статья "Русский фольклор в музыкальном воспитании ребенка- дошкольника"
статья

Семенова Ирина Ивановна

Статья о роли русского фольклора в музыкальном развитии ребенка. К статье прилагается сценарий праздника

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Государственное дошкольное образовательное бюджетное учреждение

                         Детский сад № 84 Калининского района

                                         Санкт-Петербурга

https://ic.pics.livejournal.com/mon_sofia/71766068/221174/221174_original.jpg

«Русский фольклор в музыкальном

воспитании ребенка-дошкольника»

                                                                                             Выполнила:

                                                                                 музыкальный руководитель

                                                                                 высшей категории

                                                                       Семенова Ирина Ивановна

                                        Санкт-Петербург

                                              2021 год

Искусство называют «школой чувств», но в зависимости от содержания его произведений оно может вызывать различные чувства, ведущие к духовному росту или обедняющие человека, формирует и воспитывает человека целостного, всестороннего и гармонично развитого. А фольклор — это не просто наше наследие, а наряду с православием еще та основа основ, на которой держится нравственность. И если исчезнет этот фундамент, то рухнет и национальное самосознание. Любой народ продлевает себя в детях, поэтому духовность надо воспитывать с раннего детства — главное средство нравственного, познавательного и эстетического развития ребенка. В народе говорят: «Нет дерева без корней, дома — без фундамента». Этим фундаментом и является фольклор, на котором строится и раскрывается ребенок как личность. Именно родная культура должна найти дорогу к сердцу, душе ребенка и лежать в основе ее личности.

 Работу по воспитанию любви к народному фольклору удобнее и проще строить на основе народного календаря. Главная особенность такого подхода — прослеживание сезонного труда взрослых в песнях (игровых, шуточных, лирических), танцах, хороводах, игре на музыкальных народных инструментах. Особенно нравятся дошколятам игры с незамысловатыми правилами и текстом, где можно проявить свою индивидуальность. Так дети в доступной форме с удовольствием знакомятся с этническими ценностями родной культуры, в их представлении создаются яркие образы, воспитывается вкус, интерес к жизни, искусству предков, стремление понять, стать ближе к своему народу. В итоге — у дошколят остается детство с красотой, радостью, неподдельным весельем и положительным эмоциональным фоном.

Работа по приобщению дошколят к фольклору определяет решение следующих задач:

 ‒ Знакомство с разнообразием и особенностями русского фольклора и развитие интереса к нему;

 ‒ Накопление эстетического опыта эмоциональных переживаний, чувств и настроений;

 ‒ Расширение знаний и представлений детей о национальной культуре и традиции народа;

 ‒ Развитие всех музыкальных способностей воспитанников.

 В основе содержания данной системы работы является формирование основ фольклора в музыкальной деятельности детей. Это эмоциональная, познавательная и социально-личностная деятельности.

 Эмоциональная — обусловлена спецификой фольклорного искусства, его яркостью, эмоциональной выразительностью и предполагает осознание ребенком одной из важных функций фольклора, которая связана с передачей различных оттенков чувств, настроений, выраженных средствами музыкального языка, музыкальной речи.

 Познавательная деятельность связана с расширением знаний и представлений детей о музыкальном и поэтическом фольклоре, с элементарными понятиями фольклора, в рамках, доступных пониманию дошкольников. На основе получаемой информации у воспитанников развиваются активность, интерес к музыке, художественному слову, игре на народных инструментах, возникают личностные предпочтения, связанные с восприятием тех или иных музыкальных произведений.

 Социально-личностный компонент предполагает развитие у детей интереса к фольклору, желание его слушать, сопереживать настроению, узнавать национальные традиции, песни, танцы, способность давать собственную оценку воспринимаемым произведениям

Через игровые и плясовые песни дети овладевают игровыми и певческими навыками, учатся согласовывать речь и движение, получают первоначальные навыки актерского мастерства. Знакомясь с хороводами, дети приобретают навыки танцевальных и театрализованных действий. Обучение игре на народных музыкальных инструментах развивает у детей чувство ритма, музыкальный слух, умение слаженно играть ансамблем. Осмысление образного содержания, умение выполнять движения со сменой характера музыки, менять ритм, темп приходят во время постановки народных танцев

Народные праздники всегда связаны с игрой. А ведь народные игры, к сожалению, почти исчезли сегодня из детства. Видимо, надо помнить, что народные игры, как жанр устного народного творчества, являются национальным богатством.  Сколько радости доставляет участие в них младших воспитанников. И тогда дети наперебой рассказывают правила игры и помогают малышам их усвоить.

