Организация работы дошкольников в малых группах (часть 2)
статья

Груздяева Наталья Юрьевна

Как и в повседневной жизни, в играх дети спонтанно объединяются в группы. Общение в таких группах имеет неформальный характер. Дети связаны совместными играми, знаниями, общим опытом жизни и тайнами, интересами, привычками, предпочтениями – все это плодотворная почва для того, чтобы передавать друг другу знания, помогать, поддерживать друг друга. В малых группах происходит не только личностное, но и деловое общение, которое дает детям развиваться. В детском саду, внутри группы, у ребенка особенно активно формируется собственный опыт. Знания и умения, которые ребенок приобретает ему нужно применить на практике. Воспитатель в детском саду должен уметь увидеть и поддержать такие формы объединения, поскольку это важная часть приобретенного каждым ребенком социального опыта.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл organizatsiya_raboty_doshkolnikov_v_malyh_gruppah.docx21.41 КБ

Предварительный просмотр:

Организация работы дошкольников в малых группах

Как и в повседневной жизни, в играх дети спонтанно объединяются в группы. Общение в таких группах имеет неформальный характер. Дети связаны совместными играми, знаниями, общим опытом жизни и тайнами, интересами, привычками, предпочтениями – все это плодотворная почва для того, чтобы передавать друг другу знания, помогать, поддерживать друг друга. В малых группах происходит не только личностное, но и деловое общение, которое дает детям развиваться. В детском саду, внутри группы, у ребенка особенно активно формируется собственный опыт. Знания и умения, которые ребенок приобретает ему нужно применить на практике. Воспитатель в детском саду должен уметь увидеть и поддержать такие формы объединения, поскольку это важная часть приобретенного каждым ребенком социального опыта.

Организовывая детей в малые группы, необходимо основываться на их симпатиях, и использовать приемы деления детей на группы. Выбор способа деления детей на группы зависит от содержания занятий, уровня произвольного поведения. Дети, при делении на малые группы, могут сидеть на стульчиках или стоять на ковре полукругом или беспорядочно. Дети не только сидят, но и встают, передвигаются по группе.

Работу малыми группами можно начинать со средней группы, сначала парами, потом тройками, а в старшей и подготовительной группах по 4-7 детей. Важное правило, что эти малые группы не должны оставаться одними и теми же, в течение одной совместной деятельности они должны меняться от задания к заданию. Всех заданий не должно быть меньше трех на занятии, обязательно должны быть разминки перед следующим заданием, перемешивание детей и деление на мини группы. Если же, по ходу деятельности дети не объединялись в малые группы, или эти группы не вступали между собой в общение, кроме воспитателя, значит занятие было не социо-игровым.

Социо-игровая технология – это организация детей с помощью образования малых групп, целью, которой, является формирование коммуникативных навыков общения.

В рамках данной технологии педагогом ставятся следующие задачи:

  • помочь детям научиться общаться;
  • сделать образовательный процесс более увлекательным для детей;
  • способствовать развитию самостоятельности, творчества;
  • развивать познавательный интерес, желание узнавать новое.

Начиная работу со средней группы опираясь на знания детей, предлагается объединиться в малые группы следующими способами:

  • назвать по цепочке 3-4 цвета (повторяя их, например: красный, синий, зеленый) и собраться в группу тех, кто назвал один и тот же цвет;
  • заранее изготовленные контуры знакомых детям предметов, разрезанные на части (3-4 части);
  • геометрические фигуры разных форм и цветов.

В старшей группе последовательно усложняются способы объединения в группы:

  • мелкие игрушки или картинки с изображением животных, птиц, рыб, насекомых, транспортных средств.
  • предметы быта: одежда, обувь, посуда, мебель (деление по предметам, объединенным одним названием (признаком);
  • изображение овощей, фруктов, деревьев, кустарников;
  • небольшие картинки с повторяющимися сюжетами;
  • назвать дни недели, части суток, времена года и разделиться на малые группы.

