Проект мини музея "Такие разные куклы"
проект (средняя группа)

Ларина Марина Михайловна

В данном проекте представлен опыт работы в мини музее кукол.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_mini_muzey.docx101.13 КБ

Предварительный просмотр:

муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение города Новосибирска "Детский сад № 100 "Капитошка"

Проект

«Такие разные куклы»

Авторы проекта:

Байдакова Е.И.

Ларина М.М.

2021г

СОДЕРЖАНИЕ

Сегодня праздник у детей!
Сегодня в нашем садике
Открылся кукольный музей
Для взрослых и для маленьких.

Пестрит музей наш, как Земля,
Улыбчивыми лицами.
Добро пожаловать, друзья,
На нашу экспозицию!

Актуальность проекта. 

Актуальность выбранной темы, связана с тем, что в настоящее время ребёнок с рождения окружён насыщенной медиа–средой. Электронные интерактивные игрушки, игровые приставки, компьютер, который дети чаще всего используют для игр, а не как источник информации, занимают всё большее место в досуговой деятельности дошкольников, накладывая определённый отпечаток на формирование их психофизических качеств и развитие личности. Как результат – отсутствие у детей познавательно -исследовательских умений и навыков, они не умеют и не учатся работать с информацией, так как компьютер выдаёт уже готовые ответы, стоит только нажать на кнопку. Мы заметили, что наши воспитанники тоже не остались в стороне от века компьютерных технологий. Всё чаще мы слышим: «Я в выходные, играл на компьютере». В своей группе мы столкнулись с проблемой, детям стали не интересны, игрушки, все меньше они хотели играть в «Дом», «Дочки матери» и д.р. сюжетные игры. Все больше их кумирами становились, какие то монстры или блогеры.

Создание мини - музеев помогает приобщать детей к истокам. Знакомство с музеем позволяет развивать у дошкольников способности к эстетическому созерцанию и сопереживанию,  формировать уважение к другим культурам,  потребность и  способность самостоятельно осваивать окружающий мир. Важная особенность мини-музеев в ДОУ - участие в их создании детей и родителей. Дошкольники чувствуют свою причастность к общему делу. В настоящих музеях трогать ничего нельзя, а в мини-музеях не только можно, но и нужно. Их удобно посещать каждый день, можно самостоятельно менять, переставлять экспонаты, брать их в руки и рассматривать. В обычном музее ребенок - лишь пассивный созерцатель, а здесь он - соавтор, творец экспозиции. Причем не только он сам, но и его папа, мама, бабушка и дедушка. Каждый мини-музей - результат общения,  совместной работы воспитателя, детей и их семей. Таким образом, мини-музеи, созданные руками педагогов, воспитанников и их родителей,  становятся близкими и понятными каждому ребенку. Все это позволяет воспитывать в дошкольниках чувство гордости за общее дело, свою группу, детский сад, семью и малую Родину.

Основываясь на выше перечисленных доводах, исходя из интересов детей, мы решили создать мини - музей «Такие разные» в детском саду.  Кукла незаменимый спутник ребенка со дня его рождения. Её специально создаёт взрослый в воспитательных целях, чтобы подготовить ребёнка к вхождению в общественные отношения. Кукла выступает для ребенка как предмет забавы, развлечения, радости и в то же время она важнейшее средство его всестороннего развития. Кукла – не просто средство физического развития и обучения, прежде всего – это культурный объект. С помощью кукол решаются задачи духовного воспитания,  социальной адаптации в среде сверстников и взрослых, происходят включения в традиционную культуру общества с принятыми в нем ценностями, нравственными идеалами и этическими нормами.

Мы решили помочь своим воспитанникам на примере мини-музея кукол расширить знания о традициях в использовании кукол, проявлять интерес к изготовлению разнообразных кукол и использованию их в детской деятельности, воспитывать бережное отношение к культуре своего народа.

Наименование музея: «Такие разные куклы»

Профиль музея: познавательный, исследовательский .

Цель: формирование познавательных интересов дошкольников путем использования различных видов наглядности, а именно игрушки -куклы.

