Опыт работы по профессиональному развитию.
материал

Николашина Оксана Анатольевна

В материале представлен доклад и презентация опыта работы на фестиваль педагогических идей "Мастерство и творчество". 

Скачать:


Предварительный просмотр:

ДОКЛАД

на тему: «Взаимодействие с родителями воспитанников в рамках реализации программы «Социокультурные истоки»

в рамках фестиваля педагогических идей «Мастерство и творчество»

 (31.01.2020 г.)

Подготовила:

Николашина О.А.,

воспитатель

МБОУ «Излучинская ОНШ»

Слайд 1. Добрый день, уважаемые коллеги! Представляю вашему вниманию опыт работы по теме:  «Взаимодействие с родителями воспитанников в рамках реализации программы «Социокультурные истоки».

Слайд 2. Для воспитания духовно- нравственной личности ребенка, работа с родителями является важным, ключевым элементом. Осознавая тот факт, что решающую роль в духовно – нравственном развитии ребенка играет его семья, поэтому необходимо формировать единую систему ценностей в семье и дошкольной организации. 

Антон Семёнович Макаренко о воспитании говорил так: «Воспитывает все: люди, вещи, явления, но прежде всего и дольше всего — люди. Из них на первом месте - родители и педагоги».

Слайд 3. Семья традиционно являлась главным хранителем социокультурных ценностей в обществе. В настоящее время во многих семьях действительно утрачена духовная связь между родителями и детьми, искажены представления о доброте, милосердии, великодушии, справедливости, нарушено понятие семейных традиций. Многие родители даже не осознают, что именно в дошкольном возрасте происходит усвоение духовно - нравственных качеств личности, передаваемых от родителей к детям. Ведь именно в семье, благодаря примеру взрослых, ребенок приобретает первый социокультурный опыт, к сожалению, не всегда положительный. И нам, педагогам, важно помочь родителям воспитанников.

Слайд 4. Поэтому, актуальной в последние годы является задача объединения усилий дошкольной образовательной организации и семьи. Это возможно, благодаря созданию единого социокультурного контекста воспитания и развития, а также формирования единой системы ценностей.

Слайд 5. Целенаправленная работа по формированию системы духовно-нравственных ценностей с детьми и родителями в дошкольном образовании позволяет решать следующие задачи: (представлены на слайде)

  • объединить усилия семьи и дошкольной организации с целью формирования у взрослых и детей единой системы ценностей;
  • осуществлять руководство взаимодействием взрослых и детей;
  • обеспечивать педагога социокультурным инструментарием, способствующим формированию духовно-нравственной основы личности, начиная с дошкольного возраста;
  • повышать педагогическую культуру родителей.

Поставленные задачи позволили выстроить систему работы, построенную и направленную на принятие семьи как первого и главного действующего лица в воспитании и образовании ребенка.

Слайд 6. Знакомство родителей с программой «Социокультурные истоки» началось с информации на первом родительском собрании, где подробно обсудили о необходимости воспитания у детей духовно-нравственных качеств.

Слайд 7. Акцентировали внимание на том, что духовно-нравственное воспитание является приоритетной задачей современной государственной образовательной политики РФ. Президент Владимир Владимирович Путин уделяет проблеме духовно-нравственного воспитания пристальное внимание. Все эти аргументы были подкреплены нормативно-правовой базой. Это - Статья 87 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273 - ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» - «Особенности изучения основ духовно-нравственной культуры народов РФ»; Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 г. № 1155); Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, которая была разработана и принята в конце 2009 года; Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года, в которой говорится, что приоритетной задачей Российской Федерации в сфере воспитания детей является развитие высоконравственной личности, разделяющей российские традиционные духовные ценности, обладающей актуальными знаниями и умениями, способной реализовать свой потенциал в условиях современного общества, готовой к мирному созиданию и защите Родины; Программа инновационной деятельности МБОУ «Излучинская ОНШ» по теме: «Комплексный подход к духовно-нравственному воспитанию и развитию обучающихся».

Слайд 8. Также, представили комплект книг, альбомов по программе «Социокультурные истоки». Авторы - Кузьмин Игорь Алексеевич и Камкин Александр Васильевич.

Родители приняли нашу информацию к сведению и решили принимать активное участие в реализации программы «Социокультурные истоки».

Слайд 9. Основная  задача программы «Социокультурные истоки» в дошкольный период: (представлена на слайде) заложить формирование духовно-нравственной основы личности, а также присоединить ребенка и его родителей к базовым духовным, нравственным и социокультурным ценностям России.