Ни один обрядовый праздник не обходиться без игры на музыкальных инструментах. Обучать игре на ложках, свистульках, колокольчиках возможно с самого раннего возраста. Ребят постарше знакомим с другими народными инструментами, такими, как дудка, гусли, балалайка. Непременно используем музыкальные инструменты, сделанные в группе и дома вместе с родителями. Как не покрасоваться перед друзьями!

Нельзя прерывать связь времен и поколений, чтобы не исчезла, не растворилась во вселенной душа народа. Так же, как встарь, наши дети должны быть участниками традиционных праздников. Петь песни, водить хороводы, играть в любимые народом игры. Так было всегда, даже, даже в очень далекие времена, когда собирались наши прабабушки и прадедушки на шумные беседы и посиделки, когда переодевшись ряжеными, ходили по дворам и славили хозяев, желая им доброго здравия и хлебов обильных, когда устраивали веселые игрища и забавы. Хочется еще раз подчеркнуть огромное значение народной музыки в воспитании и развитии духовности. Но успех приходит только в результате глубоко продуманной и целенаправленной работы, приобщения детей к народной культуре, к непреходящим общечеловеческим ценностям и является средством формирования у них патриотических чувств. И пусть в дальнейшем не все наши воспитанники смогут посвятить себя музыке, но все то, что в них было заложено в дошкольном возрасте, чему они научились в детском саду, поможет им стать мыслящими, неординарными и творческими людьми.

    У каждого народа есть свои праздники. Многие из этих праздников родились ещё в древности. Всё вокруг: деревни и города, вещи, одежда, профессии, природа меняются, а народные праздники продолжают и продолжают жить. Всякая душа празднику рада. Именно так гласит русская народная пословица. Праздник – душа народа.

В нашем стремительно меняющемся мире многое уходит из жизни народа, его памяти. Наш долг – успеть сохранить всё ценное и достойное из народной культуры. Именно с этой целью мы создали народный календарь, такую энциклопедию крестьянского быта с его праздниками и буднями, и теми традициями, которые дошли до наших сегодняшних дней. Материал для создания календаря народных праздников собирался в течение нескольких лет, для этого использовались самые разнообразные формы: экскурсии, походы – экспедиции, и конечно встречи с местными бабушками, мы их ласково называем – наши сказительницы

     

Наверное, почти каждый из нас помнит, как когда-то в детстве, он носил зимой валенки, в которых было так тепло и уютно. Валенки – это один из символов России, доказывающий талантливость русского народа и богатую самобытную культуру нашей страны. Что же мы знаем о нашей, исконно русской обуви, валенках?

«Валенки, валенки, ой, да не подшиты, стареньки…». Валенки – исконно русская обувь. Валенки, пимы, катанки, чесанки – сколько ласковых названий дал русский народ великой обуви! Валенки – прекрасная, удобная обувь! В валенках не страшны метели, морозы. Поэтому лучшей обуви для гуляний на Руси не было! В них – праздновали масленицу, колядовали, плясали под гармонь. Валенки не раз спасали русского человека во времена невзгод. В наши дни валенки сохранили популярность не только как теплая обувь, но и как основа для новых идей модельеров, которые превращают обычный валенок в произведение искусства.

 Валенки – это неотъемлемая часть русского образа жизни, русской зимы и русского характера. Пожалуй, это самая удобная обувь. Валенки уникальны: без начала и конца, без шва и рубца.

Ручное изготовление валенок из овечьей шерсти было достаточно сложным и дорогим делом, потому эту тёплую обувь долгое время могли себе позволить, в основном, зажиточные люди. Не случайно, валенки считались символом благополучия и здоровья.

День валенка в России  – это возможность вспомнить русские традиции и окунуться в настроение самобытных зимних праздников. Главный лозунг событийного мероприятия – «замёрзнуть не удастся!». Ведь валенки не только согреют, но и станут героем народных игр и забав.

