Рекомендации учителя-логопеда родителям на летний период
методическая разработка (старшая группа)

Впереди лето – пора отпусков, детского отдыха. Родителям детей, имеющих речевые недостатки, и летом нельзя забывать о своих проблемах.

Важно помнить, что сформированные в течение года навыки (выработанные артикуляционные уклады, поставленные звуки, выученные стихи, пальчиковые игры) за летний период могут, как укрепиться и войти в привычный стереотип, так и «потеряться». Если ребенок лето проводит в непосредственной близости с родителями, владеющими приемами логопедического воздействия, то можно снизить интенсивность занятий, но не забывать о них совсем. Если ребенок уезжает на лето, например, к бабушке, то необходимо бабушку предупредить о ваших проблемах, предоставить материал по закреплению речевых навыков (домашние логопедические тетради, копии выученных стихов, пересказов и т.д.) и убедительно, доходчиво объяснить близким,  как важны для ребенка эти упражнения и игры.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rekomendatsii_roditelyam_ot_uchitelya_2.docx22.07 КБ

Предварительный просмотр:

Рекомендации   учителя-логопеда  родителям на летний период

Впереди лето – пора отпусков, детского отдыха. Родителям детей, имеющих речевые недостатки, и летом нельзя забывать о своих проблемах.

Важно помнить, что сформированные в течение года навыки (выработанные артикуляционные уклады, поставленные звуки, выученные стихи, пальчиковые игры) за летний период могут, как укрепиться и войти в привычный стереотип, так и «потеряться». Если ребенок лето проводит в непосредственной близости с родителями, владеющими приемами логопедического воздействия, то можно снизить интенсивность занятий, но не забывать о них совсем. Если ребенок уезжает на лето, например, к бабушке, то необходимо бабушку предупредить о ваших проблемах, предоставить материал по закреплению речевых навыков (домашние логопедические тетради, копии выученных стихов, пересказов и т.д.) и убедительно, доходчиво объяснить близким,  как важны для ребенка эти упражнения и игры.

Закрепление звуков в речи – это тренинг: чем больше количество повторений, тем быстрее и качественнее идет введение звуков в речь ребенка. Другими словами, формируется привычка правильного произношения, вытесняя привычку дефектного произношения. В логопедической практике много случаев, когда летний период «отбрасывает» положительные результаты коррекции на несколько шагов назад. После продолжительного отпуска часто ребенок приходит с прежними речевыми проблемами. За время отдыха он потерял сформированные навыки, недостаточно закрепленные. Логопеду и ребенку приходится начинать все сначала, а хотелось бы двигаться дальше!   

Также обогащение пассивного и активного словаря ребёнка и развитие у него грамматически правильной фразовой и связной речи – это задача, которую родители должны решать ежедневно. Не упускайте малейшего повода что-то обсудить с вашим ребёнком. Именно обсудить. Одностороннее «говорение», без диалога - малополезно. Неважно, кто при этом молчит: ребёнок или взрослый. В первом случае у детей не развивается активная речь, во втором – пассивная (умение слушать, слышать, понимать речь; своевременно и правильно выполнять речевую инструкцию; вступать в партнёрские отношения; сопереживать услышанное).   

Для того,  чтобы наша с Вами совместная работа за лето не пропала, я предлагаю Вам упражнения, которые можно выполнять не только дома, сидя, но и в любой другой обстановке: прогулки, поездки, поход по магазинам и так далее.

Помните! Любые упражнения будут эффективны только при регулярных занятиях!

Упражнения для автоматизации звуков

Следите за поставленными звуками!  Добивайтесь правильного произношения, иначе проделанная работа за год может пойти насмарку: "недоавтоматизированные" звуки могут "потеряться" (исчезнуть из громкой речи), тогда необходимо будет работу с логопедом начинать заново.

 Исправляйте неверно произнесённые ребёнком слова.  Поправляйте речь ребёнка спокойно, произнося слово, верно,  не требуйте сразу повторить слово правильно.  Главное, обращайте  внимание на неверное произношение!

Упражнения для развития фонематических процессов

  • Определение количества звуков в слове и их последовательности. (Сколько звуков в слове «кран»?  Назови  первый,  второй, третий, четвертый  звук).
  • Придумывание слов с определённым количеством звуков. Придумай слово с тремя звуками (кот), с четырьмя звуками (каша) и так далее.
  • Узнавание слов, предъявленных ребёнку в виде последовательно произнесённых звуков. (Какое слово получится из этих звуков: «к-о-ш-к-а).
  • Образование новых слов с помощью «наращивания звуков. (Какой звук надо добавить к cлову «рот», чтобы получилось новое слово? Крот-грот, пар-парк, Оля – Коля, Толя, Поля).
  • Образование новых слов путём замены в слове первого звука на какой-либо другой звук. (Дом-сом, лук-жук).
  • Подбор  слов, в которых заданный звук был бы на 1-ом, на 2-ом, на  3-ем месте  (аист, шар, кран).
  • Составление слов различной звуко-слоговой структуры из букв разрезной азбуки:  нос, рама, шуба, стол, волк  и так далее.