Задачи:

  • Формировать представления детей о музейной педагогике, о различных куклах;
  • Знакомить с историей возникновения куклы.
  • Знакомить детей с материалами, из которых могут быть изготовлены игрушки
  • Развивать познавательные способности, творческое воображение, художественный вкус;
  • Развивать умение устанавливать причинно-следственные связи, учить делать выводы
  • Обогащать РППС детского сада за счет появления новых экспонатов в музее;
  • Включить родителей и детей в поисково-исследовательскую работу, сбор информации по заданной теме; развивать познавательную активность детей;

В основу решения этих задач положены следующие принципы:

  • принцип учета возрастных особенностей дошкольников;
  • принцип опоры на интересы ребенка;
  • принцип осуществления взаимодействия воспитателя с детьми при руководящей роли взрослого;
  • принцип наглядности;
  • принцип последовательности;
  • принцип сотрудничества и взаимоуважения.

Разделы и экспонаты: В мини-музее представлены разные виды  игрушек – кукол. Народные игрушки-куклы: Неваляшка, Матрешка, Тряпичная кукла, Вязанная кукла.  Пупсы, кукла Барби

Площадь, занятая под экспозицию: мини-музей организован в 2021 г. Под экспозицию выделен отдельный уголок  в группе.

Структура управления мини-музеем: Руководители мини-музея планируют, координируют, контролируют работу в мини-музее. Воспитатели: Байдакова Е.И.  Ларина М.М.

Аспекты музейной деятельности.

Всем родителям хочется, чтобы дети выросли отзывчивыми на духовную красоту. Какая радость духовного общения заключена в гармоничном соединении взрослыми своего свободного времени со свободным временем своих детей, своего досуга с их досугом! Но, в отличие от «идеальной», реальная семья в праве рассчитывать сегодня на помощь специалистов в том, чтобы научиться наилучшим образом, объединять свои духовные интересы с интересами детей. Наш опыт показывает, что таким объединяющим средством становится музей.

Творчески мыслящий педагог всегда сможет найти такие формы работы с детьми-дошкольниками, которые позволяют заложить хорошую основу гармоничного развития личности ребёнка, расширить его кругозор, сформировать эстетический вкус. При этом расширение кругозора – одна из сложных задач, стоящих перед педагогом. Широкий кругозор не только облегчает процесс познания, но и активизирует мыслительные процессы, воображение, фантазию, а также развивает творческое отношение к миру. Ни кругозор, ни эстетический вкус не являются врождёнными качествами человека, они складываются и развиваются в процессе воспитания, под влиянием той среды, в которой растёт ребёнок, а также целенаправленной работы педагогов и родителей.

Эти задачи можно успешно решать в рамках музейной педагогики. Термин «музейная педагогика» появился несколько лет назад. Но такое название нового воспитательного направления нам очень нравится. Это такая педагогика, которая позволяет использовать дополнительные помещения, пространства, ресурсы, новые методы для всестороннего развития дошкольников, для расширения кругозора об окружающем мире.

В условиях детского сада невозможно создать экспозиции, соответствующие требованиям музейного дела. Поэтому музеи в детском саду называют «мини-музеями». Часть слова «мини-» в нашем случае отражает и возраст детей, для которых они предназначены, и размеры экспозиции, и определенную ограниченность тематики.

Важная особенность мини-музеев — участие в их создании детей и родителей. Дошкольники чувствуют свою причастность к мини-музею. Они могут: участвовать в обсуждении его тематики, приносить из дома экспонаты, ребята из старших групп проводить экскурсии для младших, пополнять их своими рисунками.

В настоящих музеях трогать ничего нельзя, а вот в мини-музеях не только можно, но и нужно! Их можно посещать каждый день, самому менять, переставлять экспонаты, брать их в руки и рассматривать. В обычном музее ребенок — лишь пассивный созерцатель, а здесь он — соавтор, творец экспозиции. Причем не только он сам, но и его папа, мама, бабушка и дедушка. Каждый мини-музей — результат общения, совместной работы воспитателя, детей и их семей. Содержание, оформление и назначение мини-музея обязательно должны отражать специфику возраста детей данной группы. Мини-музеи постоянно пополняются новыми экспонатами. Здесь же размещаются детские работы, выполненные совместно со взрослыми.

