Педагогический проект "Съедобные и несъедобные грибы"
проект

Всякий гриб в руки берут, да не всякий гриб в кузов кладут.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon pp_sines_g.doc96.5 КБ

Предварительный просмотр:

Актуальность темы

      Окружающая природа - непосредственный источник, из которого дети черпают свои первые впечатления. Ребёнок впервые сталкивается с миром зверей, птиц, насекомых, растений. Одним из важнейших проявлений личности, по которым можно судить о том, насколько значителен и интересен человек, является его отношение к окружающей природе. Воспитательное значение природы трудно переоценить. Общение с природой положительно влияет на человека, делает его добрее, мягче, будит в нем лучшие чувства. Особенно велика роль природы в воспитании детей.

      В дошкольном учреждении ребят знакомят с природой, происходящими в ней в разное время года изменениями. На основе приобретенных знаний формируются такие качества, как реалистическое понимание явлений природы, любознательность, умение наблюдать, логически мыслить, эстетически относится ко всему живому. Любовь к природе, навыки бережного отношения к ней, забота о живых существах рождают не только интерес к природе, но и способствуют формированию у детей лучших черт характера, таких, как патриотизм, трудолюбие, гуманность, уважение к труду взрослых, охраняющих и умножающих природные богатства.

      Общение с природой имеет большой психолого-педагогический потенциал, но проблема заключается в том, что без готовности его «видеть», без соответствующей внутренней активности он так и останется потенциалом, не станет осуществившейся возможностью. В основе общения дошкольника с живой природой должно лежать отношение старшего к младшему (проявляется потребность ребенка ласкать, заботиться о растениях и животных).        

       Все выдающиеся мыслители и педагоги прошлого придавали большое значение природе как средству воспитания детей: Я.А. Коменский видел в природе источник знаний, средство для развития ума, чувств и воли; В.Г.Белинский, А.И. Герцен говорили о необходимости приобщения детей к природе, к возбуждению стойкого и глубокого интереса к ней.

      Известно, какое большое значение придавал природе К.Д. Ушинский, он был за то, чтобы «вести детей в природу», чтобы сообщать им все доступное и полезное для их умственного и словесного развития.

      Идеи К.Д. Ушинского нашли дальнейшее развитие в трудах Е.Н.Водовозовой, Е.И. Тихеевой, О. Иогансон, А.А. Быстрова, Р.М. Басс, А.М. Степановой, Э.И. Зилкинд, Е.И. Волковой, Е. Геннингс, М.В. Лучич, М.М. Марковской, З.Д. Сизенко, С.А. Веретенниковой.

      Пути становления осознанного, бережного и заботливого отношения к природе у детей дошкольного возраста прямо или косвенно рассматривались в исследованиях В.П. Арсентьевой, В.Г Грецовой, Е.И. Золотовой, М.К.Ибраимовой, И.А. Комаровой, А.А. Петрикевич, З.П. Плохий, Н.К.Постниковой, Л.И. Унучек, A.M. Федотовой, Т.В. Христовской, И.А.Шараповой и др.

      Во многих педагогических и психологических исследованиях обоснована доступность для детей старшего дошкольного возраста знаний о зависимости роста и развития живых организмов от факторов среды (А.П. Захарович, Т.А. Ковальчук, П.Г. Саморукова, Л.Е. Образцова, Н.К.Постникова, Л.С. Игнаткина и др.); о зависимости строения живых организмов от их приспособления к условиям существования (С.Н.Николаева, Е.Ф. Терентьева и др.).

      В дошкольной педагогике начались исследования по отбору и систематизации природоведческих знаний, отражающих закономерности живой (И.А. Хайдурова, С.Н. Николаева, Е.Ф. Терентьева и др.) и неживой (И.С. Фрейдкин и др.) природы. В исследованиях, посвященных живой природе, в качестве ведущей была выбрана закономерность, которой подчиняется жизнь любого организма, а именно зависимость существования растений и животных от внешней среды. Эти работы положили начало экологическому подходу в ознакомлении детей с природой

      Наличие экологических представлений, эмоционально-положительного отношения к природе и организация полезной деятельности детей, по мнению ряда авторов (В.Г. Грецова, З.П. Плохий, М.К. Ибраимова и др.), являются основой осознанного бережного отношения к природе.

