Что такое мнемотаблица
статья (младшая группа)

Беломестнова Татьяна Юрьевна

Что такое мнемотаблица

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл chto_takoe_mnemotablitsa.docx50.05 КБ

Предварительный просмотр:

                                Что такое мнемотаблица?

Мнемотаблица – это схема, в которую заложена определённая информация. Использование мнемотаблиц помогает детям эффективно воспринимать и воспроизводить полученную информацию, значительно сокращает время обучения и значительно облегчает детям поиск и запоминание слов, предложений и текстов. Мнемотаблицы: являются дидактическим материалом. Они могут иметь самый широкий круг использования, практически в любой образовательной области, в любом виде деятельности.

Мнемотаблицы-схемы можно использовать:

- для ознакомления детей с окружающим миром

- при заучивании стихов

- при пересказах художественной литературы

- при обучении составлению рассказов

- при отгадывании и загадывании загадок

- для обогащения словарного запаса

- при обучении составу числа

- при воспитании культурно-гигиенических навыков

- при воспитании навыков самообслуживания

- при ознакомлении с основами безопасности жизнедеятельности

Чтобы мнемотаблица, как наглядно-практическое средство познания, выполняла свою функцию, она должна соответствовать ряду требований:

- чётко отражать основные свойства и отношения, которые должны быть освоены с её помощью.  

- быть простой для восприятия и доступной для воспроизведения и действий с ней.

- соответствовать уровню развития детей.

На начальных этапах работы с мнемотаблицами, если дети затрудняются её воспроизвести, а так же для детей младшего дошкольного возраста можно использовать вариант разрезной мнемотаблицы.

Мнемотаблицы бывают двух видов:

  1. обучающие - содержат познавательный материал.
  2. развивающие - содержат информацию, позволяющую развивать определённые навыки и умения.

Например: Обучающая  мнемотаблица  «Квадрат»                                                                  

    (по развитию математических представлений)  

4

     

2

К

1.            - квадрат – это четырёхугольник                                                                                                                                                                                                                                                                

2. 4 - у квадрата четыре угла и четыре стороны

                                   

3.         - углы

4. │ -  стороны

  

5.      - прямоугольник, тоже четырёхугольник

6. 2 - у прямоугольника парные стороны равны 

   

7.    –  -  у    квадрата все стороны равны

8. К – квадрат

         

9.   лист в клетку: клетки – это квадраты

                           

                         

Как работать с мнемотаблицей.

Работа с мнемотаблицей происходит в несколько этапов.

Этап 1: Воспитатель показывает детям мнемотаблицу и разбирает, что на ней изображено: буквы, цифры, геометрические фигуры, абстрактные символы, т.е.  информация группируется (рациотехника).

Этап 2: Перекодирование информации, т.е. преобразование из абстрактных символов в образы (мнемо эйдотехника).

Этап 3: Составление сюжета, т.е. отработка одного из методов запоминания.

Этап 4: Определение логических связок. Мнемотаблицу надо составить таким образом, чтобы можно было установить как можно больше логических связок.

Разбор таблицы происходит 1-2 минуты

Этап 5: Детям даётся 10-15 секунд для запоминания (фактор внимания). Затем  мнемотаблица убирается  и дети воспроизводят её графически по памяти.  

 

Чем отличается мнемотехника от других технологий.

Интегративностью - образовательная деятельность реализуется во всех образовательных областях.

Экономичностью - используются имеющиеся методические средства и создаются дидактические средства не требующих финансовых затрат.

Процессуальностью - развитие ребенка рассматривается как процесс;

Здоровьесбережением - реализуются исходя из потребностей и возможностей ребенка. Ребенок не испытывает давления со стороны педагога; педагог выступает в роли сотрудника, наставника, тьютера.

Универсальностью - может использоваться  любым педагогом и родителями.      

Использование мнемотехники открывает для воспитателей огромные возможности для творчества и в образовательной деятельности и в совместной деятельности взрослого и ребёнка. Даёт возможность детям усваивать сложный материал легко и быстро.

Занятия с использованием мнемотехники всегда проходят интересно не только для детей, но и для педагога.  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Что такое мнемотехника. Использование мнемотаблиц в детском саду.

Не для кого не секрет, что в настоящее время все чаще у детей наблюдаются следующие проблемы: скудный словарный запас, неумение согласовывать слова в предложения, нарушение звукопроизношения, внимания...

Мнемотаблица " Что такое день Победы"

Многие родители выражают обеспокоенность тем, что дети с большим нежеланием учат стихи. Мнемотаблица помогает заучивать стихотворения с помощью " рисования" стихотворения. Способствует развитию речи, ...

Консультация что такое мнемотаблица?

Наглядное  моделирование  – это воспроизведение существенных свойств изучаемого объекта, создание его заместителя и работа с ним. Метод наглядного  моделирования  помогает  ре...

Конспект логопедического занятия по развитию связной речи для детей с ОНР подготовительного возраста. Разучивание стихотворения "Кто такие витамины" С. Лосева с использованием мнемотаблицы.

Мнемотаблицы особенно эффективны при разучивании стихотворений. Использование опорных рисунков для обучения заучиванию стихотворений увлекает детей, превращает занятие в игру. С помощью...

Семинар - практикум для родителей «Что такое мнемотехника и как составить мнемотаблицу»

В семинаре, в который входит актуальность проблемы, способов решения, взаимодействия по данной теме с детьми и их родителями.Расширить знания родителей о том, что такое мнемотехника и мнемотаблица...

Консультация для родителей на тему проекта "Что такое мнемотехника и мнемотаблицы".

Сегодня такая техника набирает популярность и широко используется в детском саду, педагогами, логопедами, психологами....