  • музейная педагогика в условиях детского сада позволяет реализовывать комплексные и дополнительные образовательные программы;
  • является действительным модулем развивающей предметной среды, средством индивидуализации образовательного процесса;

Мини-музей предназначен для формирования первичных представлений о музеях, для познавательного развития детей, развития художественных, изобразительных, игровых навыков.

Формы деятельности:

  • способствует воспитанию у дошкольников основ музейной культуры, расширяет их кругозор, открывает возможности для самостоятельной исследовательской деятельности;
  • помогает наладить сотрудничество педагогического коллектива дошкольного учреждения с родителями и представителями социума за пределами детского сада;
  • поисковая;
  • научная;
  • экспозиционная;
  • познавательная.

В процессе создания мини-музеев всю работу разделили на этапы:

1.Подготовительный. В начале работы (дети, родители, воспитатели)

Определяли название мини-музея, разрабатывали его содержание,  выбирали место для размещения. Назначение, оформление и содержание каждого мини-музея обязательно должно отражать специфику возраста детей данной группы.

Решая проблему свободных помещений для расположения мини-музеев

можно использовать различные части групповых комнат, «раздевалок»,

спальных комнат, стены у входа в группу, а можно сделать и мобильные,

переносные мини-музеи и т.п.

ПЛАН РАБОТЫ ПО СОЗДАНИЮ МИНИ-МУЗЕЯ

Этап

Содержание работы

Сроки реализации

Ожидаемый результат

1.

Подготовительный этап

Беседы с родителями

Март 2021года.

1. Определение темы и названия музея.

2. Выбор места для размещения.

2.

Практический этап

Сбор и изготовление экспонатов.

Оформление выставки.

Индивидуальная работа с детьми.

Март 2021

Создание мини-музея

3.

Подведение итогов

Выставка экспонатов мини-музея

Апрель 2021

Положительная оценка мини - музея

Описание мини музея.

Оформление мини-музея:

 Коллекции мини-музея располагаются на полках стенки в групповой комнате. Коллекции кукол (мягких, резиновых, пластмассовых) располагаются на нижней полке стенки, поэтому всегда доступны для детских игр. Коллекция кукол из различных материалов (пластмассовой, мягкой, фарфоровые) располагаются на верхней полке. На средней полке представлена детская литература, подборки картинок о кукле, «История кукол».

Пупсик – это детская игрушка для девочек в виде маленького новорожденного ребенка. Обычно, такие куколки имеют пухленькое тельце, ручки и ножки, отсутствуют волосики на голове, как и у новорожденного малыша, но некоторые модели все же имеют прически с мягкими пушистыми волосиками. Куклы младенцы существуют давно, а вот слово «пупс» встречается в русской литературе лишь в конце 19 века. «Пупсик» упоминается в произведении А.П. Чехова «Леший» 1890 г и означает маленького ребенка. Само слово «пупсик» берет свое начало от немецкого «puppe» - кукла или от латинского «pupa» - девочка, кукла. В 60-х годах на прилавках детских магазинов можно было встретить кукол, на коробках которых было указано «Puppen». Поэтому, в России их и стали называть пупсами. Впервые слово «пупс» упоминается в Большом Академическом словаре в 1961 году.

Большой интерес к таким игрушкам проявляют прежде всего девочки. Это связано с тем, что играя в дочки-матери дети познают окружающий мир в игровой форме: мальчики водят машину, а девочки, как и настоящие женщины, ухаживают за ребенком. Подобная игра – это реальная подготовка ко взрослой жизни. Чаще всего, пупсик является самой первой игрушкой подрастающей девочки, уже позже появятся куколки-малышки, подружки, принцессы и модницы Барби. Игрушку пупсика можно использовать для игр с ребенком, начиная с 6-ти месяцев: показывая малышу где расположены глазки, носик, рот, ручки и ножки. Уже в два года этот же пупсик станет настоящим компаньоном вашему ребенку: они будут вместе чистить зубки, одеваться, обедать, гулять и ложиться спать. Такие элементарные игры, научат малыша ухаживать за собой и проявлять заботу к окружающим. А в 3-4 года пупсик полностью будет задействован в ролевых играх. С ним можно играть в дочки-матери, в магазин, школу и т.п. Такие игры научат малыша взаимодействовать и общаться с окружающими.