      Процесс взаимодействия ребенка с животным миром противоречив. Эмоциональное отношение к нему может проявиться у ребенка, как в нравственном, так и в безнравственном поступке. Это связано с незнанием дошкольником правил взаимодействия с объектами природы. Поэтому экологический подход подтверждает важность формирования у детей дошкольного возраста представления о природе и формах отношения к ней.  Подчеркивая важность выше сказанного, нами была выбрана тема «Домашние и дикие животные зимой», на наш взгляд, которая является актуальной для детей нашего возраста.

     

Педагогический проект «Съедобные и несъедобные грибы»

Цель. Расширять знания детей о грибах; учить их различать съедобные и несъедобные грибы; развивать память, наблюдательность; воспитывать экологическую культуру; создать положительный эмоциональный настрой.

Задачи:

Познавательные – закреплять представления о грибах;

Обучающие – учить детей различать съедобные и несъедобные грибы, отгадывать загадки про грибы, по их характерным признакам;

Развивающие – развивать зрительное и слуховое внимание, память, наблюдательность, координацию речи с движениями;

Воспитательные – воспитывать бережное отношение к природе.

1 этап – подготовительный. Обсуждение целей и задач проекта с родителями и детьми, создание условий необходимых для реализации проекта.

2 этап – основной. Реализация основных видов деятельности по направлениям проекта. Презентация.

3 этап – итоговый. Включает в себя сбор и обработку методических, практических материалов, соотнесение поставленных и прогнозируемых результатов с полученными; обобщение материалов проекта.

Предполагаемые результаты

Создание в группе необходимых условий по ознакомлению детей.

Создание библиотеки произведений на данную тематику.

Активное участие родителей в реализации проекта.

Создание системы работы по данной тематике.

Оценка эффективности по итогам работы проводится по трем направлениям: дети, родители, педагоги.

Оборудование и материалы.

Художественная литература на данную тематику.

Картины и иллюстрации, изображающие различные ситуации.

Настольно-печатные игры.

Материалы для продуктивной изобразительной деятельности.

Видеомагнитофон.

Планирование и организация деятельности

Мероприятие

Цели

Ответственные

1.

«Круглый стол» с участием родителей и детей.

Обсудить цели и задачи проекта. Сформировать интерес у родителей по созданию условий по реализации проекта.

Воспитатель, родители

2.

Подбор библиотеки

Создание условий для реализации проекта.

Воспитатель, родители

3.

Оформление родительского уголка: размещение статей, консультации, рекомендации, памятки.

Просвещать родителей.

Воспитатель

4.

Подбор наглядно-дидактических пособий, демонстрационного материала

Создание условий для реализации проекта.

Воспитатель

5.

Домашнее задание: подбор иллюстраций, стихотворений, фотографий, загадок

Способствовать развитию поисково-исследовательской деятельности, сотрудничества педагогов с родителями и детьми.

Воспитатель, родители

6.

Оформление книжного уголка

Создать условия по реализации проекта. Развивать интерес к книгам.

Воспитатель

5.

Ребенок и окружающий мир «Грибными дорожками»

Продолжать знакомить детей с лесом; формировать знание о съедобных и несъедобных грибах.

Воспитатель

6.

Рассматривание картин по данной теме

Уточнить внешний вид грибов.

Воспитатель

7.

Лепка «За грибами»

Закреплять знания о внешнем виде грибов.

Дети

8.

Рисование «Корзина с грибами»

Закреплять особенности внешнего вида грибов.

Дети

9.

Чтение сказки В. Сутеева «Под грибом»

Учить детей пересказывать сказку.

Воспитатель

13.

Конструирование «Кузовок для грибов»

Активное участие в создании постройки как по образцу, так и по собственному замыслу.

Дети

14.

Чтение художественной литературы о грибах по выбору воспитателя

Развивать умение отвечать на вопросы.

Воспитатель

16.

Дидактическая игра «Помоги ежику»

Закреплять знания детей о грибах.

Дети

17.

Аппликация «»

Закреплять знания детей о грибах.

Дети

19.

Объявление о конкурсе на совместную поделку из природного материала

Привлечение родителей к проекту.

Воспитатель, родители, дети.

22.

Вечер загадок

Развивать у детей логические мышление при отгадывании загадок. Способствовать расширению кругозора детей сообразительности, смекалки, развивать познавательный интерес.

Воспитатель

24.

Подведение итогов конкурса на тему: «За грибами»

Вызвать положительные эмоции от полученных результатов.

