«Использование кубанского фольклора в процессе музыкального воспитания старших дошкольников»
методическая разработка (старшая группа) по теме

Ильина Анна Николаевна

Опыт работы музыкального руководителя

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл opyt_raboty.docx162.97 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Ильина Анна Николаевна

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ г. КРАСНОДАР

«ЦЕНТР РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА – ДЕТСКИЙ САД №200»

 ФИЛИАЛ «СОЛНЕЧНЫЙ КРУГ»

ул. им. 40-летия Победы, 121/1, 350901, тел. 8(900)255-85-81, e-mail: ds200-filial@mail.ru

 

Тема: «Использование кубанского фольклора

в процессе музыкального воспитания

старших дошкольников»

Автор опыта:

Ильина Анна Николаевна

музыкальный руководитель филиала МАДОУ  

МО г. Краснодар «Центр развития ребенка –  

детский сад №200»

г. Краснодар 2014г.

СОДЕРЖАНИЕ

Информация об опыте……………………………………………….

3

Технология  опыта…………………………………………………...

7

Результативность опыта……………………………………………..

14

Библиографический список…………………………………………

15

Приложение к опыту:

Приложение № 1

Перспективное планирование по фольклорному  воспитанию детей старшего дошкольного возраста……………………………..

16

Приложение № 2

Примерный музыкальный репертуар

по всем видам музыкальной деятельности…………………………

17

Приложение № 3

Развлечение для детей старшей группы

«Праздник Масленицы на Кубани»………………………………...

19

Приложение № 4

Музыкальный вечер развлечений для детей

подготовительной к школе группы

«Кубанские посиделки»…………………………………………......

23

Приложение № 5

Консультация для воспитателей

«Организация процесса духовно-нравственного воспитания

в  детском саду посредством фольклора»……………………….....

29

Приложение № 6

Сборник подвижных игр, загадок и викторин

«Кубанские народные игры»………………………………………..

35

Информация об опыте.

Автор опыта: Ильина Анна Николаевна музыкальный руководитель филиала МАДОУ МО г. Краснодар «Центр развития ребенка – детский сад № 200» (контактный телефон 8-961-5101400).

Тема опыта: «Использование кубанского фольклора в процессе музыкального воспитания старших дошкольников».

Опыт работы разработан в соответствии с действующими Федеральными государственными требованиями, предусматривающими интеграцию образовательных областей для обеспечения целостности образовательного процесса, становления личности ребенка и духовно-нравственного воспитания.

В дошкольном возрасте происходит процесс приобщения ребенка к языку своего народа, овладению этим языком. Ребенок усваивает родной язык, прежде всего, подражая живому разговорному языку окружающих. Сокровищница богатейшего русского языка открывается перед детьми в блестящих произведениях устного народного творчества. Совершенные образы его – пословицы, загадки, поговорки, сказки – ребенок не только слышит, но и повторяет, усваивает их. Они входят в его язык в  доступном для ребенка содержании. Разговорный язык и произведения устного народного творчества переплетаются между собой в своем влиянии на ребенка.

Актуальность. В настоящее время дети мало знают народные песни и не знакомы с кубанским фольклором. Наблюдается процесс упрощения, оскудения языка, исчезает его красота, образность. Современные дети оторваны от народного творчества, а ведь они обязательно должны знать культуру своей родины и все, что непосредственно с ней связано.

Задача музыкального руководителя дошкольного учреждения состоит в том, чтобы показать детям красоту кубанского фольклора через народное творчество, отраженное в песнях, припевках, потешках, играх и т.д. о богатейшей сокровищнице нашего народа существует много высказываний, например, высказывание В.Н.Сорока-Росинского: «Человек, утративший свои корни, становится потерянным для общества».

Возрождение историко-культурного наследия играет важную роль в воспитании подрастающего поколения. Мои наблюдения показали, что положительное влияние оказывается там, где произведения народного творчества органически вплетены в живой разговорный язык. Если окружающие ребенка люди используют народные выражения, то и он сам начинает их усваивать и употреблять, потому что они значимы только тогда, когда употребляются к месту и вовремя.

Процесс изучения проблемы показал необходимость систематизировать работу по фольклорному воспитанию детей на Кубани. В связи с этим была определена тема опыта работы: «Использование кубанского фольклора в процессе музыкального воспитания старших дошкольников».

Исходя из данной темы, я поставила перед собой следующую цель и  задачи.

Цель: обогатить знания детей о традициях Кубани, расширить нравственные и эстетические представления о кубанском фольклоре у детей старшего дошкольного возраста.

Задачи:

  1. Обучить детей характерным основам народной песни посредством кубанского фольклора;
  2. Сформировать интерес к кубанским народным традициям;
  3. Воспитывать желание познавать и возрождать лучшие традиции Кубани.

В связи с этим, было принято решение на базе дошкольного учреждения организовать практическую работу по развитию нравственных и эстетических представлений о кубанском фольклоре с детьми старшего дошкольного возраста. В учреждении для работы этой теме были созданы необходимые условия: организован мини-музей «Кубанское подворье», подобраны фонотека кубанских народных песен и песен современных авторов о Кубани, о родном городе Краснодаре и картотека народных игр, пословиц и поговорок.

Свою работу строила на основе фольклорной программы «Гусельки», разработанной как дополнение к типовой «Программе воспитания и обучения в детском саду»  – Министерства просвещения РСФСР под ред. М.А.Васильевой.  

Сценарии праздников, представленные в опыте работы, являются авторизованными. Собранный материал помогает воспитанию детей в духе родной кубанской культуры, а основой активного участия является совместная творческая деятельность взрослых и детей. Эту работу я начала с детьми старшего дошкольного возраста, так как творческие способности в этом возрасте более развиты, а народная песня обладает художественно-воспитательной ценностью. Издавна люди придавали народному творчеству большое воспитательное значение. Песни не только развлекают, но и обогащают новыми впечатлениями, дают детям яркие образы окружающей действительности, учат радоваться дору, сочувствовать чужой беде, воспитывают чуткое отношение ко всему живому и таким образом, обогащают духовный мир детей.

Фольклор и музыкальное воспитание в ДОУ.

Одной из важнейших задач, стоящих перед нашим обществом в настоящее время, является его духовное, нравственное возрождение, которое невозможно осуществить, не усваивая культурно-исторический опыт народа. Конечно, очень важно, чтобы дети научились любить музыку разных народов. Но главная задача, которая стоит перед музыкальным руководителем – научить детей любить музыку своего родного края. Народная песня обогащает речь детей, способствует улучшению дикции и артикуляции, благоприятно влияет на выразительность речи. Простота построения мелодии, яркая образность, юмор создают желание петь даже у самых застенчивых и малоактивных детей. Народные песни дарят ребенку положительные эмоции. Иногда только при одном упоминании названия песни, лица у ребят озаряются улыбками, и они с удовольствием ее исполняют. В работе над протяжностью звука, что может быть лучше, чем народная песня, ведь широкая напевность характерна для всех жанров народной песни.

Известно, что дети от природы наделены неординарными способностями, поэтому так необходимо создание максимально благоприятных условий для их развития. Одним из таких условий является детский праздник, который создает возможность эмоционального развития ребенка, формирования основ музыкальной культуры в единстве всех ее важнейших компонентов, доступных детям дошкольного возраста. Все это способствует развитию стойкого интереса не только к конкретным музыкальным произведениям, но и к музыкальному искусству в целом. Праздник в детском саду – особый день для ребенка. А ведь именно светлые воспоминания детства во многом помогают человеку во взрослой жизни.

Музыкальные праздники позволяют решить многие задачи воспитания. Важнейшим принципом их реализации является гуманизация целей педагогической работы с детьми. Именно здесь взрослый приобщает ребенка к искусству и создает условия для его полноценного развития. Реализации этих задач наилучшим образом способствуют фольклорные праздники, благодаря которым повышается интерес детей к национальной культуре, усиливается любовь к родному краю, к искусству, возрастает чувство национальной гордости.

Музыкальный материал для таких праздников разнообразен и подбирается с учетом возрастных особенностей детей. В него включены как народные песни, так и стилизованные под народные авторские песни, а также песни кубанских композиторов:

- детские народные прибаутки, потешки;

- народные песни: «Земелюшка-чернозём», «Во поле берёза стояла»,  «На горе-то калина»;

- стилизованные под народные авторские песни:  «Пошла Маша во лесок», «Бабушка» муз. и сл. И.Конвенан, «Ягода» муз. А.Аверкина, сл. Е.Герц; «Ложки деревенские» муз. и сл. З.Роот; 

- песни кубанских композиторов: «На Кубани мы живем» муз. В.Захарченко, сл. А.Костарева; «Ой, Кубань, Кубань» муз. Г.Пономаренко, сл. С.Хохлова.