Слайд 10. С целью просвещения родителей, используем стенды, которые хорошо зарекомендовали себя как форма наглядной информации и педагогического просвещения родителей. На стендах помещаем консультативный материал по духовно-нравственному воспитанию, списки рекомендуемой литературы для семейного чтения. Используем папки-раскладушки для более объёмной информации по данному направлению. Буклеты – это отличный раздаточный материал для родителей, в котором указывается вся необходимая информация по теме. Всё это способствует присоединению родителей к процессу осмысления духовно - нравственных эталонов.

Для глубокого осмысления родителями важности духовно- нравственного начала воспитания маленького ребенка мы используем разные формы и методы работы.

Особое значение отводится проведению совместных занятий с родителями, направленные на осмысление системы ценностей, которые представлены в серии книг для работы с детьми.

Параллельно идет подготовка и в семье, и в дошкольной организации к итоговому занятию, которое проходит в конце каждого месяца.

Итогом работы по каждой теме является активное занятие: ресурсный круг, работа в паре, в четверке, микрогруппе.

Активное итоговое занятие является эффективной формой работы с родителями, так как способствует осмыслению духовно-нравственного контекста категорий, позволяет пополнить имеющийся семейный опыт и познакомиться с положительным опытом других.

Слайд 11. Каждое активное занятие предлагает этапы работы, соблюдение которых является необходимым условием для получения положительных результатов совместной работы с родителями.

Слайд 12. Во время проведения подготовительного этапа педагог предлагает родителям прочитать «Слово к родителям» в книге для развития по теме, где раскрывается смысл важнейших нравственных категорий, заложенных в программе. На подготовительном этапе происходит присоединение к теме. Данный этап необходим для создания атмосферы доверия, психологически комфортной обстановки, взаимопонимания, взаимоуважения, а также для мотивации участников на предстоящую работу.

Слайд 13. Основной этап направлен на осмысление главной идеи книги и способствует накоплению социокультурного опыта у каждого участника.

Слайд 14. В основном этапе поочередно задаются вопросы по теме. Дается некоторое время на их осмысление и поиск ответов. Участники высказываются по кругу по часовой стрелке. Принимаются все ответы, замечания по поводу неточных ответов – отсутствуют. Выслушав все мнения участников, педагог обобщает высказывания и акцентирует внимание на положительном социокультурном опыте.

Слайд 15. Заключительный этап включает в себя рефлексию. (Совместное положительное оценивание результатов работы). Родителям предлагается высказать свое мнение по обсуждаемой теме. У родителей развивается способность анализировать собственный опыт. В анализе акцент делается на положительных результатах, определяется то, чему предстоит научиться в будущем. Педагог подчеркивает важность результатов совместной работы. В процессе разговора развивается мотивация на дальнейшую работу с книгой.

Итоговый вопрос, который задается участникам на заключительном этапе, наводит всех на важный результат всего разговора, на получение и осмысление социокультурного опыта.

Слайд 16. Авторы программы предлагают завершить активное занятие чаепитием.

Слайд 17. Этапы работы в микрогруппах представлены на слайде.

Активные занятия имеют ряд преимуществ. Благодаря открытой коммуникации, каждый имеет возможность обменяться своими знаниями. Родители учатся слушать и слышать друг друга, делиться имеющимся опытом в воспитании детей, у них формируется умение приходить к согласию, принимать совместные решения.

Слайд 18. Активное взаимодействие с ребенком в условиях дошкольной организации, возможность наблюдать опыт, имеющийся у других родителей, позволяет взрослым приобретать новые способы общения с детьми и корректировать собственное поведение.

В активных формах обучения педагог такой же участник общения, как и родители. Спокойная интонация располагает родителей к доверительному разговору. Педагог видит, чувствует и слышит каждого сидящего в круге. Он

делится с родителями своими мыслями, чувствами, с пониманием выслушивает собеседников, поддерживает словом, взглядом, жестом.

Существующая открытая коммуникация между всеми участниками воспитательного процесса способствует появлению взаимного доверия у воспитателей и родителей. Каждый имеет возможность обменятся знаниями, опытом, чувствами и прийти к понимаю того, что у всех в опыте много общего и совместными усилиями можно найти способы решения сложных педагогических проблем. У родителей развиваются навыки общения, способность осуществлять выбор на основе нравственных ценностей. В результате освоения положительного опыта развивается ресурс успеха каждого участника воспитательного процесса.

