Дидактические игры на развитие чувства цвета
картотека

Мельникова Ксения Владимировна

Перечень дидактических игр на развитие чувства цвета

Скачать:


Предварительный просмотр:

           Дидактические игры на развитие чувства цвета

Вторая младшая группа:

  1. «Бусы для мамы»

Цель: Развивать внимание, мелкую моторику и научить различать цвета: подбирать бусинки того цвета, что и на изображении.

Материал: коробочка с «бусинками», изображение с бусами.

Ход игры: Перед ребенком ставится коробочка с «бусинками» и дается изображение с бусами того или иного цвета. Взрослый спрашивает:

- Какого цвета бусы изображены на картинке ? – если ребенок затрудняется ответить, он сам называет цвета и просит:

- Подбери бусинки такого же цвета, что и на картинке.

  1. «Аквариум»

Цель: Учить сортировать предметы по цвету, подводить ребенка к самостоятельному названию цвета.

Материал: Баночка - аквариум, игрушечные рыбки, ракушки 4-х основных цветов.

Ход игры: Перед ребенком ставится баночка- аквариум, в отдельной миске лежат рыбки, ракушки 4-х основных цветов. Взрослый говорит:

- Посмотри сколько здесь красивых рыбок и ракушек. Но им нужно помочь,  опустить в аквариум. Но у каждой рыбки и ракушки есть свое место в аквариуме : красную рыбку нужно опустить в красную часть аквариума (ребенок опускает), желтую ракушку в желтую часть аквариума и т.д.  Ребенку предлагается разложить всех рыбок, ракушки в аквариум, каждую в свой домик по цветам. Вначале цвета называет взрослый.

  1. «Покорми ежиков»

Цель: Учить детей подбирать предметы по цвету и называть цвет.

Материал: Разноцветные ежики, миски, ягодки по цвету к ежикам.

Ход игры: На «полянке» стоят ежики. У каждого ежа есть миска, соответствующая его цвету. В отдельной миске лежат «ягодки»- кружочки разных цветов.  Взрослый:

- Ежики бегали по полянке и собирали ягодки. Посмотри сколько ягод они собрали, а теперь они хотят их покушать, но не могут понять, где чья ягодка, давай им поможем. Возьми синюю ягодку и дай синему ежику. Красную ягодку дай красному ежику и т.д.

Ребенок подбирает ягодки по цвету для каждого ежа.

 

  1. «Цветное мороженное»

Цель: Закрепить умение подбирать шарики мороженного по цвету одежды в вазочки.

Материал: 4 пластмассовых шарика (красный, синий, желтый, зеленый), ваза «креманка», игрушки, с одеждой четырех основных цветов.

Ход игры: В глубокую тарелку положите 4 пластмассовых шарика (красный, синий, желтый, зеленый). Рядом поставьте вазу «креманку», а вокруг нее рассадите гостей – игрушки, на которых должна быть одежда четырех основных цветов.

Взрослый предлагает ребенку накормить гостей мороженым. Взрослый говорит: «Я мишка. Я хочу красного мороженого. На мне одежда красного цвета». Ребенок должен найти шарик «мороженого» такого же цвета, как одежда. Шарик нужного цвета ребенок кладет в вазочку для гостя.

Средняя группа:

  1. «Одинаковые и разные»

Материалы: 24 цветные карточки разных цветов и 6 карточек  черно-белого цвета с изображением различных животных и растений.

Ход игры: Воспитатель раскладывает перед ребенком цветные карточки по 4 штуки в ряд, в зависимости от определенного цвета.

- Назови по порядку все, что ты видишь в верхнем ряду

 (слева направо).

- Листок, кузнечик, огурец, яблоко и гусеница – все они разные по цвету или одинаковые? - Назови этот цвет. (ребенок отвечает)

Затем воспитатель предлагает ребенку рассмотреть черно-белые картинки.

- Какую из черно-белых картинок лучше всего раскрасить таким цветом? (лягушку).

- Вспомни и скажи, что еще бывает зеленого цвета?

- Назови все, что видишь красное (желтое, коричневое). Подбери картинку

для каждого цветового ряда.

- Посмотри и скажи, что может изменить свой цвет? (лист, яблоко).

- Рассмотри изображение в «синем» ряду и подумай: они совершенно одинаковые по цвету или нет? (это голубой и разные оттенки синего).

  1. «Разноцветное домино»

Цель: научить детей правилам игры в детское домино, показать важность подбора нужного цвета, продолжить обучение правильному названию цветов.

Материалы: детское домино из 28 штук, в котором вместо картинок квадраты окрашены в разные цвета (которых должно быть 7 видов). Распределение должно соответствовать настоящему времени.

Ход игры: воспитатель набирает команду игроков, в которой должно быть не более 4 человек, и раздает домино. Каждому участнику достается по 7 штук. После этого один из игроков, которому досталась карточка «красный-красный» выкладывает ее на стол. Следующий участник кладет домино, в котором один из квадратов окрашен в красный цвет. Далее необходимо выложить карточку, чтобы цвета совпадали. Если у ребенка нет необходимого цвета, то он пропускает ход. Выигрывает человек, у которого раньше остальных закончатся карточки домино. Если в игре участвуют только 2 или 3 человека, то на столе должны остаться 14 или 7 карточек, перевернутых цветами вниз. Они будут служить запасными для тех ребят, у которых во время игры не оказалось нужного цвета. Для лучшего закрепления названия цветов желательно просить детей называть их, когда они выкладывают необходимую карточку на стол.