        Детям нравится инсценировать песни, т.е. действовать самостоятельно в соответствии с характером и текстом песни, например, «Как у наших у ворот», «Пошла млада за водой», др. А попевки, построенные на одном, двух и более звуках, использую как упражнения для развития слуха и голоса: «Сорока-сорока», «Скок-поскок», «Ходит зайка по саду».

        Дети с удовольствием принимают участие в проводимых народных праздниках и познавательно-тематических развлечениях, связанных с явлениями окружающей действительности – «Золотая осень», «Праздник урожая», «Святки», «Широкая Масленица». Связь с природным циклом – характерная черта народных праздников. Для детей дошкольного возраста народные праздники являются способом осмысления времен года и их повторения, дети осознают, какие изменения происходят в природе.

Кроме того, провожу тематические развлечения, связанные с бытом людей – «Кубанские посиделки». На тематических мероприятиях используется художественный материал – произведения устного народного творчества, стихи, отрывки из произведений, предметы народно-прикладного творчества, и др.

При подготовке  праздников и развлечений в ДОУ большое внимание уделяю оформлению зала, вношу предметы декоративно-прикладного народного творчества: вышитые полотенца. Украшения, керамическую и деревянную посуду, предметы быта (утюг, чугунок, кочерга, самовар, табурет, и др.). Все эти детали создают на празднике элемент достоверности, что способствует лучшему восприятию, пониманию сути, запоминанию.

В сценариях праздников использую различные виды музыкальной и игровой деятельности – хороводы, пение народных песен, приуроченных к тому или празднику, народные игры, состязания. В подготовке таких праздников большое значение имеет контакт с родителями, которые вместе с детьми участвуют в играх, народных обрядах (дети колядуют, родители одаривают и т.п.). Обязательно провожу подготовительную работу с детьми – знакомлю их с историей, обычаями и традициями того или иного праздника. Так, например, при подготовке к празднику «Святки» рассказываю детям о том, что в древней Руси празднование Нового года сопровождалось величанием, поздравлениями. Этот праздник назвали – «Святки», от слова «святой». Люди с шутками и прибаутками ходили от дома к дому и колядовали – пели поздравительные песенки-колядки, в которых выражали добрые пожелания хозяину дома в новом году. В ответ колядующих полагалось угощать, одаривать подарками. Этот момент я использую в работе с детьми. Дети, ряженые в костюмы медведя, скомороха, деда, бабы, козы, вместе со взрослыми ходят по группам и желают «хозяевам» добра, светлых деньков, чтоб «в дому прибыло и никогда не убыло». Ребята с большим удовольствием исполняют песенки-колядки, пляшут под народную музыку, участвуют в народных играх и состязаниях.

Следующий большой праздник –  Масленица. Масленицу отмечают семь дней – пекут блины, приглашают гостей, сами ходят в гости. Отсюда и поговорка – «не житьё, а масленица». Масленичным веселым обрядам издавна приписывалась магическая сила. По древнему календарю масленица – рубеж старого и нового года – начало весны. За неделю до праздника начинаю знакомить детей с названиями масленичной недели. Понедельник – встреча, вторник – заигрыш, среда – лакомка, четверг – разгуляй, пятница – тещины вечерки, суббота – золовкины посиделки, воскресенье – проводы Масленицы. Рассказываю, какое значение придавалось обрядам и играм в эти дни. Например, ребята узнают, что блин – символ солнца, что молодые парни и девушки любили прыгать через костер, так как огню приписывалась очистительная сила. В последний день готовили и наряжали чучело Масленицы, а затем сжигали его, прогоняя морозы, ветры, вьюги и непогоду. Праздник мы проводим в первую половину дня, на улице, предварительно украсив площадку. Поверх пальто дети надевают элементы карнавальных костюмов, маски, колпаки, платки. На наш праздник приходит Масленица «белая, румяная, коса длинная, трехаршинная, платье синее, ленты красные, лапти желтые, головастые». И обязательный сюрпризный момент для ребят – угощение блинами. Праздник полон искрометного веселья и неподдельной детской радости.

Таким образом, все праздники проводятся на основе фольклорного материала. Кубанская песня становится близкой детям и любимой ими, способствует пробуждению любви к родной природе, национальному искусству, развитию интереса к истории народа, его быту, а значит и к фольклору, как источнику развития народной культуры в музыкальном воспитании дошкольников.

Технология опыта.

Анализ уровня знаний детей о кубанском фольклоре.

Практическая деятельность проводилась в МБДОУ МО г. Краснодар «Детский сад комбинированного вида «Сказка» структурное подразделение № 154» с 2011г. по 2013г. в подготовительной группе, в количестве 14 детей.

Исследование проходило в три этапа.

На первом этапе проводился мониторинг уровня знаний детей старшего дошкольного возраста о кубанском фольклоре. Исследование проходило в форме тестирования с учетом индивидуального подхода к каждому ребенку. Мною был разработан тест, в котором детям предлагалось продемонстрировать свои знания, способности и умения.

На втором этапе проводилась основная работа по ознакомлению детей с обычаями и традициями Кубани в виде развлечений, праздников, непосредственно-образовательной деятельности, индивидуальной работы и т.п.

Третий этап проходил в виде сбора диагностических данных.

Показатели уровня знаний детей о кубанском фольклоре:

  1. Наличие элементарных знаний о народных традициях;
  2. Эмоциональная отзывчивость при восприятии произведений кубанского фольклора;
  3. Формирование певческих навыков;
  4. Знание народных инструментов;
  5. Багаж народных игр;
  6. Художественно-творческое развитие.

Определение уровня знаний детей о кубанском фольклоре осуществляется в непринужденной беседе с ребенком. Используются игровые приемы, наглядные пособия и музыкальные инструменты.

В предлагаемой ниже таблице представлены материалы, раскрывающие уровневую оценку каждого из шести показателей уровня знаний детей.

Таблица 1

Показатели

Критерии оценки показателей

3 балла

2 балла

1 балл

1.

Наличие элементарных знаний о народных традициях

Ребенок отлично отвечает на вопрос о народном празднике, а также сам, без помощи взрослого, выбирает праздник и рассказывает о его традициях.

Ребенок хорошо отвечает на вопрос, но после словесной помощи взрослого.

Ребенок рассказывает о празднике и его традициях, опираясь на наглядные пособия и помощь взрослого.

2.

Эмоциональная отзывчивость при восприятии произведений кубанского фольклора

У ребенка имеется яркое эмоционально-оценочное отношение к музыкальному фольклору, умение самостоятельно охарактеризовать музыку, применяя художественно-образное описание.

У ребенка имеется эмоционально-оценочное отношение к музыкальному фольклору, он обладает умением охарактеризовать музыку, но после словесной помощи взрослого.

У ребенка имеется эмоционально-оценочное отношение к музыкальному фольклору, может охарактеризовать

музыку после словесной помощи взрослого с опорой на немузыкальные компоненты (наглядные пособия).

3.

Формирование певческих навыков

Ребенок самостоятельно, быстро и правильно воспроизводит незнакомую народную мелодию (на усмотрение муз. руководителя)

Ребенок правильно воспроизводит незнакомую народную мелодию после словесной помощи взрослого.

Ребенок воспроизводит незнакомую народную мелодию непосредственно повторяя за взрослым.

4.

Знание народных инструментов

Ребенок отлично различает тембры народных музыкальных инструментов (на усмотрение муз. руководителя)

Ребенок хорошо различает тембры народных музыкальных инструментов после словесной помощи взрослого, характеризующей звучание инструментов

Ребенок различает тембры народных музыкальных инструментов после подсказки взрослого (наглядные пособия и словесная характеристика инструмента)

5.

Багаж народных игр

Ребенок отлично знает несколько народных игр, называет их без помощи взрослого

(3-4 игры)

Ребенок правильно отвечает на вопрос после словесной помощи взрослого

(2-3 игры)

Ребенок отвечает на вопрос после помощи взрослого – показ действий к игре или название игры

(1-2 игры)

6.

Художественно-творческое развитие

Ребенок свободно сочиняет и исполняет оригинальную песню или танец (собственные сочинения)

Ребенок сочиняет и исполняет песню или танец после словесной помощи взрослого (элементарная словесная помощь)

Ребенок исполняет песню или танец по подсказке взрослого (предлагается образец, который затем исполняется совместно)

Итоговый показатель уровня знаний ребенка о кубанском фольклоре (Х) рассчитывается по формуле:

Х= 1+2+3+4+5+6

     6

Примерные нормы оценки уровня знаний детей

о кубанском фольклоре (в баллах)

Таблица 2

Уровни знаний

Итоговый показатель (в баллах)

I.