 Русские тряпичные куклы. Куклы всегда сопровождают человека, начиная с момента его рождения, и не важно, кто появляется на свет - мальчик или девочка. С куклой узнают о цвете, форме, объёме, окружающей действительности, социальных ролях, быте, природе. Игрушка помогает воспитанию у детей интереса к труду, способствует развитию творческого начала, готовит ребенка к вхождению в жизнь, является для хозяина его вторым я. С помощью куклы ребёнок запоминает название частей тела и лица, предметов одежды. Кукла – одна из древнейших игрушек человека. Она есть в детской у каждого ребёнка. Кажется, всего лишь простая кукла, ну образ человека и что с того? Однако она имеет сильное воздействие на психологическое и социальное развитие ребёнка. Развивающее значение куклы Маленький ребёнок, мальчик это или девочка, постоянно находится в контакте с куклой. Она будет оставаться его спутником ещё долго, даже в младшем школьном возрасте, может только чуть поменяет вид. И конечно всё это время она будет воздействовать на ребёнка. Но каким же образом? Все знают, что игрушки развивают ребёнка в тех или иных областях, и поэтому часто покупают различные кубики. Конструкторы, головоломки, а такие традиционные игрушки, как куклы, считают устаревшими и служащими только для забавы и чисто девчачьей игрушкой. И поэтому стараются их заменить. Но не все осознают, что лишая ребёнка, особенно в маленьком возрасте, общения с куклой, возможно затормозить его развитие. Ведь кукла несёт особые функции в развитии психики ребёнка. Одна из таких функций – это воспитание человеческих чувств, нравственности. Кукла – образ человека в игре ребёнка. Когда ребёнок не имеет товарища по игре. Он делает им куклу. Она – идеальный друг, который всегда рядом и не помнит зла. При этом в игре с ней он может действовать так, как вздумается, и никто не будет мешать и осуждать.  Часто в игре с куклой ребёнок проецирует какие-то внутренние переживания на неё и проигрывает их в различных ситуациях. Так же может приписывать какие-либо качества, которыми не обладает сам, например, смелость. Ребёнок берёт куклу, говорит: «Пойдём!»,- и робко, с опаской всё же входит в тёмную комнату за какой-нибудь игрушкой. Вроде кукла смелая, но только ли она?

Меленькие дети, играя с куклой, подражают действиям взрослых. Они так же купают куклу, как купают их самих, так же одевают. Происходит отработка простейших жизненных навыков.

Дети чуть старше уже обыгрывают бытовые ситуации, что увидели в семье, отображают и закрепляют обобщённые представления о них.

В игре с куклой зарождается ролевая игра. Изначально ребёнок говорит за куклу, проговаривает её действия, и в этом проговаривании и скрывается зачаток ролевой игры – ребёнок берет на себя образ куклы, исполняет её роль.

Игра с куклой так же удовлетворяет познавательную активность ребёнка. Рассматривая куклу, ребёнок исследует и себя, формирует представление о своём теле, своих возможностях. Так же любопытство удовлетворяется в деструктивных действиях с куклой: ребёнок ломает, раздевает куклу, смотрит, что у неё внутри.

То, как будет играть с куклой ребёнок, так же зависит и от её вида. Агрессивный вид куклы провоцирует, соответственно, агрессивный, воинственный тип игры. А более нежные черты лица, больший, относительно размеров тела, размер головы, пухловатость – заботу, покровительство. Кукла задаёт образ человека, формирует понятие у ребёнка о добре и зле, хорошем и плохом.

Кукла способствует развитию фантазии, особенно если у неё непроработанные черты лица. Это заставляет детскую фантазию работать во всю, так как ребёнок сам, в таком случае, задать настроение кукле. Она может смеяться или плакать, злиться или показывать язык, и всё это со статичным, неподвижным лицом куклы и прекрасной работой детского воображения. Влияние материала и форм куклы на психическое развитие ребёнка Внешний вид куклы, текстура материала, из которого она сделана, её пропорции – всё это тоже, несомненно, влияет на психику ребёнка.

