Статья по теме: «Влияние театрализованной деятельности на речевое и коммуникативное развитие детей»
статья

Ожогина Алевтина Ивановна

Научная статья

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_ozhoginoy_a._i.docx24.2 КБ

Предварительный просмотр:

Влияние театрализованной деятельности  на речевое и коммуникативное развитие детей.

Ожогина Алевтина  Ивановна

Воспитатель 1 квалификационной категории

МКДОУ «д/с № 21»,р.п. Красногорский,

Еманжелинский район, Челябинская  область.

           Правильная речь - основное условие всестороннего полноценного развития детей.  Чем богаче и грамотнее речь ребенка, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающей действительности, содержательнее и полноценнее отношения со сверстниками и взрослыми.  В последние годы отмечается увеличение количества детей, имеющих нарушения речи, их психические процессы недостаточно развиты, слабо развита память, мышление, рассеянное внимание. В настоящее время с изменением условий жизни нашего общества,  проблема связной  речи детей наиболее  актуальна. Дети стали больше времени проводить со смартфоном в руках, у мониторов компьютеров и планшетов. А  проведение совместных семейных вечеров уходит в прошлое.  Дети  с родителями всё реже вместе играют, общаются, обсуждают мультфильмы и книги. А в общении со сверстниками не умеют сопереживать и сострадать друг  другу, поэтому,  как правило, в поведении детей преобладает агрессивность, неуверенность в себе, повышенная  двигательная  активность. Актуальность формирования коммуникативных умений возрастает в связи с особенностями социального окружения ребенка, в котором часто наблюдаются дефицит воспитанности, доброты, доброжелательности, речевой культуры. Очень важно в период дошкольного детства уделять большое внимание формированию коммуникативных умений и развитию связной речи у детей, так как именно в этот период закладывается фундамент моральных принципов, развивается эмоционально-волевая сфера личности, формируется продуктивный опыт повседневного общения.

         Одним из наиболее эффективных средств коммуникативного развития  детей дошкольного возраста, является  театрализованная деятельность.  В нашем мире, насыщенном информацией и стрессами, душа просит сказки – чуда, ощущения беззаботного детства, а это может дать театр.

«Волшебный край!» – так когда-то назвал театр великий русский поэт  А. С. Пушкин. «Любите ли вы театр так, как я люблю его?» – спрашивал своих современников Виссарион Белинский, глубоко убежденный в том, что человек не может не любить театр. И эти чувства великого поэта и выдающегося критика разделяют и взрослые, и дети, соприкоснувшись с этим удивительным видом искусства.

Разнообразие тематики театрализованных постановок, средств изображения, эмоциональность театрализованных игр дают возможность использовать их в целях всестороннего воспитания личности. Образное, яркое изображение социальной действительности, явлений природы знакомит детей с окружающим миром во всем его многообразии. В процессе работы над выразительностью реплик персонажей, собственных высказываний незаметно активизируется словарь ребенка, совершенствуется звуковая сторона речи. Новая роль, особенно диалог персонажей, ставит малыша перед необходимостью ясно, четко, понятно изъясняться. У него улучшается диалогическая речь, ее грамматический строй, он начинает активно использовать в словаре образные выражения, эпитеты, сравнения.

Несомненно,  театр является одним из самых ярких, красочных и доступных восприятию ребенка сфер искусства. Он доставляет детям радость, развивает воображение и фантазию, способствует творческому развитию ребенка и формированию базиса его личностной культуры. По эстетической значимости и влиянию на общее развитие ребенка театрализованной деятельности по праву принадлежит почетное место рядом с музыкой, рисованием и лепкой.

Театрализованные игры всегда радуют, часто смешат детей, пользуются у них неизменной любовью. За что? Дети видят окружающий мир через образы, краски, звуки. Малыши смеются, когда смеются персонажи, грустят, огорчаются вместе с ними, могут плакать над неудачами любимого героя, всегда готовы прийти к нему на помощь.

Понимая влияние театрализованных игр на развитие коммуникативных навыков и развитие связной речи у детей дошкольного возраста, я использую их в своей работе. Задачи, которые я ставлю  перед собой, состоят  в том, что необходимо:

1. создать условия для развития творческой активности у детей;

2. приобщить к театральной культуре,  развить устойчивый интерес к театрально-игровой деятельности  и обеспечить её взаимосвязь с другими видами деятельности в едином педагогическом процессе;

3.  совершенствовать исполнительские умения детей в создании художественного образа, используя игровые, песенные и танцевальные импровизации;

4. обогащать и активизировать словарь детей, учить детей пользоваться прямой и косвенной речью;

5.  развивать диалогическую и монологическую речь;

6.  закреплять в понимании детей представление о  позиции «артист», умение использовать средства выразительности (мимика, жесты, движения, сила и тембр голоса, темп речи) для передачи образа героя, его эмоций и переживаний;

7. воспитывать гуманные чувства, учить  радоваться, огорчаться, сочувствовать героям, формировать представления о честности, справедливости, доброте;