Низкий

1 – 1,3

II.

Средний

1,4 – 2,4

III.

Высокий

2,5 – 3

Описательная характеристика уровней знаний

о кубанском фольклоре ребенка старшего дошкольного возраста.

I (низкий) уровень знаний о кубанском фольклоре – 1 – 1,3 балла

У ребенка отмечается слабый интерес к народной музыке. Он обладает эмоционально-оценочным отношением к музыке, но может охарактеризовать ее и определить жанр только при условии оказания ему словесной или моторной помощи с опорой на наглядность.

II (средний) уровень знаний о кубанском фольклоре – 1,4 – 2,3 балла

        У ребенка отмечается положительный интерес к музыке. Он обладает эмоционально-оценочным отношением к музыке и умением охарактеризовать ее. С помощью элементарных наводящих вопросов взрослого правильно дает жанровую характеристику музыкальных произведений и рассказывает об общем характере музыки. Отличается хорошей музыкальной памятью.

III (высокий) уровень знаний о кубанском фольклоре – 2,4 - 3 балла

        Ребенок обладает устойчивым интересом к музыкальной деятельности, ярким эмоционально-оценочным отношением к музыкальным образам, выраженным в музыкальном произведении, умением охарактеризовать музыку, применяя художественно-образное описание, самостоятельно дает жанровую характеристику музыкальных произведений, отличается творческим отношением к различным видам музыкальной деятельности и прекрасной музыкальной памятью.

Анализ и обобщение полученных результатов в начале года

(сентябрь 2011г.)

     Таблица 3

Список детей

Показатели уровня знаний детей

Общая оценка

Уровень знаний

1

2

3

4

5

6

1.

Елена

1

1

2

1

1

2

1,3

низкий

2.

Иван

1

1

2

2

1

2

1,5

средний

3.

Геннадий

1

2

1

1

1

1

1,2

низкий

4.

Руслан

1

1

2

1

1

1

1,2

низкий

5.

Вероника

1

1

1

1

1

1

1

низкий

6.

Мария

1

1

1

2

1

1

1,2

низкий

7.

Алексей

1

1

1

1

1

1

1

низкий

8.

Виктория

1

1

2

1

1

2

1,3

низкий

9.

Анастасия

1

1

1

1

1

1

1

низкий

10.

Ульяна

1

1

2

2

1

2

1,5

средний

11.

Савелий

1

1

1

1

2

1

1,2

низкий

12.

Максим

1

2

1

1

1

1

1,2

низкий

13.

Татьяна

1

1

1

1

1

1

1

низкий

14.

Анжелика

1

1

1

1

2

1

1,2

низкий

Уровень знаний группы

Высокий

-

Средний

14% (2чел)

Низкий

86% (12чел)

Анализ и обобщение полученных результатов в конце года

(май 2012г.)

                                                                                                         Таблица 4

Список детей

Показатели уровня развития детей

Общая оценка

Уровень развития

1

2

3

4

5

6

1.

Елена

2

2

2

2

1

2

1,8

средний

2.

Иван

2

3

2

3

2

3

2,5

высокий

3.

Геннадий

2

1

2

1

2

2

1,8

средний

4.

Руслан

2

1

2

1

2

2

1,8

средний

5.

Вероника

1

2

1

1

1

2

1,3

низкий

6.

Мария

2

1

2

2

2

2

1,8

средний

7.

Алексей

1

1

2

1

1

1

1,2

низкий

8.

Виктория

2

1

2

2

2

1

2

средний

9.

Анастасия

1

1

2

1

1

2

1,3

низкий

10.

Ульяна

2

2

3

2

3

3

2,5

высокий

11.

Савелий

2

1

2

1

2

2

2

средний

12.

Максим

1

2

2

2

1

2

1,8

средний

13.

Татьяна

1

1

1

1

1

2

1,2

низкий

14.

Анжелика

1

2

2

2

2

1

1,8

средний

Уровень знаний группы

Высокий

14% (2чел)

Средний

57% (8чел)

Низкий

29% (4чел)

Анализ и обобщение полученных результатов в начале года

(сентябрь 2012г.)

     Таблица 5

Список детей

Показатели уровня знаний детей

Общая оценка

Уровень знаний

1

2

3

4

5

6

1.

Елена

2

2

3

2

2

2

2,2

средний

2.

Иван

2

3

3

3

2

3

2,6

высокий

3.

Геннадий

2

2

2

2

2

2

2

средний

4.

Руслан

2

2

2

2

2

2

2

средний

5.

Вероника

2

2

2

2

2

2

2

средний

6.

Мария

2

2

2

2

2

2

2

средний

7.

Алексей

1

1

2

1

2

1

1,3

низкий

8.

Виктория

2

2

2

2

2

2

2

средний

9.

Анастасия

2

2

2

2

2

3

2,2

средний

10.

Ульяна

2

2

3

2

3

3

2,5

высокий

11.

Савелий

2

2

2

1

2

2

1,8

средний

12.

Максим

2

2

2

2

2

2

2

средний

13.

Татьяна

1

1

1

2

1

2

1,3

низкий

14.

Анжелика

2

2

2

2

2

2

2

средний

Уровень знаний группы

Высокий

14% (2чел)

Средний

72% (10чел)

Низкий

14% (2чел)

Анализ и обобщение полученных результатов в конце года

(май 2013г.)

                                                                                                         Таблица 6

Список детей

Показатели уровня развития детей

Общая оценка

Уровень развития

1

2

3

4

5

6

1.

Елена

2

3

3

2

2

2

2,3

средний

2.

Иван

2

3

3

3

3

3

2,8

высокий

3.

Геннадий

2

2

3

2

2

2

2,2

средний

4.

Руслан

2

2

3

3

2

3

2,5

высокий

5.

Вероника

2

2

3

2

2

3

2,3

средний

6.

Мария

3

2

3

3

2

2

2,5

высокий

7.

Алексей

2

2

2

2

2

1

1,8

средний

8.

Виктория

3

2

2

2

2

2

2,2

средний

9.

Анастасия

2

2

3

2

2

3

2,3

средний

10.

Ульяна

3

3

3

2

3

3

2,8

высокий

11.

Савелий

2

2

2

2

3

2

2,2

средний

12.

Максим

3

2

2

3

2

2

2,3

средний

13.

Татьяна

2

2

2

2

1

2

1,8

средний

14.

Анжелика

2

3

2

2

2

3

2,3

средний

Уровень знаний группы

Высокий

29% (4чел)

Средний

71% (10чел)

Низкий

-

Уровень знаний детей о кубанском фольклоре

2011-2012 учебный год

                                                Таблица 7                                                  Таблица 8

Уровень знаний детей о кубанском фольклоре

 2012-2013 учебный год

                                                Таблица 9                                               Таблица 10

 

Проделанная работа не могла не отразиться на успехах детей. Они стали  активнее, эмоциональнее, расширились их представления об окружающей действительности, обогатился словарный запас, повысился интерес к музыке. Ребята лучше, чем раньше, поют, быстро узнают знакомые мелодии, движения их стали более раскованными, более выразительными, а это значит – развилась музыкальная память, слух, чувство ритма.

Результативность.

Сделав анализ результатов диагностики, я получила положительные данные. На протяжении продолжительного времени родители принимали активное участие в разнообразных конкурсах, праздниках, развлечениях, что способствовало эмоционально-положительному детско-родительскому взаимоотношению. Увлеченность детей, родителей и воспитателей одним делом делает нас сплоченными, более организованными, способствует развитию чувства коммуникабельности и коллективизма.

Эмоциональная насыщенность песенной лексики кубанского фольклора, обилие ласкательных и уменьшительных слов, постоянных эпитетов, задушевность тона, мелодичность вызывало у ребят желание говорить складно, красиво, развилось чувство ритма.

Проведенная работа позволила сформулировать следующие выводы:

- дети старшего дошкольного возраста овладели основами народной песни;

- у них развилась способность к художественному восприятию кубанского фольклора;

- сформировался интерес к кубанским народным традициям.

Опыт работы показал, что использование на музыкальных занятиях элементов народного песенного творчества вызывает интерес дошкольников к народной музыке, прививает любовь к кубанскому фольклору, вовлекает детей в активное творчество. Все это способствует воспитанию национального самосознания, чувства патриотизма и любви к родному краю.

Библиографический список:

  1. Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 25.11.2013) "Об образовании в Российской Федерации" (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2014).

  1. Вакуленко, Е.Г. Народная культура кубанского казачества: учебное пособие/ Е.Г.Вакуленко. – Краснодар: Традиция, 2009.