Рассмотрим влияние пропорций. Правильные пропорции куклы формируют правильные представления о своём теле у ребёнка. А это очень важно для дальнейшего его психического и физического здоровья. Особенно это касается девочек, так как они больше подвержены влиянию таких непропорциональных кукол, как Барби. Играя с ними, девочки закладывают себе неправильные представления о фигуре, и вырастая, они начинают изводить себя диетами, чтобы стать стройнее, добиться мнимого идеала. Или вот, такой ещё случай, подтверждающий влияние пропорций куклы на ребёнка. Одной девочке мама сшила куклу, но очень торопилась, поэтому лицо у игрушки получилось кривоватым. Через некоторое время, после игры с этой куклой, девочка стала перекашивать лицо, и именно так, как было у куклы. Даже в обычном состоянии, вне игры с куклой, у неё сохранялось это выражение. Лишь после того, как кукле переделали лицо, лицо девочки тоже пришло в норму. Всё это связано с тем, что ребёнок именно в первые семь лет жизни отличается необыкновенной пластичностью, у него происходит проецирование и телесное подражание, он впитывает те качества куклы, которые наиболее выражены внешне. Дети дошкольного возраста не способны оценить и понять карикатурность и утрированность куклы, не перенося её качества на себя, так как ещё недостаточно сформирован в это время образ человека.

Качество и текстура материала, из которого сделана кукла, так же имеют значение. Это было установлено исследованиями. Дети по-разному относятся к игрушкам, сделанным из разных материалов. Мягкие и пушистые материалы вызывают положительные эмоции, стимулирую ребёнка к игре. В то же время шершавые и холодящие материалы вызывают негативное отношение.

И поэтому ребёнку требуется правильный подбор куклы по материалам и пропорциям. Если этого сделано не будет, то кукла будет оказывать негативное воздействие на ребёнка.

 К 5 годам игра выходит на новый уровень. Она выходит за пределы семейно-бытовых сюжетов и включает более широкий социальный контекст. Дети играют в больницу, магазин, кафе, парикмахерскую, словом в то, с чем встречаются в своей жизни. Дошкольники точно воспроизводят манеры окружающих людей, их стиль общения и поведения в целом. В таких играх участвуют не только сверстники-партнёры, но и куклы. В этот период куклы должны наиболее соответствовать образу человека, так как дети ещё не способны понять и оценить карикатурность и утрированность куклы, не перенося её черты на себя.

Около 6-7 лет девочки ощущают растущую потребность заботиться о младенце. Уместным будет появление куклы-младенца, но без технических излишеств, а то игра в такую куклу у ребёнка превратиться в механические действия, а не игру.

По мере взросления ребёнка, старше становится и кукла. Постепенно она становится не только предметом заботы и ухода, но и задаёт образ взрослого человека - девушки или юноши.

В младшем школьном возрасте ребёнок продолжает играть. Мальчик по-прежнему любит своего мишку, играет солдатиками и машинками. Девочка не расстаётся с куклой. Однако дети стремятся скрыть от других свои привязанности к игрушкам - ведь они теперь школьники! Здесь следует помочь ребёнку продолжать играть с любимыми мишками и куклами. Игра постепенно приобретёт качественно иное содержание: постепенно ребёнок перестанет наделять свою игрушку человеческими качествами, эмоции его станут спокойнее и игрушка займёт своё место в воспоминаниях детства, а в настоящем ребёнок сохранит к ней милое чувство приязни и благодарности. Дальнейшее развитие ребёнка расставит все по своим местам.