8. развивать способность анализировать свои поступки, поведение сверстников и героев;

9. формировать у детей чувство сотрудничества и взаимопомощи;

10. предоставить детям возможность выступать перед сверстниками, родителями и другими гостями.
      Тематика и содержание театрализованных игр имеют нравственную направленность, которая заключена в каждой сказке, литературном произведении  должна найти место в импровизированных постановках. Это дружба, отзывчивость, доброта, честность, смелость... Любимые герои становятся образцами для подражания. С удовольствием перевоплощаясь в полюбившийся образ, ребёнок добровольно принимает и присваивает свойственные ему черты. Самостоятельное разыгрывание роли детьми позволяет формировать опыт нравственного поведения, умение поступать в соответствии с нравственными нормами. Таково влияние на дошкольников как положительных, так и отрицательных образов.
Поскольку положительные качества поощряются, а отрицательные осуждаются, то дети в большинстве случаев хотят подражать добрым, честным персонажам. А одобрение взрослым достойных поступков создает у них ощущение удовлетворения, которое служит стимулом к дальнейшему контролю своего поведения.

Занимаясь с детьми театрализованными играми, мы делаем жизнь детей интересной и содержательной, наполняя её яркими впечатлениями и радостью творчества. А самое главное — навыки, полученные в театрализованных играх, дети смогут использовать в повседневной жизни.

Работа по развитию у дошкольников творческих способностей в процессе театрализованных игр приносит свои плоды: у ребят активизируется и обогащается словарь, они стали свободнее, раскрепощённые в общении, а главное, они испытывают эмоциональный подъём.

Таким образом, театрализованная деятельность является эффективным средством социализации дошкольника. Участие ребёнка в театрализованной деятельности создает благоприятные условия для развития у него чувства партнёрства и освоения способов позитивного взаимодействия. В ходе совершенствования игровых диалогов и монологов, освоения выразительности речи наиболее эффективно происходит речевое развитие ребенка. Театрализованная деятельность позволяет формировать опыт социальных навыков и поведения, решать многие проблемные ситуации опосредованно от лица какого-либо персонажа, что помогает преодолевать робость, неуверенность в себе и застенчивость.

Результатами своей работы я считаю:

  • Дети овладели навыками выразительной речи, правилами поведения, этикета общения со сверстниками и взрослыми.
  • Проявляют интерес, желание к театральному искусству.
  • Умеют передавать различные чувства, используя мимику, жест, интонацию.
  • Самостоятельно исполняют и передают образы сказочных персонажей.
  • Дети более уверенно чувствуют себя во время выступлений.
  • Предметно-пространственная развивающая среда группы дополнилась разными видами театров, альбомами, атрибутами,  картотекой творческих игр.

Список литературы:

1. Антипина, Е. А. Театрализованная деятельность в детском саду / Е. А. Антипина. – М., 2003. – 134 с.

2. Артёмова, Л. В. Театрализованные игры дошкольников/ Л.В. Артёмова. – М., 1991. – 174 с.

3. Доронова, Т. Н. Развитие детей от 4 до 7 лет в театрализованной деятельности / Т. Н. Доронова // Ребёнок в детском саду. – 2001. - № 2.

4. Казакова Т. Т. Развитие творчества у дошкольников / Т. Т. Казакова. – М.: Просвещение, 1988. – 192 с.

5. Караманенко Т. Н. Кукольный театр – дошкольникам / Т. Н. Караманенко, Ю. Г. Караманенко. – М.: Просвещение, 1982. – 191 с.

6. Маханева М. Д. Занятия по театрализованной деятельности в детском саду / М. Д. Маханева. – М.: ТЦ Сфера, 2009. – 128 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс "Театрализованная деятельность как средство социально-коммуникативного развития дошкольников"

«Театрализованная деятельность как средство социально – коммуникативного развития дошкольников »....

Сценарий театрализованной деятельности,направленной на социально - коммуникативное развитие детей подготовительной группы. Ток - шоу "В лесу говорят"

Интересный, новый вид театрализованной  деятельности в формате ток - шоу позволяет вовлекать зрителей в действие. Дети не только следят за происходящим, но и размышляют, делают умозаключения. В у...

Мастер-класс «Театрализованная деятельность как средство формирования коммуникативных навыков детей с нарушением речи»

Общение – основное условие всестороннего развития личности. У детей, имеющих общее недоразвитие речи (ОНР) и заикание  коммуникативная функция речи часто бывает нарушена, что обусловлено ...

Статья на тему "Влияние музыкально-театрализованной деятельности на формирование основ музыкальной культуры дошкольников"

Влияние музыкально-театрализованной деятельности на формирование основ музыкальной культуры дошкольников...

Доклад по теме: «Влияние музыкально-театрализованной деятельности на эстетическое, познавательное, речевое, эмоциональное и двигательное развитие детей дошкольного возраста»

В процессе творческой работы над спектаклем дети становятся более общительными, доброжелательными, общительными, внимательными. В своей работе использую разные виды театра: театр игрушек,  театр ...