  1. Ветлугина, Н.А. Музыкальное развитие ребенка/ Н.А.Ветлугина. –  М.: Просвещение, 1988.

  1. Князева, О.Л. Приобщение детей к истокам русской народной культуры/ О.Л.Князева, М.Д. Маханёва. – С.-Петербург, 1998.

  1. Маркова, В.А. Воспитание у дошкольников любви к малой Родине/ В.А.Маркова, Л.М.Данилина, З.Г.Прасолова. – Краснодар: Традиция, 2007.

  1. Мартыненко, Л.Б. Пословицы, поговорки и загадки Кубани/ Л.Б.Мартыненко, И.В.Уваров. – Краснодар, 1993.

 

  1. Маслов, А.В. Кубанская старина. Жизнь и быт казаков/ А.В.Маслов. – 2-е изд. – Краснодар: ОИПЦ «Перспективы образования», 2008.

  1. По страницам истории Кубани/ отв.ред. В.Н.Ратушняк. – Краснодар: издательство «Советская Кубань», 1993.

  1. Яковлева Н.Н. Использование фольклора в развитии дошкольника/ Н.Н.Яковлева. – СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2011.

  1. Петрова Т.А. Про свирель, гудок и бубен: Детская энциклопедия русских народных инструментов в картинках народного быта/ Т.А.Петрова. – Калининград: ГИПП «Янтарный сказ», 1995.

Приложение 1

Перспективное планирование

по фольклорному  воспитанию детей

старшего дошкольного возраста

Цель: музыкально-эстетическое и художественное воспитание детей посредством кубанского фольклора.

Задачи:

- дать детям начальное представление о фольклоре, как источнике народной мудрости, красоты и жизненной силы;

- формировать бережное отношение к родной земле, к традициям своего народа;

- воспитывать уважительное отношение в  общении с другими детьми и взрослыми.

- развивать специальные музыкальные способности детей (ладовое чувство, чувство ритма,  музыкально-слуховые представления);

- познакомить детей с народным календарем, обрядами, обычаями и приметами;

- развивать самостоятельность, инициативу и импровизационные способности у детей.

Время года

Месяц

Тема

Досуги, развлечения

ОСЕНЬ

Сентябрь

Осень в России

Здравствуй, осень золотая!

Октябрь

Кубань моя – родимый край!

Праздник урожая

Ноябрь

Веселая ярмарка

Осенняя ярмарка

ЗИМА

Декабрь

Здравствуй, Зимушка-Зима!

Новый год

Январь

Святки

Святочные гулянья

Февраль

Масленица

Широкая Масленица

ВЕСНА

Март

Весна красна

Встреча Весны

Апрель

Христианские праздники

Пасха

Май

Русский сувенир

Ярмарка кубанских мастеров

ЛЕТО

Июнь

Лето красное пришло!

Праздник Ивана Купалы

Июль

Праздник св. Петра и Февронии

Август

Яблочный Спас

Приложение 2

Примерный музыкальный репертуар

по всем видам музыкальной деятельности

(с приложением диска)

Слушание:

  •  «Степь широкая»  современная казачья песня
  • «Щедрый вечер» рождественские колядки
  •  «А мы масленицу дожидались» русская народная песня
  • Заклички весны
  • «Жемчужина России» муз. Г Струве
  • «Ты, Кубань, ты наша Родина» муз. Г.Захарченко
  • «Краснодар, Кубань, Россия!»

Распевание:

  • «Андрей-воробей» народные попевки
  • «Дин-дон, загорелся кошкин дом» народные попевки
  • «Ходит зайка по саду» народные попевки
  • «Как под горкой» народные попевки

Пение:

  • «Бабушка, испеки оладушки» муз. и.сл. И.Конвенан
  • «Как пошли наши подружки» муз. и сл. народные
  • «На горе-то калина» муз. и сл. народные
  • «Ложки деревенские» муз. и сл. З.Роот
  • «Трень-брень, балалайка» муз. и сл. народные
  • «Со вьюном я хожу» муз. и сл. народные
  • «Блины»
  • «В хороводе были мы»
  • «Ягода» муз. А. Аверкина, сл. Е. Герц
  • «Ой, Кубань, Кубань!» муз. и сл. народные
  • «Эх, казачата» муз. О.Поляковой, сл. Т.Нехорошевой
  • «У Кубани-матушки реки» муз. и сл. народные
  • «На Кубани мы живем» муз. Г.Захарченко

Музыкально-ритмические движения:

  • Хоровод «Как пошли наши подружки» муз. и сл. народные
  • Хоровод «На горе-то калина» муз. и сл. народные
  • Хоровод «Со вьюном я хожу» муз. и сл. народные
  • Хоровод «Во поле береза стояла» муз. и сл. народные
  • «В хороводе были мы»
  • «Казачья пляска»  (муз. сопровождение «Ой, ты, Галю»)
  • «Кубанский перепляс» (муз. сопровождение «Роспрягайте, хлопцы, коней» )
  • «Кубанская полька» муз. А Филиппенко, сл. Н.Онуфриева
  • Инсценировка песни «Гармонист Тимошка» муз. Т.Морозой
  • Инсценировка песни «Русский самовар» муз. Д.Тухманова
  • Инсценировка песни «Семечки» муз. и сл. народные

Игра на ДМИ:

  • «Скок-скок, поскок» муз. и сл. народные
  • «Ложки деревенские» З.Роот
  • «Трень-брень, балалайка» муз. и сл. народные

Приложение 3

«Праздник масленицы на Кубани»

Развлечение для детей старшей группы.

Цель: Познакомить детей с народным обрядовым праздником Масленицей.

Задачи:

  1. Воспитывать уважительное отношение к традициям русского народа, умение и желание применять их в жизни; любовь к родному краю - Кубани.
  2. Знакомить с русскими народными играми; учить в них играть, соблюдая правила.
  3. Вовлечь детей принять в участие в празднике.

Ход праздника.

Звучит в записи народная песня «Масленица» (Ой, да разгулялась зима…)

Дети входят в зал и садятся на стульчики.

Ведущая (в народном костюме):

Добрый день, гости дорогие -жданные,

Званые и желанные.

Здравствуйте, молодки! Здравствуйте, лебедки!

Ребята-молодцы, веселые удальцы!

Почтенные и молодые. Полные и худые.

Мы рады гостям, как добрым вестям!

Фонограмма вьюги.

Ведущая:

Ой, что я слышу! Это вьюга воет! Ребята, у нас чудеса какие-то происходят.

Весна на дворе, а к нам вдруг Зимушка – Зима пожаловала. Это почему?

Чтобы сегодня все свои права передать  сестрице Весне. Каждый  год  по-разному, обычно в конце февраля или в начале марта, встречаются зима и весна. В честь этой встречи издавна устраивались народные гулянья, которые назывались «масленица».

А вы знаете, сколько дней гостит у нас масленица?

- Семь дней, ровно одну неделю. Каждый день праздника имеет своё название и свой смысл.

Звучит в записи фрагмент нар.песни «А мы масленицу дожимаем…»

- Понедельник называется «встреча». В домах начинают печь блины, делают тряпичную куклу с длинной косой, одевают её в девичий наряд, усаживают на почётное место.

Выносим чучело Масленицы.

А мы Масленицу встречали,

Сыром гору поливали,

На широк  двор зазывали

Да блинами заедали!

Масленицу испокон веков встречают сытостью и довольствием. Считается, что чем богаче Масленицу отпразднуют, тем богаче год будет.

- Вторник – заигрыш. Народ катается на санках, играет в снежки и в разные другие игры. Давайте-ка ребята поиграем в снежки.

Игра «Снежки».

Звучит в записи фрагмент нар. песни «Как на масленой неделе»

- Середина недели – среда – лакомка. Весну встречают блинами, круглый, жаркий блин – символ солнца.

- Наступает четверг – широкий четверток. Масленичный разгул, кулачные бои, петушиные бои, ряженые…

Ну-ка, весёлый народ,

Громче, громче хлопай!

Бравые казаки идут

Силой меряться!

ИГРЫ – СОСТЯЗАНИЯ:

Перетяни канат.

Перевези казачку.

Бег в мешках.

- Пятница – тёщины вечорки!

Девочки садятся рядком на посиделки.

1-я девочка.

В пятницу теща зятя в гости ждала.

2-я девочка.

Теща для зятя пироги пекла.

3-я девочка.

Зять на двор — пироги на стол.

4-я девочка.

Думала теща — семерым пирог не съесть.

5-я девочка.

А зятюшка сел — да один всё съел!

Суббота – золовкины посиделки. Родственники собираются на чаепитие с блинами, а заодно танцуют, поют песни, частушки.

Звучат частушки.