         «Ох, Россия, ты Россия, Славы не убавилась.

           Издавна Россия наша Валенками славилась».

         

   

Сценарий праздника

«Валенки, валенки – красивые да ладненькие!»

         Оформление:

 На столах выставка детских работ «Русские расписные валенки».

Столы  накрыты в русском стиле: самовар, выпечка в виде валенка, деревянные ложки, посуда, рушники, полотенца, салфетки и т.д.

Персонажи: Ведущие в народных костюмах Хозяйка, Дед Мороз, Емеля.

Цель:

Закреплять знания о русских валенках, как о теплой, мягкой, полезной обуви. 

 Задачи: 

Привлечение детей и педагогов к истории появлению и созданию валенка как культурного наследия русского народа.

Развивать интерес к русской народной песне и ее жанровому разнообразию

Активизировать в речи детей стихи, пословицы и поговорки о валенках.

Расширение представлений о забавах русского народа.

Создание  атмосферы веселья, доброжелательности, потребности в коллективных дружеских состязаниях и забавах.

Прививать любовь к народному творчеству,  родной стране.

Предварительная работа:

 Отгадывание загадок, разучивание стихов и частушек, танца с валенками.

 Знакомство с историей русского валенка.

 Разучивание музыкального репертуара с педагогами.

Звучит русская народная музыка. Выходят на площадку Дед Мороз и Хозяюшка

Хозяюшка:

Здравствуйте, дорогие гости!

Добро пожаловать!

Всех привечаем, всех встречаем.

По обычаям российским

От души поклон вам низкий!

Дед мороз:

Если в доме, на работе

У вас валенки в почете,

То мы вас, своих друзей,

Приглашаем поскорей,

На праздник русского валенка!

Хозяюшка:

Ребята, вы, наверное, знаете, что валенки – исконно русская обувь. Валенки, пимы, катанки, чесанки – сколько ласковых названий дал русский народ этой великой обуви! Валенки – прекрасная, удобная обувь! В них не страшны морозы и метели, поэтому лучшей обуви для гуляния на Руси не было! В валенках праздновали Масленицу, колядовали, плясали под гармонь!

Дед мороз:

Для больших и маленьких,

Есть обувка - валенки.

 Чтоб по снегу мы гуляли,

Их из шерсти нам сваляли.

Не страшны теперь угрозы

 И сибирского мороза

. Он пускай себе трещит,

Войлок ноги защитит

По морозу, по зиме

 Взрослым или маленьким,

Чтобы быть всегда в тепле,

 Обуваем валенки!

Хозяюшка:

Русский валяный сапог,

 Победить века все смог.

 У него есть свой музей

- Сам сходи, своди друзей.

Валены, валенцы, чёсанки, катанки.

Вы уже поняли?

Это всё валенки.

 Они, как матрёшка,

 гармонь, самовар –

Проверенный временем русский товар.

Дед мороз:

Четыре столетия валенки с нами,

В деревне катали их раньше руками.

 Труд грязный, тяжёлый, зато дорогой,

 Имел их тогда далеко не любой.

А если в семье они были у всех,

 То значит, достаток здесь был и успех.

Носили их раньше десятками лет,

 До внуков немало в них хаживал дед.

 Не зябнут в них ноги в морозные дни,

 Болезни и нервы полечат они.

Сейчас снова валенки в моде большой

 И видим частенько мы зимней порой,

Как ярко алеют в крутые морозы

 На валенках женских тюльпаны и розы.

Выходит Емеля (грустный) под народную песню «Выйди на улицу».

Хозяюшка:

-Здравствуй, Емеля, что случилось, как ты оказался у нас в детском саду?

Емеля:

- Надоело мне дома сидеть на горячей печке, жарко! Захотел я оказаться на улице, вот я и сказал волшебные слова: «По – щучьему велению, по моему хотению окажись я на улице», а оказался у вас. Но мне надо на улицу, на мороз, мне жарко! Да как я пойду на улицу, там же холодно. В одной рубашке я замёрзну. Может, кто-нибудь подскажет, что нужно сделать, чтобы не замёрзнуть?

Дети: Одеться!

Емеля:

-Но мой полушубок остался дома. Эй, по щучьему велению, по моему хотению появись мой полушубок!

