КОНСУЛЬТАЦИЯ «А НАДО ЛИ НАКАЗЫВАТЬ ДЕТЕЙ?»
консультация

 Новицкая Ольга Вадимовна

 Консультация для Родителей о мерах наказания детей.

Скачать:


Предварительный просмотр:

 

 

КОНСУЛЬТАЦИЯ      

 

«А НАДО ЛИ НАКАЗЫВАТЬ ДЕТЕЙ?»

 

                                                             

                                                            Составил:

                                                                                     Педагог-психолог

                                                                                     Новицкая О.В.

 

Краснодар 2020 г

КАК ПРАВИЛЬНО НАКАЗЫВАТЬ ДЕТЕЙ

Принципы применения наказаний

В последние десятилетия популярностью среди родителей во всем мире пользуются подходы к воспитанию детей Б.Пока. Американский педиатр стал проводником идеи гуманного отношения к детям, требующего уважения и признания их естественных потребностей, исключающего наказания.

Однако при привлекательности такого принципа все чаще звучат голоса, обвиняющие Б. Спока в том, что с его помощью было выращено целое поколение непочтительных, непослушных и безответственных детей. Как пишет в своей книге «Непослушный ребенок» соотечественник Б. Спока психолог Д. Добсон, в последние годы известный педиатр серьезно пересмотрел свои взгляды на воспитание в пользу необходимости твердой дисциплины. Он пришел к выводу, что безграничная снисходительность родителей, потакание детским прихотям не только не позволяет избегать конфликтов, но и делают их неизбежными. У детей не формируется представление о границах дозволенного, складывается эгоистичное и неуважительное отношение к другим людям. Сказанное вовсе не означает призыв к палочной дисциплине и жестокости. В этой же книге Д Добсон формулирует шесть основных принципов, опираясь на которые родителям следует решать для себя вопрос о наказании детей:

1. Установить границы, затем требовать их соблюдения. Сами родители должны для себя определить, чего он хотят, а чего не хотят. Ребенок, в свою очередь, тоже должен знать, что приемлемо в его поведении, а что нет. Только при таком условии наказание будет восприниматься им как акт справедливости. Иными словами, не установив правила, родители не могут требовать их исполнения.

2. Отвечать уверенно и решительно на вызывающее поведение.

Если ребенок демонстрирует явное неповиновение, идет на открытый конфликт, необходимо решительно и уверенно «принять бой». Беспомощность взрослого лишает его авторитета в глазах детей.

3. Отличать детское своеволие от безответственности.

Это означает, что ребенка нельзя наказывать за непреднамеренный поступок. Если он забыл выполнить просьбу взрослого или просто не понял его требования, не следует его наказывать. Нельзя предъявлять к детским памяти и интеллекту такие же требования, как к взрослым. Детская безответственность – совсем не то же самое, что злостное непослушание, она требует более терпеливого отношения.

4. Прибегнуть к утешениям и объяснениям, когда конфликт исчерпан.

Ребенок почти всегда тяжело переносит наказание. Он чувствует одновременно свою вину, растерянность, покинутость. После исчерпания срока наказания следует восстановить с ним мирные отношения. Для этого можно обнять ребенка, приласкать, сказать, что он по-прежнему любим и, что наказывать его было не приятно. Нужно еще раз объяснить, почему он наказан и как ему следует вести себя в следующий раз.

5. Не требовать невозможного. Родители должны быть уверенны в том, что ребенок в действительности может исполнить то, что ребенок в действительности может исполнить то, что от него требуется. Нельзя наказывать его за то, что он намочил постель или сломал часы, с которыми они сами дали ему поиграть. Наказание в данном случае может спровоцировать неразрешимый внутренний конфликт ребенка.

6. Любовь, как руководство к действию.

Промахи, ошибки и конфликты неизбежны в любом воспитательном процессе. Мерилом здоровых отношений с детьми являются любовь, теплота, искренняя забота. Только они могут оправдать необходимость строгости и дисциплины.

Как видно, описанные принципы сужают область применения наказаний и основываются на любви и ответственности родителей за будущее детей.

Наказание маленьких детей.

Наказание в психологии означает действие, которое совершается с целью уменьшения (по крайней мере, временно) вероятности того, что какое-либо поведение наказанного повторится. Предполагаемая цель наказания – побудить человека не вести себя определенным образом.

Если наказания никак нельзя избежать, оно должно следовать сразу же за проступком. Детская память коротка. Родителю, решившему по возвращению, домой вечером, отшлепать провинившегося днем ребенка, следует иметь в виду, что его праведный гнев он не поймет. Калейдоскоп событий дня к тому времени уже сотрет из детской памяти дневное происшествие, и наказание не вызовет в нем ничего, кроме обиды.