1.Эх, топни нога,

Топни правенькая!

Я плясать сейчас пойду,

Хоть и маленькая! Ух!

2.Как на масленой неделе

Из трубы блины летели!

Ой, блиночки мои,

Подрумяненькие! Ух!

3.Шила платье из капусты,

Огурцом отделала!

Рассердилась, платье съела,

Что же я наделала? Ух!

4.А у нас-то  во дворе

Квакали лягушки,

А я с печки босиком,

Думала – подружки. Ух!

5.Хороши у нас частушки,

Хороши  припевочки .

Веселитесь вместе с нами,

Мальчики и девочки! Ух!

Воскресенье – прощёный день, самый важный день Масленицы. В этот день надо простить друг другу все обиды, не держать зла на сердце. Ведь встретить надо весну с чистой совестью. Также этот день называется «Проводы Масленицы», с Масленицей прощаются и сжигают её чучело.

Звучит в записи фрагмент нар. песни «А мы Масленицу прокатали»

Ведущая. Ребята, вы давно блинов не ели, вы блиночков захотели?      

                 

Песня «Блины» в исполнении детей.

1.Мы давно блинов не ели,

   Мы блиночков захотели.

                  Ой блины, блины, блины, ой блиночки мои!

2.Наша старшая сестрица

   Печь блины – то мастерица

                Ой блины, блины, блины, ой блиночки мои!

3.Напекла она поесть сотен пять,

   Наверно, есть.

                  Ой блины, блины, блины, ой блиночки мои!

4.На поднос блины кладёт

   И сама к столу несёт.

                  Ой блины, блины, блины, ой блиночки мои!

5.Гости, будьте же здоровы –

   Вот блины уже готовы.

              Ой блины, блины, блины, ой блиночки мои!

Ведущая:

С масленицей вас поздравляем

Праздник наш завершаем.

Выходи честной народ,

Становись-ка в хоровод.

Масленица к нам идёт!

Общий хоровод «Здравствуй, красная весна!

Приложение 4

«Кубанские посиделки».

Музыкальный вечер развлечений

в подготовительной к школе группе.

Цель: Приобщить детей к кубанскому фольклору.

Задачи:

  1. Познакомить с традициями и обычаями кубанского народа.
  2. Воспитывать интерес к истории Кубани и кубанским песням.
  3. Развивать бережное отношение к традициям кубанского народа.

Ход вечернего досуга.

Звучит музыка «На Кубани мы живем»,

дети входят в зал, садятся на места.

Ведущий. _        (Входит ведущий в кубанском костюме): «Здравствуйте гости дорогие! Проходите в хату, я рада видеть вас. Где, как не в семье мы можем соприкоснуться с историей, с традициями. От поколения к поколению передают наши деды и отцы, всё то, что было накоплено нашими предками. И нить поколений не прерывается».

Песня в исполнении детей «У нас на Кубани».

1.Все в цвету: хутора и станицы

До чего же ты, край мой, красив

Все вокруг затопляет пшеницы

Золотой ненаглядный мотив.

                  2. От предгорий до плавней Тамани

                   Все хлеба и хлеба без конца

                   И гудят напряженно комбайны

                   И стучат напряженно сердца.

3.В хлебе солнце с землею роднится,

В хлебе сила и слава страны

И нечто с ним не сможет сравниться

Нет ни меры ему, ни цены.

                  4. Степь в хлебах, да над степью соколы,

                   Да сады – отрада глаз

                   Быть кубанцем – честь высокая

                   Край особенный у нас.

Ведущий. Это наш край! Это наша Кубань! Краснодарский край – жемчужина нашей любимой Родины – России. Наш край – хлеборобный край.  Жители нашего края могут и любят трудиться. А ещё они бережно хранят традиции наших предков. Помнят и поют прекрасные казачьи песни, частушки. И мы с вами сегодня поговорим о славных традициях родной земли, о задушевных казачьих песнях.

(Рассказ ведущего сопровождается показом слайдов).

Ведущий (зазывает девчат на частушки):

Эй, девчушки – хохотушки,
Заведите-ка частушки,
Запевайте поскорей,
Чтоб порадовать гостей!

Частушки:

1.Веселей играй, гармошка,                                            

Мы станцуем и споем,

Мы кубанские девчата

Любим песни с огоньком.

               2.Заиграй, гармошка, громче,

               Пусть девчата подпоют,

               Пусть услышат во всем мире,

               Как кубаночки поют.

3.На кубанской, на земле

Поля все обширные,

Приезжайте в гости к нам

Мы все люди мирные.

               4.Вот мы вырастем большими

               И в Кубанский хор пойдем

               Мы с такими казаками

               Ни за что не пропадем.

5.Мы частушки вам пропели,

Дорогие зрители,

Нынче сами мы поэты,

Сами исполнители.

Выходят казаки (мальчики):

Казачок 1.           - Кубанские девочки хороши,

                                Поют они от всей души!

Казачок 2:           - Девочки, девочки,

                                 Примите нас на посиделочки,

Казачка:              - Ой, вы, парни – казачки!

                                 Вы садитесь на пеньки.

                                 Не забыли мы про вас,

                                 Поиграем мы сейчас.

Ведущий предлагает поиграть в игру «Колокольчик».  Девочка звонит в колокольчик, мальчики с завязанными глазами ловят девочек.

Казачата читают стихи:

1 казачок:  

Цвети,  Кубань,

От  края  и  до  края

С  далёких  лет  ты  в  сердце  у  меня

Казачья  песня,  слава трудовая

Кубань,  Кубань

Бескрайние  поля.              

2 казачок:

Гостеприимней  и  красивей

На  свете  нет  земли.

Не зря  жемчужиной  России

Мой  край  в  народе  нарекли.                

3 казачок:

Наш  край  Краснодарский,

Родная  Кубань.

Простор  необъятных  красот  и  чудес,

Сегодня  мы  славим  тебя!

Инсценировка «Путешествие в 19 век»

На сцену выходят 2 девочки

Сцена первая.

1 девочка: - А, интересно, почему тебя назвали Екатерина?

2 девочка: - Мне рассказали мама и папа, что назвали они меня в честь моей прапрабабушки. Она жила в конце 19 века. Очень интересно было бы узнать, как жили люди в стародавние времена. Было бы здорово произнести волшебные слова и оказаться в том времени. Например, вот так:

1 девочка: Лети, лети, лепесток,

                    Через запад на восток.

                    Через север, через юг.

                    Возвращайся, сделав круг.

                    Лишь коснёшься ты земли,

                    Быть по - моему вели! Вели,

                    Чтобы мы оказались в давних временах!

Девочка отрывает лепесток у ромашки и подбрасывает его.

Звучит волшебная музыка.  (Девочки попали в 19 век)

Сцена вторая «В казачьей хате»

Убранство казачьей хаты.

У стола девочка в костюме казачки накрывает стол.

Слышен стук. Мальчик подбегает к двери и открывает её.

Мальчик: - Мама! К нам девчата пришли в гости!

Казачка: - Сынок, приглашай их в хату.

1 девочка: - Здравствуйте, люди добрые! Оказались мы в ваших краях случайно. Разрешите нам отдохнуть у вас.

Казачка: - Милости просим, гости дорогие! Проходите, присаживайтесь к столу. Как вас звать-величать?

- Екатерина.

- Алена.

Казачка: - Ну, а наша фамилия Игнатенки. Не слыхали?

2  девочка (шепотом своей подруге): Это же фамилия моей прапрабабушки! Мы в гостях у моих предков! Вот это да! Помог нам цветик-семицветик!

1 девочка: Какой красивый рушник! Кто же такая рукодельница?

Казачка: - Что же здесь особенного? Каждая молодая девушка должна уметь прясть, ткать, кроить, шить, вышивать, плести кружева.

2  девочка: - Как интересно! А почему ваша одежда выглядит по-разному?

Казачка: - Видать девчата, вы ненашенские, раз не знаете этого! Ну так, слушайте. По нашей одежде, по её деталям можно определить к какому войску, станице или казачьему роду принадлежит казачка.

        Обычно наша одежда это «парочка» - приталенная блузка обязательно с длинным рукавом, отделывается нарядными пуговицами, тесьмой, самодельными кружевами, бисером.

        Юбки шили из ситца, шерсти, широкие. Внизу юбка украшалась кружевами, оборками.

        Казачка носит на голове кружевной платок. А молодые девушки, всегда покрывают голову и заплетают косу с лентой.

1 девочка: - Очень красивый наряд. А удобно ли вам работать в такой одежде?

Казачка: - Конечно, девоньки. И работать удобно и отдыхать.  Павлуша, давай-ка покажем девочкам как мы умеем отдыхать.

1 игра «Перевези казачку на лошади».

