«Говорящие стены» или творческое преобразование образовательного пространства ДОУ.
проект (младшая группа)

Тихонова Любовь Петровна

Добрый день коллеги! Тема моего проекта

 

«Говорящие стены» или творческое преобразование образовательного пространства ДОУ

   Современный этап развития дошкольного образования характеризуется быстрым темпом внедрения различных технологий в практику работы детских садов. 

ФГОС ДО требует изменений во взаимодействии взрослых с детьми.

 В связи с этим перед педагогами -дошкольниками встала задача пересмотра приоритета  профессиональной деятельности.

 Главное – не просто передать какие-либо знания, но развить познавательный интерес  у детей и осуществить преемственность дошкольного обучения  со школой.

       При реализации этих требований мы выбрали такую форму работы, которая затрагивает развивающее содержание сразу всех образовательных  областей.

С этой целью в детском саду была внедрена  технология «Говорящая стена».

   Технология, в свою очередь, является совокупностью различных приёмов, которые применяются в том или ином деле, ремесле или искусстве. Для этого мы в нашем детском саду применяем интересные  модели  по воспитанию и интеллектуальному развитию малышей, основной целью которых является модернизация образовательного процесса. Развивающая среда в ДОУ должна соответствовать современным условиям.

   Перед воспитателями стоит задача - как оформить групповую комнату, чтобы в ней было не только уютно, но и интересно детям.

 Так как воспитанники проводят в детском учереждении большую часть своего времени, важно, чтобы они хотели приходить сюда снова и снова. Каждый день дети должны чувствовать себя комфортно и узнавать много нового.

Антон Семёнович Макаренко  утверждал,

что « воспитывает всё: люди, вещи, явления, но прежде всего и больше всего – люди.

 Из них на первом месте родители и педагоги».

Оказывается,в детском саду могут воспитывать даже «стены».

Основная идея технологии «Говорящая стена» – трансформация среды пребывания детей в воспитательно - обучающую среду.

На «Говорящих стенах» в помещениях детского сада материал в соответствии с возрастными особенностями наших воспитанников,

-тематическими мероприятиями,

-временами года,

-по тематическим неделям, которые проходят в детском саду.

Говорящая стена - это:

- центр познавательного развития,

- социально - коммуникативный центр,

- центр художественно - эстетического развития.

Говорящая стена решает важные воспитательно - образовательные задачи:

- Создаёт условия :

-для игровой,

-познавательной,

-творческой активности детей;

- позволяет изменять предметно - пространственную среду с учётом образовательной ситуации;

- развивает внимание, память, мелкую моторику, речь, зрительное и слуховое восприятие, воображение, творческое мышление дошкольников;

- обеспечивает эмоциональный комфорт для детей. 

Говорящая стена даёт возможность взрослому и ребёнку совместно участвовать в создании окружающей среды, которая может изменяться и легко трансформироваться.

В феврале 2021 года педагоги нашего детского сада приняли участие в международном семинаре с прохождением стажировки по теме:

 «Создание комплексных инновационных образовательных моделей, обеспечивающих эффективную реализацию ФГОС ДО».


 Мы, вдохновлённые опытом Региональных Стажировочных Площадок, успешно начали внедрение новой технологии — «Говорящие стены».

 Целью организации «Говорящих стен» в группах и помещениях детского сада стало - усвоение, закрепление, расширение знаний, а также развитие коммуникативных навыков, как самих дошколят, так и их родителей.

   Говорящая стена помогает нам ненавязчиво:

- познакомить,

- изучить,

-закрепить

- и расширить полученный детьми опыт,

- сделать образовательную деятельность яркой и динамичной, при этом проявить педагогическое мастерство.

 Применяя:

- наглядные,

- словесные,

-проблемно - поисковые методы  изучаем материал.

 Затем, в свободном доступе остаются карточки, наглядный материал по теме.

 Дети в самостоятельной деятельности имеют возможность действовать с материалом, играть, исследовать.

 При работе со стеной педагог может  делить детей по группам, также работа со стеной может проводиться индивидуально.