В подготовительной к школе группе работа продолжается, варианты разделения на группы:

  • картинка с рисунком, назвать слово, выделить первый звук и объединиться с таким же звуком;
  • предлагается каждому ребенку какое – либо индивидуальное задание, и после его выполнения он должен найти себе товарища, с которым можно объединить результаты заданий. Затем каждая пара находит себе еще пару или две, и таким образом создается малая группа, которая способна продолжать дальнейшую работу;
  • расселить животных по средам их обитания (лес, море, пустыня);
  • четный, нечетный.

Деятельность дошкольников в малых группах самый естественный путь к возникновению у них сотрудничества, коммуникативности, взаимопониманию.

Дети учатся правилам общения, культуре общения: договариваться, слушать остальных членов группы, развивается речь детей. Ребенок на практике осознает, как ему нужно организовать свое общение в группе, чтобы выполнить задачу. Социо-игровая технология – это развитие ребенка в игровом общении со сверстниками. Сегодня остро стоит вопрос о новом взгляде педагога на ребенка как на партнера совместной деятельности.

Непосредственная образовательная деятельность должна проходить в виде партнерских действий между воспитателем и детьми, как и все виды деятельности, что соответствует современным требованиям. Здесь важно – равноправные отношения между участниками образовательного процесса – это такая общность, в котором каждый ребенок может себя почувствовать умелым, знающим, способным (вместе с другими детьми) справиться с любой задачей

Это дает возможность объединить детей общим делом или совместным обсуждением индивидуальной работы и превращения ее в коллективную. Очень важно, чтобы каждый ребенок смог само выразиться в процессе деятельности в малых группах. Необходимо педагогу следить за тем, чтобы стеснительные дети имели возможность проявить себя в работе группы, сотрудничать с остальными детьми. Маленькие группы более эффективны, поскольку представляют возможность внести свой опыт в выполнение задания.

Какие могут возникнуть проблемы в работе малых групп:

  • конфликт
  • неготовность к компромиссу и сотрудничеству
  • неготовность слушать

В каждом конкретном случае инициативу берет на себя воспитатель в разрешении конфликта. Вовремя важно воспитателю напомнить правила работы в группах:

  • один за всех и все за одного;
  • когда работаешь сам, не мешай другим;
  • справился сам, помоги другу;
  • главное не бояться доказывать свою правоту;
  • умей принять помощь.

Применение технологии малых групп способствует реализации потребностей детей в сохранении их психологического здоровья, формированию коммуникативных навыков. В результате применения этой технологии у детей развивается любознательность, реализуются познавательные потребности, дети более общительны, не стесняются высказывать свое мнение, преодолевается застенчивость, развивается воображение, речевая и общая инициатива, повышается уровень познавательных и творческих способностей. Дети приобретают важнейшие социальные навыки: такт, ответственность, умение договариваться.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация работы дошкольников в малых группах (из опыта работы воспитателя старшей группы)

В малых группах происходит не только личностное, но и деловое общение, которое даёт детям развиваться....

Организация работы дошкольников в малых группах (из опыта работы воспитателя младшей группы)

Гладова Татьяна БорисовнаВоспитательГБДОУ №18 Приморского района г. Санкт-Петербурга  Организация работы дошкольников в малых группах (из опыта работы воспитателя младшей группы) В повс...

Методическая разработка по организации работы дошкольников в малых группах (из опыта работы воспитателя средней группы).

Данная разработка позволяет ознакомиться с понятием "малая группа" непосредственно у дошкольников, предлагает вариативность разделения на малые группы и проблемы, которые могут возникнуть пр...

Организация работы дошкольников в малых группах (из опыта работы воспитателя старшей группы)

Дошкольное детство – это тот период, когда необходимо начинать развивать у ребенка навыки учиться в течении всей жизни, межличностные и гражданские компетенции, понимание проблем защиты окружающ...

«Организация работы дошкольников в малых группах (из опыта работы воспитателя старшей группы)»

laquo;Организация работы дошкольников в малых группах (из опыта работы воспитателя старшей группы)»...

«Организация работы дошкольников в малых группах» (из опыта работы воспитателя средней группы).

Организация работы в малых группах способствует тому, чтобы каждый ребенок мог почувствовать себя умелым, знающим, способным (вместе с другими детьми) справиться с любой задачей.Такая работа дает возм...