Описание игры: разделить девочек на две команды. 2 мальчика на лошади должны перевезти девочек из своей команды на другую сторону.

2 игра «Сбей папаху».

Описание игры: 2-3 мальчика на лошадях и с саблями стоят по кругу. Ведущий в центре круга держит на палке папаху. Под музыку, мальчики двигаются по кругу. Когда музыка останавливается, мальчики сбивают папаху. Кто быстрее!

Казачка: - Наши казаки умеют не только работать и отдыхать, но если надо защитить свою родную землю.

Песня в исполнении детей: «Казаки в Берлине»

Сцена третья «Прощание»

1 девочка: Спасибо за то, что дали нам возможность отдохнуть.

2 девочка: Вы нам рассказали много интересного. Пора и честь знать. Спасибо за приют.

Казачка: Прощайте! Счастливо! Храни вас господь, девчата. С богом!

Сцена четвертая «Возвращение домой»

Занавес закрывается. Девочки отрывают лепесток и говорят:

- Лети, лети, лепесток,

Через запад, на восток.

Через север, через юг.

Возвращайся, сделав круг.

Лишь коснёшься ты земли,

Быть по-моему вели!

Вели, чтобы мы оказались в своём времени!

Звучит волшебная музыка, девочки оказываются в настоящем времени.

2 девочка: - Вот я и увидела, как жили мои предки. Было очень интересно!

Ведущий: Ребята, вы обратили внимание, как встретили кубанцы девочек, хотя они были им совсем незнакомы. Это, недаром. Ведь на Кубани безмерно уважали гостя потому, что он считался посланцем Бога. Самым дорогим и желанным гостем считался незнакомый из дальних мест, нуждающийся в приюте, отдыхе, опеке. Независимо от возраста гостя, ему отводилось лучшее место за трапезой и на отдыхе. Считалось неприличным в течение трёх суток спрашивать гостя, откуда он и какова цель его прибытия. Даже старик уступал место, хотя гость был моложе его.

Казачок: Как много ещё можно узнать о своей Родине! (звучит мелодия).

В жизни нам дана Родина одна.

У меня она – Вишня у окна.

Прямо у дверей Золото полей,

Дума вековая стройных тополей….

Казачка:

Видно, так и быть,

Здесь мне век прожить,

До конца дружить,

До конца любить,

Здесь мои друзья,

Здесь моя семья,

Большего не скажешь –

Здесь земля моя.

«Кубанская пляска» (под музыку «Ой, ты, Галю…»)

Ведущая: Дорогие ребята! Ведь именно вы – наследники нашей прекрасной кубанской земли: её истории, её культуры, всех тех бесценных богатств, которые созданы руками старших поколений. Вам приумножать богатства родного края и его замечательные традиции, трудится на полях и заводах, совершать научные открытия, сочинять стихи и песни о родной земле.

Песня  в исполнении детей «Эх, казачата – ребята удалые».

Ведущая (выносит пирог): Просим вас не расходиться,

Сладким чаем угоститься.

К чаю ароматному –

Угощенье знатное!

Дети идут на чаепитие в группу.

Приложение 5

«Организация процесса

духовно-нравственного воспитания

в  детском саду посредством фольклора.»

Консультация для воспитателей.

                                                                     «… Стоит заняться воспитанием, чтобы увидеть все свои прорехи. А, увидав, начинаешь исправлять их. А исправлять самого себя и есть наилучшее средство воспитать своих и чужих детей и больших людей…»

                             Л.Н. Толстой.

        Духовно-нравственное  воспитание - в узком смысле слова – это воспитание духа, привитие духовных качеств личности, а в широком смысле слова - эстетическое, нравственное становление личности человека, воспитываемое через музыку, театр, живопись, архитектуру и т. д.

«Музыка является самым чудодейственным, самым тонким средством привлечения к добру, красоте, человечности... Как гимнастика выпрямляет тело, так музыка выпрямляет душу человека», — писал о музыке В.А. Сухомлинский. Музыка оказывает одно из самых сильных эмоциональных воздействий на человека: она заставляет радоваться и страдать, мечтать и грустить, думать, учит разбираться в окружающем мире, людях, их взаимоотношениях. Она может увести в мир грез, оказаться враждебной, но может оказать и положительное воспитательное воздействие даже в тех случаях, когда все другие средства не эффективны.

Музыкальная деятельность, музыкальное искусство способствует нравственному становлению человека, формированию его как личности.

            В устном народном творчестве сохранились особенные черты русского характера, присущие ему нравственные качества, представления о добре и красоте, правде, храбрости, трудолюбии, верности и т.д. Знакомя детей с поговорками, загадками, пословицами, сказками, песнями, мы тем самым приобщаем их к общечеловеческим нравственным ценностям.

             Слово  «фольклор»  в  буквальном  переводе  с   английского   означает «народная  мудрость». Благодаря фольклору, в частности, русским народным песням, потешкам, прибауткам, колыбельным песням  и т.д., ребенок легче входит в окружающий мир. Через сопереживание лирическим героям он полнее ощущает прелесть родной природы, усваивает представления народа о красоте, морали, знакомится с  обычаями, обрядами,- словом, вместе с эстетическим наслаждением впитывает то, что называется духовным наследием народа, без чего формирование полноценной личности просто невозможно.

         Каждый жанр русского народного творчества -  кладезь народной мудрости. И в каждом - огромный запас положительной энергии, направленный на созидание, а не на разрушение. Использование фольклора на музыкальных занятиях позволяет детям сравнить «как было» и «как есть», «как нужно» и «как не нужно» поступать в определенных случаях.

Таким образом, фольклорные произведения русского народа помогают, с одной стороны, приобщить ребенка к миру духовных, нравственных ценностей, зафиксированных в фольклорных жанрах, а с другой стороны – именно фольклорные жанры позволяют ребенку почувствовать себя ребенком, нужным маме и папе, поверить в справедливость, в добро, красоту нашего мира.

Детский фольклор - обширная область устного народного поэтического творчества. В системе жанров детского фольклора особое место занимает «поэзия пестования», или «материнская поэзия» (колыбельные песни, пестушки, потешки, прибаутки, сказки и песни, созданные для самых маленьких). Колыбельные, пестушки, прибаутки напоминают детям о теплоте маминых рук,  голосе в момент напевания: «Ай баюшки-баиньки, прискакали заиньки…». Или:

Баюшки-баю!

Сохрани тебя

И помилуй тебя

Ангел твой-

Сохранитель твой.

От всякого сглазу,

От всякого плачу,

От всех скорбей,

От всех напастей.

Дети, напевая, и качая в этот момент куклу, вспоминают и одновременно проживают состояние мамы в момент напевания колыбельной, ведь в ней самое главное – дитя (он сам), колыбельная закладывает в малыше ощущение ценности собственной личности. Ребенка в этот момент окружает светлый, почти идеальный мир, в котором царят и побеждают любовь, добро, всеобщее согласие. И это добро он старается передать сначала кукле Кате, а затем - всем окружающим. Плавность и мягкость колыбельной песни просто не позволяют быть грубым.

Пестушки (от слова «пестовать», воспитывать) — короткий стихотворный напев нянюшек и матерей, которые пестуют младенца. Пестушкой сопровождают действия ребёнка, которые он совершает в самом начале своей жизни. Например, когда ребёнок учиться ходить, говорят (а малыши в детском саду напевают):

Большие ноги
Шли по дороге:
Топ, топ, топ,
Топ, топ, топ.
Маленькие ножки
Бежали по дорожке:
Топ, топ, топ, топ,
Топ, топ, топ, топ!

Пестушка сопровождает физические процедуры, необходимые ребенку, помогает ребенку научиться управлять своим телом, заботиться о нем. И, наверное, уже в ней заложен  смысл известного высказывания « в здоровом теле – здоровый дух»!

Потешки – развлекают малыша, создают у него веселое настроение.

Тра-та-та, тра-та-та,

Вышла кошка за кота!

Кра-ка-ка, кра-ка-ка,

Попросил он молока!

Дла-ла-ла, дла-ла-ла,

Кошка-то и не дала!

Но это только одна сторона медали. Имеются потешки, которые  и наставляют, и дают простейшие знания о мире (Сорока-белобока// Кашку варила… или  Идет коза – во лбу рога, идет-ворчит, клюкой стучит – Кто кашки не ест, кто молока не пьет, того забодаю, забодаю, а кто кашку кушает и маму слушает, с тем – поиграю). Потешки при этом зачастую сопровождаются жестами взрослого. Ребенок еще плохо может выразить в речи то, что чувствует, но уже стремится к звукоподражанию, к повторам жестов, а через это – до него доходит смысл потешки (почему коза ворчит, почему клюкой стучит?). С одной стороны, ребенок играет, но в игре до него доходит смысл самой потешки, который имеет нравственную подоплеку – как нужно сделать так, чтобы было хорошо и правильно?

