале содержится консультация для педагогов, и практическая часть, изготовление помандера...

Мастер-класс для педагогов «Использование моделирования в экологическом воспитании детей дошкольного возраста»

Повышение профессионального уровня педагогов о значимости метода моделирования в экологическом воспитании и в развитии креативных способностей у дошкольников....

Анонс консультаций и мастер-классов для педагогов

Консультации и мастер-классы проводятся с целью создания условий в ДОУ для поддержки и развития кадрового потенциала...

Консультация и мастер- класс для педагогов второй младшей группы Развитие творческих способностей детей второй младшей группы, посредством использования нетрадиционной аппликации

Детское творчество - это создание ребенком субъективно нового продукта (рисунка, лепки, поделки) ТРУДНОСТИ В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ Не доводят начатое дело до конца Не проявляют упорства и терпения при выпол...