Слайд 19. Осмысление содержания книг для развития детей дошкольного возраста приводит родителей к понимаю необходимости работы с данными книгами вместе с ребенком. Размышление о жизненных ценностях, о их роли в жизни каждого человека становятся воспитательным ориентиром для родителей в сложном современном мире. Родители благодаря книгам для развития приобретают умение понять собственный внутренний мир и внутренний мир своих детей. Это является основанием для развития между ними теплых доверительных отношений, появления мотивации к взаимодействию.

Слайд 20. Чтобы заинтересовать родителей для участия в активных занятиях необходимо оформить пригласительные.  

С целью эффективной организации работы с родителями на занятиях необходимо познакомиться с «Методическими рекомендациями к использованию комплекта книг для развития детей дошкольного возраста по программе духовно-нравственного воспитания «Социокультурные истоки».

Слайд 21. Свою работу в этом направлении необходимо начать с изучения алгоритма работы педагога по реализации программы «Социокультурные истоки» для дошкольного образования, которую предлагает Ольга Сергеевна Абрамова, методист «Истоковедения» Издательского дома «Истоки», автор-составитель книг для развития детей дошкольного возраста и методического пособия «Рекомендации по применению программы «Социокультурные истоки» во ФГОС дошкольного образования», автор методической разработки «Мониторинг социокультурного развития ребенка-дошкольника», Почетный работник общего образования.

Слайд 22. Алгоритм работы педагога с образовательным инструментарием выглядит следующим образом:

 ШАГ ПЕРВЫЙ «Начни с себя»

Первый шаг включает самообразование и самоподготовку педагога по освоению и осмыслению темы месяца.

 Для этого воспитателю целесообразно:

 проработать программу «Социокультурные истоки» в соответствии с темой месяца;

 изучить пояснительную записку и комментарии к программе;

 ознакомиться с методическими рекомендациями к очередной книге для развития детей;

 прочитать и поразмышлять над этой книгой для развития вместе со вторым воспитателем;

 продумать изменения в развивающей предметно – пространственной среде группы;

 ознакомиться с альбомами для рисования по программе.

ШАГ ВТОРОЙ «Вовлеки педагогическое сообщество»

 Для этого целесообразно:

 изучить имеющийся примерный план интеграции деятельности воспитателей группы и педагогов – специалистов дошкольного учреждения (музыкального руководителя, инструктора по физической культуре по программе «Социокультурные истоки»;

 внести в него коррективы в соответствии с условиями своей дошкольной организации;

 спланировать интегративное взаимодействие воспитателей, педагогов –специалистов и родителей в течение месяца по программе;

 скорректировать планы воспитательно-образовательной деятельности педагогов – специалистов дошкольной организации по программе;

 скоординировать действия воспитателей группы и педагогов – специалистов дошкольного учреждения по проведению мониторинга духовно-нравственного развития детей.

ШАГ ТРЕТИЙ «Присоедини родителей»

 Для этого целесообразно:

 проработать социокультурные тексты, сделать из них выборку для осваиваемой темы и поместить в раздел «Слово к родителям» информационного стенда (экрана);

 оформить в приемной комнате информационный стенд «Социокультурные истоки», предоставив родителям полную информацию о работе по программе в течение месяца (поместить дополнительную информацию по теме, дать рекомендации и задания для семейного чтения книг для развития, уточнить дату и время проведения итогового занятия с детьми, пригласить к участию родителей, предложить выучить с ребенком к занятию потешки, стихи, загадки, пословицы, поговорки и др.);

 продумать и оформить полезные советы по организации семейного

чтения серии книг для развития детей дошкольного возраста;

 изучить методические рекомендации к системе занятий с родителями по своей возрастной группе;

 оформить семейные пригласительные билеты для участия в совместных итоговых занятиях;

 подготовить и провести активное занятие с родителями в соответствии с планом реализации системы взаимодействия «Моя семья», завершить занятие чаепитием;

 в соответствии с темой месяца вместе с родителями внести изменения в развивающую предметно – пространственную среду группы. (Организовать выставку книг, семейных реликвий, изделий декоративно – прикладного искусства; создать макет; разместить в пространстве группы семейные фотографии; внести репродукции картин отечественных классиков живописи и др.).