Старшая группа:

  1. «Бегите ко мне!»

Цель: упражнять детей в умении сопоставлять цвета, способствовать закреплению знаний и системе цветов.

Ход игры: В вазе стоят синие, красные, жёлтые, зелёные флажки. Дети берут по одному, воспитатель — четыре флажка (всех цветов).

Воспитатель предлагает детям посмотреть на флажки, помахать ими. (Далее дети выполняют задание по показу воспитателя.)

-Положите флажки на колени. Поднимите флажки синего (красного, жёлтого, зелёного) цвета. (Дети, которые держат флажки названного цвета, поднимают их.)

-Сейчас я буду называть флажки то одного, то другого цвета. Сначала посмотрите на мой флажок, потом на свой флажок, и если их цвета совпадут, то бегите ко мне.

Дети садятся на стулья. Воспитатель отходит на некоторое расстояние, поднимает один флажок (остальные держит за спиной) и называет его цвет, затем даёт команду: «Красные флажки, бегите ко мне!» Дети подбегают к нему, поднимают флажки, проверяя, правильно ли они выполнили задание, машут ими и садятся на место. Воспитатель последовательно называет флажки всех цветов, а в конце игры поднимает все четыре флажка. Все дети подбегают к нему, машут флажками и танцуют.

  1. «Стрелка, стрелка, покружись»  

Цель: упражнять детей в умении сопоставлять цвета, способствовать закреплению знаний и системе цветов.

Ход игры: Дети сидят на стульях вокруг стола, по углам которого закреплены флажки (красный, синий, жёлтый, зелёный). В центре стола — диск со стрелкой, вокруг которого разложены кружки четырёх цветов. Воспитатель (крутит стрелку):

Стрелка, стрелка, покружись,

Всем кружочкам покажись!

И какой тебе милей,

Укажи нам поскорей,

Стоп!

Берёт кружок, на который указывает стрелка, и кладёт его к флажку соответствующего цвета. Дети повторяют игровые действия.

  1. «Собери капельки в стакан»

Цель: упражнять детей в умении сопоставлять цвета, способствовать закреплению знаний и системе цветов.

Ход игры: Перед детьми на столе раскладываются вырезанные цветные кружочки разного цвета. Взрослый кладёт в каждый стакан по одной капельке разного цвета, проговаривая свои действия: “В этот стаканчик положу капельку синего цвета, наберем полный стакан одинаковых капелек”. Используется шесть цветов спектра.

Подготовительная группа:

  1. «Волшебный круг»

Цель игры: закрепить знания детей об основных и составных цветах, о теплых и холодных цветах. Систематизировать знания детей о различных видах живописи, художниках, работающих в этих жанрах. Воспитывать интерес к искусству.

Материалы: круг, вырезанный из фанеры, диаметром 50 см, разделенный на 7 секторов, окрашенных в основные и составные цвета. В центре круга расположена стрелка, которую вращают рукой. Карточки с изображением пейзажей, натюрмортов, портретов для каждого играющего (10Х10), круг красного цвета, диаметром 6 см, квадрат зеленого цвета (6Х6) для каждого играющего, призовые фишки.

Ход игры: Воспитатель вспоминает с детьми, что в Царстве короля Палитры живут разные краски: основные - красная, синяя и желтая и составные - которые получаются при смешивании 2-х основных цветов. Это оранжевая, фиолетовая и коричневая краски. Воспитатель предлагает детям поиграть с волшебным кругом. Воспитатель объясняет правила: после того, как он начнет вращать стрелку, дети внимательно наблюдают, на каком цвете остановится стрелка. Они должны определить, какой это цвет: основной или составной и быстро поднять геометрическую фигуру: круг для основного цвета, треугольник для составного. Фишку получает ребенок, который быстро и правильно выполнит задание. Дополнительную фишку получает ребенок, который первым сможет рассказать, из каких двух основных цветов составлен составной цвет.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дидактическая игра на развитие чувства цвета

Эти мики собрались на прогулку. Шарфики они уже завязали,а шапочки перепутали. Помоги им разобраться ,где чья шапочка. Как же это узнать ? посмотри на шарфики ( это подсказки). Подбери шапочки по цвет...

Музыкально-дидактическая игра на развитие чувства ритма "Страна музыкальных цветов"

Данное видео-пособие поможет в развитии чувства ритма детей старшего дошкольного возраста...

Дидактические игры на развитие чувства цвета.

Изобразительная деятельность - прекрасное средство развития творческих талантов и всех прочих способностей ребёнка. Кроме того с помощью ИЗО дети изучают окружающий мир....

Дидактическая игра для развития восприятия цвета для детей раннего возраста "Подбери наряд по цвету".

Данная игра направлена на развитие восприятия цвета у детей раннего возраста. Игру можно включить как в непосредственно образовательную деятельность с малышами, так и в совместную деятельность взрослы...

Картотека дидактических игр для сенсорного развития детей младшего дошкольного возраста. Дидактические игры на развитие восприятия цвета

Одним из видов игровой деятельности выступает дидактическая игра, позволяющая приобщать детей к протекающей жизни понимаемыми ими формах умственной и активной игровой деятельности, моральных и эстетич...

Дидактическая игра для развития восприятия цвета для детей раннего возраста "Одень ребят по цвету".

Данная игра направлена на развитие восприятия цвета у детей раннего возраста. Игру можно включить как в непосредственно образовательную деятельность с малышами, так и в совместную деятельность взрослы...