Воспитатель

25.

Презентация проекта

Представить отчет о проделанной работе.

Воспитатель

26.

Обработка и оформление материалов проекта

Воспитатель

27.

Анализ результативности

Воспитатель

Работа в реализации проекта

1. Работа с родителями

«Круглый стол»

Подбор картинок, художественной литературы.

ИЗО деятельность: подделки из природного материала.

2. Работа с детьми.

Речевая, наглядно-агитационная, поиско-исследовательская, ИЗО, творческая, познавательная, по развитию математических представлений, театрализованная, конструирование, игровая.

3. Совместная работа специалистов.

Музыкальная, театрализованная, игровая.

Формы совместной деятельности воспитателей и детей

  1. Наблюдения.
  2. Театрализованная деятельность.
  3. Поисково-исследовательская деятельность.
  4. Игры: словесные, дидактические, настольно-печатные, подвижные.
  5. Беседы.
  6. Чтение художественной литературы.
  7. Рассматривание книг и иллюстраций.
  8. Вечер загадок.
  9. ИЗО деятельность.
  10. Сюжетно-ролевая игра.
  11. Видеомагнитофон.
  12. Конструирование.

Литературный материал

Стихи о грибах

Боровичок

 Толстячок-боровичок

 Вышел на дорожку,

 Толстячок-боровичок –

 Мне подставил ножку.

 Толстячок-боровичок –

 Сказочное диво,

 Сдвинул шляпку на бочок,

 Смотрит горделиво.

 Я грибка-озорника

 В чаще не покину,

 Я найду ему дружка,

 А пока –

 Ныряй пока,

 Озорник, в корзину.

И. Мельничук

Волнуются волнушки:

 — Как быть нам без кадушки?

 Все грибы в кадушках!

 Забыли о волнушках!

 Поищи волнушки ты!

 Очень вкусные грибы!

Ю. Копотов

Грибы

 По тропинке шла,

 Белый гриб нашла.

 Проходила по опушке –

 Отыскала три волнушки.

 Пошла леском –

 Моховик под листком.

 А шагнула напрямик –

 Увидала боровик.

В. Шульжик

Мухомор

 Гнуть над ним не стоит спину,

 Не украсит он корзину…

 Знают люди с давних пор:

 Несъедобен мухомор!

В. Шуржик

Опенок

 Влез опенок на пенек,

 Простоял один денек,

 А потом склонился,

 Чуть не свалился,

 Тоненький, тоненький,

 Ножка – что соломинка!

А. Прокофьев

Под раскидистой сосной

 Отыскала белка

 Непонятный гриб лесной.

 Гриб, не гриб – тарелка!

 — Больно странен он на вид, — Говорят ей звери. — Может быть он ядовит?

 Надо бы проверить.

 Но смеется им в ответ

 Белочка лесная.

 — В нем ни капли яда нет,

 Этот гриб я знаю.

 А вода в нем, ну и пусть,

 Даже пить удобно.

 Этот гриб зовется груздь.

 Он вполне съедобный!

В. Кожевников

Сел мышонок на масленок…

 Сел мышонок на масленок,

 А масленок — липкий гриб,

 Вот мышонок и прилип.

 Ай-ай-ай, ай-ай-ай!

 Мама, мама, вырyчай!

А. Лаптев

Рыжик

 Под сосной

 В хвоинках рыжих

 Не ищи весною рыжик.

 Рыжий рыжик

 Рыж не зря:

 Рыжик –

 Вестник сентября.

В. Мусатов

Загадки о грибах

Вырос он в березняке.

Носит шляпу на ноге.

Сверху лист к нему прилип.

Вы узнали? Это... (гриб)

 Разместился под сосной

Этот гриб, как царь лесной.

Рад найти его грибник.

Это — белый... (боровик)

На пеньке сидят братишки.

Все в веснушках, как мальчишки.

Эти дружные ребята

Называются... (опята)

 Этот миленький грибок

Выбрал тихий уголок.

Ножичком его ты срежь-ка,

Ведь съедобна... (сыроежка)

 Если их найдут в лесу,

Сразу вспомнят про лису.

Рыжеватые сестрички

Называются... (лисички)

 Он живет под елками,

Скрытый их иголками.

Много у него братишек.

Рыжий гриб зовется... (рыжик)

 Догадайтесь-ка, ребята:

Шляпка у него мохната.