ШАГ ЧЕТВЕРТЫЙ «Организуй образовательную деятельность»

 Для этого целесообразно:

 спланировать образовательную деятельность с детьми и их родителями на основе интегративного подхода на предстоящий учебный месяц;

 совместно с педагогами – специалистами в течение месяца проводить работу с детьми по освоению социокультурной или духовно – нравственной категории и осмыслению книг для развития в процессе организации различных видов детской деятельности;

 провести в последнюю неделю месяца активное занятие с детьми на

основе имеющихся планов итоговых занятий по курсу пропедевтики «Истоки» и «Воспитание на социокультурном опыте».

 ШАГ ПЯТЫЙ «Проанализируй результат»

 Для этого целесообразно:

 проанализировать полученные результаты деятельности по программе за прошедший месяц; сравнить с проектируемыми целями и задачами работы;

 провести два раза в год (январь и май) мониторинг социокультурного развития детей своей группы, используя инструментарий (Истоковедение, том 15, издательский дом «Истоки», 2013);

 занести данные мониторинга в Дневники развития детей по Истокам;

 отметить: за счет чего были получены положительные результаты, чего не удалось достичь и почему, что в образовательной деятельности необходимо изменить;

 проследить динамику социокультурного развития детей в процессе проведения активных занятий на основе пяти аспектов качества: содержательного; коммуникативного, управленческого, психологического, социокультурного, используя методическую разработку по мониторингу;

 проанализировать уровень присоединения и включенности родителей группы в реализацию программы;

 наметить пути выхода к ситуации общего успеха.

Результатом такой системной целенаправленной работы является интеграция дошкольной организации и Семьи, создание единого контекста воспитания детей, развития социокультурного пространства в дошкольной организации.

Слайды 23, 24, 25. Подводя итоги сотрудничества, можно сделать вывод, что успешно сложилась эффективная система взаимодействия дошкольной организации с семьей. А использование разнообразных форм работы помогло родителям из «зрителей» и «наблюдателей» стать активными участниками образовательного процесса.

Слайд 26. Реализуя программу по духовно-нравственному развитию и воспитанию детей, я активно транслирую свой педагогический опыт, используя разные формы представления: (представлены на слайде)

  • печатные способы распространения ПО

(публикации в районной газете);

  • авторский сайт

(https://nsportal.ru/nikolashina-oksana-anatolevna);

  • выступления на заседаниях РМО, МО, заседании районной творческой лаборатории по духовно-нравственному воспитанию и развитию детей, педагогических советах;
  • открытые показы ООД;
  • электронный сборник методических разработок;
  • публикации методических разработок на педагогических сайтах Интернет-портала.

Слайд 27. Публикации в районной газете (представлены на слайде).

Слайд 28. Открытые показы организованной образовательной деятельности.

Слайд 29. Свидетельства о публикации методических разработок на педагогических сайтах Интернет-портала (представлены на слайде).

Слайд 30. Спасибо за внимание!

     


Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Опыт работы по теме «Развитие умений работать в коллективе у детей старшего дошкольного возраста через конструирование»

Опыт работы по теме «Развитие умений работать в коллективе у детей старшего дошкольного возраста через конструирование»...

Опыт работы на тему: « Развитие речи детей средствами сенсорного развития» Выполнила: воспитатель первой младшей группы

                   Развитие речи является одной из  основных задач в работе с детьми раннего возраста. Уровень развития речи находится в п...

Опыт работы на тему: « Развитие речи детей средствами сенсорного развития» Выполнила: воспитатель первой младшей группы

                   Развитие речи является одной из  основных задач в работе с детьми раннего возраста. Уровень развития речи находится в п...

Опыт работы на тему: « Развитие речи детей средствами сенсорного развития» Выполнила: воспитатель первой младшей группы

                   Развитие речи является одной из  основных задач в работе с детьми раннего возраста. Уровень развития речи находится в п...

Опыт работы по теме: "Развитие слухового восприятия, внимания и памяти на занятиях по развитию речи"

Проблема в развитии слухового восприятия, внимания и памяти детей дошкольного возраста в последние годы вошла в число наиболее актуальных проблем. Уровень актуального развития детей должен быть ...

Опыт работы по теме: «Развитие вокально - певческих навыков у детей старшего дошкольного возраста в процессе работы по ознакомлению с произведениями русского фольклора»

Здесь представлен мой опыт работы по теме: «Развитие вокально - певческих навыков у детей старшего дошкольного возраста в процессе работы по ознакомлению с произведениями русского фольклора». ...

Презентация_Опыт работы в профессиональных сообществах

Повышая профессиональный уровень и свою личностную культуру для достижения положительных результатов  в образовательном процессе в соответствии с инновационными технологиями,  принимаю участ...