В потешках, в которых имеется звукоподражание голосу животных, и конкретно, описываются их повадки, малыши улавливают доброе, гуманное отношение ко всему живому:

Петушок, петушок,

Золотой гребешок,

Что так рано встаешь,

Деткам спать не даешь?

Наши уточки с утра:

Кря,кря, кря.

Наши гуси у пруда:

Га-га! Га-га! Га-га! Наши курочки в окно:

Ко-ко, ко-ко, ко-ко...

На дубочке,

Тут сидят два голубочка.

У них шейки голубые,

У них перья золотые.

Прибаутки - небольшое смешное произведение или просто отдельное выражение, часто рифмованное. Прибаутка динамична, наполнена деятельностью персонажей (Стучит, бренчит по улице, Фома едет на курице, Тимошка – на кошке туды ж по дорожке). Она характеризует период взросления ребенка, когда уже закончилась пора созерцания и пришла пора действовать. Она подготавливает детей к учебе, к труду.

Все эти малые жанры фольклора детьми ясельной группы только воспринимаются, а вот дети старших групп уже пытаются внести в них свое. Так, например, рождаются и поются (именно поются, а не рассказываются):

Потешки: 

Шла Иринка по дорожке,

У нее устали ножки.

Села - посидела,

Песенку запела:

Тра-та-та, тра-та-та

Мы везем с собой кота…

Колыбельные:

Мама Милочку качает – баю-бай

Мама доченьку качает – баю-бай

Спи Милена, спи, дочурка - засыпай!!!

Завтра будет день прекрасный – баю-бай

Светит месяц с неба ясный-баю-бай

Спи, хороший голубочек, засыпай!!!

В русском фольклоре   всегда сочетаются слова  с  музыкальным  ритмом и  напевностью. Адресованные детям потешки, прибаутки, заклички звучат как ласковый говорок, выражая заботу, нежность, веру в благополучное будущее.

 Ребенок, напевая,  оперирует такими понятиями, как «свет», «добро», «красота», пропускает  смысл через себя, проникается этим добром, светом и чистотой, верой в светлое будущее.

При отборе фольклорных произведений для занятий с детьми  дошкольного  возраста, следует исходить из того, чтобы они отражали все стороны жизни человека, развития взаимоотношений с окружающей действительностью, общения со старшими.

            В работе с детьми средней, старшей, подготовительной групп, необходимо использовать другие фольклорные жанры - песенки (веснянки, колядки, игровые  песни, обрядовые и т.д. – все то, что перешло в детский фольклор из взрослого фольклора). Дети данного возраста уже не просто где-то напевают, а поют обрядовые песни (веснянки, заклички, масленичные,   купальские   песни, жатвенные, свадебные песни и т.д.).

Веснянки - старинные обрядовые песенки, восхваляющие весну, приход весны.

Колядки. Зимние святки начинались с колядования. Парни  и  девушки  ходили  по  улицам деревни  и у каждого двора «кликали» Коляду. Песни, исполнявшиеся  при  этом, в разных местах России назывались различно: колядки, овсени или  виноградья. Хозяевам дома песней  желали  жизненных  благ  и  требовали  вознагражденья. Песни адресовались либо всей семье (всему двору), либо отдельно хозяину  или хозяйке, были специальные песни для парня-жениха и  для  девушки-невесты.  

Торжествуйте, веселитесь

Люди добрые со мной,

И с восторгом облекитесь

В ризу радости святой.       

Слава Рожденному,       

В бедных яслях вложеному.

Ныне Бог явился в мире –

Бог богов и Царь царей.

Не в короне, не в порфире

Сей Небесный Иерей.       

Слава Рожденному,       

В бедных яслях вложенному.

Частушка -  жанр русского  словесно-музыкального народного творчества, короткая (обычно 4-строчная)  песенка   быстрого темпа исполнения. Частушка в озорной форме рассказывала о мире, о быте, об отношениях между людьми.                        

Ах, шаль, шаль моя,                

Шаль моя вязёная.                

Не одна я боевая,

Вся родня весёлая.

Игровые песни сопровождали определенную игру, распевались либо одним или несколькими играющими, либо хором:

           Селезень

Селезень утку загонял,

Молодой серу загонял,

Пойди, Утица, домой,

Пойди, Серая, домой,

У тя семеро детей,

А восьмой Селезень,

А девятая сама,

Поцелуй разок меня!

В этой игре "Утка" становилась в центр круга, а "Селезень" снаружи, и играли подобно игре "кошки-мышки". При этом стоящие в хороводе пытались не впускать в круг "селезня". Так, играя, дети приобщались к миру взрослых, в котором царили любовь, уважение, взаимопонимание.

        Существовало  множество  собственно  детских  игр.   Наблюдая   жизнь взрослых, дети часто  имитировали  в  своих  играх  календарные  и  семейные обряды, исполняя при этом и соответствующие песни. Народные игры у наших предков сопровождались пением. Наряду с силой, ловкостью, выносливостью, они развивали чувство сопричастности к коллективу – «Воротики», «Ручеек», «Молчанка», «Волк и овцы», «Горелки», «Жмурки» и т.д.  

     Пословицы и поговорки. В пословицах и поговорках  оцениваются различные жизненные позиции, высмеиваются человеческие недостатки, восхваляются положительные качества. На музыкальных занятиях пословицы и поговорки   задают  тон,   вводят в тему, помогают раскрыть смысл определенных ситуаций – «Дорога ложка к обеду», «Волка бояться - в лес не ходить», «Без труда не вытащишь рыбу из пруда», «У страха глаза велики», «Глаза боятся, а руки делают», «Под лежачий камень вода не течёт», «Не надобен клад, коли в семье лад», «Старый друг лучше новых двух», «Друзья познаются в беде.», «Знал бы где упадёшь, соломки подстелил», «Мягко стелет, да жёстко спать», «Родина – мать, умей за неё постоять», «Семеро одного не ждут», «За двумя зайцами погонишься,  ни одного не поймаешь», «Пчела мала, но и та работает», « Хлеб – всему голова», « В гостях хорошо, а дома лучше».

Фольклор в воспитании детей играет важную роль. Деление его на жанры позволяет в определённом возрасте ребёнка обогащать его духовный мир, развивать патриотизм, уважение к прошлому своего народа, изучение его традиций, усвоение морально-нравственных норм поведения в обществе. 
Фольклор развивает устную речь ребёнка, влияет на его духовное развитие, на его фантазию. Каждый жанр детского фольклора учит определённым нравственным нормам. Так, например, сказка, путём уподобления животных людям, показывает ребёнку нормы поведения в обществе, а волшебные сказки развивают не только фантазию, но и смекалку. Пословицы, поговорки учат детей народной мудрости, испытанной веками и не потерявшей своей актуальности в наше время. Песенная лирика также оказывает влияние на воспитание детей. Преимущественно она используется тогда, когда ребёнок ещё совсем мал. Например, малышу поются колыбельные песенки, чтобы успокоить его, усыпить. Также в песенную лирику входят частушки, прибаутки, пестушки, скороговорки, считалки. Вот они как раз направлены на развитие у детей слуха, речи, так как в них используется особое сочетание звуков. 
         Таким образом, приобщение ребёнка к народной культуре начинается с детства, где закладываются основные понятия и примеры поведения. Культурное наследие передаётся из поколения в поколение, развивая и обогащая мир ребёнка. Фольклор является уникальным средством для передачи народной мудрости и воспитании детей на начальном этапе их развития.

Приложение  6

Кубанские народные игры.

Сборник подвижных игр, загадок и викторин.

Ручеек

Играющие встают парами друг перед другом, берутся за руки и держат их высоко над головой. Из сцепленных рук получается коридор. Тем, кому пара не досталась, идет к истоку, началу «Ручейка», и, проходя под сцепленными руками, уводит с собой того, кто ему нравится (ищет свою пару). Новая пара пробирается в конец коридора, а тот чью пару разбили, идет в начало «ручейка».

Удочка

На земле чертится круг. В центре встает водящий, выбранный по жребию. Дети встают в круг на небольшом расстоянии друг от друга. Водящий вращает по кругу шнур с грузом на конце (мешочек с песком). Играющие следят за передвижением мешочка и подпрыгивают в тот момент, когда мешочек проходит около их ног. Тот, кто мешочек задел, становится водящим.