Гриб, как розовое ушко.

Как зовут его? (Волнушка)

 В шляпке беленькой на ножке

Рос грибочек у дорожки.

А теперь в корзинке пусть

Полежит съедобный... (груздь)

 На поляне шар лежит,

Лишь наступишь — дым валит.

Круглый гриб смешить мастак.

Это — дедушкин... (табак)

 С ним в лесу никто не дружен,

И в лукошке он не нужен.

Мухи скажут: «Это мор!»

В красной шляпке... (мухомор)

 Гриб не варят, не едят.

В крапинку его наряд.

Снизу — кружево-узор.

Это — красный... (мухомор)

 

Точки белые на красном —

Ядовитый гриб, опасный.

Ни к чему тут разговор —

Не срывайте... (мухомор)

 На грибы она сердита

И от злости ядовита.

Вот лесная хулиганка!

Это — бледная... (поганка)

 Кто повыше, кто пониже, —

На пеньке народец рыжий.

Тридцать три веселых брата.

Как же их зовут? (Опята)

 Этот гриб найдешь весной

На опушечке лесной.

Весь в морщинках старичок

С именем смешным... (сморчок)

 В мягкой травке на опушке

Всюду рыженькие ушки.

Золотистые сестрички

Называются... (лисички)

Пальчиковые игры на тему: «Грибы»

 ***

 Дети в лес грибной пошли

(дети «идут» указательным и средним пальцами обеих рук по столу)

 И грибочки там нашли.

 Часть из них потом сварили,

 Засолили, засушили,

 Заморозили немножко

 И поджарили с картошкой.

 (загибают или разгибают пальцы на руке, рассказывая, что они сделали с грибами)

 ***

 На полянке возле кочки

 Мы увидели грибочки:

 Две горькушки,

 Две серушки,

 Две волнушки,

 Две свинушки.

 А два беленьких грибочка

 Мы увидели на кочке.

 (дети поочередно соединяют пальцы правой руки с пальцами левой руки, перечисляя грибы)

 ***

 Мы съедобные грибы

 Долго собирали,

 А потом своим друзьям

 Вот что рассказали:

 (дети, называя грибы, загибают по очереди пальцы на руке)

 В бору вырос боровик,

 А под дубом дубовик,

 На пеньке сидят опята –

 Очень дружные ребята.

 Вырос подосиновик

Под молодой осиною,

 Крупный подберезовик –

 Под белою березою.

 Если с нами в лес пойдете,

 («идут» пальчиками по столу)

 Много вы грибов найдете.

 (поднимают вверх руки с разжатыми пальцами)

 ***

 Этот пальчик в лес пошел,

 Этот пальчик гриб нашел,

 Этот пальчик чистить стал,

 Этот пальчик жарить стал,

 Этот пальчик все съел,

 Оттого и потолстел.

 (массируют поочередно пальчики, начиная с мизинца)

 ***

 Я корзину в лес беру,

 Там грибы я соберу.

 Удивляется мой друг:

 «Сколько здесь грибов вокруг»

 (Показывают удивление, развод руки в стороны.)

 Подосиновик, масленок,

 Подберезовик, опенок,

 Боровик, лисичка, груздь —

 Не играют в прятки пусть!

 Рыжики, волнушки

 Найду я на опушке,

 Возвращаюсь я домой,

 Все грибы нecy с собой.

 (Поочередно сгибают пальчики на обеих руках, начиная с мизинца правой руки.)

 Мухомор не понесу.

 Пусть останется в лесу!

 (Большой палец левой руки отставляют, грозят ему.)

 ***

 Раз, два, три, четыре, пять,

(В соответствии с текстом поочередно разжимать сжатые в кулак пальцы)

 Пошли пальцы в лес гулять.

 (Сжать пальцы в кулак и разжать их)

 С собой корзиночку берут

 И грибы в нее кладут.

 (Ладони на себя, пальчики переплетаются и локотки разводятся в стороны. Ладони как бы разъезжаются, и между пальцами образуются зазоры. Большие пальцы образуют ручку)

 Этот пальчик гриб нашел,

 Этот пальчик чистить стал,

 Этот резал,

 Этот ел,

 Ну, а этот все глядел.

 (Большой палец отогнут, остальные сжаты в кулак. В соответствии с текстом поочередно разгибаем пальцы).