Неваляшка – это очень старая детская игрушка. В русском фольклоре она носит поэтичное название «ванька-встанька». Принцип устройства такой куклы достаточно прост. За основу берется скругленный полый сосуд, внутри которого установлено грузило. Благодаря этим элементам игрушка не может опрокинуться на бок, она всегда встает. Важной особенностью ваньки-встаньки является то, что благодаря своим размерам, форме и конструкции он абсолютно безопасен для детей. , Эта игрушка эта была очень популярной среди детей. Недооценивать преимущества ваньки-встаньки было невозможно. Яркая и простая кукла помогала развивать у детей моторику и воображение. Одним из крупнейших мест выпуска кукол был завод в Котовске Тамбовской области. Именно от Туда игрушка попадала на прилавки советских магазинов, а затем в руки заботливых мам и бабушек.         Куклы-неваляшки украшали детство любого. Во время дефицита игрушек разноцветную, яркую барышню с румяными щеками можно было купить в любом Детском Мире. Времена изменились, но мамы не изменили неваляшкам, продолжая покупать их все новым поколениям деток. С чем же связана такая популярность? Сложно представить, но румяная куколка насчитывает больше тысячи лет от роду. Фигурки, в которых центр тяжести был смещен вниз, что придавало им наибольшую устойчивость, без ног и без рук придумали в Древней Японии в 6 веке нашей эры. Японцы и до сих пор придают этой игрушке серьезное значение, приписывая ей способность исполнять желания.     устойчивость восхищает ребенка, он дотрагивается до игрушки, она раскачивается по небольшой амплитуде, когда он прикладывает больше силы, фигурка практически падает. Все это увлекает малыша веселой игрой, а вместе с ней развивает. Развитие ребенка до года: крупной моторики, концентрирование внимания, улучшение цвето  и формовосприятия – все это дает ребенку неваляшка. Игрушка, несомненно, необходимая в каждой детской.     

МАТРЕШКА История появления матрешки на Руси началась в конце 19 века. В то время в России бурно развивался русский стиль. В центре внимания находилось народное творчество. История появления русской матрешки началась в столице, в студии «Детское воспитание», где делали куклы с целью демонстрации одежды населения различных уголков страны. Задачей создания таких игрушек являлась пропаганда отечественной этнографии. Работающий в студии Сергей Малютин, взяв за основу японскую куклу Дарума в виде вложенных друг в друга шарообразных, ярко раскрашенных фигурок мифического старичка, придумал и сделал собственную разъемную куклу. Мастер раскрасил ее как крестьянскую женщину в ярком платке. Матрешка Малютина держала в руках темного кочета, была одета в вышитую рубаху, сарафан и белый нагрудник, на голове – платок. Внутрь вкладывалось еще 8 фигурок, на которых женские изображения чередовались с мужскими. Последняя была выполнена в виде спеленутого младенца. Первую матрешку мастер раскрасил гуашевой краской. Сейчас это изделие находится в Сергиево-Посадском музее. К какой категории игрушек с точки зрения педагогики относятся матрешки?

Во-первых, матрешка – это игрушка, развивающая первоначальные движения и восприятия. Она развивает зрительное восприятие и осязание, учит восприятию форм и цветов, способствует улучшению координации движений. Простая форма матрешки и экологичность делает ее отличной развивающей игрушкой для самых маленьких детей.

Во-вторых, матрешка относится к игрушкам, способствующим физическому развитию ребенка. Как и другие сборно-разборные игрушки, она тренирует мышцы рук и пальцев, способствует развитию мелкой моторики.

Кроме того, матрешка – это дидактическая игрушка. Данный тип игрушек способствует умственному и сенсорному развитию и обучению детей, расширению общего кругозора. Играя с матрешкой, ребенок решает задачу, которая заключена в самой конструкции игрушки – собрать и разобрать матрешку. В процессе игры развивается внимание и память малыша, растет сообразительность и наблюдательность.

ВЯЗАННАЯ КУКЛА относительно молодой вид рукоделия. Первое полотно датируется 16 веком. Первое письменное упоминание этого вида рукоделия найдено в мемуарах 1899г. Элизабет Грант – ирландской путешественницы того времени.

История возникновения вязания крючком свидетельствует: жители Китая и арабы также умели пользоваться загнутыми на концах палочками. Они владели техникой вязки, позволяющей создавать сложные многоцветные узоры.

В нашей стране вязание крючком появилось в 19 веке. Крестьянами чаще всего использовалась овечья шерсть, из которой вязали рукавицы, носочки, сапожки. Искусные мастерицы создавали кружева для отделки одежды и украшения скатертей, занавесок.

