Консультация для педагогов
консультация

Абубакирова София Гарифовна

Как используется логоритмика в музыкальном развитии детей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya.docx20.06 КБ

Предварительный просмотр:

Логоритмика в музыкальной деятельности детей.

   

 Весь мир живёт по законам ритма. Смена времён года, день и ночь, сердечный ритм и многое другое подчинено определённому ритму. Любые ритмические движения активизируют деятельность мозга человека. Поэтому с самого раннего детства рекомендуется заниматься развитием чувства ритма в доступной для дошкольников форме- ритмических упражнениях и играх.

      Логопедическая ритмика - комплексная методика, включающая в себя средства логопедического, музыкально-ритмического и физического развития. Три кита, на которых стоит логоритмика,- это движение, музыка и речь. Поэтому логоритмика широко используется на музыкальных занятиях и в повседневной жизни дошкольников, т.к. любое ритмическое движение мы обязательно сочетаем с речью, т.е. мы показываем, параллельно объясняем словами выполнение движения.

     В музыкальном развитии используются следующие элементы логоритмики: пальчиковая гимнастика, песни и стихи, сопровождаемые движением рук; на развитие мелкой моторики, плавности и выразительности речи, речевого слуха и речевой памяти используются музыкальные и музыкально- ритмические игры с музыкальными инструментами; на развитие внимания, умения ориентироваться в пространстве, развитие чувства ритма используется логопедическая (артикуляционная) гимнастика, на развитие певческих данных вокально- артикуляционные упражнения, чистоговорки; упражнения на развитие мимических мышц; коммуникативные игры и танцы.

      На музыкальном занятии музыкально-ритмическим движениям уделяется достаточно времени, это начало занятия, где дети учатся выполнять какое-то движение, или разучивают элемент танца, и конец занятия, где непосредственно мы разучиваем танцы, хороводы, флешмобы, играем в подвижные музыкальные игры. Хочется немного заострить внимание на некоторых методиках, используемых в работе музыкального руководителя. Методика, разработанная отцом и дочерью Железновыми, в её основе лежит сочетание музыкально-игровых упражнений с детьми от 6 мес. до 6 лет. Занятия нацелены на всестороннее развитие детей средствами музыки: речи, внимания, памяти, моторики, коммуникативных способностей.  Я в своей работе использую эту методику с детьми раннего и младшего возраста, дополняю занятия игровыми упражнениями. Эта форма работы подразумевает использование как традиционных приёмов, так новых: использование фонограмм. Такую методику, специально разработанную в рамках программы «Музыка вместе с мамой», я рекомендую родителям в домашних условиях. Примерный перечень упражнений под музыку включает в себя пробуждение, массаж, пальчиковые игры, выполнение простых движений и рекомендован к выполнению ежедневно по 7-10 мин. Всё, что нужно это наличие музыкальных фонограмм. С детьми среднего и старшего возраста, существует подборка коммуникативных танцев и упражнений А.Бурениной «Ритмическая мозаика», а также есть сборник Челябинского композитора Е.Попляновой «Палочки-скакалочки», где представлены песенки-упражнения. Методика Т.Боровик «Звуки, ритмы и слова», где за основу берётся ритмизованная речь, как средство развития музыкального слуха. И «Двигательное двухголосье», где педагог дирижирует, а ребёнок повторяет за ним.   Это только часть материала, который можно использовать.          

  Занятия по логоритмике будут полезны не только детям с определенными речевыми нарушениями, но и детям, которым нужно развить уверенность в себе, научиться контролировать свое тело, уметь правильно и четко выражать свои мысли и чувства. Логоритмика тесно связана с театральной деятельностью, потому что эти два направления тесно переплетаются. Ведь в театральной деятельности есть такое понятие как, сценическая речь, включающая элементы театральной деятельности. А именно:
1. Правильное дыхание
2. Развитие дикции и артикуляции.
3. Выразительная речь: интонация и словесное действие.
4. Искусство общения.
5. Образность и культура речи.
   И есть такое понятие как ритмопластика. Это простыми словами, умение ритмично двигаться, в театральной деятельности дети учатся пластично двигаться, через движение под музыку детишками разыгрываются разнообразные эмоциональные состояния, образы, сценки, сюжеты. При этом у ребенка развиваются не только двигательные навыки, но и осмысление музыки и ее выражение через тело с подключением эмоционально-чувственной сферы, т. е. актерские способности. Кроме того, это музыкально-ритмический психотренинг. «Музыкальный» означает, что ребенок учится двигаться и владеть своим телом под музыку, «ритмический» - значит, что ребенок осуществляет движения в такт музыке, в соответствии с заданным ею ритмом, а психотренинг подразумевает, что у малыша одновременно с «мастерским» владением собственным телом тренируются все психические процессы. Это и восприятие, и внимание, и память, и эмоции, и чувства, и мышление, и речь, творческие способности и воображение, музыкальные способности, мышцы и координация движений, подвижность и способность сознательно управлять своим телом. Ребенок приобретает ценнейшее для будущей жизни умение держать спину, у него появляется красивая осанка, выправляется и становится изящной походка, а помимо удовольствия от занятий он приобретает еще и здоровье. У нас в детском саду работает театральный кружок, руководителем, которого я являюсь. И сейчас немного подробнее хочется рассказать, как мы занимаемся с детьми. В начале обучения дети знакомятся с понятием «Театр», что оно в себя включает. Мы учимся правильно и чётко говорить, работаем над дикцией, посредством скороговорок, стихов, упражнений. Разыгрываем этюды и сценки. Например, по стихотворению В.Лунина «Сучок на тропинке» дети самостоятельно выбирают как им двигаться, жесты, мимику, походку и повадки персонажей (предложить участникам семинара)