Список литературы

1. Акимушкин И.И. Мир животных. – М., 1975.

2. Большая энциклопедия природы для детей. - М., 1994.

3. Васильева Л.И. Учите детей наблюдать природу. – Минск, 1972.

4. Веретенникова С.А. Ознакомление дошкольников с природой. – М., 1980.

5. Виноградова Н.Ф. Умственное воспитание детей в процессе ознакомления с природой. – М., 1982.

6. Виноградова Н.Ф., Куликова Т.А. Дети, взрослые и мир вокруг. – М., 1993.

7. Дерябо С.Д., Ясвин В.А.. Экологическая педагогика и психология. - Ростов-на-Дону, 1996.

8. Дмитриев Ю.Д. О природе для больших и маленьких. – М., 1982.

9. Дмитриев Ю.Д., Пожарицкая Н.М. Твоя Красная книга. - М., 1986.

10. Золотова Е.И. Знакомим дошкольников с миром животных. – М., 1988.

11. Ильина Р.А. Воспитание трудолюбия и любви к природе // Трудовое воспитание детей дошкольного возраста. /Сост. Л.В.Русскова. - М., 1984.

12. Каменева Л.А. Как знакомить дошкольников с природой. - М., 1985.

13. Коломина Н.В. Воспитание основ экологической культуры в детском саду. - М., 2004.

14. Леснов П.А. Любопытные рассказы о диких зверях. - М., 1975.

15. Маврина Л. Художественная литература о природе. //Дошкольное воспитание. - 2002. - № 3.

16. Мазурина А.Ф. Наблюдения и труд детей в природе. - М., 1984.

17. Мир природы и ребенок. Методика экологического воспитания дошкольников / Под ред. Л.М.Маневцовой, П.Г.Саморуковой. – СПб., 2000.- 319 с.

18. Молодова Л.П. Игровые экологические занятия с детьми. - Мн., 1996.

19. Николаева С.Н. Методика экологического воспитания дошкольников. - М.,1999.

20. Николаева С.Н. Воспитание экологической культуры в дошкольном детстве. - М., 1996.

21. Николаева С.Н. Экологическое воспитание младших дошкольников. - М.,2000.

22. Николаева С.Н. Теория и методика экологического образования детей. - М., 2002.

23. Николаева С.Н. Формирование начал экологической культуры. //Дошкольное воспитание. - 1997. - № 1.

24. Программы по экологическому воспитанию и образованию дошкольников. - М., 1999.

25. Саморукова П.Г. Как знакомить дошкольников с природой. - М., 1986.

26. Сизенко-Казанец З. Ознакомление дошкольников с природой. // Дошкольное воспитание. - 1990. - № 8.

27. Содержание и методы умственного воспитания дошкольников / Под ред. Н.Н. Поддьякова. - М, 1980.

28. Сухомлинский В.А. Сердце отдаю детям. - Киев, 1971.

http://www.maam.ru/detskijsad/palchikovye-igry-na-temu-griby.html

http://ejka.ru/blog/stihi/1741.html

http://kladraz.ru/zagadki-dlja-detei/zagadki-pro-griby-s-otvetami.html

http://50ds.ru/metodist/2480-integrirovannoe-zanyatie-po-obzh-dlya-sredney-gruppy--tema-griby-sedobnye-i-nesedobnye.html


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по грамоте в старшей группе Тема:"Знакомство со звуком(и) буквами И,и. Грибы. Съедобные и несъедобные грибы.

Конспект занятия по грамоте в старшей группе Тема:"Знакомство со звуком(и) буквами И,и. Грибы. Съедобные и несъедобные грибы. Лепка буквы"И "из пластилина,штриховка буквы "И".Мир природы.Цель: Закрепл...

Презентация занятия на тему "Съедобные и несъедобные грибы" для группы старшего возраста

Целью Презентации на тему "Съедобные и несъедобные грибы" явлется познакомить детей со съедобными и несъедобные грибами нашего леса, научить различать их внешнему виду, раскрыть правила сбора грибов....

Конспект непосредственно образовательной деятельности в старшей группе детского сада по теме: «Съедобные и несъедобные грибы».

Конспект предназначен для работы с детьми начала старшей группы. Его можно использовать для закрепления знаний по лексической теме: "Грибы"....

Грибы. Съедобные и несъедобные грибы. Охрана грибов.

Материал для познавательного развития детей старшего возраста....