Постепенно вязаные изделия стали настолько популярны, что на них обратили внимание модные дизайнеры. На сегодняшний день вязанием крючком увлекаются люди различного социального статуса, возраста и пола.  В чем преимущество вязаных игрушек? Во-первых  в отличие от текстильных вязаные игрушки практичны в употреблении. Ребенок может мять, сосать, жевать такую игрушку без ущерба для нее. Они легко стираются, их внешний вид не портится от этого. Во-вторых, вязаная игрушка имеет ребристую структуру. Сжимая и разжимая ее, ребенок развивает мелкую моторику. А благодаря качественному наполнителю игрушка быстро возвращает свою форму. Они просто умилительные, смешные, милые, позитивные – не оставят равнодушными не только ребенка, но и любого взрослого.

 Кукла Барби Кукла выполняет важную функцию в процессе человеческой социализации. Кукла, как и игра с ней позволяет окунуться в мир и традицию игрыКукла воплощает в себе важную социально-образовательную функцию товарища, друга, объекта для общения, а в старшем возрасте является символом детства и памяти о нем. Для современного ребенка – это, в некотором роде, партнер для игр, объект любви, символ коллекционирования и подражания, а также объект для эмоционального общения. В. К. Лосев и А. И. Луньков одобрительно относятся к Барби, и считают, что она позволяет девочкам примерить на себя роль «красавицы», а пупсы и куклы- малыши, позволяют почувствовать себя мамой. Освоение этой роли на Эдиповой фазе (3-5 лет, для которой характерно возникновение у детей интереса к различиям полов, атрибутике своего пола, дает ощущение психосоциальной идентичности и уверенности в себе.

Основной этап .

 Сбор и расположение экспонатов на полках мини –музея.

Наиболее оптимальным размещения экспонатов мини-музея является

на разных уровнях: вертикальном и горизонтальным. Решить эту задачу

помогут стеллажи и настенные полочки, ширмы, стенды, столики разной

величины, тумбы.

Экспонат – главное наше «учебное пособие» в мини-музее, которое дети могут потрогать, пощупать. Мы учим, бережно относиться не только

к музейным предметам, но и вообще к природе, собственному дому, книге, игрушке.

Кроме того, экспонаты и дети должны говорить на одном языке. Задача эта

решается разными способами, один из которых привлечение к открытию

музеев родителей. Далее начинается работа с мини – музеем и экспонатами, показ презентации мини-музеев.

Исключительно важное место в работе мини-музея должны занимать экскурсии (занятия-экскурсии). И это вполне закономерно, так как музейная экспозиция и экскурсионный метод взаимосвязаны.

В основном этапе прошли мероприятия согласно перспективному плану.

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ПРОВЕДЕНИЯ ЗАНЯТИЙ

В МИНИ – МУЗЕЕ

месяц

содержание

участники

Март

Знакомство: с музеем; с названием музея; экспонатами музея.

Дети, воспитатели

Март

Что такое игрушка? Виды кукол? Материал?

Дети, воспитатели

Март

Познакомить с материалом: пластмасс. Учить детей аккуратно играть с пластмассовой игрушкой.

Дети, воспитатели

Март

Познакомить детей с материалом: фарфор Учить детей аккуратно играть с фарфоровой игрушкой.

Дети, воспитатели

Март

Познакомить детей с материалом: резина. Учить детей аккуратно играть с резиновой игрушкой.

Дети, воспитатели

Март

Знакомство детей с бумагой. Вызвать желание делать игрушки (кукла, одежда для куклы, совместно со взрослым) своими руками из бумаги.

Дети, воспитатели

Март

Познакомить детей с материалом: ткань. Учить детей аккуратно играть с мягкой игрушкой.

Дети, воспитатели

Март

Знакомство с интерактивной куклой «Маша». Учить бережному отношению к кукле.

Дети, воспитатели

Март

Познакомить детей с деревянными игрушками (Матрешка).

Дети, воспитатели

С родителями:

-Изготовление народных кукол .

-Изготовление паспорта мини-музея.

-Оформление мини-музея.

-Выпуск статей на тему - «Где появились куклы», «История тряпичной куклы».

- Консультация «Русская игрушка в эстетическом воспитании детей».

-Экскурсия по мини –музею.

Заключительный этап:

Итоговое мероприятие: «Моя любимая кукла».

(Дети рассказывали друг другу о кукле, которую они принесли в музей).

Подведение итогов выводы.