 На уровне глаз детей размещается разнообразная информация, которая представлена в доступной для детей форме,

- фотографии,

-выставки рисунков,

-поделки, схемы и карты,  созданные вместе с педагогом или родителями.

Дети  могут рассматривать фотографии своих игр, занятий, рисунков, и это побуждает их возвращаться к ним снова и снова. Таким образом, инициатива исходит не от взрослого, а от ребёнка. 

Мы используем «Говорящую стену» как выставку детских работ, которые регулярно сменяются, что является показателем вариативности среды. Для воспитанников важно осознание нужности своего труда.

Как правило, их рисунки после просушивания не убираются в папки, вывешиваются в приёмной для родителей. Когда они видят свои рисунки на «говорящей стене», у них есть возможность и время их рассматривать. Дети их обсуждают, обмениваются впечатлениями - так создаются условия для речевого и социально коммуникативного развития.

 Кроме того, осознание того, что твою работу разместят на выставке, дает ребенку дополнительную мотивацию.

Чтобы его рисунок был достойным, он будет стараться сделать работу аккуратно и красиво.

 Ещё помогают и стены с кармашками. Важная и понятная информация способствует поддержке детской активности, инициативы; сменяемость информации делает развивающую среду вариативной, а использование работ и фотографий позволяет ребёнку почувствовать свою важность и побудить его к дальнейшей исследовательской и продуктивной деятельности. 

«Говорящая стена» позволяет учитывать индивидуальные особенности развития ребёнка, его интересы.

Только тогда - интеллектуальная «говорящая» стена выполнит функцию путеводителя по образовательным маршрутам, которые ребёнок выбирает самостоятельно.

Создать развивающую «Говорящую стену» несложно. Важно учесть возраст и интересы воспитанников, подобрать необходимый материал и разместить его .

 Неотъемлемые части развивающей стены – материалы, игры и пособия – хранятся в специально оборудованных шкафчиках, на полках и доступны детям.

Содержание материала для «Говорящей стены» соответствует возрастным возможностям детей и содержанию Программы.

Материалы обеспечивают:

- игровую,

- познавательную,

- исследовательскую и творческую активность всех воспитанников,

 возможность самовыражения детей.

  Разнообразие материалов, пособий обеспечивают свободный выбор детей.

 Развивающая «Говорящая стена» обеспечивает периодическую сменяемость игрового материала, появление новых карточек,   схем,  стимулирующих игровую, двигательную, познавательную и исследовательскую активность детей.

  Применяя данную технологию в работе с детьми мы видим она имеет только положительные аспекты. У детей развивается познавательная активность, они интересуются содержимым «Говорящей стены», выполняют задания, сами придумывают задания, у детей развивается самостоятельность, инициатива при выборе содержания деятельности, развиваются коммуникативные навыки.

Они учатся сотрудничать со взрослыми и детьми, контролировать своё поведение, выполнять простые правила, следуют алгоритму при общении в группе. Наглядные средства пополняются, изготавливаются детьми, родителями, воспитателями.

 И самое главное, что теперь, если ребёнок затрудняется ответить сразу на вопросы о  том, что сегодня было в детском саду – подсказка на стене.

 

 Родители замечают, что

- дети стали внимательней,

 -играют более осознанно,

-поделки, рисунки по замыслу стали более красочными.  

                                                                                   

 

 

 

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Практика взаимодействия педагога и детей по преобразованию образовательного пространства в соответствие с темой дня"

В сентябре 2017 года наш детский сад стал участником лонгитюдного исследования ECERS-R. Федеральный государственный образовательный стандарт дошколь­ ного образования Российской Федерации (далее -...

Модульное мобильное образовательное пространство. Технология «говорящая стена».

Развивающая среда в ДОУ должна соответствовать современным условиям. Во ФГОС ДО перечислены девять видов детской активности, и воспитателю нужно создать условия для их обеспечения.Основная проблема ...

«Говорящая» среда как технология организации образовательного пространства ДОУ»

Правильно организованная предметно-развивающая среда в дошкольном учреждении предоставляет каждому ребенку разные возможности для приобретения тех или иных качеств личности, возможности для всесторонн...