Тренди-бренди, тренди бредь! По тропинке шёл медведь,

По тропинке шёл медведь, на малину поглядеть.

На сучок ногою встал, поскользнулся и упал.

Растянулся –испугался, что в капкан ногой попался,

С перепугу задрожал, подскочил и убежал.

Видно трусом был медведь,

Тренди-бренди, тренди-бредь!

Трали-вали чудеса, по тропинке шла лиса,

По тропинке шла лиса и глядела в небеса.

На сучок ногой ступила, поскользнулась и завыла.

Хвать его, что было силы –только лапу занозила!

Ох, и злой ушла лиса, трали-вали чудеса!

Стуки-стуки, стуки-стук, по тропинке шёл барсук,

По тропинке шёл барсук, наступил ногой на сук.

Поскользнулся, растянулся, встал на ноги отряхнулся,

Почесал в раздумье спинку, отодвинул сук с тропинки,

И пошёл себе барсук, стуки-стуки, стуки-стук!

«По дороге домой» С.Погореловского.

Простясь до завтра с детским садом, шагает дочка с мамой рядом.

Но вот заныла на пути: -устала я шагать-идти.

-Зачем шагать, сказала мать?,-попробуй зайцем поскакать.

-Теперь попробуй, покажи-ка, как семенит в норе ежиха…

-Теперь, как бегает щенок. Ух, как стремглав, не чуя ног.

-Как за птенцом крадётся кошка? Не слышно, вкрадчиво, сторожко.

-А как ступает слон большой? Трясутся стены дома!

-А как бельчонок? Но постой! Вот мы уже пришли домой.

Ещё можно предложить детям показать с помощью движений небольшую сказку, в начале распределяют роли, каких героев дети будут изображать. Сказка «Зайчик и ёжик», дети изображают солнышко, тучку, деревья, снежинки, зайчика и ёжика, птиц. Педагог рассказывает сказку, а дети в это время показывают.

 

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для педагогов на тему: «Двигательная активность – основа психологического здоровья ребенка» Консультация для педагогов на тему: «Двигательная активность – основа психологического здоровья ребенка»

Снижение двигательной активности отрицательно сказывается не только на физическом развитии, но и на физическом и психическом здоровье взрослого и ребенка....

Консультация для воспитателей в детском саду «Взаимоотношение педагога и детей в процессе игры» консультация для педагогов

Консультация для воспитателей в детском саду«Взаимоотношение педагога и детей в процессе игры» консультация для педагогов...

Консультация для педагогов «Развиваемся и учимся играя»Консультация для педагогов «Развиваемся и учимся играя»

Мы не однократно слышали о эффективной системе развивающих игр для детей созданной известными педагогами Никитиными, родителями семерых детей, создателями принципиально новой системы воспитания и оздо...

Конспект консультации для педагогов ДОО «Использование технологии «Портфолио педагога» для организации процесса аттестации педагога ДОО».

Конспект консультации для педагогов ДОО «Использование технологии «Портфолио педагога» для организации процесса аттестации педагога ДОО»....

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ на тему "Коммуникативная компетенция педагога. Речевой этикет в профессиональной деятельности воспитателя. Требования к речи педагога как средству общения, пути её совершенствования."

Воспитатель для дошкольника - первый человек после родителей, обучающий его правилам жизни в обществе, расширяющий его кругозор, формирующий его взаимодействие в социуме. На педагоге лежит огромная от...

Консультация для воспитателей в детском саду «Взаимоотношение педагога и детей в процессе игры» консультация для педагогов

Консультация для воспитателей в детском саду «Взаимоотношение педагога и детей в процессе игры» консультация для педагогов....