Из ширмы выбрасывают полушубок.

Емеля (одевает полушубок)

-Так то, потеплее, будет. А голова, то замёрзнет. Что же попросить у щуки?

Дети: Шапку.

Емеля:

- По щучьему велению, по моему хотению появись моя шапка!

Из ширмы выбрасывают шапку.

Емеля:

-Как здорово и голове и ушам тепло будет!

Емеля:

-Где же вы мои тёпленькие? Где же вы мои красивенькие? Где же вы мои хорошенькие? Как я теперь без вас жить буду? В чём же я гулять буду? В чём я теперь за водой ходить буду? Ой, мои же ножки окоченеют!

Хозяюшка:

-Что ты потерял, что ты ищешь?

Емеля:

-Я потерял валенки, поставил их на печку сушиться. А печка – баловница решила побегать наперегонки с курами! Вот валенки и свалились с печки! Теперь не знаю где их искать.

Дед мороз:

- Емеля, тебе помогут волшебные слова, которые помогают тебе по жизни.

Емеля:

- Попробую, авось и помогут! По щучьему велению, по моему хотению появитесь мои валеночки!

Из ширмы выбрасывают валенки поочерёдно.

Емеля:

-Вот я и готов идти гулять теперь я точно не замёрзну в таких тёплых валеночках!

Хозяюшка:

-Знаешь Емеля, а чтобы тебе на улице не замёрзнуть, надо двигаться и играть. Наши дети знают очень много игр с валенками.

Емеля:

- А научите меня играм!

Хозяюшка:

- Научим, ребята?

Дети: ДАААА

Ведущий: Оставайся Емеля с нами. У нас здесь проходит праздник русского валенка, будет очень весело.

Дед Мороз:

А на празднике, друзья,

Нам без игр никак нельзя

Больше страсти, больше смеха,

Пусть во всю идет потеха!!!

В круг широкий вы вставайте, друг другу валенки передавайте.

Проводится игра “Передай валенок”

   (Под музыку дети передают валенок, на ком музыка останавливается и у кого в руках остался валенок, тот выходит в круг, берет в руки шумовой инструмент. Когда наберется половина от общего количества детей, они будут играть на шумовых инструментах, а оставшиеся дети плясать)

Емеля:

У кого там хмурый вид?

Снова музыка звучит!

Мы грустить не разрешаем,

Мы играть здесь продолжаем!

1-ая эстафета – «Пробеги в валенках»

Один участник команды бежит в валенках до ориентира (стульчика), садится снимает валенки, бежит обратно и передаёт эстафету следующему участнику. Следующий участник бежит до стульчика, садится, обувает валенки, обратно бежит в валенках. Снимает валенки и передаёт следующему участнику. Выигрывает команда, первой закончившая испытание.

 

Хозяюшка: А вы знаете, что дырявые валенки не выкидывали, их использовали не по назначению.

Дед Мороз:

1. Валенок засовывали в наволочку и спали, как на подушке.

2. Валенок прибивали на ворота и использовали, как почтовый ящик.

3. Валенок использовали, как клюшку для хоккея.

4. В валенке хранили разные вещи.

5. В валенке любят спать домашние животные.

6. Играли с валенками в разные игры

7. Из старых валенок делали игрушки.

8. В них живут домовые.

Хозяюшка:

А для следующей игры,

Будьте ловки и смелы,

И себя вы покажите

С самой лучшей стороны

2-я эстафета «Сиамские близнецы». (для взрослых)

Каждая команда получает по 2 валенка крепко связанных скакалкой. Участники команд разбиваются на пары. Всунув по одной ноге в связанные валенки, пары преодолевают дистанцию «туда» и «обратно». Валенки передаются следующей паре.

Дед Мороз: Не будем охать и стонать, а будем в игры мы играть!

3- я эстафета – «Хоккей»

Вести валенком шайбу к воротам и забить её в ворота от ориентира.

Хозяюшка:

Эй, ребята да девчушки,

Запевайте-ка частушки.

Запевайте поскорей,

Чтобы было веселей!

Дети  и взрослые исполняют частушки (в валенках).

Все.

Начинаем петь частушку,

Первую, начальную,

Мы хотим развеселить

Публику печальную.

Вот и зимушка пришла,

Наступили холода.