Дети в возрасте от года до полутора лет, стремясь исследовать все, что их окружает, нередко портят вещи и даже наносят вред сами себе. Прежде, чем сердиться, нужно вспомнить, ими движет познавательная потребность, а не сознательное стремление навредить или сделать кому-то назло. Не возможно, требовать от полуторагодовалого ребенка того, чтобы он вел себя, как пятилетний, помнил и выполнял все требования. Нельзя его наказывать за такое поведение, которое естественно вытекает из потребности в познании окружающего мира. В противном случае он может вырасти вялым и малоинициативным.

Ко многим потерям следует относиться философски, спокойно, потому что они неизбежны. Большинство из них не сложно предотвратить. Когда малыш с размаху бросает на пол хрупкую чашку, и она со звоном разбивается в дребезги, он удивляется, пугается и расстраивается. Было бы лучше не давать ребенку столь хрупкий предмет ил заменить его эмалированной кружкой. Однако, когда несчастье уже случилось, непонимающая состояния малыша мать может начать ругать его, говоря, к примеру, что у него больше никогда не будет такой красивой чашки. Тем самым она в качестве наказания пытается внушить ему чувство вины, мешающее жить не только взрослым, но и детям. Вместо этого можно было бы сказать ребенку: «Ты видишь, хрупкие предметы разбиваются, если падают. Постарайся держать чашку крепче, а лучше давай возьмем более прочную чашку, которая не бьется».

Объясняя причины событий, родители учат маленьких детей предусматривать последствия их действий и понимать связь различных, пока еще разрозненных в их сознании явлений.

Проблема несправедливых наказаний.

Справедливым можно назвать такое наказание, которое ребенок получает, нарушая правила, хорошо ему известные, обдуманные родителями и обсужденные с ним. При несправедливом наказании ребенок не понимает его смысл и чувствует искреннюю обиду, а родители – вину.

Каждый случай плохого поведения ребенка индивидуален. Даже при внешнем сходстве, подобные случаи могут иметь различные основания.

Правила наказания детей.

Если ребенок уверен, что может натворить что угодно и ему за это ничего не будет, то он не научится различать границы между добром и злом, между собственным довольствием и чужой болью. Наказывать необходимо – в некоторых случая только этот метод позволяет ребенку почувствовать границы дозволенного, сохранить родительский авторитет и воспитать в нем ответственность. Приведем правила, которым родители должны следовать, наказывая ребенка.

Как правильно наказывать ребенка.

1. Любое наказание должно быть справедливым.

2. Даже будучи наказанным, ребенок должен быть, уверен в том, что он не останется без родительской любви, его по-прежнему любят.

3. Ни одно наказание не должно лишать ребенка возможностей для удовлетворения биологических и физиологических потребностей.

4. Ребенок должен знать, за какие проступки последует наказание и в какой форме.

5. Наказание ребенка должно носить временный характер. Например: «Ты лишаешься возможности играть в компьютер ровно на три дня».

6. Наказание должно касаться только поведения или конкретного поступка ребенка, а не его личности. Следует избегать оскорблений и приклеивания ярлыков.

7. При наказании ребенка напоминать ему о его прежних проступках. Следует говорить с ним только о том, за что он наказан именно сейчас.

8. Нужно быть последовательным в требованиях, предъявляемых ребенку. Не следует прибегать к наказаниям от случая к случаю.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей: «Надо ли наказывать детей»

Для родителей, учителей, воспитателей проблемы наказания, особенно физического, всегда были захватывающей и бесконечной темой для обсуждения. Наказание — это самая крайняя мера, которая п...

Надо ли наказывать и ругать детей?

Надо ли наказывать и ругать ребенка? Наверное, каждый второй родитель ответит: "Нет". И в то же время каждый из нас порой застает себя именно за этим занятием. Почему же мы ругаем и, увы, наказываем н...

Консультация для родителей "Надо ли наказывать ребенка или можно обойтись без наказаний?"

Для того, чтобы маленький человек стал взрослым, ему необходимо пройти определенные ступени развития и узнать, "что такое хорошо и что такое плохо". И в этом процессе родители играют огромную роль. Им...

Консультация для родителей "Надо ли наказывать детей"

Надо ли наказывать детей? всегда стоит такой вопрос,и все по разному на него отвечают.Кто-то да,потому-что многие дети  понимают только наказание и оно как мера за провинность,некоторые нет,потом...

Консультация для родителей «Надо ли наказывать детей?»

Цель: педагогическое просвещение родителей...

"Надо ли наказывать детей?" советы родителям.

Как поступать, когда малыш нарушает правила поведения, а иногда и протестует против них? Какими принципами должны руководствоваться родители, воспитывая своего ребенка......

Консультация для родителей: «Надо ли наказывать детей»

Наказание — это самая крайняя мера, которая применяется по отношению к детям только в тех случаях, когда все остальные способы для установления дисциплины оказались недействительными.Для родител...