Благодаря мини – музею возможно построение развивающего вариативного образования, ориентированного на зону ближайшего развития каждого воспитанника и учитывающего психолого-возрастные и индивидуальные возможности и склонности. Мини-музей стал новой особой формой работы с детьми и родителями. Появилась возможность «погружения» детей в новую для них предметно-информативную среду, возможность сопереживания общих впечатлений с родителями, другими детьми и взрослым.

Проделанная нами работа показала, что коллекционирование приучает ребенка к аккуратности, усидчивости, работе с материалом, развивает любознательность и познавательную активность,  качества нужные для исследовательской работы, способствует развитию инициативности, креативности, коммуникативных и других базовых качеств личности.

Работа по созданию мини-музеев сплачивает воспитателей, родителей и детей. Родители начинают интересоваться педагогическим процессом, задают вопросы, предлагают помощь, в результате чего улучшаются партнёрские отношения с родителями, наблюдается рост духовно-нравственного воспитания детей.

ПЕРСПЕКТИВА РАЗВИТИЯ МИНИ-МУЗЕЯ

  • Подбор коллекций детских мультфильмов, детских художественных фильмов, научно-познавательных фильмов о игрушках.
  • Проведение экскурсий для других групп детского сада.
  • Написание книжек-малышек или большой книги о своих игрушках.

На базе мини-музея или с использованием его коллекций можно проводить образовательную деятельность по разным видам деятельности.

Бюджет проекта.

Ресурсы (бюджет проекта)

п/п

Статья расходов

Необходимо всего

Методическая литература

10000,00

Телевизор

14000,00

Куклы в народных костюмах

5800,00

Куклы тряпичные изготовленные своими руками

0,0

Куклы в сезонной одежде

3000

Куклы вязанные

6000

Мультимедийная система

83000,00

МФУ, цветной принтер

6500,00

Расходные материалы к МФУ

10000,00

Ламинатор

4000,00

Брошюровщик

3600,00

Фотоаппарат

9500,00

Видеокамера

16000,00

Альбомы и энциклопедии об истории кукол

3000,00

Музыкальный центр

5000,00

Видео пособия, обучающие диски

6000,00

Итого

Список литературы:

  1. Н. Рыжова, Л. Логинова, А. Данюкова «Мини – музей в детском саду»
  2. Журнал «Дошкольное воспитание»,№7/2011
  3. Проектная деятельность в детском саду: родители и дети», М.А. Захарова, Е.В. Костина, изд. Москва
  4. Коллекция увлечений: пособие для работников ДОУ/автор Н.А.Рыжова,2005


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

МИНИ – ПРОЕКТ «МЕДВЕДИ БЫВАЮТ РАЗНЫЕ»

среднесрочный фронтальный творческо-информационный проект для детей 5-6 лет о медведях....

Проект "Мини - музей народной куклы".

Мир народной  куклы чрезвычайно интересен и разнообразен. Нам сейчас сложно представить все богатство русской кукольной традиции, ведь она почти полностью исчезла из повседневного быта. Совр...

проект мини - музея "Мы милашки - куклы неваляшки"

проект мини - музея "Мы милашки - куклы неваляшки"...

Мини-проект ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА «Оденем куклу Дашу на прогулку»

ТЕМА МИНИ-ПРОЕКТА: «Одень куклу Дашу на прогулку» ПРОДОЛЖИТЕЛЬНОСТЬ МИНИ-ПРОЕКТА: краткосрочный УЧАСТНИКИ МИНИ-ПРОЕКТА: воспитанники  I младшей группы, родители, воспитатели группы....

Мини-проект ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА «Оденем куклу Дашу на прогулку»

ТЕМА МИНИ-ПРОЕКТА: «Одень куклу Дашу на прогулку» ПРОДОЛЖИТЕЛЬНОСТЬ МИНИ-ПРОЕКТА: краткосрочный УЧАСТНИКИ МИНИ-ПРОЕКТА: воспитанники  I младшей группы, родители, воспитатели группы....

Проект мини-музея тряпичной куклы

Беседы, консультации, мастер класс, паспорт музея....

Проект "Мини-музей тряпичной куклы"

Кукла занимает особое место в воспитании ребенка. Это та игрушка, которая больше всех отвечает потребностям его познавательной деятельности. Являясь образом человека, она позволяет играющему с ней реб...