А я валенки обула –

И пойду я хоть куда.

Валенкам две тысячи лет,

А они не старятся,

Очень валенки народу,

Во всём мире нравятся.

Подарила маменька

Беленькие валенки.

С ними я не расстаюсь,

Даже спать я в них ложусь!

Если кто меня обидит –

Я не плачу, не реву,

Сразу валенок снимаю,

Подзатыльник им даю!

Моя Милка маленькая,

Чуть побольше валенка,

В валенки обуется,

Как пузырь надуется.

Валенки нужны зимой

Летом же сандалии.

Летом стройные все ходим,

А зимой без талии.

 

Мой миленок на рыбалку

Снарядился по весне.

Ему валенок попался

Вместо рыбы на блесне!

Ой, мороз, мороз трескучий!

Надо валенки надеть!

Так, чтобы на всякий случай,

Не замерзнуть, а вспотеть.

 Мерзнут уши, мерзнет нос,

На дворе зимой мороз.

Надо валенки надеть.

Чтобы ноженьки согреть.

 Мы с миленочком прощались,

Сидя на завалинке.

Мои слезы, его сопли

Капали на валенки.

 Все бы пела, все бы пела,

Все бы веселилася,

Все бы в валенках плясала,

Как юла крутилася!

 Я про валенки частушек

Могу много сочинить.

Призываю всех подружек

Зимой валенки носить!

 В наше время позабыты

Русские завалинки.

Остается вспоминать

Частушечки про валенки!

Дед Мороз:

Спорит с ветром быстрый бег

Мы бежим быстрее всех

Через валенки - вперёд,

Раз – прыжок, ещё прыжок!

4 –я эстафета – «Перепрыгни через валенки»

 Дети перепрыгивают через лежащие на полу 4 валенка, разложенные на расстоянии 30 см друг от друга, обегают свою стойку и передают эстафету.

Хозяюшка: А сейчас пришла пора на лошадке поскакать

5-я эстафета «Быстрые лошадки»

Надев валенок на гимнастическую палку, проскакать верхом на палке вокруг ориентира и передать «лошадку» следующему

Емеля:

- А я знаю, что в старину с помощью валенка ещё и гадали. Кидали валенок за ворота, куда нос валенка покажет, в той стороне и жених живёт или невеста.

6-я эстафета «Метание валенка»

 (сначала родители, потом дети)

Хозяюшка:

Эй, ребята, не зевайте,

В на площадку выбегайте!

Румяненьки, удаленьки,

Станцуйте танец «Валенки»!

Общий танец « Валенки»

Емеля: - Как вы хорошо играли, пели, танцевали. Какие вы быстрые и ловкие и очень весёлые. Попрошу-ка я у Щуки для вас угощения. «По - щучьему велению по моему хотению появитесь угощения для ребят.

Закидывает в прорубь ведро и вынимает валенок.

-Ой, видно щука что-то напутала. Попробую ещё раз.

Снова закидывает ведро и вытаскивает угощения - « Русский леденец»

Дед Мороз:

- Ну. Вот и подошёл к концу наш замечательный праздник русского валенка. Но зимы не кончаются, они приходят к нам каждый год, дарят нам новые встречи с валенками. Так пусть же валенки остаются традиционной русской обувью!

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Фольклор в музыкальном воспитании дошкольников

Из личного опыта работы по использованию местного диалекта, кубанских традиций, даю обоснованное убеждение - почему надо учить детей с дошкольного возраста местным обычаям  и народной мудрости. С...

Проект на тему: «Использование фольклора в музыкальном воспитании дошкольников»

Знакомить детей с творчеством русского и мордовского народа....

Проект на тему: «Использование фольклора в музыкальном воспитании дошкольников»

Знакомить детей с творчеством русского фольклора.Прививать детям любовь к своей Родине и её традициям....

Значение народного фольклора в музыкальном воспитании дошкольников.

Фольклор влияет на формирование нравственных чувств и оценок, норм поведения, на воспитание эстетического восприятия и эстетических чувств, способствует развитию речи, дает образцы русского литературн...

Музыкально- творческий проект : "Использование фольклора в музыкальном воспитании дошкольников".

Музыкально- творческий проект : "Использование фольклора в музыкальном воспитании дошкольников"....