Упражнения для развития слоговой структуры слова

  • Определение количества слогов в слове и их последовательности. (Сколько слогов в слове «молоток»?  назови первый, второй, третий слог).
  • Придумывание ребёнком слов с определённым количеством слогов.
  • Составление слов из слогов, данных в разбивку. (Слоги потеряли своё место, надо помочь им его найти: на-ро-во, ка-сум).
  • Узнавание слов, предъявленных ребёнку в виде последовательно произнесённых слогов.  (Какое слово получится из слогов: го-ло-ва).
  • Распределение картинок в соответствии с количеством слогов в слове.
  • Отхлопать или отстучать слово по слогам;  назвать количество слогов в слове.
  • Выделить и назвать все гласные звуки в словах  радуга, пила, арбузы  и так далее.

Упражнения для формирования правильного грамматического строя речи

  • Упражнения на обучение изменять слова по числам, падежам (один сад, а много сады,  много это глаза – а один …, много это уши – а одно …, одна конфета – а шесть … и т.д.)
  • Упражнения на обучение образовывать новые слова (уменьшительно-ласкательные формы).

         Подбери подходящее по смыслу слово: большой сад,

         а маленький           …,     маленькая куколка, а большая …,

        Закончи предложение: весной картошку сажают, а осенью …,

         воду   наливают, а соль …

  • Назови детенышей животных:  у медведицы – медвежата,  а у   коровы,  у слонихи , у овцы ?
  • Образование относительных прилагательных .  Кораблик  сделан из бумаги, значит он бумажный, а шуба из меха – меховая.
  • Образование притяжательных прилагательных. У лисы хвост лисий, а у зайца, у собаки, у кошки?
  • Поиграйте с ребенком  в словесную игру.  Попросите  ребенка найти и исправить ошибку в предложении.   («В лес грибы растёт», «Шишка большой на ёлке растёт»)
  • Взрослый начинает предложение,   а ребенок сам его заканчивает, подбирая разные варианты.

Упражнения на расширение словарного запаса ребёнка

  • Рассматривая картинку, читая книжку, слушая сказку, обращайте внимание на редко встречающиеся, новые слова.
  • Сочиняйте стихи, рифмы.  (Маша- Даша, лук-жук, котик-ротик и так далее).
  • Читая знакомые стихи, просите подсказать пропущенное слово.
  • Игра в слова:  «назови все свои игрушки», «придумай слова, которые обозначают транспорт», «назови цвета», «какими словами можно описать лето, осень, зиму, весну», «вспомни слова с противоположным значением, близкие по значению»
  • Объясняйте ребенку  переносные значения выражений: золотое сердце, бить баклуши, короткая память, голова на плечах, не тронуть пальцем, правая рука, наломать дров и т.д.

Упражнения на развитие связной речи

  • Необходимо учить ребёнка отвечать на вопрос полным развернутым предложением.
  • Вызывайте  у ребенка  желание о чем-то рассказывать.
  • Расспрашивайте о важных для него событиях.
  • Внимательно слушайте ребёнка и направляйте его сбивчивый рассказ путём вопросов по содержанию.
  • Подсказывайте, поправляйте ударение и произношение, но всегда                            давайте  ребенку возможность выговориться.

Искренне надеюсь, что Вы сохраните за лето нашу совместную работу!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рекомендации для родителей на летний период

ИСПОЛЬЗОВАТЬ ЛЕТО ДЛЯ УКРЕПЛЕНИЯ ЗДОРОВЬЯ И ЗАКАЛИВАНИЯ ДЕТЕЙЛетнюю работу с детьми принято называть оздоровительной. Этим определяется ее цель и направление. Важно своевременно исп...

РЕКОМЕНДАЦИИ ПЕДАГОГАМ ДОУ в летний период

РЕКОМЕНДАЦИИ ПЕДАГОГАМ ДОУ в летний период...

Рекомендации учителя-логопеда на летний период.

Родителям очень важно заниматься с детьми летом, чтобы потеряные навыки не потерялись за летний перерыв...

Рекомендации для педагогов на летний период "Игры с водой"

В данном материале представлены игры с водой для детей разных возрастных групп для оздоровления и познавательного развития детей в летний период на свежем воздухе...

Рекомендации для родителей на летний период

рекомндации родителям дошкольникам о том, как ИСПОЛЬЗОВАТЬ ЛЕТО ДЛЯ УКРЕПЛЕНИЯ ЗДОРОВЬЯ И ЗАКАЛИВАНИЯ ДЕТЕЙ...

Рекомендации для родителей в летний период.

Рекомендации для родителей в летний период....

Рекомендации для родителей на летний период

Летнюю работу с детьми принято называть оздоровительной. Этим определяется ее цель и направление. Важно своевременно использовать благоприятные для укрепления здоровья детей условия летнего времени и ...