 

Займи мое место

Одного из участников игры выбирают ведущим. Ему дают в руки веточку вербы. Остальные играющие, образуют круг, ходят, взявшись за руки. Водящий идет за кругом в противоположную сторону и говорит:

С вербой, с вербой

Иду за тобой

Коснусь вербой.

Беги за мной! Хоп!

Сказав «Хоп!», ведущий слегка ударяет веточкой по спине одного из игроков, круг останавливается, а тот, кого ударили, устремляется со своего места по кругу навстречу водящему. Бежать разрешается только по кругу, не пересекая его. Во время бега нельзя касаться стоящих в кругу. Кто не успел занять свободное место, тот и ведущий.

Крашенки

Вариант 1

Дети соревнуются, чье яйцо будет дольше крутиться. По команде они одновременно раскручивают свои крашенки. Чье яйцо дольше крутиться, тот и победитель, он забирает яйцо проигравшего.

Вариант 2

Играющие садятся у стен комнаты друг против друга и катают крашенки. Крашенки сталкиваются. Чье яйцо разбивается, тот отдает его сопернику.

 Вариант 3

Бой крашенками. Играющие выкрикивают: «Раз, два, три! Мое яйцо окрепни! К бою готов!» игроки бьют крашенки любой стороной, обычно острой. Чье яйцо разобьется или даст трещину, тот проигравший.

 

Перетяжка

Играющие делятся на две партии. Вожак одной партии берет палку, веревку, а за него берутся играющие. Другой вожак берется также за палку, веревку эту же, а за него берется его партия; затем стараются перетянуть палку – каждый на свою сторону.

Завивайся, плетенышек

Все играющие берутся за руки и вытягиваются в шеренгу. Стоящая (по большей части – девочка) на правом фланге ведет за собой всю шеренгу и проходит по руки между двумя, стоящими на левом фланге; за ней идут все, за исключением последних двух; затем они становятся лицом к лицу. Первая, что водит шеренгу, опять проходит под руки между вторыми и третьими, играющими с левой стороны, затем – между третьими и четвертыми и т.д. Таким образом, все играющие становятся в две шеренги, обращенные друг к другу передом. Когда таким образом «заплетают плетень», то играющие на распеве тянут: «Заплетися, плете-е-нушек». После того как заплетется плетень, начинается обратное движение, причем играющие тянут: «Расплетися, плетенушек».

 

Казаки

Мальчики из своей среды выбирают начальника, который приказывает им устанавливаться в шеренгу, поворачиваться, скакать в карьер, схватывать на бегу какой-нибудь приз, перепрыгивать через барьер или ров. Играющие попадают в цель камушками; более отличившиеся получают от начальника чины и знаки отличия.

 

Пятнашки

Один из играющих, по жребию, становится «пятнашкою», а затем все играющие разбегаются в разные стороны. «Пятнашка» должен попасть мячом в кого-нибудь из играющих, и тогда запятнанный становится «пятнашкой» и т.д.

 

Метелица

Играющие берутся за руки и образуют круг, один становится в круг. Дети ходят вправо и влево и поют:

«Метелица, метелица, чом  старий не жениця?

Ой, як ему жениться, як никому журится».

После пения этой песни стоящий в кругу берет одного, по своему желанию, за руку и кружится влево и вправо, потом берет следующего, кружится с ним, а затем с первым выбранным меняется местами, теперь он стоит в центре круга.

Парные забавы.

 Фанера

Играющие по уговору договариваются, на кого выпадает четное или нечетное количество пальцев, выкидываемых одной рукой соперников. В зависимости от того, какое выпадет число (четное, нечетное), один считается проигравшим. Наказание — удар кулаком в грудь.

 Снять шапку

 Играющие находятся в головных уборах. Под музыку вначале выполняют элементы пляски, затем, столкнувшись друг с другом грудью, расходятся. Это и есть момент начала соревнования. Победившим считается тот, кто первый снимет с соперника головной убор.

 Вытолкнуть из круга (с палкой)

 Играющие становятся в центр круга, заранее обозначенного, берутся за палку в центре одной рукой, за края — другой. По команде каждый пытается вытолкнуть соперника за круг.

Проигравшим считается тот, кто первым окажется за кругом.

 Вырвать репу (с палкой).

Игроки садятся друг против друга, упираясь ногами в ноги соперника. Руками держатся за палку. По команде начинают, не вставая с места, тянуть друг друга на себя. Выигрывает тот, кто перетянет соперника.

 Положить на спину (с палкой)

Игроки становятся спиной друг к другу. Палка над головой в руках играющих. По команде каждый из игроков старается оторвать соперника от земли и положить его себе на спину. Проигравшим считается тот, кто выпустит палку или окажется на спине соперника.

 Бульдозер

Играющие находятся спиной друг к другу сидя на земле. Игра заключается в том, чтобы вытолкнуть соперника за заранее очерченную линию, не отрываясь от земли, упираясь в землю ногами и руками. Проигрывает тот, кто первый оказывается за линией.

Ладушки

 Играющие вначале в медленном темпе хлопают в ладошки, зачем поочередно правой, левой рукой, в обе руки партнера, затем в грудь поочередно. Темп постепенно нужно наращивать. (Игра предполагает и другие варианты).

Опуститься плавно

Двое игроков, упершись друг другу в ладони, начинают медленно расходиться, пытаясь в таком положении вместе плавно лечь на землю. Выигрывает та пара, которой более плавно, без падения удается опуститься на землю.

Бой мешками на бревне

Двое игроков, стоя  на бревне, сбивают друг друга мешками, кто не устоит и упадет с бревна – проиграл, тот, кто остался – победитель. Игра требует не только физической силы, но и ловкости.

Загадки.

Я травы поем –

Зубы выточу,

А песку хвачу –

Опять наточу. (Коса)

Меня бьют, колотят,

Режут, ворочают.

Я все терплю,

И всем добром плачу. (Земля)

И комковато, и ноздревато,

И мягко, и ломко,

А всех милей! (Хлеб)

Залезла Варвара выше амбара,

Не ест, не пьет,

Все в небо глядит. (Труба на крыше)

Две галочки

Сидят на одной палочке (Ведро)

Кланяется, кланяется,

Придет домой – растянется.(Топор)

Течет – течет – не вытечет,

Бежит – бежит – не выбежит. (Ручей)

Не князь по природе,

А ходит в короне (Петух)

Викторина пословиц «Закончи пословицу»

Атаманом громада.........(крепка)                 Терпи казак,-....(атаманом будешь)                                                                                                                        

Без атамана казак..........(сирота)                   Казаков мало.........(не бывает)

Не всем казакам в атаманах.....(быть)          На казаке и рогожа......(пригожа)

Добрый казак баче, где ...(атаман скаче)     Тот не казак, кто...(боится собак)

Ушел с поста-.......(пропустил врага)            Добрый казак не брезгует,....(что

                                                                          попало, то и трескает)

Игра «По двум словам отгадай всю пословицу»

Коса-камень            (Нашла коса на камень)

Лес-дрова                (Чем дальше в лес, тем больше дров)

Шило-мешок           (Шила в мешке не утаишь)

Дело-мастер             (Дело мастера боится)

Язык-дело                (Не спеши языком, торопись делом)

Труд-лень                 (Труд человека кормит, а лень-портит)

Хлеб-вода                 (Хлеб да вода-казацкая еда)

Холод-молод            (Что там холод, коли казак молод)

Викторина “Подбери общерусский вариант”

Яки кориння, такэ и насиння.       (Какие сани, такие и сами)

Яка мамка, така и лялька.              (Яблоко от яблони не далеко падает)

Бойся осэни, за нэю-зима.             (Бойся осени, за нею зима)

Нэ всэ золото, шо блэстить.          (Не все золото, что блестит)

Там хорошо, дэ нас нэма.              (Хорошо там, где нас нет)

Слухав бы Бог пастуха,                  (На бога надейся, а сам не плошай)

так всэ стадо бы пэрэдохло.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект «Фольклор как средство патриотического воспитания старших дошкольников в ДОУ»

1 слайд Вашему вниманию представляется педагогический проект «Фольклор как средство патриотического воспитания старших дошкольников в ДОУ» Автор проекта Карнаухова Ирина Михайловна, воспитатель муници...

проект на тему "Фольклор как средство патриотического воспитания старших дошкольников в МДОУ"

Проблема патриотизма и его формирования была актуальна уже с древних времён. Тем не менее, стройной, единой системы, отражающей всю полноту данной проблемы, не существует. Главной задачей, приоритетом...

Выступление на городском МО по теме "Использование ИКТ технологии в процессе музыкального воспитания в ДОУ

Данный материал очень актуален и содержателен, так как мы живём в век  информации и компьютеризации. Очень рада поделиться опытом своей работы по использованию ИКТ в музыкальном воспитании дошкол...